История космонавтики

Автор Димитър, 13.02.2024 12:32:20

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Streamflow

Но самое главное, на мой взгляд, представлен набор более или менее известных фактов, иногда довольно интересных (фейки, кажется, удалены), но абсолютно ничего не говорится о том, что сделало эту историю такой. как она была.

В программе "Аполлон", на мой взгляд, - это "Нова", "трасса Кондратюка" и Джон Хуболт, самый глубокий кризис программы, начавшийся в июне 1962 года и связанный с неожиданным возникновением высокочастотных автоколебаний в незаменимом ничем её элементе - двигателе F-1 (хотя, тогда считалось, что эта проблема была преодолена за дюжину лет до этого), опять же неожиданное появление автоколебаний тип "пого" в апреле 1968 года (им тогда просто повезло, что процесс не стал абсолютно разрушительным)...

В советской программе - это, в первую очередь, те же высокочастотные автоколебания в камерах сгорания двигателей, висевшие дамокловым мечом в течение 40 - 45 лет над ничего не понимавшим в этом деле Глушко, который в тому же всеми своими немалыми силами препятствовал другим ОКБ решать эту проблему и дискредитировал уже достигнутые решения. Над советским космическим ракетостроением (то есть над двигателями, не использующими  высококипящие компоненты топлива) этот призрак нависал десятилетия, а когда морок развеялся, насколько я могу судить, в основном, благодаря информации из-за океана, уже никому ничего стало не нужно.

Димитър

Цитата: Шамс от 24.02.2024 03:59:23Не было отмененного полета. Экипажи завершили подготовку в январе 1970 года.
Тогда как быть с письмом к руководству стране, о котором все пишут ? Было после прекращения программы? Или сразу после января 1970 ?

Димитър

Цитата: Streamflow от 24.02.2024 09:24:11Очень кратко. России и русских тогда не было
Американцы так выражались. Понятно же, что имелся ввиду СССР

Прочее ошибки попытаюсь исправить

Димитър

Цитата: Streamflow от 24.02.2024 10:16:08но абсолютно ничего не говорится о том, что сделало эту историю такой. как она была.
Здесь только короткое изложение основных фактов. Будет возможность, позже постараюсь расширить.

Димитър

Цитата: Streamflow от 24.02.2024 09:24:11прпи старте реактивная струя сбила американский флаг на поверхность.
Олдрин сам рассказал, что увидел в свой иллюминатор, как под воздействием реактивной струи полетели в разные стороны мелкие куски теплоизоляции посадочной ступени и упал установленный ими флаг. Из-за этого все следующие экспедиции устанавливали флаг подальше от лунного модуля. 

simple

Цитата: Streamflow от 24.02.2024 09:24:11России и русских тогда не было ???
вот это поворот

Streamflow

Цитата: Димитър от 24.02.2024 20:21:47Олдрин сам рассказал, что увидел в свой иллюминатор, как под воздействием реактивной струи полетели в разные стороны мелкие куски теплоизоляции посадочной ступени и упал установленный ими флаг.
Я не спорю, наоборот, узнал для себя что-то новое :)

Спасибо.

Streamflow

Цитата: simple от 24.02.2024 20:22:30вот это поворот
Вы, теперешние жители России не знаете или не помните ничего. России как таковой не было, а русские были частью новой социальной общности - советского народа. Всё это - разумеется в политическом и идеологическом аспекте. РСФСР - это не Россия, а формально выделенная часть СССР, не обладающая никакими правами и возможностями политического субъекта.

Streamflow

Цитата: Димитър от 24.02.2024 20:11:08Американцы так выражались. Понятно же, что имелся ввиду СССР
Мало ли кто как выражался. Если это история - то надо придерживаться исторической терминологии.

Бертикъ

Цитата: Streamflow от 24.02.2024 21:22:32
Цитата: simple от 24.02.2024 20:22:30вот это поворот
Вы, теперешние жители России не знаете или не помните ничего. России как таковой не было, а русские были частью новой социальной общности - советского народа. Всё это - разумеется в политическом и идеологическом аспекте. РСФСР - это не Россия, а формально выделенная часть СССР, не обладающая никакими правами и возможностями политического субъекта.
А Вы, похоже, прошлый житель? Так может лучше Вам рассуждать о своей нынешней стране? А мы уж как-нибудь сами разберемся.
 Тем более, что Вы имеете весьма скудное знание об СССР и месте РСФСР в нем.
Как много мы знаем, и как мало мы понимаем. © А.Эйнштейн

Streamflow

Я - житель невидимого града Китежа. А, вы Бертикъ (под потомка Альберта Эйнштейна, что ли косите?) любую шутку всегда превращаете в свару?

simple

Цитата: Streamflow от 24.02.2024 21:22:32
Цитата: simple от 24.02.2024 20:22:30вот это поворот
Вы, теперешние жители России не знаете или не помните ничего. России как таковой не было, а русские были частью новой социальной общности - советского народа. Всё это - разумеется в политическом и идеологическом аспекте. РСФСР - это не Россия, а формально выделенная часть СССР, не обладающая никакими правами и возможностями политического субъекта.
вы какуюто чушь пишите

Streamflow

Похоже, вы так считаете, потому что плохо понимаете русский язык.

simple

Цитата: Streamflow от 24.02.2024 22:22:10Похоже, вы так считаете, потому что плохо понимаете русский язык.
как говорится - у кого че болит
объясняю на пальцах, как на русском будет - Россия Республика - Российская Республика - в РСФСР первое означает Россия остальное модификаторы и все это согласно языку образует - Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика. РСФСР имела конституцию и была государством, Значит разобрались Россия была. На территории РСФСР и не только, проживает этническая группа - русские.  Значит разобрались русские были.

Димитър

#94
Тем временем исследование космоса продолжалось с помощью AMС.
27 августа 1962 года был запущен Маринер-2. В декабре он пролетел в 34 700 км от поверхности Венеры и передал данные о ней. Таким образом, «Маринер-2» стал первым АМС, проведшим исследования другой планете.
В ноябре 1964 года «Маринер-4» передал первые снимки Марса, пролетавшего мимо планеты.
3 февраля 1966 года «Луна-9» совершила первую мягкую посадку на Луну. 31 марта 1966 года «Луна-10» стала первым искусственным спутником Луны.
1 марта 1966 года Венера-3 стала первым АМС (хотя и уже неработаящей), достигшим поверхности другой планеты.
12 июня 1967 года начала полет АМС «Венера-4». Станция состояла из посадочного модуля и орбитального аппарата, который передает данные с посадочного модуля на Землю. В то время считалось, что атмосферное давление на поверхности Венеры составляет около 10 атм, поэтому посадочный модуль был рассчитан на давление до 20 атм. Поэтому он не достиг поверхности, но передает данные, по которым стало возможно рассчитать реальное давление – до 100 атм.
15 декабря 1970 года спускаемый аппарат Венеры-7 совершил первую мягкую посадку на планету.
30 мая 1971 года «Маринер-9» стал первым спутником Марса и провел первое картографирование планеты.
В ноябре 1970 года «Луна-17» доставила на Луну первый луноход.
27 ноября 1971 года «Марс-2» совершил первую жесткую посадку на Марс, а 2 декабря «Марс-3» совершил первую мягкую посадку.
В феврале 1972 года «Луна-20» впервые доставила образцы лунного грунта в автоматическом режиме.
2 марта 1972 года к Юпитеру был запущен «Пионер-10». Станция стала первым космическим кораблем, успешно пролетевшим мимо планеты в декабре 1973 года.
Пионер-11 был запущен 6 апреля 1973 года. В декабре 1974 года он исследовал Юпитер и продолжил полет к Сатурну.
Маринер-10 - 3 ноября 1973 года взял курс на Венеру и Меркурий. Он стал первым космическим кораблем, исследовавшим Меркурий.
В июне 1975 года «Венера-9» передала первые фотографии поверхности Венеры.
9 августа 1976 года стартовала последняя миссия на Луну — советская «Луна-24». Следующий был только в 1990 году - японский Hiten.
Космонавтика на службе человечества (Практическая космонавтика?)
Со времен первых спутников ученые задумывались о практической пользе космоса для человека на Земле.
Первыми были запущены спутники наблюдения Земли. Естественно, как и спутники связи, они впервые использовались военными – в разведывательных целях. 28 февраля 1959 года с территории США был запущен первый спутник фоторазведки «Корона». СССР ответил в 1961 году спутниками «Зенит», о которых я уже упоминал.
Однако быстро началось и гражданское использование спутников наблюдения Земли, особенно метеорологических.
Первой в мире спутниковой навигационной системой стала американская Transit. Первый спутник «Транзит-1Б» совершил полет 13 апреля 1960 года. Система была введена в эксплуатацию в 1964 году, обеспечивая навигацию американских подводных лодок и запускаемых ими ракет «Поларис». В 1967 году система была открыта для коммерческого использования, и численность гражданских пользователей быстро превысила численность военных. В СССР спутниковая навигация имеет противников, предпочитающих методы радиоастрономии. Поэтому серьезная работа по этой теме началась только в 1964 году, когда россияне узнали о системе «Транзит». Советская система называется «Циклон». Первый спутник системы был запущен в 1967 году, в 1971 году система была принята в опытную эксплуатацию, а окончательная приемка вооружения состоялась в 1976 году.
Одной из возможностей использования спутников является осуществление радиосвязи между удаленными объектами. 12 августа 1960 года специалисты США вывели надувной аэростат на орбиту высотой 1500 км. Этот спутник получил название «Эхо-1». Его металлизированная оболочка диаметром 30,5 м выполняла функцию пассивного ретранслятора. В 1964 году за ним последовал «Эхо-2» диаметром 41,1 м. Но даже на такой высокой орбите земная атмосфера замедляла движение огромных, но легких спутников. На них также повлияло давление солнечных лучей. Эхо-1 сгорел в атмосфере Земли в 1968 году, а в 1969 году его последовал Эхо-2. Все страны перешли на использование активных ретрансляторов.
10 июля 1962 года на орбиту был выведен первый в мире действующий спутник связи «Телстар». Он обеспечивал двустороннюю телефонную связь по 60 каналам или трансляцию одной телепрограммы. 20 августа 1964 года 11 стран (исключая СССР) подписали соглашение о создании международной организации спутниковой связи Интелсат (Международная организация спутниковой связи). В СССР на тот момент существовала собственная разработанная программа спутниковой связи, по которой 23 апреля 1965 года был успешно запущен спутник связи «Молния-1».
Syncom-3, запущенный 19 июля 1964 года, стал первым геостационарным спутником связи. Syncom-3 вышел на геостационарную орбиту без движения с севера на юг, благодаря чему с земли он выглядел как неподвижный объект в небе. Для большинства стран ГСО оказалась лучшим вариантом для спутников связи, поскольку наземные антенны не обязательно должны быть мобильными.
Но СССР - северная страна, большая часть территории которой недоступна для связи по ГСО. Поэтому россияне использовали высокоэллиптическую орбиту с максимальной высотой более 40 000 км и наклонением 63,4 градусов. Трех спутников на такой орбите достаточно, чтобы обеспечить непрерывную связь над северным полушарием. На практике россияне используют 4 пары спутников на расстоянии 90 градуса друг от друга. Такая орбита получила название «Орбита Молния» по имени спутников связи, которые ее использовали.
6 апреля 1965 года в рамках программы Intelsat был запущен первый коммерческий спутник связи Early Bird производства корпорации COMSAT. При полосе пропускания 50 МГц он мог обеспечивать до 240 телефонных каналов. В любой момент времени соединение могло быть установлено между наземной станцией в США и только одной из трёх наземных станций в Европе (в Великобритании, Франции или Германии), которые были соединены между собой кабельными линиями.
Первые инициативы по использованию спутников в экономических целях были исключительно государственными. Частные компании участвовали в качестве исполнителей госконтрактов или организаторов коммерческого использования спутников, принадлежащих государственным организациям.
Первые спутники были построены по уникальной конструкции. По мере развития технологий несколько спутников начали строиться по единой схеме стандартных платформ. Считается, что первой спутниковой платформой был  ДС-У. Унифицированный конструктив (с тремя вариантами систем энергоснабжения и ориентации)  с набором служебной аппаратуры, а ПН - разная в зависимости от задачи. Вот и "платформа". Первый полёт ("Космос-93", ДС-У2-В) в 1965. Первой стандартизированной конструкцией спутниковой платформы на Западе стала HS-333, а первый спутник на нее - геостационарный спутник связи Anik 1, запущенный в 1972 году.
Другие страны
Франция стала третьей страной после СССР и США, запустившей на орбиту собственный спутник с помощью собственной ракеты. 26 ноября 1965 года она запустила спутник «Астерикс» французской ракетой «Диамант» с космодрома Хамагир в Алжире.
За ней в 1970 году последовала Япония со своей ракетой «Лямбда-4С» и чуть позже Китай с ракетой «Чанчжэн-1» (CZ-1).
Великобритания построила свой первый спутник еще в 1962 году, но эго запустили США. Англичане успешно запустили свою ракету-носитель лишь 28.10.1971 года, когда с космодрома Вумера в Австралии ракетой «Черная стрела» запустили спутник «Просперо».
Пожалуй, следует также упомянуть Италию, которая не создала собственную ракету, но построила собственный космодром – платформу Сан-Марко в Индийском океане у берегов Кении. Отсюда в 1967 году с помощью американской ракеты «Скаут» на орбиту был выведен итальянский спутник «Сан-Марко-2» (Сан-Марко-1 был запущен уже в 1964 году США). Первый морской старт!
Учитывая, что создание космической ракеты сложно и дорого, страны Европы решили объединить свои усилия. Европейский Союз (тогда Европейское экономическое сообщество) создал ELDO (Европейскую организацию по разработке ракет-носителей). Организация возникла в 1961 году, когда Великобритания и Франция решили совместно разработать космическую ракету, и к этому плану присоединились другие европейские страны. Ракета получила название Европа. Местом запуска была Вумера в Австралии. Но затея провалилась. Проект был свернут в 1972 году после 6 неудачных пусков.
В 1975 году было создано ЕКА, которое начало проект новой ракеты-носителя – «Ариана».
За первый период истории космонавтики сделали свои спутники:
Канада - 1962 г.
Австралия - 1967 г.
ЕС – 1968 г.
ФРГ – 1969 г.
Польша – 1973 г.
Нидерланды и Испания – 1974 г.
Космическое право
Бурную деятельность в космосе пришлось регулировать. Это привело к появлению новой области права – международного космического права. Его основой стал Договор по космосу. Первоначально он был подписан США, СССР и Великобританией 27 января 1967 года. По состоянию на 2022 год участниками договора являются 112 стран, 23 страны подписали его, но не завершили ратификацию. Среди них все страны, ведущие более-менее серьезную космическую деятельность.
Договор содержит:
Запрет размещения оружия массового поражения в космосе.
Запрет на космические испытания нового оружия, создание военных баз и проведение военных маневров в космосе.
Ни одна страна не может владеть космическими телами или их частями. Государствам принадлежат только те объекты, которые они отправили в космос, а космос принадлежит всему человечеству. Недавно этот пункт договора был оспорен США.
В 1968 году Договор по космосу был дополнен Соглашением о спасении космонавтов и возвращении объектов. Каждая страна, на территории которой приземляется космический обект (корабль), обязана предпринять усилия по спасению людей, если они есть на объекте, и вернуть их в страну, запустившую объект, вместе с самим объектом или его остатками. Затраты на эту операцию должна компенсировать страна, которой принадлежит объект.
В 1972 году была подписана Конвенция об ответственности за ущерб, причиненный другому государству упавшими на ее территорию космическими объектами.
В 1976 году была принята Конвенция о регистрации космических объектов. Согласно конвенции, каждая страна обязана сообщать о каждом запущенном ею в космос объекте с указанием времени и места запуска, орбиты объекта и его назначения.

Шамс

Цитата: Димитър от 24.02.2024 19:52:18
Цитата: Шамс от 24.02.2024 03:59:23Не было отмененного полета. Экипажи завершили подготовку в январе 1970 года.
Тогда как быть с письмом к руководству стране, о котором все пишут ? Было после прекращения программы? Или сразу после января 1970 ?
Об этом письме писал и я. По прошествии многих лет я уже не помню кто из космонавтов об этом нам рассказывал.
Самого письма никто никогда не видел, Каманин тоже о таком письме не сделал запись в своих дневниках.
Сейчас я всё более склоняюсь к мысли, что кто-то из космонавтов в 90-е годы запустил эту байку.

Iv-v

Тексты топикстартера являются хорошей иллюстрацией к объяснению понятия "дискурс".) 
Вроде русскими словами написано, и по содержанию в основном верно, но когда читаешь, такое впечатление, будто это инопланетянин написал.) 
73!

hlynin

Цитата: Шамс от 25.02.2024 01:06:03Самого письма никто никогда не видел, Каманин тоже о таком письме не сделал запись в своих дневниках.
Сейчас я всё более склоняюсь к мысли, что кто-то из космонавтов в 90-е годы запустил эту байку.
Да. Это миф. Вряд ли это придумали космонавты. Скорее кто-то из жерналюг в годы перестройки

Димитър

Цитата: Iv-v от 25.02.2024 08:30:57такое впечатление, будто это инопланетянин написал.) 
Тсссс! Не выдавайте секрет !

Димитър

#99
Второй период - Мода на челноки: 1975-1991 гг.
  Спейс Шаттл
После завершения лунной гонки СССР отказался от дальнейших попыток обогнать США, и это вызвало некоторое успокоение в Америке. Бюджет НАСА начал неуклонно сокращаться. Страны уже начали считать деньги, потраченные на космонавтику, и избегать чрезмерных рисков. Если в 1966 г. бюджет НАСА составлял 4,4% федерального бюджета, то в 1970 г. он упал ниже 2%, а в 1975 г. - 1%, после чего оставался около этого значения вплоть до распада СССР. Но вражда и соперничество между двумя сверхдержавами продолжались, и они стремились не допускать другим далеко опередить их в каждой отдельной области. На первый план вышли военные ведомства, имевшие самые большие бюджеты. А космос предлагал военным множество возможностей – спутники-разведчики, спутники связи и навигации, спутники для проверки и уничтожения спутников противника.
В гражданской космонавтике все ожидали начала реализации трёх суперпроектов:
- полет человека на Марс
- создание обитаемой базы на Луне
- строительство крупной орбитальной станции – прообраза будущих поселений в космосе
Но власти США оказались не готовы к таким огромным затратам. Постепенно укрепилось мнение, что сначала следует создать дешевѝй многоразовый носитель для доставки грузов и людей на орбиту, а затем приступать к трем крупным проектам.
Еще в 1960-х годах НАСА рассматривало различные проекты многоразовых космических носителей, которые позволили бы значительно снизить стоимость запуска в космос. После окончания программы «Аполлон» было решено приступить к созданию такого носителя. В конце концов НАСА остановилось на проекте, получившем название «Спейс Шаттл». Одним из инициаторов и борца за проект был бывший начальник Вернера фон Брауна в Пенемюнде — Вальтер Дорнбергер. В январе 1972 года президент Ричард Никсон утвердил проект шаттла, а в марте НАСА приняло окончательное решение по его дизайну.
Военные потребовали, чтобы шаттл мог перевозить 29-30 тонн полезной нагрузки, возвращать на Землю до 14,5 тонн и иметь размеры грузового отсека длиной 18 метров и диаметром 4,5 метра. Таковы были габариты и масса новых спутников оптической разведки КН-11, на базе которых также был создан телескоп «Хаббл». Эта просьба была удовлетворена и легла в основу проекта.
4 июня 1974 года компания Rockwell начала строительство первой испытательной машины OV-101, которая позже получила название Enterprise. 12 августа 1977 года «Энтерпрайз» провел свое первое испытание на глиссирование, отделившись от самолета-носителя и приземлившись на базе ВВС Эдвардс.
12 апреля 1981 года, ровно через 20 лет после полета Гагарина, впервые стартовал космический челнок «Колумбия» под командованием Джона Янга и Роберта Криппена. Первый полет космического челнока STS-1 ознаменовал первый в истории полет нового космического корабля сразу с экипажем на борту. Это была вынужденная мера, поскольку шаттл не мог приземлиться в беспилотном режиме.
Руководство СССР было сильно обеспокоено предположением о том, что шаттл может быть использован в военных целях. В США такого не планировали, но в Москве этого не знали. Они боялись, что «Спейс Шаттл» может нанести внезапный ядерный удар по Москве или украсть и приземлить в США в своем большом грузовом отсеке какой-нибудь секретный советский спутник или даже ОС типа «Салют» или «Алмаз». Советские военные немедленно заказали аналогичную систему — «Энергия-Буран». Одним из аргументов было исследование возможностей использования шаттлов в военных целях и поиск способов противодействия таким действиям. В качестве временной меры защиты было решено, что станции типа «Алмаз» будут защищены 14,5-мм пушкой 11Б92-П, созданной на базе авиационной пушки НР-23 Нудельмана-Рихтера. Позже ее заменяли две ракеты-перехватчики космического назначения.
24 января 1975 года, в последний день пребывания на орбите станции «Салют-3», состоялись испытания этой пушки. После того, как двигательная установка станции дала тормозной импульс для схода с орбиту, космическая пушка выпустила около 20 снарядов. Снаряды вошли в плотные слои атмосферы.
Полеты шаттла
В космос полетело 5 шаттлов:
Колумбия — первый шаттл, доставленный в НАСА еще в 1979 году.
Челленджер - доставлен в НАСА в июле 1982 г.
Дискавери - доставлен в НАСА в ноябре 1982 г.
Атлантида - доставлена в НАСА в апреле 1985 г.
Индевор - доставлен в НАСА в мае 1991 года, построен на замену разбившегося Challenger.
Первоначальная идея заключалась в том, чтобы «Шаттл» стал носителем, намного более дешевым, чем одноразовые ракеты, и заменил их. Эксперты-экономисты считали, что для того, чтобы система была прибыльной, должно быть не менее 30 полетов в год. В 1972 году планировалось вывести всю полезную нагрузку США на орбиту с помощью космического корабля «Шаттл», оставив только крошечный «Скаут» для легких спутников, которые не могли дождаться шаттла.
Но в 1981 году было всего два полета «Колумбии», ставшей первым космическим кораблем, который был использован повторно. В 1982 году было выполнено 3 полета, причем на последнем экипаж был увеличен с 2 до 4 человек. В 1983 году к «Колумбии» присоединился «Челленджер», и всего полетов стало 4. В 1984 году полетов было уже 5. В этом году уже летал «Дискавери». Экипаж достигает 7 человек.
Но в 1984 году ВВС США заявили, что необходимо иметь запасные ракеты-носители. Это сохранило одноразовых ракет.
В 1985 году было выполнено 9 полетов. Атлантида тоже присоединилась. В октябре «Челленджер» взлетел с 8 человек на борту — максимальным расчетным экипажем для шаттлов. Предусматривалось, что в чрезвычайных ситуациях, когда необходимо спасать экипажи других кораблей или станций, шаттлы будут брать на борт до 11 человек, но такой ситуации не произошло.
В 1985 году НАСА планировало увеличить количество полетов до 24 в год к 1990 году, но эти планы провалились. 28 января 1986 года «Челленджер» разрушился во время запуска. Погибли 7 космонавтов. Причина — неисправное уплотнение на одном из ТТУ, через которое поток горячих газов дул прямо на водородный бак шаттла и поджог его. Полеты шаттловбыли  приостановлены на 32 месяца. Эксплуатация почти готового стартового комплекса в Вандерберге отменили. Комплекс переоборудовали для запуска ракет Дельта-4. Максимальная полезная нагрузка шаттлов будет ограничена от 29,5 до 24,4 тонны. Американские военные начали запускать спутники на одноразовых ракетах, а в августе 1986 года президент Рейган объявил, что шаттлы не будут запускать коммерческие спутники. Это был удар ниже пояса!
29 сентября 1988 года запуском корабля «Дискавери» (миссия STS-26) возобновились полеты шаттлов. Но надежды сделать их дешевле одноразовых ракет уже были оставлены. В 1989 году было совершено 5 полетов, а в 1990 году – 6. Этого было слишком мало для достижения экономической эффективности. Но использование шаттлов продолжалось из соображений престижа.
В апреле 1990 года «Дискавери» в полете STS-31 запустил космический телескоп «Хаббл» — самый крупный оптический телескоп в космосе в то время.