История космонавтики

Автор Димитър, 13.02.2024 12:32:20

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Streamflow

Цитата: hlynin от 17.02.2024 11:48:57
Цитата: Streamflow от 17.02.2024 11:30:02Великий историк, а разве Колумб не участвовал во взятии Рязани Батыем (декабрь 1237 года), или в битве на реке Сить (конец февраля - начало марта 1238 года), а также не осаждал Ригу во главе саксонской армии с февраля 1700 года, и не бежал после битвы при Эрестфере (9 января 1702, между прочим, во время малого ледникового периода)?
Я писал про Европу. Разве надо было уточнять? Монголы, наоборот, предпочитали воевать зимой, когда замерзают реки.
Да и про осады, которые иногда длились десятилетиями, вспоминать некошерно
Цитата: Streamflow от 17.02.2024 11:30:02А уж во время операции "Винтергевиттер", которая происходила летом, с 12 по 24 декабря 1942 года, точно был у Манштейна начальником оперативного отдела.
Вы прочитали мои слова "До финской войны"?
Понятно, Старая Рязань, Рига и Тарту находились тогда в Африке, а операция "Тайфун" проходила до финской войны. Последнее, впрочем, вполне возможно, так как их было несколько. Ну, и, наконец, осада Трои, возможно, и продолжалась десятки, а то и сотни лет - что поделать, Христофор Колумб видимо, сильно уступал Приаму в командовании  войсками, но осада Риги началась в феврале, то есть предшествующее активное маневрирование войск происходило в жестокую зиму малого ледникового периода.

Streamflow

Цитата: hlynin от 17.02.2024 12:10:20Знаете, что ещё в начале марта экспедиционный корпус высадился на Балканах?
Конечно, знаю. Туда их привёз Колумб на "Санта-Марии".

Цитата: hlynin от 17.02.2024 12:10:20Не оккупируй немцы Крит, англичане вольготно бы прошлись по Балканам, все славянские страны немедля перешли бы на их сторону, нефть Румынии была бы под контролем. При этом и СССР был бы на стороне англичан.
Серьёзно? А если бы СССР к тому времени уже бы не было, тогда бы он был бы на чьей стороне?

Цитата: hlynin от 17.02.2024 12:10:20Крит - лишь эпизод. Там, конечно полегла элита немецкой армии...
И элита, и ровно месяц времени, когда не хватало дней.

Что-то Вы Гитлера как стратега всё обеляете? Он, конечно, был гениальным политиком (некоторое время), но его природная неадекватность завела мир в пропасть.

hlynin

осада может начаться в любое время года. Это вообще не война. осаждённые сидят в городе, осаждающие в окрестных деревеньках. Все ждут, кто кого пересидит. Всяческие дикие штурмы, как правило, миф.
Помимо прочего, бывают исключения. Вот, помню, лет 30 назад февраль был такой жаркий, что в середине февраля все (!) сажали картошку. И я тоже. В марте кусты пробил морозец, но в принципе  в мае уже копали урожай. 
А в летописях даже в Москве сообщают о годах, когда в январе сеяли хлеб. Ну, не было зимы. Я ж не зря в пример привёл Испанию. В нашем понимании там зимы не бывает вообще. Но даже там у военных есть понятие "на зимние квартиры"

hlynin

Цитата: Streamflow от 17.02.2024 12:44:25И элита, и ровно месяц времени, когда не хватало дней.
Немцам постоянно не хватало дней. Или ещё чего. Мешала погода. Кончался запасец. Роммелю не хватило бидона бензина, чтобы доехать до Александрии, в Битве за Англию англичан спасла дождливая погода, под Москвой - свирепая зима пришла вовремя, а немцы чуть подзадержались. Или в Дюнкерке - был шанс пленить всю английскую армию и на их же судах десантироваться на Британию... и т.д. Судьба...

hlynin

Цитата: Streamflow от 17.02.2024 12:44:25Что-то Вы Гитлера как стратега всё обеляете? Он, конечно, был гениальным политиком (некоторое время), но его природная неадекватность завела мир в пропасть.
с чего это вдруг? Просто он слушал сначала военных, а потом перестал, возомнив о себе. Сталин же сначала возомнил, военных расстрелял, а потом спешно доставал из тюрем и внимательно их слушал. Черчилль был не только гениальным политиком, но и военным с огромным опытом. К 1945 году у англичан была куча возможностей ликвидировать Гитлера, но он делал столько ошибок, что ему позволили довести Германию до финала.

Streamflow

Цитата: hlynin от 17.02.2024 13:00:17
Цитата: Streamflow от 17.02.2024 12:44:25И элита, и ровно месяц времени, когда не хватало дней.
Немцам постоянно не хватало дней. Или ещё чего. Мешала погода. Кончался запасец. Роммелю не хватило бидона бензина, чтобы доехать до Александрии, в Битве за Англию англичан спасла дождливая погода, под Москвой - свирепая зима пришла вовремя, а немцы чуть подзадержались. Или в Дюнкерке - был шанс пленить всю английскую армию и на их же судах десантироваться на Британию... и т.д. Судьба...
Ну, не без этого. Но когда ты бьёшся с судьбой, то можешь победить только, если все свои ничтожные силы применяешь только там и тогда, когда они могут переломить ход событий, диктуемых роком, в идеале, в точках бифуркации, когда взмах крыла бабочки вызывает сами знаете что. Но это почти никому не дано, и Адольф, безусловно, не был таким. Он плыл по течение событий, и когда его нёс поток, он был великим политиком на сером фоне, а когда что-то пошло не так - вместо польской операции началась мировая война, и надо было плыть против течения, всё и вся стало мешать, и время, и погода, и собственные фельдмаршалы, и даже, иногда, противник.

hlynin

Я бы сказал - ему просто везло. Он нащупал ту струну немецкого народа, на которой можно добраться до власти. Ему повезло уже в том, что 9 ноября 1923 года вокруг всех убили, а он остался цел, хоть и лежал мордой в грязь. И благодаря этому его имя выплыло на передовицы всех газет мира. И потом он оказался в одной камере с Гессом, который и написал, собственно, Майн Кампф, создав идеологию нацизма. Потом удачи валились золотым дождём - кончился кризис, едва он вступил во власть, кончился 15-летний срок оккупации Саара и земли и нация стали собираться совершенно бескровно, как по волшебству. И покушения на него не удавались и т.п. Жаль, конечно, что письмо его соратника по 1923 году Людендорфа, якобы написанное им через 10 лет Гинденбургу, всего лишь легенда. Но, может, что и говорил или писал. Людендорф сам собирался стать диктатором Германии, у него были большие заслуги, он был герой войны. В Гитлере он быстро разочаровался и (якобы) сообщил Гинденбургу, что он назначил канцлером человека, который доведёт Германию до катастрофы.

Iv-v

Наполеону тоже пёрло до поры, до времени. И Карлу XII-му. 
73!

Streamflow

Цитата: hlynin от 17.02.2024 13:44:49Я бы сказал - ему просто везло. Он нащупал ту струну немецкого народа, на которой можно добраться до власти. Ему повезло уже в том, что 9 ноября 1923 года вокруг всех убили, а он остался цел, хоть и лежал мордой в грязь...
Ну, так я писал о том же - он оседлал волну, которая несла его от одного успеха к другому вплоть до, какого там, 3 что ли сентября 1939 года, и он стал фюрером и гением всех времён и народов. А потом понемногу течение пошло в противоположную сторону, и надо было уже грести на галере против него. Ну, и со второй половины 1940 года всегда в последний момент стало чего-то не хватать. И всё кончилось сожжением его трупа, на которое тоже не хватило бензина.

Бертикъ

Две страницы про историю... только не космонавтики)))
Как много мы знаем, и как мало мы понимаем. © А.Эйнштейн

hlynin

#50
А танки на спирту - это глупость большая. Как танкист  и инженер именно по танкам - сообщаю.
Вообще со стороны Германии была несусветная глупость наступать на те же грабли. Лишь слабость СССР да вмешательство Японии позволило ей так долго обороняться. Собственно, обратный отсчёт пошёл от фразы фюрера "Они нас не боятся?!", когда ему доложили осенью 1940-го, что англичане начали переброску войск из Англии в Африку и Грецию, вместо того, чтобы оборонять Британию. И тут ещё Молотов с наглыми требованиями...

hlynin

Цитата: Бертикъ от 17.02.2024 15:29:31Две страницы про историю... только не космонавтики)))
Всё в мире связано. Вот, скажем, без войны и Гитлера может, до сих пор в космос не летали.

Streamflow

Цитата: hlynin от 17.02.2024 15:34:04А танки на спирту - это глупость большая. Как танкист  и инженер именно по танкам - сообщаю.
А Тиль с трубкой в зубах на их броне во главе десанта из сотрудников Пенемюнде - это, как я понял, нормально?

Streamflow

Ну, или, в конце концов, все автомобили на Востоке перевести на дрова (сделать их газогенераторными), а высвободившийся бензин передать вновь сформированным танковым дивизиям - так танкист и инженер возражать не станет?

Димитър

#54
Человек в космосе

15 мая 1960 года состоялся первый испытательный полет по программе «Восток». Прототип космического корабля «Восток» был запущен под названием «Спутник-4». Корабль «Восток» одноместный, рассчитан на полет продолжительностью до 7 суток, весит 4730 кг и запускается с РН семейства Р-7, также названного в честь корабля «Восток».
Работы по созданию космического корабля с человеком на борту Михаил Клавдиевич Тихонравов начал весной 1957 года в ОКБ-1 - конструкторском бюро, возглавляемом Королевым.
В период с сентября 1957 года по январь 1958 года проводились исследования различных схем спускаемых аппаратов для возвращения с орбиты. Это позволило к апрелю 1958 года определить основные особенности будущего аппарата: проект предусматривал массу от 5 до 5,5 тонн, ускорение при входе в атмосферу от 8 до 9 G, сферический спускаемый аппарат, поверхность которого будет нагреваться. при входе в атмосферу до температуры от 2000 до 3500 градусов Цельсия. Вес теплозащитного экрана должен был составлять от 1,3 до 1,5 тонны, а предполагаемая точность приземления – 100–150 километров. Рабочая высота корабля установлена на уровне 250 километров. При возвращении на высоту от 10 до 8 километров предусматривалось катапультирование пилота корабля.
В 1959 году О. Г. Ивановский был назначен ведущим конструктором первого пилотируемого космического корабля «Восток». К апрелю 1960 года был разработан эскизный проект корабля-спутника «Восток-1», представленный как экспериментальный аппарат, предназначенный для отработки конструкции и создания его основы разведывательного спутника «Восток-2» и пилотируемого корабля «Восток-3». В 1960 году в ОКБ-1 группа конструкторов под руководством О. Г. Ивановского создала первый прототип одноместного космического корабля.
15 мая 1960 года был запущен первый корабль-спутник «Спутник-4». Это был упрощенный вариант корабля, лишенный теплозащиты, систем жизнеобеспечения космонавтов и систем приземления. Основной задачей запуска была проверка работы основных систем. Из-за неисправности в системе ориентации при включении тормозного двигателя корабль вышел на более высокую орбиту, где спускаемый аппарат отделился.
28 июля 1960 года был запущен корабль-спутник (без номера) «Спутник-5-1» с подопытными животными на борту (собаки Чайка и Лисичка). Но произошла авария ракеты-носителя, и корабль не вышел на орбиту.
Лишь 19 августа 1960 года состоялся первый полностью успешный запуск второго корабля-спутника «Спутник-5». Подопытные животные (собаки Белка и Стрелка, мыши, насекомые), растения и другие биологические объекты были успешно возвращены на Землю в посадочном модуле корабля.
1 декабря 1960 года был запущен корабль-спутник «Спутник-6», который также совершил успешный орбитальный полет. Но из-за аварии в работе тормозного двигателя и спуска в неучтенную зону посадочный модуль с собаками Пчёлкой и Мушкой был взорван.
22 декабря 1960 года состоялся запуск корабля «Спутник-7-1». Авария ракеты-носителя на позднем этапе запуска привела к аварийному отделению спускаемого аппарата с собаками Комета и Шутка, которые выполнили суборбитальный полет и успешно приземлились.
Чтобы человек смог полететь в космос, советские власти поставили условие: ракета и корабль должны совершить два последовательных беспилотных полета без происшествий. Условие было выполнено после 7 беспилотных запусков в марте 1961 года, когда летали Спутник-9 и Спутник-10. На этих кораблях впервые совершил полет манекен человека, украшенный приборами. Манекена звали Иван Иванович.
12 апреля 1961 года наконец состоялся первый полет человека на орбиту. Юрий Гагарин совершил всего один виток вокруг Земли, но это положило начало новой эпохе в истории человечества. Впоследствии 12 апреля стало Днем космонавтики.
Полет Гагарина не прошел гладко. Программа предусматривала запуск космического корабля на достаточно низкую орбиту, чтобы он мог самостоятельно замедлиться за счет трения в атмосфере и приземлиться до того, как у астронавтов закончится кислород в случае отказа тормозных двигателей космического корабля. Но двигатели ракеты не выключились вовремя, и «Восток-1» был выведен на гораздо более высокую орбиту. Все были встревожены! Но двигательная установка конструктора Исаева сработала успешно и корабль приземлился в указанное время. Здесь произошла новая неисправность – нет сигнала на отсоединение посадочного модуля! В течение 10 минут корабль хаотично вращался со скоростью около 1 оборота в секунду. Лишь при выходе в атмосферу корабль нагрелся и перегорели соединительные кабели. Теперь уже термодатчики сигнализируют эб разделении. Гагарин успешно приземлился.
В августе 1961 года второй космонавт Герман Титов пролетел 1 сутки и 1 час на корабле «Восток-2». Каждый последующий полет – это новый рекорд продолжительности. На Востоке-2 впервые были замечены негативные последствия длительного пребывания в невесомости. Титову удалось найти способ облегчить адаптацию к этому состоянию. На основе его опыта был составлен первый план тренировки вестибулярного аппарата.
В августе 1962 года были запущены последовательно два корабля: «Восток-3» с космонавтом Адрианом Николаевым (3 суток и 22 часа в космосе) и «Восток-4» с Павлом Поповичем. Это первый групповой полет, который имеет и военный аспект – подготовку к перехвату объекта противника. «Восток-4» выполнял роль перехватчика, а «Восток-3» — цели.
Следующий групповой полет состоялся в июне 1963 года. Первым взлетел Восток-5 с Валерием Биковским. Он летал с 14 по 19 июня 1963 года — 4 дня и 23 часа. Это самый продолжительный одиночный полет на сегодняшний день. Восток-6 — с 16 по 19 июня 1963 года — в космос полетела Валентина Терешкова, первая женщина в космосе. Рейсы Восток-2, 3, 4 и 5 проходят без проблем. На Востоке-6 Терешкова чувствовала себя плохо, но полет успешво завершила.
После полета Терешковой пилотируемые полеты на корабле «Восток» были прекращены и продолжены на новых, более совершенных кораблях.
На базе корабля был создан самый массовый (более 500 спутников за 33 года!) спутник-разведчик «Зенит», первый запуск которого в декабре 1961 года оказался неудачным. Но в 1962 году «Зенит» уже успешно летал и в 1964 году его официально приняли на вооружение. Использовался до 1994 года. На базе «Востока» построен очередной пилотируемый корабль «Восход» и действующие беспилотные космические лаборатории «Бион» и «Фотон».
Отправка СССР первого человека в космос стала еще одним мощным ударом по престижу США! Америка теперь должна была не просто ответить на успехи России, но и сделать что-то еще большее и раньше русских. А 12 сентября 1962 года президент Кеннеди объявил о начале программы «Аполлон» — отправки людей на Луну! Все силы и ресурсы США были объединены для достижения этой цели.
Между тем конкуренция с СССР продолжалась имеющимися средствами, которые постоянно совершенствовались.
Космический корабль «Меркурий» был создан для отправки американца в космос. Генеральным конструктором корабля является Макс Фазеи. Корабли построены McDonnell Aircraft Corporation. Разработка началась в январе 1959 года.
Для его запуска использовались различные ракеты-носители — «Литл Джо-1», «Редстоун», «Атлас-Д» и другие, созданные на базе боевых ракет. Всего было осуществлено 24 запуска, из них 6 на орбиту. Все 4 орбитальных полета с астронавтами на борту осуществлены на РН «Атлас-Д». Два пилотируемых суборбитальных полета осуществляются на ракете «Редстоун».
Из-за меньшей полезной нагрузки тогдашних американских РН «Редстоун» и «Атлас» корабль «Меркурий» был значительно легче «Востока» (около 1400 кг) и уже.
Атмосфера корабля состоит из чистого кислорода, что позволяет снизить давление в кабине до 1/3 атмосферного. Это заманчиво, поскольку корпус корабля должен выдерживать меньшее давление и становится легче. Но это, как мы увидим позже, привело к трагедии.
Первый испытательный пуск состоялся 9 сентября 1959 года. Макет корабля «Меркурий» стартовал на высоту 153 км.
5 мая 1961 года Алан Шепард совершил первый пилотируемый суборбитальный полет («Меркурий Редстоун-3»), поднявшись на высоту 187,5 км и пролетев расстояние 488 км. Полет проходит нормально. Поскольку высота в 100 км была определена как предел космического пространства, Шепард был объявлен первым американским астронавтом.
В июле 1961 года состоялся второй суборбитальный полет — «Меркурий Редстоун-4» с пилотом Вирджилом Гриссомом. Корабль подвергся некоторым улучшениям. Среди них — подрывной люк- со взрывчаткой, разрывающей болты. Проблема в том, что люк космического корабля закрыт 70 болтами и быстро открутить их практически невозможно, если жизни космонавта угрожает опасность. Полет Гриссома также был нормальным почти до приземления. Основной парашют раскрылся по плану на высоте 3,7 км. В парашюте было замечено отверствие размером в 15 см и еще 2 по 5 см. Однако парашют не разорвался и справился со своей задачей. Корабль относительно плавно опустился. Гриссом снимает предохранитель детонатора, чтобы открыть люк, и расслабляется в кресле, ожидая, пока корабль поднимут из океана приближающиеся вертолеты. В этот момент раздается взрыв и люк был выстрелан . Вода начала поступать в корабль через отверстие. Благодаря тому, что успел отсоединить свой костюм от систем корабля, Гриссом смог быстро покинуть его. Первый вертолет, не обращая внимания на плывущего космонавта, подцепил корабль и попытался его поднять. В это время Гриссом заметил, что тонет! Воздух выходил из тяжелого костюма и в него попадала вода. В последний момент перед тем, как он затонет, с вертолета его замечают и бросили трос, с помощью которой астронавта спасли! Но им не удалось спасти корабль. Он уже был наполнен водой и весил больше, чем может поднять вертолет. Пилот перерезал трос, и корабль погрузился на глубину 4600 м.
20 февраля 1962 года, через 10 месяцев после Гагарина, Джон Гленн стал первым американцем, полетевшим на орбиту. Полет Гленна тоже не обошелся без приключений. Запланированный на 16 января полет несколько раз откладывался из-за технических проблем или плохой погоды. Наконец, 20 февраля состоялся старт корабля «Меркурий-Атлас-6». Запуск проходит успешно, но позже, уже на первом витке вокруг Земли, Гленн замечает, что система наведения и ориентации корабля неисправна. Это вынуждает его перейти на ручное управление.
В начале второго витка диспетчер полета заметил, что датчик систем посадки показал, что тепловой экран корабля и мешок мягкой посадки не на своем месте. Затем появляется еще одна проблема – температура в скафандре космонавта становится слишком высокой. Когда он пытается ее отрегулировать, загорается датчик очень высокой влажности в корабле. Воздух, выходящий из скафандра, приносил в корабль влагу!
На третьем и последнем витке вокруг Земли диспетчеры просят Гленна установить клавишу мешка мягкой пасадки на «автоматический». Если бы клавиша загорелась, то посадка возможна. Свет не загорелся. Тем не менее, Меркурий-6 успешно приземлился! Оказывается, никакого отказа в системах посадки не было. Поврежден был датчик их исправности! Уже на борту авианосца Ной Гленн подорвал люк. Плунжер запора отскочил назад и порезал (слава богу, слегка) руку астронавта.
Далее следуют еще три полета с людьми на борту:
В мае 1962 года — «Меркурий-Атлас-7» с Малкольмом Карпентером.
В октябре 1962 года — «Меркурий-Атлас-8» с Уолтером Широй.
В мае 1963 года — «Меркурий-Атлас-9» с Гордоном Купером.
Эти полеты проходят успешно, без проблем. Последний — самый продолжительный полет Меркурия — 1 день и 10 часов, что намного ниже рекорда Биковского. Таким образом, программа «Меркурий» завершает свою работу и, как и российский «Восток», закрывается. Новый корабль "Джемини" уже готовился.

WkWk

Цитата: Димитър от 20.02.2024 21:20:06на новых, более совершенных кораблях.
Это бы я убрал
Цитата: Димитър от 20.02.2024 21:20:06Но это, как мы увидим позже, привело к трагедии.
Это бы тоже убрал. 

hlynin

Цитата: Димитър от 20.02.2024 21:20:06На Востоке-6 Терешковой удалось заметить ошибку в программе управления кораблем. Вместо того, чтобы замедлить корабль для приземления, ошибочная программа еще больше ускорит его в космос. С помощью Земли Терешковой удается модифицировать программу, но оказывается, что системы корабля жестко запрограммированы и не принимают поправки. Пришлось Терешковой приземлять корабль  в ручном режиме.
Ну хоть этот бред уберите

Димитър

Цитата: WkWk от 20.02.2024 21:55:04
ЦитироватьНо это, как мы увидим позже, привело к трагедии.
Это бы тоже убрал. 
А разве не так?

hlynin

Цитата: Димитър от 20.02.2024 22:21:36А разве не так?
Это даже теоретически невозможно. Вы бы ещё процитировали саму Терешкову, как корабль полетел в другую сторону, но Королёв с Гагариным быстро его успели перепрограммировать.

Димитър