История космонавтики

Автор Димитър, 13.02.2024 12:32:20

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Димитър

Цитата: hlynin от 20.02.2024 22:28:24
Цитата: Димитър от 20.02.2024 22:21:36А разве не так?
Это даже теоретически невозможно. Вы бы ещё процитировали саму Терешкову, как корабль полетел в другую сторону, но Королёв с Гагариным быстро его успели перепрограммировать.
Причем здесь Терешкова? Про Терешкову убрал.
Мы про то, что атмосфера из чистого кислорода позже привела к трагедии.

WkWk

Цитата: Димитър от 20.02.2024 22:21:36
Цитата: WkWk от 20.02.2024 21:55:04
ЦитироватьНо это, как мы увидим позже, привело к трагедии.
Это бы тоже убрал.
А разве не так?
Так. Но это и так будет описано когда до Аполло речь дойдет.  Да и при такой массе КК - по иному было сделать нельзя...
 Так что проще убрать.

hlynin

Цитата: Димитър от 20.02.2024 22:37:48Причем здесь Терешкова? Про Терешкову убрал.
Мы про то, что атмосфера из чистого кислорода позже привела к трагедии.
Да. Я ошибся.
Но и про атмосферу из чистого кислорода всё не так просто. Летали при чистом кислороде весьма много и в скафандрах тоже им дышали. Это было прекрасное решение. Оно экономило много массы, оно много пользы принесло. А трагедия случилась, потому что нельзя было тренироваться при пониженном давлении, а также потому, что загорелось то, что считалось негорючим

К.А.

Цитата: hlynin от 16.02.2024 19:03:53
Цитата: Streamflow от 15.02.2024 23:12:23привела бы к значительно более полезным немцам для войны удвоенному - утроенному производству танков типа Pz.Kpfw. IV или  Pz.Kpfw. V или реактивным истребителям вместо ракеты V-2 в Германии.
То, что А-4 стоила 300 000 марок - да. Но то, что эти марки можно как-то переделать в танки и самолёты - нет. Никак ракетостроители не могут производить танки и даже самолёты
И даже если бы могли - что толку?
Того и другого в мае 1945-го у Германии было полно. Сотни реактивных самолётов стояли без топлива, тысячи лётчиков воевали пехотинцами, танки вкапывали в землю.
Напомню и такую цифирь - англичане потратили и понесли урон от действий V-1 и V-2 ВТРОЕ больше, чем потратила Германия. А если считать по людям, то погибло более 10 тыс человек. Англичан и их союзников. Немцы не потеряли ни одного человека.

На счет не потеряли ни одного немца, не точность. Было несколько случает гибели расчетов при подготовке А-4 при боевых пусках. 
Из хроники: 
27 октября 1944 года, при пуске боевой ракеты "A-4"/SS-1/Scunner в местечке Beukenhorst произошла катастрофа. Ракета поднялась на 90 метров и вдруг рухнула на землю и взорвалась. Врыв ракеты, произвел сильные разрушения пускового оборудования и убил 12 человек стартовой команды. Всего до этого при боевых пусках было 2 аварии. (Когда были предыдущие два случая, я не нашёл.)
10 декабря 1944 года при попытке пуска боевой А-4 №20471 (V2_WPN-20471) двигатель ракете не вышел на полную тягу и она отклонившись от вертикали упала на пусковую платформу. Из поврежденной ракеты стали сливать оставшиеся топливо и произошло возгорание и взрыв. Три солдата погибли и двое было ранено. 

hlynin

Цитата: К.А. от 21.02.2024 11:00:42На счет не потеряли ни одного немца, не точность. Было несколько случает гибели расчетов при подготовке А-4 при боевых пусках. 
Из хроники: 
Я мог бы вспомнить и больше. Но это т.н. производственные аварии, а не ответка противника. Вот у Оберта погибла дочь при взрыве завода боеприпасов, где она работала. Причём без всяких бомбёжек и диверсий. Конечно, виновата война, но разве виноваты в этом враги?

К.А.

Ну и гору Вы на себя Дмитрий взвали, неподъемную.  :)

hlynin

Да уж. Причём не знаю. как это на болгарском, но на русском выглядит уморительно. Типа - "обрезали верёвку" (на "Меркурии-4"), "в отверстие стала заливаться вода" (в люк, ничего себе - отверстьице). Постоянно чего-то стремятся сделать вручную (то Гленн, то Терешкова)

Димитър

#67
Цитата: hlynin от 21.02.2024 11:56:04Да уж. Причём не знаю. как это на болгарском, но на русском выглядит уморительно.
Извиняюсь за кривый перевод. Времени мало, да и языки близкие, пропускаю болгарские слова не заметив. Кое-что поправил.

hlynin

Ну, хорошо, но где Вы берёте такие факты?
Космонавт замечает в парашюте 6 отверстий размером от 5 до 15 см. 

Если даже космонавт мог видеть парашют, то пересчитывал ли он при этом дырки размером с пятак?

Димитър

#69
Цитата: hlynin от 21.02.2024 14:08:03Космонавт замечает в парашюте 6 отверстий размером от 5 до 15 см.
https://web.archive.org/web/20200928235236/http://mercury4.spacelog.org/page/00:00:11:42/
"Ah, roger, you might make a note that there is one small hole in my chute. It looks like it's about 6 inches by 6 inches – it's sort of a – actually it's a triangular rip, I guess."

Запись переговоров, где он сам об этом сообщает. Меркурий-4 - суборбитальный корабль и скорость входа в атмосферу не очень большая. Выходит, можно было что-то увидеть через люк, в отличии от орбитальных кораблей Меркурий, где после баллистического торможения люк был покрыт плотным нагаром.

И да, в парашуте было замечено не 6, а одна дырка в 6 инч (15 см) и 2 поменьше - примерно 5 см. Исправил.

Димитър

#70
Космические экипажи

В СССР создали новый корабль – «Восход» на базе «Востока». «Восход» — временное решение, поскольку новый корабль «Союз» еще не был готов, а одноместный «Восток» уже исчерпал свои возможности. Но гонка должна продолжаться, и американцы уже готовили свой новый корабль «Джемини». Надо было опередить с выводом на орбиту экипажа и выходом в космос, и создали Восход.
6 октября 1964 года был запущен «Космос-47» — беспилотный корабль «Восход» для испытания систем корабля. Судя по всему, полет оказался полностью успешным, поскольку сразу после него 12-13 октября 1964 года совершил полет «Восход-1» с первым космическим экипажем из 3 человек и первым полетом космонавтов без скафандров. Члены экипажа — командир Владимир Комаров, конструктор Константин Феоктистов и врач Борис Егоров. Пишут, чтобы в узкой капсуле поместились трое космонавтов, конструкторы вместо катапультных поставили обычные сиденья, и космонавты летали без скафандров. Полет длится один день и завершается успешно.
На следующий день после посадки генеральный секретарь КПСС Хрущев был свергнут. Это очень важно для космонавтики, потому-что сменивший его Леонид Брежнев не имел такого большого желания соревноваться с США. Но пока россияне пожинали успехи, яростная гонка продолжалась.
Последовали два беспилотных полета для испытания новой конструкции для выхода в космос — «Космос-57» и «Космос-59». Первый полет в феврале 1965 года был аварийным, и пришлось совершить второй полет 7 марта.
Лишь после этого «Восход» - 2 летел 18 - 19 марта 1965 года с экипажем из 2 космонавтов - Паевл Беляев и Алексей Леонов. Корабль был оборудован надувной шлюзовой камерой (первый надувной модуль в космосе!). В сложенном виде камера представляет собой цилиндр диаметром 70 см, высотой 77 см и массой 250 кг. После надувания длина становится 2,5 м, а диаметр 1 – 1,2 м. Космонавт Алексей Леонов совершил первый выход в открытый космос. Но и здесь не обошлось без проблем! После успешного выхода в космос Леонов пытается вернуться обратно на корабль. Но оказывается, что он не может попасть в шлюзовую камеру. Из-за давления его костюм надулся и не прошел через люк. Космонавт находит решение — он выпускает часть воздуха, и скафандр сжимается. После возвращения Леонова давление кислорода на борту корабля начинает повышаться. Также повышается общее давление. Обогащенная кислородом атмосфера создает опасность пожара при малейшей искре. Только через 7 часов повышенное давление активировало предохранительный клапан, который выпустил лишний воздух в космос. После этого атмосфера на корабле нормализовалась. Последовало отсоединение шлюзовой камеры, но ее срабатывание нарушило стабилизацию корабля и вышла из строя система ориентации. Для управления кораблем пришлось использовать ручной режим.
На 18-м круге Беляев начал приземление в ручном режиме управления. Но чтобы воспользоваться этим режимом, космонавту было необходимо отстегнуть ремни безопасности и покинуть кресло. К тому моменту, когда он успел повернуться и пристегнуться, прошли 22 секунды и аппарат пролетел над точкой посазки в 165 км к северо-востоку. Посадка проиошла в заснеженной тайге, вдали от населенных пунктов и на пересеченной местности. Коротковолновый передатчик корабля автоматически передавал сигналы, которых засекли но точность определения местоположения по ним составляла 50-70 км. Корабль был обнаружен вертолетом по ярко-красном парашюте только в 16:00 по московскому времени, через 4 часа после приземления. Работа вертолетов на посадочной площадке оказалась невозможной из-за деревьев высотой 30-40 метров. Сверху космонавтам бросали разные необходимые вещи, но из-за большого рассеивания и глубокого снега большая часть вещей экипаж корабля не нашел. С наступлением темноты полеты приостанавливаются. Первую ночь космонавты провели на корабле одни, завернувшись во все, что смогут найти. На следующий день на лыжах начинают прибывать члены спасательных отрядов. Из срубленных деревьев на скорую руку построили небольшой домик, в котором Беляев и Леонов вместе со спасателями провели следующую ночь. В это время подходящая площадка была найдена примерно в 2 км от места приземления. Там вертолетам удается спустить на веревках бригаду лесорубов, которые расчищают площадку для вертолета. Лишь на третий день космонавты в сопровождении спасателей двинулись к площадку. Там они садятся на вертолет Ми-4.
В программе планировалось еще 5 пилотируемых полетов, но они были отменены в пользу российской лунной программы.
В феврале 1966 года был запущен «Космос-110». Это был последний, шестой корабль «Восход», совершивший полет в космос. Его модифицировали как биологического спутника с двумя собаками на борту — Ветерок и Уголек. Целью полета было изучение влияния на живые организмы длительного пребывания в условиях невесомости и повышенной радиации. Для этого апогей орбиты корабля был увеличен до 862 км. Через 22 дня полета космический корабль успешно вернулся на Землю. Это был новый рекорд продолжительности пребывания в космосе живых существ. Несмотря на сильное изнеможение, собаки вернулись живыми.
В США ответили кораблем «Джемини», который выполнил 2 беспилотных полета и 10 пилотируемых .Космический корабль «Джемини» имеет массу от 3,2 до 3,8 тонны и рассчитан на двух человек. Он рассчитан на продолжительность полета до 14 суток.
Для вывода корабля на орбиту была использована ракета-носитель Titan-2 GLV (Gemini Launch Vehicle) — двухступенчатая ракета на базе МБР Титан-2. Ракета использует аэрозин в качестве топлива и четырехокись азота в качестве окислителя.
8 апреля 1964 года начался первый беспилотный полет космического корабля «Джемини-1», который успешно завершился после 4 суток пребывания в космосе. В январе 1965 года состоялся полет «Джемини-2», который был суборбитальным и длился всего 18 минут.
«Джемини-3», первый пилотируемый полет программы, совершил полет 23 марта 1965 года. Экипаж состоял из Вирджила Гриссома и Джона Янга. Они совершили всего 3 витка вокруг Земли, но успели совершить первый орбитальный маневр пилотируемого корабля.
«Джемини-4» совершил полет в июне 1965 года с астронавтами Джеймсом Макдивиттом и Эдвардом Уайтом. Это первый полет астронавтов, который будет осуществляться не с мыса Канаверал, а из Центра управления космическими полетами в Хьюстоне. Первоначально основные задачи полета были двоякими: 1) выполнение многодневного космического полета и 2) сближение и совместный полет со второй ступенью ракеты-носителя «Титан». Но после того, как Леонов вышел в открытый космос, американские власти решили, что не стоит в этом отставать. Первый выход американского астронавта в открытый космос становится приоритетной задачей.
Было предпринято несколько безуспешных попыток приблизиться к ступени ракеты, при которых была израсходована половина топлива корабля. Тогда попытки прекращаются во имя более важной задачи. На третьем витке Уайт стал первым американским астронавтом, вышедшим в открытый космос. Но и здесь возникает проблема после возвращения из выхода в открытый космос. С первого раза космонавтам не удалось плотно закрыть люк корабля. Только совместными усилиями обоим удалось зафиксировать люк. Позже они написали: «Эд настолько перегрелся, что несколько часов потел». Полет длится 4 дня и являлся тогда самым продолжительным американским полетом.
Следующим стартовал корабль «Джемини-5» с астронавтами Гордоном Купером и Чарльзом Конрадом. Из-за неисправностей сближение с мишени снова не был осуществлен. Однако был установлен рекорд по продолжительности полета. Космический корабль пролетел с 21 по 29 августа 1965 года, или 7 дней и 23 часа в космосе – первый рекорд по продолжительности полета, установленный астронавтами США.
Полеты «Джемини-7» и «Джемини-6А» состоялись в декабре. Первым должен был полететь «Джемини-6А», но из-за проблем с ракетой-носителем запуск был отложен и первым полетел «Джемини-7». Целью полета «Джемини-6» было сближение со ступенью ракеты «Агена-6», но она взорвалась. Тогда было решено, что сближение произойдет с космическим кораблем «Джемини-7», цель которого — установление нового рекорда продолжительности полета. Обе цели были достигнуты. Два корабля приблизились и вместе совершили 3 оборота вокруг Земли, выполняя маневры, при которых они приблизились друг к другу на расстояние до 30 см. Полет «Джемини-7» продолжался с 4 по 18.12.1965 г. — 13 суток и 19 часов в космосе, что является новым рекордом.
В марте 1966 года был запущен «Джемини-8». Это первый космический полет Нила Армстронга с Дэвидом Скоттом. Им удалось выполнить задачу полета: совершить первую в истории стыковку с разгонным блоком Аджена. Но после стыковки корабль начал вращаться вокруг своей оси. Думая, что проблема в Аджене, астронавты отсоединяют ее от корабля, но это не помогло. Ускорение от вращения достигло 3,5 g! Близкий уже к бессознательном состоянии, Армстронгу удалось отключить двигатели, поворачивающие корабль, и вручную включить двигатели для ориентации при приземления. С их помощью ему удается остановить вращение. Центр управления досрочно прекратил полет и корабль сел в Тихий океан.
В июне 1966 года был запущен «Джемини-9А». Основной экипаж погиб во время тренировочного полета на учебно-тренировочном самолете Т-38. Дублирующий экипаж стал основным, а в качестве дублирующего был назначен резервный экипаж миссии «Джемини-10» — Стаффорд и Сернан. Цели полета: состыковаться с Адженой и выйти в открытый космос, чтобы испытать реактивный ранец. Но Аднена была потеряна в результате аварии при запуске. Позже была запущена новая цель, но ее обтекатель не отделился и стыковка стала невозможной. Далее следует выход Сернана в открытый космос. Но операции в невесомости оказались гораздо сложнее и труднее, чем ожидалось. К моменту готовности реактивного ранца к испытаниям космонавт был уже крайне утомлен. В открытом космосе прошло более 2 часов. Астронавту было приказано прекратить работу и вернуться на корабль.
В июле 1966 года «Джемини-10» совершил полет с экипажем Янга и Коллинза. Корабль состыковался с целью «Ажена-10». С помощью Аджены корабль переходит на более высокую орбиту с апогеем 763 км, что является на то время рекордным расстоянием от Земли.
В сентябре 1966 года был запущен «Джемини-11» с экипажем Конрад и Гордон. Корабль стыкуется с Адженой-11, затем Гордон отправляется в космос и прикрепляет 30-метровую веревку к Джемини и Аджене. Затем корабль отдалился от цели, и оба объекта были приведены во вращение вокруг общего центра. Таким образом, впервые в космосе была создана искусственная гравитация. Далее следует расстыковка и повторная стыковка. Потом подняли орбиты с помощью «Аджены» на рекордные 1372 км.
В ноябре 1966 года состоялся последний полет программы — «Джемини-12» с астронавтами Лоуэллом и Олдрином. При подлете к Аджене-12 радар вышел из строя и стыковка прошла по методу, который позже стал докторской диссертацией Олдрина. Из-за проблем с главным двигателем Аджены переход на высокую апогейную орбиту был отменен. Олдрин отправляется в космос и связывает тросом Ажена и Джемини. С помощью троса осуществлялась гравитационная стабилизация состыкованных Аджены и Джемини.
До 1964 года ракеты семейства Р-7 были самыми мощными в мире, достигая до 7 тонн полезной нагрузки на низкой околоземной орбите. В 1964 году полетел «Сатурн-1», первая модификация которого могла вывести на низкую орбиту 9,1 тонн полезной нагрузки. Это был первый практический результат программы «Аполлон».
  В 1965 году был запущен «Титан-3С», который нёс до 13,1 т. В 1966 году «Сатурн-1Б» — 18 т. 10 марта 1967 года начал полёты знаменитый «Протон-К», который нёс почти 20 т, и русские вернули себе лидерство, но ненадолго. Всего через 7 месяцев, 9 ноября 1967 года, был запущен Сатурн-5 — самая мощная ракета, когда-либо летавшая в космос по сей день. Он был создан под руководством Вернера фон Брауна.

Димитър

Цитата: Димитър от 21.02.2024 20:06:53«Сатурн-1Б» — 18 т.
По другим данным Сатурн-1Б выводил 21 тонн, и таким образом, Протон-К не мог превозойти его. Это так?

Дмитрий В.

Цитата: Димитър от 22.02.2024 18:16:47
Цитата: Димитър от 21.02.2024 20:06:53«Сатурн-1Б» — 18 т.
По другим данным Сатурн-1Б выводил 21 тонн, и таким образом, Протон-К не мог превозойти его. Это так?
Сатурн-1Б если не изменяет память, больше 17 т не выводил, а 18 т - только после доработок. "Но это неточно" - память может и подвести.
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

Streamflow

Вдруг, поймал себя на мысли, что ко всем этим историям о том, что было когда-то в космонавтике, стал относиться примерно также, как, скажем, к каким-нибудь сагам об исландцах, типа Саги о Ньяле. И сейчас, по существу, интересует только то, из чего можно извлечь какие-либо уроки для настоящего времени. Конечно, тогда было героическое время, но кое-кто из тогдашних героев продемонстрировали такие уровни низости, что в те времена и в голову не могло прийти. В общем, всё как в исландских сагах :(

Димитър

#74
Программа «Аполлон»
Программа названа в честь древнегреческого бога света, музыки и танца Аполлона, символа мужской красоты. Название было предложено в начале 1960-х годов Авраамом Сильверстайном, менеджером НАСА.
Программа «Аполлон» была задумана еще в 1960 году при президенте Эйзенхауэре. Но масштабные работы над ним начались после того, как Юрий Гагарин обогнал в космосе американских астронавтов. Уже 27.10.1961 года первая ступень РН «Сатурн-1» совершила испытательный полет. 23 августа 1963 года ракета «Литл Джо-2» запустила макет корабля «Аполлон» на высоту 7,32 км. 29 января 1964 года ракета «Сатурн-1» достигла околоземной орбиты, доставив рекордную полезную нагрузку. Некоторые считают, что это момент, когда США догнали СССР.
В 1967 году космический корабль «Аполлон-1» после 15 испытательных запусков ракет «Литл Джо» и «Сатурн-1» был наконец готов к полету с людьми на борту. Полёт был запланирован на 21.02.1967 на ракете «Сатурн-1Б». Но 27 января 1967 года произошла трагедия. В отличие от россиян, которые используют на своих кораблях обычный воздух при нормальном атмосферном давлении, американцы использовали атмосферу чистого кислорода под давлением 0,3 атм. Это позволяет сделать стенки корабля тоньше, а весь корабль намного легче. Но чистый кислород гораздо лучше поддержывает горение, чем воздух. А на очередной тренировке на корабле вспыхнул пожар. Сложная конструкция люка не позволила его открыть достаточно быстро, и трое астронавтов (Гриссом, Уайт и Чаффи) погибали.
Надо сказать, что СССР также дал одну жертву при испытаниях в атмосфере, обогащенной кислородом до 40%. Космонавт Валентин Бондаренко погиб при пожаре в сурдобарокамере  23 марта 1961 года.
Гибель трёх космонавтов задержала первый пилотируемый полёт Аполлона на полтора года. В беспилотном режиме осуществлено 5 полетов корабля «Аполлон» — 2 макета и 3 полноценных корабля.
9 ноября 1067 года состоялся первый испытательный полет самой мощной ракеты в мире «Сатурн-5». Ракета несла космический корабль «Аполлон» и макет лунного модуля. Посадочный модуль «Аполлон» был испытан входом в атмосферу на скорости 11,14 км/сек.
«Аполлон-7» стал первым пилотируемым полетом космического корабля, запущенного ракетой «Сатурн-1В» 11 октября 1968 года. Командир Вальтер Шира стал первым человеком, совершившим третий полет в космос. Полет проходил на околоземной орбите и завершился успешно. Все системы корабля работали в штатном режиме.
НАСА разработало план из 8 запусков космического корабля «Аполлон» с ракетами Сатурном-1Б и Сатурн-5. Толко седьмой из них предусматривал облет людей вокруг Луны, а восьмой - высадку на поверхность. Но ЦРУ предоставило информацию о том, что русские готовятся совершить пилотируемую высадку на Луну, и планы поменялись, чтобы ускориться. А 21 декабря 1968 года, хотя Лунный модуль еще не был готов, ракета «Сатурн-5» запустила на Луну космический корабль «Аполлон-8». Ракета «Сатурн-5» впервые была использована для пилотируемого полета. Это первый пилотируемый космический корабль (Бормана, Ловэлла и Андерсона), вышедший на орбиту нашего естественного спутника. Россию обогнали! Корабль совершил 10 оборотов вокруг Луны и благополучно вернулся.
«Аполлон-9» был запущен в марте 1969 года. Это первый полет лунного модуля, который был испытан на околоземной орбите. В первый день полета астронавты Макдивитт, Скотт и Швейкарт отсоединили командный модуль корабля, повернули его на 180 градусов и состыковали его с лунным модулем. На третий день Швейкарт и МакДивитт перебрались в Лунный модуль и работали там до пятого дня полета, возвращаясь в командный модуль для отдыха. Полет завершается успешно.
В мае 1969 года ракета «Сатурн-5» вывела корабль «Аполлон-10», который стал генеральной репетицией перед посадкой. Стаффорд, Сернан и Янг летают. Они провели первую цветную телевизионную трансляцию из космоса, за что позже получили премию «Эмми». Стаффорд и Сернан вошли в лунный модуль, отделились от командного модуля и выполнили серию маневров вокруг Луны, подойдя к ней на расстояние 14,3 км. Я думаю, какое было искушение нарушить график и высадиться на Луне первым!? Лунный модуль уже был испытан в полете «Аполлон-9», они находились на нем. Но дисциплина победила. Полет продолжается по расписанию и завершается успешно.
16 июля 1969 года с мыса Канаверал был запущен «Аполлон-11» с астронавтами Армстронгом, Олдрином и Коллинзом. Армстронг и Олдрин первыми высадились на поверхность Луны. 20 июля посадочный модуль Eagle успешно сел на Луну. 21 июля в 2:56 по всемирному координированному времени Нил Армстронг стал первым человеком, ступившим на Луну. Гонку за Луну выиграли США! Через 15 минут после Армстронга на Луну приземляется и Олдрин. Они провели на Луне 2 часа 31 минуту 40 секунд. Они подняли американский флаг, разместили на поверхности научные приборы и собрали с лунной поверхности 21,55 кг проб, которых привезли на Земле.
Вернувшись в лунный модуль, Олдрин обнаружил, что замок зажигания двигателя сломан. Вероятно, он сломал его, гуляя по каюте с рюкзаком за спиной. В конце концов решили его включить, нажав фломастером. Перед стартом с поверхности Луны, согласно программе, космонавты должны выспаться. Но в салоне стало холодно. Олдрину удалось вздремнуть около 2 часов, а Армстронгу вообще не удалось заснуть.
После 21 часа 36 минут на Луне лунный модуль успешно стартовал и состыковался с командным модулем. Единственная неприятность в том, что при старте реактивная струя сбила американский флаг на поверхность. Затем полет продолжился нормально до успешного возвращения на Землю.
14 ноября стартовал «Аполлон-12» с астронавтами Конрадом, Гордоном и Бином — несмотря на дождь и низкую облачность. И еще в первой минуте полета последовало 2 удара молнии (на 37 и 53 секунде)! Топливные элементы корабля отключились, но Бин включил их вручную на второй минуте. Ряд датчиков выходят из строя. Решающую роль в продлении полета сыграл инженер Джон Арон из Центра управления полетом. Следуя его инструкциям, Бину удалось снова включить датчики и убедиться, что корабль и ракета работают. Все успокоились и полет продолжился.
На 111 часу полета Конрад и Бин сели на поверхность Луны в 200 м от американского зонда Surveyor-3. Астронавты дважды выходят на лунную поверхность, каждый выход продолжался примерно 4 часа. Во втором выходе они пошли к «Сервейеру-3» и сняли с него некоторые детали. На этом выходе они прошли около 1,5 км. Конрад однажды упал, но из-за низкой гравитации Луны его скафандр не пострадал. Возвращение на Землю прошло без происшествий.
Вторым по известности после исторического «Аполлона-11» является полет «Аполлона-13». На нем летели астронавты Лоуэлл, Свигерт и Хейс. На третий день полета (13 апреля 1970 г.) взорвался баллон с жидким кислородом №2. Появились проблемы с электроснабжением корабля. Высадка на Луну была отменена. Корабль пролетел мимо Луны и успешно приземлился в Тихом океане. Это единственный полет из семи лунных экспедиций корабля «Аполлон», которому не удалось достичь своей цели — доставить людей на поверхность Луны.
В феврале 1971 года «Аполлон-14» полетел на Луну с экипажем в составе Шепарда, Рассы и Митчелла. В начале четвертого часа полета начались операции по перестановке модулей. Стыковка командного модуля с лунным модулем, расположенным на последней ступени ракеты-носителя, увенчалась успехом только с шестой попытки. Стыковка должна была произведена в течение 18 часов. На это время был рассчитан ресурс аккумуляторной батареи последней ступени ракеты-носителя, питающей ее систему стабилизации. Если бы стыковка не состоялась, вторая подряд лунная экспедиция потерпела бы неудачу, но шестая попытка оказалась успешной. Шепард и Митчелл сели на Луну и успешно вернулись.
«Аполлон-14» — последний корабль, на котором запланированы карантинные меры из-за опасений переноса опасных микроорганизмов с Луны на Землю. Поскольку микроорганизмы не были обнаружены, жесткие послеполетные карантинные меры для астронавтов и образцов были отменены для полета Аполлона-15 и последующих полетов.
В июле-августе 1971 года «Аполлон-15» совершил полет с астронавтами Скоттом, Уорденом и Ирвином. Доработкам подверглись как корабль, так и ракета-носитель. Траектория полета также отличается. Скотт и Ирвин приземляются на Луну, доставляя на поверхность первый лунный автомобиль. В общей сложности они преодолевают 27,76 км, отдаляясь от лунного модуля на расстоянии до 5 км. Они остались на Луне почти три дня и  трижды покидают корабль в общей сложностина 18 часов 30 минут.
В апреле 1972 года состоялся полет Аполлона-16. Посадка на Луну едва не была прервана из-за проблем с двигателем командного модуля. Однако разрешение на посадку получено, и астронавты Ян и Дюк успешно сели на Луну. Лунный вездеход №2 преодолел расстояние 26,9 км и достиг скорости в 18 км/ч, пилотируемый Яном. Ян с гордостью сообщает о рекорде скорости, но Земля приказывает ему больше не устанавливать таких рекордов.
7 декабря 1972 года стартовал «Аполлон-17», который стал последним американским космическим кораблем, отправившимся на Луну. Полет проходит нормально. Астронавты проезжают на лунном автомобиле 35,7 км и удаляются от лунного модуля на 7,6 км.
После всех успехов, программа «Аполлон» была закрыта. Даже великая Америка не была готова приступить к усвоении Луны. СССР обогнали. США доказали всему миру свое превосходство. Что еще? Ракета «Сатурн» также была заброшена. Все программы, для которых она могла бы понадобиться, были отложены. Большая орбитальная станция, полет на Марс, обитаемая станция на поверхности Луны – все это будет ждать «Спейс Шаттл», который, как все верили, сделает космические путешествия намного дешевле!

Димитър

#75
Российская лунная программа

Пока американцы открыто и демонстративно осуществляли программу «Аполлон», советское руководство заявляло, что Луну можно исследовать гораздо дешевле и эффективнее с помощью автоматических станций. И полеты серии AMC Луна продолжались. 3 февраля 1966 года «Луна-9» совершила первую в истории мягкую посадку на Луну. 3 апреля того же года «Луна-10» стала первым искусственным спутником Луны. В сентябре 1970 года АМС «Луна-16» впервые собрала и доставила на Землю образцы лунной поверхности без вмешательства человека. 17 ноября 1970 года АМС «Луна-17» доставила на Луну первый дистанционно управляемый мобильный аппарат «Луноход-1».
Но в то же время тайно работали над отправкой человека на Луну.
Еще в 1960 году Королев предложил создать ракету Н-1 («Научная-1») для полетов на Луну и Марс. К концу 1961 года эскизный проект был готов. Н-1 должен был вывести на орбиту 70 тонн полезной нагрузки и использовать в качестве топлива керосин и жидкий кислород, как и Р-7. И именно по этому вопросу поссорились два крупнейших авторитета в советской космонавтике — Сергей Королев и Валентин Глушко. Главный двигателестроитель страны Глушко настоял на использовании двигателей на НДМГ и четырехокиси азота. Такой двигатель было проще спроектировать и изготовить, компоненты топлива самовоспламенялись при контакте, и не было необходимости в специальной системе зажигания. И все это уже было отработано на советских боевых ракетах. Но и диметилгидразин, и оксиды азота очень ядовиты. Бригадам, обслуживающим ракеты на стартовой позиции, приходилось работать в противогазах и защитных костюмах, но даже это не исключало ожогов и отравлений. Королев был категорически против этого. Тогда Глушко отказался делать двигатели для Н-1 на кислороде и керосине. В ответ Королев обратился к Николаю Кузнецову – самому известному в СССР конструктору реактивных двигателей большой мощности. Кузнецов согласился, и работа началась. Глушко был в ярости, поскольку считал проектирование ракетных двигателей своим делом и не хотел допускать конкуренции. Он пишет письма советскому руководству, критикует Королева, обращается за помощью к другим КБ по проектированию ракет (Челомея и Янгеля). Челомей и Янгель представили свои проекты ракет с двигателями Глушко. Но это не помогло. После запуска первого спутника и первого космонавта авторитет Королева был огромный. В июле 1962 года экспертная комиссия приняла эскизный проект Н-1 с двигателями на кислороде и керосине. Полезная нагрузка была увеличена до 90 тонн.
Хотя она должна была быть готова уже в 1965 году, первый запуск ракеты состоялся только в феврале 1969 года. Запуск оказался неудачным, и следующие три запуска также закончились аварией. Последний был в ноябре 1972 года.
Между тем в январе 1966 года, не дожив еще до 60 лет, Королев неожиданно скончался. Делая ему небольшую операцию, хирурги неожиданно столкнулись с крупной злокачественной опухолью, к которой они не были готовы. Опухоль удалили, но Королев скончался на операционном столе через 30 минут после окончания операции.
Пост Королева занял Василий Мишин, не имевший авторитета Королева. Крупнейшим авторитетом в области космонавтики в СССР остался Глушко, который не прекратил борьбу против Н-1. Этот период в истории советской космонавтики некоторые называют «гражданской войной в космонавтике». В конце концов, в мае 1974 года Мишин был уволен, а на его место возглавил НПО "Энергия" Глушко. К тому времени были построены две стартовые позиции, где две готовые ракеты H-1Ф ждали команды на пуск. Ракеты были модернизированы с учетом всех допущенных ошибок. На них установили новые двигатели НК-33, гораздо более надежные, чем прежние НК-15. Но вместо команды на старт Глушко приказал остановить все работы по программе Н-1. Потому что эти ракеты уже могли бы успешно взлететь, и тогда вся критика Глушкова в адрес ракеты окажется неверной, и его мечта о создании собственной ракеты вместо Н-1 была бы окончательно похоронена. Глушко удалось убедить советское руководство официально закрыть программу создания ракеты Н-1 в 1976 году. Американцы уже ступили на Луну, и члены Политбюро не желали тратить огромные деньги, чтобы занять второе место. По приказу Глушко весь задел по ракете Н-1 был уничтожен вместе со всей технической документацией. Единственное, что было разрешено к использованию, это верхняя ступень «Блок Д», двигатель которой не Кузнецовский. Модернизированный под названием ДМ, он используется как разгонный блок в ракетах «Протон» и «Ангара-5».
Параллельно с ракетой КБ Королева разрабатывало и космические корабли ЛОК и ЛК. ЛОК — орбитальный аппарат массой 9,85 тонны, который должен вывести на орбиту Луны двух космонавтов. ЛК (лунный корабль) массой 5,56 тонны - посадочный модуль для посадки одного космонавта на Луну. За время разработки кораблей с февраля 1969 года по ноябрь 1972 года было осуществлено 8 пусков — 4 ракеты Н-1, 1 «Протона» и 3 «Союза-Л».
Поскольку ракета Н-1 опоздала, а американцы шли вперед, СССР решил попробовать пилотируемый облёт Луны, запустив корабль с новой ракетой «Протон». Параллельно с ЛОК создавался двухместный корабль меньшей массы (около 5 тонн) — Союз 7К-Л1. Корабль запускался 14 раз по программе Зонд. Первые 7 запусков являются аварийными. Лишь в сентябре 1968 года кораблю под названием «Зонд-5» удалось выполнить поставленную задачу и успешно сесть в Индийский океан. На борту, кроме приборов, находятся еще 2 черепахи и другие биологические организмы. Впервые живые существа осуществили облет Луны и вернулись живыми на Землю.
Но в следующем беспилотном полете «Зонд-6» посадочный модуль разбился при приземлении. Следующий полет должен быть пилотируемым, но запуск космонавтов отменен. Космонавты тщетно написали письмо руководству страны с просьбой разрешить им полет. В частности, они отмечают, что многие катастрофы произошли исключительно из-за отсутствия человека на борту.
При следующим запускам последовало три взрыва ракеты «Протон». За этим последовали два успешных беспилотных полета «Зонда-7» и «Зонда-8» в 1969 и 1970 годах. Путь к отправке людей на корабле «Союз 7К-Л1» наконец-то был открыт! Но американцы уже не только облетели Луну, но и высадились на ней. Руководство страны потеряло интерес и программа была закрыта.
Орбитальные станции
Параллельно с Лунной программой в СССР разрабатывались орбитальные станции «Салют» (по гражданской программе ДОС «Долговременная орбитальная станция») и «Алмаз» (по военной программе ОПС). Станции «Салют» (ДОС) были разработаны ОКБ Королева, «Алмаз» — Челомеем. Их габариты и масса (около 20 тонн) аналогичны. И «Салют», и «Алмаз» выводились на орбиту ракетой «Протон».
Космонавты летели на орбитальные станции на новом корабле «Союз». Корабль является преемником ЛОК советской лунной программы. «Союз 7К-ОК» создан на базе лунного корабля. После трех беспилотных полетов, ни один из которых не был полностью успешным, 23 апреля 1967 года был запущен четвертый корабль под названием «Союз-1» с космонавтом Владимиром Комаровым. После обнаружения ряда неисправностей полет был прекращен, а предстоящая стыковка с Союзом-2А отменена. Корабль «Союз-2А» остался на земле, а при приземлении «Союза-1» парашют не раскрылся. Корабль потерпел крушение, и Владимир Комаров погиб.
Последовали еще 5 полетов без экипажа. В ходе отработки корабли «Космос-186» и «Космос-188» 30 октября 1967 года произвели первую в мире автоматическую стыковку. В октябре 1968 года «Союз-3» совершил первый после перерыва пилотируемый полет. Если не считать неудавшейся попытки стыковки с беспилотным "Союзом-2" из-за ошибки космонавта Берегового, полет завершился успешно.
16 января 1969 года «Союз-4» и «Союз-5» были выведены на орбиту. Это первая стыковка двух пилотируемых кораблей. ТАСС сообщает о создании первой экспериментальной орбитальной станции с экипажем из 4 человек. Космонавты Хрунов и Елисеев проходят в космосе от «Союза-5» к «Союзу-4». В октябре того же года «Союзы-6», «7» и «8» совершили первый групповой полет из трех кораблей.
Станция «Салют-1» первой вышла на орбиту 19 апреля 1971 года и стала первой в мире орбитальной станцией.
Корабли «Союз 7К-ОК» имели стыковочный узел без люка, и для перехода на другой корабль или орбитальную станцию космонавты должны были выходить в космос в скафандрах. Поэтому была разработана новая модификация корабля «Союз 7КТ-ОК», стыковочный узел которого теперь имел люк и экипажу не приходилось надевать скафандры и отправляться в космос. Первый корабль новой постройки «Союз-10» вылетел на станцию «Салют-1» 23 апреля, но стыковка закончилась неудачей. На станции удалось проникнуть экипаж следующего космического корабля «Союз-11» 7 июня 1971 года. Космонавты успешно выполнили всю программу и пробыли в космосе рекордные 23 дня и 18 часов, но приземлившись, Космический корабль разгерметизировался в верхних слоях атмосферы. Все трое космонавтов Добровольский, Волков и Пацаев погибли. Причина в клапане, который должен уравнять давление внутри корабля и снаружи после приземления. Он открылся сам по себе на большой высоте и выпустил воздух из спускаемого аппарата. До сих пор неясно, как это произошло. Этот клапан многократно проверялся до трагедии и еще больше раз после нее, подвергаясь всевозможным дополнительным нагрузкам. Но он никогда не открывался сам по себе! Последовал 27-месячный перерыв в пилотируемых полетах. Корабль снова был модифицирован. Новая модификация получила обозначение «Союз 7К-Т».
В апреле 1973 года под названием «Салют-2» полетела первая военная станция «Алмаз», а в июле корабль «Союз-14» доставил на нее космонавтов.
14 мая 1973 года ракета «Сатурн-5» запустила «Скайлэб» — первую и единственную американскую орбитальную станцию. Она была намного больше и тяжелее советских станций. Ее создали из степени ракеты Сатурн. Она также стала первой орбитальной станцией со сменой экипажей и первой с двумя стыковочными узлами (из которых использовался только один). Первая экспедиция станции установила новый рекорд пребывания в космосе – 28 дней. Вторая экспедиция увеличила его до 59 дней, а третья — до 84 дней. Во время третьей и последней экспедиции вспыхнул первый бунт в космосе. Уставший от работы экипаж 28 декабря 1973 года самовольно отключился от командного центра и целый день отдыхал.
После этом американцы на долгое время прекратили работы над орбитальными станциями. Скайлэбом они доказали миру, что могут, если захотят и успокоились.
СССР продолжал методично совершенствовать свои орбитальные станции. После «Салюта-3» в 1974 году был запущен гражданский «Салют-4», а в 1976 году — военный «Салют-5».
Период Большой Гонки завершился стыковкой кораблей «Союз» и «Аполлон» и дружеским рукопожатием командиров кораблей Алексея Леонова и Томаса Стаффорда 17 июля 1975 года. Это был последний полет космического корабля «Аполлон» и ракеты «Сатурн».

Шамс

Но в следующем беспилотном полете «Зонд-6» посадочный модуль разбился при приземлении. Следующий полет должен быть пилотируемым, но запуск космонавтов отменен.

Этого не было. Не было отмененного полета. Экипажи завершили подготовку в январе 1970 года. Кстати, для меня было открытием, что в сентябре 1969 был сформирован третий экипаж - Хрунов-Воронов.
«Лунные» космонавты. Из истории советской лунной программы (rgantd.ru)

Я вот думаю, что если бы Н1-Л3 была готова, и можно было рассчитывать на пилотируемую экспедицию в 1971 году, то скорее всего, руководители страны решились бы на облет Луны с экипажем. Оставались два корабля. Можно было запустить в апреле 1970 к 100-летию Ленина (№ 14) и в ноябре 1970 (№ 15). Но от этой идеи отказались. Таким образом, можно считать отмененным пилотируемый полет 7К-Л1 № 14 в апреле 1970 года.

Отмененными являются запуски кораблей "Союз" по программе "Контакт". Были изготовлены корабли № 18 и 19. Экипажи проходили подготовку. Полеты были отменены из-за гибели экипажа Союза-11.
Есть «Контакт». Из истории лунной пилотируемой программы (rgantd.ru)

Шамс

Кстати, я очень подозреваю, что вот эти два корабля и являются летными изделиями 7К-ОК № 18 и 19. Они в каком году появились на ВДНХ? Посмотрите на них. Детализация просто изумительная. Выглядят как живые корабли, а не макеты.
Кроме того, был задел по кораблям № 20 и 21 (на ВДНХ был одинокий БО). Именно поэтому 7К-Т начался с № 31.

Шамс

Ну вот, надо заказывать еще один документ.
Вероятно, планировался второй тройной полет.
Ф. 1 Оп. 14-1 Д. 35 Программа подготовки космонавтов 1НИИЦПК  к проведению летно-космических испытаний кораблей "7К-ОК"  №№ 18, 19, 20. 1970 год.

Streamflow

Цитата: Димитър от 23.02.2024 22:40:48В отличие от россиян...

Цитата: Димитър от 23.02.2024 22:40:48Россию обогнали!
Очень кратко. России и русских тогда не было ???

Цитата: Димитър от 23.02.2024 22:40:48Единственная неприятность в том, что прпи старте реактивная струя сбила американский флаг на поверхность.
Пожалуй, единственное, о чём я не слышал.  Это было на самом деле? И было бы надо исправить все опечатки.

Цитата: Димитър от 23.02.2024 22:40:48Астронавты проезжают с марсоходом 35,7 км
:D

Цитата: Димитър от 23.02.2024 22:40:48Лоуэлл, Свигерт и Хейс
Пожалуй, бОльшая часть американских фамилий отличается от их условно правильных русских версий: Ловелл, Свайгерт...

Цитата: Димитър от 23.02.2024 23:29:21Еще в 1960 году Королев предложил создать ракету Н-1 («Научная-1») для полетов на Луну и Марс.
Впервые слышу о такой версии. Как-то это не по нашему, "Наука-1" - это ещё туда-сюда, а "Научная-1", как мне кажется, совершенно невозможный вариант.

Цитата: Димитър от 23.02.2024 23:29:21Тогда Глушко отказался делать двигатели для Н-1 на кислороде и керосине.
Димитър краем зацепил одну из ключевых драм всей (не только советской) ракетной техники, и, не моргнув глазом, пошёл дальше.

Цитата: Димитър от 23.02.2024 23:29:21За время разработки кораблей с февраля 1969 года по ноябрь 1972 года было осуществлено 8 пусков — 4 ракеты Н-1, 1 «Протона» и 3 «Союза-Л».
Вычитывать надо то, что пишешь :)

Цитата: Димитър от 23.02.2024 23:29:2114 мая 1973 года ракета «Сатурн-5» запустила «Скайлэб»
В разделе с неправильным названием "Российская лунная программа" эта информация кажется неуместной.