Модернизация РН Зенит-3SL

Автор Ярослав, 13.11.2005 14:19:55

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

X

ЦитироватьА что скажет знающий олл по поводу конфигурации Зенита для запуска  Radio-Astron'a ?

Если Вы имели в виду меня (ShcherbakS) под "знающим олл", весьма польщен, grand mercy. На самом деле, разумеется, совсем не "олл", просто работа такая.
Информация относительно "конфигурации Зенита для запуска  Radio-Astron'a" (точнее КА "Спектр-Р") приведена на сайте НПОиЛ:
"...Зенит-2" с разгонным блоком "Фрегат-СБ".
См. http://www.laspace.ru/rus/spektrR.php

ИМХО, шансы РБ "Фрегат-СБ" полететь в такой конфигурации, т.е. на РН "Зенит-2", оцениваю как невысокие.

Спасибо за вопрос и комплимент. Вдвойне приятно, что из Киева - родился там, хотя почти не жил.

KrioG

ЦитироватьИМХО, шансы РБ "Фрегат-СБ" полететь в такой конфигурации, т.е. на РН "Зенит-2", оцениваю как невысокие.
Скажите, уважаемый, а почему не как нулевые? У нас что, остались еще Зениты-2?

Ярослав

2 ShcherbakS:
Ну, не совсем "имели в виду" - имел ввиду "ВСЕХ знающих", но, тем не менее, кто "есть знающий" по постам видно ;)
Так что суть вообще то та же. :lol:

2 KrioG:
"Скажите, уважаемый, а почему не как нулевые? У нас что, остались еще Зениты-2?"

А я думал, что их давно не осталось, да и с другими РН ситуация та же.
Но запуски по календарях стоят, тем не менее, взять тот же
http://www2.jpl.nasa.gov/calendar/ :

06 Mar - Resurs O1-05 Zenit 2 Launch
06 Apr - Cosmos-Liana Tsyklon 2K Launch
06  Jun - Meteor 3M N2 Zenit 2 Launch
06 Aug Meteor-M-N1 Tsyklon 3 Launch
06  Nov - Radio-Astron Zenit 2-Fregat-SB Launch

Разве это из запаса ?

pk13

Цитировать2 KrioG:
"Скажите, уважаемый, а почему не как нулевые? У нас что, остались еще Зениты-2?"
А я думал, что их давно не осталось, Разве это из запаса ?
У "нас" это у кого? :) Лэнд Ланч планирует пускать вновь изготовленные Зениты-2 и в чем проблема их изготовить? Первые две ступении как следует из Ленд Ланчевского мануала унифицированы с 3SL + ГО от Южмаша разработанный в 1985 г. вот собственно и все дела.

pk13

Вообще-то хочеться обсудить статью в НК №10, а ведь там заявлено буквально следующее - Боингу Зенит больше не нужен и он плавно сворачивает лавочку. И заявлено не кем-нибудь, а собственно самим Боингом. Поэтому теоретические рассуждения мелькавшие в топике о переделках комплекса с целью повышения "скорострельности" СиЛанча просто не имеют почвы - Боинг больше не будет делать никаких вложений.

X

Цитировать
ЦитироватьРБ ДМ-SLБ дал "Зениту" новое качество при пусках с Байконура.
Пока,  к сожалению, ещё ничего не дал.

Вашими устами да мед пить.

РБ ДМ-SLБ + РН "Зенит" (т.е. программа "Наземный старт" в целом) дали, не считая по мелочи, немалое количество "американских рублей", которые уже потихоньку пошли конкретным отечественным производителям через авансовые платежи по двум (да-да!) контрактам с компанией-оператором Panamsat на запуски их новых КА.

Насчет меда. Спасибо за хороший совет. Я так и делаю (в современном понимании, т.е. именно мед, а не медовуху, что подразумевалось в прошлом). Мед, кроме прочего, успокаивает и помогает более оптимистично смотреть на мир, даже включая события в ракетно-космической отрасли.

X

Цитата: "pk13"Вообще-то хочеться обсудить статью в НК №10, а ведь там заявлено буквально следующее - Боингу Зенит больше не нужен и он плавно сворачивает лавочку. И заявлено не кем-нибудь, а собственно самим Боингом. Поэтому теоретические рассуждения мелькавшие в топике о переделках комплекса с целью повышения "скорострельности" СиЛанча просто не имеют почвы - Боинг больше не будет делать никаких вложений.

Как можно понять из статьи в НК №10 (стр. 66, абз. 8), цитата из неназванных г-ном Алексеевым американцев относится только к программе "Наземный старт". Причина - не врожденная злокозненность американцев (таковую лично я не наблюдал, чаще наоборот, просто они по-другому воспитаны и к их стилю сразу не привыкнешь), а скорее то, что в программе "Наземный старт" не используются изделия, производимые или принадлежащие Boeing Company. (В программе Sea Launch, например, это дорогущий но очччень качественный обтекатель, причал, ангар у причала и плюс по мелочи.) Поэтому Boeing Company не будет иметь прямых заказов и прямой прибыли от пусков с "Наземного старта". Поэтому и не вкладывает денег. Но вкладывает труд персонала (числящегося в компании Sea Launch), особенно в части маркетинга и поиска заказчиков. А это большого стоит. Ибо мы - российская сторона в общем и целом - это делать пока умеем не очень.

Насчет "скорострельности" СиЛанча". Заявленную изначально величину 6-8 пусков в год вроде никто пока не отменял. Поэтому, ИМХО, для повышения частоты пусков сверх указанных не просматривается особой необходимости, а, следовательно, и потребности в заметных финансовых вложениях.

pk13

2 ShcherbakS:
Спасибо за ответ. Я с вами полностью согласен, маркетинг вне СНГ - это пока не наша тема :(, тут и говорить нечего. А по поводу "вкладывать-не вкладывать" я конечно не имел в виду "врожденную злокозненность" американцев, мое ИМХО вот какое: в 2009 году должна полететь европейская платформа Alphabus, думаю что и Боинг и Лорал тоже не отстанут, стартовая масса тяжелых телекоммуникационных спутников стало быть будет 7-8 тонн. Т.е. самый лакомый кусок ПН уйдет из сферы возможности Зенита-3SL (тут наверное модернизация уже не поможет,  все-таки + целая тонна, а то и больше). Маркетинг Alphabus будет запущен уже в 2007-ом, т.е. после 2009 года 5-6-ти тонных ПН будет мало (а может и не будет вовсе). ПН на 3-4 тонны для СиЛанча похоже не рентабельна, а уж при наличии Ленд Ланча тем более. Получается, что Боингу не зачем серьезно вкладываться в СиЛанч, и за 4-5 оставшихся лет "отбить" большие начальные вложения уже тоже не получится,  вот и причина цитаты о "смене приоритетов" в Боинге. По этой же причине (ИМХО ессно) и арианцы не стали делать 5ECB, 12 тонн на ГПО после 2009 года будет ни то, ни се. Дуплетом 2х7 не запустишь, а для одиночного запуска и 5ECA с ее 10-ю тоннами вполне достаточно.
А вывод такой: будущее Зенита - только ЛендЛанч, который, как вы справедливо заметили выгоден России по причинам:

1. Загрузка Байконура, появление на нем Зенита-3 и возврат на него Зенита-2.
2. Полностью российские инвестиции (спасибо УГМК), и как следствие распределение прибыли в МКУ как 70% на 30%, т.е. "кто девушку ужинает, тот ее и танцует".
3. Увеличение доли российской кооперации (ГО от Лавочкина  для 3-SLB имею в виду)

и Украине по причинам:
1. Увеличение кол-ва необходимых ракет (в том числе и по причине возобновления пусков Зенита-2)
2. Увеличение прибыли, т.к. 30% с пуска в МКУ будет больше, чем сейчас от СиЛанча (это конечно только мое предположение).
3. Возобновление производства ГО для Зенита-2.

Интересно было бы узнать что по этому поводу думает Agent, может вечером заглянет (когда это писал непрерывно сверялся с "моральнным кодексом" в теме "Карел Чапек" :) ).

KrioG

ЦитироватьУ "нас" это у кого?  Лэнд Ланч планирует пускать вновь изготовленные Зениты-2 и в чем проблема их изготовить? Первые две ступении как следует из Ленд Ланчевского мануала унифицированы с 3SL + ГО от Южмаша разработанный в 1985 г. вот собственно и все дела.
У нас - это у России и Украины.

"Знающий, совсем не олл" от ответа на мой вопрос уклонился. Да?

"Радиоастрон", согласно информации  с сайта НПОиЛ, объявлен к пуску на "Зенит-2" + разгонный блок "Фрегат-СБ" в 2007 году. Land Launch планирует пускать Зенит-3SLB и Зенит-2SLB, тоже с 2007 года. Никаких Фрегатов в рамках этого проекта не анонсируется.
Потом, разве "Зенит-2" = "Зенит-2SLB"? Может быть, никакой разницы нет и между разгонными блоками ДМ SLB и "Фрегат-СБ"?
Если есть разница, то без доработок не обойтись. Кто будет финансировать?

С изготовлением "Зенит-2SLB" у "Южмаша" проблем быть не должно. А вот "Зенит-2" они не делали уже давно. И, думаю, делать не собираются.

Agent

Да хватит спутников на всех.
Если основные производители уходят за 6т, то не забывайте, что теперь почти каждая  страна хочет иметь чегото свое на орбите. И это чето тяжелеет не так быстро.

Касаемо прибыли от доли участника, включенного в производственную или маркетинговую цепочку.... ДА КТОЖ ЕЕ ПОКАЖЕТ.
Вся прибыль прячеться гораздо раньше - и когда приходит время платить налоги и дивиденты  - там сплошные убытки. Это не так, если акции на бирже котируються (обязаны отчеты публиковать и както заинтересовывать инвесторов), но вот возьмем СиЛанч. Боинг работает через посредника (Боинг Комершиал чегототам), суда плавают под офшорным флагам и тд.
Южмаш и Энергия просто продадут железо подороже, Боинг спутник (а запуск типа получите бесплатно :) ), распишут по затратам ... все, концы в воду. В США уже лет 100 как плюнули на выбивание денег с бизнеса (все равно спрячут) и стригут подоходный налог с работающих

X

Цитировать
ЦитироватьИМХО, шансы РБ "Фрегат-СБ" полететь в такой конфигурации, т.е. на РН "Зенит-2", оцениваю как невысокие.
Скажите, уважаемый, а почему не как нулевые? У нас что, остались еще Зениты-2?


Думаю, что говорить о "нулевых шансах" какой либо программы можно, когда она:
- принципиально невыполнима/несостоятельна/абсолютно авнтюрна или
- при реализации натолкнулась не практически непреодолимые трудности.
В программах КА "Радиоастрон" и РБ "Фрегат-СБ" все это вроде не просматривается.

Остались ли еще Зениты-2 - точно не знаю. Подозреваю, что да.
Так что я не уклонялся. просто точно не в курсе.

X

Цитировать
Цитировать

..."Радиоастрон", согласно информации  с сайта НПОиЛ, объявлен к пуску на "Зенит-2" + разгонный блок "Фрегат-СБ" в 2007 году. Land Launch планирует пускать Зенит-3SLB и Зенит-2SLB, тоже с 2007 года. Никаких Фрегатов в рамках этого проекта не анонсируется.
Потом, разве "Зенит-2" = "Зенит-2SLB"? Может быть, никакой разницы нет и между разгонными блоками ДМ SLB и "Фрегат-СБ"?
Если есть разница, то без доработок не обойтись. Кто будет финансировать?...

Программы "Радиоастрон" и "Наземный старт" между собой не связаны - ни в финансовом, ни в техническом, ни в организационном аспектах. Поэтому их реализации, ИМХО, друг на друга практически не должны влиять, за исключением, конечно же, каких-то теоретически возможных катастрофических ситуаций.

Современная версия РН "Зенит-2" именуется "Зенит-2М" и является основой для "Зенит-2SLB". Так что почти верно, что сейчас "Зенит-2М" ="Зенит-2SLB".
Разница между разгонными блоками ДМ SLB и "Фрегат-СБ" есть, она принципиальна и практически во всем. (Я, наверное, не уловил сути этого вопроса.) Поэтому дорабатывать ДМ SLB во "Фрегат-СБ" (если именно это имелось в виду) нецелесообразно (как ужа в ежа).

Финансирование доработок РБ ДМ SLB идет за собственные средства его разработчика.

РБ "Фрегат-СБ", судя по сообщениям и презентациям НПОиЛ, его проектанты считают разработанным. Для "Радиоастрона", по логике, РБ должны заказать из бюджета в соответствии с ФКП.

KrioG

Не нашел на сайте ГКБ "Южное" упоминания такой ракеты как "Зенит-2М". Дайте, пожалуйста, ссылочку.

Говоря о различиях разгонных блоков ДМ и Фрегат, я имел ввиду, что просто так взять и заменить один разгонный блок на другой не получится.
1. Заправлять его как будете? У Зенита-3SL разгонник заправляется через коммуникации заправки 2-й ступени. Я так понимаю, что "Фрегат-СБ" должен был быть разработан специально для "Зенита"?
2. У РН с разгонником будет другая технология предстартовой подготовки. СУ наземкой на зенитовском старте остается на старой элементной базе, что не позволяет гибко менять технологию. Под "Наземный старт" такая доработка проводится, а вот про "Фрегат" ничего не слышно.

Ярослав

"Разница между разгонными блоками ДМ SLB и "Фрегат-СБ" есть, она принципиальна и практически во всем. (Я, наверное, не уловил сути этого вопроса.) Поэтому дорабатывать ДМ SLB во "Фрегат-СБ" (если именно это имелось в виду) нецелесообразно (как ужа в ежа). "

Может, имелось ввиду грузоподьемность Зенита с обоими РБ для запуска
Radio-Astron'a ?
Кстати, к знающим, ( :P ) когда лучше использовать для Зенита (при пусках с Байконура) Фрегат-СБ, и когда - ДМ ?

И в догонку - Фрегат-СБ вроде как в железном виде еще не существует ?

Bell

Кстати, я не совсем понял - Фрегат-СБ это тот самый Фрегат с доп. баком, который Лавка делает, завидуя хруничевскому Бризу-М?
Иногда мне кажется что мы черти, которые штурмуют небеса (с) фон Браун
А гвоздички-то были круглые (с) Брестская крепость

X

ЦитироватьНе нашел на сайте ГКБ "Южное" упоминания такой ракеты как "Зенит-2М". Дайте, пожалуйста, ссылочку.

Говоря о различиях разгонных блоков ДМ и Фрегат, я имел ввиду, что просто так взять и заменить один разгонный блок на другой не получится.
1. Заправлять его как будете? У Зенита-3SL разгонник заправляется через коммуникации заправки 2-й ступени. Я так понимаю, что "Фрегат-СБ" должен был быть разработан специально для "Зенита"?

Из открытых материалов "Зенит-2М" (и КРК, и РН) упоминаются, например, в рекламных листках КБЮ. Имею лишь бумажную версию.

Согласно рекламному листку НПОиЛ с МАКС-2005 РБ "Фрегат-СБ" надеются использовать на РН "Союз-2", "Союз - 2-3", "Зенит-2SБ", "Ангара-3".

Не знаю точно относительно схемы заправки, но предполагаю, что заправка "Фрегата-СБ" планируется на ТК до вывоза на СК. Ибо так делается на РБ "Фрегат". Поэтому доп. гидравлические связи этого РБ с РН и СК для заправки могут и не понадобиться.

X

Цитировать...Кстати, к знающим, ( :P ) когда лучше использовать для Зенита (при пусках с Байконура) Фрегат-СБ, и когда - ДМ ?

И в догонку - Фрегат-СБ вроде как в железном виде еще не существует ?

Мне, как лицу заинтересованному, лучше всегда использовать РБ семейства ДМ. Однако, НПОиЛ показывает, что грузоподъемность "Фрегата-СБ" с "Наземного старта" (2100кг на ГСО) выше, чем у ДМ-SLБ (1600кг). Но лично у меня есть в этом субъективные сомнения.
На МАКС-2005 стоял красивый полноразмерный макет "Фрегата-СБ". Наверное, это и есть "в железном виде" (?). Про заказы и пуски летных изделий не слышал.

KrioG

Давайте оставим вопрос о существовании в готовности к производству РН "Зенит-2М" за скобками. Вероятнее всего эта РН разрабатывалась до Зенита-3SL, как модернизация Зенита-2. А наработка по этой теме пошла как раз в "Зенит-3SL"/"Зенит-3SLB". Те, что без разгонного блока зовутся "Зенит-2SL"/"Зенит-2SLB".  
Давайте считать, что НПОиЛ имело в виду запустить "Радиоастрон" на "Зенит-2SLB".

ЦитироватьНе знаю точно относительно схемы заправки, но предполагаю, что заправка "Фрегата-СБ" планируется на ТК до вывоза на СК. Ибо так делается на РБ "Фрегат". Поэтому доп. гидравлические связи этого РБ с РН и СК для заправки могут и не понадобиться.
Он чего на высококипящих компонентах?
Тогда это снимает вопрос с заправкой на СК. Остается ещё вопрос интеграции с РН. Наверняка больших проблем не представляет, не знаю.

Но...
А зачем вообще Зениту этот "Фрегат". Какие у него преимущества перед ДМ?
Понятно, что НПОиЛ так хочет, а все же?

X

..."что грузоподъемность "Фрегата-СБ" с "Наземного старта" (2100кг на ГСО) выше, чем у ДМ-SLБ (1600кг)"

А сколько получится на ГПО ?

пс - заправка однозначно перед вывозом на ск.
главное потом - поднять ракету вертикально :)

Ярослав