Модернизация РН Зенит-3SL

Автор Ярослав, 13.11.2005 14:19:55

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Bell

С кислородом в некотором смысле еще проще - эго можно сжижать на месте. Сейчас это очень даже дешево и сердито.
Иногда мне кажется что мы черти, которые штурмуют небеса (с) фон Браун
А гвоздички-то были круглые (с) Брестская крепость

KrioG

Bell

Конечно, вы правы. Можно сжижать на месте. Смонтировать установку разделения воздуха под пальмами, например на острове Рождества. И хранилище. А рядом гостиничный комплекс для персонала. А сколько времени вы будете сжижать потребные на 2 пуска ~1000 тонн кислорода + ~320 тонн азота и во сколько вам это обойдется?

Наверное, у компании Си-Лонч плохие экономисты. Не смогли реально оценить перспективы нескольких запусков подряд. Считать не умеют.

И я себя спрашиваю: а почему Си Лонч не получает сама ЖК и ЖА в Базовом порту, а предпочитает покупать на КАЗе?

Agent

Я тут изучаю ихний мануал.....
Вторую ракету на платформу пихать вроде некуда, процесс загрузки нетривиален и явно требует абсолютно спокойной воды и тд.
Полный цикл 50 дней. Распаралелить можно много, окромя перегонки платформы туда-сюда. То есть или серьезные переделки комплекса или базу поддержки где рядом.

ЗЫ: Ну или чето с профилем делать.  В таком случае можно поближе плавать. А то  вторая ступень за 4700 км от точки старта падает. А обтекатель всего за 1140 км.

Bell

ЦитироватьBell

Конечно, вы правы. Можно сжижать на месте. Смонтировать установку разделения воздуха под пальмами, например на острове Рождества. И хранилище. А рядом гостиничный комплекс для персонала. А сколько времени вы будете сжижать потребные на 2 пуска ~1000 тонн кислорода + ~320 тонн азота и во сколько вам это обойдется?
Это получается производительность по кислороду 1,5 т/ч, по азоту - вообще мелочи, учитывая относительную концентрацию.

ЦитироватьИ я себя спрашиваю: а почему Си Лонч не получает сама ЖК и ЖА в Базовом порту, а предпочитает покупать на КАЗе?
Мда, странно... Неужели правда? В штатах ЖК для авторефрежераторов на каждой второй заправке по 1 $/л, вроде. Или за 1 кг?
Иногда мне кажется что мы черти, которые штурмуют небеса (с) фон Браун
А гвоздички-то были круглые (с) Брестская крепость

Bell

ЦитироватьЯ тут изучаю ихний мануал.....
Вторую ракету на платформу пихать вроде некуда, процесс загрузки нетривиален и явно требует абсолютно спокойной воды и тд.
Полный цикл 50 дней. Распаралелить можно много, окромя перегонки платформы туда-сюда. То есть или серьезные переделки комплекса или базу поддержки где рядом.
Уже давно слышал про "максимум 7 пусков в год", поэтому и удивился, когда вы сказали про 2 в месяц. Как видите, ограничения прямо фундаментальные.

ЦитироватьЗЫ: Ну или чето с профилем делать.  В таком случае можно поближе плавать. А то  вторая ступень за 4700 км от точки старта падает. А обтекатель всего за 1140 км.
По идее, совершенно не важно с какой точки экватора пускать. Естественно, сразу выбирали ближаешую к порту базирования. Вероятно, так далеко именно из-за района падения 2-й ступени - ближе можно угодить в Эквадор какой-нибудь.
Иногда мне кажется что мы черти, которые штурмуют небеса (с) фон Браун
А гвоздички-то были круглые (с) Брестская крепость

Bell

ЦитироватьЗЫ: Ну или чето с профилем делать.  В таком случае можно поближе плавать. А то  вторая ступень за 4700 км от точки старта падает. А обтекатель всего за 1140 км.
Уже на 93 гр.з.д. начинаются Галапагосы (заповедник, между прочим), так что Эквадор может спать спокойно :)
Но до 93 гр.з.д. от точки старта 6750 км. Наверно, можно было бы придвинутся поближе где-то на 1000 км, но это даст совсем небольшой выигрыш от близости к порту - плыть надо по "гипотенузе", поэтому уменьшение "катета" дает только незначительное сокращение пути. Зато раза в 3 увеличивается расстояние до ближайшей земли - острова Рождества. Наверняка, остались какие-то планы на эту землю, поэтому удалятся от нее они не хотят.
Иногда мне кажется что мы черти, которые штурмуют небеса (с) фон Браун
А гвоздички-то были круглые (с) Брестская крепость

KrioG

Bell

Вообще говоря, 1,5 т/ч это не так уж и мало ( http://www.kislorodmash.com/o2.html) Вы, надеюсь, не предлагаете строить установку промышленных размеров? ( http://www.cryogenmash.ru/type_vru.php ) Обратите внимание на масштабы сооружения. Кстати, учитывая относительную концентрацию, куда вы будете девать азот, получая необходимое количество кислорода? Продавать аборигенам? Вывозить в Штаты? Выбрасывать? Очень выгодное занятие.

ЦитироватьМда, странно... Неужели правда? В штатах ЖК для авторефрежераторов на каждой второй заправке по 1 $/л, вроде. Или за 1 кг?
Не видел ни на одной заправке в Штатах. Наверное, не там ездил.
 Зачем авторефрижератору ЖК? Вы для домашнего холодильника тоже его покупаете? Так советую перейти на азот, он практичнее. А то, что Си Лонч закупает ЖК и ЖА на кислородно-азотном заводе это факт. Я Вам даже производителя назову: "Air Products".

О чем мы спорим то? Я утверждаю, что по существующей технологии нельзя провести более 1 пуска без возвращения в Базовый порт. Можно ли изменить технологию? Можно. Выгоды оценивать не берусь.
Я сомневаюсь, что компания Си Лонч стремится резко увеличить количество пусков в год. Они и так имеют неплохие результаты по скорострельности. Как-никак это "Зенит". Честно скажу, не знаю какие показатели у конкурентов. По-моему на других комплексах цикл подготовки не меньше.

А то, что мы обсуждали (с базированием на о.Рождества) - это может быть неплохой модернизацией комплекса в будущем. Нужно только оценить все плюсы и минусы такого варианта.

KrioG

При выборе точки старта также руководствовались и этими критериями:
- удаленность от судоходных путей;
- бедность морской фауны;
- погодные условия в этом районе, сила и направление морских течений;
- близость к довольно неплохому аэропорту на о.Рождества (на всякий случай).

Bell

ЦитироватьВы, надеюсь, не предлагаете строить установку промышленных размеров?
Для промышленных целей? Почему бы и нет?

ЦитироватьКстати, учитывая относительную концентрацию, куда вы будете девать азот, получая необходимое количество кислорода?
Мои скромные воспоминания по химтехнологии подсказывают, что лучше его не выбрасывать, а пускать противотоком через теплообменники для предварительного охлаждения идущего на сжижение воздуха ;)
КПД процесса явно повысится.

ЦитироватьО чем мы спорим то? Я утверждаю, что по существующей технологии нельзя провести более 1 пуска без возвращения в Базовый порт. Можно ли изменить технологию? Можно. Выгоды оценивать не берусь.
На самом деле мы с вами спорим о деталях, а вот с Агентом - вопрос принципиальный :)

В порядке не спора, а уточнения:
ЦитироватьОни и так имеют неплохие результаты по скорострельности.
Отвратительные у них результаты. Должны по плану пускать 6-7 раз в год, но за все 8 лет было только 3, только в этом году 4. Поскольку проект чисто коммерческий, то последствия такого расхождения планов и реалий достаточно серьезные...

ЦитироватьЧестно скажу, не знаю какие показатели у конкурентов.
У Протона стабильно 5-6 пусков уже несколько лет, Ариан как бы в доле с СиЛончем, собственные американские носители едва ли пару спутников в год запускают, они больше на госзаказе живут.
Иногда мне кажется что мы черти, которые штурмуют небеса (с) фон Браун
А гвоздички-то были круглые (с) Брестская крепость

avmich

ЦитироватьКакой результат? На текущий момент Протон-М + ДМ - несуществующая связка. А что будет?

Реально делается привязка РБ ДМ-03 (с увеличенными баками и другими частными доработками, которые запланированы в несколько этапов) к РН Протон-М. Так что эта связка становится несколько более существующей, чем полгода назад. Посему будет, скорее всего, хороший upgrade уже всей старой классической связке "Протон-К + ДМ".

А насколько Протон-М от Протона-К отличается, кроме привязки к Бризу-М? СУ более совершенная. Есть ли ещё отличия?

Agent

Цитировать
ЦитироватьО чем мы спорим то? Я утверждаю, что по существующей технологии нельзя провести более 1 пуска без возвращения в Базовый порт. Можно ли изменить технологию? Можно. Выгоды оценивать не берусь.
На самом деле мы с вами спорим о деталях, а вот с Агентом - вопрос принципиальный :)
Да не принципиальный это вопрос. Если они там насчитают, что выгоднее модернизировать платформу (или способ перегрузки, построить еще одну, завести базу под пальмами и тд), чем передавать пуски на Ариану - модернизируют на счет раз.

Bell

Криогенный завод на экваторе, новая платформа, хороший порт на о. Рождества - любое из них ДОРОГО. Все конечно относительно и зависит от прибыльности (много зарабатыают - могут и много потратить), однако именно с этим у них 8 лет одни только проблемы - едва вышли на 50% мощности.
Учтите свойства постоянных издержек ;)

Вот как раз-таки экономическая эффективность всей затеи и является принципиальным вопросом  :lol:
Иногда мне кажется что мы черти, которые штурмуют небеса (с) фон Браун
А гвоздички-то были круглые (с) Брестская крепость

X

В основном, малое количеством пусков в год у Си Лонч связано с организационными (готовностью КА, наличием разрешений, лицензий, страховок), а не техническими проблемами (хотя были и они, но решались довольно быстро). Недавний пример - IA-8. По-началу проекту обосновано не доверяли. Не надо забывать, что в отличие от "Протона" SL не имел хорошо отработанного носителя и технологии. Много желающих "стартануть из моря" не находилось. Хорошо, что за спиной был Боинг и он подкидывал аппараты от своего Hughes/BoeingSatelliteSystems. Потом втянулся Loral. В этом году французы решились. В следующем - должны уйти аппараты от Lockhid Martin. У Си Лонч сейчас очень богатая пусковая корзина. Уже набрали до 2008 года. Я думаю, что мы еще увидим 5 пусков в год, а может и 6.

А насчет количества планируемых каждый год пусков, никому они ничего не должны  - это просто перечисление КА с заказчиками которых достигнуты определенные договоренности. Всерьез можно принимать только первые по списку и то очередность может менятся. Остальное в тумане неопределенности. Часть аппаратов они закладывают, по-моему, как дублирующие для Ариан.

KrioG

Извините, снова забыл назваться. Предыдущий пост мой

Bell

Цитировать
ЦитироватьКакой результат? На текущий момент Протон-М + ДМ - несуществующая связка. А что будет?

Реально делается привязка РБ ДМ-03 (с увеличенными баками и другими частными доработками, которые запланированы в несколько этапов) к РН Протон-М. Так что эта связка становится несколько более существующей, чем полгода назад. Посему будет, скорее всего, хороший upgrade уже всей старой классической связке "Протон-К + ДМ".

А насколько Протон-М от Протона-К отличается, кроме привязки к Бризу-М? СУ более совершенная. Есть ли ещё отличия?
http://www.novosti-kosmonavtiki.ru/content/numbers/221/17.shtml
Табл.3 Сравнительные характеристики РН "Протон-К" и "Протон-М"

Читайте журнал Нововости космонавтики (с) :) :lol:
Иногда мне кажется что мы черти, которые штурмуют небеса (с) фон Браун
А гвоздички-то были круглые (с) Брестская крепость

Agent

ЦитироватьКриогенный завод на экваторе, новая платформа, хороший порт на о. Рождества - любое из них ДОРОГО. Все конечно относительно и зависит от прибыльности (много зарабатыают - могут и много потратить), однако именно с этим у них 8 лет одни только проблемы - едва вышли на 50% мощности.
Учтите свойства постоянных издержек ;)

Вот как раз-таки экономическая эффективность всей затеи и является принципиальным вопросом  :lol:
Развитие и прочие инвестиции - это не дискретный процесс. То есть не ждут момента пока деньги отобьються, а вкладывают в потенциальные на сегодня направления. Вполне возможно, что ужа давно чето делают - СиЛанч о планах почемуто очень мало рассказывает. Только то, что непосредственно заказчику нужно.
Почти вся доступная инфа просачиваеться косвенно. Даты пусков - от владельцев спутников, планы - от Конюхова, работы по двигателям - от Энергомаша и тд.

KrioG

ЦитироватьКриогенный завод на экваторе, новая платформа, хороший порт на о. Рождества - любое из них ДОРОГО. Все конечно относительно и зависит от прибыльности (много зарабатыают - могут и много потратить), однако именно с этим у них 8 лет одни только проблемы - едва вышли на 50% мощности.
Учтите свойства постоянных издержек Wink

Вот как раз-таки экономическая эффективность всей затеи и является принципиальным вопросом

Да, да. Экономическая эффективность. Как Вы думаете, сумел ли Си Лонч, а вернее Боинг, вернуть затраченные средства? "Выйти в ноль" как говорится и начать зарабатывать. Вот Вы говорите что у них 8 лет проблемы с прибыльностью. Откуда же взять средства на "Криогенный завод на экваторе, новую платформу, хороший порт на о. Рождества". Это даже не модернизация. Это проект Sea Launch II. Не будет Боинг вкладывать в это средства. До настоящего времени их всё устраивало. Ограничатся проектом Land Launch.

Более того. Слышал я мнение, что запуск КА, как это ни бредово звучит, это не главное в этом проекте. Си Лонч, кажется, уже должен был "вылететь в трубу." Его держат на плаву деньги Боинг. А для Боинг важно то, что они владеют всеми правами на коммерческие пуски "Зенита". Россия же его как носитель практически потеряла. Сотни специалистов из России и Украины отвлечены от своей основной деятельности и работают на них, а не на свою страну. И рынок пусковых услуг они благодаря Си Лонч шире охватывают. А платят за это вполне приемлимую и терпимую цену.


ЦитироватьРазвитие и прочие инвестиции - это не дискретный процесс. То есть не ждут момента пока деньги отобьються, а вкладывают в потенциальные на сегодня направления. Вполне возможно, что ужа давно чето делают - СиЛанч о планах почемуто очень мало рассказывает. Только то, что непосредственно заказчику нужно.
Поверьте, пожалуйста, на слово - кроме Land Launch ничего не планируется.

Agent

ЦитироватьПоверьте, пожалуйста, на слово - кроме Land Launch ничего не планируется.
Не верю. ЛендЛанч уже несколько лет в реализации. И уже должны давно решить - или развитие Зенита или выдвижение Дельты в коммерцию.

Bell

Дорогой KrioG, дайте я вас расцелую!  :D
Не представляете, насколько я с вами согласен!

Ну все, Агент империализьма, держись!  :twisted:
Иногда мне кажется что мы черти, которые штурмуют небеса (с) фон Браун
А гвоздички-то были круглые (с) Брестская крепость

Agent

Что не так?
Боинг с гражданских самолетов прибыли почти не имеет. Но гигабаксы в разработку ежегодно вбухивает. И производство размазано по всему миру.
Иначе долю рынка не удержать. Рыночная экономика подразумевает, что топтание на месте = регрессу.
Или он будет развивать или уходить с этого направления. Третьего варианта попросту нет.