Роль Мишина в космонавтике

Автор Шамс, 02.09.2023 01:54:19

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Магадан2

Верили или не верили это рассуждения с позиций сегодняшнего времени и нашего мироощущения, когда наша РФ космонавтика перебирается на 3-4 позиции в мире и ничего нового сделать не может, а тогда она была первой. Я думаю, они были уверены в положительном результате. Думаю, рассчитывали на то что у американцев не все так быстро получится. 

Дмитрий В.

Ну, и да, печальная история Н-1 - это, в основном, не про технологии, а про некудышный менеджмент и недостаток ресурсов. Когда эти два фактора устранили, те же люди справились м более сложной программой "Буран".
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

AB57

Цитата: Дмитрий В. от 16.09.2023 20:11:46Ну, и да, печальная история Н-1 - это, в основном, не про технологии, а про некудышный менеджмент и недостаток ресурсов. Когда эти два фактора устранили, те же люди справились м более сложной программой "Буран".
Мне кажется, что Буран - это не совсем удачный пример. К сожалению, по факту получился "флаговтык", так как в эксплуатации эту систему никто так и не увидел и все её достоинства и недостатки так и остались на бумаге (помнится, сильно ругали кислородную ДУ корабля, как "съевшую" всю полезную нагрузку). И, кстати, против Бурана ополчились военные, заявившие, что под эту систему полезных нагрузок у них нет - по-видимому, именно это её и убило. Чем-то напоминает историю Н1, не так ли?

Ресурсов залили много - это правда (кстати, вот при создании Бурана прекрасно сработал принцип "они там что - дураки, что делают так?"). Насчёт всего остального (менеджмента, стратегии, и особенно "несимметричных ответов") - не уверен...

opinion

Цитата: Дмитрий В. от 16.09.2023 20:11:46Ну, и да, печальная история Н-1 - это, в основном, не про технологии, а про некудышный менеджмент и недостаток ресурсов. Когда эти два фактора устранили, те же люди справились м более сложной программой "Буран".
На семь лет позже американцев. Так и с Н-1 могли бы справиться.
There are four lights

Nick Stevens

И все же...

Почти все великие достижения в освоении космоса произошли в то время, когда инженеры дрались, как крысы в мешке.

AB57

кстати, из дневников Мишина (т.2 стр 18):

11Д51 стоит — 120 т[ыс.] рублей (600 т[ыс.]р[ублей] у В.П. Г[лушко].


Я так понимаю, что 600 тыс стоил РД-253. Очень интересно узнать, почему цена двигателей практически одного класса отличалась в 5 (!) раз. 

simple

Цитата: opinion от 20.09.2023 13:04:30На семь лет
в управлении проектами есть явление - стоит слегка схалтурить в начале и если не повезет, а чаще всего не везет, то это формирует отставание в 10 лет (в живую такое наблюдаю 20 лет), с н1 очень сильно схалтурили с финансированием, первые лет 5 шло накатом на подсосе, и это отразилось на буране. 

simple

Цитата: AB57 от 06.10.2023 20:46:14Я так понимаю
возможно между этими цифрами 20 лет

AB57

Цитата: simple от 06.10.2023 21:23:06
Цитата: AB57 от 06.10.2023 20:46:14Я так понимаю
возможно между этими цифрами 20 лет
не думаю -- запись датирована 27 марта 1967 года и это дневник, а не мемуары... 

simple

Цитата: AB57 от 06.10.2023 21:46:57не думаю
ааа, т.е. это строка целиком из одного источника 


simple

https://rocketengines.ru/historical-digest/events/february-21-29-2.html
http://lpre.de/energomash/RD-253/index.htm
ПГС РД-253 выглядит сложнее
....
ааа там сплав используется какойнибудь особенный

AB57

... или в ОКБ-456 бухгалтеры были более ушлые... 

вопрос больше философский -- как в МОМе, Госплане, совмине, в ЦК, наконец, допустили такую разницу в цене? Вроде как "денег не хватало", а тут такое расточительство бюджета... (на Протоне их 6 штук, а на Н1 вообще 38!)     

simple

Цитата: AB57 от 06.10.2023 22:14:31вопрос больше философский
наврядли, там все меряется технологическими операциями и их стоимость (которая складывается из других), чем их больше тем дороже.
а так, тетраоксид азота требует использования сплавов устойчивых к коррозии, собственно говоря становится понятно почему Протон (говорят) сильно дороже  был и во времена СССР

AB57

#53
Похоже, это и есть объяснение, почему не хватало денег (если так запросто тратили значительно больше, чем надо было...). Просто тогда история с выбором двигателей для Н1 получает дополнительную "окраску"...

А вот интересно, сколько стоили НК-9 и РД-111, например?.. Или сравнить цены воронежских двигателей тех времён с химкинскими... Ну и, наконец, Челомеевские цены с Янгелевскими и Королёвскими... (Протон в СССР действительно был очень дорогим).

Кстати, Губанов пишет, что пуск Союза тогда обходился в 1.5 млн руб (это 80-е годы), а пуск Энергии - порядка 135-145 млн (знаю - на начальном этапе много нерекуррентных затрат, но всё же - это почти в 100 раз дороже).     

Дмитрий В.

Цитата: AB57 от 06.10.2023 20:46:14кстати, из дневников Мишина (т.2 стр 18):

11Д51 стоит — 120 т[ыс.] рублей (600 т[ыс.]р[ублей] у В.П. Г[лушко].


Я так понимаю, что 600 тыс стоил РД-253. Очень интересно узнать, почему цена двигателей практически одного класса отличалась в 5 (!) раз.
НК-15 выпускался гораздо большей серией. На 16 заказанных ракет требовалось 480 НК-15 и 128 НК-15В. Не считая большого количества на испытания. А Протон только начинал летать.
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

Дмитрий В.

Цитата: simple от 06.10.2023 21:59:39https://rocketengines.ru/historical-digest/events/february-21-29-2.html
http://lpre.de/energomash/RD-253/index.htm
ПГС РД-253 выглядит сложнее
....
ааа там сплав используется какойнибудь особенный

ПГС РД-253 проще, как и вообще его конструкция (сколько там, всего 9 единиц арматуры, что ли, было?)- самовоспламенение, высококипящие компоненты...
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

simple

Цитата: Дмитрий В. от 06.10.2023 23:03:49выпускался гораздо большей серией
это так не работает, разница возникает между опытным производством в 100 шт и серийным в 100 000 шт.
а тут явно опытное и там и там.
опытное отличается от серийного тем что 10 (условно) операций на опытном заменяется 1 на серийном за туже стоимость (одной), как следствие низкая цена и плюс низкая гибкость производства, что неприемлемо для опытного. 

simple


simple

Цитата: AB57 от 06.10.2023 22:59:54но всё же - это почти в 100 раз дороже
это даже както мало, несопоставимый уровень, как между пластмассовой  игрушкой и реальной машиной 

Дмитрий В.

Цитата: simple от 06.10.2023 23:29:26
Цитата: Дмитрий В. от 06.10.2023 23:03:49выпускался гораздо большей серией
это так не работает, разница возникает между опытным производством в 100 шт и серийным в 100 000 шт.
а тут явно опытное и там и там.
опытное отличается от серийного тем что 10 (условно) операций на опытном заменяется 1 на серийном за туже стоимость (одной), как следствие низкая цена и плюс низкая гибкость производства, что неприемлемо для опытного.
Это так не работает. Посмотрите коэффициентосвоения для ракетной техники. В СССР сотое изделие стоило уже вдвое дешевле опытного (плюс-минус). Скажем, первая Р-7 обошлась в 100 млн р (10 млн пореформенных) а в серии стоила уже тысяч 600-800.
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!