Super Heavy/Starship (B9, S25) второй испытательный полет – Starbase, TX – 18.11.2023 13:02 UTC

Автор Dulevo, 16.05.2023 20:30:14

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

vlad7308

Цитата: opinion от 27.02.2024 19:50:34
Цитата: vlad7308 от 27.02.2024 18:12:37
Цитата: Dulevo от 27.02.2024 03:22:57>>>Наиболее вероятной основной причиной взрыва бустера было засорение фильтра, через который жидкий кислород подается в двигатели
звучит странновато.
И, судя по выбранной формулировке, большой уверенности в правильности причины нет.
Обычная формулировка. Других не бывает.

странновато потому, что, как мы помним, авария бустера начала развиваться после разделения, разворота и начала повторного запуска двигателей для буст-бэка.
Почему, собственно, засорение фильтра заборника кислорода случилось именно в этот момент?
это оценочное суждение

Boris Mekler

Видел версию что при развороте, до повторного запуска двигателей, топливо в невесомости смешалось с глазами наддува, часть СО2 замёрзла и этот сухой лёд попал в фильтры забора топлива. 

simple

Цитата: vlad7308 от 27.02.2024 20:46:52Почему, собственно, засорение фильтра заборника кислорода случилось именно в этот момент?
навскидку, заборная "горловина" чуть выше дна, переворотом мусор взбаламутился и распространился по меньшему объёму, что дало более высокую, чем изначально, его концентрацию и махом забило фильтр

simple

Цитата: Boris  Mekler от 27.02.2024 20:50:42Видел версию что при развороте, до повторного запуска двигателей, топливо в невесомости смешалось с глазами наддува, часть СО2 замёрзла и этот сухой лёд попал в фильтры забора топлива.
да, это вроде основная версия была

vlad7308

Цитата: Boris  Mekler от 27.02.2024 20:50:42Видел версию что при развороте, до повторного запуска двигателей, топливо в невесомости смешалось с глазами наддува, часть СО2 замёрзла и этот сухой лёд попал в фильтры забора топлива.
откуда там СО2?
Наддув должен быть не продуктами сгорания, а самими компонентами.
это оценочное суждение

vlad7308

Цитата: Плейшнер от 27.02.2024 20:55:46
Цитата: Boris  Mekler от 27.02.2024 20:50:42Видел версию что при развороте, до повторного запуска двигателей, топливо в невесомости смешалось с глазами наддува, часть СО2 замёрзла и этот сухой лёд попал в фильтры забора топлива.
А чем у SH наддувается бак кислорода?
по идее - кислородом же. Иначе бред получается
это оценочное суждение

Streamflow

Цитата: Dulevo от 27.02.2024 03:22:57Наиболее вероятной основной причиной взрыва бустера было засорение фильтра, через который жидкий кислород подается в двигатели, что привело к падению давления на входе в турбонасосы окислителя двигателя, что в конечном итоге привело к отказу одного двигателя, что в конце привело к потере бустера.
Стандартная отмазка ракетчиков всех времён и народов:

"Поскольку одной из причин аварии при ОСИ №1 I-ой ступени было попадание в газовый тракт посторонних частиц..." - Зенит.

"Причиной снижения давления перед форсунками камеры сгорания стало увеличения гидравлического сопротивления фильтра горючего, связанное с его загрязнением углеродными частицами, попавшими в горючее из газа наддува бака при использовании схемы смесевого наддува бака горючего (смесью гелия и генераторного газа)" - Союз-2-1а.

ExDi

Цитата: vlad7308 от 27.02.2024 20:57:52откуда там СО2?
Наддув должен быть не продуктами сгорания, а самими компонентами.
вроде предполагалось не заморачиваться теплообменниками и подавать на наддув газифицированные компоненты непосредственно из газогенераторов?
ради читаемости и содержательности форума в настройках аккаунта отключено отображение всего, что можно отключить; я не вижу ваши (и свои) юзерпики, подписи, посты персонажей из блеклиста  ("старый", "бендер","аникей", "nonconvex" "alexandru" "streamflow" etc ) и т.п. бесполезности

vlad7308

Цитата: DiZed от 27.02.2024 21:33:57
Цитата: vlad7308 от 27.02.2024 20:57:52откуда там СО2?
Наддув должен быть не продуктами сгорания, а самими компонентами.
вроде предполагалось не заморачиваться теплообменниками и подавать на наддув газифицированные компоненты непосредственно из газогенераторов?
я честно не знаю.
Неоднократно и сам искал, и тут спрашивал, как конкретно устроена система наддува. Но кроме как "от двигателей, автономной системы нет" - ничего не узнал. Да и это...не факт, скажем так.
Кмк, дуть прямо из ГГ - это действительно прямой путь к замерзанию и СО2, и воды, и хорошо, если в мелкий снежок, а не в льдины. Звучит это дико, так что я на всякий случай считаю, что всё таки нет.

ЗЫ А "теплообменниками заморачиваться" вроде бы и так не надо - компоненты с избытком газифицируются в рубашках охлаждения камер и сопел.
это оценочное суждение

V.B.

Цитата: vlad7308 от 27.02.2024 18:12:37
Цитата: Dulevo от 27.02.2024 03:22:57>>>Наиболее вероятной основной причиной взрыва бустера было засорение фильтра, через который жидкий кислород подается в двигатели
звучит странновато.
И, судя по выбранной формулировке, большой уверенности в правильности причины нет.
Да, если это наиболее вероятная причина, значит на самом деле могла быть и другая, хоть и менее вероятная.
В англоязычном тексте я вижу еще такую странность:

ЦитироватьThe most likely root cause for the booster RUD was determined to be filter blockage where liquid oxygen is supplied to the engines, leading to a loss of inlet pressure in engine oxidizer turbopumps that eventually resulted in one engine failing in a way that resulted in loss of the vehicle.
Выделил слово turbopumps, употребленное во множественном числе. Словно входное давление упало сразу в нескольких турбонасосах. Одновременное засорение нескольких фильтров?

Моя версия причины - слишком энергичный разворот, который привел к плесканию ЖК в баке во время работы двигателей.

vlad7308

Цитата: V.B. от 27.02.2024 21:46:06Одновременное засорение нескольких фильтров?
Там может быть один фильтр на всех.
Цитата: V.B. от 27.02.2024 21:46:06Моя версия причины - слишком энергичный разворот, который привел к плесканию ЖК в баке во время работы двигателей.
Моя тоже :) ЖК или ЖМ
это оценочное суждение

vlad7308

Цитата: Плейшнер от 27.02.2024 21:55:58
Цитата: vlad7308 от 27.02.2024 21:45:23Кмк, дуть прямо из ГГ - это действительно прямой путь к замерзанию и СО2, и воды, и хорошо, если в мелкий снежок, а не в льдины.
Вода не так страшна (для фильтров :) ) - водяной лёд не тонет в ж.кислороде
а в метане - тонет
это оценочное суждение

ExDi

Цитата: vlad7308 от 27.02.2024 21:45:23ЗЫ А "теплообменниками заморачиваться" вроде бы и так не надо - компоненты с избытком газифицируются в рубашках охлаждения камер и сопел.
"some like it hot" ; )
с учетом инженерного радикализма/минимализма маска я б не удивился наддуву генераторным газом. ну и он вроде хвастался, что в насосный тракт сыпали металлические шарики..
ради читаемости и содержательности форума в настройках аккаунта отключено отображение всего, что можно отключить; я не вижу ваши (и свои) юзерпики, подписи, посты персонажей из блеклиста  ("старый", "бендер","аникей", "nonconvex" "alexandru" "streamflow" etc ) и т.п. бесполезности

opinion

Цитата: vlad7308 от 27.02.2024 20:46:52
Цитата: opinion от 27.02.2024 19:50:34
Цитата: vlad7308 от 27.02.2024 18:12:37
Цитата: Dulevo от 27.02.2024 03:22:57>>>Наиболее вероятной основной причиной взрыва бустера было засорение фильтра, через который жидкий кислород подается в двигатели
звучит странновато.
И, судя по выбранной формулировке, большой уверенности в правильности причины нет.
Обычная формулировка. Других не бывает.

странновато потому, что, как мы помним, авария бустера начала развиваться после разделения, разворота и начала повторного запуска двигателей для буст-бэка.
Почему, собственно, засорение фильтра заборника кислорода случилось именно в этот момент?
Тогда поясните, что вы имели в виду, когда написали "судя по выбранной формулировке, уверенности в правильности причины нет". Видимо, я вас неправильно понял. Как бы сформулировали, если бы были уверены в правильности причины?
There are four lights

Streamflow

Цитата: V.B. от 27.02.2024 21:46:06Моя версия причины - слишком энергичный разворот, который привел к плесканию ЖК в баке во время работы двигателей.
9 из 12 повторно включившихся двигателей начали отключаться через 7 секунд после завершения разворота.

vlad7308

Цитата: opinion от 27.02.2024 22:21:48
Цитата: vlad7308 от 27.02.2024 20:46:52
Цитата: opinion от 27.02.2024 19:50:34
Цитата: vlad7308 от 27.02.2024 18:12:37
Цитата: Dulevo от 27.02.2024 03:22:57>>>Наиболее вероятной основной причиной взрыва бустера было засорение фильтра, через который жидкий кислород подается в двигатели
звучит странновато.
И, судя по выбранной формулировке, большой уверенности в правильности причины нет.
Обычная формулировка. Других не бывает.

странновато потому, что, как мы помним, авария бустера начала развиваться после разделения, разворота и начала повторного запуска двигателей для буст-бэка.
Почему, собственно, засорение фильтра заборника кислорода случилось именно в этот момент?
Тогда поясните, что вы имели в виду, когда написали "судя по выбранной формулировке, уверенности в правильности причины нет". Видимо, я вас неправильно понял. Как бы сформулировали, если бы были уверены в правильности причины?

я действительно не совсем удачно выразился. "Звучит странновато" относилось именно к техническим аспектам - правдоподобности озвученной причины и остального комплекса...событий и процессов.
Вторая фраза была слабо связана с первой, касаясь в основном выбранной грамматики.
это оценочное суждение

Streamflow

Цитата: V.B. от 27.02.2024 22:42:23Двигатели начали отключаться во время разворота. Вот тут это хорошо видно:
https://youtu.be/hF2C7xE9Mj4?si=dTIa9xKVtF3_Hd_9&t=180
Ещё раз повторяю для тех, кто не умеет читать графики: "9 из 12 повторно включившихся двигателей начали отключаться через 7 секунд после завершения разворота", см. рис. 1 в https://www.synerjetics.ru/article/boostback.htm

V.B.

Да, я понял, спасибо.
Значит 3 двигателя отключились во время разворота из-за плескания ЖК, а остальные потом (после разворота) не просто начали отключаться, а прямо таки взрываться. Видимо сначала рванул один, и это вызвало цепную реакцию.

vlad7308

Цитировать
Цитата: V.B. от 27.02.2024 21:46:06Моя версия причины - слишком энергичный разворот, который привел к плесканию ЖК в баке во время работы двигателей.
Моя тоже :) ЖК или ЖМ
также, возможно, виновато слишком агрессивное включение двигателей вскоре после разворота. Возможно, осаждение к этому моменту было недостаточным, либо наддув не успел. К примеру. На три работающих двигателя хватало, но включение сразу еще десяти...заставило систему хватануть слишком много газовой фазы.
это оценочное суждение

Шлангенциркуль

Что интересно, собираются минимизировать/подавить проблему путем увеличения мощности фильтров.

ЦитироватьSpaceX has since implemented hardware changes inside future booster oxidizer tanks to improve propellant filtration capabilities