Конец Шаттла. Начало Бурана!

Автор KBOB, 23.09.2005 05:03:05

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Елемаг

Ето по теме:

Небесный челн проторит новые пути



В НАШИ ДНИ ПРОНИКНОВЕНИЕ В ДАЛЬНИЙ КОСМОС, заявленное в российской и американской перспективных космических программах, впрочем, как и деятельность в околоземном пространстве, неразрывно связаны с созданием надежных многоразовых, экономичных, многофункциональных транспортных систем. Причем они должны быть пригодны для решения весьма широкого спектра гражданских и военных задач.

Андрей КИСЛЯКОВ, «РИА Новости»

Базовым элементом американской космической ПРО, уже ставшей практически реальностью, послужит транспортная система, способная доставлять на орбиту Земли многочисленные боевые платформы, спутники наблюдения и управления. Она должна также обеспечивать профилактику и ремонт этих аппаратов непосредственно в космосе. В общем, спроектирована система колоссальных энергетических возможностей. Ведь только одна боевая платформа с фторводородным лазером мощностью 60 МВт имеет расчетную массу 800 т. Но эффективность оружия направленной энергии может быть высокой только при условии развертывания на орбите множества таких платформ. Ясно, что общий грузооборот очередной серии «звездных войн» составит десятки тысяч тонн, которые необходимо систематически доставлять в околоземное пространство. Но и это далеко не все.
Сегодня ключевую роль в использовании на Земле высокоточного оружия играют космические разведкомплексы. Это вынуждает как Соединенные Штаты, так и Россию постоянно наращивать и совершенствовать свои орбитальные группировки. Причем высокотехнологичность космических аппаратов в то же время требует предусмотреть их орбитальный ремонт.

Не будем забывать, что предстоят также великие дела по дальним космическим пилотируемым экспедициям: сначала на Луну, где планируется основать настоящую земную колонию, а затем и на Марс. Никто сегодня не возьмется подсчитать необходимое для этого число ракетных стартов. Повторим, что в космос придется выводить большую массу грузов с довольно высокой частотой.
Какие идеи имеют на сей счет два мировых космических лидера – Россия и США? Какие программы уже удалось реализовать, и каковы основные тенденции их дальнейшего развития... Но сначала зададимся принципиальным вопросом.

Выгодна ли многоразовость?
Разумеется. При условии высокочастотной космической работы. Исследования показали, что использование одноразовых комплексов выгоднее многоразовой транспортной системы в программах с темпом запуска не более 5 пусков в год, при условии, что отчуждение земель под поля падения отделяющихся частей будет временным, а не постоянным, с возможностью эвакуации населения, скота и техники из опасных районов.
Эта оговорка связана с тем, что стоимость отчуждения земель под падение ступеней и обтекателей никогда в расчетах не учитывалась, потому что до последнего времени потери, с отторжением или даже с временной эвакуацией, никогда не компенсировались и трудно считаемы. А они составляют существенную часть затрат на эксплуатацию ракетных систем. При масштабах программы более 75 пусков за 15 лет преимуществом обладают многоразовые системы, причем экономический эффект от их использования возрастает с увеличением числа пусков.

Кроме того, переход от одноразовых средств выведения тяжелых полезных нагрузок к многоразовым системам приводит к существенному сокращению объемов производства техники. Так, при использовании в одной космической программе двух альтернативных систем потребное количество блоков сокращается в 4–5 раз, корпусов центрального блока – в 50 раз, жидкостных двигателей для второй ступени – в 9 раз. Таким образом, экономия за счет сокращения объемов производства при использовании многоразовой ракеты-носителя примерно равна затратам на ее создание.
Еще в Советском Союзе произвели расчеты затрат на послеполетное обслуживание и ремонтно-восстановительные работы многоразовых систем. Использовались имеющиеся фактические данные, полученные разработчиками в результате наземных стендовых и летных испытаний, а также эксплуатации планера орбитального корабля «Буран» с теплозащитным покрытием, самолетов дальней авиации, жидкостных двигателей многократного применения типа РД-170 и РД-0120. По результатам исследований, затраты на обслуживание и послеполетный ремонт составляют менее 30% от затрат на изготовление новых ракетных блоков.

С чего все началось
Как ни странно, идея многоразовости проявилась еще в 20-е годы в придавленной Версальским договором Германии, которая объединила охваченную ракетной лихорадкой европейскую техническую общественность. В Третьем рейхе в 1932–1942 годах под руководством Эйгена Зенгера успешно разрабатывался проект ракетного бомбардировщика. Предполагалось создать самолет, который, используя рельсовую стартовую тележку, разгонялся бы до высокой скорости, затем, включая собственный ракетный двигатель, поднимался за пределы атмосферы, откуда, совершая рикошетирующий полет в плотных слоях атмосферы, достигал большой дальности действия. Аппарат, стартовавший из Западной Европы и приземлявшийся на территории Японии, предназначался для бомбардировки территории США. Последние сообщения об этом проекте были в 1944 году.
В 50-х годах в США он послужил толчком к разработке проекта космического самолета, который предшествовал ракетоплану «Дайна-Сор». В Советском Союзе предложения о разработке такого рода систем рассматривались Яковлевым, Микояном и Мясищевым в 1947 году, но развития не получили из-за ряда трудностей, связанных с технической реализацией.

С бурным развитием ракетной техники в конце 40-х – начале 50-х необходимость в завершении работ по пилотируемому бомбардировщику-ракетоплану отпала. В ракетной промышленности сформировалось направление крылатых ракет баллистического типа, которые, исходя из общей концепции их применения, нашли свое место в общей системе обороны СССР.
Но в CША исследовательские работы по ракетоплану поддерживались военными. В то время считалось, что обычные самолеты или самолеты-снаряды с воздушно-реактивными двигателями являются наилучшим средством доставки зарядов на территорию противника. Родились проекты по программе планирующих ракет «Навахо». Фирма «Белл Эйркрафт» продолжала исследования космического самолета для того, чтобы использовать его не в качестве бомбардировщика, а как разведывательный аппарат. В 1960 году был заключен контракт с фирмой «Боинг» на разработку суборбитального разведывательного ракетоплана «Дайна-Сор», который предполагалось выводить ракетой «Титан-3».
Однако СССР вернулся к идее космических самолетов в начале 60-х годов и развернул работы в КБ Микояна сразу по двум проектам суборбитальных аппаратов. В первом предусматривался самолет-разгонщик, во втором – ракета «Союз» с орбитальным самолетом. Двухступенчатая воздушно-космическая система именовалась «Спираль», или проект «50/50».
Орбитальный корабль-ракетоплан стартовал со спины мощного сверхзвукового самолета-носителя Ту-95К на высоте 20–30 км. Ракетоплан «Спираль» на жидкостных ракетных двигателях достигал околоземной орбиты, а выполнив там все запланированные работы, возвращался на Землю, планируя в атмосфере, и садился на аэродром. Функции этого компактного летающего космического корабля-аэроплана были значительно шире, чем только работа на орбите. Натурная модель ракетоплана совершила несколько полетов в атмосфере.
Советский проект предусматривал создание аппарата массой более 10 т, со складывающимися консолями крыла. Опытный вариант аппарата в 1965 году был готов к первому полету как дозвуковой аналог.
Для решения проблем теплового воздействия на конструкцию в полете и управляемости аппарата на дозвуковых и сверхзвуковых скоростях были созданы летающие модели, которые получили название «Бор». Их испытания были проведены в 1969-1973 гг. Глубокое изучение данных, полученных по результатам этих испытаний, привело к необходимости создания двух моделей «Бор-4» и «Бор-5». Однако форсированные темпы работ по программе «Спейс шаттл», а главное – неоспоримые успехи американцев в этой области потребовали корректировки советских планов.

«Спейс-маршрутка»
Что бы ни говорили, но до сих пор и уже без малого четверть века единственной реально эксплуатируемой космической многоразовой транспортной системой является американский многоразовый транспортный космический корабль (МТКК) «Спейс шаттл» (челнок).
Сходный по размерам с коммерческим лайнером DC-9, «шаттл» по существу является самолетом с ракетными ускорителями и большим внешним топливным баком. В носовой части «шаттла» расположены жилые помещения: кабина пилотов (на 3 человека) и пассажирская кабина (до 5 человек). Большую часть корпуса занимает негерметичный грузовой отсек: 18,3 м в длину и 4,5 м в диаметре. В этом отсеке корабль может поднять 29,5 т полезной нагрузки (ПН) при запуске с мыса Флорида на низкую круговую орбиту или 15 т при запуске на полярную орбиту. С орбиты на Землю корабль может вернуть 14,5 т груза. Для операций с ПН внутри грузового отсека и вблизи корабля используется дистанционный манипулятор длиной 15,2 м, укрепленный на кромке грузового отсека и управляемый из кабины экипажа.
Этот корабль можно считать двухступенчатым: первую ступень составляют два твердотопливных ускорителя, а вторую, орбитальную, ступень – сам ракетоплан с прикрепленным к нему внешним подвесным топливным баком. В хвостовой части «шаттла» установлены 3 основных ракетных двигателя SSME, работающих на жидком водороде и жидком кислороде, запасенных в подвесном баке. В основании хвостового оперения корабля в двух отдельных отсеках находятся два двигателя орбитального маневрирования. Они обеспечивают тягу 2,7 т, а их топливо (10,9 т диметилгидразина и азотной кислоты) размещается в самом ракетоплане. Кроме этого, в носовом и хвостовом отсеках «шаттла» расположены 44 двигателя ориентации, сведенные в три автономных блока.
Старт корабля происходит вертикально: включаются три основных двигателя и два твердотопливных ускорителя. Через 2 мин на высоте 45 км ускорители заканчивают работу и отделяются. Продолжая движение по баллистической траектории, они достигают высоты около 70 км, а затем, падая на парашютах, приводняются в океан на расстоянии 260 км от места старта. Через 8 мин после старта на высоте около 113 км отключаются основные двигатели корабля и отделяется внешний топливный бак. Он падает в океан, частично разрушаясь в плотных слоях атмосферы. Орбитальная ступень продолжает самостоятельный полет и с помощью двигателей орбитального маневрирования выходит сначала на промежуточную эллиптическую орбиту (перигей 110 км, апогей 280 км), а затем на круговую высотой около 300 км. Это основная рабочая орбита «шаттла». Максимальная высота его полета около 1100 км. Продолжительность работы на орбите обычно составляет неделю, но в аварийном режиме может достигать одного месяца. Для схода с орбиты корабль ориентируется хвостовой частью вперед и на 2 мин включает двигатели маневрирования, создающие тормозной импульс. На высоте 150 км корабль разворачивается носом вперед и, используя аэродинамические свойства, сначала активно тормозится, а затем планирует в атмосфере. Он может совершать боковой маневр на расстояние до 2000 км от своего начального курса, что необходимо для посадки на запасные аэродромы. Посадка происходит с помощью шасси самолетного типа на взлетно-посадочную полосу со скоростью 330 км/ч.

Опасен ли МТКК?
Как носитель ядерного оружия – определенно нет. Он слишком уязвим и дорог. В принципе воздушно-космический самолет (ВКС) использовать в качестве бомбардировщика абсолютно невыгодно. При стоимости примерно 1 млрд долларов он может нести до 30 боеголовок, а ракета MX при стоимости 100 млн долларов несет 10 боеголовок. К тому же ВКС недостаточно оперативен в случае ядерного нападения: носитель должен быть в воздухе через 15 мин после получения сигнала о нападении. Стратегический бомбардировщик может это сделать, так как у него обычное топливо, которое не сливается из баков самолета, а криогенное топливо ВКС необходимо хранить в специальных резервуарах и заправлять им аппарат непосредственно перед стартом. Но для долговременных военных проектов – таких, как создание космической системы ПРО, – многофункциональные и сравнительно дешевые ВКС, несомненно, представляют интерес.

Что дальше?
Жизнь продолжится... Но с 2010 года уже без системы «Спейс шаттл». И вовсе не аварии кораблей «Челленждер» и «Колумбия» тому причиной. Просто, по мнению историка НАСА Алекса Роланда, нынешний челнок вместе со всей Международной космической станцией ни на шаг не приближает американцев к поставленной президентом Бушем цели покорения Луны и Марса.
Во времена глобальных экономических кризисов, борьбы с терроризмом, а также усилившихся разногласий между европейскими и американскими политиками президент США Джордж Буш, подобно своему предшественнику Кеннеди, дабы сплотить нацию вокруг идеи светлого американского будущего, решил обратить свои взоры в космос, к Луне и далее к Марсу. Согласно новым планам, к естественному спутнику Земли полетит уже новый космический многоразовый корабль, так называемый «Пилотируемый исследовательский корабль» (Crew Exploration Vehicle- CEV). 14 астронавтов отправятся на нем в путешествие на спутник Земли.
Разработкой этого аппарата сегодня в США занимаются две конкурирующие команды, одну из которых возглавляет корпорация «Локхид-Мартин», а другую – компании «Боинг» и «Нортроп-Грумман». Каждая из них получила от правительства США контракт на создание конструкции CEV в размере 28 млн долларов.
В целом расходы Соединенных Штатов на программу освоения космического пространства составят до 2025 года около 217 млрд долларов. Директор НАСА Майкл Гриффин неоднократно заявлял, что для реализации включающей планы возвращения на Луну и полета на Марс космической инициативы, выдвинутой президентом Джорджем Бушем в прошлом году, США готовы сотрудничать с другими космическими державами мира, и в первую очередь – с Россией...

Наследники «Бурана»
Научно-технический потенциал, сконцентрированный еще в программе «Энергия-Буран», позволил России сегодня не только разработать собственный космический челнок, способный осуществлять межпланетные перелеты, но и вплотную подойти к реализации принципиально новой концепции многоразовой транспортной системы.
В головном российском космическом предприятии – Ракетно-космической корпорации «Энергия» разработан транспортно пассажирский многоразовый корабль «Клипер». Судя по недавнему заявлению президента корпорации Николая Севастьянова, первый полет пилотируемого корабля «Клипер» планируется осуществить в 2012 году.
Как заявил Севастьянов, в течение трех лет будет произведена «полная летная квалификация корабля», после чего он станет основным транспортным средством для космонавтов. Глава корпорации отметил, что главные требования к «Клиперу» – снижение себестоимости полета человека в космос, а также уменьшение нагрузок на космонавтов и соответственно улучшение их медицинских показателей. Президент «Энергии» рассказал, что на «Клипере» будут летать два профессиональных космонавта, один из которых станет отвечать за орбитальную часть работы, а другой – за посадку в атмосфере. Также на борту корабля смогут находиться еще четыре непрофессиональных космонавта – ученые или туристы. Технические возможности «Клипера» позволят ему садиться на космодромах «Байконур» и французском «Куру», а также на большом количестве аэродромов в случае незапланированной или аварийной посадки. Корабль можно будет использовать также для осуществления другого масштабного проекта «Энергии» – коммерческого тура в ближний космос, включающего недельное пребывание на МКС и облет Луны.
Впервые представленный на салоне МАКС-2005 полномасштабный макет российского челнока значительно удобней и вместительней главной космической «лошадки» последних десятилетий – одноразового «Союза». Длина «Клипера» до 10 м, а герметичная кабина объемом 20 куб. м оборудована удобными креслами для шести членов экипажа. Корабль почти вдвое тяжелее семитонного «Союза» и может доставлять и возвращать с орбиты 500 кг полезного груза.
Но в «Энергии» существует и альтернативный проект совершенно нового челнока так называемого «гибридного» типа. Об этом в конце июля рассказал генеральный директор консорциума «Космическая регата» (дочерняя фирма РКК «Энергия») Владимир Сыромятников. Главное достоинство этого проекта – возможность отказаться от теплоизоляционных плиток, самого уязвимого места кораблей «Спейс Шаттл». «Мы сейчас работаем над новым кораблем. Речь идет о мно- горазовом космическом корабле так называемого «гибридного» типа. В его концепции заложена комбинация космических кораблей капсульного («Союз») и крылатого («Буран») типов. Цель создания нового корабля – более надежно и безопасно летать в космос», – отметил Сыромятников.
Идея нового корабля заключается в том, что большую часть полета он выполняет как капсульный аппарат, при этом крылья спускаемой части находятся в сложенном положении и защищены теплоизоляцией. При посадке после вхождения в атмосферу теплоизоляционный экран отстреливается, разворачиваются крылья, и корабль осуществляет посадку, как самолет. Новый корабль вберет в себя положительные качества и «Союзов», и «Бурана». В частности, от капсульных аппаратов он возьмет компактную стартовую конфигурацию и совместимость с системой аварийного спасения. Предполагается, что один из его вариантов будет иметь массу 7 т, что позволит выводить его ракетами типа «Союз». В отличие от крылатого космического корабля его теплоизоляция будет выполняться на основе жаропрочных сплавов, а не плиток.
«Это – одно из самых главных положительных качеств проекта. Используемые сейчас плитки – капризные и дорогие. В полете и на земле требуется проводить операции по их восстановлению. Нужна революция, которая сделает их бесперспективными, – заявил Сыромятников. – Поскольку корабль будет начинать посадку, как капсула, а завершать, как самолет, это дает возможность кораблю возвращаться на Землю со второй космической скоростью и садиться после межпланетного перелета». В настоящее время разработка гибридного корабля доведена до этапа технических предложений.
Но главное предложение мировой космонавтике, равно как и всем остальным направлениям человеческой деятельности, сделала сама жизнь: время обусловленных только соображениями престижа амбициозных проектов стран-одиночек прошло безвозвратно.
Успешные полеты в дальний космос станут реальностью только на основе тесной международной кооперации. А это значит, что у «шаттлов», «буранов» и «клиперов» впереди долгая жизнь.

Зомби. Просто Зомби

ЦитироватьУспешные полеты в дальний космос станут реальностью только на основе тесной международной кооперации. А это значит...
Чтобы это ни значило, а агитпропа никто не отменял? :mrgreen:
Не копать!

Вадим Лукашевич

ЦитироватьАндрей КИСЛЯКОВ, «РИА Новости»:
Орбитальный корабль-ракетоплан стартовал со спины мощного сверхзвукового самолета-носителя Ту-95К на высоте 20–30 км.
Когда читаешь подобных "писателей", становится грустно и досадно от их некомпетентности. Сразу видно, что поручили написать материал, а разобраться времени не хватило - вот и засыпался на деталях. Что-то списал, что-то додумал, остальное и так сойдет. Одним словом, слышал звон да где он - какая разница, читатель и так схавает!
Поэтому вроде как и в тему, но грош цена таким публикациям. Чтобы развенчать этот бред, представляю изображение этого "мощного сверхвукового бомбера с потолком 20-30 км", Ту-95К, оснащенного турбовинтовыми движками:

или, к примеру, такой перл:
ЦитироватьВ основании хвостового оперения «шаттла» в двух отдельных отсеках находятся два двигателя орбитального маневрирования.
Блеск! Чувствуется, шаттл автор даже на фото не видел ни разу!
ЦитироватьПродолжительность работы на орбите обычно составляет неделю, но в аварийном режиме может достигать одного месяца.
О-па! Да в "аварийном режиме" шаттла вообще может летать годами :wink: ! Все дело в начальной высоте орбиты

X

Цитировать
Очень на ТУ-95МС похож, imho

X

[/quote]
Очень на ТУ-95МС похож, imho[/quote]
Виноват, таки К :oops:

X

Цитировать
ЦитироватьАндрей КИСЛЯКОВ, «РИА Новости»:
Орбитальный корабль-ракетоплан стартовал со спины мощного сверхзвукового самолета-носителя Ту-95К на высоте 20–30 км.
Когда читаешь подобных "писателей", становится грустно и досадно от их некомпетентности. Сразу видно, что поручили написать материал, а разобраться времени не хватило - вот и засыпался на деталях. Что-то списал, что-то додумал, остальное и так сойдет. Одним словом, слышал звон да где он - какая разница, читатель и так схавает!
Поэтому вроде как и в тему, но грош цена таким публикациям. Чтобы развенчать этот бред, представляю изображение этого "мощного сверхвукового бомбера с потолком 20-30 км", Ту-95К, оснащенного турбовинтовыми движками:


Дядя процитировал Губанова слово в слово: http://www.buran.ru/htm/39-3.htm . Только он вставил название бомбера, которое фигурирует в следующем абзаце  :lol:
или, к примеру, такой перл:
ЦитироватьВ основании хвостового оперения «шаттла» в двух отдельных отсеках находятся два двигателя орбитального маневрирования.
Блеск! Чувствуется, шаттл автор даже на фото не видел ни разу!
ЦитироватьПродолжительность работы на орбите обычно составляет неделю, но в аварийном режиме может достигать одного месяца.
О-па! Да в "аварийном режиме" шаттла вообще может летать годами :wink: ! Все дело в начальной высоте орбиты

X

Он напрямую скопировал цитату из Губанова - http://www.buran.ru/htm/39-3.htm . Только название бомбера перенёс из следующего абзаца. :)

mrvyrsky

Цитировать
Цитироватьэто тот самый В.П.Бурдаков написавший книжку "Ракеты Будущего" ???
Что самое интересное, первая мысль была в точности такой же: "Это тот самый Бурдаков..?" :) Вот ведь как получается - человек фактически был зачинателем "Бурана", а наиболее известен в массах как автор книжки для среднего школьного возраста.


Вы сильно не правы. Хороших конструкторов и учёных довольно много, но вот тех, кто способен доступно и ИНТЕРЕСНО донести научную или технич. информацию до "широкого круга" - единицы. Это особый талант, дар, к сожалению, не слишком ценящийся в научных кругах.  8)
СТАРЫЙ С НАМИ! С НИМ - ПОБЕДИМ!

mrvyrsky

Цитировать
ЦитироватьСуществует договор по неразмещению ядерного оружия в космосе. Если уж его нарушать, то тогда сразу ракетами бомбить, а то пока Буран к старту готовиться, он и взлететь не успеет...

А сперва делать все втихаря, а когда надо будет - выйти из договора в одностороннем порядке, как США из ПРО вышли.

Буран не надо. Запускаем на обычных ракетах - 10 пусков в год за год 10 спутников якобы. На самом деле - это не спутники, а 10-20 Мгт БЧ.
И вот когда над америкой беспрерывно будут висеть 10 бомб с маневрирующими БЧ, тогда начинаем форсировать силы. И выводим уже Энергиями бомбы на орбиты. А вместе с бомбами - десятки ложных бомб. :-)
ну а менять их будем Буранами. а защищать от Шаттлов - боевыми орбитальными станциями.

Как приятно это видеть! Прямо млею... Моя мечта... Когда начнём? Да, и на случай неядерного конфликта - десяток спутников с чеченскими террористами  :wink:
СТАРЫЙ С НАМИ! С НИМ - ПОБЕДИМ!

Zoha

ЦитироватьА сперва делать все втихаря, а когда надо будет - выйти из договора в одностороннем порядке, как США из ПРО вышли.
Буран не надо. Запускаем на обычных ракетах - 10 пусков в год за год 10 спутников якобы. На самом деле - это не спутники, а 10-20 Мгт БЧ.
И вот когда над америкой беспрерывно будут висеть 10 бомб с маневрирующими БЧ, тогда начинаем форсировать силы. И выводим уже Энергиями бомбы на орбиты. А вместе с бомбами - десятки ложных бомб. :-)
ну а менять их будем Буранами. а защищать от Шаттлов - боевыми орбитальными станциями.

Первый вопрос - а зачем?
Второй - а не жалко (всяких ресурсов)?
Главный - а не страшно? Ведь могут превентивно долбануть. Или упадет неудачно (а ведь распыленный в атомосфере плутоний - мечта маргинала-террориста). Или упадет удачно (подтолкнут)...
Вообще-то все уже было - система ОРБ и глобальная ракета (ГР).  С ГР незаладилось, а от остального слава Богу отказались. Имхо сами испугались и подписали правильные бумазьки.

Кстати подскажите плз, где читать? Часто встречал разрозненные упоминания, да и то где - не помню. Тем более если тут такое творится :-/


ЦитироватьКак приятно это видеть! Прямо млею... Моя мечта... Когда начнём? Да, и на случай неядерного конфликта - десяток спутников с чеченскими террористами  :wink:
... Да орбиты такие, чтобы через радиационные пояса - дабы черепашки ниндзя получились. А вообще что-то невесело :-(

mrvyrsky

Цитировать
ЦитироватьКак приятно это видеть! Прямо млею... Моя мечта... Когда начнём? Да, и на случай неядерного конфликта - десяток спутников с чеченскими террористами  :wink:
... Да орбиты такие, чтобы через радиационные пояса - дабы черепашки ниндзя получились. А вообще что-то невесело :-(


А зря, как раз весело. Я вот очень жалею, что не сделали военные пару обитаемых баз на Луне. Сейчас бы там мирно работали учёные.  :wink:
СТАРЫЙ С НАМИ! С НИМ - ПОБЕДИМ!

X

Все что тут было написанно - дерьмо

X

Да здравствует Буран! Лучший челнок всех времен и народов!!!

Leroy

ЦитироватьВсе что тут было написанно - дерьмо
Конструктивно. А главное - убедительно.  :evil:

Старый

ЦитироватьВсе что тут было написанно - дерьмо
Особенно самое первое - название темы. ;)
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

spacenavigator

Зайдите на сайт space.net.ua Приглашаем ! :oops:  :P
cosmobusiness