SpaceX Falcon 9

Автор ATN, 08.09.2005 20:24:10

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Павелл

Цитата: azvoz от 22.07.2022 15:51:29Прерывание обратного отсчёта в миссии Starlink-3.2 стало первым за более чем 18 месяцев случаем прерывания, которое произошло по причинам, не связанным с плохой погодой или лодками
Они стали часто отказываться от прожига (static fire) перед запуском, так что таких случаев неизбежно должно быть больше в будущем. Теперь все проверки делаются при обратном отсчёте и в первые секунды зажигания, пока РН ещё не покинула стартовую площадку.

Mavik

Цитата: Павелл от 23.07.2022 22:14:52
Цитата: azvoz от 22.07.2022 15:51:29Прерывание обратного отсчёта в миссии Starlink-3.2 стало первым за более чем 18 месяцев случаем прерывания, которое произошло по причинам, не связанным с плохой погодой или лодками
Они стали часто отказываться от прожига (static fire) перед запуском, так что таких случаев неизбежно должно быть больше в будущем. Теперь все проверки делаются при обратном отсчёте и в первые секунды зажигания, пока РН ещё не покинула стартовую площадку.
Прожиг по прежнему делают, когда на ступени Ф9 меняется больше трех двигателей при межполетным обслуживанием.  Ну и, естественно, перед пилотируемыми запусками, или когда есть запрос от заказчика.

Шлангенциркуль

Squeezing extra performance out of Falcon 9 – almost at 17 metric tons to an actual useful orbit with booster & fairing reusable!

https://twitter.com/elonmusk/status/1563760585363185664

Arzach

Видео посадки 1-й ступени на ASOG с интересного ракурса:

Вы не можете просматривать это вложение.

MIRNbIY

#19884
Интересная статья Дениса Юшина:

https://telegra.ph/Dejstvitelno-li-vygodny-mnogorazovye-stupeni-raket-nositelej-10-27

Действительно ли выгодны многоразовые ступени ракет-носителей?
Science & FutureOctober 27, 2022

Более того, это касается далеко не только наших соотечественников. С тех пор, как SpaceX начала повторно использовать свои бустеры, представители всех самых крупных подрядчиков начали проводить собственные аналитические исследования «экономики многоразовости».

К примеру, United Launch Alliance, пожалуй, основной конкурент SpaceX, провела собственный анализ, по результатам которого сделан вывод о том, что повторное использование окупается только в том случае, если каждая произведённая ракета-носитель совершит не менее десяти пусков.
Помимо этого, делается вполне очевидный вывод о том, что одноразовая ракета-носитель имеет более высокую грузоподъёмность, так как ей не нужно резервировать часть топлива для посадки. К тому же, многоразовому бустеру требуется более прочный корпус, посадочные опоры, решётчатые рули и другое оборудование, которое увеличивает общую массу РН, что, в свою очередь, ещё больше снижает максимальную грузоподъёмность.
Собственно, у SpaceX сегодня уже шесть бустеров, совершивших минимум десять пусков, но Маск и с этой оценкой был не согласен.


Он говорил, что, хотя повторное использование Falcon 9 снижает максимальную грузоподъёмность менее чем на 40%, восстановление и модернизация ракеты-носителя составляют менее 10% от общих затрат. В результате после двух запусков общие стоимость и грузоподъёмность примерно сопоставимы с одним запуском одноразовой ракеты. И если будет осуществлено хотя бы три пуска с одним бустером, экономия будет неоспоримой. Рассуждения логичные, но проверить их сложно.
Про деньги
Надо, конечно, понимать, что частная компания не раскрывает всех нюансов своего финансового положения. Тем не менее, данные для анализа есть. Этим и предлагаю нам с вами заняться.
Во-первых, есть смысл сказать, что нет какого-то очевидного предела по количеству запусков одной ступени. На данный момент максимум составляет 14 раз и эти ступени по-прежнему не списаны.
Пару лет назад Илон Маск раскрыл предельную стоимость запуска повторно используемой РН Falcon 9 в интервью на Aviation Week 2020 года. Под предельными затратами понимаются затраты, связанные исключительно с повторным запуском РН Falcon 9 после того, как её первая миссия уже выполнена и оплачена.
Так вот, по словам Маска, предельные затраты на повторный запуск Falcon 9 тогда составляли всего около 15 миллионов долларов, из которых, на минуточку, 10 миллионов долларов требуются на изготовление новой верхней ступени.
Оставшиеся 5 миллионов долларов включают затраты на восстановление обтекателей, гелий, топливо и, собственно, восстановление бустера. По словам Маска, стоимость восстановления первой ступени составляла два года назад всего 250 000 долларов.
Попробуем понять, почему так немного.
Двигатели


Маск говорил, что бывают случаи не только ремонта, но и замены одно-двух движков на новые. Очевидно, что тут цена должна подскакивать.
Мраком окутана и тайна того, как часто вообще нужно ремонтировать «Мерлины». Надо понимать, что ресурс свой они вырабатывают не очень равномерно, так как три из девяти двигателей на бустере повторно включаются в процессе посадки.
Правда, SpaceX уже довольно давно крайне редко проводит прожиги уже летавших ступеней перед запусками, так что, судя по всему, ремонт и тем более замена двигателей время от времени не сильно сказываются на средней стоимости восстановления использованного бустера.
Баки
Топливные баки, как мы знаем, занимают наибольший объём конструкции первой ступени Falcon 9. Известно, что SpaceX проводит рентгеноскопию между запусками, чтобы проверить сварные швы, отыскать трещины или другие дефекты.
Нет точной информации, как часто они ремонтируются, но, судя по словам Маска, и тех, кто следит за всем, что происходит внутри предприятий SpaceX, это происходит максимально редко.
Головные обтекатели
С ними история довольно интересная. Судя по всему, спустя год регулярного спасения головных обтекателей, SpaceX начинают переходить на выборочный возврат, что взбудоражило определённую общественность.
Сама программа по повторному использованию створок головных обтекателей разрабатывалась компанией в течение многих лет, благодаря чему они регулярно участвуют в нескольких миссиях (текущий подтверждённый рекорд полётов для створок составляет 6 использований. Правда, по данным с форума NSF, для одной из створок, участвовавших в миссии Starlink-4.25, этот полёт был седьмым).


За всё время, уже 123 раза в 63 миссиях створки головного обтекателя были использованы повторно. Компания повторно запускала хотя бы одну створку в 84% своих грузовых миссий.
Тем не менее, любителей рассказать о том, насколько это невыгодно ещё больше, чем когда речь заходит о бустерах.
Сначала SpaceX пыталась ловить створки сетями с помощью судов Ms. Tree и Ms. Chief, затем добилась значительного прогресса в извлечении их из воды.
Те, кто следит за деятельностью компании, заметили, что в июле, после запуска миссии Starlink-4.25, во время которой, возможно, одна из створок и использовалась в седьмой раз, попытка их возврата даже не предпринималась, а в 22 октября, после запуска миссии Starlink-4.36, Bob вернулся в порт Канаверал с одной створкой головного обтекателя.
Тут-то снова и пробудились те, кто считает это невыгодным, и начали говорить, что и «в SpaceX это тоже осознали».
Точного ответа на вопрос о том, почему это происходит, пока нет, но специалисты предположили следующее: возможно, SpaceX к этому лету накопила достаточно створок головных обтекателей, благодаря успеху программы их возврата, и они стали занимать слишком много места на складах.
Помимо прочего, в компании могли прийти к выводу, что срок использования некоторых створок подошёл к критическому уровню, из-за чего возращать их не имеет смысла. То есть, когда компания не возвращает в очередной раз используемые створки, она, возможно, просто утилизирует их.
Программа развивается
Уже пару месяцев в компании активно занимаются модернизацией системы извлечения створок из воды, проводя регулярные тренировки и тесты с помощью кранов своих судов. В новой системе используются надувные конструкции с натянутой между ними сетью.
В общем, от спасения створок головных обтекателей SpaceX точно не отказывается.
Итог


Компания, лидирующая по космическим запускам во всём мире, продолжает развивать программу повторного использования всех частей ракеты-носителя, каких только можно, но самые упёртые (а, возможно, и упоротые) продолжают отрицать её эффективность.
Так как SpaceX является первопроходцем в этом деле, нас ждёт ещё много интересных данных. К примеру, некоторые эксперты говорят, что 10 пусков — это начальный цикл запусков без капремонта ступени. Пока о капремонтах бустеров Falcon 9 не сообщалось, а Маск говорил, что с ними ресурс ступени увеличивается до более 100 полётов.
Одной из самых сложных процедур, пожалуй, будет чистка турбонасосных агрегатов всех девяти «Мерлинов» из-за того, что они керосиновые. Зато для метановых «Рапторов» этот процесс значительно проще, а запуск Starship, уверен, ждут все, включая хейтеров. Просто ожидания у нас разные.

Georgea

Цитата: MIRNbIY от 27.10.2022 14:06:50специалисты предположили следующее: возможно, SpaceX к этому лету накопила достаточно створок головных обтекателей, благодаря успеху программы их возврата, и они стали занимать слишком много места на складах
Это какие-то совершенно удивительные специалисты.

Pirat5

Хватит ли бустеров на выполнение великого плана "100 пусков в следующем году"?

Если не случится аварии, то этих 107 должно хватить до конца это года (~10 пусков) и на следующий год (100 пусков)
Кроме Viasat-3, USSF-52, USSF-67 и Psyche, ожидается ещё Jupiter-3. Итого 5 пусков Heavy.
Если чего, можно преобразовать FH-side в обычный F9.

zandr

https://vk.com/spacex?w=wall-41152133_434626
ЦитироватьSpaceX запланировали последние полёты сразу двух ускорителей Falcon 9.
В чём причины такого решения, и повлияет ли это на планы компании по многоразовому использованию ракетных ускорителей?

Falcon 9 B1051 - вторая по "возрасту" эксплуатируемая ступень SpaceX, и одна из первых представительниц 50-й серии ускорителей Falcon 9 (после списания B1050 во время посадки на воду, она стала самой "старой" действующей ступенью этой серии).
На её счету 13 выполненных полётов и 581 запущенный на орбиту космический аппарат. Впервые она была использована для самого первого запуска корабля Crew Dragon на МКС в рамках миссии Demo-1 в марте 2019 года. Затем с помощью ступени были запущены канадские спутники RCM, телекоммуникационный спутник SXM-7 и 10 миссий Starlink.
Эта ступень также впервые совершила 8-й, 9-й, 10-й, 11-й и 12-й полёты среди ускорителей компании. Она отправится в свой последний, 14-й полёт, в рамках миссии Intelsat G-31/G-32 и поможет вывести на орбиту два спутника связи компании Intelsat.

Falcon 9 B1049 - старейшая эксплуатируемая ступень Falcon 9. Она является представительницей 40-й серии ускорителей, которые начали летать в 2017 году. Это также третий произведённый ускоритель Falcon 9 Block 5.
Первый полёт B1049 был совершён ещё в сентябре 2018 года в рамках миссии Telstar 18V. Затем она запустила партию спутников Iridium NEXT 8, а также выполнила восемь миссий Starlink, включая первый массовый запуск спутников Starlink (v0.9). Она стала первой ступенью компании, успешно совершившей 6 и 7 полётов соответственно и за свою службу запустила в общей сложности 483 спутника.
Первоначально предполагалось, что последним полётом B1049 будет миссия O3b mPower 4-6, затем Nilesat-301, однако после того, как планы компании несколько раз менялись, SpaceX назначили ступень на запуск телекоммуникационного спутника Eutelsat 10B. Эта миссия станет её последним полётом.
Эти два ускорителя полетят в расходуемом варианте, т.е без комплекта опор, рулей и служебного оборудования для возврата.

Почему SpaceX больше не планируют использовать их для новых полётов?
Обе этих ступени - самые "старые" во флоте компании. Но дело не только в их "прожарке", но и в серии. Так, новые серии ускорителей Falcon 9, уже сертифицированы компанией на 15 полётов (и по некоторым данным, ближайший из них может состояться уже до конца этого года). После этого команды рассмотрят целесообразность их дальнейшего использования после ремонта. Ускорители же более старых серий (40-й, 50-й) - больше ограничены и по количеству полётов. Очевидно, что наступает момент, когда выполнив определённое количество миссий, даже капитальный ремонт таких ускорителей, не является выгодным с точки зрения их дальнейшего использования. Тем более, когда в парке компании есть в наличии более новые ступени с потенциально большими возможностями многоразового использования и, возможно, большим количеством полётов после их ремонта.
На данный момент во флоте компании осталась лишь одна ступень 40-й серии (B1049), четыре ускорителя - 50-й, девять - 60-й и восемь - 70-й. Поэтому и в дальнейшем, время от времени, нас ждут миссии без возврата ускорителей и, как бы странно это не звучало, для многоразовых ракет - это вполне отражает итерационную модель их создания, когда каждая следующая серия (и даже конкретный ускоритель, как заявляет NASA), становится лучше предыдущего и со временем помогает раздвигать границы многоразовости.

Intelsat G-31/G-32 - станет первой миссией SpaceX без возврата ускорителя Falcon 9 за 34 месяца / 104 запуска (с момента суборбитального IFA теста) / 109 запусков орбитальных миссий на Falcon 9 (c миссии AMOS-17) / 110 всех осуществлённых запусков компании за это время. Также, это будет четвёртая миссия без возврата ускорителя для Falcon 9 Block 5 с момента дебюта этой модификации ракеты в мае 2018 года.

Одним словом, SpaceX настолько приучили нас к возврату ступени, что отсутствие посадки теперь становится целым событием - это ли не лучшее доказательство, что данная технология превратилась в обыденность, а значит компания достигла своей цели.

Pirat5

Ресурс NextSpaceflight подтвердил, что миссия Falcon Heavy USSF-67 запланирована на 10 января!
Это означает, что после вчерашнего запуска Starlink SpaceX начнет конвертировать Transporter-Elector в конфигурацию для Falcon Heavy.

Штуцер

Феерические съемки посадки  Falcon 9 кинотеодолитом в высоком разрешении.
Но в виде обломков различных ракет
Останутся наши следы!

Nitro

60-й запуск за год, как Маск и обещал.

Помнится, в начале года кто-то в этом сильно сомневался.

Astro Cat

Непрерывная сьемка полета 1й ступени.


nonconvex

Цитата: MIRNbIY от 27.10.2022 14:06:50

Те, кто следит за деятельностью компании, заметили, что в июле, после запуска миссии Starlink-4.25, во время которой, возможно, одна из створок и использовалась в седьмой раз, попытка их возврата даже не предпринималась, а в 22 октября, после запуска миссии Starlink-4.36, Bob вернулся в порт Канаверал с одной створкой головного обтекателя.
Тут-то снова и пробудились те, кто считает это невыгодным, и начали говорить, что и «в SpaceX это тоже осознали».
Точного ответа на вопрос о том, почему это происходит, пока нет, но специалисты предположили следующее: возможно, SpaceX к этому лету накопила достаточно створок головных обтекателей, благодаря успеху программы их возврата, и они стали занимать слишком много места на складах.
Странный вывод специалистов. Не дешевле ли было просто перестать эти створки производить, и продолжать их вылавливать? Или у  них нет прямого телефона между заводом и складом?

Настрел

Цитата: Astro Cat от 06.01.2023 19:26:20Непрерывная сьемка полета 1й ступени.
за счет ускорения видео, прямо вживую воспринимается траектория. Огонь!

Georgea

Интересно, что с земли на фото с большой выдержкой прекрасно виден boost back burn (пламя, свет). А а космосе, с самой ступени, его едва разглядеть можно.

zandr

ЦитироватьSpaceX  @SpaceX
Falcon 9 launches to orbit 56 Starlink satellites—weighing in total more than 17.4 metric tons—marking the heaviest payload ever flown on Falcon
17,4 тонны - личный рекорд Фалкона!

Дмитрий В.

Цитата: zandr от 26.01.2023 18:24:09
ЦитироватьSpaceX  @SpaceX
Falcon 9 launches to orbit 56 Starlink satellites—weighing in total more than 17.4 metric tons—marking the heaviest payload ever flown on Falcon
17,4 тонны - личный рекорд Фалкона!
"Вот когда 22.8 т выведет, тогда и поговорим!" ;D
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

Старый

Цитата: Дмитрий В. от 26.01.2023 18:26:10
Цитата: zandr от 26.01.2023 18:24:09
ЦитироватьSpaceX  @SpaceX
Falcon 9 launches to orbit 56 Starlink satellites—weighing in total more than 17.4 metric tons—marking the heaviest payload ever flown on Falcon
17,4 тонны - личный рекорд Фалкона!
"Вот когда 22.8 т выведет, тогда и поговорим!" ;D
Так с возвратом первой ступени. Без возврата 22 тонны как с куста. 
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Дмитрий В.

Цитата: Старый от 26.01.2023 19:22:30
Цитата: Дмитрий В. от 26.01.2023 18:26:10
Цитата: zandr от 26.01.2023 18:24:09
ЦитироватьSpaceX  @SpaceX
Falcon 9 launches to orbit 56 Starlink satellites—weighing in total more than 17.4 metric tons—marking the heaviest payload ever flown on Falcon
17,4 тонны - личный рекорд Фалкона!
"Вот когда 22.8 т выведет, тогда и поговорим!" ;D
Так с возвратом первой ступени. Без возврата 22 тонны как с куста.
Вот пусть без возврата и выведет. "Тогда и поговорим!" ;D
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

Arzach

Красивое
Вы не можете просматривать это вложение.