ТКС

Автор Zoha, 19.08.2005 00:07:05

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Pit

ЦитироватьНу честно говоря Челомей этого заслуживал(как человек). Хотя как конструктор - по моему он и Королева перещеголял.
ещё как!- сотка грубо говоря взята у  Янгеля, КСЩ у Орлова,
ВА ТКС у Козлова, Протон у Мясищева с Ивенсеном.... :lol:

Salo

ВА ТКС-это СА Союза ВИ (тоже дырка во лбу), да и Янтарь можно вспомнить. А вот по поводу Протона просвятите: я не в курсе.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

Уже кажется нашёл. А что компоновка Протона была ещё Ивенсеном придумана?
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Дмитрий В.

ЦитироватьУже кажется нашёл. А что компоновка Протона была ещё Ивенсеном придумана?
Вроде, да. Но уже тогда, когда он работал под Челомеем. У Мясищева были проработки РН 10-тонного класса (впрочем, и Туполев этим грешил).
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

Salo

Здесь Ивенсен упоминается:  http://www.astronaut.ru/bookcase/article/article42.htm
ЦитироватьГлавным ведущим конструктором темы был назначен Павел Альбертович Ивенсен. В 1962 году эту должность занял Юрий Николаевич Труфанов, затем - Дмитрий Алексеевич Полухин, ставший впоследствии Генеральным конструктором КБ "Салют". Ведущим конструктором проекта был Виталий Андреевич Выродов.

А здесь уже нет http://epizodsspace.testpilot.ru/bibl/nk/1998/1-2/1-2-1998-2.html#53
ЦитироватьПервый вариант (моноблок) подразумевал, что ступень будет состоять из двух последовательно соединенных транспортабельных блоков одного диаметра: верхнего (бак окислителя) и нижнего (бак горючего и двигательная установка). В монтажно-испытательном корпусе блоки стыкуются между собой; на них устанавливаются верхние ступени и полезный груз. Преимуществами такого варианта были относительно малая «сухая» масса ступени, простота ее сборки и прокладки топливных магистралей к двигательной установке. Проработку этого варианта вели проектанты филиала №1 (главный конструктор В.Н.Бугайский) под руководством ведущего конструктора М.К.Мишетьяна.

Второй вариант (полиблок) подразумевал, что ступень будет состоять из центрального блока-бака окислителя большого диаметра и нескольких навесных блоков-баков горючего малого диаметра. В монтажно-испытательном корпусе с помощью специального стапеля боковые блоки навешиваются на центральный; производится стыковка топливных магистралей, монтаж двигателей и установка верхних ступеней и полезного груза. Преимущества варианта: небольшая длина ступени в собранном состоянии и использование в качестве несущего элемента только центрального блока. Проработку варианта вели проектанты филиала №1 под руководством ведущего конструктора Э.Т.Радченко.

В январе 1962 г. была выбрана конструктивно-компоновочная схема первой ступени. По совокупности факторов, среди которых (помимо уже изложенных) были ограничения по ветровым нагрузкам и изгибающим моментам, победила полиблочная компоновка с оригинальным расположением баков-блоков, на которую главные разработчики — В.Н.Челомей, В.Н.Бугайский, В.А.Выродов, Г.Д.Дермичев, Н.И.Егоров, В.К.Карраск, Ю.П.Колесников, Я.Б.Нодельман, Э.Т.Радченко — получили авторское свидетельство №36616 от 26 июля 1966 г. В мае 1962 г. был выпущен аванпроект УР-500.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

И дата замены Ивенсена на Труфанова наводит на глыбокие размышления.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Pit

ЦитироватьУже кажется нашёл. А что компоновка Протона была ещё Ивенсеном придумана?
не в курсе.
Кстати- фото Ивенсена не попадалось?

VK

ЦитироватьВА ТКС-это СА Союза ВИ (тоже дырка во лбу)
Ну, это ты загнул, друг... Если считать основным признаком положение дырки, то СА Союза и Аполлона - один фиг?  :shock:

Salo







Друг вам сюда http://www.novosti-kosmonavtiki.ru/content/numbers/238/33.shtml:
ЦитироватьПервое задание от Министерства обороны на разработку ТК для комплекса «Алмаз» получил филиал №3 королевского ОКБ-1 под руководством Д.И.Козлова. 16 сентября 1966 г. состоялась защита эскизного проекта (ЭП) комплекса ОПС (изделие 11Ф71) + 7К-ВИ (изделие 11Ф73), получившего обозначение 11Ф711. Тут же выяснилось, что куйбышевский корабль, в силу малой размерности и некоторых конструктивных особенностей, сможет, кроме экипажа, доставлять на станцию лишь незначительный запас воды. Пищу, регенеративную аппаратуру для систем жизнеобеспечения (СЖО), фотопленку, капсулы спуска информации (КСИ) и прочее возить он не мог; об управлении комплексом с его помощью в течение 3 месяцев речи тоже не было...(сверху) и в орбитальном полете.

Сразу после защиты В.Н.Челомей поручил своим проектантам создать собственный ТК, отвечающий всем поставленным требованиям. Поскольку в распоряжении разработчиков были чертежи ОПС и ВА, они и стали, как говорится, «плясать от печки».
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Oleg

В данном контексте выражанее "плясать от печки" имеет количество смыслов больше 2-х. :)
 Кроме того вашей гипотезе, что ВА ТКС от СА 7К-ВИ противоречит несколько фактов.
Во первых челомеевская ОС первоначально планирвалась с интегрированным ВА и этот вариант рассматривался в начале 1966 года на конкурсной основе с проектом — "Союз-Р", когда 7К-ВИ еще не было.
во вторых неоспоримый факт, что в основу ВА ТКС был положен челомеевский лунный корабль (ЛК).
"Друг, скажите номер вашей планеты в тентуре, или хотя бы номер галактики в спирали."

Pit

кто нибудь знает в каком месте Алмаза стоял иллюминатор из оргстекла?

Letek

Бяка> Тяжёлые корабли снабжения. Почему заглохла тема?
 ИМХО ТКС не вписался в концепцию освоения космоса.
Поясню:

    Первый РН H-7 (родоначальник «Союзов») на РН Р-7 был первым, и имел три задачи (по важности):
1-я    доставка ядерного (позднее термоядерного) заряда на территорию вероятного противника в обход всех систем ПВО.
(межконтинентальные бомбардировщики того времени предполагалось отправлять на аналогичную боевую задачу «в один конец»);
2-я    «метеорологический» спутник для «абсолютно мирных целей» по заказу военных.
По-сути бАальшой фотоаппарат, который снимет во время полёта полоску земли по заданной программе.
3-я    собственно пилотируемые полёты.

    Первая задача потеряла свою актуальность почти сразу же. Р-7 подготавливалась к полёту не менее суток на открытой площадке. Количество площадок ограничено, при этом ракета сильно уязвима. А главное «основной груз» для таких ракет получилось сделать намного меньше. Так что, переход на меньшие ракеты шахтного базирования – правильное решение.
    По поводу второй задачи: разведка – безусловно, нужная вещь. Более того, уже когда КК «Востоки» уже давно в пилотируемом варианте не летали, «метеорологические» спутник на их основе запускались во всю.
    По поводу третьей задачи: отработав всё что можно на КК «Востоке» занялись его модернизацией. Так, сначала появился КК «Восход», а потом глубокая модернизация КК «Союз».

    Именно КК «Союз» был основным кораблём для СССР в 60-е годы. В отличие от предыдущих он получил двигатели – возможность манёвра на орбите (кроме манёвра выдачи тормозного импульса который уже был с первого КК), а также получил стыковочный узел. Стыковку планировали произвести уже в первом полёте. Однако в виду многих нештатных ситуаций второй полёт был отменён. Для страховки между СА и стыковочным узлом появился переходный отсек. (Предвидя возражения, скажу сразу, не только из-за этого.) В переходный отсек из СА была вынесена часть оборудования. Даная компоновка имеет ряд недостатков: При срабатывании САС катапультируется СА и всё что выше, как следствие, имеем лишний вес. Второй недостаток выявился в 70-х когда КК «Союз» стали использовать в программе ДОС – из за того, что часть оборудования располагалось в недоступном в полёте приборно-агрегатном отсеке при длительной «стоянки» у орбитальной станции невозможно произвести ремонт и наладку оборудования данного отсека. (Слышал предложения создать на основе КК «Союз» «капсулы спасения», однако в виду описанного выше данное сделать невозможно.)
    Разведка долгое время была основной прикладной задачей космонавтики. В тоже время 99% отснятого материала – пустота, однако 1% с лихвой перекрывал полученной информацией все издержки. Способ увеличения эффективности «орбитальных фотоаппаратов» напрашивался сам собой – приставить к ним «космических фотографов», которые наводили фотоаппарат бы на интересные объекты.
    Даная идея пришла в головы и наших и американских конструкторов практически одновременно.
    Американская программа называлась «Мол». Данный КК должен был иметь СА «Джемени» и обитаемый отсек за ним. Полёт представлял собой вывод одной ракетой, переход через открытый космос в обитаемый отсек, робота в обитаемом отсеке, возвращение в СА, отделение СА от станции, возвращение на землю. Экипаж 2 человека. Программа закрыта в виду того что масса ОС вышла за массу которая могла быть выведена РН. Наработки по данной программе, и изготовленная станция использовалась позднее в программе «Скейбел».
    Наша программа получила название «Алмаз». Первые варианты повторяли американский аналог. Однако потом было придумано оригинальное решения – разделить ОС на две части. Обе части выводились отдельно и потом состыковывались между собой уже в космосе. Именно это революционное решение в будущем открыло путь к большим ОС.
Следующий шаг – сделать два разных корабля, которые вместе создают единую ОС. На «Алмазе» устанавливается оборудование, которое могло эксплуатироваться годами. На втором корабле, ТКС-е – которое на ТОТ МОМЕНТ могли сделать лишь ОДНОРАЗОВЫМ. А именно основные системы управление, связи, СОЖ, основные двигатели станции и как следствие основной запас топлива, и т.д. В этом же корабле располагался запас расходных материалов.
Эксплуатация данной ОС предусматривалась следующей: К КК «Алмазу» стыкуется ТКС. Экипаж проводит работы на станции. Через несколько месяцев экипаж на СО покидает станцию. ФГБ ТКС-а остаётся с «Алмазом» и отделяется только непосредственно перед прилётом следующего ТКС-а.
Это объясняет некоторые минусы КК ТКС которые называют его оппоненты:
- «Почему ТКС такой же по массе как ОС»    на самом деле ТКС – составная «одноразовая» часть ОС.
- «зачем предусмотрена автономная робота СА, которая практически превращает его во второй КК»    так и есть это нужно для выполнения программы полётов, следует пояснить, КК «Алмаз» можно назвать автономным с большой натяжкой.

    Принятие в 70-е годы решения об эксплуатации такой ОС означало бы коренной пересмотр всей концепции освоения космоса. А именно отказ от РН Р-7 (он же «Союз») и КК «Союз» (а также аппаратов выводимых на их основе) и замену на РН «Протон». Хочу сказать пару слов про экономику. Себестоимость производства РН р-7 с его баками в виде «морковок» значительно больше, чем у РН «Протон» с его технологичной, цилиндрической геометрией. Однако производство «Протона» было по сути поштучным, в то время как Р-7 пошла в серию, что значительно снизило себестоимость. Именно это снижение и позволяет говорить о Р-7(«Союз») с как о дешевой ракете. Если бы с «Протоном» или «Энергией» сделать тоже результат был бы аналогичным.

    Однако разработка не успела в своё время. Надо было срочно сделать асимметричный ответ Америке по поводу высадки астронавтов на Луну. ОС подходили для этого самым лучшим образом: «они увеличили длину вылазки в космос, мы же обустраиваемая в космосе, пусть и не так далеко, но на постоянное место жительства».
    В это время ОС «Алмаз» хоть и была почт готова, но не хватало главного – основного оборудования. ТКС же отрабатывался, однако использовать его без «Алмаза» на полную невозможно. И вот тут приходит довольно умная мысль взять корпус «Алмаза» на свободное поставить оборудование от КК «Союз» и расходные материалы. Пополнение расходных материалов на первой серии не планировалось. Экипаж доставить на вполне отработанном «Союзе». Так и появилась программа ДОС или знаменитые «Салюты». Однако такие ОС были по сути одноразовыми.
    Америка ответила тем же. Была взята военная станция «Мол» приварен топливный бак последней ступени лунного РН «Аполон» так получилась ОС «Скейлеб». В то же время в связи с тем что ОС было больше то её эксплуатировали три экипажа (расходных материалов было на данное количество экипажа, а удаление отходов, к примеру, вообще не предусматривалось). Просчитав во сколько обойдётся эксплуатация данных станций американцы самоустранились. Причина – космическую гонку они выиграли, зачем далее себе дальше голову морочить. Ну а по поводу асимметричного ответа – они перекрыли его «Скейблом». Кроме того советские доводы понимали образованные, разбирающиеся в данном вопросе люди а вот обыватели в массе видели эффектную победу «Лунной гонки», для ПиаР этого вполне достаточно.
    СССР не успокаивался. Недостаток – малый размер, обернулся преимуществом – мы смогли относительно безболезненно менять старые станции на новые, усовершествованые. В след за одноразовыми ДОС первого поколения пришли ДОС второго поколения, в которых с помощью КК «Прогрес» была решена проблема пополнения расходных материалов. Это было достигнуто революционным нововведением – установкой двух стыковочных узлов, что и позволило пристыковывать второй КК с грузом. Потом третьего – в котором уже смогли сделать почти все узлы и системы многоразовыми. Именно это и похоронило ТКС в таком виде, в каком он был. На нём оказались лишними основные двигатели, СЖО, основная система энергоснабжения и многое другое. Это уже научились сделать многоразовым и установили на станции.

    ТКС можно было спасти перестроив в чисто грузопассажирский корабль снабжения ДОС-ов. Сделать ФГБ маленьким (убрав ненужное) а СА большим шестиместным, или вообще сделать всё многоразовым. Был предложен проект МКС – малый корабль снабжения однако информацию про него кроме двух предложений я не встречал.
    В то же время в 80-е уже была на подходе новая концепция освоения космоса. Была создана РН «Энергия» и КК «Буран» «Энергия» могла вывести на орбиту 100т (на самом деле чуть меньше, ведь груз надо довывести своими силами на полноценную орбиту) в перспективе «Вулкан» до 200т. Особо ценные возвращаемые блоки массой 10, 15, 20 тон мог выводить и возвращать КК «Буран».
    С помощью последнего становились реальностью атомно-космические технологии. В своё время данная технология применялась для «совершенно мирных» спутников на сверх низких орбитах. На них было невозможно применить привычные для спутников солнечные батареи. Однако, когда 24 января 1978 года спутник «Космос-954» с ядерной энергоустановкой на борту упал на территорию Канады, программу заморозили. Однако имея «Буран» данные спутники можно вернуть назад. Наконец атомные реактивные двигатели позволили бы осуществить давнюю мечту всех фантастов – межпланетные полёты.
    Вообщем, ТКС в 70-е не успел появится а вот в 80- уже не вписывался.

    Как бы повернулась история, если бы ТКС стал основным кораблём. Как минимум значительно снизилась бы себестоимость космических полётов. Однако именно отсутствие ТКС-а стимулировало развитие ДОС-ов.

    И последнее, зачем СССР осваивал космос? Безусловно, основная цель престиж, далее решение важных оборонных и гражданских задач. В 80-е наконец доходы от космонавтики перекрыли расходы на неё. В 90-е ожидалось, что космонавтика станнит очень доходным. Однако основная программа ДОС стояла несколько в стороне. Что делали космонавты на орбите, какие задачи решали?
    Я смог найти три основные задачи: робота в с сложной аппаратурой, требующей контроля и обслуживания со стороны человека, изучение влияния космоса на организм человека, усовершенствование конструкции космических аппаратов. В конце 70-х удалось существенно улучшить связь и оставить обслуживавший персонал на земле. Однако мы в космосе остались. Зачем? Ведь две последние цели не самостоятельны. Но стоит прибавить к двум последним задачам приставку «...для полёта на Марс» и всё встаёт на свои места.
    Да, мы проиграли «Лунную гонку». Всё по правилам. Тягается с такой сильной страной, как США в равных условиях безнадёжно. Однако если иметь технологическое преимущество тогда другое дело. То, что мы сможем сделать за рубль им – сотню долларов. В таких условиях мы вполне могли победить. Потому и собирали ценный опыт и технологии.

    Что нужно для полёта на Марс?
1) технологии ДОС;
2) РН способный вывести не менее 100т;
3) атомный реактивный двигатель.
Однако эти технологии надо получить как можно менее заметно, ведь если «гонка» начнётся до того как мы будем иметь данные технологии. Иначе опять это опять будет гонка на равных с более богатым соперником, с вполне предсказуемым финалом.
    С ДОС всё оказалось просто – это наш ответ на лунный «Аполон». А вот просто так, взять и построить 100т-й РН или атомный реактивный двигатель было нельзя. Появятся «смутные сомнение» США и может опять начаться гонка.
    Неожиданно нам помог найти причину ... сам противник, со своей программой «Спейс-Шатл» в ответ мы создали симметричный «Буран» однако у нас появилась и «Енергия»
    Атомный реактивный двигатель тоже разрабатывался и даже испытывался на Семипалатинском полигоне.

Дмитрий Виницкий

Про то, что КК "Восток", не имеет никакого отношения к боеголовке, Факир на базе уже сказал. Зачем дублировать? Хочется - так дайте ссылку.

О, прочитал текст целиком. Как тут и там говориться - прочитали где или сами придумали? :D
+35797748398

Старый

Скейбел умилил. :) Я б не додумался.
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Виктор Левашов

ТКС - это ОС плюс ПКК. Два в одном.
Накрылась эта система лишь потому что "Протон" - кислотный РН.
Была бы Н-1, ТКС работала бы.
 :?:

Дмитрий Виницкий

Что значит - кислотный?  :wink:
+35797748398

Виктор Левашов

ЦитироватьЧто значит - кислотный?  :wink:
D.Vinitski, почитайте брошюрку какую-нибудь.  
Кислотная ракета - ракета, в которой в качестве окислителя используется кислота.
Или вы к мужскому роду придрались: ракета - женского рода, носитель - мужского рода. Ракета-носитель, ИМХО, ... да, женского рода. Хорошо, кислотная ракета-носитель. Ок?
Вы бы за собой огрехи в грамматике так замечали.

alad

ЦитироватьТКС - это ОС плюс ПКК. Два в одном.
Накрылась эта система лишь потому что "Протон" - кислотный РН.
Была бы Н-1, ТКС работала бы.
 :?:
Не так уж она и накрылась... Через пару лет скорее всего увидим еще один запуск ТКС - модуль МЛМ для МКС  :lol:

Старый

ЦитироватьD.Vinitski, почитайте брошюрку какую-нибудь.  
Например какую?
ЦитироватьКислотная ракета - ракета, в которой в качестве окислителя используется кислота.
В Протоне? Это вы в брошюрке прочитали или сами додумались?

ЦитироватьВы бы за собой огрехи в грамматике так замечали.
Вы бы хотя бы чуть-чуть разбирались в вопросах о которых пытаетесь судить, а потом бы уж советы пытались давать.
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Старый

ЦитироватьТКС - это ОС плюс ПКК. Два в одном.
Ну вы, блин, даёте!

Цитировать"Протон" - кислотный РН.
Прочитали где или сами додумались?

ЦитироватьБыла бы Н-1, ТКС работала бы.
 :?:
Интересно, какая логическая цепь приводит к такому выводу?
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер