Космические программы объединённой Европы

Автор zandr, 13.01.2021 21:36:42

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

triage

#20
Цитата: Space books от 06.12.2021 22:15:16https://naked-science.ru/article/cosmonautics/frantsuzy-sozdadut-mnogorazovuyu-raketu
 сообщил ТАСС.

занятно как выплеснули
Цитироватьзаявил в понедельник министр экономики, финансов и восстановления Франции Брюно Ле Мэр на пресс-конференции на предприятии компании Ariane Group.

заявил министр. "Европейские аппараты должны выводиться на орбиту европейскими ракетами-носителями. США отдают предпочтение американским носителям, китайцы - китайским. Европа тоже должна взять на вооружение такой подход", - сказал Ле Мэр
свои спутники на своих РН.

да и о САLLISTO думается разговор, где нет пропеллеров.

думается пропеллеры чтобы написать о аналоге горизонтальной, а не вертикальной посадки
ЦитироватьОтметим также, что разработку многоразовых ракет сейчас активно ведут и в России

Space books

https://vk.com/wall-41152133_394170


ЦитироватьSpace News: Европа хочет в многоразовость, но сдвигает сроки ⏳

Европейское космическое агентство сделало важный шаг в разработке многоразовой ракеты, завершив серию заправочных испытаний демонстратора Themis, который послужит демонстрационным стендом для тренировки стартов и посадок, подобно знаменитому "Кузнечику" (Grasshopper) компании SpaceX.

Посредством программы Themis ESA стремится оценить экономическую выгодность возможности повторного использования для Европы, инвестируя в новые технологии для потенциального использования в своих будущих ракетах. После первоначального анонса планов создания многоразовой ракеты Ariane Next, которая придёт на смену разрабатываемой в настоящее время Ariane 6, а также о возможности частичного многоразового использования ракеты Ariane 6, агентство заявило о разработке демонстрационной ракеты Themis. Теперь же оно обновило свои планы и рассказало о прогрессе этой программы.

Цель ESA - разработка ракеты-носителя с многоразовой первой ступенью в 2030-х годах. В недавней серии испытаний для проверки гидравлики и электрических схем, два стальных топливных бака для Themis были успешно заполнены криогенным топливом. Эти испытания похожи на те, что проводятся со Starship, они нужны для снижения рисков и подготовки к заправке баков уже настоящей ракеты. Для испытаний использовался стенд на площадке ArianeGroup в Верноне, Франция, который впервые был использован при разработке ракеты Ariane 1 ещё в 1970-х годах.

Начальная фаза проекта Themis включает в себя разработку технологий и демонстрацию многоразового двигателя Prometheus. Параллельно с заправочными испытаниями двигатель ракеты Prometheus готовится к серии тестовых огневых испытаний на испытательном стенде в Лампольдсхаузене, Германия. Разработка двигателя Prometheus началась в 2017 году. Это металоксовый двигатель открытого цикла на ~100 тс. Prometheus будет использовать 3D-печать для почти половины производимых деталей. Это снижает стоимость его производства в десять раз по сравнению с двигателем первой ступени ракеты Ariane 5. Целевая стоимость одного двигателя составит - 1 млн евро. Ожидается, что, помимо использования как двигатель демонстратора Themis, он в дальнейшем будет использоваться на многоразовом преемнике ракеты Ariane 6, в настоящее время известной как Ariane Next, которая может дебютировать в 2030-х годах.

Следующий этап испытаний - запуск двигателя вместе с системой баков. Стоит отметить, что программа испытаний сдвинулась на год вправо, ESA заявило, что "постепенный прогресс основан на оценке с акцентом на снижение рисков интеграции двигателя Prometheus на испытательный демонстратор". Как только этот этап испытаний будет завершён, операции будут переведены в Космический центр Esrange в Кируне, Швеция, где в 2023 году начнутся лётные испытания демонстратора. ESA говорят, что лётные баки и система опор для тестовой первой ступени уже изготавливаются. Серия прыжковых испытаний будет аналогична тем, что SpaceX выполняли со своими испытательными демонстраторами Grasshopper и Falcon 9R-Dev.

Первые высотные испытательные полёты ожидаются с космодрома во Французской Гвиане в 2025 году. "Ожидается демонстрация взлёта и последующего входа в атмосферу, посадки, затем ремонт и повторное использование. Демонстрационная ракеты Themis будет оснащена тремя двигателями Prometheus и всеми необходимыми подсистемами для обеспечения возможности возвращения ступени на Землю", — заявили в ESA.

Themis - один из трёх проектов с многоразовым использованием в Европе. Другие проекты - FROG и CALLISTO, реализуются французским космическим агентством (CNES). FROG в 2019 году выполнил серию полётов, чтобы протестировать вертикальную посадку ступени. Демонстратор имел длину всего 2,5 метра при массе 22 килограмма и мог взлетать до 30 метров на 150 секунд. CALLISTO, разрабатываемый совместно с DLR (Немецким аэрокосмическим центром) и JAXA (Японским агентством аэрокосмических исследований) - будет иметь длину около 15 метров и диаметр 1 метр. Тестовые полёты на высоту от 30 до 40 километров начнутся уже в 2022 году, а на 2023 год запланировано до 10 испытательных полётов. Кроме того, частная компания RFA, базирующаяся в Германии, также хочет в будущем использовать частичную многоразовость для своей ракеты RFA One, но пока её первый запуск в одноразовой конфигурации ожидается лишь в конце 2022 года.
Вы не можете просматривать это вложение.Вы не можете просматривать это вложение.Вы не можете просматривать это вложение.

triage

Цитата: Space books от 10.12.2021 22:21:52CALLISTO, разрабатываемый совместно с DLR (Немецким аэрокосмическим центром) и JAXA (Японским агентством аэрокосмических исследований) - будет иметь длину около 15 метров и диаметр 1 метр. Тестовые полёты на высоту от 30 до 40 километров начнутся уже в 2022 году, а на 2023 год запланировано до 10 испытательных полётов.
годы некоректные

Space books

https://vk.com/wall-22468706_126098


ЦитироватьArianespace в 2022 году планирует заменить две из трех основных ракет и ставит под вопрос использование "Союза"

Один из крупнейших мировых операторов космических запусков Arianespace провел традиционный брифинг, посвященный итогам 2021 года и планам на нынешний и предстоящие годы. 2022 год должен стать во многом переходным для европейского оператора, поскольку будут заменены два из трех основных носителей, используемых в работе.

2021 год получился для Arianespace самым насыщенным за 20 лет. Компания совершила 15 запусков ракет Ariane 5, Vega и «Союз», завершив год пуском телескопа «Джеймс Уэбб» с помощью ракеты Ariane 5. Это было наибольшее количество миссий за год для компании, начиная с 2000 года, когда Arianespace провела 16 запусков ракет Ariane 4, Ariane 5 и «Союз».

Выручка Arianespace за 2021 год составила 1,25 миллиарда евро, что на 30 процентов больше, чем в 2020 году. Компания не раскрыла свою прибыль, но исполнительный директор Arianespace Стефан Израэль заявил, что прошлый год получился безубыточным.

На 2022 год запланировано 17 запусков, включая девять стартов «Союзов» с Байконура и Куру, а также четыре запуска Ariane 5. Также на этот год запланирован первый запуск модернизированной ракеты Vega – Vega C. Всего в этом году должно состояться три пуска этого нового носителя.

Но, вероятно, самым важным для Arianespace в 2022 году станет первый запуск ракеты Ariane 6, который запланирован на вторую половину года. Основная и верхняя ступени ракеты сейчас уже направляются во Французскую Гвиану для комбинированных испытаний на стенде, которые начнутся в апреле. Этот носитель должен стать флагманским для Arianespace.

Если переход между носителями Ariane 4 и Ariane 5 был плавным, и обе ракеты выполняли миссии несколько лет вместе, то перекрытие миссий Ariane 5 и Ariane 6 будет гораздо более коротким. Осталось всего пять запусков Ariane 5, четыре из которых запланированы на этот год – во всех случаях будут выводиться по два крупных спутника за старт, все места забронированы. А в первой половине 2023 года Ariane 5 выполнит свою последнюю миссию, отправив в систему Юпитера исследовательский аппарат ESA JUICE.

В 2023 году планируется три запуска Ariane 6, после чего будет нарастать интенсивность ее использования. В 2024 году должно быть восемь пусков, а в 2025-м – от 10 до 12. Такой прогноз Arianespace дает, исходя из уровня спроса. При этом меняются источники заказов, о чем рассказал Израэль.

Долгое время основными заказчиками Arianespace оставались коммерческие компании. В 2021 году из 15 запусков 11 были коммерческими. Но в новых пакетах заказов возрастает число государственных клиентов. Arianespace объявила о заключении контракта с ESA на четыре пуска навигационных спутников Galileo (три с помощью Ariane 6 и один с помощью «Союза»). Также был заключен контракт на запуск двух малых спутников для изучения Земли по заказу Итальянского космического агентства. 51 процент будущих миссий Arianespace заказаны государственными партнерами и 49процентов – коммерческими.

«Мы приветствуем эту перебалансировку, - сказал Израэль. – Но я ожидаю, что в ближайшие годы снова вырастет пакет коммерческих заказов. Хотя чем больше у нас государственных заказов, тем более устойчиво наше положение».

Одной из причин нынешней перебалансировки стало сокращение заказов на коммерческие геостационарные телекоммуникационные спутники. В 2020 году произошел скачок таких заказов из-за замены спутников С-диапазона компаниями. В 2021 году таких заказов Arianespace получила всего 12. Но Израэль считает, что теперь основными коммерческими заказами станут запуски больших группировок малых спутников. Объем этого рынка он оценил в 2 миллиарда долларов в год.

Также Израэль отметил, что под вопросом будущее использование «Союзов» на космодроме Куру. Пока запланировано четыре запуска в этом году и два в следующем.

«Нам нужна гарантия некоторых полезных нагрузок, - сказал Израэль. – Потому что Ariane 6 и Vega C могут взять на себя миссии, которые выполнял «Союз». Мы провели переговоры с нашими российскими партнерами, чтобы определить экономическое обоснование использования «Союза» после 2023 года. Пока тяжело говорить, каким будет коммерческий рынок. Высокий спрос со стороны компаний, разворачивающих большие группировки, может поддержать дополнительные продажи «Союза». Но это будет осложнено правилами США, ограничивающими для американских компаний использование российских технологий. Если мы найдем экономическое обоснование, будем очень рады продолжать использовать «Союз», но для этого нужны минимум два-три пуска его с Куру в год. Думаю, что до конца года должно быть принято решение. Нужно учесть, что «Союз» может быть страховкой для Ariane 6 и Vega C».

Space books

https://vk.com/wall-41152133_400340


ЦитироватьSpace News: Франция - "У нас будет собственная SpaceX, у нас будет собственная Falcon 9!" 🚀

Компания Ariane Group уже разрабатывает многоразовую ракету, следуя по стопам SpaceX. Во время посещения ракетного полигона Ariane Group в Верноне, Нормандия, где будут разрабатываться новейшие ракеты страны, министр экономики Франции Брюно Ле Мэр заявил, что они будут введены в эксплуатацию к 2026 году.

"Впервые у Европы будет доступ к многоразовой ракете. Другими словами, у нас будет собственная SpaceX, у нас будет собственная Falcon 9!", — сказал Ле Мэр, добавив, что это предприятие компенсирует неудачный стратегический выбор, сделанный Европой десятилетие назад.

Европейцы заявляют, что проект под названием Maia Space - это не просто космическая стратегия. Цель состоит в том, чтобы к 2025 году создать 1000 рабочих мест. Некоторые сотрудники Ariane Group уже сейчас переводятся в Германию для участия в производстве двигателя Vinci для ракеты Ariane 6. Чиновник добавил, что франко-германские и франко-итальянские соглашения о создании новых европейских ракет, подписанные в прошлом году, гарантируют темпы производства в Верноне для запуска четырёх Ariane 6 в год.

Проект Maia должен быть готов к выполнению своей первой коммерческой миссии в 2026 году со стартовой площадки в Куру, Французская Гвиана. Хотя такие сроки и выглядят крайне оптимистично, Ariane Group заявила, что это выполнимо, потому что её инженеры не начинали проект с нуля. Технология уже была испытана на многоразовой демонстрационной ракете Themis, а недорогой многоразовый двигатель Prometheus также будет использован и для проекта Maia.

Восстановление конкурентоспособности Франции в космосе было целью, поставленной президентом Франции Эмманюэлем Макроном в октябре прошлого года, когда он объявил об инвестициях страны в космическую сферу в размере 1,5 млрд евро.

Space books

https://vk.com/wall-51873373_502793

Elon Maia Time 🚀

Everything ESA:
— Первые рендеры многоразовой ракеты семейства Maia! 🚀
MaiaSpace – стартап-филиал ArianeGroup, созданный для ускорения доступа Европы в космос и скорейшей разработки первой многоразовой европейской мини-ракеты.
Первый запуск: 2026 год!
|
Elon Musk:
— Шаг в верном направлении.


Вы не можете просматривать это вложение.

zandr

https://tass.ru/kosmos/13723665
ЦитироватьЕвросоюз потратит €6 млрд на создание группировки спутников связи
БРЮССЕЛЬ, 16 февраля. /ТАСС/. Евросоюз планирует потратить €6 млрд ($6,8 млрд) на создание группировки спутников связи на низкой околоземной орбите для обеспечения безопасной связи для стран-членов. Об этом сообщает агентство Bloomberg со ссылкой на еврокомиссара по вопросам внутреннего рынка Тьерри Бретона.
Еврокомиссия намерена израсходовать на эти цели €2,4 млрд из своего бюджета. Остальные средства должны поступить из различных стран ЕС и промышленных групп. По словам Бретона, Европе необходимо иметь собственное "созвездие" спутников. Подобные космические планы сообщества помогут повысить кибербезопасность стран ЕС, обеспечив при этом лучший широкополосный доступ в Европе и Африке.
Цитировать"Это имеет первостепенное значение с точки зрения нашего стратегического и технического суверенитета", - отметил Бретон.
Ближайшим аналогом этого проекта Bloomberg называет программу, реализуемую британской компанией OneWeb. Низкоорбитальные космические аппараты OneWeb предназначены для обеспечения наземных потребителей высокоскоростным интернетом напрямую через спутниковую связь. Сейчас группировка насчитывает 428 аппаратов. Все они были выведены российскими ракетами-носителями "Союз"...

zandr

https://tass.ru/kosmos/16410195
ЦитироватьСовет министров ЕКА одобрил выделение €16,9 млрд на европейскую космическую программу
ПАРИЖ, 23 ноября. /ТАСС/. Совет министров Европейского космического агентства (ЕКА) согласовал выделение €16,9 млрд на развитие европейской космической программы в ближайшие три года. Об этом сообщил в среду на пресс-конференции в Париже глава ЕКА Йозеф Ашбахер.
Цитировать"Мы не получили ту сумму, которую просили, однако стоит рассмотреть контекст. Мы получили €10,3 млрд в 2016 году, €14,5 млрд в 2019 году, а сейчас в ходе совета министров мы получили €16,9 млрд, что представляет увеличение на 17%", - сказал он. "Это большой успех, демонстрирующий понимание в Европе значимости космической отрасли", - подчеркнул Ашбахер.
Как ожидается, из общей суммы €2,7 млрд предназначены для финансирования программ исследования космоса, аналогичная сумма будет направлена на программы наблюдения за поверхностью Земли, €2,8 млрд планируется направить на развитие пусковых установок, в частности на модернизацию ракет Ariane 6 и Vega-C.
Министр экономики, финансов, промышленного и цифрового суверенитета Франции Брюно Ле Мэр приветствовал решение совета министров, в который входят представители 22 государств. Он отметил, что Франция из почти €17 млрд направила в бюджет €3,25 млрд.

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей


nauka.tass.ru

ЕКА планирует пересмотреть подход к разработке ракет-носителей
ТАСС


ЛОНДОН, 9 января. /ТАСС/. Глава Европейского космического агентства (ЕКА) Йозеф Ашбахер считает целесообразным изменить подход ведомства к разработке ракет-носителей. Об этом он заявил в интервью газете Financial Times, опубликованном в понедельник.
"Мы столкнулись с кризисом в сфере ракет-носителей. Настало время серьезно задуматься над тем, каким образом мы хотим ее развивать", - сказал Ашбахер. Он заявил, что хочет взять за образец модель Национального управления США по аэронавтике и исследованию космического пространства (NASA), согласно которой агентство будет выступать заказчиком определенных услуг, а не заниматься самостоятельной разработкой ракет-носителей. ЕКА будет заключать контракты с частными компаниями и оказывать им в случае необходимости техническую поддержку.
Опробовать подобную модель агентство планирует при запуске микроспутников. Ашбахер заявил, что вскоре будет объявлен конкурс на поставку ракет-носителей, по итогам которого будет заключен соответствующий контракт.
В конце декабря запуск новой легкой европейской ракеты Vega-C завершился неудачей, после чего ее пуски приостановили. В результате ЕКА пришлось прибегнуть к услугам американской компании SpaceX.
Основные направления деятельности ЕКА, одного из ведущих мировых космических агентств, связаны с исследованиями ближнего и дальнего космоса, разработкой спутников для связи и навигации, созданием ракет-носителей и двигателей для них, развитием наземных научно-технических центров. Оно координирует работу с национальными космическими программами входящих в него стран, что позволяет создавать объединенные европейские проекты.
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

testest

Интересно, в голове Ашбахера есть какое-нибудь представление о том, как данный подход должен вытащить Европу из нынешнего кризиса со средствами выведения? Или же он просто шпарит броскими правильными фразами, не задумываясь, что они означают?

На практике же, если это реализуют, всё выльется в расширение свободы Ariane Group, которая точно так же будет клепать ракету по заказу ЕКА/ЕС под тяжелые ПН, но теперь Ariane будет самостоятельно определять ее технический облик. И что-то мне подсказывает, что технические решения компании будут оптимизированы под показатель "дайте больше деняк".

zandr

https://tass.ru/kosmos/16795111
ЦитироватьЕврокомиссия и Швеция объявили о запуске проекта первого космодрома на территории ЕС
БРЮССЕЛЬ, 13 января. /ТАСС/. Еврокомиссия и Швеция в пятницу объявили о проекте "первого космодрома ЕС" - реконструкции заполярного полигона Эсрейндж, который использовался для запуска малых научных суборбитальных ракет. Торжественная церемония состоялась в заполярном городке Кируна в рамках визита председателя ЕК Урсулы фон дер Ляйен, приуроченного к началу полугодового председательства королевства в Совете ЕС.

"Это будет первый космодром для запуска спутников на территории ЕС. Нам необходим космос, чтобы обеспечивать зеленый переход, мониторинг климата, устойчивую связь, содействовать в урегулировании конфликтов (использование разведывательных спутников для контроля боевых действий - прим. ТАСС)", - заявила фон дер Ляйен. Трансляцию церемонии в режиме онлайн вела пресс-служба ЕК.

По данным Шведской космической корпорации (SSC), которой принадлежит Эсрейндж, за 50 лет эксплуатации с полигона было осуществлено порядка 700 запусков суборбитальных ракет и почти 1 тыс. аэростатов. ЕК намерена обеспечить финансирование завершения реконструкции объекта под запуск легких космических носителей со спутниками.

Европейское космическое агентство использует космодром Куру во Французской Гвиане. Современные тенденции перемещения производств и свертывания глобализации убеждают ЕС искать более близкие стартовые площадки, желательно на собственной территории. Кризис в отношениях в Россией стал еще одним ударом для космической программы ЕС, отрезав ее от возможности использования российских технологий и носителей для запуска европейских космических аппаратов.

Поиск места для космодрома осложняется высокой плотностью населения и стоимостью земли в Европе, чем обусловлен выбор не самой благоприятной для орбитальных запусков заполярной зоны. У полигона Эсрейндж есть конкуренты, аналогичные площадки для запуска легких космических носителей сейчас создаются на островах близ побережья Европы в Атлантическом океане и в заполярной зоне не входящей в ЕС Норвегии.

Разъём

Цитата: testest от 10.01.2023 21:22:38На практике же, если это реализуют, всё выльется в расширение свободы Ariane Group, которая точно так же будет клепать ракету по заказу ЕКА/ЕС под тяжелые ПН, но теперь Ariane будет самостоятельно определять ее технический облик. И что-то мне подсказывает, что технические решения компании будут оптимизированы под показатель "дайте больше деняк".
Что касается Ариан-6 то так уже происходит с 2014. Он говорит о другом и хочет чтобы появилось много маленьких  Ariane Group чтобы они конкурировали за заказы ЕКА.

АниКей

Европа одобрила план группировки многоорбитальных соединений
Джейсон Рэйнбоу, 15 февраля 2023 г.
Первоисточник:

Тьерри Бретон (слева), еврокомиссар по внутреннему рынку, сказал, что голосование

Тьерри Бретон (слева), еврокомиссар по внутреннему рынку, сказал, что голосование "знаменует исторический поворотный момент для стратегической автономии ЕС, цифрового суверенитета и конкурентоспособности". Европейский парламент
ТАМПА, штат Флорида. — Амбиции Европы по созданию суверенной орбитальной группировки связи теперь находятся в руках промышленности, заявил Европейский парламент 14 февраля после голосования за одобрение плана на 6 миллиардов евро (6,4 миллиарда долларов).
Пленарное заседание, посвященное принятию правил, необходимых для разработки IRIS2, или инфраструктуры для обеспечения устойчивости, взаимосвязи и безопасности с помощью спутников, получило 603 голоса «за» и только шесть «против» при 39-ти воздержавшихся.
Совет Европейского союза «скоро примет текст», говорится в пресс-релизе Европейского парламента, что позволит производителям подавать заявки на создание, запуск и развертывание многоорбитальной сети к 2027 году.
Первые услуги планируется начать в 2025 году в дополнение к средствам связи, которые Европа уже имеет на геостационарной орбите.
Когда 17 ноября Европа объявила о соглашении о финансировании половины стоимости проекта, а остальная часть будет закрыта частным сектором, планировалось начать первоначальные услуги в 2024 году.
IRIS2 является ответом на растущее доминирование американской компании Starlink в области связи на низкой околоземной орбите и необходимость защиты инфраструктуры от все более сложных угроз кибербезопасности.
«Российская военная агрессия против Украины продемонстрировала, насколько важны суверенные и безопасные услуги связи космического базирования в случае конфликта», - сказал Тьерри Бретон, еврокомиссар по внутреннему рынку.
Правительственные приложения включают наблюдение за границами, поддержку распределения гуманитарной помощи и защиту ключевых объектов, таких как посольства Европейского Союза.
Созвездие также предназначено для облегчения коммерческих услуг, которые восполнят пробелы в широкополосном доступе в некоторых частях Европы и Африки.
К разработке IRIS2 будут приглашены европейские компании всех размеров, включая стартапы, которые намерены построить 30% созвездия.
Первоисточник:
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей


tass.ru

В Arianespace рассчитывают к 2025 году запускать ежегодно до 15 ракет Ariane 6 и Vega C
ТАСС


ПАРИЖ, 6 марта. /ТАСС/. Компания - оператор космических запусков Arianespace рассчитывает к 2025 году осуществлять ежегодно до 15 запусков с использованием новых ракет Ariane 6 и Vega C. Об этом сообщил генеральный директор предприятия Стефан Исраэль.
"Наши приоритеты четко определены: мы хотим как можно скорее осуществить запуски Ariane 6 и Vega C в полной надежности, <...> важно добиться стабильности производства. К 2025-2026 годам ежегодно придется запускать с десяток Ariane 6 и не менее четырех Vega C. Это вызов, тем более что может потребоваться увеличение темпов работы с учетом растущего спроса", - написал он в колонке для газеты Les Echos, опубликованной в понедельник.
Исраэль отметил, что в настоящее время компания получила 28 заказов на запуски Ariane 6, в том числе 18 - от компании Amazon для ее собственной группировки спутников Project Kuiper. Для Vega C уже сейчас имеется очередь из 13 заказов.
В то же время Исраэль признал, что переход на европейские модели оказался вынужденным после отмены 11 запусков российских ракет "Союз" с космодрома Куру во Французской Гвиане из-за введенных ЕС санкций. Упомянув колоссальную разницу в объемах финансирования по сравнению с конкурентами, глава европейского оператора выразил надежду на то, что правительства стран ЕС найдут возможность компенсировать гиперинфляцию, с которой сталкиваются компании в отрасли.
Единственный коммерческий запуск Vega C в декабре 2022 года окончился неудачей. Согласно опубликованному 3 марта отчету Европейского космического агентства (ЕКА), причиной стало повреждение горловины сопла двигателя второй ступени Zefiro 40, произведенной на Украине по заказу итальянской компании Avio. Запуски Vega C планируется возобновить только в конце нынешнего года. Последние две миссии с использованием ракеты Ariane 5 должны состояться до конца лета. Запуск Ariane 6, по словам Исраэля, "не состоится до конца этого года".
Однако с учетом уже имеющегося портфеля заказов генеральный директор Arianespace назвал два будущих носителя успешными и выразил надежду на то, что в ближайшее десятилетие компания получит доступ к технологиям двигателей и ступеней многоразового использования. "Развертывание европейской группировки спутников и полет европейского астронавта с космодрома Куру - это новые рубежи для Ariane 6 и последующих ракет-носителей", - добавил он
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

Разъём

Лучше все таки первоисточник чем пересказ...
ЦитироватьUnis pour continuer l'Europe de l'espace
de Stéphane Israël


Les années se suivent et ne se ressemblent pas. En 2021, Arianespace a réalisé quinze lancements depuis trois bases spatiales différentes, avec, pour finir, la mise en orbite du télescope James-Webb de la NASA, dont Ariane 5 a doublé la durée de vie grâce à sa précision exceptionnelle.

En 2022, nous avons dû faire face à une série inédite de crises qui, bien que sans lien entre elles, se conjuguent pour mettre provisoirement à mal l'autonomie d'accès à l'espace de l'Europe : la fin brutale de la coopération concernant le lanceur russe Soyouz, à la suite de l'invasion de l'Ukraine ; l'échec du deuxième tir de la fusée Vega-C ; le décalage de la mise en service d'Ariane 6.
Les conséquences sont lourdes. Onze lancements de Soyouz ont été annulés. Il faudra à Vega-C plusieurs mois pour revenir en vol. Ariane 5 accomplira ses deux dernières missions d'ici l'été 2023, alors qu'Ariane 6 ne volera pas avant la fin d'année. Dans ce contexte, Arianespace se mobilise pour offrir à ceux de ses clients pénalisés par ces retards des solutions avec des lanceurs alternatifs.
Montée en cadence
Mais ne faisons pas de constat erroné. Les décisions prises ces dernières années par l'Europe spatiale restent pertinentes. Si l'arrêt de Soyouz est intervenu dans des conditions dramatiques, son principe même avait été acté dès 2014 après l'annexion de la Crimée. Ariane 6 et Vega-C avaient alors été pensées pour s'affranchir de cette dépendance au plus vite, ce qui excluait des choix plus disruptifs. De même, en dépit de son palmarès légendaire, Ariane 5 n'était plus adaptée au marché. Les succès commerciaux d'Ariane 6 et de Vega-C démontrent leur pertinence. Ariane 6 compte déjà 28 missions dans son carnet de commandes, dont le contrat historique de 18 fusées pour la constellation Kuiper d'Amazon. Vega-C a déjà obtenu 13 contrats. De toute l'histoire d'Arianespace, 2022 est l'année la plus importante en matière de prise de commande pour Ariane et Vega, montrant au passage la capacité d'Arianespace à promouvoir harmonieusement ces deux fusées complémentaires.
Les priorités sont claires. D'abord, faire voler le plus vite possible Vega-C et Ariane 6, en toute fiabilité. Les équipes d'Avio et d'ArianeGroup sont mobilisées vers cet objectif avec le soutien des agences, en particulier l'ESA et le CNES. La montée en cadence industrielle est tout aussi essentielle. À l'horizon 2025- 2026, il faudra faire voler chaque année une dizaine d'Ariane 6 et au moins quatre Vega-C. C'est un défi, d'autant qu'il pourrait être nécessaire d'accélérer encore, tant la demande est soutenue.
Et, naturellement, préparer l'avenir. Ariane 6 et Vega-C sont les lanceurs dont l'Europe a besoin pour les dix années à venir. Dans le courant de la prochaine décennie, un lanceur lourd réutilisable pourra faire la différence, compte tenu de la démultiplication des besoins. Au travers de Prometheus et Themis, ArianeGroup travaille déjà à l'acquisition des technologies de moteur et d'étage réutilisables. Mais le succès dépendra de la volonté des Européens de rester unis face à une concurrence toujours plus forte. Les chiffres parlent d'eux-mêmes : en 2022, le secteur public européen a commandé pour 320 millions d'euros de lancements à Arianespace, quand dans le même temps, les agences gouvernementales américaines ont attribué pour 5,9 milliards d'euros de contrats à SpaceX ! Alors que les moyens sont plus limités, leur dispersion serait fatale. Comme les Airbus, les lanceurs Ariane sont le fruit d'une coopération européenne indispensable pour que l'Europe préserve son accès durable à l'espace.
Faire voler un astronaute
Pour nous battre à armes un peu plus égales face à nos concurrents, nous avons besoin que nos institutions confirment leurs engagements pour Ariane 6 et Vega -C et compensent les effets de l'hyperinflation. S'agissant de la suite, il faudra des règles du jeu qui favorisent partout l'innovation et l'agilité tout en réinventant notre modèle de coopération. La compétition ouverte sur les microlanceurs doit y contribuer, sans remettre en cause les engagements pour Ariane 6 et à Vega-C et dans la perspective d'une re convergence européenne pour leurs successeurs.
L'unité, enfin, réclame de l'ambition. Le projet de constellation européenne IRIS2 et les initiatives sur le vol habité peuvent donner un nouveau souffle à l'Europe spatiale, et un socle d'activité à nos lanceurs. Ceux-ci seront alors plus forts face à la concurrence et aux aléas du marché. Déployer une constellation européenne et faire voler un astronaute européen depuis Kourou sont la nouvelle frontière d'Ariane 6 et des lanceurs qui viendront après elle. Alors, allons-y !

ЦитироватьОБЪЕДИНЯЯСЬ ДЛЯ ПРОДОЛЖЕНИЯ КОСМИЧЕСКОЙ ЕВРОПЫ
Стефан Израэль

Один год сменяет другой, и нет двух одинаковых. В 2021 году Arianespace осуществила 15 запусков с трех различных космодромов, кульминацией которых стал запуск телескопа НАСА "Джеймс-Уэбб", ресурс которого был увеличен вдвое исключительно благодаря точности выведения Ariane 5.
В 2022 году мы столкнулись с беспрецедентной серией кризисов, которые, хотя и не были связаны между собой, в совокупности временно подорвали автономность доступа Европы в космос: внезапное прекращение сотрудничества по российской ракете-носителю "Союз" после вторжения в Украину, неудача второго запуска ракеты "Вега-С" и отсрочка ввода в эксплуатацию ракеты-носителя "Ариан-6".
Последствия серьёзные. Одиннадцать запусков "Союза" были отменены. Ракете Vega-C потребуется несколько месяцев, чтобы вернуться к полетам. Ariane 5 выполнит свои две последние миссии к лету 2023 года, а Ariane 6 не полетит ранее конца этого года. В связи с этим Arianespace мобилизует свои силы, чтобы предложить альтернативные ракеты-носители тем своим клиентам, которые пострадали от этих задержек.

Повышение эффективности
Но давайте не будем ошибочныхвыводов. Решения, принятые в последние годы Европой, остаются актуальными. Хотя остановка эксплуатации РН "Союз" произошла в драматических условиях, принципиально это было предрешено ещё в 2014 году после аннексии Крыма. Ariane 6 и Vega-C были в том числе задуманы для того, чтобы как можно быстрее освободиться от этой зависимости, что исключило более разрушительные сценарии. Аналогичным образом, несмотря на свой легендарный послужной список, Ariane 5 больше не был адаптирован к рынку. Коммерческие успехи Ariane 6 и Vega-C демонстрируют их актуальность. В портфеле заказов Ariane 6 уже 28 миссий, включая исторический контракт на 18 ракет для созвездия Койпера компании Amazon. Vega-C уже получила 13 контрактов. В истории Arianespace, 2022 год - самый важный год с точки зрения поступления заказов на Ariane и Vega, что демонстрирует способность Arianespace гармонично продвигать эти две взаимодополняющие ракеты.
Приоритеты ясны. Во-первых, как можно быстрее надёжно запустить Vega-C и Ariane 6. Команды Avio и ArianeGroup работают над этой целью при поддержке агентств, в частности ESA и CNES. Увеличение темпов промышленного производства также необходимо. К 2025-2026 годам нам потребуется ежегодно осуществлять запуски приблизительно десяти Ariane 6 и не менее четырех Vega-C. Это сложная задача, тем более что спрос настолько велик, что может потребоваться дальнейшее увеличение темпов запусков.
И, конечно, готовиться к будущему. Ariane 6 и Vega-C - это те ракеты-носители, которые нужны Европе на ближайшие десять лет. В следующем десятилетии многоразовая тяжелая ракета-носитель могла бы изменить ситуацию, учитывая растущий спрос. В рамках проектов Prometheus и Themis компания ArianeGroup уже работает над приобретением технологий многоразовых двигателей и ступеней. Но успех будет зависеть от желания европейцев сохранить единство перед лицом все более сильной конкуренции. Цифры говорят сами за себя: в 2022 году европейский государственный сектор заказал у Arianespace запуски на 320 млн евро, в то время как американские государственные структуры в это же время заключили контракты со SpaceX на 5,9 млрд евро! Хотя ресурсы более ограничены, их распыление было бы фатальным. Как и Airbus, ракеты-носители Ariane являются плодом европейского сотрудничества, которое необходимо для того, чтобы Европа сохранила надежный доступ в космос.

Полет астронавта
Чтобы конкурировать на более равных условиях с нашими конкурентами, нам необходимо, чтобы наши ведомства подтвердили свои обязательства по Ariane 6 и Vega-C и компенсировали последствия гиперинфляции. Что касается того, что будет дальше, то нам нужны новые правила игры, способствующие повсеместному внедрению инноваций и оперативности при одновременном переосмыслении нашей модели кооперации. Открытый конкурс по микроракетам должен способствовать этому, не ставя под сомнение обязательства по Ariane 6 и Vega-C и в перспективе, переориентации Европы на их приемников.
Наконец, единство требует амбиций. Проект европейской группировки IRIS2 и инициативы по пилотируемым полётам могут дать новую жизнь Европе в космосе и стать фундаментом для использования наших ракет-носителей. Тогда они будут более устойчивы перед лицом конкуренции и капризов рынка. Развёртывание европейской группировки и полет европейского астронавта с Куру - это новый рубеж для Ariane 6 и ракет-носителей, которые придут после неё. Так давайте же сделаем это!