А я несчастная, космонавтика частная ...

Автор АниКей, 23.12.2020 17:04:16

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Arzach

Цитата: АниКей от 31.05.2023 12:10:35Без преувеличения можно сказать, что это самый мощный двигатель в России.
Что ж, можно без преувеличения сказать, что у "Ракет успеха" появился весьма опасный конкурент. :D

Дмитрий В.

Цитата: АниКей от 30.05.2023 12:40:22finmarket.ru

Российская компания SR Space разместит производство ракет и спутников в Рязанской области



30 мая 2023 года 11:34
30 мая. FINMARKET.RU - Российская частная космическая компания SR Space (бывшая Success Rockets) планирует создать производство ракет-носителей и космических аппаратов на территории инновационного научно-технологического центра "Аэрокосмическая долина" в Рязанской области, сообщил в интервью "Интерфаксу" гендиректор компании Олег Мансуров.
"SR Rockets и SR Satellites - две наши дочерние компании стали резидентами "Аэрокосмической инновационной долины", которая располагается в Рязани. Мы рассматриваем возможность строительства там своей производственной площадки и производственного кластера", - сказал Мансуров.
По его словам, компания планирует производить все в одном месте, так как это удешевит изготовление отдельных изделий.
"Цены на аренду, на фонд оплаты труда гораздо ниже, чем в Москве. Более выгодно для нас размещать производство в Рязани, чем в Москве", - отметил он.
Аэрокосмическая инновационная долина - научно-технологический центр, основными сферами деятельности которого являются аэрокосмические, биомедицинские и информационные технологии, а также электроника и радиотехника.
Организаторы - Рязанская область и Московский авиационный институт. В наблюдательный совет Аэрокосмической долины входит "Роскосмос", партнеры проекта - "Ростех", Объединенная авиастроительная корпорация и концерн "Алмаз-Антей".
Центр расположится в зданиях бывшего училища связи в Рязани, а также будет использовать территорию общей площадью около 140 га в районе поселка Варские.

Опубликовано ИА "Финмаркет"
PR-Rockets ;D
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

спец

Павел Пушкин со своим "Космокурсом" смотрит на это самое PR-Rockets с сочувствием.

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей


tass.ru

Российская компания планирует провести эксперимент по управлению беспилотником из космоса
ТАСС


САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 16 июня. /ТАСС/. Российская частная космическая компания планирует в этом году попробовать управлять беспилотником из космоса. Об этом сообщил в интервью ТАСС гендиректор SR Space Олег Мансуров на полях Петербургского международного экономического форума.
"У нас готовится эксперимент. Он связан с управлением беспилотными летательными аппаратами из космоса. Полезной нагрузкой [ракеты "Небо"] как раз будут передатчики и ретрансляторы, которые будут размещены под обтекателем запускаемой ракеты. Через них можно будет осуществлять управление нашими беспилотниками", - сказал Мансуров.
По словам гендиректора компании, сигналы, которые будут передаваться, - это команды управления, фактически заданный сценарий полета, который беспилотник должен получить и выполнить. "Это беспилотник "Стерх" - наш беспилотник-наблюдатель. Как раз он способен летать до 100 минут на расстоянии до 15 км. Полезная нагрузка у него порядка 4 кг", - отметил Мансуров, отвечая на вопрос, какой именно БЛА будет выполнять задачу.
В будущем эта технология, считает гендиректор компании, поможет обеспечить взаимодействие роя беспилотников.
В четверг SR Space и IT-холдинг Т1 подписали на полях Петербургского международного экономического форума соглашение о разработке суборбитальной ракеты-носителя и ее запуске за линию Кармана. Запуск запланирован на конец текущего года.
Полный текст интервью будет опубликован в 09:00 мск
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей


tass.ru

В SR Space назвали сроки создания первой российской частной ракеты-носителя
ТАСС


САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 16 июня. /ТАСС/. Российская частная космическая компания SR Space планирует завершить создание ракеты-носителя "Небо", которая выполнит полет выше линии Кармана, осенью. Об этом сообщил в интервью ТАСС гендиректор SR Space Олег Мансуров на полях Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ).
"Проект находится в стадии создания финальной рабочей конструкторской документации. Мы этот проект фактически начали в начале года. Было предварительно проведен аванпроект, эскизное проектирование. Сейчас мы выходим на производство и сборку. Надеюсь, что кооперация нас не подведет, и мы сможем все это завершить осенью. Тогда будем готовы уже к пуску", - сказал Мансуров.
По его словам, запуск может быть осуществлен либо с полигона Капустин Яр, либо с космодрома Ясный, либо с космодрома Восточный.
В четверг SR Space и IT-холдинг Т1 подписали на полях ПМЭФ соглашение о разработке суборбитальной ракеты-носителя и ее запуске за линию Кармана. Запуск запланирован на конец текущего года. Это будет первый в России запуск частной суборбитальной ракеты на высоту более 100 км (считается, что именно на этой высоте начинается космос).
Полный текст интервью будет опубликован в 09:00 мск. 
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

naked-science.ru

Частная российская ракета впервые полетит в космос до конца 2023 года

Частная российская космическая компания SR Space (бывшая Success Rockets) вместе с отечественным ИТ-холдингом Т1 планирует выполнить запуск суборбитальной ракеты на высоту более 100 километров (за линию Кармана) уже в конце этого года.
Ракета Nebo / © SR Space
Ракета Nebo / © SR Space
По данным пресс-службы компании, длина ракеты составит 5,17 метра, диаметр — 0,45 метра, а масса — 253 килограмма. Интересно, что пока на официальном сайте SR Space такое изделие не представлено, но наиболее близка к ней по техническим характеристикам ракета Nebo.
Согласно плану, во время тестового полета разработчики проведут эксперимент по передаче информации с помощью технологии интернета вещей (концепция сети передачи данных между физическими объектами, оснащенными встроенными средствами и технологиями для взаимодействия друг с другом или с внешней средой) на беспилотник. Это позволит выяснить, возможно ли управлять дронами с помощью космической инфраструктуры.
В перспективе такие ракеты можно будет запускать раз в неделю.
SR Space 23 декабря 2021 года провела первый пуск Nebo 25 в Астраханской области. Тогда суборбитальная одноступенчатая твердотопливная ракета преодолела расстояние более 18 километров, в апогее достигнув высоты семь километров.
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

Брабонт

Цитата: АниКей от 16.06.2023 07:12:57Это позволит выяснить, возможно ли управлять дронами с помощью космической инфраструктуры.
И если выяснится, что это невозможно, американские дроны тут же упадут вниз, от недоказанности теоремы существования.


АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей


tass.ru

Глава SR Space: в течение года мы перейдем от ракеты "Небо" к первому полету "Космоса"
ТАСС


Российская компания SR Space и IT-холдинг Т1 подписали на полях Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ) соглашение о разработке суборбитальной ракеты-носителя и ее запуске за линию Кармана. Это будет первая российская частная ракета, которая достигнет космоса. Осуществить пуск планируется в конце года. О разработке ракеты "Небо", создании спутников и разработке беспилотников в интервью ТАСС на полях ПМЭФ-2023 рассказал гендиректор SR Space Олег Мансуров.
— Раньше компания SR Space больше жила за счет инвестиций, поменялась ли сейчас экономическая политика у компании? Вышла ли она на самоокупаемость?
— С прошлого года у нас изменилась экономическая политика, структура капитала в целом. Если мы до 2022 года были больше как венчурный проект, то есть жили только за счет инвестиций, то примерно четверть финансирования прошлого года составила выручка. И тенденция продолжает меняться. Я надеюсь, что в этом году больше половины финансирования будет продиктовано именно поступлениями от продаж наших сервисов и услуг или наших продуктов и в меньшей степени мы будем зависеть от инвесторов. 
Хотя возможен и другой сценарий. Если нас проинвестирует крупный стратегический партнер на долгосрочную перспективу, тогда, конечно, размер инвестиций будет в разы превышать выручку.
— Какое направление приносит наибольшую выручку?
— Сейчас у нас два направления, которые являются генераторами выручки и прибыли. Это направление по анализу обработки данных SR Data, в которой создано несколько продуктов для "умных" городов, аграрного сектора, экомониторинга. Кроме этого, активно приносит выручку новое направление, которое мы запустили полгода назад, — это различные беспилотники.
— Можете подробнее рассказать про беспилотники, какие беспилотники сейчас созданы?
— У нас сейчас ведется работа над несколькими типами беспилотников самолетной схемы. Один беспилотник используется для мониторинга или наблюдения на дальних расстояниях. И есть беспилотник, который подешевле, он используется для мониторинга нескольких километров в течение короткого периода времени. Основное, на чем мы сосредоточены, — это программное обеспечение (распознавание различных образов, например, посевов, сорняков, незаконных строений или свалок) и автопилот, чтобы фактически беспилотные авиационные системы могли работать без управления оператора. Это наши два конкурентных преимущества.
— Получается, у вас полностью собственная разработка — и беспилотник, и "начинка"?
— Мы сами разработали полностью конструкцию и программное обеспечение в наших беспилотниках. Есть элементы собственной разработки, но компонентная база в основном вся иностранная, то есть покупная. Да, мы ее перепрошиваем, перепрограммируем.
— Скажите, ваши беспилотники чисто фотосъемкой занимаются или могут нести грузы?
— Нет, сейчас мы с грузами не работаем. Наша основная задача — это все-таки наблюдение и связь, потому что связь — это тоже критическая технология для такого рода аппаратов. Часто бывает, что связь теряется, отсутствует GPS или ГЛОНАСС. Беспилотники теряются, улетают куда-то не туда, разбиваются. Чтобы этого не было, важно выстроить связь и по системе управления, и по видеоканалу.
— Имеется в виду связь с самим беспилотником, а не организация связи для абонентов?
— Речь идет об управлении беспилотниками за счет прямого управления с пульта оператора или через ретрансляторы. В частности, мы готовимся сейчас к эксперименту, когда мы сможем управлять беспилотным летательным аппаратом с помощью сигналов из космоса.
— Возвращаясь к теме беспилотников, скажите, применяются ли ваши технологии в зоне спецоперации? Используются ли ваши беспилотники?
— На данный момент наши беспилотные авиационные системы там не применяются. Они носят больше гражданский характер. Для такого рода применения как раз необходимо развитие технологий связи, противодействия радиоэлектронной борьбе.
— Сейчас много заказов на беспилотники у вас?
— Да, у нас в этом направлении рост значительный. То есть фактически мы сейчас перешли к экспериментальной партии. Если в течение лета все будет успешно реализовано и продемонстрирует себя в массовом применении, то тогда мы перейдем к полноценному серийному производству, а это значит, речь будет идти о сотнях и о тысячах штук.
— В месяц или в год?
— В месяц.
— Разрабатываете ли вы какое-то средство, которое, может быть, помогает обнаруживать беспилотники?
— Да, такой запрос тоже есть. Он поступает от различных учреждений, потому что сейчас безопасность, связанная с беспилотными летательными аппаратами, волнует многих, в том числе простых обывателей. Поэтому работаем по направлению детекции. Сейчас у нас есть уже несколько разработок, которые тестируются. Скорее всего, в течение нескольких месяцев будет релиз гражданского коммерческого продукта, который сможет купить любой гражданин Российской Федерации.
— Речь идет о каких-то портативных устройствах или это какое-то большое устройство?
— Нет, речь идет как раз о портативном носимом устройстве. Детекция происходит примерно в 500 м от человека. Возможно также определение направления прилета или подлета беспилотного летательного аппарата.
— Силовые ведомства интересуются разработкой?
— Да.
— Так как ваши беспилотники самолетного типа, требуется ли какая-то взлетно-посадочная полоса или катапультное устройство?
— Если мы говорим, к примеру, о дроне-наблюдателе "Стерх", то он подразумевает два типа взлета: с небольшой взлетной полосы, которой может служить обычная дорога, или с катапульты.
— Какие-то специальные мини-аэродромы для дронов строить не нужно?
— Нет, мы работаем в сегменте совсем небольших дронов с размахом крыла до 2 м.
— Могут ли ваши беспилотники летать роем?
— На данный момент это невозможно, но мы в этом направлении работаем. И здесь как раз один из основных вопросов — это система взаимодействия, та же связь. Для этого нам как раз необходимы космические аппараты, которые обеспечат такое взаимодействие и управление роями беспилотников.
— Речь идет о группировке SR NET?
— Фактически это одна из задач, которая ставится перед SR NET.
— Как сейчас продвигаются работы в этом направлении? Готов ли уже первый спутник? В какой стадии он находится?
— Сейчас проводятся лабораторные эксперименты наземные. Следующий этап — это эксперименты в атмосфере, то есть с использованием беспилотников и стратостатов. И далее готовится бортовое оборудование для космического эксперимента. Сейчас мы работаем над полезной нагрузкой для космического аппарата.
— Когда он будет запущен?
— Мы планируем запустить аппарат и осуществить демонстрацию технологий в ближайшие два года.
— На ПМЭФ вы впервые представили метановый двигатель. Скажите, пожалуйста, планируется ли его применять в многоразовой ракете? Если да, то на сколько полетов он рассчитан?
— Если говорить о наших тактических задачах, пока речь о многоразовости не идет. Но в целом такого рода технологии и такого рода двигатели позволяют их использовать многократно. Они не требуют больших усилий при обслуживании или при повторном использовании. В этом плане метан намного лучше, чем керосин: после использования метанового двигателя не нужно его разбирать, чистить. Это скорее следующий этап развития после уже реализации доставки на орбиту малых космических аппаратов.
— Вы планируете запустить ракету "Небо" в космос. Скажите, в какой стадии сейчас находится эта ракета? Изготовлен ли уже летный образец?
— Мы работаем в этом направлении. У нас есть крупный технологический партнер, который нам помогает с расчетами, математическим моделированием, с вычислительными мощностями. Проект находится в стадии создания финальной рабочей конструкторской документации. Мы этот проект фактически начали в начале года. Был предварительно проведен аванпроект, эскизное проектирование. Сейчас мы выходим на производство и сборку. Надеюсь, что кооперация нас не подведет и мы сможем все это завершить осенью. Тогда будем готовы уже к пуску.
— С какого космодрома в этот раз планируете?
— Мы рассматриваем несколько вариантов: Капустин Яр, или космодром Ясный, или космодром Восточный.
— Если говорить про космодром Восточный, перешло ли общение с Роскосмосом в практическую плоскость по созданию там инфраструктуры под ваши пуски?
— Нет, на данный момент такое общение не ведется. И оно, наверное, преждевременно, так как все требования к наземной инфраструктуре будут понятны уже после первых полетов наших геофизических ракет.
— Скажите, будет ли какая-то полезная нагрузка у ракеты в этом году?
— У нас готовится эксперимент. Он связан с управлением беспилотными летательными аппаратами из космоса. Полезной нагрузкой как раз будут передатчики и ретрансляторы, которые будут размещены под обтекателем запускаемой ракеты. Через них можно будет осуществлять управление нашими беспилотниками. То есть фактически мы хотим не просто делать беспилотники, а предлагать комплексную услугу, связанную и с их производством, и управлением, и передачей связи.
— В этот раз будет только сигнал передаваться или вы уже будете сразу управлять беспилотником?
— Фактически те сигналы или те данные, которые будут передаваться, — это команды управления. То есть фактически это будет заданный сценарий полета. И беспилотник должен его получить и выполнить его.
— То есть беспилотник уже в этот раз будет управляться из космоса?
— Да, эксперимент подразумевает не только запуск самой ракеты, но и параллельный запуск беспилотного летательного аппарата.
— Именно технологиями, которые будут расположены в этой ракете, правильно?
— Да. То есть это общий комплекс. И суть этого пуска не только в тестировании отдельных элементов ракеты, но и взаимодействия с беспилотным летательным аппаратом и с наземным комплексом управления.
— Какой беспилотник будете поднимать?
— Это беспилотник "Стерх". Это наш беспилотник-наблюдатель. Как раз он способен летать до 100 минут на расстояние до 15 км. Полезная нагрузка у него порядка 4 кг.
— Первый спутник SR NET будет запущен попутной нагрузкой на "Союзе" или на вашей ракете?
— Первый демонстратор точно будет запущен на "Союзе", потому что наша ракета-носитель космического назначения будет готова позже, чем космический аппарат. Но если будут какие-то задержки с "Союзом", тогда, возможно, полетим уже на своей ракете. Но это пока маловероятно.
— Первый спутник вашего производства, который будет запущен, — это спутник связи или спутник дистанционного зондирования Земли?
— Первый спутник — это спутник дистанционного зондирования Земли. Речь идет о кубсате 16U с мультиспектральной камерой, разрешением порядка 2 м. Это во многом отработка технологий. После чего мы планируем перейти к субметровому разрешению, потому что именно на снимки с разрешением меньше метра на пиксель есть большой спрос у нас в стране.
— Когда планируете запустить спутник ДЗЗ?
— Будем надеяться, что следующим летом он уже полетит.
— Как развивается направление SR Data? В прошлом году вы планировали убирать облака с фотографий. Удается вам это делать или нет?
— Да, этот сервис есть, это часть сервиса по продаже и предоставлению снимков. То есть фактически за этот год с предыдущего ПМЭФ SR Data была выделена в отдельную компанию. Она стала резидентом ИНТЦ "Сириус", создала свою платформу по предоставлению и продаже космических снимков с разных космических аппаратов и спутниковых группировок, в основном иностранных. Кроме этого, было создано несколько сервисов. Это сервис для "умного" города: определение незаконных построек и мониторинг инфраструктуры. Второй сервис — это экомониторинг, то есть определение незаконной вырубки леса, незаконных свалок, последствий стихийных бедствий и так далее. И третий сервис предназначен для сельского хозяйства.
— Пожары в лесах помогаете отслеживать?
— Мы хотели бы это делать, но для этого нужны инфракрасные зондировщики. На данный момент у нас такие снимки в ограниченном количестве. Один из следующих сервисов — это как раз сервис по предотвращению или по фиксации возникновения лесных пожаров. В целом если говорить про планы развития SR Data, то это увеличение количества сервисов на той геоинформационной платформе, которая у них есть. Второе направление роста SR Data — это создание своей сети станций приема данных напрямую с космических аппаратов. В рамках этого проекта планируется размещение пяти таких антенн в разных частях Российской Федерации.
— А где?
— Предполагается, что это будет Сочи ("Сириус"), Мурманск, Республика Алтай, еще одна точка в районе Тикси на севере Якутии и в районе Владивостока, скорее всего, на острове Русский.
— В Сочи когда планируете открыть?
— Они будут открываться параллельно. Зависит от контракта.
— Если рассматривать SR Data, у вас в основном заказчики частные или государственные?
— В основном это частные компании: агрохолдинги, банки. Но вот что касается городов, мы сейчас плотно работаем с несколькими городами, в том числе с правительством Москвы. Надеюсь, здесь мы выйдем на полноценное внедрение этого сервиса.
— Скажите, применяете ли вы 3D-печать при создании беспилотников, ракет, может быть, спутников?
— На данный момент да, мы применяем 3D-печать. Причем это чаще всего для двух типов изделий: внутренние компоненты беспилотных летательных аппаратов и камера сгорания и сопло для нашего двигателя. Если в первом случае речь идет о различного рода полимерах, то во втором случае речь идет о металлических сплавах.
— В какой стадии сейчас находится проект ракеты "Космос"?
— Фактически мы ставим перед собой амбициозную задачу и малый срок перейти в течение года от "Неба" к первому полету "Космоса". Потому что фактически "Космос" — это увеличенный вариант "Неба", работающий на тех же принципах, на такого же рода двигателе. И в этом смысле "Небо" является демонстратором технологий.
— Вы обсуждали уже с другими частными компаниями взаимодействие, чтобы они, например, запускали свои спутники на вашей ракете, когда она будет готова?
— Да, мы обсуждали с несколькими компаниями. Интерес есть. Но какая-то конкретика появится после первого успешного пуска. Скорее всего, первый орбитальный пуск нашей ракеты будет с нашей же полезной нагрузкой. То есть мы будем рисковать.
— Чтобы показать, что вы не боитесь?
— Да. Если вы верите в свою ракету, то вам нужно рисковать своими же космическими аппаратами.
— У вас сейчас есть уже филиал в Сочи, в Рязани. Планируете ли еще где-то открывать филиалы?
— Нашими филиалами в том числе будут те станции приема, та наземная инфраструктура, о которой я ранее сказал, которая необходима для приема данных с космических аппаратов. Кроме этого, мы рассматриваем и Астраханскую область, если мы там будем полноценно развиваться или запускаться. Но каких-то конкретных и скорых планов размещения в новых регионах у нас нет.
— А если говорить про Астраханскую область, то там какое направление?
— Там как раз все, что связано с пусковой инфраструктурой по ракетному направлению. 

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

Цитироватьkommersant.ru

Космический старт частного порядка
Елизавета Скобцова
Какими проектами занимаются технологические компании в России

В России может состояться первый частный запуск ракеты в космос, осуществить его обещают до конца года. Планируется, что суборбитальный аппарат поднимется на высоту более 100 км, за верхнюю границу атмосферы. Оттуда он отправит на землю сигнал, который примут беспилотники. Запуск готовит компания SR Space и холдинг «Т1». В 2021 году там провели пробный запуск ракеты, она пролетела более 18 км. На запрос "Ъ FM" в компаниях не ответили.
Каковы перспективы проекта? И есть ли будущее у частной космонавтики в стране? На эти вопросы "Ъ FM" ответил эксперт в сфере технологий, космический инженер Александр Хохлов:
«В России два основных направления, по которым пытаются работать частные компании. Первое — это спутники, в основном небольшие, стандарта CubeSat, образовательные или те, что могут использоваться для дистанционного зондирования Земли.
Также в последние лет 15 у нас было порядка четырех-пяти компаний, которые позиционировали себя как ракетные стартапы. Они все закрылись. На данный момент и на ближайшие несколько лет "Роскосмос" — монополист в стране по космическим запускам.
К SR Space, раньше они называли себя "Успешные ракеты", я сложно отношусь: очень быстрая разработка, получается, быстрые испытания и запуск... Мы не видим, что там есть какие-то существенные наработки, которые могли бы обеспечить успех объявленному проекту.

С какими проблемами в России сталкиваются технологические компании

Напомню: чтобы компания Blue Origin Джеффа Безоса запустила ракету на 100 км, ей потребовалось несколько лет. В случае полноценного финансирования изготовление летного прототипа обходится в миллионы долларов.
Вместе с тем для России это был бы заметный рекорд, но больше из спортивного интереса. Ракета, которая может достигнуть такой высоты, если она некрупная, может претендовать только на функцию метеорологической ракеты, а этот рынок небольшой. Если же мы говорим про пилотируемые пуски, вспоминая попытки стартапов в России, то заметно, что потенциала особого нет.
Небольшой рынок у нас все-таки есть по запускам спутников. Плюс другие страны могли бы заказывать в России подобные проекты.
Так, в конце июня с космодрома "Восточный" планируется запуск ракеты "Союз-2" со спутником "Метеор", и с ней полетит 42 аппарата, из которых три иностранных — Белоруссия, Малайзия и Объединенные Арабские Эмираты. Кроме того, еще Иран готов запускать свои спутники с Россией».
О необходимости привлекать капитал в космонавтику ранее говорили и в правительстве. Вице-премьер Андрей Белоусов заявлял, что частные инвестиции могли бы поддержать отечественные технологические компании. Идею поддержали в «Роскосмосе».
Инвесторов, однако, такие проекты сейчас вряд ли заинтересуют, отметил предприниматель Павел Пушкин. Два года назад он закрыл свою компанию «КосмоКурс», которая собиралась развивать космический туризм:
«Еще до всей этой истории с санкциями наш рынок был ориентирован в основном на государственный заказ, в основном на Министерство обороны, если мы говорим про малые спутники. Все надеялись, что возникнут частные компании, которые сделают некие коммерческие аппараты, которые загрузят некие российские ракеты. Но таких игроков не появилось.

Может ли РФ проиграть гонку за освоение Луны

По моему мнению, просто весь рынок этот раздут, и, если государство развивает это направление, то все появляется. У нас этого не появилось, поэтому эти ракеты не просто частники не делают, эти ракеты не собирается создавать и "Роскосмос". Если бы корпорации это надо было бы, то она бы давно ракету сверхлегкого класса представила. А ради двух пусков в год можно и "Союз" использовать. Это дороже, но проще, чем содержать еще производство одной ракеты.
Сейчас же, наверное, в большей степени есть надежда на гособоронзаказ в области тех же сверхлегких спутников, спутников разведки. Это сейчас стало востребовано, и наша страна поняла, что они все-таки нужны.
Кроме того, по моей информации, какие-то отголоски сторонних заказов начали появляться. Например, мы можем в дружественные страны что-то поставлять, но в основном это связано с передачей ракетных технологий, продажей каких-то элементов, компонентов. Частники могут поучаствовать в каких-то проектах, когда "Роскосмос" не справляется.
В области спутников есть пара компаний, у которых есть небольшой задел. Но, опять же, они делают очень похожие приборы для гражданки, и просто их нашли и сказали: "Знаете, а нам то же самое нужно, но только с другими характеристиками". И они просто доработали свои проекты в нужном направлении».
Еще один космический стартап — Dauria Aerospace — в 2018 году обанкротился на фоне судебной тяжбы с «Роскосмосом». Компания поставила два спутника, но после вывода на орбиту связь с ними была потеряна. Госкорпорация пыталась взыскать с партнера почти 300 млн руб. неустойки.

Новости в вашем ритме — Telegram-канал "Ъ FM".

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!