IM-1 (Odysseus Nova-C ) Intuitive Machines Lunar Lander – Falcon 9 (B1060.18) – Kennedy LC-39A – 15.02.2024 06:05 UTC

Автор zandr, 20.10.2020 23:32:22

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

uncle_jew

Цитата: simple от 27.02.2024 19:17:08ну они же не сами его делали а на "рынке" купили, если бы делали сами то и не было бы его
большинство небось и не знало о нем
Они утверждали, что зонд целиком тестировали. Т. е. про выключатели знали, их для тестов включали, потом снова выключили, а потом забыли.

Pavel


Цитата: pkl от 27.02.2024 00:33:12Там бугор. Видимо, за него и зацепился одной лапкой при горизонтальном движении.
Там общий наклон 12 градусов. По данным той же группы LRO

Pavel


Радует, что те кто проверял прибор НАСА ничего не забыли.

Arzach

Цитата: nonconvex от 27.02.2024 05:27:56
Цитата: Arzach от 26.02.2024 17:26:06
Цитата: Штуцер от 26.02.2024 16:23:16КРЛ, по идее, должна иметь всенаправленные антенны.
У них там 4 всенаправленные антенны по периметру, работающие попарно.
У них там четыре НАПРАВЛЕННЫЕ антенны.
Поэтому когда аппарат поворачивается попой (простите) двигателем к Земле, они теряют связь. Правда гениально?
Не вводите людей в заблуждение, уточнил - там четыре ненаправленные полусферические антенны + одна направленная антенна.

simple

Цитата: Arzach от 27.02.2024 23:19:53Не вводите людей в заблуждение, уточнил - там четыре ненаправленные полусферические антенны + одна направленная антенна.
а ссылку можно, а то я не нашел, хотел уточнить состав, ведь нет смысла делать четыре антенны если они ненаправленные

Arzach

#485
ЦитироватьIntuitive Machines (@Int_Machines)
ЦУП продолжает общаться "Одиссеем". Сегодня утром аппарат отправил научные данные и изображения полезных нагрузок для достижения целей миссии компании. Специалисты работают над окончательным определением срока работы аккумулятора на посадочном модуле, который может продлиться еще до 10-20 часов.

Представленные здесь снимки являются самыми близкими наблюдениями за областью, прилегающей к южному полюсу Луны, сделанными в ходе любой космической миссии. "Одиссей" - отличный фотограф: он сделал этот снимок на высоте примерно 30 метров над лунной поверхностью, в то время как его главный двигатель гасил скорость, превышающую 38 000 км в час. Еще один день исследований вблизи южного полюса Луны.

Вы не можете просматривать это вложение.

Arzach

Цитата: simple от 27.02.2024 23:36:20
Цитата: Arzach от 27.02.2024 23:19:53Не вводите людей в заблуждение, уточнил - там четыре ненаправленные полусферические антенны + одна направленная антенна.
а ссылку можно, а то я не нашел, хотел уточнить состав, ведь нет смысла делать четыре антенны если они ненаправленные
Смысл очевиден - они же говорили на брифинге , что антенны работают попарно. Ссылку давали на NSF.

simple

Цитата: Arzach от 27.02.2024 23:41:32Смысл очевиден - они же говорили на брифинге , что ннтенны работают попарно. Ссылку давали на NSF.
то что они работают попарно говорит в пользу их направленности 

Arzach

Цитата: simple от 27.02.2024 23:44:08
Цитата: Arzach от 27.02.2024 23:41:32Смысл очевиден - они же говорили на брифинге , что ннтенны работают попарно. Ссылку давали на NSF.
то что они работают попарно говорит в пользу их направленности
Цитировать...полусферические...

Штуцер

Цитата: simple от 27.02.2024 23:44:08
Цитата: Arzach от 27.02.2024 23:41:32Смысл очевиден - они же говорили на брифинге , что ннтенны работают попарно. Ссылку давали на NSF.
то что они работают попарно говорит в пользу их направленности
Да логика то элементарная. Неужели непонятно??
Но в виде обломков различных ракет
Останутся наши следы!


simple



simple

я так понимаю работали эти самые hemi попарно переключаясь в ожидании входящего сигнала 

nonconvex

Цитата: Arzach от 27.02.2024 23:50:02
Цитата: simple от 27.02.2024 23:44:08
Цитата: Arzach от 27.02.2024 23:41:32Смысл очевиден - они же говорили на брифинге , что ннтенны работают попарно. Ссылку давали на NSF.
то что они работают попарно говорит в пользу их направленности
Цитировать...полусферические...

Формально говоря вы правы, полусферическая - это подкласс ненаправленных, относительно направления антенны. Но в данном случае это не помогает, поскольку вторая полусфера в случае когда сопло к планете, не попадает в диаграмму направленности.

simple

при этом реально полусферу образуют две антенны 


BigFoot

Цитата: Шлангенциркуль от 28.02.2024 04:34:12На 2.2 ГГц еще и корпус экранирует.
Потому и две полусферы ненаправленных антенн. Половину (меньше) корпус банально экранирует.

Arzach

Цитата: simple от 28.02.2024 00:42:20
Цитата: Arzach от 27.02.2024 23:50:02...полусферические...
тогда их ненужно 4
Как говорят в таких случаях: "Срочно звоните разработчикам!". ;)

Цитата: simple от 28.02.2024 01:28:05я так понимаю работали эти самые hemi попарно переключаясь в ожидании входящего сигнала
Да.

andr59

#499
Сегодня вышла статья Эрика Бергера на Арс Технике.

It turns out that Odysseus landed on the Moon without any altimetry data
"Hours after we got off the launch pad, we almost lost the spacecraft."
ERIC BERGER - 2/28/2024, 12:33 AM

Оказалось, что Одиссей высадился на Луну без каких-либо данных альтиметрии.
"Через несколько часов после того, как мы сошли со стартовой площадки, мы чуть не потеряли космический корабль".
ЭРИК БЕРГЕР - 2/28/2024, 12:33 AM
https://arstechnica.com/space/2024/02/it-turns-out-that-odysseus-landed-on-the-moon-without-any-altimetry-data/

ЦитироватьВо вторник утром Стив Алтемус сиял от гордости, ведя меня в отдел управления полетами лунного аппарата "Одиссей", который в настоящее время работает на Луне и возвращает на Землю ценные научные данные. Команда из примерно дюжины операторов сидела за пультами, пытаясь перезагрузить блок визуальной обработки на борту лунного аппарата - один из последних шансов развернуть небольшую камеру, чтобы сделать снимок "Одиссея" в действии.
"Я просто хотел, чтобы вы увидели команду", - сказал он.
Основатель и генеральный директор компании Intuitive Machines, которая на несколько дней в этом месяце стала эпицентром вселенной космических полетов после посадки первого коммерческого аппарата на Луну, пригласил меня в нервный центр компании в Хьюстоне, чтобы прояснить некоторые моменты.
"Вы можете говорить все, что хотите", - сказал Алтемус. "Но с моей точки зрения, это абсолютный успех миссии. Святые угодники. Через что приходится пройти, чтобы полететь на Луну. Обучение, каждый шаг на этом пути, просто грандиозны".
Алтемус примет участие в пресс-конференции в среду в Космическом центре имени Джонсона, где расскажет о путешествии Одиссея на Луну и обо всех полученных знаниях. Но у меня сложилось впечатление, что он пригласил меня в офис компании во вторник, потому что ему не терпелось рассказать кому-то - рассказать всему миру - о том, что, хотя Одиссей и перевернулся после приземления, миссия, по его словам, была абсолютно успешной.
После более чем часового разговора с Альтемусом я ему верю.
Одиссей - зверская машина, и команда, управляющая им, тоже не лыком шита. Они, безусловно, выложились на все сто. Офисы в южном Хьюстоне были завалены остатками нездоровой пищи, кофе и прочими эликсирами долгих ночей и измученных мозгов. Несомненно, это был вихрь. Рядом с пакетом чипсов тортильяс лежала бутылка ибупрофена.

Посадка вслепую  (Coming in blind - Иду вслепую)

Как уже сообщалось ранее, компания Intuitive Machines обнаружила, что дальномер на корабле Odysseus не работает за пару часов до того, как он должен был совершить посадку на Луну в прошлый четверг. Позже выяснилось, что это произошло из-за того, что не был установлен штырек размером с карандаш и жгут проводов, позволяющий включать и выключать лазер. В результате компания была вынуждена переписать свое программное обеспечение, чтобы использовать преимущества трех телескопов на полезной нагрузке НАСА - навигационном доплеровском лидаре для точного определения скорости и дальности - для целей альтиметрии.
Хотя это исправление программного обеспечения в основном сработало, Алтемус заявил во вторник, что бортовой компьютер Odysseus не смог обрабатывать данные от полезной нагрузки НАСА в режиме реального времени. Поэтому последние точные данные о высоте были получены, когда посадочный аппарат находился в 15 километрах над лунной поверхностью, а до приземления оставалось еще более 12 минут.
Поэтому космическому аппарату, который летел автономно, оставалось полагаться на свои оптические навигационные камеры. Сравнивая данные снимков кадр за кадром, бортовой компьютер мог определить, насколько быстро он движется относительно лунной поверхности. Зная начальную скорость и высоту перед началом спуска на электроприводе и используя данные инерциального измерительного блока (IMU) на борту Odysseus, он мог получить приблизительное представление о высоте. Но этого было недостаточно.
"Так что мы спускаемся к месту посадки без альтиметра", - сказал Алтемус.
К сожалению, по мере приближения к лунной поверхности аппарат считал, что он находится примерно на 100 метров выше относительно Луны, чем на самом деле. Поэтому вместо того, чтобы приземлиться с вертикальной скоростью всего 1 метр в секунду и без бокового движения, "Одиссей" спускался в три раза быстрее и с боковой скоростью 2 метра в секунду.
"Эта небольшая геометрия заставила нас удариться немного сильнее, чем мы хотели", - говорит он.
Но не все было потеряно. На основе данных, загруженных с космического аппарата, и снимков с орбитального аппарата НАСА Lunar Reconnaissance Orbiter, который пролетал над местом посадки, компания Intuitive Machines определила, что посадочный аппарат опустился на поверхность и, скорее всего, сорвался в занос. Под действием этой силы одна из шести посадочных опор сломалась. Затем в течение нескольких секунд он стоял вертикально, а потом опрокинулся из-за отказавшей ноги.У компании есть невероятная фотография этого момента, на которой запечатлен вертикально стоящий аппарат со сломанной ногой и работающим двигателем. Алтемус  планирует обнародовать эту фотографию в среду.

Завершение миссии

В выходные ученые и инженеры компании наперегонки пытались понять, в каком состоянии находится посадочная платформа. Да, он лежал на боку. Но один конец, похоже, был приподнят. Они поняли, что это связано с 12-процентным уклоном местности на краю кратера.
С точки зрения электропитания команда инженеров получила удар: "верхняя" часть лендера теперь лежала на земле. Большая солнечная батарея на вершине аппарата должна была собирать энергию. Она могла бы помочь, если бы была направлена на ту часть горизонта, где находится Солнце. Однако из-за ориентации корабля этот конец был направлен в сторону от Солнца.
Это означало, что вся энергия поступала на "Одиссей" через единственную солнечную панель на его боку, которая теперь была направлена вверх. По словам Алтемуса, эта панель вырабатывает около 170 ватт энергии. Этого более чем достаточно, чтобы управлять кораблем, но не использовать одновременно мощный передатчик Quasonix, который отправляет широкополосные данные на спутниковые антенны на Земле. Для этого требуется 210 ватт мощности.
Перед Intuitive Machines встал выбор: продолжать эксплуатировать Odysseus еще несколько дней на пониженной мощности, пока Солнце опускается к горизонту, или использовать энергию, когда на Земле будет хорошая прямая связь с большими спутниковыми антеннами. Это означало бы потерю большинства функций уже в среду.
"Вопрос в том, хотите ли вы выкарабкаться и остаться в живых, когда все отключено?" сказал Алтемус. "Или вы хотите отправиться на "Квасоникс", когда у вас есть большое ухо, чтобы слушать, и получить все данные, какие только можно? И мы приняли именно такое решение - получить все данные. Дело не в том, как долго вы останетесь в живых. А в том, сколько информации вы получите от этой миссии".
Инженеры смогли ответить и на другую загадку. Они получали сообщения от всех четырех антенн на станции, но две из них передавали практически тарабарщину. Оказалось, что приглушенный сигнал, который они получали от этих двух антенн, отражался от поверхности Луны, поскольку антенны были направлены вниз. Операторы миссии смогли промодулировать сигнал, чтобы получить чистый поток данных.
В результате команда Intuitive Machines рассчитывает получить хорошие данные от пяти из шести полезных нагрузок НАСА на борту. Не отвечают только стереокамеры для эксперимента по изучению лунной поверхности, предназначенные для съемки воздействия факела двигателя посадочного аппарата при его взаимодействии с лунной поверхностью. Алтемус сказал, что, по его мнению, эта полезная нагрузка была повреждена в процессе посадки. Большинство коммерческих полезных нагрузок работают как положено.

Создание команды

Вспоминая 12 дней, прошедших с момента запуска посадочного модуля Intuitive Machines на ракете Falcon 9, Альтемус сказал, что миссия пережила 11 кризисов. Первое из них произошло вскоре после того, как верхняя ступень ракеты Falcon 9 запустила космический корабль в транслунный полет. Звездные трекеры на борту космического корабля вышли из строя.
"У нас не было возможности ориентироваться в космосе", - сказал Альтемус. "Поэтому мы мягко катились и кувыркались в космосе. Аккумулятор не заряжался. Мы не могли сориентировать космический корабль. Мы теряли связь. Через несколько часов после того, как мы покинули стартовую площадку, мы чуть не потеряли космический корабль. "
Операторы миссии в конечном итоге смогли восстановить связь с посадочным модулем и, после диагностики проблемы, сумели изменить параметр, который сбросил звездные трекеры. В то время у "Одиссея" время автономной работы составляло три часа. Альтемус сказал, что подобные кризисы и потеря дальномеров случались снова и снова. "Эта миссия продолжала подбрасывать нам аллигаторов, и мы бы превратили этих аллигаторов в кусачих черепах, потому что они не причиняют такой сильной боли", - сказал он.
Если предположить, что существует 70-процентная вероятность восстановления после любого из этих кризисов, но вам придется преодолеть 11 различных кризисов на пути к Луне, вероятность успеха миссии составляет менее 2 процентов.
"Причина, по которой мы это сделали, прямо здесь, в наших людях", - сказал он. "Команда, которая у нас была, то, что они сделали, о Боже. Они никогда не сдаются. Упорство, стойкость, просто сила людей, которые есть у нас в команде. Вот почему мы на Луне ".

Успешно?

Есть много способов судить об "Одиссее". Некоторые люди слышали, как посадочный модуль опрокинулся, и предположили, что это сбой. Другие смотрят на то, что Китай или Индия добились успеха с посадочными аппаратами аналогичного размера на Луне, и видят в этом провал американской изобретательности. Соединенные Штаты больше не могут даже посадить космический корабль на Луну?
Но это невежественное мнение. На самом деле NASA в восторге от работы Intuitive Machines. Аэрокосмическая отрасль в целом понимает, с чем столкнулась эта компания, и радуется ее успеху. Большинство клиентов, летающих на "Одиссее", получают данные, за которые они заплатили.
Реальность такова, что Intuitive Machines - частная компания, в которой около 250 человек работают над программой лунного спускаемого аппарата. Это лишь малая часть тех ресурсов, которые обычно выделяют национальные космические программы на подобные инициативы, и, учитывая все собранные данные, Intuitive Machines и ее клиенты могут быть уверены, что в следующий раз у компании получится приземлиться.
 
Спойлер
А следующий раз обязательно будет, поскольку коммерческие луноходы, построенные частными компаниями в США, стоят около 100 миллионов долларов, а не полмиллиарда долларов, которые правительство потратило бы на специализированную разовую миссию на Луну.
Вот почему я считаю это действительно заметным успехом. Вспомните, через какие испытания и потрясения прошла аналогичная по размеру компания SpaceX 18 лет назад, когда она работала над первым запуском своей первой ракеты Falcon 1. Ракеты трудны, но и космические аппараты, которые должны совершить мягкую посадку на Луну, тоже. Я бы утверждал, что лунный корабль типа Odysseus не менее, если не более сложен, чем относительно простая ракета-носитель Falcon 1.
Первый запуск Falcon 1 в 2006 году оказался неудачным. Его двигатель загорелся через 30 секунд после старта, и части ракеты-носителя упали в Тихий океан в районе атолла Кваджалейн. Через год второй запуск оказался неудачным из-за проблем с верхней ступенью ракеты-носителя. Еще через год третья попытка запуска закончилась неудачей. Прошло почти два десятилетия, и SpaceX стала самой успешной ракетной компанией в мире. Она построила шоссе на орбиту. Intuitive Machines пытается продлить скоростную трассу до Луны.
[свернуть]
В отличие от первоначального Falcon 1, Odysseus в первый же свой полет долетел до Луны и совершил мягкую посадку. С тех пор он постоянно звонит домой, отправляя богатый поток данных. Это довольно большая победа.