CST-100 Starliner (тестовый пилотируемый)(Boe-CFT) – Atlas V N22(AV-085) – CCLFC SLC-41 – 05.06.2024 14:52 UTC

Автор zandr, 25.08.2020 21:47:32

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Виктор Левашов

Немного офф-топ.
У нас в Ярославле -- 13 лет гибели хоккейной команды "Локомотив" при взлёте на Як-42 в Туношне.
7 сентября 2011 года.
Что-то вспомнилось...

cross-track

Цитата: Старый от 07.09.2024 08:06:18
Цитата: Виктор Левашов от 07.09.2024 07:49:31В этом деле лучше перестраховаться, чем недо.
Корабль приземлился.
Все живы, здоровы.
И замечательно.
Перестраховка изумительная - впервые в истории космонавтики экипаж остался на станции без спасательного корабля. Как эрзац-вариант предложено ни разу не проверенное спасение на чужом корабле в качестве багажа. Так что до прибытия Дракона с двумя космонавтами насчёт "все живы-здоровы" лучше не зарекаться дабы не накаркать.
В сложившейся ситуации куда ни кинь, всюду клин. В том числе клин экипаж на станции без спасательного корабля. Была проведена оптимизация по клиньям, и в результате был принят вариант меньшего из зол.
Live and learn

Patron

Из послеполетной БезБоинговской пресс-конференции: "из трёх комплектов аппаратуры SIGI, расположенной внутри модуля экипажа, SIGI#3 вне игры, плюс ещё один комплект SIGI (не уточняется, какой именно, #1, или #2) - с переменным успехом " (Стив Стич). Тут даже комментировать нечего: в состав каждого комплекта SIGI входят блок датчиков инерциальной навигации (акселерометры, гироскопы, датчики угловых скоростей), приемник GPS). Применена ли схема "голосования" 2 из 3 в контуре управления спуском на модуле экипажа? Если "Да", то "прошли на тоненького". Режим БС в принципе невозможен, режим РУС?!! (экипаж остался на станции). "Нормально Константин? - Отлично, Григорий!"

Дем

Цитата: Patron от 07.09.2024 10:11:24Применена ли схема "голосования" 2 из 3 в контуре управления спуском на модуле экипажа? Если "Да", то "прошли на тоненького".
Как понимаю если самодиагностика выдаёт отказ блока, то он дальше в голосовании не участвует.
Летать в космос необходимо. Жить - не необходимо.

спец

Схеме мажоритарного резервирования (2 из 3х) - сто лет в обед. ;)

спец

Еще на приснопамятном Аргон-16 применялась эта схема. Имелось три независимых канала - А, Б и В. Вот там и было применена схема мажоритарного резервирования 2 из 3х. При этом с КСП-Л (еще старого Нептуна) экипаж мог принудительно выбрать работу на одном канале, в случае отказа 2х.

спец

Вместо Аргона поставили ЦВМ-101 еще на серии Союз-ТМА, если не ошибаюсь, тогда еще ИНПУ вместо КСП ввели в СА.

triage

Цитироватьhttps://spacenews.com/starliner-returns-to-earth-uncrewed/
...
NASA reported no issues with the maneuvers, stating that the spacecraft was on a "perfect trajectory" and that all 27 operational reaction control system (RCS) thrusters were working as expected. That excludes one thruster that malfunctioned during the spacecraft's approach to the station in June and never recovered.
...
The return to Earth was not without issues. Steve Stich, NASA commercial crew program manager, said at the post-landing briefing that during the 58-second deorbit burn, two RCS thrusters got hotter than expected but did not fail. He said that controllers had changed software to keep it from turning off thrusters that got too hot during that burn, but didn't know if the thrusters reached temperatures that would have triggered a shutdown without the software change.

One of 12 separate thrusters on the crew module also did not work in tests before reentry. Stich said those thrusters are a different design from those on the service module and it wasn't clear why it failed. A redundant thruster, though, did operate normally and did not pose a problem during reentry.

"It was a bullseye landing," he said, despite a glitch with a navigation computer system that had problem acquiring GPS signals after emerging from the reentry communications blackout.
...

Patron

Цитата: спец от 07.09.2024 11:23:43Вместо Аргона поставили ЦВМ-101 еще на серии Союз-ТМА, если не ошибаюсь, тогда еще ИНПУ вместо КСП ввели в СА.
Нюанс: БЦВМ Аргон-16 работал при подготовке к проведению динамических операций и при выдачи импульсов, кратковременно. ЦВМ-101 - постоянно (начиная с подготовки к старту и до консервации корабля (после стыковки), перед расстыковкой и до разделения отсеков. По массе не сравнить конечно. Да и энергопотребление сильно отличается, но за постоянный режим работы ЦВМ-101 пришлось "заплатить термостатами" и увеличением мощности и, соответственно, энергопотребления постоянно работающего ЭНА.

Patron

На SIGI (в части приемника GPS сигнала) "лежит ответственность", в том числе, и по выдаче данных по текущему значению высоты, которые используются для начала работы парашютной системы. Используются и альтиметры конечно, но "потеря" данных от приемника GPS критична. SIGI установлены и на кораблях серии Cargo/Crew Dragon. Отрабатывать данную аппаратуру начали ещё на МТКС Space Shuttle's.

Дем

Цитата: спец от 07.09.2024 11:16:23Схеме мажоритарного резервирования (2 из 3х) - сто лет в обед. ;)
Дак именно что - времён аналоговых систем.
Современное же вполне может определить, что датчик начал выдавать константу или ещё какой бред и отключить его не глядя на показания других.
Летать в космос необходимо. Жить - не необходимо.

pkl

Что тут сказать. Первая мысль была: и вот эти люди собираются лететь на Луну и на Марс! Какая Луна, какой Марс???  Потом задумался: на этот раз всё обошлось. А не получится ли так, что теперь будут рисковать, как игроки в казино, сорвавшие большой куш, т.е. по крупному. А на все возражения в качестве контраргумента приводить вот этот цирк. Ну и доиграются по итогу. :-X
Вообще, исследовать солнечную систему автоматами - это примерно то же самое, что посылать робота вместо себя в фитнес, качаться.Зомби. Просто Зомби (с)
Многоразовость - это бяка (с) Дмитрий Инфан

sychbird

Цитата: Дем от 07.09.2024 13:01:32
Цитата: спец от 07.09.2024 11:16:23Схеме мажоритарного резервирования (2 из 3х) - сто лет в обед. ;)
Дак именно что - времён аналоговых систем.
Современное же вполне может определить, что датчик начал выдавать константу или ещё какой бред и отключить его не глядя на показания других.
В системах реального времени, когда временное окно принятия решений крайне мало, не все так просто.
Ответил со свойственной ему свирепостью (хотя и не преступая ни на дюйм границ учтивости). (C)  :)

Rudel2

Цитата: pkl от 07.09.2024 13:33:08Что тут сказать. Первая мысль была: и вот эти люди собираются лететь на Луну и на Марс! Какая Луна, какой Марс???  Потом задумался: на этот раз всё обошлось. А не получится ли так, что теперь будут рисковать, как игроки в казино, сорвавшие большой куш, т.е. по крупному. А на все возражения в качестве контраргумента приводить вот этот цирк. Ну и доиграются по итогу. :-X
Если планировать полететь на Луну/Марс без жертв, то лучше сразу отказаться от железа и лететь чисто на бумаге.

OlegN

Цитата: Дем от 07.09.2024 13:01:32
Цитата: спец от 07.09.2024 11:16:23Схеме мажоритарного резервирования (2 из 3х) - сто лет в обед. ;)
Дак именно что - времён аналоговых систем.
Современное же вполне может определить, что датчик начал выдавать константу или ещё какой бред и отключить его не глядя на показания других.

Вы не совсем поняли . В мажоритарной системе (любой , хоть аналоговой , хоть цифровой ) и так определяется , что если показаниям датчиков нельзя верить (один канал показывает не то , что два других) , то и канал исключается из "голосования" . Остаются 2 из трёх . По ним и происходит работа .А если в двух оставшихся  опять возникают "разногласия" - тут уже не понять, какой из них ошибочен  . Это в случаях разногласия . А абсурдность данных - это отказ,крайний случай . Есть ещё вариант   (если есть такая возможность!, что Очень редко) - в мажоритарность может подключиться и человек , как арбитр . И принудительно выбрать тот канал , который ему кажется наиболее достоверным .  

hlynin

Лия Крейн. Застрявший астронавт рассказывает о здоровье космической программы США (Leah Crane, Astronaut stranding reveals health of US space programme) (на англ.)«New Scientist», том 263, №3507 (7 сентября), 2024 г., стр. 18в pdf - 2,00 Мб
"Официально заявляю: Бутч Уилмор и Сунита Уильямс пробудут на Международной космической станции (МКС) как минимум до февраля 2025 года. Это серьезная неудача для Boeing Starliner, капсулы, которая доставила их туда, но это не означает краха космической программы США. Напротив, это подчеркивает успех перехода от правительств, предоставляющих единственные ракеты для полетов в космос, к широкому распространению коммерческих космических полетов.
Спойлер
Именно на такой случай планировалась программа коммерческих экипажей НАСА, которая использует космические корабли, построенные частными фирмами, для доставки астронавтов на МКС и обратно. "Коммерческий экипаж намеренно выбрал двух поставщиков услуг для резервирования именно в такой ситуации", - говорит Лаура Форчик, независимый консультант в космической отрасли. Предполагалось, что два астронавта НАСА вернутся на Землю примерно через неделю после того, как они прибудут на МКС на борту капсулы Boeing Starliner 5 июня [2024 года]. Но из-за проблем с космическим кораблем они теперь пробудут в космосе дольше, прежде чем вернуться домой на корабле SpaceX Crew Dragon, а не на Starliner. (...) Эта миссия была первым испытательным полетом Starliner с экипажем, и с самого начала она была сложной. (...) Они [НАСА и Boeing] провели испытания таких двигателей на Земле и их результаты оказались неубедительными - все еще существовал некоторый риск отказа двигателей по пути домой. Самый безопасный запасной план заключается в том, чтобы астронавты оставались на МКС до тех пор, пока испытанная капсула Crew Dragon от SpaceX не сможет доставить их домой в начале 2025 года. Тем временем Starliner автономно отстыковается от МКС в сентябре [2024 года] и вернется на Землю без экипажа, а инженеры Boeing продолжат устранение неполадок. (...) На пресс-конференции 24 августа [2024 года] администратор НАСА Билл Нельсон заявил, что Starliner получит еще один шанс доставить экипаж на МКС, но другие в этом не так уверены. В контракте Boeing говорится, что аппарат не может быть сертифицирован для выполнения реальных задач до тех пор, пока он не проведет успешный испытательный полет, чего не было. По словам Форчика, если НАСА потребует от Starliner еще одного испытательного полета, он может перенести первый эксплуатационный полет самое раннее на 2026 год. С учетом того, что МКС планируется закрыть примерно в 2030 году, подготовка Starliner к активной эксплуатации может просто не стоить того. (...) Как бы то ни было, SpaceX продолжит доставлять астронавтов на МКС и обратно. (...) Возможно, даже тяжелая работа и неудобства, связанные с длительным пребыванием на борту, не помешают, а перевешивают волнения от жизни на орбите для Уилмора и Уильямса. "Я знаю их очень хорошо, и, в некотором смысле, я думаю, они были немного разочарованы тем, что полетели в космос на такой короткий промежуток времени", - сказал [Майкл] Фоссум [астронавт НАСА в отставке]. "Они оба ранее также выполняли длительные полеты на космической станции... и им обоим это понравилось".
[свернуть]

opinion

Цитата: nonconvex от 07.09.2024 07:17:35Старлайнер продемонстрировал отличную живучесть. Хороший опыт.
Инженеры НАСА Боинга старались изо всех сил, но Старлайнер выжил.
There are four lights

triage

а занятно как Боинг, Боинг, а вот кто движки делал упоминается редко

heingeiv

Цитата: triage от 07.09.2024 16:53:16а занятно как Боинг, Боинг, а вот кто движки делал упоминается редко

Аэроджет неуиноватый, у них все работает согласно спеке. Рафик Боинг неуиноватый тоже, движки делал не он. Удобно.

11 лет назад:
https://www.nasa.gov/news-release/nasa-commercial-partner-boeing-tests-cst-100-spacecraft-thrusters-2/

simple

Цитата: heingeiv от 07.09.2024 18:34:32
Цитата: triage от 07.09.2024 16:53:16а занятно как Боинг, Боинг, а вот кто движки делал упоминается редко

Аэроджет неуиноватый, у них все работает согласно спеке. Рафик Боинг неуиноватый тоже, движки делал не он. Удобно.

издержки cots