Космический календарь и фото со спутников

Автор АниКей, 02.07.2020 14:59:43

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

АниКей

9 октября 1941
Родился Кудрявцев Геннадий Георгиевич. Министр связи СССР (1991). Ген.директор Международной организации космической связи «Интерспутник» (с 1992). Засл.работник связи РФ. Действ.член Международной академии связи.
9 октября 1957
Родился Усачев Юрий Владимирович. Летчик-космонавт РФ. Герой России. Выполнил четыре полета на КК «Союз ТМ-18»-«Мир» (1994), «Союз ТМ-23»-«Мир» (1996), «Атлантис»-МКС (2000), «Дискавери»-МКС (2001).
9 октября 1977
Запущен КК «Союз-25» с экипажем в составе В.В.Коваленка и В.В.Рюмина. Из-за отклонений в режиме причаливания стыковка с ОС «Салют-6» отменена.
10 октября 1948
С полигона Капустин Яр произведен первый успешный пуск управляемой баллистической ракеты Р-1 дальнего действия конструкции С.П.Королева. Масса ракеты 13,4 т. Дальность полета 270 км. Масса неотделяемой ГЧ 1,1 т.
10 октября 1999
С морской стартовой платформы «Одиссей» ракетой-носителем «Зенит-3SL» произведен запуск КА непосредственного телевещания «Директ ТВ-1Р». Это первый запуск КА на коммерческой основе в рамках проекта «Морской старт» с участием России, Украины, США и Норвегии.
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

SOLDIER

Цитата: АниКей от 09.10.2023 14:37:45

ЦитироватьЮрий Владимирович родился в Донецке, там же окончил среднюю школу
В Донецке, совершенно верно, но в Донецке Ростовской области.
Я готов слушать вас всю свою биографию.

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

#2947

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

#2948
Prokosmos logo
ЗапускиНа орбитеПроектыНаукаТехнологии
Publication cover

Космический архив
Провожал Хрущев, встречал Брежнев: полет первого многоместного корабля «Восход»
12 октября 2023 года, 13:44
Author avatarЕвгений Статецкий
Почти 60 лет назад состоялся очередной прорыв в освоении космоса, за которым, как и за многими другими достижениями, стоят советские ученые, космонавты и инженеры. 12 октября 1964 года свой дебютный полет совершил первый в мире трехместный космический корабль — «Восход».
Технически «Восход» представлял собой переделанный и доработанный «Восток», но доработки оказались настолько значительны (в том числе и по весу — аппарат набрал «лишнюю» тонну), что для него потребовалась новая ракета-носитель 11А57, получившая то же название «Восход».
В экипаж корабля с позывным «Рубины» вошли космонавты из трех организаций: от Центра подготовки космонавтов — Владимир Комаров, от ОКБ-1 (которое позже стало ракетно-космической корпорацией «Энергия») — инженер-проектант Константин Феоктистов, и от Института авиационной и космической медицины ВВС — военврач Борис Егоров. Причем окончательный состав экипажа был объявлен всего за три дня до запуска, а утвержден еще 21 сентября.
Всеобъемлющую многолетнюю подготовку к космическим полетам во всей команде имел только военный летчик подполковник Владимир Комаров. Константин Феоктистов и Борис Егоров готовились к полету всего около четырех месяцев, но никто кроме проектанта Феоктистова не знал лучше конструкцию нового корабля, а Егоров, несмотря на молодость, имел опыт медицинского обеспечения эвакуации космонавтов на месте посадки.


Риск полета для космонавтов «Восхода» был больше, чем у пилотов «Востоков». Из-за ограничений по объему у космонавтов «Востока» не было катапультируемых кресел, которые могли бы их спасти на начальном этапе полета. У них не было и скафандров для спасения в случае внезапной разгерметизации корабля. Запасы кислорода и система удаления углекислого газа из кабины были рассчитаны максимум на двое суток, в отличие от аналогичных систем на «Востоке», рассчитанных на срок до 10 суток. Правда, на случай отказа тормозного двигателя для сведения корабля с орбиты имелась резервная твердотопливная двигательная установка.
Тем не менее запуск с площадки №1 космодрома Байконур и весь последующий полет длительностью 24 часа и 17 минут прошли удачно. На первом витке Егоров провел медицинский контроль состояния коллег, затем все позавтракали. На втором витке космонавты передали приветствие участникам Олимпиады в Токио. На третьем и четвертом витках проводили физиологические исследования: измеряли кровяное давление, вентиляцию легких, взяты пробы крови. С помощью специальных таблиц исследовалась работоспособность космонавтов в начале полета.
На пятом витке они пообедали, затем Комаров, согласно плану полета, попытался уснуть, в это время Феоктистов и Егоров вели переговоры с Землей, выполняли эксперименты. На шестом витке Комаров проверил ручное управление ориентацией корабля. На седьмом и восьмом витках космонавты провели телевизионные сеансы связи и на Земле впервые увидели лица космонавтов, а члены Госкомиссии даже смогли с ними пообщаться.


С девятого по 13 витки корабль был вне зоны связи, но космонавты работали по программе, отдыхая по очереди. Все шло хорошо. Космонавты даже просили оставить их на орбите еще на сутки. Впрочем, к тому моменту вся запланированная программа экспериментов была уже выполнена, поэтому на Земле продление миссии сочли нецелесообразным. Утром 13 октября Комаров доложил Хрущеву, отдыхавшему в Пицунде, о выполнении программы полета и готовящейся посадке. Вскоре самый рискованный советский космический полет завершился успешной посадкой в заданном районе Казахстана. Космонавтов на вертолетах доставили в Кустанай, а оттуда на самолете Ил-18 на Байконур.
На следующий день стало известно, что как раз в день их возвращения на Землю эпоха лидерства Никиты Сергеевича закончилась. Он был смещен со всех государственных постов и новым руководителям партии и правительства было не до чествования космонавтов. Только на пятый день после посадки была организована официальная встреча героев космоса на подмосковном Внуковском аэродроме.


Все члены экипажа стали Героями Советского Союза, причем условия полета делали эти звания особенно заслуженными, даже на фоне их не менее героических коллег. Комаров через два года станет Дважды Героем Советского Союза, но, к сожалению, посмертно — после катастрофы «Союза-1».
Первый полет трехместного американского корабля — Apollo-7 — состоялся ровно через четыре года — 11 октября 1968 года. Поэтому полет советского корабля «Восход» в очередной раз подтвердил лидерство Советского Союза в освоении космического пространства.

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей


pnp.ru

Антон Шалаев: Стандарты окружают нас повсюду


Когда мы садимся в самолет или такси, выходим в интернет, покупаем продукты и пользуемся бытовой техникой, нашу безопасность и качество товаров обеспечивают тысячи ГОСТов. Всемирный день стандартов отмечают 14 октября. Россия, как полноправный член Международной организации по стандартизации (ИСО), участвует в разработке сотен международных стандартов. Как создают ГОСТы на бриллианты и шоколад, почему не удалось унифицировать розетки в разных странах и какие стандарты появятся в ближайший год, выясняло наше издание. 
Спойлер
- Антон Павлович, как международные стандарты влияют на жизнь россиян и какие используются в нашей стране?
- Стандарты окружают нас повсюду. И эффективность их во многом зависит от того, что мы их не замечаем, мы к ним привыкли — значит, стандарты работают. А вот отсутствие их было бы обнаружено очень быстро. Несовместимые между собой изделия, низкое качество, ненадежность, опасность — такие или подобные моменты обнаруживаются покупателями, пользователями в кратчайшие сроки.
Кроме того, стандарты обеспечивают однозначность и сокращают количество возможных ошибок. Простой пример: форматы листов бумаги, А4 или А3 — это международный стандарт, принятый более 70 лет назад. Или стандарты Wi-Fi и Bluetooth, а также те, которые определяют названия стран, языков и языковых групп, кодов валют — это трехбуквенные обозначения, которые используют во всем мире для классификации и обозначения той или иной страны или валюты. Каждому индивидуальному коду страны соответствует определенный трехзначный цифровой код, который определяется Международной организацией по стандартизации (ISO). Потребитель может и не знать всего механизма, тем не менее наверняка знаком с некоторыми из них.
Наша страна являлась одним из инициаторов создания в 1947 году Международной организации по стандартизации (ИСО) именно для того, чтобы способствовать появлению единых и общих решений. С тех пор и вплоть до сегодняшнего дня мы являемся активными членами данной организации — как, впрочем, и других организаций, разрабатывающих международные стандарты, — это и Международная электротехническая комиссия (МЭК), и Международный союз электросвязи, отраслевые организации, например Международная комиссия по освещению, где представитель нашей страны занимает один из руководящих постов.
Российское законодательство позволяет использовать международные стандарты как напрямую, так и при разработке наших национальных ГОСТов. При этом национальный стандарт может быть полностью идентичным международному, модифицированным или неэквивалентным — в этом случае мы берем только те положения, которые считаем важными. И в этом современная ситуация кардинально отличается от 90-х годов, когда разработка ГОСТов сводилась лишь к переводу международных стандартов на русский язык.

- В разработке каких стандартов принимал участие Росстандарт?
-У наших экспертов есть возможность участвовать в разработке любых международных стандартов, которые представляют для нас интерес. В международных организациях ИСО и МЭК зарегистрированы более тысячи российских специалистов, ежедневно участвующих в международной стандартизации. Например, сейчас наши эксперты участвуют в работе над стандартами по методам контроля исследований мясной продукции.
Но гораздо более значимо, когда международные стандарты разрабатывают по российской инициативе, то есть именно российский стандарт становится международным, а не наоборот. За 2022 год на международном уровне приняты пять таких стандартов, впервые в постсоветской истории страны, и все они относятся к высокотехнологичным сферам. Самый интересный стандарт устанавливает требования к совместимости для устройств, работающих в промышленных системах Интернета вещей. Эту российскую разработку будут использовать для умного производства. Второй стандарт устанавливает требования к эксплуатационным документам космических систем — стартовой площадки и метаинтеграции. Разработаны стандарты по требованиям к испытаниям на экологичность виброгенерирующих станков, по терминологии в области судов и по динамическим характеристикам летательных аппаратов.
- В ИСО разработали более 24 921 международного стандарта — от продуктов питания до стиральных машин, детских кресел и бриллиантов. А как эксперты оценивают, каким должен быть идеальный шоколад или драгоценный камень?
- Страна в рамках членства в ИСО выдвигает инициативу по разработке стандарта на определенный объект. Чтобы разработку нового стандарта, например на шоколад, поддержали, нужен консенсус внутри технического комитета, в котором собрались эксперты разных стран. В основу стандарта может лечь опыт какой-то страны, либо эксперты начнут разрабатывать требования с нуля. Как только проект разработан, он направляется членам ИСО на голосование, где есть возможность прокомментировать проект. Процесс голосования является ключевым при разработке стандартов. Если консенсус достигнут, проект становится стандартом ИСО, если нет, то возвращается техническому комитету для дальнейшего редактирования с последующим голосованием. Так появляется международный стандарт, например, на требования к шоколаду или драгоценным камням.
При этом нужно отметить, что основная часть международных стандартов — это не требования к объекту, например, продолжая пример с шоколадом, к содержанию какао, это требования к методам испытания и методикам исследования. Это уже основа для процедур подтверждения соответствия. С появлением подобного стандарта оценка шоколада и в Южной Америке, и в Африке, и в России будет проходить по одним и тем же требованиям.
[свернуть]

- А в космосе нужны международные ГОСТы, для чего их используют и принимала ли участие Россия в разработке?
- Конечно, в космосе стандарты нужны. Давайте рассмотрим такой пример. Спутники, завершившие свой срок эксплуатации, неиспользуемые ракетные ступени, гайки и болты — космический мусор вращается вокруг Земли и засоряет космическое пространство. Суммарно более 34 000 объектов размером более 10 см как минимум однажды регистрировались радарами и телескопами. Объекты на орбите могут представлять опасность как в космосе, так и на земле, поэтому эксперты все активнее призывают к мерам по сокращению космического мусора с тем, чтобы гарантировать будущее космической деятельности. В итоге у нас появился международный стандарт по требованиям по снижению космического мусора, и активное участие в разработке принимали российские специалисты. Стандарт гарантирует, что орбитальные ступени космических кораблей и ракет-носителей проектируются, эксплуатируются и утилизируются таким образом, чтобы предупредить образование космического мусора в течение всего срока жизни на орбите.
Вообще, работы по международной стандартизации космической техники проводятся с давних времен, и СССР, а затем и Российская Федерация принимает в этих работах самое активное участие. Всего около 140-150 международных стандартов в области космических систем разработано с участием наших экспертов. У нас есть опыт, которым можно делиться с партнерами, например, именно в России впервые появилась серия стандартов по дистанционному зондированию Земли. Космические услуги и продукты становятся рынком, а значит, здесь должны быть единые унифицированные требования к безопасности и оказанию услуг.
Спойлер
- Стандарты в ИСО разрабатывают не только для продуктов или вещей. Можно ли по стандартам сделать безопаснее работу, эффективнее защиту окружающей среды?
- На ежегодной Генеральной ассамблее ИСО, прошедшей в середине сентября, еще раз было подтверждено, что важнейшая роль международных стандартов — это вклад в устойчивое развитие. Стандартизация давно вышла за пределы требований к конкретному продукту, стандартизируют технологии, методы и системы. В 80-х годах появилась самая известная группа таких стандартов — по системе менеджмента качества. Это требования к системе управления организацией, которая в итоге будет создавать качественные продукты и услуги. Следует отметить, что в первоначальной редакции этих стандартов во многом был использован советский опыт комплексных систем управления качеством продукции.
Существуют стандарты на системы управления охраной труда на предприятии, промышленной безопасности. Очень важный блок — экологические стандарты, например, направленные на снижение парниковых газов. Есть стандарты ИСО и по социальной ответственности бизнеса.
- Эксперты ИСО говорят о необходимости единых стандартов для метавселенной. Можно ли вообще виртуальную реальность подвести под стандарт и для чего это нужно?
- Виртуальная реальность становится все больше, и мы должны думать, каким образом обеспечить и безопасность человека в ней, и совместимость устройств, которые ее создают. Пока решений нет, но выделено несколько ключевых направлений для работы. В первую очередь это понятийный аппарат, термины и определения. Вторая задача — технология, архитектура и риски. Например, качество звука, изображения или программного обеспечения. Мы понимаем под метавселенной нечто виртуальное, а на самом деле она строится из вполне физических вещей, и обеспечивать безопасность необходимо именно в отношении них.
- Какие международные стандарты, на ваш взгляд, сейчас самые перспективные и востребованные?
- Глобальный мировой тренд — цифровизация общества. Но развитие цифровых технологий привело к появлению большого количества цифровых угроз. Например, кража персональных данных пользователей или атаки хакеров на информационные системы компании с целью вывести их из строя. В ответ на угрозы появилась область знаний, которая занимается разработкой и внедрением технологий защиты информационных систем от них, — кибербезопасность, управление информационной безопасностью, криптография. На текущий момент именно эти области являются одними из самых востребованных и перспективных. Здесь Россия активно работает, у нас огромный пул экспертов и много уже принятых национальных стандартов. В России действует наибольшее количество стандартов в области биометрии и защиты данных среди всех государств.

- Что в ближайшее время в ИСО планируют стандартизировать?
- Ключевой большой блок — квантовые технологии. Это революционные достижения для некоторых секторов промышленности и общества. Квантовые технологии начали применять в таких сферах, как авиация и космос, энергетика, а стандартов на них практически нет. Существует необходимость начать стандартизацию на глобальном уровне, например, в области квантовых вычислений, квантового моделирования, эталонов, источников, детекторов, квантовых коммуникаций и так далее. Две основные организации по стандартизации, ИСО и МЭК, договорились о совместной работе в этой сфере. Россия заявила об участии своих экспертов, и в ближайший год появятся первые международные стандарты, связанные с практическим применением квантовых технологий.
- А есть ли такой продукт или вещь, на которую единый стандарт разработать невозможно?
- Потенциально стандарт можно разработать абсолютно на все. Вопрос в том, будет ли он нужен. Нужно ли, например, стандартизировать объекты искусства? Сделать это можно, и в истории есть тому пример из времен эпохи Возрождения, когда католическая церковь четко устанавливала каноны того, что и каким образом должно быть изображено. Великие художники, выходящие за пределы канонов, такие как Караваджо, считались чуть ли не еретиками. Можно также разработать стандарты для социальных явлений или для объектов биологического разнообразия, но насколько они нужны? Стандарт необходим лишь тогда, когда он помогает человеку в его деятельности или обеспечивает безопасность человека и окружающей среды, в противном случае он бесполезен.
- В странах мира розетки разного формата, и туристы часто отмечают, что это неудобно.  Как вы думаете, почему нет единого стандарта?
- На самом деле, единый стандарт существует, но он включает в себя множество модификаций, и разработан он Международной электротехнической комиссией (МЭК) МЭК 60309. Кроме того, для помощи путешественникам МЭК создан специальный портал, на котором можно проверить, какие именно вилки, розетки применяются в том или ином случае. А вот единая стандартизация напряжения и частоты упирается в огромные финансово-экономические затраты на переоборудование и переоснащение электростанций. Дело в том, что исторически сложилось, что в эпоху электрификации разные страны использовали, на их взгляд, наиболее оптимальные варианты вилок и розеток. Национальные компании подстраивались под эти вариации, а разработки других стран попросту игнорировались. Помимо такого халатного отношения к стандартизации процесса электрификации на разработку розеток влияла и доступность материалов. Уже в середине XX века стало понятно, что огромное разнообразие стандартов вредит глобализации и развитию электроники. После большого количества встреч, конференций и переговоров удалось привести к общему виду основные параметры используемых электросетей. Во всем мире были приняты два основных стандарта: американский 100-127 вольт 60 герц и европейский 220-240 вольт 50 герц. В мировой классификации появилось 12 основных типов розеток и вилок, которые можно условно разделить  на двух- и трехконтактные. Первые просто подводят фазный и нейтральный контакты, а второй дополняется контактом для заземления.

Но главное, несмотря на разнообразие вилок и розеток, международными стандартами обеспечена безопасность всех бытовых электрических устройств и электроустановок зданий. То есть даже если задача унификации не решается в полном объеме, то обеспечивается решение задач безопасности.
Вообще это яркий пример того, как унификация опоздала. Именно поэтому о стандартизации, например, в сфере квантовых технологий нужно думать сейчас, чтобы не попасть в такую же ситуацию через пятьдесят лет.
- Нужно ли вообще стандартизировать на международном уровне каждую вещь? Например, у российской столовой ложки характерный изгиб, такой же он в других странах мира или нет?
- Конечно, не нужно. Никакого международного стандарта на изгиб ложки не существует, и национального тоже нет. У нас есть, например, стандарт, устанавливающий требования к приборам столовым из коррозионностойкой стали. В этом стандарте есть требования к вместимости. Для того чтобы ложки назывались столовыми, у них должна быть одинаковая вместимость, в стандарте она составляет 15 кубических сантиметров плюс-минус два кубических сантиметра. Для хозяек это очень важно при готовке, иначе грош цена будет всем рецептам. Однако форму столовых приборов ГОСТ не регламентирует.
- Отдельное направление работы Росстандарта — искусственный интеллект. Как ГОСТы помогут его использовать и сделать безопаснее?
- Технологии искусственного интеллекта колоссальными темпами применяют в различных отраслях, поэтому необходимо устанавливать единые правила — с помощью стандартизации можно установить требования к определенной «идеальной» модели ИИ с верифицированными процедурами и понимать, какие действия необходимо предпринять для ее реализации. Здесь мы «передовики» — в России действует более 60 стандартов в сфере искусственного интеллекта. ГОСТы условно можно разделить на две группы — межотраслевые и отраслевые. Первые обеспечивают терминологическое единство, унификацию форматов представления данных, используемых при создании и применении систем ИИ, выработку единых, наиболее рациональных подходов к управлению процессами жизненного цикла систем ИИ. А отраслевые стандарты ориентированы на преодоление барьеров, препятствующих внедрению интеллектуальных систем во многих отраслях экономики и социальной сферы и направлены на применение ИИ в конкретных направлениях. Когда мы сядем в беспилотный транспорт, железнодорожный или автомобильный, мы захотим быть уверенными в своей безопасности. Если мы доверяем искусственному интеллекту диагностировать состояние пациента, это тоже должно быть безопасно. Уже создана целая линейка стандартов применения технологий ИИ в здравоохранении, идет работа по применению технологий в транспорте и энергетике.
- Сколько сейчас в стране российских действующих ГОСТов?
- На первый взгляд страшная цифра! Если говорить о сегодняшнем дне, когда мы беседуем, то сейчас в стране действуют 38 475 стандартов, но это число постоянно меняется. Ежедневно появляются новые стандарты и отменяются старые. В целом по состоянию на 2023 год в стране действует чуть больше 38 тысяч национальных стандартов. Это как непосредственные разработки нашей страны, например стандарты на цифровых двойников изделий, так и межгосударственные и международные стандарты. Ежегодно у нас появляется порядка 1600-1700 новых ГОСТов.
- Какие самые важные из последних разработанных и каких еще ждем?
- Палитра национальной стандартизации чрезвычайно разнообразна. Так, например, важнейшее направление сейчас — развитие беспилотных авиационных систем. Два месяца назад появился стандарт, направленный на применение беспилотных авиационных систем для целей пожаротушения, аварийно-спасательных и других работ по предупреждению чрезвычайных ситуаций. Также в этом году появилась целая серия стандартов, направленных на обращение с отходами. Они нужны для того, чтобы все больше отходов разных типов вовлекались в хозяйственный оборот. Пищевые отходы, например, можно использовать для производства питательных грунтов или органических удобрений. С другой стороны, все чаще стандарты относятся к сфере услуг. Один из новых стандартов, которым мы гордимся, связан с иппотерапией, а точнее, с услугами по адаптивной верховой езде. Исследования говорят о том, что для людей с ДЦП, аутизмом и иными особенностями развития адаптивная верховая езда имеет реабилитационный эффект. Лучший российский и зарубежный опыт профессиональной иппотерапии отражен в национальном стандарте.
До конца этого года мы панируем принять большое количество интересных ГОСТов. Сейчас идет возрождение отрасли отечественного станкостроения, и есть задача поддержать ее новыми стандартами. Разрабатываем стандарты по технологиям в области сжиженного природного газа.
- А в сфере услуг какие стандарты появятся?
- Продолжается работа над стандартами по дистанционной торговле, то есть услугам маркетплейсов. Запланирована разработка национального стандарта ГОСТ Р «Услуги торговли. Агрегаторы информации о товарах. Общие требования по взаимодействию с продавцами». Сейчас идет подготовка первой редакции для размещения на публичное обсуждение. Мы планируем, что эти стандарты появятся в начале 2024 года. На электронных торговых площадках аккумулируются предложения различных продавцов, важно, чтобы эту деятельность вели по единым требованиям.

За последние годы мы сумели сократить средний срок разработки стандарта. Сейчас мы разрабатываем их меньше чем за восемь месяцев, а у большинства зарубежных коллег этот срок превышает один год. Стандарты должны отвечать запросам промышленности и общества, идти в ногу с новыми технологиями, поэтому важно, чтобы они появлялись вовремя.
 


[свернуть]
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

#2953

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

Цитировать

15 октября 1997 года с космодрома имени Кеннеди на мысе Канаверал успешно запустили двойной космический аппарат, получивший название «Кассини-Гюйгенс». Американский межпланетный зонд «Кассини» весом около 5,5 тонны должен исследовать Сатурн. А европейский зонд «Гюйгенс», вес которого был всего 330 кг, направлялся к спутнику Сатурна Титану. Зонды были названы в честь двух ученых XVII века – Кассини, который открыл темный промежуток между кольцами Сатурна и четыре из его спутников, и Гюйгенса, открывшего Титан.
https://www.sb.by/articles/fotokalendar-etot-den-v-istorii-15-oktyabrya.html?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch%3Ftext%3D
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей


Цитироватьrgantd.ru

К 120-летию С.А. Косберга


С.А. Косберг родился в городе Слуцк Минской губернии Российской империи в многодетной семье. Его отец был кузнецом, и Семён некоторое время помогал ему в кузнице. После службы в Красной Армии работал слесарем на фабрике в Ленинграде.
В 1927 г. С.А. Косберг поступил в Ленинградский политехнический институт, который в 1930 г. был реорганизован, и Семён Ариевич был переведен в Московский авиационный институт (МАИ) имени С. Орджоникидзе. В том же году он защитил диплом и поступил на работу в Центральный институт авиационного моторостроения (ЦИАМ), где прошел путь от инженера до начальника научно-исследовательского отдела.
В 1940 г. С.А. Косберг стал начальником московского КБ-2 и заместителем главного конструктора завода № 33 по созданию агрегатов для авиамоторов. Осенью 1941 г. КБ-2 было эвакуировано в г. Бердск Новосибирской области, и С.А. Косберг был назначен там главным конструктором ОКБ и завода № 296. В период Великой Отечественной войны предприятие выпускало топливные агрегаты авиационных моторов для боевых самолетов.
После окончания войны, в 1946 г. ОКБ перебазировалось в г. Воронеж и получило новое название – ОКБ завода № 154 (с 1966 г. – Конструкторское бюро химической автоматики – КБХА). В ОКБ создавались опытные реактивные двигатели для самолетов авиаконструкторов А.И. Микояна и А.С. Яковлева. В 1956 г. под руководством Косберга были разработаны два авиационных жидкостных ракетных двигателя (ЖРД), которые могли включаться и выключаться в полете по несколько раз.
В начале 1958 г. в ОКБ-1 главного конструктора С.П. Королева развернулись работы по созданию третьей ступени для ракеты Р-7 с целью увеличения ее грузоподъемности. Ознакомившись с отчетами по испытаниям авиационных ЖРД, созданных в ОКБ-154, С.П. Королев предложил Семёну Ариевичу взяться за новую и перспективную работу – создать высотный ЖРД для ракеты-носителя на базе Р-7.
С.А. Косберг «с головой окунулся» в новую для себя тематику по разработке ракетных двигателей, включающихся в вакууме. В ОКБ-154 в рекордные сроки, всего за девять месяцев, был создан ЖРД РД-0105. В 1959 г. с помощью ракеты-носителя 8К72 с третьей ступенью (блок «Е»), оснащенной двигателем РД-0105, на траекторию полета к Луне выводились первые советские межпланетные станции.
В 1959–1960 гг. двигатель РД-0105 был доработан с целью повышения его надежности и увеличения тяги. После модификации он получил обозначение РД-0109. С помощью этого двигателя, установленного на блоке «Е» ракеты-носителя 8К72К, 12 апреля 1961 г. на околоземную орбиту вышел первый космонавт планеты Ю.А. Гагарин.
С.А. Косберг проработал в космонавтике всего семь лет, но успел сделать очень много. В конце декабря 1964 г. Семён Ариевич попал в аварию на служебном автомобиле, направляясь на аэродром для вылета на совещание в Москву. Он получил тяжелые травмы. Прилетевшая бригада московских врачей-реаниматоров работала несколько дней, но спасти Косберга им не удалось. 3 января 1965 г. он умер. С.А. Косбергу был 61 год.
Трагическая гибель Семёна Ариевича ошеломила всех, с кем он работал. Его смерть была совершенно неожиданной и противоестественной для этого переполненного энергией человека. С.А. Косберга с почестями похоронили на Новодевичьем кладбище Москвы.
За выдающиеся заслуги в обеспечении первого в мире полета человека в космическое пространство С.А. Косбергу было присвоено звание Героя Социалистического Труда. Его именем назван кратер на обратной стороне Луны.
В интернет-выставке, посвященной 115-летию С.П. Королева, опубликованы документы по биографии и трудовой деятельности С.А. Косберга – Семён Ариевич КОСБЕРГ (rgantd.ru)
С.Х. Шамсутдинов
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей


Prokosmos logo
ЗапускиНа орбитеПроектыНаукаТехнологии
Publication cover

Космический архив
Двадцать лет первому полёту китайского космонавта
15 октября 2023 года, 10:24
Author avatarЕвгений Статецкий
В этот день, ровно 20 лет назад, Китай стал третьей страной в мире, отправившей человека в космос. 15 октября 2003 года на борту корабля «Шэньчжоу-5» состоялся полёт первого тайконавта Яна Ливэя.
Сын бухгалтера в колхозе и учительницы, Ян Ливэй к 38 годам имел звание подполковника ВВС, 15-летний стаж лётчика-истребителя и пять лет подготовки в отряде космонавтов. Отбор был настолько жёсткий, что окончательное решение о том, кто полетит, было принято буквально за сутки перед стартом – имя будущего космонавта утекло в СМИ лишь 14 октября.
В 9:03 следующего дня «Шэньчжоу-5» на ракете-носителе «Чанчжэн» стартовал с космодрома Цзюцюань. А уже через семь минут корабль достиг высоты в 343 километра, на которой и совершил 14 витков вокруг Земли. Ливэй приземлился во Внутренней Монголии через 21 час после старта. Пистолет, нож и палатка, которые космонавт имел при себе на всякий случай, не понадобились – уже через 15 минут его нашла команда спасателей.
Старт корабля «Шэньчжоу-5»
Старт корабля «Шэньчжоу-5»
Таким образом, на осуществление собственной программы пилотируемых полётов Китаю потребовалось 11 лет – с момента её основания в 1992 году. Четыре раза ракеты «Чанчжэн-2F» поднимали на орбиту беспилотные аппараты, прежде чем было дано «добро» на полёт человека.
Причём космические корабли «Шэньчжоу» были почти точной копией советских «Союзов» – они имели практически такие же линейные размеры, приборно-агрегатные отсеки, жилые модули и спускаемые аппараты. Таким образом, в значительной мере китайскую космическую программу сделала возможной утечка знаний из нашей страны после распада СССР.
Приземлился Ян Ливэй уже полковником – звание было присвоено ему за считанные часы перед стартом. Вскоре после полёта он получил почетное звание Космонавт-герой и выслушал горячие поздравления от председателя КНР Ху Цзиньтао – вместе со всем коллективом разработчиков, инженеров и строителей, которые сделали полёт возможным.
Спустя пять лет дублёр Ливэя Чжай Чжиган (входивший вместе с ним в тройку лидеров по подготовке в отряде космонавтов) станет первым китайцем, который выйдет в открытый космос – с борта корабля «Шэньчжоу-7». Таким образом, Китай стал третьей и пока что последней страной на земном шаре, способной самостоятельно осуществлять пилотируемые космические полеты
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!