Пилотируемый лунный комплекс

Автор Andy_K64, 09.05.2005 13:22:02

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

X

Цитата: "Skeelton"
ЦитироватьНа 100% тормозить атмосферой не выйдет никак. Все равно нада топливо, это раз. К тому же осевая идея Схемы - полностью многоразовый корабль на трасе ЛЕО-ЛЛО. А вы здесь плитку предлагаете привинчивать на орбите :).
Я предлагаю оснастить плиткой МЛПТК вместо РБ с ТЯРД с ЖВ.
На первом этапе мона заменить МЛПТК Клипером - он ведь тоже типа многоразовый (будет :-).

avmich

ЦитироватьДа. Получается, что самое гиблое место - возврат с орбиты Луны. Если использовать многоразовый РБ с ЯРД, то проблема может быть решена, запас ХС должен хватить. Сам РБ может базироваться на LEO с большим удалением от ОСБ.

Тема, прошу прощения, не новая :) в одной из предыдущих итераций рассматривался вариант - когда ЯРД был многоразовым, а КК при возврате с Луны всё же сразу шёл на посадку. Основная идея этой схемы - если РБ с ЯРДом (ЯРБ) не нужно тормозить тяжёлый КК, то ЯРБ может обойтись гораздо меньшим количеством топлива для торможения самого себя без входа в атмосферу, и в дальнейшем использоваться повторно. Плюс - в том, что снижаются (ужасные) риски сгореть в атмосфере аппарату с большим количеством ядерного топлива. Минус - в том, что КК должен приземляться; затормозить большую массу с двигателями и запасом топлива - это значит возить всё это к Луне и обратно.

Наверное, если использовать ЯРД, то торможение в атмосфере надо исключать.

Тогда с ЯРДом остаётся вопрос ресурса. Для ЯРДа понадобится постоянно подвозить свежее топливо и перегружать его в ЯРД, находящийся на орбите, а отработанное топливо куда-то девать. Это нужно как минимум проработать - а ещё и убедить политико-экологических оппонентов.

Есть и ещё один вариант - который мне кажется куда более возможным, чем Waldi. Это - производство кислорода на Луне. Эта тема тоже обсуждалась в ДК :) но пока не удалось прийти к более-менее чётким цифрам, сколько это должно стоить в минимальном варианте. То есть, сколько стоит построить небольшой завод по производству кислорода на Луне и сколько стоит такой кислород. Это, пожалуй, тема для отдельного обсуждения.

Andy_K64

2 avmich
В таком деле вообще очень много неизвестного. И охватить одному человеку все стороны проблемы невозможно. В силу ряда причин меня больше интересуют вопросы планирования полета и управления подобным комплексом. Поверьте, здесь тоже куча проблем. Я вот прикинул программу полетов этого гипотетического комплекса - всплыли любопытные нюансы. Существенно осложняющие возможную реализацию программы. Надо думать  :)

Зомби. Просто Зомби

Вобщем, что угодно, лишь бы не реальные полеты на Луну
Всё сгодится, атомный двигатель (и кто его видел, кстати?), э... этот, как его... анамезон,... нуль-транспортировка - всё что угодно, лишь бы не "на самом деле" :roll:
Не копать!

avmich

Если решить вопрос производства кислорода на Луне, то можно снизить потребную массу топлива, при использовании кислород-водородных движков, в семь раз (современные ЖРД на ЖК+ЖВ рассчитываются примерно на соотношение О:Г как 6:1). Это большой коэффициент; при таком снижении масс можно использовать и ЖРД.

В случае, если при подлёте к Луне (точнее, после выхода на окололунную орбиту) оказывается, что кислород получить не удаётся, бортового запаса топлива на, скажем, Клипере должно хватить для того, чтобы просто вернуться на Землю с торможением в атмосфере. А если ЖК получить удаётся, то можно, заправившись, идти по траектории с учётом торможения двигателями.

Вопросы хранения ЖВ длительное время в условиях космических полётов рассматривались давно и решались не так плохо. Например, ещё в программе Н1 рассматривался разгонный блок со сроком хранения ЖВ 11 суток; этого достаточно для кратковременного полёта к Луне и обратно. Если же учесть достижения, имевшие место при разработке Бурана - тогда тоже казалось, что КК с длительностью полёта в месяц не может иметь криогенного топлива, однако сделали же. В общем, я бы не стал исключать возможности использования ЖВ в достаточно длительных экспедициях на Луну и обратно.

Дмитрий Виницкий

А нельзя ли просчитать вариант длинного полета. На ЭРД месяца за два до Луны?
+35797748398

Зомби. Просто Зомби

С экипажем?
 :mrgreen:  :mrgreen:  :mrgreen:
Не копать!

avmich

Ещё рассматривался вариант производства силана (SiH4) на Луне из привозного водорода и местного кремния; с учётом использования местного же кислорода массовая доля водорода получается, кажется, около 5%, при этом ещё и оказываются более долгохранимыми компоненты топлива. Но это уже заметно более существенная опора на лунную продукцию. Хотя, с другой стороны, выстраивается последовательность "постепенного" перехода на "лунные" ресурсы.

Зомби. Просто Зомби

ЦитироватьЕсли решить вопрос производства кислорода на Луне...
Чтобы "решить вопрос производства кислорода на Луне" необходимо, как минимум, иметь там пилотируемую базу
Рассмотрение таких "систем", как предложено - это... э... "художество с неадекватной перспективой", там где "дальнее" и "близкое" перепутаны в своем порядке
Вроде невозможных фигур - треугольника Пенроуза и тп.
В средние века, в последний период подобная живопИсь имела некое распространение
Не копать!

Дмитрий Виницкий

С экипажем! А что тут такого? Если на Марс собрались, уж как нибудь с радиационной защитой сподобятся!
Не вижу проблем, с чего надо болтаться на околоземной орбите по полгода, а не лететь к Луне и обратно.
+35797748398

X

Цитироватьв одной из предыдущих итераций рассматривался вариант - когда ЯРД был многоразовым, а КК при возврате с Луны всё же сразу шёл на посадку ... затормозить большую массу KK с двигателями и запасом топлива - это значит возить всё это к Луне и обратно ... если использовать ЯРД, то торможение в атмосфере надо исключать
Эта промблема решаема - РГ с ЯРД разгоняет КК  в направлени ОИСЗ и отделяется от  него сразу же после разгона. КК тут же корректирует свою траекторию на вход в атмосферу на 2 космической.
ЦитироватьЕсть и ещё один вариант - ... производство кислорода на Луне
Говоря о Клипере, я имею в виду первые полеты на Луну в XXI веке. ИМХО добыча кислорода на Луне или ЯРД-буксир - это далеко не первый этап, а второй или даже третий. К тому же, каким образом О2 на поверхности Луны спасет "отца русской демократии"? :-)

Agent

Как ни крути, а аполло схема наиболее оптимальна с точки зрения безопасности, времени полета и массы на ЛЕО. Малая тяга применима только для непилотирумой доставки грузов (возможно и ЛМ). Ядерная пока только на бумаге.
А безопасность накладывает жесткое требование - возврат космонавтов должен быть возможен на каждом этапе ДО стыковки со след модулем.
Варианта ровно два - или формируем поезд на ЛЕО - 3.2 разгон + 2 по 0.8 заход и выход с ЛЛО. Или эти 2 раза по 0.8 цепляються гдето по пути (если не получиться - облет Луны и назад)

Зомби. Просто Зомби

Цитировать...Вопросы хранения ЖВ длительное время в условиях космических полётов рассматривались давно и решались не так плохо...
Здесь, по-моему, вопрос не в технических деталях, а в... э... общеметафизической проблеме :roll:  постоянной подмены реалистического (кстати - и дешевого) решения... э... "лунной проблемы" на базе корабля "Союз" (кстати же - изначально для этого предназначенного), либо же на уровне каких-то заумно-загоризонтных технологий послезавтрашнего дня, вопрос о реализуемости и/или стоимости их на сегодняшний день даже не затрагивается - причем на фоне всех наших... э... скорбных дел, всем известных, когда сам вопрос о сохранности "пилотируемой космонавтики" в перспективе достаточно неопределенен

Дадим тебе, деточка, немножечко жвачки, ты и не заметишь, как мы тебе... э... отрежем... кой чего :roll:  :mrgreen:
Не копать!

Зомби. Просто Зомби

ЦитироватьКак ни крути, а аполло схема наиболее оптимальна...
В некотором смысле...
Дальнейший прогресс может состоять в, так сказать, "усилении ее узлов"
Увеличении масштаба модулей, например
Так, вместо "промежуточного выхода на ЛО" - целая орбитальная база-станция
Посадка в заранее разведанное и подготовленное место... - но в Аполло тоже не куда попало садились...

Аполло - "классичен" - в самом лучшем смысле слова
И поэтому может браться за "прототип"
Но, естественно, не для простого воспроизведения "один в один"
Не копать!

Agent

Идеальная схема - Земля-Луна-Земля (в смысле поверхности) без всяких маневров, стыковок и перестыковок. Но пока что не доросли. Нада нечто навроде Вулкана как минимум.

Зомби. Просто Зомби

Цитировать...
Дадим тебе, деточка, немножечко жвачки, ты и не заметишь, как мы тебе... э... отрежем... кой чего :roll:  :mrgreen:
Не, не думай:
реально отрежем - просто демонтируем производство "Союзов", заменим их
на якобы прогрессивный Клипер, хотя бы и без подходящей РН, к тому же -
и всё, останутся тока разговоры, что "Луна" - это невероятно дорого
и технически практически невозможно
Не копать!

Зомби. Просто Зомби

ЦитироватьИдеальная схема - Земля-Луна-Земля (в смысле поверхности) без всяких маневров, стыковок и перестыковок. Но пока что не доросли. Нада нечто навроде Вулкана как минимум.
Ага
Когда у нас там база, и мы... э... "знаем куда летим" :wink: ,
либо - ресурс ХС немерянный (какой-нибудь двигун подходящий)
Вулкан - не, наверное не пойдет :roll:
Скорее всего "проскакивает" какую-нить "точку оптимальности" типа "возможности экспедиции/затраты на ее организацию"

Но может и нет - это надо конкретно оценивать
Не копать!

Зомби. Просто Зомби

... вот для Марса - да, наверное, чем Вулканистее - тем оптималистее :roll:  :lol:
Не копать!

Agent

ЦитироватьИли эти 2 раза по 0.8 цепляються гдето по пути (если не получиться - облет Луны и назад)
Еще такая мысль - это вот может разгоняться заранее малой тягой.
Или даже некая заправочная станция(и), накручивающая восьмерки меджу Землей луной (как вариант - в Л1) и к ней гонять танкеры (в перспективе с Луны тоже)

Andy_K64

ЦитироватьИдеальная схема - Земля-Луна-Земля (в смысле поверхности) без всяких маневров, стыковок и перестыковок.
Это если говорить о посещениях Луны. А если говорить о постоянном присутствии, то без многопусковых схем со стыковками вряд ли обойтись. Что касается возможности гарантированного возврата экипажа с любого этапа, то его не гарантирует ни одна схема. Даже ни один современный, летающий КК не гарантирует спасения экипажа. Надо здраво оценивать риски на каждом этапе и вырабатывать адекватные решения.

2 Зомби: проект космической программы в одиночку может сделать только студент в рамках дипломного проекта. Было бы странным ожидать на форуме обсуждения реальных проектов и программ, не находите?  :)  Так что ваше желчеизлияния неуместны.  :)