Сплавы системы Al-Mg-Sc

Автор Salo, 24.03.2019 15:09:44

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Salo

Анализируя публикации последних лет, делаю вывод что с алюминиево-литиевыми сплавами в ракетно-космической промышленности у нас не заладилось. Технологи основных предприятий склоняются к сплавам системы Al-Mg-Sc, которые благодаря повышенной прочности позволяют сэкономить до 20% массы изделия.
Свариваемость у них на уровне обычного АМг-6. К недостаткам можно отнести высокую стоимость (01570 примерно в три раза дороже АМг-6) за счёт использования редкоземельного скандия.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

Юдаев Дмитрий Петрович
ВЛИЯНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ И ЭКСПЛУАТАЦИОННЫХ ВОЗДЕЙСТВИЙ НА СТРУКТУРУ И СВОЙСТВА АЛЮМИНИЕВЫХ СПЛАВОВ 1151 И 1545К И ВОЗМОЖНОСТЬ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ИЗ НИХ КОНСТРУКЦИЙ ПЕРСПЕКТИВНЫХ РАКЕТ - НОСИТЕЛЕЙ

https://docplayer.ru/31980746-Yudaev-dmitriy-petrovich.html
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

СПЛАВ 1570С — МАТЕРИАЛ ДЛЯ ГЕРМЕТИЧНЫХ КОНСТРУКЦИЙ ПЕРСПЕКТИВНЫХ МНОГОРАЗОВЫХ ИЗДЕЛИЙ РКК «ЭНЕРГИЯ»
http://www.energia.ru/ktt/archive/2014/04-2014/04-08.pdf
 
ИССЛЕДОВАНИЕ СВАРИВАЕМОСТИ СПЛАВОВ В-1469 И 01570С С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭЛЕКТРОННО-ЛУЧЕВОЙ СВАРКИ ПРИМЕНИТЕЛЬНО К КОНСТРУКЦИИ ПЕРСПЕКТИВНОГО ПИЛОТИРУЕМОГО КОРАБЛЯ
http://www.energia.ru/ktt/archive/2014/04-2014/04-09.pdf
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

http://expert.ru/ural/2016/34/uralskij-skandij-dlya-mira-i-kosmosa/
ЦитироватьУральский скандий для мира и космоса
22 aug 2016

Скандий — умеренно мягкий, легкий редкоземельный металл. Используется для получения сверхтвердых материалов: его прочность только растет от высокой температуры. Оксид скандия превосходит по огнеупорности все известные материалы    
Уральский алюминиевый завод (УАЗ, Каменск-Уральский, Свердловская область, входит в ОК «Русал») впервые получил оксид скандия с чистотой более 99%. Стоимость продукта, извлеченного из скандиевого концентрата, компания оценивает в сумму до 2 тыс. долларов за килограмм. Производительность экспериментальной установки — 96 килограммов оксида скандия в год.
— Скандий имеет огромный потенциал в аэрокосмическом, транспортном и энергетическом секторах промышленности. Мировое потребление оксида скандия оценивается в 10 — 15 тонн в год, — рассказал технический директор Русала Виктор Манн. — В среднесрочной перспективе Русал планирует разработать модульную установку, способную наращивать мощности в зависимости от потребности рынка. Производство будет основано на собственной сырьевой базе и сможет обеспечить потребности не только России, но и всего мира.
 На УАЗе используют карбонизационную технологию извлечения скандия из красных шламов. Общий объем инвестиций в проект — около 64 млн рублей. Работы в рамках проекта по созданию технологии и опытно-промышленной установки по переработке красного шлама на УАЗе ведутся с 2013 года, запущен участок по производству флюсовых добавок, используемых в черной металлургии.
На предприятии сообщили, что оксид скандия будет использоваться для производства алюминий-скандиевых сплавов на заводах Русала. Применение скандия в виде микролегирующей примеси значительно улучшает потребительские свойства сплавов из алюминия. Появление собственного ценного сырья для производства сплавов позволит компании снизить расходы, прежде всего связанные с его закупкой.
— Доля Русала на мировом рынке скандия будет крайне незначительной — не более 1%, в России она и того меньше. Однако спрос на скандий постепенно увеличивается благодаря его применению в самых различных отраслях промышленности, начиная от авиа- и ракетостроения, радиоэлектроники и заканчивая атомной энергетикой и производством медицинской техники, — отмечает заместитель главного редактора журнала «Металлоснабжение и сбыт» Леонид Хазанов. — Наладив выпуск алюминий-скандиевых сплавов, Русал сможет оказывать определенное влияние на конъюнктуру глобального рынка.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

Шачнев С.Ю., Пащенко В.А., Махин И.Д., Базескин А.В., Дубовицкий А.Д.
Отработка технологии сварки трением с перемешиванием алюминиевых сплавов 1570с, АМГ6 большой толщины для использования в перспективных разработках РКК «Энергия»
http://www.energia.ru/ktt/archive/2016/04-2016/04-03.pdf
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

http://www.aluminas.ru/upload/iblock/d02/ilmit.-zadachi-i-napravleniya-deyatelnosti-_a.krokhin_.pdf
 

http://www.sdelanounas.ru/blogs/108434/
ЦитироватьО наиболее перспективных инновациях рассказал директор департамента развития литейных технологий и новых продуктов Александр КРОХИН:

— Над какими новыми сплавами работают специалисты РУСАЛа?

— Одна из самых перспективных разработок — сплав с содержанием 0,1% скандия, запатентованный под маркой RUSAL0.1Sc. Он уже успешно прошел испытания в промышленных условиях. Сплав предназначен для использования в самых разных отраслях — транспортном машиностроении, аэрокосмической отрасли, производстве спортивного инвентаря и т. д. Листы из него найдут применение в авиастроении, плиты — в судостроении. Он сохранил все потребительские характеристики классического сплава с содержанием скандия 0,25%, но при этом фактически в 2,5 раза дешевле. Сейчас изготовленные из него изделия проходят ресурсные испытания у заказчиков РУСАЛа. По их результатам наш сплавбудет внесен в различные регистры, что откроет возможность его применения в конечной продукции.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

http://viam-works.ru/ru/articles?year=2017&num=7
Цитироватьdx.doi.org/ 10.18577/2307-6046-2017-0-7-7-7
УДК 621.791.724
А. А. Скупов, М. Д. Пантелеев, Е. Н. Иода
СТРУКТУРА И СВОЙСТВА СВАРНЫХ СОЕДИНЕНИЙ СПЛАВОВ В-1579 и В-1481, ВЫПОЛНЕННЫХ ЛАЗЕРНОЙ СВАРКОЙ
Исследованы особенности формирования структуры и свойств сварных соединений алюминиевого В-1579 ( Al – Mg – Sc ) и алюминий-литиевого В-1481 (Al–Cu–Li) сплавов, выполненных лазерной сваркой без присадочного материала. Разработаны режимы лазерной сварки, обеспечивающие высокие значения пластичности и ударной вязкости, при этом уровень прочности сварных соединений сплава В-1481 составил 0,6 от прочности основного материала, а для сплава В-1579: 0,9.
Установлено, что на сварных соединениях сплава В-1579 с увеличением скорости сварки происходит повышение прочностных характеристик и сопротивления усталости. Сплав В-1481 более чувствителен к воздействию термического цикла сварки – чем выше скорость сварки, тем меньше разупрочнение и выше значения характеристик сопротивления усталости.
читать ›   версия в формате pdf
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

https://ria.ru/science/20181128/1533638592.html
ЦитироватьВ Сибири изобрели высокотехнологичный сплав для судостроения и автопрома
09:10 28.11.2018

© РИА Новости / Александр Кряжев

МОСКВА, 28 ноя — РИА Новости. Группа учёных-материаловедов Сибирского федерального университета (СФУ) в сотрудничестве со специалистами объединённой компании "Русал" разработали недорогой высокопрочный сплав алюминия и магния, легированный добавками скандия и циркония. Особенностью полученного материала является минимальное вовлечение в сплав скандия.
Скандий – лёгкий металл серебристого цвета – даже в небольших количествах придаёт алюминиевым сплавам повышенную коррозионную стойкость и значительную прочность.Скандийсодержащие сплавы, снижающие массу и металлоёмкость конструкций, отличает высокий уровень механических свойств. Они хорошо поддаются сварке, идеальны для использования в авиа-, судо- и автомобилестроении, создании железнодорожных подвижных составов и строительных конструкций. Однако применение их на сегодняшний день ограничено из-за высокой стоимости в связи с содержанием дорогостоящего скандия в сплавах порядка 0,25-0,30%.
"Разработанные по заказу объединённой компании "Русал" новые сплавы системы Al-Mg с минимальным содержанием скандия, позволят достичь значительного снижения себестоимости их производства вследствие экономного использования легирующих добавок", – рассказал доцент кафедры литейного производства Института цветных металлов и материаловедения СФУ Александр Безруких.  
Он уточнил, что внедряемая технология получения крупногабаритных плоских слитков методом полунепрерывного литья из новых сплавов на заводах РУСАЛ позволит дать "зелёный свет" производству приемлемых по цене качественных деформированных полуфабрикатов (плит, листов) и значительно расширит существующий рынок сбыта продукции "Русала".  
Минимальный срок службы алюминиевых конструкций составляет 80 лет. При этом алюминий не теряет свойств в диапазоне от – 80°C до +300°C, в любых климатических условиях. Сооружения из этого материала не боятся пожаров и низких температур.

При сравнимой прочности алюминиевые полуфабрикаты вдвое легче стальных. Поэтому алюминий незаменим в строительстве высотных зданий и небоскрёбов. Небольшой вес алюминиевых разводных мостов облегчает их механическую часть, минимизирует противовесы, тем самым открывая больше простора для фантазии архитекторов.  
Алюминиевый грузовой вагон на треть легче стального и намного долговечнее, теряя за 40 лет эксплуатации лишь 10% стоимости. А корпуса современных морских судов изготавливаются с использованием "морского алюминия" (содержание магния – от 3 до 6%). Они обладают высокой коррозийной стойкостью, как в пресной, так и в морской воде.
Согласно расчетам специалистов, расход лигатуры Al-Sc на тонну созданного ими сплава снижен в 2,5 раза. За счет этого себестоимость производства тонны экономнолегированного сплава сокращается более чем на $3000.
По словам Александра Безруких, промышленное использование алюмо-скандиевых сплавов ограничивается сегодня некоторыми областями аэрокосмической отрасли и военно-промышленного комплекса.
 "Мы рассчитываем на увеличение спроса на разработанные сплавы  в ближайшие пять-десять лет. Что, кстати, можно расценивать как один из шагов в сторону развития импортозамещения продуктов с добавленной стоимостью", – отметил он.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

#8
ЯКИВЬЮК Ольга Викторовна
РАЗРАБОТКА ТЕХНОЛОГИИ ПОЛУЧЕНИЯ ДЛИННОМЕРНЫХ ДЕФОРМИРОВАННЫХ ПОЛУФАБРИКАТОВ ИЗ СПЛАВОВ СИСТЕМЫ Al-Mg, ЛЕГИРОВАННЫХ СКАНДИЕМ, И ИСCЛЕДОВАНИЕ ИХ СВОЙСТВ
http://elib.sfu-kras.ru/bitstream/handle/2311/72066/Диссертация?sequence=1&isAllowed=y
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

http://geoenergetics.ru/2019/03/15/uchenye-uralskogo-federalnogo-universiteta-razrabotali-novuyu-texnologiyu-dobychi-skandiya/
ЦитироватьУченые Уральского Федерального университета разработали новую технологию добычи скандия
Работа велась в рамках совместного проекта с Росатомом.

geoenergetics , 15.03.2019
14 марта стало пресс-служба Уральского Федерального университета сообщила о том, что ученые физико-технологического института, входящего в состав УрФУ, разработали и запатентовали технологию производства специальной ионообменной смолы, предназначенной для извлечения скандия из продуктивных растворов.

Разработка велась совместно со специалистами «Далура» (подразделение горнорудного дивизиона Росатома), ведущего добычу урана методом подземного выщелачивания на Долматовском, Хохловском и Добровольном месторождениях в Курганской области.

Добыча скандия происходит из растворов подземного выщелачивания урана, для этого смола загружается в специальную колонну, после чего раствор пропускается через нее. Смола, состав которой разработан в УрФУ, представляет собой органический сорбент, содержащий специфические химические группы, которые позволяют селективно извлекать скандий. Смола загружается в специальную колонну, после чего раствор пропускается через нее, позволяя извлечь из каждого кубометра раствора до 0,5 грамма скандия. Новая технология позволит добывать на месторождениях «Далура» до 1,5 тонны скандия в год – 10% объема мировой добычи.

Скандий, добываемый таким способом, в дальнейшем будет проходить экстракционную очистку с целью получения оксида скандия чистотой 99,9%. В настоящее время в мире добывается около 15 тонн скандия в год, мировые цены в 2018 году составляли порядка 3 000 долларов за 1 килограмм.

Скандий относится к редкоземельным металлам, области его применения в качестве присадки для металлических сплавов: авиационная промышленность, ракетостроение, микроэлектроника, производство солнечных панелей, производство рентгеновских зеркал, атомная энергетика, производство лазерных металлов и т.д. Напомним, что АРМЗ, головное предприятие горнорудного дивизиона Росатома, является совладельцем ряда месторождений на территории Казахстана, где добыча урана также ведется методом подземного выщелачивания.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

Алюминиево-литиевые сплавы продвигает ВИАМ, а алюминиево-скандиевые ВИЛС.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

http://www.oaovils.ru/production/product/134/135/
ЦитироватьЛегкие сплавы из алюминия серии 5000 со скандием: 01570, 01571, 01523, 01515, 1545К, 1597 по ТУ, превышающие в 1,5 – 2 раза по прочностным свойствам традиционные сплавы серии 5000 без скандия (патенты РФ: 2081934, 2082808,  2082809, 2233345, 2343218).
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

https://studfiles.net/preview/2593095/page:2/
ЦитироватьНовые деформируемые термически неупрочняемые сплавы на основе системы Al-Mg-Sc марок 01515. 01523. 01535. 01545, 01570. 01571.

Новые сплавы на основе системы Al-Mg-Sc имеют те же основные достоинства, что и традиционные сплавы системы Al-Mg:

    - хорошую свариваемость;

    - высокую коррозионную стойкость;

    - высокую технологичность в металлургическом и машиностроительном производствах;

    - полуфабрикаты и готовые детали из них не требуют упрочняющей термической обработки.

При одном и том же содержании магния (1-6,8%) сплавы на основе системы Al-Mg-Sc по прочностным характеристикам, особенно по пределу текучести, в 1,5-2 раза превосходят традиционные алюминиево-магниевые сплавы при удовлетворительной пластичности (см. таблицу № 1, приложение № 2).

            Области применения сплавов системы Al-Mg-Sc:

    - сварные корпуса космических летательных аппаратов (01570);

    - сварные корпуса легких скоростных судов (01570);

    - детали сложной формы, получаемые сверхпластической формовкой (01570, 01571);

    - элементы шасси легкового автомобиля (01535, 01545);

    - криогенные сварные конструкции, в том числе эксплуатируемые при температуре жидкого  водорода (01535, 01545);

    - сварные конструкции, работающие в агрессивных средах, в том числе резервуары и трубопроводы для хранения и перекачки сырой нефти с повышенным содержанием сероводорода (01535, 01523);

    - радиационно стойкие сварные конструкции (01523);

    - теплообменники (01515).

Применение сплавов системы Al-Mg-Sc взамен традиционных сплавов системы Al-Mg позволяет снизить массу и металлоемкость конструкций на 20-30%. В ряде конструкций сплавы системы Al-Mg-Sc могут использоваться взамен термически упрочняемых алюминиевых сплавов (Д16, 1201 и др.). В этом случае эффект достигается за счет исключения операций закалки и старения
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

https://tass.ru/nauka/6221211
Цитировать15 мар, 12:50
Разработка российских ученых позволит производить 15% скандия в мире
Опытно-промышленная установка по извлечению редкоземельного металла уже работает в Курганской области

МОСКВА, 15 марта. /ТАСС/. Ученые физико- технологического института Уральского федерального университета (ФТИ УрФУ) совместно со специалистами компании "Далур" разработали и запатентовали технологию производства специальной ионообменной смолы, применяющейся в процессе извлечения из растворов скандия - редкоземельного металла, применяемого в авиакосмической отрасли и машиностроении. Об этом сообщает в пятницу пресс-служба Министерства науки и высшего образования РФ.
"Всего таким образом возможно извлечь из одного кубометра раствора 0,5 грамма скандия. Реально получить до 1,5 тонн скандия в год, что составляет 15% всего мирового производства", - приводит пресс-служба слова заведующего кафедрой редких металлов и наноматериалов ФТИ УрФУ Владимира Рычкова.
Добыча скандия происходит из растворов подземного выщелачивания урана. Смола, представляющая собой органический сорбент, содержащий специфические химические группы, которые позволяют селективно извлекать скандий, загружается в специальную колонну, после чего раствор пропускается через нее.
О наличии скандия на отрабатывающихся методом скважинного подземного выщелачивания урановых месторождениях в Курганской области было известно достаточно давно. На первом этапе реализации проекта в 2014 году было подтверждено промышленное содержание редкоземельного элемента. Ученые университета вместе со специалистами АО "Далур" и Уранового холдинга "АРМЗ" разработали оптимальную технологию, в 2017 году заработала опытно-промышленная установка. Проект реализуется на основании решения Госкорпорации "Росатом".
Для реализации данной технологии компанией "Далур", которая входит в контур управления Уранового холдинга "АРМЗ" (Горнорудный дивизион Госкорпорации "Росатом") уже проведена реконструкция участка попутного извлечения скандия. В рамках реконструкции изменена верхняя часть сорбционных колонн, в том числе конфигурация дренажных кассет. Эти и другие мероприятия позволили увеличить производительность участка на 30% (до 1 т скандия в год).
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

#18
https://forpost-sz.ru/a/2019-03-07/v-tekhnogennykh-otvalakh-uralskikh-zavodov-lezhit-skandiya-na-240-milliardov-dollarov
ЦитироватьВ техногенных отвалах уральских заводов лежит скандия на 240 миллиардов долларов
 07.03.2019 - 12:26
Максим Ратников

Фото © Ra Boe/Wikipedia

Петербургские учёные разработали концепцию горно-металлургического комплекса, строительство которого позволит извлекать дешёвый скандий из отходов глинозёмного производства. Внедрение технологии не только поспособствует восстановлению антропогенно нарушенных экосистем и превратит Россию в монополиста на рынке металла ХХI века, но также позволит нашей стране совершить резкий технологический рывок.
Скандий – это алюминий ХХI века
Рыночная ситуация с двадцать первым элементом периодической таблицы Менделеева напоминает историю, связанную с широко применяемым сегодня во всех отраслях промышленности алюминием. До того момента, когда был открыт промышленный способ производства этого металла, он стоил дороже золота. Так, в 1855 году на Универсальной выставке в Париже алюминий стал самой главной достопримечательностью. Изделия из него располагались в витрине, соседствующей с бриллиантами французской короны.
После того, как в 1886 году учёные открыли относительно дешевый электролитический способ его производства, ситуация кардинальным образом изменилась. Буквально за несколько десятилетий была создана профильная промышленность, а сам алюминий превратился в один из наиболее востребованных металлов. Он используется и в авиа, и в автомобилестроении, и в космической отрасли, и при производстве предметов бытового назначения. Такая популярность обусловлена устойчивостью к коррозии, долговечностью, прочностью и экологической чистотой.
По мнению многих экспертов, в ХХI веке значимость чистого алюминия снизится за счёт более широкого использования алюминиево-скандиевых сплавов, не уступающих по своим свойствам низколегированным сталям. Возрастёт и роль сплавов скандия с рядом других металлов, например, с бериллием. На сегодняшний день это самый лучший из известных материалов для строительства аэрокосмической техники или кораблестроения.

Фото © Alchemist-hp
На фото: обшивка космического корабля «Буран» была сделана из алюминиево-скандиевого сплава

Дело осталось «за малым» - снизить стоимость производства скандия
Все существующие сегодня способы получения скандия слишком сложны и дороги для того, чтобы он имел хоть какие-то шансы совершить революцию в промышленности. Этот металл, как и алюминий в середине ХIХ века, стоит дороже золота. А лигатуры, созданные на его основе, применяются в отраслях, связанных, в первую очередь, с космическими технологиями или спортом высоких достижений. То есть там, где высокая стоимость конечного продукта не отпугивает покупателей, поскольку товар является уникальным. Речь идёт, например, о профессиональных мотобайках, велосипедах, бейсбольных битах, хоккейных клюшках и других предметах «роскоши».
Открытые источники указывают на то, что общая ежегодная мировая добыча скандия не превышает 10 тонн, а его цена в зависимости от чистоты достигает 20 тысяч долларов за килограмм. Впрочем, эти цифры довольно условны, поскольку на бирже он не продаётся, и проследить за динамикой цен, так как это можно сделать при покупке крупной партии меди, платины, серебра или другого металла, невозможно.

«Рынка скандия сегодня не существует, и все те предложения, которые можно найти в интернете, весьма условны. Сегодня, например, оксид скандия может стоить 1,5 тысячи долларов, на уровне себестоимости, а завтра – уже 3,5. За ним стоит огромная очередь покупателей, а объём его потребления равен объёму производства, поскольку спрос очень большой. Металл востребован и в атомной энергетике, и в самолётостроении, и для производства твердооксидных топливных элементов (ТОТЭ)», - говорит представитель Центра внедрения технологий комплексной переработки промышленных отходов «ЭкоСкандий» Герман Климентёнок.

Он поясняет, что совокупный КПД у ТОТЭ (генераторы электрического тока, которые работают на любых типах углеводородов – ред.) - до 95%. Они могут применяться как в горно-металлургической отрасли, на кораблях или в автомобилях, так и для оснащения жилых домов. В Японии, например, такие установки мощностью 1 кВт установлены примерно в 30 тысячах домохозяйств. Проблема в том, что оборудование ими одной тысячи объектов недвижимости требует 50 кг оксида скандия, а одного корабля – 12,5 килограммов. Приобрести подобные объёмы практически нереально.

Фото © Boleslav1
Россия станет монополистом на рынке скандия

Группа петербургских учёных разработала концепцию, способную изменить положение дел на рынке скандия. То есть создать предпосылки для существенного увеличения объёмов добычи и резкого снижения цен.

«Претворение этого проекта в жизнь позволит России совершить технологический скачок, будет ежегодно приносить в бюджет более 4 миллиардов рублей, увеличит обороноспособность страны на 20% и создаст две тысячи новых рабочих мест», - уточняет Герман Климентёнок.

Суть замысла учёных состоит в получении скандия за счёт комплексной переработки красных шламов глинозёмного производства. То есть отходов, которые многие годы лежат в отвалах, поскольку извлечение из них полезного компонента в ХХ веке считалось нерентабельным. Сейчас же, за счёт внедрения современных технологий из 1 млн тонн шлама с учётом подшихтовки можно получить более 4,5 млн тонн цемента, 400 тысяч тонн железного концентрата, до 5 тысяч тонн концентрата редкоземельных металлов и до 120 тонн оксида скандия (всего в отвалах на территории нашей страны лежит около 120 млн тонн красных шламов).

«Стоимость скандия, который находится в техногенных отвалах уральских заводов, эквивалентна 240 миллиардам долларов. Поэтому когда наш проект будет внедрён в производство, Россия превратится в монополиста на рынке и будет самостоятельно устанавливать цены на этот металл. Более того, стратегический государственный резерв может быть сформирован на безвозмездной основе, за счёт включения себестоимости скандия в цену сопутствующих продуктов. Например, цемента. В целом же перспективы такого производства в нашей стране подтверждаются тем, что содержание скандия в красных шламах российских глиноземных заводов минимум в два раза выше, чем в шламах западных заводов, где подобные проекты лежат на грани рентабельности», - резюмирует Климентёнок.

Опытно-промышленное производство планируется организовать на одной из трёх площадок в Ленинградской или Свердловской областях. Первоначально завод будет перерабатывать 200 тысяч тонн красного шлама в год.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

https://fingazeta.ru/business/promyshlennost/454793/
ЦитироватьВ России найдены богатейшие запасы редкоземельных металлов       
Государственная комиссия по запасам Роснедр подтвердила отчет по запасам редкоземельных металлов на Чуктуконском месторождении в Красноярском крае. Запасы одного скандия оцениваются в 6,78 млрд долл.
Сергей Сильченко   
05 Мар 2019, 08:00
      
               
     Предприятие «Сибирское производственно-геологическое объединение», которое изучает и подсчитывает объемы важнейших для России ресурсов, производило оценку запасов по категории С1 и С2 Чуктуконского редкоземельно-ниобиевого рудного поля, сообщает пресс-служба Росгеологии.
     Оценку объемов, которая является очень длительным процессом, специалисты производили с 2014-го по 2018 год при финансовой поддержке государства. В результате применения новых технологий в довольно большом объеме бурения удалось добиться показателей выхода керна в 95% и более.
     В результате проделанной работы специалисты предоставили оценку объемов важнейших редкоземельных металлов по категории С1 и С2. Среднее содержание триоксидов редкоземельных элементов составило 2,8 млн т против 500 тыс. т, которые были заявлены в госзаказе.
     В частности, для оксида ниобия (устаревшее название колумбий) показатель составляет 443 тыс. т против заявленных 200 тыс. т. По триоксиду скандия объем в госзаказе не предусматривался, но его запасы специалисты в итоге оценили в 3,39 тыс. т.
     Проведение анализа предоставленного специалистами отчета позволяет с уверенностью сказать, что Чуктуконское месторождение, на котором будет производиться добыча редкоземельных металлов, является объектом минерального сырья мирового масштаба, отмечает пресс-служба Росгеологии.
     Это месторождение станет ключевым объектом для российской промышленности, а уже сейчас по своим объемам является крупнейшим на континенте, отмечает ведомство.
     Чуктуконское месторождение в Красноярском крае, в рудах которого нашли редкоземельные минералы, сейчас не разрабатывается. При этом запасы только ниобия в нем оцениваются как одни из крупнейших в мире.

 Для справки

 Ниобий – блестящий редкоземельный металл серебристо-белого цвета, покрывается голубоватой оксидной пленкой. Среднее содержание в природе 18 г на тонну породы. Всегда рядом присутствует тантал.
   
     Месторождения ниобия расположены в США, Японии, России (Кольский полуостров), Бразилии, Канаде. Применение и производство ниобия быстро возрастают, что обусловлено областями его применения – ракетостроение, авиационная и космическая техника, радиотехника, электроника, химическое аппаратостроение, атомная энергетика.
   
     Кстати, Австрия, Британские Виргинские Острова, Канада, Латвия, Либерия, Люксембург, Палау и Сьерра-Леоне выпускают биметаллические памятные монеты с использованием ниобия.
   
     Скандий – умеренно мягкий, легкий редкоземельный металл серебристого цвета с желтым отливом, по свойствам похожий на алюминий. Среднее содержание скандия в земной коре 10 г на тонну. Металлический скандий в среднем стоит 2 тыс. долл. за килограмм, оксид скандия – 1,5 тыс. долл. за 1 кг.
   
     Самые существенные месторождения тортвейтита (наиболее богатый скандием минерал) расположены на Мадагаскаре и в Норвегии. Скандий был предсказан Дмитрием Менделеевым как «экабор» в статье от 11 декабря 1870 года, а открыт в 1879 году шведским химиком Ларсом Нильсоном, который назвал элемент в честь Скандинавии.
   
     Применение скандий находит в металлургии, в атомной промышленности, в медицине, в устройствах высокотемпературной сверхпроводимости, при производстве лазеров и солнечных батарей, магнитогидродинамических генераторов, рентгеновских зеркал и огнеупорных материалов.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"