Стыковки: удачи и промахи

Автор Боря, 04.05.2005 19:24:22

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Боря

Меня давно занимает такой вопрос: почему в истории американской пилотируемой космонавтики практически все стыковки (за исключением нескольких небольших проблем на "Джемини") проходили успешно, а у нас, начиная с Берегового творилось что-то странное.
То что у американцев получалось легко и красиво (+стыковки на окололунной орбите, без помощи с Земли), у нас выглядело подвигом? Обидно, что некоторые экспедиции к орбитальным станциям были досрочно прекращены из-за невозможности состыковаться.
В чем тут дело? Возможности по запасам топлива?
Разный уровень электроники?

Lin

IMHO Заавтоматизировались. Американцы были Пилотами своих кораблей ! А у нас космонавт был просто пассажиром. Каманин еще об этом пишет.
Несмотря на нашу электронику, все зачем – то пытались делать в автоматическом режиме.
Да и  разница в технологиях большое дело :( На "Джемени" уже был бортовой цифровой компьютер для расчета сближения. У нас на "Союзе" он появился по моему (знатоки поправят) лишь в начале 80ых.
"Вся суть - в переселении с Земли и в заселении космоса."

Боря

Интересно, а сама технология сближения и стыковки была одинаковая? Интересно, почему американцы на своих Джемини и Аполлонах могли долгое время маневрировать  в непосредственной близости от объектов стыковки (Аджена, Скайлэб или 3-я ступень Сатурн-5 при полете к Луне). а у нас по воспоминаниям уважаемых Чертка и Каманина, все происходило в каком-то бещенном режиме, как-будто на ходу запрыгивали в трамвай.

Logan

ЦитироватьИнтересно, а сама технология сближения и стыковки была одинаковая? Интересно, почему американцы на своих Джемини и Аполлонах могли долгое время маневрировать  в непосредственной близости от объектов стыковки (Аджена, Скайлэб или 3-я ступень Сатурн-5 при полете к Луне). а у нас по воспоминаниям уважаемых Чертка и Каманина, все происходило в каком-то бещенном режиме, как-будто на ходу запрыгивали в трамвай.
Более жёсткие ограничения по массе выведения - не хватало топлива для орбитального маневрирования.
А зомби здесь тихие...

Andy_K64

На Джемини и Аполло были бортовые компьютеры, которые обеспечивали сближение по методу свободных траекторий, что существенно экономило топливо. На "Союзах" БЦВК до корабля 11Ф732 не было, расход топлива был большой. Кроме того, у нас ограничения по зонам видимости с Земли, у американцев таких огрничений было меньше, так как сеть связи охватывала почти всю трассу (у нас НИПы были только на территории СССР плюс несколько судов).

X

А правомерно ли сравнивать стыковку с "мертвым" Салютом-7, стыковку с поврежденным Скайлэбом? Там маневрирование и облет, у нас с огромным напряжением на чистом мастерстве.

X

На что же мы надеялись планируя стыковки на окололунной орбите?

Lin

ЦитироватьНа что же мы надеялись планируя стыковки на окололунной орбите?
Очевидно на то, что Н-1 так и не научится летать  :cry:
Хотя на ЛОК должен был быть цифровой компьютер, или я ошибаюсь ?
Кстати, интересно, узел который использовался в системе "Контакт" сильно облегчал стыковку ? (больше допуски по скоростям) или нет ?
"Вся суть - в переселении с Земли и в заселении космоса."

Bell

Стыковка на лунной орбите в нашем случае была значительно проще и по большому счету полноценной стыковкой двух КК не являлась. См. конструкцию, с позволения сказать, "стыковочных узлов" на ЛОКе и ЛК.
Короче, проблем бы это не составило.

А американцы, действительно, при своем очевидном превосходстве в электронике/автоматике/компьютерах до сих пор стыкуются в ручную. И  Аполлоны с LM стыковались строго в ручную (окончательная фаза, сближение по оптимальной на автоматике). В том числе, поэтому - успешно.

Кстати, последний раз у нас кто криво стыконутся? Прально, автоматический Прогресс
Иногда мне кажется что мы черти, которые штурмуют небеса (с) фон Браун
А гвоздички-то были круглые (с) Брестская крепость

Bell

ЦитироватьКстати, интересно, узел который использовался в системе "Контакт" сильно облегчал стыковку ? (больше допуски по скоростям) или нет ?
По скорости - наверняка, но не намного больше. А вот по точности допуски должны были быть бешенные :)
Иногда мне кажется что мы черти, которые штурмуют небеса (с) фон Браун
А гвоздички-то были круглые (с) Брестская крепость

X

Насколько я понимаю, основные проблемы у нас были не только на этапе механического соединения (только Салют-1) а в основном на этапе сближения, так что упрощенный стыковочный узел тут вряд ли бы сильно помог.

Andy_K64

ЦитироватьНасколько я понимаю, основные проблемы у нас были не только на этапе механического соединения (только Салют-1) а в основном на этапе сближения, так что упрощенный стыковочный узел тут вряд ли бы сильно помог.
Верно. Поломка стыковочного механизма на при стыковке с ДОС-1 многому научила. Была измененена идеология работы систем управления движения. Основные проблемы были при использовании аналоговой радиосистемы "Игла", которая работала без использования вичислительных средств. После перехода на "Курс" и БЦВК в составе СУД "Чайка" таких проблем стало меньше. Но появились отказы как в самой системе "Курс", так и с различными датчиками СУД. В общем, тут много всего намешано. Строго говоря, автоматическое сближение и стыковка с такими станциями, как "Мир" и МКС на порядок сложнее, чем с ДОС или "Алмаз". Ведь работает система активной радиолокации. А станция имеет сложную пространственную конфигурацию. Тут и переотражения, и переключения с одного станционного "Курса" на другой, и много чего еще. Зато остается главное преимущество автоматической стыковки: расходы топлива меньше, чем при ручной (при условии, что нет отказов). Ручной режим остается резервным. Вообще, на моей памяти на "Мире" и МКС были единичные случаи срыва стыковок. Один раз на "Мире" грузовик нырнул под станцию из-за поврежденной во время ВКД антенны на станции, история со столкновением, но там был телеоператорный режим. Два переходва на ручной режим на МКС. Так что статистика не так уж и плоха.

ДмитрийК

ЦитироватьСтрого говоря, автоматическое сближение и стыковка с такими станциями, как "Мир" и МКС на порядок сложнее, чем с ДОС или "Алмаз". Ведь работает система активной радиолокации. А станция имеет сложную пространственную конфигурацию. Тут и переотражения, и переключения с одного станционного "Курса" на другой, и много чего еще.
Я так понимаю что оптическая (лазерная) система наведения должна в корне изменить ситуацию.  Итересно, что-нибудь на эту тему планируется?

Игорь Суслов

Опыт ручных стыковок в Orbiter'e в зоне прямой видимости показывает, что ручная стыковка при длительной тренировке достаточно легкая и экономичная, если, к тому же, имеется информация об ориентации пассивного объекта...

P.S.: Нужно увеличить время тренировочного процесса стыковки для космонавтов :)
Спасибо не говорю, - уплачено...

Andy_K64

ЦитироватьЯ так понимаю что оптическая (лазерная) система наведения должна в корне изменить ситуацию.  Итересно, что-нибудь на эту тему планируется?
О работах в России в этом направлении мне лично ничего не известно, если не считать использования ручных лазерных дальномеров. На ATV будет стоять лазерная и телевизионная оптические системы. Должен сказать, что по моим ощущениям, продвигается эта работа сложно. Результат увидим в следующем году.

pk13

Цитироватьесли не считать использования ручных лазерных дальномеров.
Вообще-то у наших военных с этим делом было все в порядке (по крайней мере 15 лет назад), подсветка (и ручная и стационарная) целей и наведение на них всяких летающих  штуковин от снарядов до ракет и бомб у нас была уже давно, про дальномеры я уж совсем молчу, осталось приспособить это все для стыковки и вовремя выдать нужный тормозной импульс  :lol:

X

По поводу того что Мир и МКС сложные пространственые объекты это да, Но и Скайлэб был не меньше, а с ним стыковались легко и просто в ручном режиме, у нас же стыковка в ручном режиме приравнивается к подвигу. Почему? Наверняка в Аполлоне топлива было побольше. но все же.
По поводу лазерного дальномера, на сколько была информация, при стыковке к "мертвому" Салюту-7 был использован лазерный дальномер, снятый чуть ли не с танка, не знаю на сколько это так.
А как обстояли дела с Аполлоном-Союзом? Интересно, столь близко познакомясь с американской техникой и их технологиями стыковок, наши космонавты и инженеры сделали какие-нибудь выводы?

X

ЦитироватьЯ так понимаю что оптическая (лазерная) система наведения должна в корне изменить ситуацию.  Итересно, что-нибудь на эту тему планируется?
С лазерной системой может получиться все наоборот. Оптика по определению более чувствительна к переотражениям, геом. погрешностям и пр. К тому же на ATV (Жюль Верн) она, вроде, является единственной и недублированной системой.
Относительно "удач" американцев - а нестыковка "Джемини" с "Адженой"? А все перестыковки "Аполлонов" - в ближней зоне, отсутствовал участок сближения, где нужны радиосистемы. По поводу ручных стыковок - вспомним опыт Берегового.
Тут правильно отметили - агрегатный отсек "Аполлона", как грузовик, топлива много, нет дальнего сближения.

Лютич

ЦитироватьПо поводу ручных стыковок - вспомним опыт Берегового.

О да, любимый эпизод "автоматчиков". На деле сказались отсутствие должного набора приборов, опыта плюс переусложненное полетное задание и схема стыковки, требовавшая отменного пространственного воображения.
Смотреть телевизор и читать газеты - моя работа.

ДмитрийК

ЦитироватьОптика по определению более чувствительна к переотражениям, геом. погрешностям и пр.
??? Определение в студию :)

Оптика по определению более точная потому как длина волны короче :) Переотражений от радара по сравнению с лазером будет больше поскольку луч толще (по определению :) ). Радиосистема требует громоздких антенн которые могут не выйти, погнуться от температурных перепадов и пр. И вообще непонятно почему погрешности хорошей линзы будут вдруг больше погрешностей антенны.
Для оптики достаточно катафоты приклеить (для дальнего обнаружения) и мишень нарисовать для точной наводки - ответная часть полностью пассивная. Можно сделать такую мишень которую гарантированно нельзя спутать ни с чем другим вне зависимости от ориентации, ракурса и пр, какая бы сложная не была картинка ее окружающая. Софт для этого нужен не бог весть какой сложный, сам писал нечто подобное. Честно говоря не вижу здесь больших проблем.

ЦитироватьК тому же на ATV (Жюль Верн) она, вроде, является единственной и недублированной системой.
Где-то читал что на первой ATV Курс все-таки будет стоять, но в контур управления он включен не будет, а будет только передавать телеметрию. Кроме того у космонавтов будет красная кнопка для немедленного прекращения маневров и отхода на безопасное расстояние. Читал правда давно, с тех пор все могло измениться.