Китайская компания LandSpace Technology

Автор zandr, 28.10.2018 19:32:44

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

cross-track

Цитата: Demir_Binici от 25.05.2025 17:54:04
Цитата: cross-track от 25.05.2025 17:20:22Отмечу, что важно на мой взгляд:

Метан, сталь и мягкая посадка хотя бы бустера.

С метаном китайцы разобрались, а теперь на очереди сталь и мягкая посадка.
Согласен насчёт мягкой посадки.

Насчёт метана - вопрос спорный. Для одноразовой ракеты я вообще не вижу никаких преимуществ метана перед керосином. Для многоразовой, судя по тому, что делают SpaceX, Blue Origin и Rocket Lab они есть, но не так чтобы гигантские, судя по тому, что делают другие компании.

Со сталью вообще не понятно. Кроме SpaceX её никто не использует. SpaceX не сразу перешли к стали. И пока ещё правильность этого выбора не подтверждена практикой. Я не склонен считать, что Маск прилетел из будущего или попал на Землю из космоса. Так что сталь вполне ещё может оказаться ошибочным выбором SpaceX. Ну и размер Starship/Super Heavy стоит учитывать. А ZQ-3 будет примерно c Falcon 9.
Так я рассматривал не то, насколько правилен выбранный ими подход, а выделил 3 основные этапа их проекта. 1-й этап они благополучно прошли, и теперь предстоит завершить два остальных.
Live and learn

Demir_Binici

Цитата: cross-track от 25.05.2025 20:36:55
Цитата: RaZoom от 25.05.2025 19:17:14
Цитата: cross-track от 25.05.2025 17:20:22С метаном китайцы разобрались, а теперь на очереди сталь и мягкая посадка.
Стальной Хоппер на метане уже летал и успешно приземлялся. Дальнейшая отработка многоразовости будет в реальных полетах ZQ-3
От посадки Хоппера до посадки бустера - пропасть. Безос пока ее не перепрыгнул.
Причём у Безоса фора в виде глубокого дросселирования BE-4. Но он пока не на той стадии, чтобы ей воспользоваться - проблемы со стабильностью повторного включения BE-4.

cross-track

Цитата: Кот Бегемот от 25.05.2025 18:06:32
Цитата: Demir_Binici от 25.05.2025 17:40:43Просто раздражают преувеличенные восторги
Корежит хомячков, что китай сделал первую ракету на метане, а не "гений" муск. ;D
Никого это не "корежит", и в первую очередь это относится к Маску. Маск не гоняется за дешевыми эффектами, у него во главе всего эффективность.
Live and learn

cross-track

Цитата: Demir_Binici от 25.05.2025 20:42:19
Цитата: cross-track от 25.05.2025 20:36:55
Цитата: RaZoom от 25.05.2025 19:17:14
Цитата: cross-track от 25.05.2025 17:20:22С метаном китайцы разобрались, а теперь на очереди сталь и мягкая посадка.
Стальной Хоппер на метане уже летал и успешно приземлялся. Дальнейшая отработка многоразовости будет в реальных полетах ZQ-3
От посадки Хоппера до посадки бустера - пропасть. Безос пока ее не перепрыгнул.
Причём у Безоса фора в виде глубокого дросселирования BE-4. Но он пока не на той стадии, чтобы ей воспользоваться - проблемы со стабильностью повторного включения BE-4.
Здесь на форуме заявлялось, что мягкая посадка бустера - это фигня, давно нет никаких секретов, и ее сделают на счет раз. Пока на счет раз не получилось)
Live and learn

Demir_Binici

Цитата: cross-track от 25.05.2025 20:41:381-й этап они благополучно прошли, и теперь предстоит завершить два остальных.
С посадкой понятно. Это непросто.

А какие сложности со сталью? Ну сталь и сталь. Во многом наверное даже проще. Вторую ступень они пока сажать не собираются. Разве что попытаются обходится без тормозного импульса при входе в атмосферу, полагаясь на сталь и экономя топливо. Тогда, да. Могут возникнуть трудности.

cross-track

Цитата: Demir_Binici от 25.05.2025 20:47:59
Цитата: cross-track от 25.05.2025 20:41:381-й этап они благополучно прошли, и теперь предстоит завершить два остальных.
С посадкой понятно. Это непросто.

А какие сложности со сталью? Ну сталь и сталь. Во многом наверное даже проще. Вторую ступень они пока сажать не собираются. Разве что попытаются обходится без тормозного импульса при входе в атмосферу, полагаясь на сталь и экономя топливо. Тогда, да. Могут возникнуть трудности.
Я помню первые сваренные сварщиками корпуса, и наблюдал, как меняется культура производства корпусов по мере освоения технологических тонкостей. Так что со сталью не просто.
Live and learn

Demir_Binici

#186
Цитата: cross-track от 25.05.2025 20:46:48
Цитата: Demir_Binici от 25.05.2025 20:42:19
Цитата: cross-track от 25.05.2025 20:36:55
Цитата: RaZoom от 25.05.2025 19:17:14
Цитата: cross-track от 25.05.2025 17:20:22С метаном китайцы разобрались, а теперь на очереди сталь и мягкая посадка.
Стальной Хоппер на метане уже летал и успешно приземлялся. Дальнейшая отработка многоразовости будет в реальных полетах ZQ-3
От посадки Хоппера до посадки бустера - пропасть. Безос пока ее не перепрыгнул.
Причём у Безоса фора в виде глубокого дросселирования BE-4. Но он пока не на той стадии, чтобы ей воспользоваться - проблемы со стабильностью повторного включения BE-4.
Здесь на форуме заявлялось, что мягкая посадка бустера - это фигня, давно нет никаких секретов, и ее сделают на счет раз. Пока на счет раз не получилось)
С Super Heavy получилось на счёт пять, считая от IFT-1, или на счёт три считая от IFT-3.
С Falcon 9 получилось на счёт двадцать, считая с первого полёта Falcon 9 или на счёт восемь, считая только полёты с попытками посадки, включая в океан. В этом году, кстати, 10-летний юбилей будет, а до того 500 успешных прыжков возвратов бустера.

cross-track

Цитата: Demir_Binici от 25.05.2025 20:57:09С Super Heavy получилось на счёт пять, считая IFT-1, или на счёт три считая IFT-3.
С Falcon 9 получилось на счёт двадцать, считая с первого полёта Falcon 9 или на счёт восемь, считая только полёты с попытками посадки, включая в океан.
И пока СпейсХ - это единственная компания, которая умеет сажать тяжелые бустеры. Понятно, что их монополии рано или поздно придет конец, но пауза как-то неприлично затягивается)
Live and learn

vlad7308

Цитата: Demir_Binici от 25.05.2025 20:47:59А какие сложности со сталью? Ну сталь и сталь. Во многом наверное даже проще
Другие технологии, другие конструкции. Причем совсем другие.
это оценочное суждение

cross-track

Цитата: vlad7308 от 25.05.2025 21:01:30
Цитата: Demir_Binici от 25.05.2025 20:47:59А какие сложности со сталью? Ну сталь и сталь. Во многом наверное даже проще
Другие технологии, другие конструкции. Причем совсем другие.
И Кибертрака это тоже касается)
Live and learn

vlad7308

Цитата: cross-track от 25.05.2025 21:03:06
Цитата: vlad7308 от 25.05.2025 21:01:30
Цитата: Demir_Binici от 25.05.2025 20:47:59А какие сложности со сталью? Ну сталь и сталь. Во многом наверное даже проще
Другие технологии, другие конструкции. Причем совсем другие.
И Кибертрака это тоже касается)
да, конечно
это оценочное суждение

Виктор Левашов

Цитата: cross-track от 25.05.2025 20:44:43Маск не гоняется за дешевыми эффектами
Это как бы намёк, что китайцы гоняются?
Я думаю, что в космонавтике время эффектов дешёвых или не очень давно прошло.
И китайские коллеги это прекрасно понимают не хуже Маска.
Я так думаю.

Виктор Левашов

Цитата: Виктор Левашов от 25.05.2025 22:55:34Я думаю, что в космонавтике время эффектов дешёвых или не очень давно прошло.
Даже Рогозин давно уже на Ютубе не декламирует Александра Блока.


RaZoom

Цитата: Demir_Binici от 25.05.2025 20:34:55Коммерческих говорите?
Три спутника приблизительной массой по 50 кг. На ракете, для которой на официальном сайте указано 4 тонны на 500 км SSO?
Для версии ZQ-2 было 1,5 тонны на ССО - а потом это уже какой-то детсад - высчитывать проценты от максимально возможной ПН для каждого из носителей.

Demir_Binici

#194
Цитата: RaZoom от 25.05.2025 23:57:33
Цитата: Demir_Binici от 25.05.2025 20:34:55Коммерческих говорите?
Три спутника приблизительной массой по 50 кг. На ракете, для которой на официальном сайте указано 4 тонны на 500 км SSO?
Для версии ZQ-2 было 1,5 тонны на ССО - а потом это уже какой-то детсад - высчитывать проценты от максимально возможной ПН для каждого из носителей.
ZQ-2 и ZQ-2E, насколько я разобрался, это неофициальные названия. На сайте Landspace не было никаких двух ZQ-2 и сейчас нет. Есть только одна ZQ-2 с грузоподъемностью 4 тонны на SSO. И вроде только уже ближе к концу 2024 года выяснилось, что предыдущие пуски это какая-то недоделанная  ZQ-2. Вот и окрестили их на NSF для ясности ZQ-2 и ZQ-2E.

И надо же как-то дифференцировать тестовые пуски. Определять когда завершились экспериментальные полёты. Когда болванку запускают, то понятно. Но последнее время пошла мода на запуск заодно всяких мелких спутников, и насколько я представляю, почти задаром или по цене меньше rideshare.
Цитата: RaZoom от 25.05.2025 23:57:33NG тоже не особо загружена была - там ПН даже смешнее смотрелась в объеме огромного обтекателя.
Я про то и говорю - тестовый полёт. Действительно будет смешно, если сказать, что Blue Origin уже начали выводить спутники. Это же относится и к первому полёту Ariane 6, и к прошлогоднему запуску Ангары А5 с Восточного.

Конечно, можно найти примеры, когда на огромной ракете, что-то совсем несоразмерно мелкое выводят. Но это весьма редкие случаи.
Спойлер
Бывают разные обстоятельства. Например на вполне уже отработанной Falcon 9 запускали Formosat-5 и IXPE. За IXPE кстати заплатили нормально, хотя и несколько меньше, чем например за DART. Ещё планируют запустить NAOS (LUXEOSys) массой 645 кг на SSO. За него уже скорее всего по полной программе заплатили.
[свернуть]

RaZoom

Цитата: Demir_Binici от 26.05.2025 00:31:26ZQ-2 и ZQ-2E, насколько я разобрался, это неофициальные названия. На сайте Landspace не было никаких двух ZQ-2 и сейчас нет. Есть только одна ZQ-2 с грузоподъемностью 4 тонны на SSO.
Вы конечно можете отрицать реальность и погружаться в иллюзорный мир, где существует лишь одна версия ZQ-2 - это ваше право. Но в действительности их две и версия ZQ-2E значительно отличается от первой:

ЦитироватьЕще до первого пуска начались работы по модернизации носителя с целью увеличения его грузоподъемности и повышения надежности. Новая версия получила китайское наименование 朱雀二号改 (чжуцюэ эр хао гай, где последний иероглиф имеет значение «изменять, исправлять») и соответствующее ему англоязычное наименование Zhuque-2E.
Было решено провести модернизацию двигателей первой ступени до версии TQ-12A тягой 81.6 тс, а саму ступень удлинить до 38.8 м с целью увеличения объема баков и длительности работы. На второй ступени запланировали замену сложной ДУ одним двигателем TQ-15A тягой 87.4 тс и с пределами дросселирования 55–110%. За счет качания на ±4° по двум осям обеспечивалось управление по тангажу и рысканью, а для управления по крену и для точного задания конечной скорости устанавливалась отдельная вспомогательная силовая установка YQ-10 (云雀, Юньцюэ) на гидразине. Она же обеспечивала осаждение компонентов топлива для включения маршевого двигателя. Применение соплового насадка из ниобиевого сплава позволило увеличить удельный импульс на 13 сек. Возможность трехкратного включения ЖРД TQ-15A обеспечивала реализацию сложных профилей выведения с пассивными участками, а быстрая заправка баков ступени переохлажденными компонентами сокращала и упрощала процесс предстартовой подготовки.
Такая «Чжуцюэ-2E» по проекту имела высоту 55 м и стартовую массу 264 т при стартовой тяге 327 тс. Заявленная грузоподъемность составляла до 3500 кг на солнечно-синхронную орбиту высотой 500 км с дальнейшим увеличением до 4000 кг. Полезный груз размещался под обтекателем диаметром 4.20 м и высотой 8.717 м.
https://novosti-kosmonavtiki.ru/articles/206165/

Цитата: Demir_Binici от 26.05.2025 00:31:26Я про то и говорю - тестовый полёт.
Вы всё же не поняли - максимальная возможность Вулкана 12100 кг на отлетную траекторию к Луне, а полезная нагрузка составила 1283 кг (которая по факту оказалась вовсе не полезной, а техническим мусором) - что по факту и составляют те же самые 10%, которые мы наблюдаем в первом полете ZQ-2 с полезной нагрузкой. Второй полет Вулкана вообще состоялся с болванкой. Третий полет откладывается с ворчанием военных.
Так что говорить о том, что у Вулкана были не тестовые полеты - как-то глупо...

Demir_Binici

Цитата: RaZoom от 26.05.2025 10:31:36
Цитата: Demir_Binici от 26.05.2025 00:31:26ZQ-2 и ZQ-2E, насколько я разобрался, это неофициальные названия. На сайте Landspace не было никаких двух ZQ-2 и сейчас нет. Есть только одна ZQ-2 с грузоподъемностью 4 тонны на SSO. ...
Вы конечно можете отрицать реальность и погружаться в иллюзорный мир, где существует лишь одна версия ZQ-2 - это ваше право. Но в действительности их две и версия ZQ-2E значительно отличается от первой:
Зачем обрезать цитаты? Чтобы выставить собеседника идиотом?
Ой, открытие сделали - две версии, а мужики и не знают.

В обрезанной вами цитате я и писал про две версии:
Цитата: Demir_Binici от 26.05.2025 00:31:26... И вроде только уже ближе к концу 2024 года выяснилось, что предыдущие пуски это какая-то недоделанная  ZQ-2. Вот и окрестили их на NSF для ясности ZQ-2 и ZQ-2E.
Понятно, что есть две версии. Но на официальном сайте компании нет и не было указаний ни на какую стандартную и улучшенную версии. С самого начала было указание только на на одну ZQ-2, без E. Там и сейчас так указано. И указано, что на 500 км SSO оная ракета выводит 4 тонны.

Не маркетировалась версия на 1.5 тонны, а маркетировалась только версия 4 тонны. Пока не были готовы TQ-15A и TQ-12A они запускали что могли. Я не хочу сказать, что не надо было запускать. Наверное им видней, и надо было, раз запускали. Но на основании того, что никаких двух названий ZQ-2 и ZQ-2E они не приводят, а сохраняют одно я делаю вывод, что нормальная версия ракеты одна и полетела она впервые в ноябре 2024 года, и кстати с тестовыми спутниками. А до этого была некая редуцированная/beta версия, на которой лишь в третьем и последнем её запуске запустили тестовые спутники общей массой ~150 кг. Так что началом эксплуатации, можно считать только ноябрь 2024 года, когда ПН можно назвать полезной, а её масса хоть как-то коррелирует с возможностями ракеты.

Впрочем, если кому-то греет душу, что в Китае на эксплуатируют ракеты на метане с декабря 2023 года или хоть с июля, то пускай - "сакральный орбитальный полёт".  ;D    

Цитата: RaZoom от 26.05.2025 10:31:36Вы всё же не поняли - максимальная возможность Вулкана 12100 кг на отлетную траекторию к Луне, а полезная нагрузка составила 1283 кг (которая по факту оказалась вовсе не полезной, а техническим мусором) - что по факту и составляют те же самые 10%, которые мы наблюдаем в первом полете ZQ-2 с полезной нагрузкой. Второй полет Вулкана вообще состоялся с болванкой. Третий полет откладывается с ворчанием военных.
Так что говорить о том, что у Вулкана были не тестовые полеты - как-то глупо...
Глупым я называю детские попытки выставить собеседника идиотом обрезая цитаты. Также глупо приводить фальшивые цифры, которые легко проверяются. Открываем User's Guide за октябрь 2023 года и видим, что для VC2S максимальная масса груза 6,200 kg (при TLI Orbital Energy: -2 km 2 /sec 2). Таким образом масса Peregrine составила 20.7% от максимально заявленной.

По факту Peregrine оказался просто одной из неудачных миссий программы NASA CPLS. Совершенно излишне упоминать про неисправность Peregrine, как и про второй полёт, выполненный с болванкой из-за неготовности ПН и стремления быстрее завершить две миссии до начала миссий NSLS. Второй полёт должен быть с многоразовым КК по программе NASA CRS-2.

Demir_Binici

#197
Цитата: RaZoom от 25.05.2025 13:56:01ZQ-2 конструктивно схожа с CZ-2C, которая тоже способна вывести около 1,4 тонны на ССО - так что тут претензий особо нет. ZQ-2E уже является собственной модификацией от LandSpace, что здорово.
Ну и где рассказ про загадочную связь между ZQ-2 и CZ-2C?
Что там общего между ними?

К чему были эти загадочные намёки?
Цитата: RaZoom от 25.05.2025 16:53:40А, всё, понял - вы не в теме

Вы сделали вывод, что ZQ-2 НЕ является собственной модификацией от LandSpace на основе этой невинной фразы?
ЦитироватьВ остальном она была очень похожа на «классический» китайский двухступенчатый носитель CZ-2C или CZ-2D.

А если вам скажут, что ZQ-2E очень похожа на «классический» советский двухступенчатый носитель Космос-3М, то к каким выводам вы придёте?

RaZoom

LandSpace выходит на биржу

ЦитироватьСогласно документам от 25 июля 2025 года, LandSpace планирует провести первичное публичное размещение акций (IPO) на площадке Совета по инновациям в области науки и технологий Шанхайской фондовой биржи (STAR Market). Заявленная цель Совета — расширить возможности поддержки технологических инноваций, одновременно способствуя качественному развитию экономики Китая.

На данный момент LandSpace, пожалуй, занимает прочную позицию перед своим первичным публичным размещением акций. Недавно, в июне, компания завершила статические огневые испытания своей частично многоразовой РН Zhuque-3, запуск которой запланирован не ранее 30 сентября. Также были совершены два успешных запуска модернизированной РН Zhuque-2E , и на подходе ещё несколько. Компания также планирует запуск группировки спутников Honghu-3 (鸿鹄-3) для потенциального стабильного источника дохода наряду с пусковыми услугами, который может быть получен за счёт регулярных запусков мегагруппировок GuoWang и Qianfan.

Срок подачи заявок LandSpace на первичное публичное размещение акций позволит компании выйти на биржу в случае одобрения в начале 2026 года. По совпадению, а может быть, и намеренно, это произойдет после как минимум одного запуска Zhuque-3 и возможной посадки первой ступени ускорителя (которая может стать первой для Китая). Наличие хотя бы одного запуска Zhuque-3, способного вывести на орбиту до 21 300 килограммов, а также потенциально успешных посадок ускорителей станет серьезным стимулом для доверия инвесторов.
https://www.china-in-space.com/p/landspace-eyes-ipo-on-shanghai-stock

Demir_Binici

Цитата: RaZoom от 03.08.2025 15:28:40Компания также планирует запуск группировки спутников Honghu-3 (鸿鹄-3) для потенциального стабильного источника дохода наряду с пусковыми услугами, который может быть получен за счёт регулярных запусков мегагруппировок GuoWang и Qianfan.
Возможно что Qianfan перестали запускать как раз из-за задержек с ZQ-3. Государственная CZ-6A, на которой раньше запускали, выводит государственные GuoWang. Так что спрос есть. Правда и конкуренты есть, но их ракеты пока примерно в той же степени готовности, что и ZQ-3.