Популяризаторы космонавтики - прогрессоры человечества

Автор АниКей, 20.06.2018 12:09:18

« назад - далее »

0 Пользователи и 2 гостей просматривают эту тему.

АниКей


mk.ru

Эксперты рассказали, как российская космонавтика начинает новый виток своего развития
Наталья Веденеева


Двенадцать лет назад в головном институте Роскосмоса – ЦНИИ машиностроения состоялся большой научно-технический совет, на котором представители 13(!) организаций отрасли больше 8 часов совещались на тему, куда лететь России — на Луну или сразу на Марс. Сегодня так вопрос уже не стоит. Всем понятно, что в приоритете у нас Луна. Не только потому, что у России есть межпланетная станция «Луна-25», которая ждет своего старта в июле этого года, но и потому, что есть договоренность с китайскими товарищами вместе строить окололунную станцию, а может быть, и лунную базу. Накануне Дня космонавтики мы оценили с нашими экспертами, с чем вступает в новый этап международной кооперации наша космическая отрасль.
«В хорошие-то времена на космос денег не было, а вы хотите, чтобы мы сейчас о Луне думали!» –  возмущался на днях один мой знакомый, экономист по профессии. У финансистов всегда денег ни на что не хватает, только в один прекрасный день откуда-то всплывают  сотни миллиардов евро,  причем, всплывают не у нас, а за границей... Так что давайте не будем про «денег нет, но вы держитесь», – в каждом олигархе, как говорится, можно найти что-то хорошее для блага страны, если хорошенько поискать...  
На чем летим в будущее?
Сегодня мы, увы, уже не претендуем на технологические подвиги, подобные тем, которые совершал Сергей  Павлович Королев. Его нишу, по мнению многих, занял мечтатель и деятель в одном лице Илон Маск, но это не значит, что мы должны уступить и все остальные позиции. Вызовом для нас является создание современных ракет-носителей, спутниковых группировок, которые обеспечивают гражданам хорошую навигацию, связь, точные карты. Несмотря ни на что, нельзя отказываться от создания новейших космических кораблей для пилотируемого освоения космоса. Наша страна уже с большим трудом удерживает паритет по пилотируемым запускам, по подготовке экипажей к длительному пребыванию на орбите, и это нельзя сбрасывать со счетов.
Подумать только, мы по сути до сих пор эксплуатируем королевскую «семерку» – ракету-носитель Р-7! Да, ее самая продвинутая версия – РН «Союз-2» самарского РКЦ «Прогресс» выполняет все поставленные задачи по-максимуму, это самый универсальный носитель, который сегодня может стартовать сразу с четырех космодромов: с Байконура, с Восточного, с Плесецка, с Куру, выводя на орбиту до 8 тонн полезной нагрузки, включая космические корабли и спутники различного назначения.
«Союз-2» обеспечивает выведение на орбиту пилотируемых кораблей «Союз» и грузовиков «Прогресс», но в ближайшем будущем ему на смену придут другие носители, которые создаются для более современных, комфортных «Орлов». Самым реальным претендентом на эту роль является «Союз-5» (наследник российско-украинской РН «Зенит»). Он будет выводить новые корабли на низкую орбиту (там, где сейчас летает МКС). Ранее его летные испытания планировались на конец следующего года, теперь, в связи с определенными событиями (о них чуть позже), сроки первых стартов пока неизвестны. 
Что касается полета к Луне, так далеко «Союз-5» «Орла» уже не потянет. Для этого планируется задействовать создаваемую в Центре им. Хруничева более тяжелую ракету-носитель «Ангара-А5». Как сообщил на днях агентству ТАСС гендиректор Центра Алексей Варочко, первая «Ангара-А5» будет поставлена на космодром Восточный для предполетной подготовки уже в конце 2023-го года.
Что касается первого беспилотного запуска корабля «Орел», который строится в РКК «Энергия», мнения разных экспертов по поводу сроков начала его летных испытаний расходятся: одни считают, что они начнутся в 2024-м, другие называют более реальным 2025 год.                                      
Ситуацию с импортозамещением в космической отрасли мы обсудили с членом Российской академии космонавтики им. К. Э. Циолковского Александром Железняковым.
- Если мы говорим о кораблях «Союз» или ракетах, а точнее о системах управления ими, на них не накладывают санкций (ведь они возят на МКС и американцев с европейцами). А вот доступ ко многим комплектующим для нашей новой космической техники –  под запретом. Теперь приходится добывать их при помощи параллельного импорта или создавать свое, – говорит Александр Борисович. – Взять хотя бы межпланетную станцию «Луну-25», старт которой мы с нетерпением ожидаем в июле этого года. Это будет первый пуск нашего аппарата на Луну, спустя 47 лет. Мы планировали ее запуск еще в 2022-м, но не смогли осуществить его, поскольку европейцы в последний момент забрали из проекта свой допплеровский измеритель скорости и дальности, без которого невозможна мягкая посадка аппарата на Луне. Нам понадобился год, чтобы создать свой прибор, провести его тестирования. 
 Примерно та же причина – нежелание иностранцев поддерживать наши новые проекты – отдаляет, по словам Железнякова, осуществление и многих других проектов. Но, уверенно говорит он, мы обязательно их осуществим.
С кем летим?
Поскольку главной целью трех космических держав – России, США и Китая – является экспансия Луны, которую надо осуществить до конца нынешнего десятилетия, начиная с 2010-х годов начали создаваться альянсы. Сначала руководство Роскосмоса изъявляло желание примкнуть к американской программе «Артемида». Однако, не удовлетворившись второстепенной ролью в ней, в марте 2021 года подписало меморандум о Международной научной лунной станции с Китаем. На нашем естественном спутнике, согласно проекту, планируется создать сначала посещаемую, а потом и обитаемую базу. 
– Я думаю, что совместный лунный проект станет вершиной наших отношений с китайцами, – говорит эксперт в области космонавтики Андрей Ионин. – Надеюсь также, что он перерастет российско-китайский формат и станет общим проектом для стран БРИКС (союз пяти государств: Бразилии, России, Индии, КНР, ЮАР- Авт.). Думаю, все их представители разделяют эту идею, ведь любой международный проект – это жесткие сроки, бюджет и политическая ответственность каждой из стран-участниц, а значит – более ожидаемый успех предприятия. На пути к лунной станции нам можно было бы скооперироваться в создании кораблей и ракет.
Второй большой целью нашего альянса я вижу совместные программы совместного развития спутниковых группировок с китайцами. Как вы слышали, договор между руководителями нашей навигационной системой ГЛОНАСС и китайской Бэйдоу уже подписан. Дальше было бы неплохо договориться и по поводу совместной системы дистанционного зондирования Земли и космического интернета по типу StarLink Илона Маска. Думаю, что нечто подобное уже планируется, не случайно же глава Роскосмоса Юрий Борисов был членом узкого круга российских представителей во время переговоров с Си Цзиньпином в Москве.
Откуда летим?
На фоне последних политических событий мы ушли с космодрома в Куру и сильно схлестнулись с казахами, которые арестовали имущество нашего Центра эксплуатации наземной инфраструктуры на Байконуре на 2 миллиарда рублей (13 с лишним миллионов тенге). Причина раздора – до сих пор не доведенный до ума, то есть, до пусков, российско-казахский стартовый комплекс «Байтерек». 
Договор о создании космического комплекса был подписан президентами Путиным и Назарбаевым в 2004 году. Казахская сторона, которая была заинтересована в технологическом развитии страны, должна была вкладывать деньги в модернизацию стартового стола, российская – готовила саму ракету-носитель. Первоначально на роль «международного» носителя рассматривалась «Ангара».

Фото: roscosmos.ru 
- Для России, по сути, этот вариант был вполне выгоден, ведь в Плесецке под «Ангару» у нас уже был переделанный стол РН «Зенит», – поясняет Андрей Ионин. – То же самое должно было появиться и в Казахстане, где можно было все обустроить по образу и подобию варианта в Плесецке. Но, к сожалению, дальше у нас началась свистопляска... По первоначальным планам, «Ангара» должна была появиться в 2007-2008 годах, однако сроки много раз переносились, и руководство Роскосмоса решило поменять ракету для «Байтерека», полностью воссоздав из российских комплектующих «Зенит». Увы, и он надолго не задержался, – после мы еще несколько раз меняли мнение по поводу ракеты-носителя, пока не остановились на «Союзе-5». Но и с ним ничего пока не вышло ввиду отсутствия понимания, зачем это вообще нужно. В 2022 году должны были состояться первые испытательные пуски, но сроки были сорваны, причем, свой вклад в это внесла и казахская сторона.
– Зачем-то раньше нужно было это соглашение, раз стороны подписали его?
– В 2004-м, когда была другая политическая ситуация, создание на Байконуре «Байтерека» было жестом, скрепляющим  отношения России и Казахстана. Одновременно мы переподписали договор об аренде собственности Байконура (вся она после распада СССР стала принадлежать Казахстану). Аренда стоила нам по 115 миллионов долларов в год.
- По-вашему, это было справедливо?
- На то время справедливо, ведь у нас тогда с Байконура летали «Союз», «Протон», «Зенит», «Днепр». Сейчас, когда количество стартов сократилось чуть ли не в пять раз, – нет «Зенита», нет «Днепра», к завершению идет программа «Протонов», а ракеты стартуют только с двух действующих площадок (у нас – по 4 старта в год), на мой взгляд, это дороговато.
– Как можно было бы по-вашему оживить наши отношения с Казахстаном в части пользования космодромом?
– Рассориться и бросить все там, конечно, было бы большой глупостью. Ведь, как ни крути, на Байконуре нашими специалистами создана отличная (и очень дорогостоящая) инфраструктура, включая техническую и стартовую. Все до сих пор надежно работает. Не будет этой инфраструктуры - пока неоткуда будет отправлять наши пилотируемые корабли. Поэтому, на мой взгляд, нам обязательно надо договариваться и развивать на Байконуре разные программы. В первую очередь – довести до ума «Байтерек», создав для него ракету среднего класса, тот же «Союз-5». Пригласить в кооперацию еще и ОАЭ, которые давно присматриваются к Байконуру. Казахская площадка, наши технологии, арабские деньги, – все это отлично могло бы работать.
– Слышала, что у наших может быть опасение по поводу «увода» российских технологий в случае такой кооперации, и тогда мы можем лишиться заказов даже на те пуски, которые у нас еще есть.
- Невозможно догнать того, кто впереди, и кто быстро бежит. Если Россия будет развиваться технологически, не надо бояться, что ее в чем-то обгонят. Наоборот, если другие страны перейдут на наши стандарты и наши инженерные школы, это хорошо, пускай как можно больше стран развивается в русле наших технологий, зависят от них!
 ... Пока же основная надежда на будущие пуски связаны у нас с космодромом Восточный. Как я уже писала,  на сегодняшний день, с него стартуют лишь ракеты-носители «Союз-2», но уже в декабре 2023-го здесь состоятся первые наземные испытания ракеты-носителя «Ангара-А5», три первых летных пуска которой уже были осуществлены ранее с космодрома Плесецк. Для пилотируемых пусков планируется в будущем использовать вариант «Ангара-А5П».
Если мы сейчас откажемся от нашего гипотетического бега за космическими результатами, то уже с 2025-го года будем кусать локти, потому что к этому времени американцы высадятся на Луне, в 2026-м китайцы отправят туда же свою автоматическую станцию... Начнется совершенно новый виток развития космонавтики, но без нас. Ради этого ли рисковали жизнями наши первые космонавты, совершали трудовые и научные подвиги конструкторы и инженеры?
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

Популяризаторы ,онЕ такие популяризаторы! ;D
Д т н сподобился: Чтобы увеличить время пребывания на Луне, базу можно обшивать кирпичами из реголита и водного льда. Вода хорошо останавливает радиацию. А чтобы идеально защитить человека, базу стоит спрятать на дно озера с водой глубиной 10 м. ;D :'(

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей


nauka.tass.ru

Российские разработчики выложили в сеть программный код симулятора космических аппаратов
ТАСС


ТАСС, 14 апреля. Разработчики российского космического симулятора "Орбита" выложили в открытый доступ программный код первых версий симулятора, благодаря этому школьники в кружках, на уроках физики смогут сконструировать космический корабль, смоделировать его посадку на различные планеты и выполнение миссий на околоземной орбите. Об этом сообщили ТАСС в пятницу в пресс-службе Кружкового движения Национальной технологической инициативы (НТИ).
"Как рассказал один из разработчиков "Орбиты", президент Ассоциации участников технологических кружков, лидер проектов Кружкового движения НТИ Алексей Федосеев, идея симулятора заключалась в том, чтобы каждый школьник мог попробовать сконструировать и запустить космический корабль, выполнить с его помощью настоящую миссию на далекой планете. <...> Первая версия "Орбиты", созданная при поддержке компаний "Образование будущего", "Спутникс" и Агентства стратегических инициатив, активно использовалась на летних школах всероссийской программы "Лифт в будущее", для занятий со школьниками и учителями, на ней проводились турниры по моделированию космических аппаратов", - сообщили в пресс-службе.
Позже была разработана вторая версия симулятора, в ней космический аппарат летал только вокруг Земли, но выполнял более сложные миссии: рассчитывал полет, температуру, позволяющую аппарату не перегреваться, фотографировал земную поверхность или передавал связь между наземными пунктами сообщения. С использованием этой версии в 2015/2016 учебном году впервые прошла Олимпиада НТИ (ныне - НТО). Обе версии "Орбиты" теперь доступны для скачивания и использования всем желающим.
"Сегодня в технологическом образовании используется промышленный симулятор от "Образования будущего", но первые версии "Орбиты" имеют большое значение для стартового инженерного образования, поэтому мы опубликовали их код под свободной лицензией. Надеемся, что наш симулятор будет интересен педагогам и наставникам, студентам и школьникам. Симулятор можно использовать как точку входа школьников в космическую инженерию, на нем можно работать в кружках и на уроках физики, в нем воплощено множество физических моделей: баллистика, теплообмен, радио, электрика, механика и так далее. Поскольку у "Орбиты" теперь открытый код, любой человек может и использовать его, и вносить предложения по его улучшению, благодаря чему симулятор будет развиваться и дальше", - отметил Алексей Федосеев, которого процитировали в пресс-службе.
О Кружковом движении НТИ
Кружковое движение НТИ - это всероссийское сообщество технологических энтузиастов, которое охватывает более полумиллиона школьников, студентов и наставников во всех регионах страны. Его цель - формирование следующего поколения предпринимателей, инженеров, ученых, управленцев, способных задумывать и реализовывать проекты, создавать новые решения и технологические компании, направленные на развитие России и всего мира.
Среди инициатив движения Национальная технологическая олимпиада, проектные школы и хакатоны "Практики будущего", всероссийская акция "Урок НТО", цифровая платформа поддержки талантов и конкурс цифровых портфолио абитуриентов "Талант НТО", Всероссийский конкурс кружков, Всероссийский конкурс Open source проектов школьников и студентов и другие. В 2022 году Кружковое движение НТИ вошло в число учредителей Российского движения детей и молодежи "Движение первых", созданного по инициативе президента России Владимира Путина.
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей


rgantd.ru

Открытие выставки «Человек. Земля. Вселенная»


21 апреля в выставочном зале РГАНТД открывается выставка «Человек. Земля. Вселенная». Проект подготовлен архивом совместно с художником Михаилом Мантулиным.
Выставка задумывалась как празднование юбилейной даты — 50-летия выхода одноименной программы на советском Центральном телевидении, посвященной космонавтике. Бессменным ведущим программы «Человек. Земля. Вселенная» с 1973 по 1993 годы был летчик-космонавт СССР, дважды Герой Советского союза, кандидат технических наук, заслуженный мастер спорта В.И. Севастьянов. Однако 2023 год богат на юбилеи, из-за чего тематика выставки была значительно расширена. В этом году отмечается: 550-летие польского астронома Николая Коперника, 50-летие запуска искусственного спутника Земли «Интеркосмос-Коперник-500», 95-летие летчика-космонавта СССР Г.Т. Добровольского, 90-летие космонавта-исследователя В.И. Пацаева, 90-летие летчика-космонавта СССР Е.В. Хрунова, 115-летие академика АН СССР В.П. Глушко и 35-летие со дня полета орбитального космического корабля системы «Буран». Всего на выставке демонстрируется 85 документов из фондов РГАНТД.
Художественная часть проекта включает 50 работ (живопись, графика, эмаль, арт-объекты) калужского художника, архитектора и дизайнера, члена Калужского отделения Союза художников России и Творческого Союза художников России, президента Академии аналитического искусства (АКАНИС) М.Д. Мантулина. Названия его произведений тесно связаны с Землей, космосом и космонавтикой: «Дорога в космос», «Первый полет», «На чужой планете», «Богоматерь вселенская». Арт-объекты художника являются оригинальными коллажами из печатных плат, технических деталей, металла, лазерных дисков и тому подобных элементов. Отдельные арт-объекты выполнены с использованием кинетизма.
Документально-художественный выставочный проект «Человек. Земля. Вселенная» дополняют книжные и периодические издания, хранящие историю науки, техники и культуры, и объединенные темой космоса.
В рамках проекта «Архивный openspace» 21 апреля состоится показ документального фильма из фондов РГАНТД «От Коперника до ,,Коперника"» (Центрнаучфильм, 1973 г., реж. Д. Антонов). Фильм знакомит с историческими местами Польши, связанными с именем Николая Коперника, рассказывает о польско-советском космическом эксперименте «Интеркосмос-Коперник-500».
На открытии выставки перед гостями архива выступит писатель, историк космонавтики Антон Первушин. Он скажет несколько слов о связи между космонавтикой и культурой, о том, как воображение и мечты сначала породили космонавтику, а затем сама космонавтика стала влиять на художественное творчество, внедряя в общество новые символы, образы, слова и смыслы. Писатель расскажет об «архивной революции», и о том, как РГАНТД участвует в ней, раскрывая подлинную историю космонавтики, что дает возможность заново переосмыслить ее, в том числе через призму литературы, живописи и кинематографа.
Ю.В. Маслова
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

Наименьший квадрат

Снова организация какой-то головной компании... Ничего никто не сможет сделать, если в принципе космическое приборостроение расчитано на производство 6ти приборов в год. И уже запланирована загрузка под текущие проекты. Из чего эта компания собирается что-то производить? Должна поменяться вся промышленность, а от создания одной головной фирмы - ничего не изменится. Ее поставшики приборов и систем пошлют лесом, скажут "нам и так неплохо, а вы там сами разбирайтесь со своими инновациями".
"Всё будет как по маслу. Вначале каждый вечер пение, потом в сортирах замёрзнут трубы, потом лопнет котёл в паровом отоплении и так далее. Крышка Калабухову!" (с)

Старый

1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер


АниКей

naked-science.ru

Сравнение размеров Super Heavy/Starship с самым большим серийным самолетом А-380

Детище Илона Маска состоит из корабля Starship и ракеты Super Heavy. Чтобы понять наглядно размеры предлагаем сравнить с Airbus A380 и Boeing 737-800. 

© SpaceX, Getty Image
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

Liss


https://russian.news.cn/20230420/2d3d3b9e33c1467095c998443f06e119/c.html
ЦитироватьЭксклюзив: Достижения Китая в освоении космического пространства по-настоящему впечатляют -- А. Железняков
2023-04-20 19:55:45丨Russian.News.Cn
Москва, 20 апреля /Синьхуа/ -- Успехи Китая в освоении космического пространства за последние годы впечатляют. Особенно поражают темпы развития аэрокосмической отрасли. Об этом заявил академик Российской академии космонавтики, историк космонавтики Александр Железняков в эксклюзивном интервью Синьхуа в преддверии Дня космонавтики Китая. Этот праздник отмечается 24 апреля.
"Последние достижения Китая в освоении космического пространства по-настоящему впечатляют: сменяющие друг друга экипажи на борту национальной космической станции, работающие на Луне и Марсе планетоходы, многочисленные научные спутники, группировки космических аппаратов прикладного назначения /навигационные, телекоммуникационные, метеорологические, дистанционного зондирования Земли/. А если судить по планам на ближайшие 5-10 лет, то впереди нас ожидают еще более масштабные проекты, которые намерены осуществить китайские ученые и инженеры", -- сказал А. Железняков.
Китай и Россия сотрудничают в космосе все теснее и теснее, отметил историк космонавтики. Стороны активно работают по интеграции своих навигационных систем /"Бэйдоу-3" и ГЛОНАСС/, в разработке средств и методов очистки околоземной орбиты от космического мусора, в создании средств наземной инфраструктуры, в совместной подготовке специалистов аэрокосмической отрасли. "Особо надо отметить перспективные китайско-российские проекты, которые могут быть реализованы в ближайшее время. Например, проект создания лунной исследовательской станции".
Двухстороннее китайско-российское сотрудничество в космосе может стать основой для более широкой международной кооперации, считает академик.
А. Железняков отметил усилия Китая по созданию глобальной системы раннего предупреждения стихийных бедствий и экстремальных погодных условий. "Пожалуй, сейчас только Китай способен объединить усилия большого числа стран для создания глобальной системы. Те разработки, которые китайские специалисты сегодня используют для своих национальных нужд, можно будет в будущем тиражировать в международной кооперации", -- считает он.

И еще:

https://english.news.cn/20230424/5e5ee66a0e2b4f4187b40087729019ce/c.html
ЦитироватьInterview: China's success in aerospace industry important to world's sci-tech development, says expert
Source: Xinhua Editor: huaxia 2023-04-24 09:43:15
ST. PETERSBURG, April 24 (Xinhua) -- China's success in the aerospace industry is "of great importance to the development of world science and technology," a Russian expert has said.
"China's achievements in space exploration are impressive: several crews were successively sent to space; planetary rovers were operating on Mars and the Moon; plenty of satellites of different purposes were successfully launched, including navigation satellites, communication satellites and meteorological satellites," Aleksandr Zheleznyakov, a Russian historian of astronautics and member of the Tsiolkovsky Russian Academy of Cosmonautics, said in an interview with Xinhua on Thursday.
The historian, who has published more than 30 aerospace history books, said that China's aerospace industry is developing at a striking pace.
"It (China) has taken steps with confidence and has taken a leading position in many fields of aerospace," Zheleznyakov said, adding that China has become a space power.
The expert said that China is committed to international cooperation in large and complex space projects, and its cooperation with Russia in the field of aerospace is growing.
The two sides are actively working "to integrate their global satellite navigation systems, to develop methods to remove space debris from the near-Earth orbit, to build ground-based infrastructure facilities, and to jointly train aerospace specialists," Zheleznyakov said.
Bilateral cooperation in space can become the basis for broader international cooperation, he said.
Many others are not able to implement their own space programs, but are ready to participate in space exploration, he said, adding that China is a very attractive partner for many countries in this regard.

Сказанное выше выражает личную точку зрения автора, основанную на открытых источниках информации

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей


naked-science.ru

Starship проделал на Земле при старте громадную дыру. Почему это может отменить создание баз на Луне и Марсе?
Александр Березин
 

Причиной неуспеха первого испытания Starship могла стать его собственная мощь. Буквально за секунды он вырыл под собой многометровую яму, разбросав куски железобетона во все стороны на километры. Это не только повредило часть инфраструктуры космодрома, но и, возможно, рикошетом ударило по двигателям. Но почему SpaceX не сделала для Starship такой газоотвод, как на Байконуре? И каким образом Starship будет садиться на другие планеты и взлетать с них — ведь взлеты и посадки без газоотвода могут вывести из строя любую базу, которая неизбежно будет находиться рядом?
Облако от старта нового носителя может иметь куда большее значение для его будущего, чем кажется невооруженному глазу / ©SpaceX
Облако от старта нового носителя может иметь куда большее значение для его будущего, чем кажется невооруженному глазу / ©SpaceX
После неудачного первого запуска собранного в единое целое Starship всю сеть обежали фото серьезных повреждений его стартового стола — многометровой ямы, которую выжгли 33 ракетных двигателя первой ступени. И это несмотря на то, что под «стартовой табуреткой» (на фото) был слой лучшего по огнеупорности железобетона толщиной больше метра.
Множество отраслевых комментаторов обратили внимание, что три вышедших из строя сразу после старта двигателя Raptor находились с одной стороны низа ракеты и в одной секции. Почти наверняка они получили те или иные повреждения при старте, а не вышли из строя «одновременно и случайно». Не исключено, что те же повреждения — в том числе и от обломков бетона стартовой площадки — привели и к провалу пуска в целом.
Однако это самые очевидные и бросающиеся в глаза выводы. Хорошо известно, что на Starbase (так SpaceX называет свою стартовую базу в Бока-Чика) уже завезли стальную плиту, которую планируют подложить под «табуретку» для запуска Starship и охлаждать огромным объемом прокачиваемой воды. Перед апрельским пуском ее просто не успели уложить — не хватило времени.
Ободранный стартовый стол в Бока-Чика. Обычно обломки при старте летят под небольшими углами, но исключительная мощность струй плюс рикошета от
Ободранный стартовый стол в Бока-Чика. Обычно обломки при старте летят под небольшими углами, но исключительная мощность струй плюс рикошета от "табуретки", с которой взлетал Starship, сделали удары обломков по самому носителю достаточно вероятными / ©Wikimedia Commons
Такая плита выдержит нагрев от газовых струй. То есть и разлета бетона при старте не будет, что радикально упростит будущие полеты. Конечно, к плите хорошо бы приложить газоотвод а-ля Байконур. А с учетом близких грунтовых вод на Бока-Чика такой газоотвод придется делать «насыпным», над поверхностью, что потребует месяцев стройки и заметных денег. Однако все это — решаемые проблемы.
Но стоит взглянуть на ситуацию более детально. А на других небесных телах, не на Земле, удастся ли решить такие проблемы? Ведь там они тоже будут. И пути решения пока совершенно неочевидны.
Миссия «Артемида» под угрозой?
Напомним: NASA планирует использовать Starship для высадки на Луне, причем формально — в ближайшие пару лет. Правда, пока это маловероятно, потому что пока NASA даже скафандры нормальные для лунной высадки не сделало. Лунные скафандры эры «Аполлонов», во-первых, слишком старые, во-вторых, у них плохо гнутся колени и масса других проблем. Без новых скафандров высадки не будет, даже если все остальные системы будут готовы к 2024 году (что тоже практически невероятно).
Но все-таки очевидно, что в ближайшие несколько лет сесть на Луну Starship придется. И вот тут фото «погрызенного» им стартового стола из жаропрочного бетона начинает приобретать очень-очень большое значение.
Дело в том, что при использовании посадочных лунных модулей «Аполлонов» проблемы с «рытьем посадочной площадки» ракетными двигателями уже были. По некоторым оценкам, каждая посадка поднимала вверх 1,7 кубометра лунного реголита. На вид — просто пыль, пусть и массой в тонны.
Вот только масса поднимаемого при посадке грунта прямо пропорциональна массе сажаемого корабля, а также тяге посадочных двигателей. Посадочный модуль «Аполлонов» имел всего 15 тонн массы. Причем на Луну садилось меньше, потому что значительную часть топлива этот модуль сжигал еще до касания спутника. Тяга его двигателя была лишь 45 килоньютонов (при посадке в несколько раз меньше).
Теперь на Луну планирует садиться Starship — конструкция высотой с 17-этажный дом. Его посадочная тяга должна быть в несколько десятков раз больше, чем у посадочного модуля «Аполлонов». Тяга только его вакуумных двигателей при посадке на Луне — порядка 0,6 меганьютонов (при взлете-посадке будет работать лишь часть двигателей, и не на полной мощности).
Если мы умножим 1,7 кубометра грунта, выброшенного тем модулем, на десятки раз, то получим много десятков кубометров грунта. Вполне возможно — более сотни тонн.
В материалах NASA по высадкам «Аполлонов» прямо отмечают: экипажи ряда посадочных модулей (всего их было шесть) во время прилунения ниже 30 метров от поверхности Луны через иллюминаторы не видели вообще ничего. Пыль, поднимаемая посадочными двигателями, образовывала сплошное непрозрачное облако.
Посадка на Луну «Аполлона-14», вид из кабины лунного модуля. Момент довольно слабой видимости вполне различим
Посадка на Луну «Аполлона-14», вид из кабины лунного модуля. Момент довольно слабой видимости вполне различим
Разумеется, радары через такую пыль тоже определяли высоту на местности с сильными погрешностями. А для мягкой посадки высоту надо понимать точно — иначе есть шанс выключить двигатели слишком рано. А это приведет к тому, что или навигатор «подломит ноги» посадочному модулю, после чего взлететь не выйдет, или, что еще хуже, в облаке пыли «поставит» одну из посадочных ног на крупный камень, до посадки скрытый пылью, и завалит посадочный модуль (ракету) на бок. После чего ни поставить его обратно, ни взлететь уже не выйдет.
Если двигатели на посадочного модуля «Аполлонов» полностью блокировали видимость на высоте до 30 метров, то двигатели Starship явно заблокируют видимость на куда большей высоте. Насколько именно большей, предстоит установить экспериментально. С учетом этого обстоятельства сажать американских астронавтов на Луне без предварительной беспилотной посадки туда же Starship — идея сомнительная.
Иными словами, сильно поврежденный пламенем нового носителя бетонный стол в Бока-Чика означает серьезную корректировку всей программы по возвращению людей на Луну. «Артемиде» придется измениться — иначе она рискует погибнуть.
Лунных баз не будет вообще?
Если из предыдущей главы вам показалось, что главная проблема «огненного рытья» Starship — видимость при посадке, то, возможно, вы чересчур оптимистичны.
«Я думаю, пыль — это, возможно, одна из величайших проблем для нормальной работы на Луне. Думаю, мы можем преодолеть остальные физиологические или физические или механическое проблемы — кроме пыли». Из отчета астронавта Юджина Сернана (на фото он внутри лунного модуля) после его полета на Луну / ©Wikimedia Commons
«Я думаю, пыль — это, возможно, одна из величайших проблем для нормальной работы на Луне. Думаю, мы можем преодолеть остальные физиологические или физические или механическое проблемы — кроме пыли». Из отчета астронавта Юджина Сернана (на фото он внутри лунного модуля) после его полета на Луну / ©Wikimedia Commons
Взгляните на фото одного из астронавтов миссий «Аполлонов», Юджина Сернана. Что это за грязь на его скафандре? Это лунная пыль. На Луне нет атмосферы, и поэтому все пылевые частицы, которые Starship поднимет при взлете или посадке, быстро осядут рядом с местом, где он это сделал. Более того: если вы попробуете счистить с себя или какого-то другого предмета пыль на Луне, то она тут же снова осядет — на то, что вы только что чистили. Вторая особенность: из-за отсутствия атмосферы и заметного трения друг о друга у этих частиц имеют не закругленные края, как на Земле, а, напротив, весьма острые. Попросту говоря, это ультрамелкий наждачный порошок, а не пыль в земном смысле этого слова.
Еще одна ее особенность — очень мелкий размер: большинство частиц — 0,02-5,0 микрометра в диаметре. Это тот самый размерный ряд, в котором находится большинство частиц от сгорания ископаемых топлив, на Земле убивающих более миллиона человек в год. Почти все эти частицы — 95 процентов меньше двух микрометров, 40 процентов — менее 0,1 микрометра. Последнюю группу частиц правильнее называть наночастицами. Эффективных фильтров, способных защищать от такого, нет.
После снятия скафандра астронавт оставался в нижнем белье, которое тоже было довольно грязным / ©Wikimedia Commons
После снятия скафандра астронавт оставался в нижнем белье, которое тоже было довольно грязным / ©Wikimedia Commons
Воспоминания астронавтов об этой чудесной субстанции достойны того, чтобы их процитировать:
«Грязь мягка, как измельченный снег, но прилипает ко всему, скафандру, оборудованию внутри модуля, коже и прочему... Было так грязно, что мы не могли читать карты для работы вне корабля... Так много пыли на камере, что мы не могли даже поляризационный фильтр для нее задействовать... Под пылью прятались камни, на которых было легко споткнуться и упасть. Поверхность неоднородна... Мы были черны, как если бы работали в растолченном в порошок графите... Ушло несколько дней [после полета], чтобы эта грязь ушла из-под ногтей».
Не надо думать, что астронавты не пытались удалить с себя эту пыль, пахнущую (внутри модуля) как черный порох. Пытались, в том числе влажными салфетками, ведь при попадании ее в глаза и нос приятного было мало. То, что вы видите на фото, это то, как они выглядели после очистки. В качестве неприятного бонуса пыль давала такое раздражение глазам, что их приходилось промывать специальным раствором, а нос астронавтов был стабильно заложен. Избавиться от этого внутри лунного модуля было невозможно, потому что попавшие туда со скафандром лунные пылинки продолжали летать в воздухе сутками.
Несмотря на небольшую скорость, луномобили объективно страдали от пыли / ©YouTube
Несмотря на небольшую скорость, луномобили объективно страдали от пыли / ©YouTube
У луномобилей, использовавшихся во время миссий, были постоянные технические проблемы из-за пыли, но были вещи и похуже. Возможно, на каком-то этапе именно это «похуже» станет главной проблемой освоения Селены.
Дело в том, что лунная база будущего по логике должна быть близка к месту взлета и посадки Starship. Это технически неизбежно, потому что таскать здоровенные модули для строительства базы на километры на Луне просто нечем. Там нет дорог и тяжелых грузовиков.
В то же время располагать базу ближе километра (в лучшем случае) от точки посадки Starship объективно невозможно. Потому что поднятая им при посадке и взлете пыль быстро покроет все в округе плотным слоем.
 Именно так вышло с Surveyor III — исследовательским автоматом, который лежал на поверхности Луны в 163 метрах от точки посадки модуля миссии «Аполлон-12». Точка посадки была выбрана специально, чтобы астронавты нашли аппарат и оценили, насколько он пострадал за 31 месяц пребывания на лунной поверхности. Аппарат был белый — и астронавты искали его как белый. А нашли... коричневый! Сперва думали, что он выгорел. Однако, потрогав, убедились: он покрыт толстым слоем практически неудаляемой (потому что легко прилипающей снова) лунной пыли.
Surveyor III, фото экипажей «Аполлонов» (после очистки) / ©Wikimedia Commons
Surveyor III, фото экипажей «Аполлонов» (после очистки) / ©Wikimedia Commons
Starship, напомним, даст выброс пыли радикально больше, чем в десятки раз более легкий посадочный модуль «Аполлона». Он покроет толстым слоем пыли любую инфраструктуру лунной базы, если будет стартовать ближе километра от нее.
А это недопустимо. Начнем с того, что любое обитаемое пространство на безвоздушном теле должно иметь средства охлаждения, подобные тем, что мы видим на МКС. Радиаторы охлаждения на Луне, как выяснили экипажи «Аполлонов», быстро покрываются пылью, и удалить ее оттуда нереально. Из-за пыли температура многих технических средств начинает на десятки градусов превышать расчетную, в результате они работают не так хорошо и долго, как рассчитывали их разработчики на Земле.
Когда на МКС начинаются проблемы с охлаждением одного из модулей, космонавты просто переходят в другой — потому что в проблемном может быть и +50, а долгое пребывание в таких условиях может дать летальный исход. Но куда перейдут люди на лунной базе? Сколько бы модулей у нее ни было, близкий взлет Starship покроет неубираемой пылью все радиаторы охлаждения. Бежать некуда.
Снова процитируем астронавта-лунника Юджина Сернана:
«Простые механические устройства с большими зазорами [то есть, в теории, малочувствительные к обычной пыли] с луномобиля TM-2005-213610 8 начали показывать эффекты от пыли... К середине и концу третьей поездки даже такие простые вещи, как замки багажника и транспортной платформы, начали не то что плохо работать, а вообще работать перестали. Они ,,замерзли". Вы стараетесь очистить их от пыли, но это ничего не давало [счищенная пыль в лунных условиях не уносится в сторону, а тут же оседает в районе, где ее счистили]. Эффект этой пыли на зеркала, камеры и даже чеклисты был феноменальным... Когда мы оказались внутри модуля... сняли скафандры, и пыль была на наших руках, лицах, и мы ходили в ней. Вы можете как угодно тщательно чиститься, но пыль заселит каждую трещинку и уголок в корабле и каждую пору в вашей коже».
Пробный заезд Юджина Сернана на луномобиле. Скорость движения во время этого тест-драйва была всего несколько километров в час, но даже при этом облачка пыли в районе колес были неизбежны ©Wikimedia Commons
Пробный заезд Юджина Сернана на луномобиле. Скорость движения во время этого тест-драйва была всего несколько километров в час, но даже при этом облачка пыли в районе колес были неизбежны ©Wikimedia Commons
Он вовсе не драматизирует. NASA отмечает, что уже после пары выходов в скафандрах те начинали «травить» воздух. Это и не удивительно: если на подвижное герметичное сочленение попали мелкие частицы, то скоро они не дадут ему быть герметичным. Потеря давления достигала 0,01 атмосферы в минуту после, повторимся, всего двух выходов. Уже утечка 0,02 в минуту считается недопустимой, поэтому в таких скафандрах в третий выход просто не пускали.
Зададимся простым вопросом: что будет, если воздух начнет травить шлюз лунной базы, на который осядет пыль после пусков Starship? Где в таком случае база возьмет бесконечный источник кислорода для восполнения утечки? А что будет, когда радиаторы ее систем охлаждения покроются пылью, и она начнет перегреваться до температур, несовместимых с жизнью? 
Впрочем, не скроем, в этой области есть и поводы для надежды. В комментарии для Naked Science специалист в области конструирования и производства скафандров (он пожелал остаться анонимным, по причинам, которые читатель поймет ниже) отметил: в том, что касается скафандров, сегодня сделан огромный шаг вперед.
«Материалов, которые были применены в скафандрах «Аполлонов», сегодня в современных скафандрах нет. Вообще, проделан огромный путь в совершенствовании всех подсистем скафандров. В 1986 году были проведены ресурсные испытания перчатки советского скафандра «Орлан-ДМ» для внекорабельной деятельности, которая была копией американской перчатки скафандра «Аполлонов». Ее ресурс был 300 сгибаний-разгибаний кистевого шарнира – это ничто, абсолютно недостаточно для полноценной работы. В 2006 году ресурс у перчатки уже новой разработки [используется в настоящее время на российских скафандрах «Орлан-МК» и «МКСС»] был выше 100 тысяч сгибаний-разгибаний кистевого шарнира — прогресс налицо. Да, здесь речь идет о скафандрах для орбиты, а не Луны, но общее представление о прогрессе получить все же можно».
При этом сейчас особое внимание уделяется испытаниям скафандров и всех компонентов лунной программы именно в пылевых камерах с аналогами лунного реголита. «Лунная пыль, в отличие от земной, с острыми, а не с закругленными краями. В США это огромный бизнес, несколько фирм продают аналоги лунного реголита, который активно используются в различных экспериментах и испытаниях».
Разумеется, это не означает, что проблема решена полностью, продолжает специалист, но и на Луну нам предстоит лететь «не завтра, и, видимо, не послезавтра. Кроме того, надо учитывать, что первые лунные скафандры будут рассчитаны всего на несколько выходов, а не десятки. Опыт их эксплуатации позволит выяснить, есть ли какие-то узкие места. Для лунных баз, вполне возможно, будет создано еще одно, новое поколение скафандров». 
Приборная панель луномобилей тоже быстро покрывалась пылью, делавшей ее приборы крайне трудночитаемыми. Между тем, ехать по другому небесному телу, не будучи в курсе состояния батарей своего электромобиля (а равно и ряда других параметров), занятие не самое простое ©Wikimedia Commons
Приборная панель луномобилей тоже быстро покрывалась пылью, делавшей ее приборы крайне трудночитаемыми. Между тем, ехать по другому небесному телу, не будучи в курсе состояния батарей своего электромобиля (а равно и ряда других параметров), занятие не самое простое ©Wikimedia Commons
В России, в целом, ситуация с готовностью скафандров к лунным условиям хуже, продолжает он. «Звезда» [делает российские космические скафандры] уделяет особое внимание новым дорожкам на территории и красным уголкам с доской почета, что, конечно, дело нужное, но новые скафандры не заменит. Вот с лунной пылью могут быть проблемы. Кроме того, в силу бюджетных ограничений, испытания и вообще проработка проблемы по лунной пыли в России поставлены гораздо слабее».
А что же с Марсом?
Впрочем, оставим в стороне Луну. Илон Маск уже не раз объяснял, почему считает ее освоение бесперспективным и почему планирует полеты к Марсу. Что там ждет Starship с его уникальными способностями к копанию больших ям раскаленными газами?
К счастью, на Марсе есть атмосфера, способная переносить пыль. Это означает, что там ее можно эффективно счистить с любой поверхности. Кроме того, местная пыль не такая электростатически «прилипчивая». Следовательно, если даже марсианская база будет близко к взлетно-посадочной площадке Starship, это не вызовет фатальных проблем ни с радиаторами охлаждения, ни со шлюзами. Как добавляет процитированный выше специалист, положительная особенность Марса — это ветер, который сносит пылевое загрязнение, даже если оно случилось. И с марсоходами такой снос, после которого резко улучшилась работа фотоэлементов, случился уже не раз.
Тем не менее, определенные проблемы возможны. И при посадке, и при взлете. Дело в том, что под поверхностью Марса много воды, но где именно, мы, к сожалению, в основном не знаем. С орбиты радарами можно вскрыть только очень крупные водные массивы, например крупные подповерхностные озера у южного полюса Марса или ледовые шапки там же.
В 2008 году посадочный аппарата «Феникс» высадился на 68-м градусе северной широты Марса. Неожиданно для планировщиков миссии, оказалось, что сел он на лед, покрытый тонким слоем реголита. Работа посадочных двигателей обнажила лед (его видно на фото под посадочным аппаратом). Будь на его месте Starship, он бы взрывообразно испарил лед с приличной генерацией пара / ©Wikimedia Commons
В 2008 году посадочный аппарата «Феникс» высадился на 68-м градусе северной широты Марса. Неожиданно для планировщиков миссии, оказалось, что сел он на лед, покрытый тонким слоем реголита. Работа посадочных двигателей обнажила лед (его видно на фото под посадочным аппаратом). Будь на его месте Starship, он бы взрывообразно испарил лед с приличной генерацией пара / ©Wikimedia Commons
Просто пропитанный замерзшей водой грунт, марсианский аналог вечной мерзлоты, радар часто не возьмет. Нейтронные приборы типа российского ДАН, стоящего на американских марсоходах, могут обнаружить воду на глубине пробега нейтронов — 1-2 метра от силы. Что там глубже, мы не знаем.
Судя по взлету апреля 2023 года с Бока-Чика, мощные струи пламени «Рапторов» Starship могут прогрызть глубже, существенно глубже метра. Если под «прогрызенным» окажется лед или мерзлота, возможен «паровой взрыв» — взрывообразное превращение воды в пар под действием высоких температур. Камни в такой ситуации будут лететь во все стороны. И лететь далеко, ведь гравитация на Марсе всего 0,38 земной. Следовательно, даже с учетом того что на Земле при взлете работают 33 двигателя «Раптор», а на Марсе будут работать, предположительно, шесть, разброс обломков может быть такой же впечатляющей, как и в Техасе. Напомним: там речь шла о расстояниях до восьми километров от точки запуска.
Карта скоплений водного льда, найденных российскими приборами на Марсе. Часть из них лежит в удивительно низких широтах / ©ИКИ РАН
Карта скоплений водного льда, найденных российскими приборами на Марсе. Часть из них лежит в удивительно низких широтах / ©ИКИ РАН
Из этого напрашивается вывод: даже если базы на Марсе и реальнее лунных, даже если их можно будет нормально охлаждать радиаторами, а их шлюзы смогут работать, то защита от падающих сверху камней им все равно понадобится. И о ней лучше подумать заранее.
В поисках выхода
Достаточно очевидно, что до первой половины 2030-х годов SpaceX не доведет Starship до состояния, при котором в нем можно будет послать людей на Марс. Вторую половину 2020-х годов ему придется летать на Луну. Из этого ясно, что проблема «рытья стартового стола» для этого корабля будет очень значимой. Есть ли пути ее если не решения, то хотя бы обхода?
В теории — да. Во-первых, вместо базы можно использовать сам Starship. Он в конце концов по герметическому объему равен десяти немаленьким земным квартирам или крупной вилле. И уж точно побольше МКС с ее 850 кубометрами герметизированного пространства. Строительство лунной базы, которая была бы просторнее Starship, — задача циклопических размеров, да и надо ли ее решать? Быть может, проще просто сажать корабль в новых местах, получив «кочующую лунную базу»? Так можно каждый раз исследовать новые места, причем не рискуя получить базу, засыпанную пылью от взлетов корабля.
Оптимистичные картины лунной базы имеют ряд значимых недостатков. Шлюзы быстро покроются пылью от взлетов и посадок Starship, если, конечно, мы не планируем строить ради небольшой базы (на рендере ее гермообъем явно меньше, чем у Starship) настоящие шоссе, по которым придется километрами возить модули будущей базы  / ©ESA
Оптимистичные картины лунной базы имеют ряд значимых недостатков. Шлюзы быстро покроются пылью от взлетов и посадок Starship, если, конечно, мы не планируем строить ради небольшой базы (на рендере ее гермообъем явно меньше, чем у Starship) настоящие шоссе, по которым придется километрами возить модули будущей базы  / ©ESA
Доза пыли, которая сядет на сам Starship после его посадки, конечно, неизбежна. Но ее будет куда меньше, чем у окружающих предметов. По расчетам, пыль от работы двигателей садящегося корабля на Луне в основном летит под углами не более 15 градусов, то есть во все стороны от места посадки, а не вверх. Того мощного облака, идущего вверх, что мы видели на Бока-Чика в апреле 2023 года, на Селене не случится. Потому что на Земле облако ползло вверх в основном за счет конвективных процессов, а на Луне нет атмосферы, то есть конвективные процессы в ней тоже невозможны.
Сложнее выглядит вопрос с безопасной посадкой. Судя по опыту «Аполлонов», минимальное количество пыли поднималось, когда посадка происходила в лунные моря. Их поверхность базальтовая, пыли там не так много, потому что перенос ее из «пыльных» районов Луны идет только баллистически — при попадании туда метеоритов и астероидов. Переноса с ветром нет. Поэтому посадочный модуль «Аполлона-14», прилунившийся в районе кратера Фра Мауро, хотя и жаловался на затруднения от пыли, но хотя бы видел, куда садится, до последних секунд включительно (а вот у «Аполлона-12» видимости в последние, критические несколько секунд посадки не было вообще). Причина очевидна: дно кратера Фра Мауро покрыто потоками базальтовой лавы.
Если новый корабль и будет садиться близ баз на Луне или Марсе, солнечные батареи явно придется относить подальше от стартовой площадки. Без водной завесы рядом со стартом они получат слишком много пыли, чтобы хорошо работать / ©SpaceX
Если новый корабль и будет садиться близ баз на Луне или Марсе, солнечные батареи явно придется относить подальше от стартовой площадки. Без водной завесы рядом со стартом они получат слишком много пыли, чтобы хорошо работать / ©SpaceX
Starship вряд ли будет иметь приличную видимость — для человека ли, радаров ли, без разницы — при посадке на Луну: слишком мощный. Но все равно лучше выбирать районы, где дно сложено лавой и содержит минимум пыли. Правда, и там базу вряд ли сделаешь: циклы взлет—посадка все равно дадут мощное пылевое загрязнение, грозящее убить любую герметичность. Без которой вне Земли в Солнечной системе пока просто не выжить.
С Марсом ситуация схожая: нужно тщательно выбирать зону посадки. Идеально, если оно будет покрыто лавовыми потоками: под ними вряд ли возможна вечная мерзлота. Значит, грунт в районе посадки не «поплывет» и одна нога не сядет сильно глубже другой, создав угрозу опрокидывания. В будущем стоит подумать о создании взлетно-посадочных площадок близ входов в марсианские лавовые трубки — огромные пещеры, способные служить естественными аналогами газоотводов Байконура.
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!