Госкорпорация "Роскосмос" новости

Автор Исследователь, 01.03.2018 11:19:34

« назад - далее »

0 Пользователи и 2 гостей просматривают эту тему.

АниКей


tass.ru

Глава Роскосмоса рассказал о ходе согласования российской лунной программы
ТАСС


МОСКВА, 12 апреля. /ЭКСКЛЮЗИВ ТАСС/. Проект российской лунной программы в настоящее время находится на согласовании в федеральных органах исполнительной власти (ФОИВ). Об этом в интервью ТАСС сообщил генеральный директор Роскосмоса Юрий Борисов.
"Для миссии по высадке космонавта на поверхность Луны необходимо утверждение программы создания космического ракетного комплекса сверхтяжелого класса. В настоящее время проект программы, а также разработка и утверждение лунной программы находятся на согласовании в ФОИВ", - заявил Борисов.
По словам гендиректора Роскосмоса, сейчас ключевыми направлениями развития отечественной пилотируемой космонавтики являются работа на Российской орбитальной станции (РОС) и подготовка к полету на Луну. "Роскосмос ведет разработку эскизного проекта новой Российской орбитальной станции, в ходе которого будет определен ее облик и выбран основной вариант развертывания и наклонение целевой орбиты станции", - отметил он, уточнив, что к обсуждению, какой должна быть РОС, привлечен широкий круг общественности - от профильных вузов до Российской академии наук.
В апреле 2021 года Борисов, который на тот момент был вице-премьером РФ, заявлял, что состояние МКС оставляет желать лучшего, поэтому Россия может сосредоточиться на создании собственной орбитальной станции. В настоящий момент идет ее эскизное проектирование. В октябре 2022 года вице-премьер - глава Минпромторга РФ Денис Мантуров сообщил журналистам, что предварительная стоимость создания перспективной Российской орбитальной станции уже известна.
Как сообщал в феврале в интервью ТАСС заместитель генерального конструктора Ракетно-космической корпорации "Энергия" (входит в Роскосмос), главный конструктор РОС Владимир Кожевников, на текущий момент срок запуска первого, научно-энергетического, модуля планируется на конец 2027 года, узлового, шлюзового, базового и целевого модулей - на период 2028-2030 годов.
Полный текст интервью будет опубликован в 08:00 мск. 

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

Главная → Публикации → Интервью
Интервью
#Роскосмос#Владимир Кожевников#РОС#Пилотируемая космонавтика#МКС#ПТК
12.04.2023 08:00
Владимир Кожевников, РКК «Энергия»: Российская орбитальная станция станет полигоном для всего нового в космосе
Спойлер













[свернуть]

На какую станцию после МКС «пересядут» российские космонавты. Хаб в космосе? Стапель для сборки межпланетных комплексов? Ступенька к Луне и Марсу? Накануне Дня космонавтики интервью «Российской газете» дал заместитель генерального конструктора РКК «Энергия», главный конструктор Российской орбитальной станции (РОС) Владимир Кожевников.
Земля до востребования
 
— Владимир Евгеньевич, о новой национальной космической станции говорят много, а конкретной информации пока мало. Отсюда фантазии и домыслы. Но для начала такой вопрос: Научно-технический совет «Роскосмоса» одобрил решение Совета главных конструкторов о продлении срока эксплуатации российского сегмента Международной космической станции (МКС) до 2028 года. Известно, когда решение будет принято на самом высоком уровне?
— Окончательное решение будет принимать Правительство РФ с учетом технического состояния МКС. Ни для кого не секрет, что ресурс первых ее модулей, рассчитанный на пятнадцать лет, превышен более чем в полтора раза. Пока мы полагаем, что МКС способна долетать до 2028 года. Преемницей нашего сегмента должна стать Российская орбитальная станция – РОС. Причем она должна быть создана в сроки, позволяющие избежать перерыва в российской пилотируемой космической программе. То есть до завершения эксплуатации российского сегмента МКС.
— Почему создание РОС так важно для России?
— Россия была и остается одним из мировых лидеров в области пилотируемой космонавтики. Однако эксплуатация российского сегмента МКС – основы нашей пилотируемой программы – подходит к завершению. Создание новой станции позволит не только сохранить уникальные компетенции и кадры, но и перейти от освоения околоземного космического пространства к его практическому целевому использованию. Космические технологии должны служить России, приносить конкретные результаты.
Принципиальный момент: для новой станции выбрано высокое наклонение орбиты. Это позволит РОС получить уникальные эксплуатационные возможности по сравнению с МКС. Что значит «наклон» станции? Если совсем просто, то это насколько ее орбита удалена от экватора. Так, у МКС угол наклонения меньше 52 градусов, из-за чего космонавты могут видеть лишь около 10 процентов территории России. У РОС «наклон» дойдет до 97 градусов. То есть наша станция будет находиться на солнечно-синхронной орбите, где солнечные батареи всегда освещены. Где полный обзор земной поверхности, включая арктическую зону. Причем во всех спектрах — от обычного оптического до инфракрасного и радиолокационного. Где мы будем иметь гарантированную стабильную связь с наземным комплексом управления.
—  Сейчас эскизное проектирование идет полным ходом. Что уже ясно?
— Эскизное проектирование должно завершиться до конца лета. В настоящий момент рассматривается срок запуска первого модуля в 2027 году, а завершение развертывания РОС – в 2032-м. Объем работ очень большой. Впервые в практике РКК «Энергия» проект полностью делается по безбумажной технологии, с использованием современных систем управления жизненным циклом изделия. Детально прорабатываем вопросы применения так называемых цифровых двойников, оптимизации объема испытаний для сокращения сроков и стоимости при безусловном сохранении качества.
— Как я понимаю, начинаем не на пустом месте: «в железе» уже есть научно-энергетический модуль (НЭМ)?
— Все верно. НЭМ создавался для Международной космической станции. Чтобы не утилизировать практически новый модуль вместе с МКС, решено использовать его в качестве первого блока Российской орбитальной станции. Конечно, доработки понадобятся. В частности, будут дооснащены системы управления, стыковки, жизнеобеспечения. Будет обеспечена возможность установки силовых гироскопических комплексов (гиродинов) для безрасходного управления ориентацией.
ФОТО НЭМ
Звездный трафик по расписанию
 
— Какие еще планируются модули и в какой последовательности они будут запускаться?
— После научно-энергетического на орбиту отправятся узловой и шлюзовой модули. Причем планируется сделать это одним пуском, на ракете-носителе «Ангара-А5М». Узловой модуль обеспечит возможность дальнейшего развития станции, а шлюзовой – выход экипажа в открытый космос. Затем запустим базовый модуль, который возьмет на себя функции управления станцией. Дальнейшее развитие РОС будет обеспечиваться целевыми модулями.
— Много говорили о разработке трансформируемого модуля. Американцы уже испытывают свой на МКС. А на РОС подобный будет?
— В РКК «Энергия» и ЦНИИмаше разработаны свои проекты «трансформеров». Для понимания: такой модуль состоит из центрального жесткого отсека и разворачиваемой вокруг него многослойной мягкой гермооболочки. Что это значит? На орбиту он летит в сложенном виде: размеры при запуске примерно в три раза меньше. А после выведения в космос – раскрывается. И как раз тут основное преимущество. В то же время использование трансформируемых конструкций ограничено возможностями по обеспечению их теплового режима.
Могу сказать: на первом этапе в составе РОС такого модуля не будет. Но не исключено, что один из будущих модулей на последующих этапах получит надувную оболочку. Это позволит значительно увеличить объем для хранения грузов. Увеличит и жизненное пространство космонавтов, позволит разместить центрифугу. Возможно, если кто-то из частных компаний придет с такой идеей, то безусловно, окажем поддержку.
— Вы называете достаточно жесткие сроки развертывания станции, 2027-2032 годы. Они реальны?
— Сроки действительно жесткие. Но они реальны при выполнении определенных условий. Каких? Прежде всего, летом 2023 года завершить разработку эскизного проекта и успешно защитить его в госкорпорации «Роскосмос». Одновременно заключить необходимые госконтракты на создание космического комплекса Российской орбитальной станции со стартом работ в 2024 году.
При этом работы должны быть развернуты сразу по всем направлениям: создание орбитального комплекса РОС, создание наземного комплекса управления, проведение необходимых доработок космодрома «Восточный». Должна быть эффективно выстроена работа всей кооперации. Для первоначального транспортно-технического обеспечения РОС предполагается использовать новый пилотируемый транспортный корабль ПТК и доказавший свою надежность космический грузовик «Прогресс», в варианте для новой станции «Прогресс-РОС».
Стыковочный порт
 
— Вы говорили, что станция будет строиться по принципу конструктора и может быть «вечной». Что это значит? Почему не могла быть вечной станция «Мир»?
— Новая архитектура РОС – построение станции сразу с использованием узлового модуля повышенного ресурса. Грубо говоря, это шарик с шестью стыковочными портами. Остальные модули пристыковываются к нему.  Допустим, базовый выработал свой ресурс. Его можно отстыковать и свести с орбиты, а на его место пристыковать новый. И ровно так же, в случае выхода из строя самого узлового модуля, можно сделать новый. Пристыковать его с другой стороны базового модуля, как бы создав новый центр станции. Кстати, возможно и прибытие к РОС кораблей других стран. Но только если их стыковочные агрегаты соответствуют параметрам наших стыковочных узлов, признанных в качестве стандарта на международном уровне.
— Одна из самых интересных новаций – внешняя платформа для обслуживания, ремонта и даже дозаправки спутников. Ведь такой еще никогда не было?
— Не было. Задача обслуживания спутников и других космических аппаратов – новая. Для этого предусматриваем специальные механические, электрические и гидравлические интерфейсы. Обслуживание на «внешней подвеске» будет возможно как космонавтами во время выходов в открытый космос, так и с использованием робототехнических средств. Кстати, дозаправку в космосе мы отработали еще в 1978 году. Эту систему у нас заказывала и ESA для своего грузового корабля АTV.
— Чем еще РОС будет принципиально отличаться от МКС, «Мира», Салюта»?
— Станция будет создаваться с применением новых материалов и сплавов. С использованием аддитивных технологий, в том числе для изготовления сложных металлических деталей конструкции модулей. Мы планируем разместить на станции 3D-принтер для печати из пластика необходимых для работы деталей приборов и интерьера. Предусматривается создание робототехнических средств, которых в нашей космонавтике никогда не было, заделы создавались для «Бурана», но до космоса не дошли. Будут использоваться средства виртуальной и дополненной реальности, особенно в части подготовки космонавтов.
Кроме того, мы планируем восстановить утраченные технологии, которые не использовались при строительстве МКС. Те же силовые гироскопические комплексы, высокомощное энергопитание. На МКС гиродины есть только на американском сегменте, основная электроэнергия идет тоже оттуда. 
Но у нас есть свое производство, необходимо и нужно делать свое. Вообще РОС станет плацдармом для отработки перспективных и совершенствования новых отечественных технологий в космосе. В том числе технологий связи, производства материалов и комплектующих.
— В свое время со станции «Салют-7», полет которой подходил к завершению, на станцию «Мир» было перевезено ценное оборудование. Более 800 килограммов грузов! На российском сегменте МКС тоже много чего уникального. Будет ли оно перенесено на РОС?
— Нет. Это практически невозможно. Разница наклонений орбит МКС и РОС не позволяет проводить такие перелеты с одной станции на другую. Расходы топлива будут слишком высоки. Однако преемственность научной программы обязательно сохраним, оборудование сделаем новое.
— А возможен вариант, когда экипажи смогут одновременно работать и на МКС, и на РОС?
— Проектом предусматривается на первом этапе развертывания РОС одновременное функционирование российского сегмента МКС и новой станции. Соответственно и экипажи обеих станций какое-то время будут работать одновременно, аналогичная ситуация была при развертывании МКС и завершении эксплуатации станции «МИР». Но, повторю, речи о перелете с МКС на РОС и обратно не идет.
Каюта с видом на Землю
 
— На высокоширотной орбите человек еще не летал. Как станция и космонавты будут защищены от галактических лучей и радиации?
— Корпусы модулей, приборы, агрегаты и кабели сами по себе частично защищают от радиации. Остатки радиационного излучения будут экранироваться средствами радиационной защиты, — прежде всего в зонах пребывания экипажа. Радиационная обстановка на борту будет контролироваться специализированной системой дозиметрического контроля. Сейчас готовится полет биоспутника «Бион-М» №2, который позволит получить практическую информацию по радиационным нагрузкам на этой орбите. Пока расчеты показывают, что обстановка на этих широтах вполне приемлема для пилотируемых полетов.
— Знаю, что широко обсуждался вопрос, какой будет РОС: постоянно обитаемой или посещаемой? О рекордах пребывания в невесомости до года речь не идет?
— Никаких рекордов. Длительность пребывания экипажа на станции четко определяется программой. Думаем, целесообразна такая схема: на этапе развертывания космонавты будут находиться на борту постоянно. Почему? Потребуется выполнять очень большой объем работ. Впоследствии станция может стать посещаемой. Прилетели, выполнили необходимую работу, улетели. Кстати, российский сегмент МКС без космонавтов «жить» не может. Его консервация очень трудозатратна. А здесь буквально за сутки мы можем полностью и законсервировать станцию, и подготовить ее для работы.
— А вообще сколько космонавтов сможет работать одновременно? У каждого будет спальная каюта?
— Станция сможет принять и обеспечить всем необходимым до шести человек. Однако мы рассчитываем, что уровень автоматизации систем не потребует постоянного присутствия на борту более двух человек. На начальном этапе экспедиции планируется длительностью около 240 дней, а дальше они будут проводиться в формате посещения в зависимости от конкретных задач. Поэтому сразу будет оборудовано две каюты. А вот на будущих целевых модулях сможем разместить еще дополнительные. В том числе, например, для космических туристов.
— Космонавты рассказывают, что спальные каюты в американском сегменте МКС чуть больше, чем наши. Зато в наших есть иллюминаторы. И вот это для настроения то, что надо. Над этим думают конструкторы?
— Конечно. Мы стараемся максимально учитывать пожелания космонавтов. И каюты на нашей станции обязательно будут оснащены иллюминаторами.
— В 1968 году группа американских архитекторов и промышленных дизайнеров, несмотря на возражения инженеров, убедила НАСА добавить в конструкцию орбитальной лаборатории «Скайлэб» обзорное окно. Тогда, мол, особенности человеческой психологии стали влиять на проектирование космических кораблей. Предусматриваются ли на РОС какие-то специальные опции для повышения комфорта для экипажа?
— Насчет специальных опций пока не скажу. Но то, что все нацелено на комфортную работу и жизнь космонавтов, — это факт. Цвет, свет, компоновка модуля, свободное пространство... Впервые в истории к разработке концептов интерьера космической станции приглашены студенты-дизайнеры Строгановки.
Мы встречались с ребятами. Это дипломники, которые выбрали конкретные рабочие зоны перспективных модулей новой станции для проработки в части технической эстетики и эргономики. Идей у них выше крыши, вплоть до футуристических. Но мы сразу договорились: пустые фантазии не нужны. Когда работы будут завершены, обязательно их покажем.
На завершающей стадии эскизного проектирования запланирована экспертиза проекта с привлечением Центра подготовки космонавтов им. Гагарина, безусловно с участием отряда космонавтов «Роскосмоса».
Защита надо льдами
 
— Нештатные ситуации с пробоями «Союза МС-22» и «Прогресса МС-21» показали, насколько сегодня космические аппараты уязвимы, грубо говоря, перед метеороидами и космическим мусором. Сообщалось, что РОС будет защищена от пробоя для частиц до 1 см, летящих со скоростью до 10 км/сек. Это реально?  
— Да, модули РОС будут «одеты» в своеобразную многослойную броню – противометеороидные экраны. Возможности этих экранов будут подтверждены не только расчетом, но и экспериментально.
— Экипажи на РОС будут доставляться с космодрома «Восточный» на новых пилотируемых кораблях ПТК. На какой стадии находится его разработка?
— К настоящему моменту завершен выпуск рабочей конструкторской документации и начато производство корпусных элементов отсеков летных образцов пилотируемого транспортного корабля. Поставляется бортовое оборудование для комплектации первой летной машины. Полным ходом идет экспериментальная отработка: проводятся статические испытания корпусов корабля, на завершающей стадии оснащения находятся динамический и вертолетный макеты. Можно с уверенностью сказать, что к началу эксплуатации РОС первый экипаж будет доставлен на станцию именно на этом корабле.
— Правда, что трасса выведения ПТК пройдет над Северным Ледовитым океаном? Если это так, то как будет защищен экипаж в случае нештатной ситуации?
— Прорабатываются различные траектории выведения. Если под нештатной ситуацией вы имеете в виду аварийное приземление в акватории Северного Ледовитого океана, то тут многое зависит от времени года старта. Когда океан скован льдом, то это можно расценивать как приземление на жесткую поверхность. И проведение поисково-спасательных мероприятий будет осуществляться по сценарию зимней посадки, аналогичной «союзовской». Разумеется, с учетом климатических особенностей региона. Если же океан по траектории приземления частично или полностью свободен от ледяного покрова, то это уже можно расценивать как приводнение. Проведение поисково-спасательных мероприятий в таком случае будет осуществляться по сценарию поиска на водной поверхности.
В обоих случаях экипажу нужно будет просто дождаться поисково-спасательную группу. Для поддержания жизнедеятельности экипажа есть носимый аварийный запас. Он обеспечивает выживание космонавтов во всех климатических зонах, в том числе и таких экстремальных как пустыня, горы и Арктика. В его состав входят теплозащитный костюм, запасы пищевых продуктов и воды. На случай приводнения есть гидрокомбинезоны «Форель»: они обеспечивают автономное пребывание на плаву при температуре воды от минус 1°С до плюс 30°С и волнении моря до 5 баллов не менее 12 часов.
— Почему вода минус 1°С?..
— Нет, это не ошибка: В океане вода соленая и замерзает при более низких температурах. Так что наши ребята надежно защищены от разных нештатных ситуаций и даже от такой, как Северный Ледовитый океан.
Хаб на орбите
 
— Российская орбитальная станция предполагается как хаб для обслуживания спутников, обеспечения связи с орбитальными группировками и много чего другого, что необходимо как госструктурам, так и бизнесу? 
— Да, это так. Первое направление — это как раз представление услуг по заказу госструктур и бизнеса. Например, съемка заданных районов территории земного шара с необходимой периодичностью и передача данных на Землю. Причем мы ставим перед собой задачу обеспечить возможность доставки информации потребителю практически в реальном времени. Второе направление – представление услуги платформы для установки оборудования заказчика. Мы обеспечим рабочее место, электрические и информационные интерфейсы, передачу данных на Землю. Третье направление – это рекламно-информационная деятельность.
Есть также четвертое возможное направление, которое нам как разработчикам очень интересно: станция как платформа для интеграции в ее состав коммерческих модулей. Сейчас эта тема активно обсуждается в рамках американского сегмента МКС. В будущем году планируется начать интеграцию в состав станции модулей компании Axiom для космического туризма и исследований. Мы также готовы и будем всячески приветствовать появление частных компаний, которые готовы будут разработать свои модули (в том числе и трансформируемые надувные) для возможного их включения в состав РОС. Такие организации могут полностью рассчитывать на любую помощь со стороны РКК «Энергия» в части поддержки разработки и интеграции модулей в станцию.
Несколько меморандумов о возможном сотрудничестве уже подписаны, взаимный интерес имеется.
— Вопрос из блогосферы: зачем запускать новую станцию, если с «помощью ста спутников дистанционного зондирования Земли можно делать то же самое лучше и дешевле?
— Очень популярный вопрос, который задается, наверное, с зарождения пилотируемой космонавтики. Попробую ответить. Во-первых, станция будет стоить гораздо дешевле, чем 100 аппаратов ДЗЗ. А главное: станция – не просто большой спутник зондирования Земли. Станция – совокупность разнообразной целевой аппаратуры и задач. Это медико-биологические эксперименты, оборудование для экспериментального производства, научно-образовательная деятельность, а также телескопы и радары разных диапазонов, аппаратура сканирования Земли. Мы говорим о задачах, которые роботам сегодня выполнить без участия человека не под силу.
Мы ставим сейчас перед собой цель изменить принцип создания орбитальных станций. Чтобы идти именно от задачи целевого использования, объект должен быть нацелен сразу на получение результата практической или научной деятельности. Поэтому и предполагается иметь много рабочих мест — свыше 30 — для установки оборудования. При необходимости использовать свободнолетающие модули, обеспечивать потребителя достаточным уровнем энергетики, что, в первую очередь, требуется для больших радиосистем.
Да, если говорить современным языком, станция предполагается как некая экосистема, хаб. Мы готовы предоставить нашим космическим предприятиям возможность отработки технологий и получения летной квалификации перспективного оборудования. Также представляется востребованной возможность оперативного восполнения функционала в случае выхода из строя специализированных спутников: можно привезти аппаратуру, установить на станцию и получать полезную информацию до восстановления целевого космического аппарата.
При этом никто не снимал с нас задач исследования комплекса проблем «человек в космосе». В том числе для решения основной целевой медико-биологической задачи РОС – обеспечения полетов человека в дальнем космосе за пределами низкой околоземной орбиты. Выбранное наклонение орбиты 96,8 градусов дает такую возможность. Будут продолжены работы по биотехнологическим экспериментам.
Сейчас на этапе эскизного проекта прорабатываются возможности использования РОС как стапеля для сборки больших конструкций, в том числе межпланетных перелетных комплексов. Конечно, задача эта не сегодняшнего дня, но такую возможность мы должны рассмотреть.
— Какими могут быть размеры РОС? Больше или меньше российского модуля МКС? А если сравнить с «Миром»?  
— Российская орбитальная станция в своей полной конфигурации внешне будет чем-то напоминать станцию «Мир». Их массы также идентичны – порядка 135 тонн, в то время как текущая масса РС МКС – порядка 73 тонн. Габаритные размеры РОС, с учетом вращающихся солнечных батарей, составят 48,9×31,9×22,4 метров. Для сравнения: размеры станции «МИР» - 19×31×27,5, а РС МКС – 25,6×22,9×29,7 метров.
Гермообъем Российской орбитальной станции составит порядка 450 м3, что чуть более чем в два раза больше гермообъема РС МКС и в примерно 1,2 раза больше гермообъема станции «Мир».
— Рассматривается ли РОС как «ступенька» к пилотируемому полету на Луну?
— Безусловно. Уже сейчас понятно, что новая станция поможет отработать технологии дальних космических полетов. Рассматривается вариант сборки на РОС межпланетных экспедиционных комплексов, в том числе для полетов к Луне. Вообще, станция должна быть полигоном на околоземной орбите для всего нового в космосе. 
_______________
Беседовала Наталия Ячменникова, «Российская газета»
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей


tass.ru

Борисов: работа на РОС и полет на Луну — ключевые направления пилотируемой космонавтики
ТАСС


12 апреля в мире отмечают День космонавтики. 62 года назад советский космонавт Юрий Гагарин первым в мире совершил полет на орбиту. Выполнив один оборот вокруг Земли на корабле "Восток", он совершил посадку в Саратовской области. О развитии пилотируемой космонавтики, российской лунной программе и испытаниях перспективного корабля "Орел" в интервью ТАСС рассказал генеральный директор госкорпорации "Роскосмос" Юрий Борисов.
— Какие пути развития пилотируемой космонавтики вы видите? Основным остается работа на перспективной Российской орбитальной станции (РОС) или же полет на Луну? Когда российский космонавт сможет побывать на Луне?
— Оба направления — ключевые для развития российской пилотируемой космонавтики. Роскосмос ведет разработку эскизного проекта новой Российской орбитальной станции, в ходе которой будет определен ее облик и выбраны основной вариант развертывания и наклонение целевой орбиты станции. К обсуждению, какой должна быть РОС, мы привлекли самый широкий круг общественности — от профильных вузов до Российской академии наук. 
Что касается полета на Луну, для миссии по высадке космонавта на поверхность Луны необходимо утверждение программы создания космического ракетного комплекса сверхтяжелого класса (КРК СТК). В настоящее время проект программы, а также разработка и утверждение лунной программы находятся на согласовании в ФОИВ (федеральных органах исполнительной власти — прим. ТАСС).
— Когда начнется подготовка космонавтов к полетам на РОС?
— После того, как будет утвержден эскизный проект российской орбитальной станции. По результатам этой работы будет начата разработка программы подготовки экипажей к полету по программе экспедиций РОС.
— Если говорить о перспективном пилотируемом корабле "Орел", будет ли он готов к первому полету в 2024 году? В каком состоянии находятся работы?
— Пилотируемый "Орел" находится на стадии изготовления макетов и опытных изделий, проведения автономных испытаний составных частей корабля. Начаты работы по экспериментальной отработке пилотируемого транспортного корабля на полноразмерных макетах. 
Первоначально летные испытания ПТК (перспективного транспортного корабля — прим. ТАСС) планировалось проводить со стыковкой к Международной космической станции. Но с учетом того, что мы одновременно ведем работы по созданию новой орбитальной станции, логичной видится увязка систем корабля и РОС, синхронизация проведения летных испытаний с развертыванием РОС. Роскосмос разрабатывает федеральный проект по созданию космического комплекса РОС. В него будут заложены средства на создание наземной инфраструктуры для запусков модулей и ПТК с космодрома Восточный. 
— Сохранит ли корабль название "Орел" или будет переименован?
— Планов по переименованию корабля "Орел" нет.
— Одно из основных направлений Роскосмоса сейчас — серийное изготовление спутников. Возможно ли начало серийного изготовления космических кораблей, чтобы увеличить число космических туристов?
— Проработка серийного изготовления космических кораблей уже ведется ПАО "РКК "Энергия" — разработчиком и изготовителем ТПК "Союз МС" и ТГК "Прогресс МС". Подход к данному вопросу требует особого внимания — прежде всего мы должны обеспечить безопасность космонавтов.
— Ожидается ли в обозримом будущем полет туристов? Когда? А космонавтов из других стран? Возможно, страны Африки изъявляли желание полететь в космос на российских "Союзах"?
— Ведутся переговоры с представителями ряда зарубежных государств о возможности организации для них пилотируемых космических миссий. Переговоры находятся на разной стадии. О результатах вы узнаете после достижения договоренностей и заключения контрактов. 
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей


tass.ru

Мишустин посетил НПО им. Лавочкина
ТАСС


ХИМКИ /Московская область/, 12 апреля. /ТАСС/. Премьер-министр Михаил Мишустин в День космонавтики посетил НПО им. С. А. Лавочкина (входит в Роскосмос) в Химках.
Это одно из ведущих предприятий ракетно-космической отрасли России, оно разрабатывает и изготавливает автоматические космические аппараты научного назначения для работы в околоземном пространстве и для исследования дальнего космоса, универсальные разгонные блоки "Фрегат", спутники дистанционного зондирования Земли и многое другое.
Космические телескопы и исследование других планет
В частности, глава российского кабмина осмотрел участок сборки космического аппарата "Спектр-УФ". По сути, это космическая обсерватория, которая будет исследовать объекты Вселенной в ультрафиолетовом диапазоне электромагнитного спектра. Аппарат будет оснащен телескопом собственной разработки НПО Лавочкина с диаметром зеркала 170 см. Запуск запланирован после 2028 года.
Это уже третий подобный прибор. В 2011 году состоялся запуск "Спектра-Р". Он проработал на орбите более 2,5 гарантированных сроков активного существования (7,5 лет вместо 3). Космический аппарат был оснащен самым большим в мире твердотельным радиотелескопом диаметром 10 метров, который состоял из 27 лепестков, раскрывающихся в параболическую антенну, и центрального зеркала диаметром 3 метра. За годы работы проведено более 4 тысяч наблюдательных сеансов, изучено более 250 объектов во Вселенной, в исследованиях приняли участие 240 ученых из 23 стран. Объем накопленных данных - свыше 4 петабайт.
Позже в рамках российского проекта с участием Германии была создана обсерватория для исследования Вселенной в рентгеновском диапазоне - "Спектр-РГ". Аппарат запустили в июле 2019 года. Среди целей исследований - изучение темной материи, темной энергии и эволюции Вселенной. В 2021 году коллективу НПО им. Лавочкина присуждена одна из самых престижных в мире наград в области астрофизики - премия Марселя Гроссмана.
Премьер также осмотрел разгонный блок для космических летательных аппаратов "Фрегат", ознакомился с работой на участке сборки гидрометеорологических космических аппаратов "Арктика-М", а также на участке испытаний космического аппарата "Луна-25". Последний предназначен для запланированного на июль этого года прилунения на южном полюсе спутника Земли и исследования обнаруженных там учеными залежей льда.
Кроме того, в ходе посещения цеха главе правительства презентовали перспективную программу исследования Венеры. Цель проекта - понять, почему Земля и Венера при схожих начальных условиях для развития разошлись в процессе эволюции, в результате чего атмосферы двух планет стали так различны. Проект, реализация которого планируется на 2031 год, дает возможность исследовать и проблему глобального потепления с точки зрения возможных последствий для земной атмосферы.
Мониторинг окружающей среды
Также Мишустин осмотрел участок испытаний космического аппарата "Электро-Л". Он является частью российского сегмента международной системы мониторинга окружающей среды, а также международной спутниковой поисково-спасательной системы. В частности, прибор позволяет в непрерывном режиме вести съемку облачности, отслеживать солнечные явления и состояние магнитосферы.
Ранее было запущено четыре таких аппарата, на орбите сейчас работают три из них. Они находятся над Атлантическим, Индийским и Тихим океанами.
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

triage

Цитироватьhttp://kremlin.ru/events/president/news/70902
...
Отрадно, что наша ракетно-космическая отрасль последовательно наращивает свой потенциал. Сегодня мы с Юрием Ивановичем [Борисовым] отмечали: слава богу, впервые в новейшей истории было проведено 100 безаварийных космических пусков подряд – подряд! Безусловно, это очень хороший показатель того, что отрасль встаёт уверенно на ноги.
...
не не богу, а ....  ;D
да копья уже ломали как считать

АниКей


kremlin.ru

Торжественный вечер по случаю Дня космонавтики




На торжественном вечере по случаю Дня космонавтики.
1 из 2
На торжественном вечере по случаю Дня космонавтики. Фото: Сергей Карпухин, ТАСС
В.Путин: Дорогие друзья!
Сегодня в России, да и во многих странах мира, отмечают День космонавтики. 12 апреля 1961 года советский офицер Юрий Алексеевич Гагарин открыл путь человечеству в космос. Его полёт стал грандиозным триумфом нашей Родины, всего нашего народа.
От всей души поздравляю с этим праздником граждан России и наших соотечественников, космонавтов, всех, кто работает в ракетно-космической отрасли, и, безусловно, её ветеранов, военнослужащих подразделений Воздушно-космических сил России, которые выполняют свой долг в ходе специальной военной операции.
И для решения оборонных задач и, безусловно, для освоения, изучения космоса наша страна обладает собственными уникальными решениями. За их созданием – напряжённый труд многих поколений рабочих, инженеров, учёных, научный, организаторский гений Королёва, Глушко, Цандера, Бармина, Келдыша, Пилюгина и многих других, которых невозможно и назвать в одном коротком выступлении.
В основе наших побед – в космосе и на Земле – безграничная воля наших главных конструкторов, их способность в сжатые сроки, в самых сложных обстоятельствах – только давайте вспомним, как и когда были сделаны первые шаги в этой области, – их способность добиваться конкретных результатов в тогда сложные времена – у нас, по-моему, никогда простых-то никогда не было – и дала нам такой удивительный, уникальный результат, нам, нашей стране.
Мы стали первыми, потому что люди, работавшие на предприятиях, в КБ [конструкторских бюро], в научных институтах, подчинили свою жизнь интересам Родины, служению своему народу.
Покорители космоса сегодня являются для нас примером в решении задач укрепления технологического суверенитета. Нам нужно обязательно продолжать их славные дела и традиции, добиваться таких же ярких, исторических успехов, которыми мы все могли бы гордиться.
Отрадно, что наша ракетно-космическая отрасль последовательно наращивает свой потенциал. Сегодня мы с Юрием Ивановичем [Борисовым] отмечали: слава богу, впервые в новейшей истории было проведено 100 безаварийных космических пусков подряд – подряд! Безусловно, это очень хороший показатель того, что отрасль встаёт уверенно на ноги.
Но, конечно, нужно идти дальше, покорять новые рубежи. И прежде всего освоение космоса должно стать гораздо более значимым фактором национального развития в целом, а наша космическая отрасль плотно интегрирована в экономику страны. Она сегодня уже интегрирована – её значимость должна быть поднята на гораздо более высокую величину, на большую высоту, что соответствует самому названию космической отрасли.
Нужно сосредоточить усилия на использовании околоземного пространства. Для этого совместно с технологическим бизнесом значительно следует увеличить производство спутников, от опытно-конструкторских работ перейти к конвейерной сборке. Такие задачи в мире решаются, и, конечно, и мы тоже можем решать – сегодня тоже об этом говорили.
Создание мощных спутниковых группировок призвано обеспечить высокое качество навигации и связи, в том числе спутниковой передачи данных. Это позволит шире использовать дистанционное зондирование Земли, прежде всего для освоения и подъёма наших огромных территорий, развивать беспилотный транспорт, решать общепланетарные проблемы, в том числе связанные с экологией и изменением климата.
Нужно расширить запуски автономных космических аппаратов для изучения нашего Арктического региона, формировать при участии Российской академии наук национальную систему спутникового мониторинга содержания углерода, изучать возможности наших лесов, других природных экосистем поглощать парниковые газы из атмосферы.
Всё это важнейшие задачи, и для их решения необходимо укреплять взаимодействие между государством, бизнесом и наукой в космической сфере, вместе добиваться прорывных результатов, в том числе на основе уникальных разработок в области космической ядерной энергетики и гиперзвуковых технологий, где у нас созданы уникальные, не имеющие аналогов в мире заделы. Нужно быстрее переходить к производству передовых конкурентных продуктов в интересах национальной экономики.
Безусловно, нам надо создавать суверенные космические системы и компонентную базу нового поколения, осуществлять проектирование российской орбитальной станции, которая призвана стать форпостом нашей страны, служить изучению и освоению космоса, прежде всего дальнего, ну и про страну не следует забывать: специалисты знают, что новая станция будет нацелена в том числе, а может быть и прежде всего, на решение задач, которые стоят перед нашей страной в самом широком смысле этого слова.
В этой сфере перед нами стоят большие исследовательские задачи, их нужно последовательно выполнять. Речь прежде всего о скорейшем возобновлении нашей лунной программы, о миссиях на другие планеты Солнечной системы, о развитии российских космических обсерваторий, которые уже помогают получать новые факты об эволюции Вселенной, открывают десятки звёзд на самом краю нашей Галактики и объекты в отдалённых от нас звёздных системах.
Россия обязательно будет осваивать космос, мы обязательно будем работать в этом направлении. Для нас это передовые, необходимые для Земли технологии. Это качественно иной масштаб развития нашей науки и экономики, надёжный, современный уровень безопасности страны.
Скажу больше: преодоление технологических барьеров при штурме Вселенной обладает особой вдохновляющей силой, помогает школьникам, студентам становиться первопроходцами в отраслях будущего. Нам нужно обязательно помочь нашим юным гражданам покорить новые высоты.
Дорогие друзья!
Нашим национальным задачам, устремлениям молодёжи должны соответствовать вся система подготовки научных и инженерных кадров, возможности для инновационного бизнеса, для исследовательских команд.
И конечно, для больших свершений нам необходима атмосфера научного, творческого поиска, чтобы ценности нашего суверенного технологического, промышленного прогресса вдохновляли граждан нашей страны.
Старшее поколение наверняка помнит, какой огромный энтузиазм вызывали талантливые книги и фильмы, как они подростками – имею в виду старшее поколение, – подростками ещё занимались радиотехникой, авиамоделированием, мечтали стать инженерами, космонавтами, учёными.
И сегодня путь к технологическому суверенитету лежит через возрождение лучших просветительских традиций. Используя передовые решения, нужно создавать наши собственные произведения, которые воплотят мечты юного поколения об открытиях, о подвиге, которому есть место в каждой профессии, но уж в космосе, конечно, всегда.
Такой настоящий гражданский, человеческий поступок совершила и команда фильма с очень символичным названием «Вызов». Она осуществила замечательный научно-просветительский проект – мы первыми сняли полнометражный художественный фильм на орбите, на борту космического корабля. Здесь тоже оказались первыми.
Хочу поблагодарить всех, кто принимал участие в создании этой картины. Она является уникальным событием для мирового кинематографа. Поздравляю вас!
Желаю всем вам хорошего просмотра, а самое главное, всей отрасли – новых научных, творческих, технологических достижений.
Не сомневаюсь, уверен, что всё задуманное получится, на все вызовы мы дадим достойный ответ.
Ещё раз поздравляю вас с праздником – с Днём космонавтики!
Желаю вам хорошего вечера.
Поздравляю!

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

tass.ru

Россия ускоряет создание коммерчески эффективных многоразовых ракет для запуска спутников
ТАСС


МОСКВА, 13 апреля. /ТАСС/. Работы по созданию коммерчески эффективных многоразовых ракет-носителей в РФ ускорены. Об этом заявил в четверг вице-премьер - глава Минпромторга РФ Денис Мантуров на конгрессе "Сфера".
Цитировать"Ключевой фактор интенсификации вывода спутников на низкие орбиты - это улучшение экономики пусков, для чего мы ускоряем работы по созданию коммерчески эффективных многоразовых носителей", -
сказал он.
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей


tass.ru

В России создадут ракету-носитель "Старт-1М"
ТАСС


МОСКВА, 13 апреля. /ТАСС/. Конверсионная ракета-носитель "Старт-1М" разработана в РФ, ее модель впервые была представлена на конгрессе "Сфера", передает корреспондент ТАСС в четверг с места событий.
Согласно информации, представленной на стенде организации "Агат", разработчиком является Московский институт теплотехники (входит в Роскосмос). "Комплекс обеспечивает подготовку и проведение запусков КА (космических аппаратов - прим. ТАСС) массой 150-700 кг на орбиты высотой 200 - 1 500 км с космодромов Восточный и Плесецк", - говорится в материалах организации.
Уточняется, что преимуществами комплекса являются высокая оперативность выведения нагрузки, низкая стоимость ракеты, повышенная надежность, возможность использования существующей инфраструктуры.
"АО "Организация "Агат" принимало участие в оценке экономической эффективности применения комплекса", - говорится в материалах.
Также на стенде представлен макет ракеты "Корона".
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей


tass.ru

Первый спутник "Пиксель" для высокодетального мониторинга запустят в 2026 году
ТАСС


МОСКВА, 13 апреля. /ТАСС/. Первый космический аппарат "Пиксель-ВР" для высокодетального мониторинга будет запущен в 2026 году. Об этом говорится в презентации исполнительного директора Роскосмоса по перспективным программам и науке Александра Блошенко.
"Запуск - 2026 год", - говорится в материалах, представленных в четверг на конгрессе "Сфера".
В презентации уточняется, что линейное разрешение составит 1 м. Спутник будет выведен на орбиту высотой 500 км, его масса составит 550 кг.
В марте в Роскосмосе сообщали о работе над созданием малого спутника дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ) "Пиксель-ВР". В госкорпорации рассказали, что первый такой аппарат планируется произвести к 2025 году. 
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей


tass.ru

Роскосмос планирует создать систему подключения к сети в отсутствии сотовой инфраструктуры
ТАСС


МОСКВА, 13 апреля. /ТАСС/. Роскосмос в 2023 году приступит к созданию системы подключения мобильных устройств к сети в отсутствие сотовой инфраструктуры direct-to-cell ("прямо к сотовому"). Об этом в четверг сообщил исполнительный директор госкорпорации по перспективным программам и науке Александр Блошенко.
"Сегодня в мире есть много инициатив, связанных с попыткой получить прямой доступ к мобильному телефону со спутника и предоставлением прямого канала связи без отдельного абонентского оборудования. <...> В этом году мы открываем работу по системному проектированию облика такой группировки", - сказал он в четверг на конгрессе "Сфера".
"Технология называется direct-to-cell, direct-to-mobile ("прямо к сотовому/мобильному" - прим. ТАСС). Мы хотим идти в ногу со временем и заложить необходимые проектные решения для того, чтобы иметь такую систему на низких орбитах и обеспечить качественно новый уровень предоставления услуг массовому потребителю", - отметил Блошенко.
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей


tass.ru

Иран намерен сотрудничать с Россией по космической программе "Сфера"
ТАСС


МОСКВА, 13 апреля. /ТАСС/. Иран выразил намерение сотрудничать с РФ в космической программе "Сфера". Об этом сообщил посол исламской республики в Москве Казем Джалали в четверг на конгрессе "Сфера".
Он отметил, что Иран официально уведомил Международный союз электросвязи, SpaceX и другие организации о правилах работы спутниковых операторов на территории страны, но не получил ответ. "Все, что выходит за рамки, расцениваем как безответственные и незаконные действия, которые являются не только вмешательством во внутренние дела Ирана, но и являются очевидным нарушением международных прав", - подчеркнул посол.
"Сфера" считается исключительной экономической и политической возможностью и возможностью в сфере безопасности. Мы в контексте долгосрочной программы сотрудничества с РФ в области космоса заявляем о готовности и полном своем намерении осуществлять партнерство и присутствие в этом облачном проекте", - сказал Джалали.
О программе "Сфера" президент России Владимир Путин рассказал на прямой линии 7 июня 2018 года. Она подразумевает запуск спутников связи и дистанционного зондирования Земли. По словам бывшего гендиректора Роскосмоса Дмитрия Рогозина, программа будет включать в себя пять спутниковых группировок, предоставляющих услуги телекома, еще пять - наблюдения. Первый аппарат "Скиф-Д" по программе был запущен в 2022 году.
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей


kommersant.ru

«Уралкриомаш» выполнил госзаказ по поставке цистерн для космодрома «Восточный»
Диана Сунагатуллина


АО «Уралкриомаш» (в составе концерна УВЗ входит в Госкорпорацию «Ростех») завершил работы по поставке оборудования в рамках госконтракта с АО «Центр эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры» (ГК «Роскосмос»). Как
пресс-служба УВЗ, заправочные комплексы на космодроме «Восточный» обеспечили железнодорожными-вагонами-цистернами.
Напомним, изделия предназначены для транспортировки жидкого аргона, кислорода, азота. Модель 15-558С-04, разработанная специалистами предприятия для возведения первой очереди космодрома «Восточный», вмещает до 50 тонн криогенного жидкого продукта и сохраняет его без потерь около 100 суток.
Работа по заказу Роскосмоса началась в 2020 году. Как отметил генеральный директор АО «Уралкриомаш» Дмитрий Скоропупов, все задачи по выполнению государственного заказа были исполнены в назначенные сроки и с надлежащим качеством. Сейчас идет монтаж оборудования второй очереди с привлечением специалистов уральского завода.
Ранее сообщалось, что «Уралкриомаш» изготовит для НОВАТЭКа криогенные емкости для сжиженного природного газа. Емкости поставят на завод по производству СПГ (сжиженный природный газ), который НОВАТЭК строит в Магнитогорске.
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!