09.12.2021 01:31:38

SpaceX

Автор igorvs, 14.08.2013 21:08:38

« предыдущая - следующая »

0 Пользователей и 1 гость просматривают эту тему.

Kobold

Илон Маск предложил всем свистнуть в ... свисток вместо Tesla Cybertruck

Пруф: Свистни в Теслу

Есть подозрения, что вместо полета Старшипа предложит купить вибратор с крылышками.

Space books

https://pikabu.ru/story/vse_dengi_mira_zachyorknuto_ilona_maska_chast_1_8656678


ЦитатаВсе деньги мира (зачёркнуто) Илона Маска. Часть 1

Все деньги мира (зачёркнуто) Илона Маска. Часть 1 Космос, Космонавтика, Илон Маск, SpaceX, Длиннопост
 
Редакция Pro Космос не только сама пишет материалы, но и публикует лучшие колонки наших подписчиков. О ситуации с банкротством компании Маска нам написал Евгений Пчельников. Мы публикуем его аналитику. Ждём ваших статей.
Цитата: undefined«Он не бухгалтер -- нет. Он чужезвёздный гость.
Застрявший навсегда среди российских весей.
Он космолёт разбил и здесь ему пришлось
Всерьез овладевать нужнейшей из профессий...»

(с) Вадим Степанцов
Письмо основателя SpaceX о потенциальном банкротстве компании из-за проблем с двигателями Raptor, наделало шума в отраслевом сообществе. Чтобы разобраться, стоит ли держать у себя небольшой пакет акций SpaceX, приобретенный на барахолке «за недорого» ещё во время правления Барака Обамы, автор решил немного посчитать.

Чем хороши США, так это отчётностью перед налогоплательщиками и, честно признаться, их отчётность мне нравится больше, чем таблицы Минфина РФ, просто потому что она гораздо удобнее. Если в первом приближении рассмотреть материалы американских «государственных закупок» (usaspending.gov) и некоммерческой организации (www.goodjobsfirst.org), где до копейки посчитаны все расходы американского государства на компанию Space Exploration Technologies Corp, можно увидеть достаточно -- контракты, открытые контракты, субсидии, гранты, вычеты и различные льготы. Одним словом, всё, за что были уплачены деньги налогоплательщиков, и за что они уплачены будут вплоть до 2035 г.

SpaceX Corp. первую копейку в размере $3,5 млн получила от министерства обороны США в далеком 2003 г., когда кто-то в погонах решил, что неплохо бы найти на безальтернативной основе исполнителя -- местного Циолковского, который сможет провести исследование основ космических полётов (RDTE/Space Flight -- Basic Research). И нашёл его. Срок контракта составил длинные 7 лет, и этот многолетний труд не пропал даром. Частной космической компании карта «пошла» в 2008 г., когда были заключены сразу несколько крупных контрактов на создание ракетно-космических систем. В копилку Илона Маска упали аж $3 млрд для создания системы по доставке грузов на МКС (ISS Commercial Resupply Services), она же программа COTS в прошлом. И военное ведомство накинуло еще $4 млн в рамках участия в проекте Operationally Responsive Space (ORS-1). К слову (подробнее мы поговорим во второй части), к этому времени SpaceX собрала порядка $130 млн сторонних инвестиций. Подробнее об инвестициях здесь.

Все деньги мира (зачёркнуто) Илона Маска. Часть 1 Космос, Космонавтика, Илон Маск, SpaceX, Длиннопост

Первый полёт автоматического грузового корабля Dragon компании SpaceX, выполненный по контракту Commercial Resupply Services (CRS) с NASA, то есть первый коммерческий полёт частного космического корабля. Источник: NASA

Чтобы сразу снять все вопросы о возможном «распиле» -- последние транзакции по самому жирному контракту с NASA прошли в конце 2019 г. Только когда проект уже был реализован в своем нынешнем виде -- американское космическое агентство не платит миллиардные авансы. Кстати, аналогичный контракт получила компания Orbital Sciences -- люди с опытом и экспертизой.

Некоторые исследователи от бухгалтерии считают упомянутые средства грантами или субсидиями. Это не так. Ни с юридической точки зрения, ни с финансовой. IDV contract, он же Indefinite Delivery Contract -- это совсем не субсидия и не грант, как любят утверждать многие комментаторы. Итак, разбираемся в терминах.

-- Контракт (contract) -- заказчик просит 20 ракет по цене $100 за штуку к 2035 г.
-- Открытый контракт (Indefinite Delivery Vehicle Contract) -- заказчик просит сам не знает сколько ракет (от 1 до 100500) к 2035 г. по цене $100 за штуку.
-- Субсидия (Subsidy) -- помощь с закупкой ракет по контракту.
-- Грант (Grant) -- поддержка увлечения ракетами вообще, можно купить двигатель или съездить на конференцию уфологов.

Иными словами, контракт и открытый контракт -- это деньги за чётко прогнозируемый результат в виде космического комплекса. И колоссальный объем работы, связанный со значительными затратами на исследования, испытания, создание и производство космических систем.

Взлёт государственного финансирования главного конкурента Роскосмоса по коммерческим запускам начался после 2012 г. Именно в это время компания стала получать значительные контракты от оборонки на запуски и развитие транспортных космических систем. Многие обвиняют SpaceX в том, что она получала завышенные «гонорары» за пуски для военных. Но последние парируют, что подрядчик также занимается развитием инфраструктуры. Да, работа на оборонку это не столько конкуренция по цене, сколько распределение заказов между проверенными участниками рынка -- чужие здесь не ходят. Но это верно почти для любой страны. Тем более, что между внутренними конкурентами в США идёт не только соперничество, но и сотрудничество по другим направлениям. Если внимательно исследовать открытые данные, то окажется, что компания SpaceX, выступает в роли получателя субконтрактов в проектах Boeing и Northrop Grumman. Деньги небольшие, но регулярные $3--4 млн. Неплохо, даже если ты успешный миллиардер, и NASA регулярно тебе присылает валюту чемоданами.

Все деньги мира (зачёркнуто) Илона Маска. Часть 1 Космос, Космонавтика, Илон Маск, SpaceX, Длиннопост

Объёмы федеральных транзакций в интересах SpaceX, разбитые по годам. Всего $10,1 млрд за 2008-2021 гг. Источник

Если подбить все обязательства за период активной работы компании (2008--2021 гг.), то 13 лет космического прогресса Илона Маска на данный момент стоят $10 млрд бюджетных средств. Завершение самых крупных текущих контрактов ожидается в 2024--2027 гг. Мы можем рассмотреть вопрос и под другим углом: за активный период разработки и испытаний РН семейства Falcon (2008--2015) SpaceX получила от государства без малого $2,4 млрд -- 24% от всего объема всех средств. И только после демонстрации результата ежегодные транши стали более внушительными.

А как же упомянутое министерство обороны США, спросите вы? Ведь именно оно активно «субсидирует» проекты Илона! Попробуем рассмотреть этот вопрос в широком смысле без детализации: если выделить контракты Минобороны США из общего перечня на $10,1 млрд, то окажется, что доля военных в портфеле заказов составляет 19,6% или $1,94 млрд. И SpaceX активно работает на этом поле: исследования в области гиперзвука, эксперименты оборонки с его спутниковой группировкой и т. п. То есть, речь идёт не только о пусках, но и НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы).

Высока ли стоимость пусков для военных? Да, есть основания говорить о нарушенных обещаниях рынку в части низких цен вывода грузов на орбиту. С другой стороны, по утверждениям заказчика, в этих контрактах есть затратная часть на создание инфраструктуры. Да и отсутствие конкурентной среды внутри страны не стимулирует компанию к демпингу. Доля, собственно, пусковых услуг для военных интересантов в общем портфеле составляет около 11%.

Все деньги мира (зачёркнуто) Илона Маска. Часть 1 Космос, Космонавтика, Илон Маск, SpaceX, Длиннопост

Распределение федеральных транзакций в интересах SpaceX по заказчикам. Источник

Но как мы уже сказали, государство не платит все эти миллиарды авансом. Что должен делать в такой ситуации настоящий американский предприниматель? Выходить на сцену и привлекать инвесторов! Что Илон с успехом и делает (об этом смотрите вторую часть материала).

Эпилог первой части

Цитата: undefinedНе знаю, что будет в конце пути, но даже «письмо отчаяния» от Илона вряд ли отпугнет инвесторов, тем более, компания умеет делать ракеты и комплектующие к ним быстро. Если ситуация с двигателями и правда настолько драматичная, то можно будет с интересом наблюдать, как предприниматель будет решать эти проблемы. И не исключено, что эти решения войдут в учебные пособия бизнес-школ.
Личное мнение Евгения Пчельникова

Space books

https://vk.com/wall-41152133_392959


Цитата: undefinedCommercial Dragon Program: NASA заказывает у SpaceX три дополнительные миссии на кораблях Crew Dragon 🐉🐉🐉

NASA намеревается заказать до трёх дополнительных миссий на МКС на кораблях Crew Dragon в рамках контракта CCtCap (Crew-7, Crew-8 и Crew-9), чтобы "поддержать непрерывный доступ к МКС", а попросту говоря, закрыть дыру в программе из-за неготовности к миссиям корабля Boeing CST-100 Starliner.

Фактически это даёт дополнительный буфер для любых задержек со Starliner и означает, что SpaceX завершат первоначальный план по контракту ещё до первой операционной миссии корабля от Boeing. Таким образом, у SpaceX будет контракт в общей сложности на 9 полётов на МКС. NASA отдельно подчёркивают, что ожидают необходимости в дополнительных полётах уже в 2023 году. SpaceX запустили 3 миссии по контракту из 6 на данный момент (Crew-1, Crew-2 и Crew-3). Запуск Crew-4 планируется 15 апреля 2022 года, Crew-5 - 25 октября 2022, а Crew-6 - в марте 2023 года.

О Crew Dragon:

"В октябре NASA направило запрос к американской промышленности на безопасные, надёжные и экономичные услуги по транспортировке астронавтов агентства и её партнёров на МКС и с неё. После тщательного анализа сертифицированных возможностей агентство пришло к выводу, что транспортная система SpaceX Crew Dragon - единственная сертифицированная система, отвечающая требованиям безопасности для перевозки экипажа на станцию и выполнения обязательств агентства перед международными партнёрами в необходимые сроки".

О Starliner:

"Решение о дополнительных полётах кораблей SpaceX также позволяет NASA продолжить работу с Boeing над разработкой космического корабля Starliner, который также будет осуществлять полёты c астронавтами после завершения своей сертификации. NASA выражает признательность компании Boeing за продолжающееся расследование проблем с клапанами окислителя, которые были обнаружены перед запланированной миссией Orbital Flight Test-2 (OFT-2) в августе этого года.

NASA и Boeing предоставят дополнительную информацию о статусе следующей миссии Starliner по мере того, как будет закончено расследование, определена основная причина и устранена выявленная неисправность. NASA по-прежнему нуждается в двух транспортных средствах для доставки экипажей на МКС. План состоит в том, чтобы чередовать миссии SpaceX и Boeing, когда оба корабля будут летать...".

О будущем:

"Текущая модификация контракта программы не препятствует NASA искать дополнительные возможности для изменения контракта в будущем для дополнительных транспортных услуг по мере необходимости. NASA также работает над продлением срока службы космической станции после 2024 года, чтобы обеспечить беспрепятственный переход к частным станциям на низкой околоземной орбите и продолжить научные исследования для подготовки к освоению человеком космоса и решения важных проблем на Земле", -- отметило NASA в своём заявлении.

Elon Musk:
-- Для меня большая честь помогать NASA и странам-участникам программы МКС.

Space books

https://pikabu.ru/story/vse_dengi_mira_zachyorknuto_ilona_maska_chast_2zhiznennyiy_tsikl_spacex_i_eyo_budushchee_8659531


ЦитатаВсе деньги мира (зачёркнуто) Илона Маска. Часть 2: жизненный цикл SpaceX и её будущее

Все деньги мира (зачёркнуто) Илона Маска. Часть 2: жизненный цикл SpaceX и её будущее Космос, Космонавтика, SpaceX, Илон Маск, Длиннопост
 
Итак, мы с вами разобрались в первой части, как SpaceX зарабатывала свои первые млрд. Напоминаем вам, что о ситуации с банкротством компании Маска нам написал Евгений Пчельников. Мы публикуем его аналитику. Теперь стоит поговорить о том непростом пути, который компания прошла от небольшого стартапа до одного из самых заметных игроков на мировом рынке космических услуг. Давайте попробуем отследить жизненный цикл SpaceX по данным crunchbase и все того же сайта «госзакупок США».

Наступил 2002 г. -- компания получила первые инвестиции в размере $61 млн и будем честными, на начальном этапе для компании эти деньги значили куда больше, чем сейчас. Однако, стартапу и его харизматичному основателю понадобится целых 13 лет, чтобы объем привлечённых от инвесторов средств перешагнул рубеж в $1 млрд. Произошло это в 2015 г., когда сразу несколько фондов (Google в том числе), решили вложить деньги в Илона Маска. При этом, первоначальная оценка SpaceX (pre-money valuation) к тому времени уже сделала компанию декорном (оценка рыночной стоимости $10 млрд).
Все деньги мира (зачёркнуто) Илона Маска. Часть 2: жизненный цикл SpaceX и её будущее Космос, Космонавтика, SpaceX, Илон Маск, Длиннопост
 
Подсчёты автора на основе открытых источников

Можно ли говорить о том, что семейство ракет Falcon развивалось только на средства NASA? Если посмотреть на диаграмму, иллюстрирующую привлечение средств инвесторов и финансирование по заключенным контрактам, то эти две линии следуют друг за другом. До 2010 г. NASA и инвесторы примерно поровну разделяли ношу космического энтузиазма Илона Маска. И лишь в период 2010--2015 гг. SpaceX вела работы преимущественно на контрактные средства космического агентства. Но к этому времени у компании уже появился в металле значительный технический задел. Это ещё раз иллюстрирует тезис, что NASA не платит просто так.

Все деньги мира (зачёркнуто) Илона Маска. Часть 2: жизненный цикл SpaceX и её будущее Космос, Космонавтика, SpaceX, Илон Маск, Длиннопост

Подсчёты автора на основе открытых источников

И напоследок, наверное, самое важное -- инвестиционная оценка (post-money evaluation) и первоначальная оценка (pre-money evaluation). Те самые десятки и сотни млрд долларов, которые фигурируют в СМИ и будоражат умы аудитории. В 2015 г., когда SpaceX смогла привлечь первый млрд, компания уже оценивалась более чем в $10 млрд. И да, перед осенней продажей акций Илона на вторичном рынке инвестиционная оценка (post-money evaluation) составила $74 млрд. Тогда как по итогам космической «черной пятницы» пресса пишет о предварительной оценке (pre-money valuation) уже в $100 млрд, что превращает SpaceX в сентикорна (частная компания с рыночной оценкой в $100 млрд).

Все деньги мира (зачёркнуто) Илона Маска. Часть 2: жизненный цикл SpaceX и её будущее Космос, Космонавтика, SpaceX, Илон Маск, Длиннопост

Подсчёты автора на основе открытых источников

Вернемся к вопросу о субсидиях и грантах, о которых так любят говорить некоторые эксперты. Без малого $112 млн налоговых вычетов, льгот и субсидий было получено компанией SpaceX за период 2012--2021 гг. Да, деньги неплохие, и наверняка на них можно сделать много хороших космических аппаратов, но тот же Blue Origin не остался без аналогичной помощи в размере $72 млн -- и пока настоящих космических результатов не видно.

Все деньги мира (зачёркнуто) Илона Маска. Часть 2: жизненный цикл SpaceX и её будущее Космос, Космонавтика, SpaceX, Илон Маск, Длиннопост

Пример налоговых вычетов, льгот и субсидий, полученных компанией SpaceX от правительства США в период 2012--2021 гг. Источник

Итого, $7 млрд средств инвесторов (данные Crunchbase) и $10 млрд средств NASA за 13 лет (более подробно см. первую часть материала), много это или мало? Стоимость программы Apollo составила более $25 млрд в ценах тех лет, и пересчёт этих цифр на сегодняшний курс даст никак не меньше $150 млрд (если оперировать долей затрат на космическую программу от ВВП, то и того больше, Pro космос об этом уже писал). Другой пример, -- миссия Mars 2020 (всего один запуск, ровер Perseverance и вертолётик Ingenuity на Марсе) стоит более $2,5 млрд. Так что инвестиции в SpaceX не столь громадные на фоне стоимости других космических проектов.

Уместно ли сравнение с российскими реалиями?

Переводить это всё в российские реалии не совсем правильно. Но всё же -- мы имеем частную компанию, которой государство обязалось выплатить 700 млрд рублей за полтора десятка лет работы, и инвесторы накинули еще 500 млрд рублей. Для сравнения -- можно подсчитать расходы на создание «Ангары» или «Союза-5». В этом контексте любят упоминать годовой бюджет Роскосмоса. Но еще раз повторю -- сравнивать SpaceX и Роскосмос некорректно, как минимум. Однако, это стоит помнить и представителям российской космической отрасли, которые иногда проводят подобные параллели. Такой подход приводит к неправильным выводам.

Например, представитель АО АГАТ в интервью корреспонденту РИА посетовал, что Starlink выделили «субсидию» размером $880 млн на спутниковый интернет, и это прямая поддержка со стороны государства, и вообще не очень рыночно. Да, FCC (Минсвязи США) действительно утвердила SpaceX означенную сумму на развитие спутникового Интернета в малонаселенных регионах. Но будем честными, это часть десятилетней (!) программы по обеспечению населения широкополосным доступом (Rural Digital Opportunity Fund) стоимостью $20 млрд.

И знаете кто получил самые большие куски этого телекоммуникационного торта? Местные компании, про которые в России никто не знает -- трое участников конкурса получили по $1 млрд и больше, Starlink вошел только в пятерку, драка за эти деньги была нешуточной. Про Rural Electric Cooperative Consortium, например или LTD Broadband что-то слышали? Вряд ли. Условия предоставления таких средств вполне конкурсные. Если, условно, коммерческий проект «Сфера» получит от государства некоторую сумму денег на покрытие тундры широкополосным доступом и при этом его разработчик окажется в конце пятерки малоизвестных финалистов, это будет вполне в духе свободного рынка.

Все деньги мира (зачёркнуто) Илона Маска. Часть 2: жизненный цикл SpaceX и её будущее Космос, Космонавтика, SpaceX, Илон Маск, Длиннопост

Распределение субсидий участникам рынка на покрытие спутниковым интернет-доступов сельских территорий США. Источник

Можно ли говорить о привилегированном положении SpaceX в американской ракетно-космической отрасли? На мой взгляд, такая формулировка не является правильной. Конкуренты есть, как среди старых игроков с огромными лоббистскими ресурсами и конструкторским опытом, так и среди новичков, готовых тратить деньги и скупать инженеров. Те же Blue Origin получили от NASA $0,5 млрд за два последних года. Но успехи конкурентов пока не впечатляют: Джефф Безос даже начал пользоваться нерыночными методами борьбы (Pro Космос писал об иске к NASA), а Starliner от самого опытного участника гонки, несмотря на дополнительное финансирование НАСА, «тоскует по звёздам в ангаре» (Pro Космос писал и об этом).

Все деньги мира (зачёркнуто) Илона Маска. Часть 2: жизненный цикл SpaceX и её будущее Космос, Космонавтика, SpaceX, Илон Маск, Длиннопост

Эпилог

Цитата: undefinedПолучается, что SpaceX и её основатель отвоевали себе место усердным трудом, неординарными техническими решениями, отсутствием страха ошибки и удачей. Каким образом будет развиваться компания дальше? Если оставить за скобками недавнее письмо о возможном банкротстве, полагаю, что NASA будет пытаться развивать внутриотраслевую конкуренцию с основными игроками (SpaceX, Blue Origin, Boeing/Lockheed Martin). И в этом соревновании для победы будет очень важным уметь привлекать внебюджетные средства быстрее других.
Источники:
https://www.usaspending.gov/search/?hash=d4e569d48f8a7569b69ed51ec21635a2
www.goodjobsfirst.org
https://docs.fcc.gov/public/attachments/DOC-368588A1.pdf
https://craft.co/spacex/metrics
https://www.crunchbase.com/organization/space-exploration-technologies/company_financials

cross-track

ЦитатаМаск объяснил, почему люди не должны жить вечно

Илон Маск планирует вживлять чипы в человеческий мозг уже в 2022 году

Илон Маск дал интервью журналистке The Wall Street Journal Джоанне Стерн, в котором рассказал об успехах чипа Neuralink, о риске скорого краха человечества, а также высмеял должности в корпорациях и дал совет властям Китая. Главное из ответов бизнесмена -- в материале «Газеты.Ru».

О чипировании

Маск сообщил, что крайне положительно оценивает текущие успехи Neuralink -- компании, которая создана предпринимателем для разработок имплантов, вживляемых в человеческий мозг.

«Мы проводим множество тестов. И у нас есть подтверждения, что Neuralink будет безопасен и надежен. И при необходимости чип можно будет безопасно извлечь», -- отметил Маск.

Он напомнил про публикацию видео с обезьяной, которая играла в симулятор пинг-понга MindPong при помощи чипа, установленного в мозгу. По словам Маска, он надеется в 2022 году начать тестировать технологию на людях с травмами опорно-двигательного аппарата.

Бизнесмен отметил, что пока Neuralink соответствует всем требованиям, которые предъявляют к медицинскому оборудованию в США. «У нас есть шанс вернуть людям с травмами спины всю полноту движения человеческого тела: они смогут снова начать ходить и пользоваться руками», -- добавил он.

Однако глава Tesla в перспективе рассматривает проект более широко -- как возможность соединить человека и машину.

По задумке бизнесмена, для начала чип заменит смартфон. А потом и вовсе позволит человеку соединиться с искусственным интеллектом. Маск крайне опасается мощи ИИ и считает, что только так можно избежать конфликта человечества и машин.

О причине скорого краха человечества

По мнению Маска, сейчас человечеству не хватает рук для прорывных проектов -- и прогресса в целом.

«Считаю, что одним из самых больших рисков для цивилизации является низкая и быстро падающая рождаемость», -- отметил Маск, отец шестерых детей.

Прогноз неутешителен -- цивилизации грозит крах, если ничего не предпринимать. «Посмотрите на цифры -- если у людей нет больше детей, цивилизация рухнет, помяните мои слова», -- заверил Маск.

Отвечая на вопрос о старении, бизнесмен заметил, что считает смерть крайне важным элементом жизни.

«Думаю, что для нас важно умереть, потому что в большинстве случаев люди не меняют своего мнения. Если они будут жить вечно, то мы можем стать очень закостенелым обществом, в котором новые идеи не будут иметь успеха», -- заключил он.

Про выдуманные должности в корпорациях

Также Маск в интервью рассказал, что должность CEO (главный исполнительный директор) -- это «выдумка», то есть специально созданная должность.

«Есть только три реальных должности, которые имеют значение в корпорациях. Это президент, секретарь и казначей. В принципе это может быть один человек.

CEO, CFO (финансовый директор), General Counsel (главный юрисконсульт) -- это все выдуманные должности. Они ничего не значат.

Наверняка это был чей-то маркетинговый эксперимент», -- считает он.

В этот момент выступления зал крайне оживленно стал обсуждать реплику Маска. Журналистка WSJ Джоанна Стерн спросила предпринимателя, планирует ли он в таком случае поменять должность или уйти из компании.

Однако бизнесмен ушел от прямого ответа на этот вопрос. Он лишь упомянул, что в настоящее время его официальная должность -- «технокороль» (technoking). «Я подавал бумаги и официально зарегистрировал эту должность», -- добавил глава Tesla.

Про становление Китая как сверхдержавы

Маск считает, что Китай все еще приспосабливается к своей роли одной из самых могущественных стран мира.

«В правительстве Китая есть много людей, которые выросли с ощущением того, что Китай -- небольшая экономика. Возможно, они чувствуют, что Китай пытаются вытолкнуть с нового места. Они не до конца осознают тот факт, что Китай действительно становится главным на районе», -- отметил он.

Глава Tesla пояснил, что не собирается одобрять все действия властей КНР и что придерживается такой же позиции по отношению к США и любой другой стране. Однако он считает, что Пекину стоит смягчить риторику в некоторых вопросах.

«Если ты собираешься быть главным, тогда тебе нужно относиться к вещам более спокойно», -- пояснил предприниматель.
Маск добавил, что у компании хорошие отношения с Китаем, где находится крупнейший по объему выпуска электрокаров завод Tesla.
Не все у нас еще хорошо, кое-что - просто замечательно!

benderr

маск-бомж? ::) :o
11-18
всего за 1 миллион и1 год
я сделаю робота лучше чем позорный федор.

/Иван/

Цитата: ЛОНДОН, 5 декабря 2021. /ТАСС/ https://tass.ru/kosmos/13117163Глава ЕКА призвал ЕС ограничить возможности Илона Маска "устанавливать правила" в космосе
Йозеф Ашбахер призвал страны Европы обеспечить своим компаниям возможности для справедливой конкуренции со SpaceX

Генеральный директор Европейского космического агентства (ЕКА) Йозеф Ашбахер выступил с предостережением о том, что компании Илона Маска могут занять доминирующее положение в новой космической экономике, так как де-факто диктуют в ней свои правила. В интервью газете Financial Times, опубликованном в воскресенье вечером, Ашбахер призвал страны Европы обеспечить своим компаниям возможности для справедливой конкуренции со SpaceX, которая разворачивает на орбите сеть спутников Starlink.

"В космосе станет намного больше ограничений, касающихся частот и орбитальных позиций. Правительства европейских стран должны быть заинтересованы в том, чтобы совместно <...> обеспечить европейским поставщикам [услуг спутниковой связи] равные возможности для справедливой рыночной конкуренции - сказал Ашбахер. - Удивительная ситуация, но один человек владеет половиной всех работающих спутников в мире. Фактически он устанавливает правила, и остальной мир, включая Европу, <...> не реагирует достаточно быстро".

По словам Ашбахера, американские регуляторы заинтересованы в доминировании США в этой сфере, и соответствующие процессы происходят "очень, очень быстро и с большой силой". Financial Times также цитирует министра экономики Люксембурга Франца Файо, призвавшего установить общие правила использования низкоорбитального космического пространства на фоне деятельности Starlink, планы развития которой предусматривают вывод на орбиту более 40 тыс. небольших спутников.

Сеть Starlink предназначена для обеспечения доступа в интернет за счет развертывания большого количества космических аппаратов массой 260 кг. По оценке SpaceX, запуск в общей сложности 11 тыс. спутников и ввод их в эксплуатацию обойдутся в $10 млрд. Компания заверяет, что сможет обеспечивать широкополосный интернет со скоростью трафика 1 гигабит в секунду, что соответствует стандарту 5G. С мая 2019 года SpaceX уже вывела на орбиту порядка 1,9 тыс. спутников Starlink.

Над созданием своих группировок низкоорбитальных спутников работают также Китай, британская компания OneWeb и американская Amazon, создающая сеть Kuiper.

zandr

Цитата  Stephen Marr  @spacecoast_stve
Falcon B1052 rolled by the press site with an upper stage attached. This booster that had previously served as a Falcon Heavy side booster on 2 missions has now been converted to fly as a Falcon 9! Cool!
Image 
Image
.
Цитата  Cosmic Penguin  @Cosmic_Penguin
So @SpaceX really converted the FH Block 5 side boosters B1052/53 to regular F9 stages! I wonder why - they have several FH missions coming up and as of last report there is only one other pair of side boosters (B1064/5 for long-delayed USSF-44). Don't they need redundant ones?