Госкорпорация "Роскосмос" новости

Автор Исследователь, 01.03.2018 11:19:34

« назад - далее »

0 Пользователи и 4 гостей просматривают эту тему.

АниКей

kommersant.ru

10.04.2023, 00:48
Мысль с ограничением по высоте полета
Власти вынуждены снизить амбиции в области технологического развития РФ Мысль с ограничением по высоте полета
Венера Петрова, Олег Сапожков


Как выяснил "Ъ", в правительстве сформировали перечень важных направлений технологического развития РФ до 2030 года. В него вошли десять «сквозных технологий», перечень которых был пересмотрен в конце 2022 года из-за утраты доступа к сложному импортному оборудованию и утраты актуальности (это квантовые вычисления, ИИ и другие), а также восемь направлений промышленного развития — включение их в перечень «хайтека» в Минобрнауки объясняют наличием «заделов для успехов», однако если ранее технологическое будущее Белый дом связывал с прорывными разработками мирового уровня, то теперь половина инициатив нацелена на повторение существующих иностранных технологий, более недоступных РФ из-за санкций.
Спойлер

При подготовке концепции технологического развития до 2030 года ее разработчики во главе с первым вице-премьером Андреем Белоусовым из предложений Минэкономики и Минпромторга отобрали 18 направлений, упор на которые будут делать власти, сообщили "Ъ" в Минобрнауки (также участвует в составлении концепции): «По десяти — "дорожные карты" уже есть, еще восемь рассматриваются правительством для дальнейшей разработки соглашений (с компаниями, которые предполагается вовлечь в проекты по их реализации.— "Ъ") и "дорожных карт"».
Среди новых направлений оказались производство лекарственных средств, атомное и нефтегазовое машиностроение, включая оборудование для переработки углеводородов, авиационная промышленность и инфраструктура для воздушных перевозок, а также энергетическое машиностроение и услуги в сфере энергетики, рассказали в ведомстве.
Это технологические направления, «где сейчас у российской экономики уже есть определенные заделы для их успешного развития и формирования крупного рынка»,— отметили в ведомстве.
[свернуть]

«Дорожные карты» по десяти «сквозным технологиям», работу над которыми Белый дом начинал еще в довоенное время параллельно с организацией в РФ инвестиционного бума для обеспечения прорывного экономического роста, также прошли «перезагрузку» в 2022 году. Теперь к ним относятся:
  • искусственный интеллект (ИИ);
  • современные и перспективные сети мобильной связи;
  • квантовые вычисления;
  • квантовые коммуникации;
  • новое индустриальное ПО;
  • новое общесистемное ПО;
  • системы накопления энергии;
  • водородная энергетика;
  • перспективные космические системы и сервисы;
  • технологии новых материалов и веществ.
Спойлер
Всего в актуализированном списке 12 «сквозных технологий»: «Генетика» и «Интеллектуальные энергосистемы» развиваются в рамках госпрограмм (см. "Ъ" от 30 декабря 2022 года). От развития некоторых, например нейротехнологий, отказались. «Они перестали быть приоритетными с точки зрения бизнеса многих стран, в том числе и РФ, поэтому в "дорожной карте" осталось все, что связано только с ИИ»,— пояснил "Ъ" источник, близкий к Минэкономики (см. справку). Впрочем, во многом эволюции перечня также лучше объясняются изоляцией российской науки и недоступностью передового оборудования, что вынудило власти разделить прежние амбициозные цели на неисполнимые в ближайшем будущем (они из списка ушли) и исполнимые частично на имеющейся в РФ базе (они были перегруппированы по этому принципу).
Итоговый перечень проектов в результате оказался ориентирован не на прорывы, а, как отмечают в Минэкономики, на обеспечение «технологического суверенитета» — в частности, в сферах авиапромышленности (в т. ч. беспилотников), робототехники, автомобилестроения, микроэлектроники, медицины и других.
Концепция технологического развития, включающая в себя в том числе и этот список, будет рассмотрена на стратегической сессии у премьер-министра Михаила Мишустина в ближайшее время, сообщили "Ъ" в Минобрнауки, добавив, что в апреле документ будет официально внесен в Белый дом для утверждения.

Таким образом, в ближайшие семь лет в технологическом развитии РФ де-факто в основном предлагается заниматься «догоняющим» импортозамещением — разработкой телеком-оборудования после ухода Ericsson и Nokia, индустриального ПО (вместо SAP, Oracle и др.), авиастроения — после отказа поставок и обслуживания Boeing и Airbus, энергетического машиностроения — вместо основного поставщика Siemens Energy. Включение фармтехнологий в «прорывные» также объясняется приостановкой работы в РФ производителя сырья для лекарств BASF, в добыче и переработке нефти оно продиктовано сворачиванием деятельности в РФ технолидеров нефтесервиса Halliburton и Baker Hughes и санкционной недоступностью покупки иностранных НПЗ. При этом степень отрыва «суверенного развития» к 2030 году от мирового будет в большей степени определяться не скоростью переизобретения самолетов и турбин в РФ, а тем, как далеко уйдут за это время мировые передовые технологии.

[свернуть]
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей



tass.ru

Глава Центра Хруничева: изготовление ракет "Ангара" — стратегический приоритет предприятия
ТАСС


В конце февраля Евросоюз ввел десятый пакет санкций в отношении РФ, под ограничения попал в том числе Центр им. М.В. Хруничева (входит в Роскосмос), который производит ракеты-носители "Протон-М", "Ангара", разгонные блоки "Бриз-М" и другую продукцию в интересах российской космической отрасли. О том, как в текущих условиях происходит взаимодействие с иностранными компаниями, в том числе по линии МКС, о возможности изготовления продукции в интересах отечественной авиаотрасли и о летных испытаниях ракет-носителей "Ангара" в интервью ТАСС рассказал гендиректор предприятия Алексей Варочко.
— Центр им. М.В. Хруничева попал в десятый санкционный список ЕС. Повлияло ли это как-то на работу предприятия? Как?
— Ограничения, направленные на международную космическую деятельность Российской Федерации, начались задолго до появления десятого пакета санкций ЕС. В мае 2019-го были выпущены поправки к Закону США об ассигнованиях на национальную оборону, которые ограничивали использование пусковых услуг российских ракет-носителей на международном коммерческом рынке. Дальнейшее развитие событий в мире явно показало, что политика США в области мирного космоса ставит своей целью убрать с рынка конкурентов американским поставщикам пусковых услуг, в частности компании SpaceX, которая занимает в настоящее время 30% рынка всех запусков в мире. 25 февраля 2022 года ЕС своей декларацией 2022/380 принял пакет санкций, который запретил деловые операции с предприятиями авиационной и космической отрасли РФ. 
Десятый санкционный пакет ЕС включил Центр Хруничева в список санкционных компаний, что, в принципе, ничего не поменяло. Основные ограничения были уже введены против всей нашей отрасли еще год назад. Вероятно, кто-то из наших зарубежных партнеров может испугаться возникновения так называемых вторичных санкций со стороны стран ЕС из-за деловых связей с нами. Но мы этого не боимся, так как Центр Хруничева производит космическую технику без использования иностранных комплектующих. Ни ракета-носитель "Протон-М", ни семейство ракет-носителей "Ангара", ни разгонные блоки нашего производства не имеют иностранных компонентов. Наши иностранные партнеры более заинтересованы в нас, в наших ракетах и услугах, нежели мы в них. На рынке наблюдается дефицит пусковых мощностей, особенно с появлением низкоорбитальных спутниковых группировок. SpaceX, на мой взгляд, не сможет обслуживать рынок в одиночку с сохранением приемлемого уровня цен. Рынок нуждается в пусковых мощностях. Это сказывается на росте цен на пусковые услуги. Поэтому подобными санкциями они просто "стреляют себе в ногу". Позволю себе заметить, что США не включили Центр Хруничева в подобные списки. Вероятно, в силу более глубокого, нежели у европейцев, понимания рынка.
— Продолжается ли сейчас работа вашей дочерней компании ILS в США? С какими трудностями сталкиваетесь, учитывая санкции, введенные в отношении российской космической отрасли?
— Да, компания ILS работает. Доля ГКНПЦ в ней составляет 83%, остальные 17% принадлежат РКК "Энергия". На период санкций нам удалось снизить уровень затрат компании до самого оптимального уровня, чтобы компания могла осуществлять свою деятельность без источников поступления новых финансовых средств. Компания в настоящее время работает над рядом соглашений об урегулировании с нашими действующими заказчиками пусковых услуг на ракетах-носителях "Протон-М" и "Ангара".
— Удалось ли заключить новый контракт с компанией Boeing по поддержанию в рабочем состоянии наземных стендовых изделий и контрольно-проверочной аппаратуры для сопровождения полета модуля "Заря"? Как сейчас происходит взаимодействие с компанией, учитывая ее уход из РФ?
— Работа с компанией Boeing ведется в рамках действующих контрактов по обеспечению летной эксплуатации модуля ФГБ "Заря". Ограничения на эти работы отсутствуют, так как США не ввели санкции в рамках программы МКС. Компания Boeing и ГКНПЦ им. М.В. Хруничева четко и своевременно выполняют взаимные обязательства по данному проекту. В процессе сопровождения полета модуля ФГБ "Заря" возникает необходимость дополнительных работ, что требует заключения новых и корректировки уже подписанных контрактов. В настоящее время в заключительной стадии согласования находится новый контракт с компанией Boeing по дооснащению стендового электроаналога ФГБ контрольно-проверочной аппаратурой новой разработки. 
— В прошлом году сообщалось, что украинское предприятие, которое по контракту с Boeing поставляет комплектующие для одной из систем функционально-грузового блока "Заря" МКС, испытывает трудности в связи с ситуацией в стране. Удалось ли импортозаместить комплектующие?
— Импортозамещение в части поставляемого украинским предприятием оборудования не требуется. Схема взаимодействия была скорректирована таким образом, что финансирование этого предприятия и контрактная деятельность осуществляются напрямую компанией Boeing. Техническую поддержку Boeing в этих работах оказывают специалисты Центра Хруничева. В результате такой схемы взаимодействия эксплуатация системы ФГБ разработки этого поставщика выполняется в штатном режиме. 
— Центр Хруничева ранее обладал компетенциями по строительству самолетов. В условиях санкций сейчас остро стоит вопрос о поставке комплектующих для импортных гражданских самолетов. Способен ли Центр Хруничева изготавливать детали для них? Обращались ли к вам компании с соответствующими просьбами?
— Поскольку авиа- и ракетостроение — близкие области науки и техники, смею заверить, Центр Хруничева обладает компетенциями по изготовлению агрегатов и узлов для авиапрома. К нам уже обращались коллеги из авиаотрасли. И более того, мы начали обсуждение ряда вопросов, проводим технологическую проработку и определение свободных мощностей для возможного дальнейшего сотрудничества. Технически мы в состоянии изготавливать элементы в интересах авиационной отрасли. 
— Удалось ли уже предприятию выйти на безубыточность? С какими показателями завершили прошлый год?
— Финансовая нагрузка предприятия на конец 2022 — начало 2023 года составляет около 9 млрд рублей. Плановый срок погашения задолженности — конец 2025 года. Предприятие в состоянии обеспечить погашение долга в установленные сроки. 
— Снижена ли за прошлый год долговая нагрузка? На сколько?
— Мы не форсировали закрытие финансовой нагрузки ускоренными темпами. Пока будем ориентироваться на плановое погашение задолженности.
— В каком году планируется завершение летных испытаний тяжелой "Ангары"?
— Программа летных испытаний предусматривает проведение шести пусков ракет-носителей тяжелого класса "Ангара-А5" в рамках летно-конструкторских испытаний. Три успешных пуска уже состоялось в 2014, 2020 и 2021 годах соответственно. Четвертая и пятая летные ракеты переданы Центром Хруничева госзаказчику. Шестая на этапе окончательной сборки. Дальнейшие сроки пусков будут определяться потребностями выведения полезной нагрузки. 
— Южная Корея отказалась от запуска спутника на легкой "Ангаре". Сейчас замена полезной нагрузки найдена? Есть ли сейчас коммерческие заказы на "Ангару"? Много ли их? 
— У нас контракт на выполнение пусковых услуг корейского спутника на ракете "Ангара-1.2" института KARI. Контракт формально продолжает действовать. В случае расторжения корейская сторона обязана прислать соответствующее извещение об отказе от контракта. Мы уже заявляли, что такого извещения не получали. В связи с действием санкций лицензия США на корейский спутник была аннулирована. Поэтому доставить спутник в Россию для проведения запуска наши корейские партнеры не могут. Мы были готовы к проведению пусковых услуг в конце прошлого года и проинформировали об этом заказчика пуска. Однако ограничения США не позволили завершить контракт запуском, и мы вынуждены искать пути выхода из сложившейся ситуации. Сейчас мы совместно с ILS и институтом KARI прорабатываем варианты урегулирования по данному проекту. 
На сегодняшний день коммерческих заказов на легкую ракету "Ангара-1.2" нет. Она находится на этапе летно-конструкторских испытаний и пока не имеет летной истории для привлечения заказчиков. К тому же сказываются санкции, которые не позволяют заказчикам использовать эту ракету для запуска своих аппаратов. Несмотря на это, мы видим интерес, который проявляют потенциальные заказчики к "Ангаре-1.2". И я не сомневаюсь, что у легкой ракеты "Ангара" хорошие перспективы.
— В этом году планировалось доставить на Восточный "Ангару" для первого пуска. В каком состоянии она находится? Когда будет доставлена? Началась ли сборка "Ангары" для первого запуска корабля "Орел" с Восточного?
— Первая летная "Ангара-А5" для космодрома Восточный будет поставлена на космодром в 2023 году. Сроки изготовления ракеты для запуска ПТК "Орел" определяются программой испытаний ПТК "Орел". Запуску пилотируемого ПТК будут предшествовать пуски ракет "Ангара-А5" и "Ангара-А5М" с ПТК "Орел" в габаритно-массовом и непилотируемом исполнении. Центром Хруничева разработан и защищен эскизный проект по адаптации ракет "Ангара-А5" и "Ангара-А5М" для обеспечения запуска корабля "Орел".
— В декабре 2021 года был защищен проект многоразовой "Ангары", планируется ли ее эскизное проектирование? Когда оно может стартовать?
— В 2021 году был защищен эскизный проект по созданию КРК "Амур" второго этапа с ракетой-носителем повышенной грузоподъемности "Ангара-А5В", в состав которой входит кислородно-водородная третья ступень. В рамках данного проекта была рассмотрена возможность создания на ее основе многоразовой ракеты. Учитывая текущую ситуацию, решение о развертывании дальнейших работ по созданию многоразовой ракеты является прерогативой государственного заказчика. При этом необходимо учитывать, что ее разработку нужно вести одновременно с разработкой ракеты повышенной грузоподъемности "Ангара-А5В".

— Ведутся ли уже разработки перспективной тяжелой ракеты, которая сможет в будущем заменить "Ангару"? 
— В настоящее время завершено эскизное проектирование и ведется разработка конструкторской документации на ракету-носитель тяжелого класса с улучшенными энергетическими характеристиками, которая получила обозначение "Ангара-А5М". Она заменит ракету "Ангара-А5", и в дальнейшем планируется ее эксплуатация.
— Модули перспективной Российской орбитальной станции будут выводиться при помощи ракет "Ангара". Потребуется ли их доработка для этого? Ведется ли она уже?
— Для запуска модулей РОС будет использоваться модернизированная ракета-носитель "Ангара-А5М". В настоящее время ведется эскизное проектирование по адаптации ракеты к различным модулям, которые будут являться базовыми элементами новой Российской орбитальной станции.
— Началось ли изготовление комплектующих для кислородно-водородного разгонного блока?
— В настоящее время КБ "Салют" ведет разработку конструкторской документации разгонного блока КВТК. Производство технически готовится по мере готовности конструкторской документации к изготовлению стендовых изделий и опытных образцов КВТК, но запуск изготовления будет дан по указанию госзаказчика. 
— Сколько ракет-носителей "Протон" планируете запустить в этом году?
— В 2023 году уже запущены ракеты-носители "Протон-М" с космическими аппаратами КА "Электро-Л" №4 и КА "Луч-5Х".
— Завершилась ли сборка последних ракет-носителей "Протон"? Когда завершится? Найдены ли заказчики для них? 
— Изготовление ракет-носителей "Протон-М" ведется планово, и в соответствии с графиком планируем закончить производство изделий в 2025 году. Стратегический приоритет предприятия — изготовление ракет-носителей класса "Ангара". 
— Какая судьба ждет ракеты "Протон", если не удастся запустить все ракеты до завершения срока их эксплуатации в Казахстане?
— Вопрос находится в области договоренности между правительствами России и Республики Казахстан. Предложения ГКНПЦ им. М.В. Хруничева для решения вопроса по задействованию всех изготовленных ракет "Протон" находятся в стадии рассмотрения совместно с казахстанской стороной.
— Идет ли уже сборка первого образца ракеты "Рокот-М"? Первый пуск все еще в 2024 году планируется?
— По проекту "Рокот-М" проведена контрактация с нашей кооперацией по комплектующим элементам, ведется изготовление стендовых изделий, а также ряда элементов первой летной ракеты с длительными сроками изготовления. 
— В прошлом году вы сообщали о планах расширить номенклатуру выпускаемых медицинских изделий, удалось ли это сделать? В какие сроки сможете выйти на уровень диверсификации 50%?
— Сейчас мы активно набираем заказы для расширения номенклатуры выпускаемых медицинских изделий и увеличения производства. Также ведется работа над расширением номенклатуры изделий для народного хозяйства, в интересах нефтегазовой отрасли, атомной промышленности, авиапроизводителей и автомобилестроения.  


А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

В "Роскосмосе" отрицают версию с космическим мусором при повреждении кораблей на МКС


В "Роскосмосе" отрицают версию с космическим мусором при повреждении кораблей на МКС
В
Москва. 10 апреля. INTERFAX.RU - Космический мусор не является причиной появления повреждений на приборно-агрегатных отсеках кораблей "Союз МС-22" и "Прогресс МС-21", сообщил в интервью "Интерфаксу" первый замглавы "Роскосмоса" Андрей Ельчанинов.
"Что там конкретно ударило, никто не знает. Наша версия - метеороид. Это точно был не космический мусор", - сказал Ельчанинов.
Он заявил, что по сближению МКС с космическим мусором есть отдельное направление, по которому "Роскосмос" сотрудничает с NASA.
"Если бы это был мусор, мы бы его отслеживали и выполнили бы еще один маневр уклонения МКС от столкновения", - сообщил Ельчанинов.
По его словам, специальная комиссия провела полный производственный и технологический аудит создания системы терморегулирования как на пилотируемом корабле, так и на грузовике.
"По результатам этого аудита мы еще раз убедились в том, что все технологии были соблюдены и соблюдаются сейчас. Результаты работы комиссии позволили нам сделать вывод, что причиной разгерметизации внешнего контура грузовика также стало внешнее воздействие", - заявил Ельчанинов.
"Кроме того, дополнительно были проверены готовящиеся к запуску корабли. Никаких ошибок не обнаружено", - отметил первый замглавы "Роскосмоса".
Инциденты с кораблями "Союз" и "Прогресс" на МКС
15 декабря 2022 года "Роскосмос" сообщил об отмене выхода в открытый космос с борта МКС российских космонавтов в связи с повреждением радиатора пристыкованного к МКС корабля "Союз МС-22". 11 января глава "Роскосмоса" Юрий Борисов сказал, что исследования подтвердили, что корабль был поврежден метеороидом. Диаметр повреждения на поверхности приборного отсека корабля составил до 1 мм, также предполагалось, что отверстие на скорости пробил элемент космического мусора.
11 февраля в "Роскосмосе" сообщили об утечке теплоносителя из системы терморегулирования корабля "Прогресс МС-21", пристыкованного к МКС. По словам исполнительного директора "Роскосмоса" по пилотируемым программам Сергея Крикалева, разгерметизация корабля "Прогресс МС-21" была похожа на ситуацию, произошедшую в декабре с кораблем "Союз МС-22".
Полностью текст интервью будет опубликован в понедельник в 11:00 по московскому времени на сайтах www.interfax.ru и www.militarynews.ru.
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей


militarynews.ru

Первый замгендиректора "Роскосмоса": наращивание спутниковой группировки



      Москва. 10 апреля. ИНТЕРФАКС - Первый заместитель генерального директора госкорпорации "Роскосмос" Андрей Ельчанинов рассказал в интервью корреспондентам "Интерфакса" Александру Белову и Артему Рукавову о внутренней политике госкорпорации, международном сотрудничестве и финансовых оценках создания перспективной Российской орбитальной станции.
      
- Андрей Федорович, как себя чувствует "Роскосмос" в нынешних условиях: без большого числа запусков в интересах инозаказчиков и роста нагрузки на фоне СВО?

      - "Роскосмос" себя чувствует устойчиво. Несмотря на внешнее давление, мы находим новых партнеров. Незыблемое исполнение контрактов - основное направление нашей сегодняшней деятельности. Мы задокументировали и довели до всех, что нарушение исполнения обязательств государственного контракта для руководителей предприятий отрасли более чем на один месяц - это наказание, в дальнейшем - это увольнение.
      - Большой объем убытков сохраняется?

      - У нас прогнозируется большой объем убытков. Как говорил гендиректор, по итогам 2022 года ситуация расценивается предварительно в районе 50 млрд рублей. Это не только из-за санкционного воздействия, также это еще и нерасторопность отдельных предприятий в части взятых на себя обязательств. Надеемся, мы выйдем из этой сложной ситуации, которая усугубилась отказом от международного сотрудничества. Дополнительный источник компенсаций потерь для нас сейчас практически перекрыт. Напрягаем внутренние резервы и ищем новых партнеров на международных рынках.
      - 50 млрд рублей убытков по итогам 2022 года - это подтвержденная сумма?

      - Это не подтвержденная сумма, так как, исходя из политики налоговой отчетности, формирования бюджетных оценок и проведения аудиторских процессов - работа по получению конкретной цифры, сверенной с точностью до копейки, занимает порядка 4-5 месяцев следующего года. То есть мы уже во втором квартале 2023 года будем знать конкретную цифру, но объем бедствия нам понятен уже сейчас.
      - Пришлось ли закрывать какие-нибудь работы и перспективные проекты в целях экономии?

      - Мы проводим анализ текущих работ и переосмысливаем те работы, которые хромают.
      Новое руководство "Роскосмоса" запретило на физическом уровне даже думать о том, чтобы обращаться в правительство Российской Федерации с предложением о внесении изменений в условия заключенных государственных контрактов, что раньше было поставлено на поток.
      - Если предприятие понимает, что не успевает выполнить контракт?

      - Значит, это неправильная организация работы. Поэтому надо вносить изменения в организацию работы, а также расставаться с теми людьми, которые не в состоянии эту работу организовать.
      - А в случае форс-мажорных обстоятельств?

      - Да, есть форс-мажорные обстоятельства - ковидные мероприятия, санкционное воздействие, но это не должно носить массовый характер. Это точечное решение по отдельным проблемным вопросам.
      - Как планируется решать проблему с долгами Центра Хруничева?

      - С Центром Хруничева мы работаем на постоянной основе - на каждой неделе тратим определенное время, чтобы вникать в текущую ситуацию, потому что она меняется, исходя из потребностей Минобороны в части той продукции, которую выпускает предприятие. Она уточняется и корректируется, но при этом финансовая ситуация Центра остается сложной. Основная часть нагрузки - долги перед банками за обслуживание ранее привлеченных кредитов.
      Объем задолженности по кредитам Центра Хруничева - в районе 9,5 млрд руб. Сроки ее погашения зависят от нашего взаимодействия с банками, пока мы находим с ними общий язык.
      Надеемся, ситуация с долгами будет нивелирована после введения в строй Национального космического центра - не ранее 2025 года. То есть мы долги Центра погасим на горизонте 2026-2029 годов, если смотреть реально на вещи.
      - Как идет строительство Национального космического центра?

      - Строительство Национального космического центра идет в строгом соответствии с графиком и находится под постоянным контролем со стороны правительства Москвы и "Роскосмоса". Завершен монтаж инженерных конструкций низкоэтажной части здания, ведется остекление фасадов. Возведение доминанты комплекса находится на завершающей стадии - отлито в бетоне 42 из 47 этажей. Срок завершения работ по строительству запланирован на 2024 год, а переезд госкорпорации и ее организаций - на 2025 год.
      - В декабре 2022 - феврале 2023 года на МКС произошла утечка теплоносителя в двух кораблях - пилотируемом "Союз МС-22" и грузовике "Прогресс". Предварительной причиной аварии "Роскосмос" назвал "внешнее воздействие", но параллельно заявил о необходимости проверить всю технологическую цепочку изготовления космических аппаратов. Сделаны уже какие-то выводы относительно эффективности головного исполнителя - РКК "Энергия"?

      - В ситуации с пилотируемым кораблем "Союз МС-22" нам все-таки удалось с помощью наших коллег, находящихся на МКС, посмотреть более детально на область утечки теплоносителя. Результаты мы однозначно интерпретировали как внешнее воздействие инородного тела, которое привело к нарушению контура корабля.
      Второй эпизод - сродни попаданию двух снарядов в одну воронку, поэтому мы провели гораздо больший комплекс мероприятий. Специальная комиссия провела полный производственный и технологический аудит создания этой подсистемы как на пилотируемом корабле, так и на грузовике. По результатам этого аудита мы еще раз убедились в том, что все технологии были соблюдены и соблюдаются сейчас. Результаты работы комиссии позволили нам сделать вывод, что причиной разгерметизации внешнего контура грузовика также стало внешнее воздействие. В этой работе нам в очередной раз помогли партнеры по МКС, за что им огромное спасибо.
      Кроме того, дополнительно были проверены готовящиеся к запуску корабли. Никаких ошибок не обнаружено.
      - Есть ли финансовые потери из-за всей этой ситуации и сдвига возвращения экипажа?

      - У нас был пилотируемый корабль, который был заказан и оплачен государством и предполагался для конкретной цели. Мы просто внесли изменения в программу пребывания конкретных космонавтов на орбите. Это никак не повлияло на выполнение научной программы. Все предусмотренные в программе эксперименты будут выполнены.
      - Какое именно внешнее воздействие пробило системы терморегулирования кораблей? Это были частицы космического мусора?

      - Что там конкретно ударило, никто не знает. Наша версия - метеороид. Это точно был не космический мусор. По сближению станции с космическим мусором есть отдельное направление работ, по которому мы тесно сотрудничаем с американцами. И если бы это был мусор, мы бы его отслеживали и выполнили бы еще один маневр уклонения МКС от столкновения.
      - Тем не менее проблема космического мусора на околоземной орбите обсуждается не первый год. Насколько подвержена риску российская спутниковая группировка?

      - Проблема становится общемировой. На орбите 300-400 км появляется как большое количество обломков, так и космических аппаратов, поэтому необходимо вырабатывать регулирующие нормы. Это угроза гарантированному доступу в космос, включая выведение и нормальное функционирование космических аппаратов на орбите. Если "правила управления движением в космосе" на международном уровне будут приняты в редакции без учета интересов России, это породит еще одну угрозу, связанную с экономическими и репутационными потерями.
      - И как отвечать на все это?

      - Парирование этих угроз станет одной из задач обеспечения национальной безопасности. Поэтому "Роскосмос" вместе с другими заинтересованными ведомствами продолжает отстаивать позиции нашей страны на международной арене и одновременно наращивает возможности автоматизированной системы предупреждения об опасных ситуациях в околоземном космическом пространстве.
      Американцы делают свою систему, мы от них тоже не отстаем - в этом году начнутся работы по созданию системы следующего поколения - "Млечный путь". Эта система позволит отслеживать все небесные тела и рассчитывать возможность столкновения космического мусора со спутниками. Ключевыми свойствами этой системы наряду с передовыми средствами мониторинга должны стать открытость, доступность и востребованность на международном уровне. Открытость - возможность подключения к системе средств мониторинга дружественных государств и возможность системы участвовать в совместных с ними проектах в сфере обеспечения безопасности деятельности в космосе. Доступность - возможность получения продуктов и услуг широким кругом российских и зарубежных потребителей. Востребованность - удовлетворение спроса потребителей в необходимости получения продуктов и услуг для гарантированного доступа в космос и контроля соблюдения правил ведения деятельности в нем.
      - Будет ли эта система задействована в интересах пилотируемой космонавтики? Например, для определения возможных столкновений космического мусора с орбитальными станциями.

      - Если говорить про МКС, то в 2022 году она вынужденно совершила пять маневров уклонения. Прогноз опасных сближений определяет американская сторона, для РОС мы будем заниматься этим уже сами.
      - Есть ли система, которая отслеживает попытки воздействия с Земли на российские спутники?

      - Воздействие может быть разное, поэтому отдельно взятой системы нет. Есть телеметрия с каждого работающего спутника, и по функционированию его систем можно сделать вывод, исправен он или нет. Есть также наблюдение за всеми космическими телами в оптическом диапазоне, который позволяет нам характеризовать механическое воздействие на спутники. Все это комплексно может быть сведено в единую систему, которая позволит выдавать однозначные выводы внешнего воздействия на космические аппараты.
      - Эти системы инициативно создавали или по госконтракту?

      - И так, и так есть.
      - Глава "Роскосмоса" Юрий Борисов не раз заявлял о необходимости перехода на конвейерное производство спутников. Как идет работа в этом направлении?

      - Ранее "Роскосмос" не занимался серийным производством космических аппаратов. Первыми ласточками будут ИСС Решетнева и НПО Лавочкина. Сейчас настраиваем все технические и технологические процессы под серийное производство. Привлекаем к работе предприятия, которые добились в этой области серьезных успехов - в первую очередь, из отраслей автомобилестроения и авиастроения. Перенимаем у них передовые практики и реализуем этот подход.
      - Как в "Роскосмосе" относятся к постоянной критике, что стране не хватает спутников?

      - Постоянной критике подвергается лишь один вопрос: срыв организациями "Роскосмоса" взятых на себя обязательств, и это справедливо. А вот наращивание спутниковой группировки - это вызов, на который необходимо ответить. Решить вопрос как за счет привлечения федеральных средств, так и за счет частных инвестиций. Частный бизнес вошел в приоритет номер один нынешнего руководства госкорпорации. Исходя из этого, мы переосмыслили программу запусков и расцениваем отклонение от этой программы, как нарушение обязательств с соответствующими выводами.
      - Как идут переговоры с частным бизнесом по формированию спутниковой группировки?

      - Мы в активном диалоге с представителями частного бизнеса, который хотел заниматься этой деятельностью. Находим точки соприкосновения, правового обеспечения этого вопроса. Подготовили два законопроекта о коммерциализации деятельности "Роскосмоса" в космическом пространстве, внесем изменения в закон о космической деятельности, который позволяет частникам привлекать денежные средства и работать в космическом пространстве, восполнять потребности рынка. Эта работа координируется на площадке правительства первым заместителем председателя правительства Андреем Рэмовичем Белоусовым. На данном этапе сформирована дорожная карта и мы совместно под руководством правительства думаем над источниками финансирования работ.
      - Какие еще шаги сделаны для увеличения российской спутниковой группировки?

      - Мы рассматриваем все возможные варианты наращивания спутниковой группировки. Мы еще раз проанализировали все ведущие контракты, все взятые на себя обязательства. Особый акцент делаем на реализации программы "Сфера", в рамках которой создается многоспутниковая группировка за счет государственных средств.
      В рамках этой программы мы сейчас прорабатываем возможность сдвига "влево" по времени этой работы и надеемся, что уже в этом году будет с опережением на год запущен первый спутник из состава группировки "Марафон".
      Помимо этого, активно работаем с потенциальными потребителями этих услуг - руководством регионов и федеральных министерств, в интересах которых возможно строительство спутников. Мы должны сформировать единую программу и обеспечить качественный и количественный рост группировки в ближайшей перспективе, а не в какой-то отдаленной.
      Наращивание спутниковой группировки - приоритет номер один в сегодняшней деятельности "Роскосмоса". В первую очередь космических аппаратов, решающих задачи дистанционного зондирования Земли и связи.
      - Частники тоже задействованы в этой работе?

      - Частники занимают свою нишу. Например, те же самые спутники - некоторые пытаются повторить путь, пройденный OneWeb или Маска со SpaceX. Мы ни в коем случае не препятствуем их работе, наоборот - пытаемся найти компромиссы.
      Государство должно понимать, на что тратятся деньги, потому что это немалые деньги. Нужно просчитать финансовую модель, чтобы эта деятельность не была убыточной и была востребована не только государством, но и в первую очередь гражданами.
      Как известно, OneWeb разорялся. Наши финансовые возможности отличаются от возможностей других партнеров, поэтому мы обязаны трижды рассчитать и семь раз отмерить перед тем, как совершить эти шаги.
      Общий лейтмотив нынешней деятельности "Роскосмоса" - открытость к любым инициативам. Необходимо до конца разрушить миф, что предприятия "Роскосмоса" закрыты для внешнего мира. Закрытыми в нынешней реальности быть нельзя. Необходимо быть восприимчивыми к рынку и к инициативам не только внутри отрасли, но и к внешним. Поэтому мы активно работаем и с молодежью, и с крупным бизнесом.
      - Вы упомянули OneWeb, недавно они объявили, что оставили попытки вернуть свои 36 спутников с Байконура.

      - История со спутниками на Байконуре и ситуация с ракетами "Союз" на космодроме Куру уйдет в суды.
      - А что с проектом "Байтерек" на Байконуре?

      - Проект "Байтерек" существует, он работает. Есть небольшие шероховатости в реализации, как и у любого масштабного сложного проекта, "Роскосмос" совместно с казахскими партнерами их преодолевает. Мы не намерены выходить из проекта.
      - Сообщалось, что "Роскосмос" рассматривает возможность поставки Индии ракетных двигателей РД-191 с 2024 по 2029 год. Подписан ли контракт?

      - Сейчас мы обговариваем детали, характеристики и объем поставок. Надеемся, выйдем на контракт в ближайшей перспективе. Мы ни с кем не прерываем сотрудничество, открыты для всех иностранных заказчиков.
      - В каких еще проектах заинтересованы инозаказчики?

      - Мы активно работаем по спутниковому направлению - ряд государств очень заинтересован, раскрывать подробности, пока не подписаны контракты, не могу.
      - А с Китаем?

      - У нас есть взаимные предложения друг другу. Активно работаем по лунной программе, отрабатываем те миссии, которые ведет Российская Федерация.
      - В какой валюте производятся расчеты с инозаказчиками?

      - Расчеты в долларах США госкорпорация свела к минимуму. Есть проблемы с расчетами, они касаются как оплаты за выполненные работы "Роскосмосом", так и перечислений "Роскосмоса" нашим иностранным партнерам. Проблемы есть, мы их преодолеваем. Это не останавливает работу в "Роскосмосе" и не является непреодолимым препятствием.
      - Как оцениваете сейчас совместную работу с NASA?

      - Космос остается одной из немногих ниш, где не останавливается совместная работа с представителями различных государств, несмотря на политическую ситуацию. Позиция руководства госкорпорации: космос - вне политики.
      Любая война рано или поздно заканчивается за столом переговоров. И мы обречены на межгосударственное сотрудничество с точки зрения движения к иным мирам и планетам. Космос - вещь объединяющая.
      Что касается NASA, рабочий контакт с американцами у нас налажен, специалисты общаются в ежедневном режиме, программа перекрестных полетов работает, мы не намерены останавливаться и готовы расширять это сотрудничество.
      - Одобрили ли американцы кандидатуры белорусских космонавток, одна из которых отправится на МКС?

      - Официально они скоро должны подтвердить, в рабочем порядке сказали, что не возражают. Должны прийти бумаги.
      - Сообщалось, что к 12 апреля будет представлен облик перспективной Российской орбитальной станции. Готов ли проект?

      - 12 апреля генеральный директор планирует проинформировать президента о ходе работ, но не о конечном облике станции. Мы провели работы по определению орбиты, на которой будет находиться РОС. Сейчас Ракетно-космическая корпорация "Энергия" выполняет этап эскизного проектирования, который определит будущий облик станции. Завершение эскизного проекта намечается к концу года.
      РОС придет на смену МКС. На уровне "Роскосмоса" по результатам работы комиссии принято решение о возможной эксплуатации российского сегмента МКС вплоть до 2028 года включительно. Да, это потребует вложений и определенных работ.
      - Какие задачи будет решать РОС на орбите?

      - Сам этап эскизного проекта подразумевает, что после него и на этом этапе велика вероятность внесения изменений в облик станции и его доработки, исходя из сложившихся взглядов.
      При проектировании РОС мы так же открыты. Мы максимально расширили круг организаций для определения целевых задач станции. Пригласили все ведущие учебные заведения, все научные организации, которые занимаются проблематикой космоса, чтобы они имели возможность высказать свое мнение - под какие задачи строится РОС.
      - Сообщалось, что РОС будет не постоянно обитаемой и сможет работать в автоматическом режиме. Сможет ли станция впоследствии работать без космонавтов?

      - По большому счету никто не спорит, что в ближайшей перспективе на низкой околоземной орбите не будет тех задач, которые нельзя решить в автоматическом режиме без участия человека. Однако уход человека с орбиты равнозначен потере компетенций в геометрической прогрессии: один год отсутствия равен пяти годам отставания в пилотируемой космонавтике.
      Поэтому ни в коем случае российские космонавты орбиту не покинут, и мы уверены, что для них всегда найдется интересная и востребованная работа в космосе.
      - Во сколько оценивается необходимый объем финансирования для строительства РОС?

      - По результатам эскизного проектирования будем понимать, но это будут точно сотни миллиардов рублей. По нашей оценке, это от 300 до 600 млрд рублей. Деньги будут разделены по этапам строительства. Это сумма со всеми кораблями и инфраструктурой.
      Первый этап строительства оцениваем в 350 млрд рублей, который позволит создать станцию, на которую будут прилетать и работать экипажи на космических кораблях. Создание полного облика РОС мы оцениваем в более чем 600 млрд рублей. Но эта цифра не конечная.
      Да, цифра весомая, мы максимально щепетильно относимся ко всем техническим решениям, понимая всю степень финансовой нагрузки на экономику страны.
      - Как будет проходить создание станции по этапам?

      - Первый этап предполагает создание ядра станции - это научно-энергетический модуль, узловой и шлюзовой модули, базовый блок и на втором этапе - доведение станции до проектной конфигурации путем стыковки целевых модулей.
      Первостепенной задачей станции мы видим пользу для социально-экономического развития страны. РОС будет оборудована целевой аппаратурой для проведения работ в интересах народного хозяйства, фундаментальной и прикладной науки.
      Каждый из создаваемых на втором этапе целевых модулей получит свое отдельное функциональное назначение, технические задания на них мы будем согласовывать с заинтересованными ведомствами.
      - Как идут дела на космодроме Восточный?

      - Для обеспечения пусков ракет-носителей "Ангара" завершается строительство объектов второй очереди космодрома "Восточный" с параллельным монтажом технологического оборудования.
      "Роскосмос" создал оперативно-техническую группу по координации и контролю за выполнением работ по созданию космического ракетного комплекса тяжелого класса на космодроме, которая рассматривает вопросы по увязке строительных, монтажных и испытательных работ.
      - Сообщалось о нехватке рабочей силы на объекте. Хватает ли сейчас строителей на космодроме?

      - Количество работников, задействованных при строительстве, соответствует проекту организации строительства.
      - Когда на космодром прибудет первая ракета "Ангара" для проведения летных испытаний на Восточном?

      - В мае 2023 года запланирована поставка на космодром "Восточный" полноразмерного электро-заправочного макета ракеты-носителя тяжелого класса "Ангара" для комплексных испытаний агрегатов и систем технического и стартового комплексов. Завершается изготовление ракеты "Ангара-А5", предназначенной для проведения летных испытаний. Ожидаемый срок поставки "Ангары-А5" на космодром Восточный - сентябрь 2023 года.
      Всё это позволяет обеспечить готовность к началу летных испытаний космического ракетного комплекса тяжелого класса в 2023 году.
      - Довольны ли вы количеством пусков с Восточного? Выполняет ли космодром полностью свою функцию?

      - Космодром еще не введен в эксплуатацию в полном объеме. Есть отставание по определенным объектам. Из двух очередей строительства мы еще не завершили первую. Но мы рассматриваем космодром Восточный как основную площадку для стартов в перспективе.
      - Сообщалось, что сроки летных испытаний перспективного транспортного корабля нового поколения (ПТК НП) зависят от начала финансирования строительства инфраструктуры для него на космодроме Восточный. Есть ли ясность, когда будут выделены данные средства? Когда госкорпорация планирует начать летные испытания ПТК НП?

      - Летные испытания ПТК первоначально планировалось проводить со стыковкой к Международной космической станции. Сейчас, с учетом того, что мы одновременно ведем работы по созданию ПТК и новой орбитальной станции, логичными видятся увязка их систем и синхронизация летных испытаний ПТК с развертыванием РОС.
      "Роскосмос" ведет разработку федерального проекта по созданию космического комплекса РОС, и средства для создания наземной инфраструктуры для запусков модулей и пилотируемых кораблей с космодрома "Восточный" будут заложены в данный проект.
      Не отказываемся от проекта. Проблемы возникли из-за того, что программы не взаимоувязаны. Хватались за пилотируемый корабль, не думая о других составляющих полета на Луну. В итоге целевая программа разложилась на кучу отдельных задач. Но проект будет востребован. Задел будет использован, но облик будет другой.
      - Рассматривается ли вопрос создания уменьшенной копии ПТК НП для полетов к перспективной Российской орбитальной станции?

      - Что касается создания нового транспортного пилотируемого корабля для полетов на низкие орбиты, то работы РКК "Энергия" по данному направлению планируются в рамках Федеральной космической программы на 2026-2036 годы. Задел, полученный при создании ПТК, действительно планируется максимально задействовать, при этом задачи создать его "уменьшенную копию" не стоит. Новый легкий корабль будет разрабатываться на принципах экономичности и серийности, в связи с чем не все системы лунного корабля будут востребованы в новой ОКР.
      - Сколько Россия тратит в год на содержание российского сегмента МКС?

      - На борту станции наши космонавты проделывают огромный объем научно-прикладных и исследовательских работ под эгидой Российской академии наук, а их рабочий график куда напряженнее, чем у большинства людей на Земле. Среднегодовая стоимость эксплуатации российского сегмента МКС с учетом создания ракет-носителей и запусков составляет порядка 35 млрд руб.
      - Увеличится ли финансирование МКС в связи с необходимостью уделять больше времени и средств для поддержания работоспособности станции?

      - Объем работ по поддержанию работоспособности станции в общей доле затрат безусловно растет, но на данный момент это не влияет на рост общей стоимости эксплуатации российского сегмента, поскольку уравновешивается проведением оптимизационных мероприятий по другим видам расходов.
      - Как предприятия отрасли выполняют задачи по диверсификации производства? Какова доля гражданской продукции у предприятий госкорпорации?

      - Мы очень хорошо продвинулись по топливно-энергетическому комплексу, медицине и транспорту. В реализации проектов диверсификации производства задействованы более 35 предприятий "Роскосмоса". Доля выпуска гражданской продукции в общем объеме продукции предприятий госкорпорации в 2022 году - 21,9%.
      В частности, в интересах топливно-энергетического комплекса России "Корпорация "МИТ" разрабатывает первый отечественный флот гидроразрыва пласта. Текущая стадия – стендовые и полевые испытания, планируемый выход в серийный выпуск с 2024 года.
      Предприятия "Турбонасос", НПО "Искра", "Корпорация "ВНИИЭМ", КБХА, УКВЗ серийно выпускают нефтегазовую продукцию - насосное оборудование, газоперекачивающие агрегаты, внутрискважинное оборудование, фонтанную арматуру и колонные головки, запорно-регулирующую арматуру и так далее.
      - Как идет работа в части производства медицинского оборудования?

      - Центр Хруничева производит медицинские барокамеры для лечения методом гипербарической оксигенации, ИСС Решетнева - мобильный комплекс лучевой терапии для лечения онкологических заболеваний. Также на предприятиях "Роскосмоса" создаются инкубаторы для новорожденных и аппараты ИВЛ.
      - А в части транспорта и промышленности?

      - Сейчас ключевой проект "НПО автоматики" - радар для использования в системах помощи водителю ADAS, а также автоматические системы управления сельскохозяйственной техникой, проекты в стадии готовности к серийному выпуску. "Корпорация "МИТ" и "Центр Келдыша" совместно разрабатывают водоочистные комплексы для опреснения и производства технической, питьевой и особо чистой воды.
      Также стоит упомянуть Усть-Катавский вагоностроительный завод - на предприятии изготовлен опытный образец лифта, на настоящий момент производственные мощности полностью готовы, прорабатывается укомплектование предприятия заказом.
      - Проводилась ли оптимизация численности персонала "Роскосмоса" в 2022 году? Сколько мест было сокращено?

      - Не считаю сегодняшнюю структуру госкорпорации оптимальной и соответствующей решаемым задачам, она и дальше будет уточняться. Численность работников "Роскосмоса" в 2022 году была снижена с 673 до 610 штатных единиц. В рамках оптимизационных мероприятий штат организации был сокращен на 63 единицы.
      - Какова сейчас общая численность работников ракетно-космической отрасли?

      - По состоянию на 31 декабря 2022 года общая численность работников ракетно-космической отрасли составила 170,5 тысяч человек.
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

Брабонт

Цитата: АниКей от 10.04.2023 12:17:16"Что там конкретно ударило, никто не знает. Наша версия - метеороид. Это точно был не космический мусор", - сказал Ельчанинов.

...
"Если бы это был мусор, мы бы его отслеживали и выполнили бы еще один маневр уклонения МКС от столкновения", - сообщил Ельчанинов.

Смайлик *facepalm* найдёте самостоятельно.

triage

Цитата: V.V. от 10.04.2023 14:29:37
Цитата: АниКей от 10.04.2023 12:17:16"Что там конкретно ударило, никто не знает. Наша версия - метеороид. Это точно был не космический мусор", - сказал Ельчанинов.

...
"Если бы это был мусор, мы бы его отслеживали и выполнили бы еще один маневр уклонения МКС от столкновения", - сообщил Ельчанинов.

Смайлик *facepalm* найдёте самостоятельно.
ЦитироватьПрогноз опасных сближений определяет американская сторона

АниКей


crimea-radio.ru

Роскосмос начнет обследование Центра космической связи в Крыму в апреле - Радио Крым



Роскосмос начнет обследование Центра космической связи в Крыму в апреле
Делегация специалистов Роскосмоса прибудет в Крым в апреле для того, чтобы обследовать центр космической связи, который некогда функционировал в посёлке Школьное Симферопольского района. Об этом в эфире "Радио Крым" сообщил заместитель председателя Комитета Госсовета РК по строительству, транспорту, топливно-энергетическому комплексу и аэрокосмической деятельности Валерий Аксёнов.
Цитировать"Сюда выезжают специалисты, которые оценят и исследуют все необходимые вопросы. Во второй половине апреля, предварительная дата есть. Учитывая состояние всех систем, ожидаем большое количество специалистов по жилищно-коммунальному хозяйству, инженерии, по спецаппаратуре", — сообщил Валерий Аксёнов.
Напомним, в августе 2022 года Роскосмос подписал соглашение о сотрудничестве с Республикой Крым. Соглашение предусматривает взаимодействие корпорации и региона в целях социально-экономического развития Крыма, в том числе с помощью использования результатов космической деятельности.
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

Брабонт

Цитата: АниКей от 10.04.2023 16:51:45Делегация специалистов Роскосмоса прибудет в Крым в апреле для того, чтобы обследовать центр космической связи, который некогда функционировал в посёлке Школьное Симферопольского района.
Всё обследовано двенадцать лет назад, подняли бы отчёты комиссии. Пилон антенны был заварен от мародёров, внутри старые приводы. Надо менять практически всё, кроме конструктива.

АниКей

Цитата: V.V. от 11.04.2023 08:41:53
Цитата: АниКей от 10.04.2023 16:51:45Делегация специалистов Роскосмоса прибудет в Крым в апреле для того, чтобы обследовать центр космической связи, который некогда функционировал в посёлке Школьное Симферопольского района.
Всё обследовано двенадцать лет назад, подняли бы отчёты комиссии. Пилон антенны был заварен от мародёров, внутри старые приводы. Надо менять практически всё, кроме конструктива.


скопировал до кучи в спец тему
Крым. Космическая инфраструктура.
Автор Штуцер
Страницы123456789
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей


vestnik-glonass.ru

Как сделать космический сектор более устойчивым



Космос переполнен спутниками, космическими аппаратами и астронавтами, миссии которых могут длиться от нескольких дней до нескольких месяцев. 8216 беспилотных спутников вращаются вокруг Земли, чтобы улучшить нашу повседневную жизнь. Спутники связи способствуют расширению доступа к интернету в регионах, лишённых инфраструктуры (в так называемых «белых зонах»); метеорологические спутники необходимы для прогнозов погоды, в то время как навигационные спутники имеют решающее значение для текущих и будущих транспортных потребностей, таких как автоматическое вождение транспортных средств.

Технологический прогресс в этом секторе открыл много новых возможностей для бизнеса. Теперь отрасль может запускать созвездия из тысяч спутников, чтобы достичь дальних уголков Земли (например, «Старлинк»), а новые рынки, такие как космическая добыча полезных ископаемых и космический туризм, неуклонно растут. Национальные чемпионы (включая Соединённые Штаты и Францию) также назвали космический сектор главным экономическим приоритетом. Технологические преимущества также смогут просочиться в некосмические сектора, такие как энергетика или грузоперевозки.
Несмотря на все преимущества и пользу для человечества, гражданское общество, похоже, всё больше обеспокоено экологическим воздействием этого сектора.
Первая основная проблема – космический мусор, рукотворные объекты на околоземной орбите, которые больше не выполняют никаких полезных функций. К этим объектам относятся неработающие спутники, заброшенные части ракет-носителей, выведенные из эксплуатации спутники и просто мусор, остающийся в результате столкновения между космическими объектами. На практике это означает, что более 30 000 вредных космических объектов и 3364 неработающих спутника могут столкнуться с примерно 4859 действующими спутниками, что будет иметь катастрофические последствия для нашей повседневной жизни в секторах, охватывающих транспорт, безопасность и финансы.
Некоторые космические виды деятельности также могут повлиять на окружающую среду Земли, включая загрязнение воздуха, воды и почвы, а также космического пространства. Возьмём, например, растущую популярность космического туризма. Учитывая, что сажа от космических аппаратов в настоящее время нагревает Землю со скоростью в 500 раз большей, чем та, которая высвобождается самолётами, растёт беспокойство по поводу связанных с этим сектором выбросов парниковых газов и токсичных веществ. В общем, дебаты о космической деятельности не могут остаться прерогативой только космического сообщества.
В попытке решить эти проблемы недавнее исследование выявило три перспективных способа работы:
• Сотрудничество;
• Технология зелёных насаждений;
• Политика, направленная на устойчивое развитие.
Сотрудничество должно осуществляться между пятью ключевыми сторонами: правительствами, научными кругами, промышленностью, гражданским обществом и экологическими неправительственными организациями. Тем не менее, хотя отрасль уже обладает осведомлённостью о рассматриваемых проблемах, вклад академических учреждений ещё не прояснен. В частности, научные круги могли бы представить новые идеи в области идентификации и удаления мусора, управления космическим движением, осведомлённости о космической ситуации и обслуживания на орбите.
Второе решение заключается в разработке технологии зелёных насаждений, которые будут выбрасывать меньше парниковых газов и других опасных химических веществ. По данным Европейского космического агентства, эти зелёные технологии могут свести к минимуму потребление энергии на протяжении всего жизненного цикла космической миссии, сэкономить ресурсы, а также уменьшить выброс токсичных веществ для защиты благосостояния человека и биоразнообразия.
Решения для зелёных насаждений включают в себя управление космическим движением, обслуживание на орбите и активное удаление мусора. Когда дело доходит до самих космических аппаратов, учёные также должны начать представлять себе более экологичное движение, более чистое топливо и альтернативы токсичному материалу. Например, все производители ракет-носителей также рассматривают возможность многоразовых пусковых установок, которые сократят выбросы газа CO2 в течение жизненного цикла.
Окончательное решение заключается в разработке политики, которая может одновременно стимулировать коммерциализацию космоса и укрепить устойчивый политический режим. Одним из примеров этого является политика зелёных инноваций, помогающая малоуглеродным малым и средним предприятиям. Важно привести эту политику в соответствие с 17 компонентами Целей устойчивого развития (ЦУР), установленных Организацией Объединённых Наций. Для достижения этой повестки дня появляются некоторые показатели, такие как рейтинг космической устойчивости и ESG (окружающая среда, социальная среда и управление).
Подписывайтесь на журнал «Вестник ГЛОНАСС» и навигационный
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей


tass.ru

МИД РФ продолжит содействовать деполитизированному диалогу по теме космоса
ТАСС


МОСКВА, 11 апреля. /ТАСС/. Министерство иностранных дел России намерено и впредь содействовать сохранению деполитизированного экспертного диалога по космической тематике. Об этом говорится в приветствии главы МИД РФ Сергея Лаврова организаторам и участникам международного фестиваля "Пора в космос".
"В текущих геополитических условиях важно поддерживать контакты между ведущими мировыми экспертами по таким объединяющим человечество темам, как космос. Со своей стороны, министерство иностранных дел продолжит содействовать сохранению необходимых для этого каналов деполитизированного диалога", - говорится в послании, опубликованном во вторник на сайте МИД РФ.
Лавров подчеркнул, что Россия готова к развитию многостороннего сотрудничества в космосе во благо человечества на основе международного права. "Рассчитываю, что свой вклад в общие усилия внесет и ваша встреча, собравшая видных отечественных и зарубежных экспертов", - добавил он.
Ключевой площадкой для диалога по широкой космической тематике является Комитет ООН по использованию космического пространства в мирных целях, указывается в послании главы МИД России. "Благодаря духу сотрудничества в рамках комитета удалось разработать пять фундаментальных договоров по космосу, заложивших надежную основу мирной космической деятельности", - отметил Лавров.
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

pnp.ru

В Госдуме показали макет новой орбитальной станции России
Анна Шушкина


Современным конструкторам есть чему поучиться у тех, кто создавал космическую технику в советское время. Об этом говорили на открытии выставки «Чайка. Первые в космосе», посвященной ко Дню космонавтики, который ежегодно отмечают в России и мире 12 апреля. Этот день посвящен первому в истории полету человека в космос, который совершил советский космонавт Юрий Гагарин 12 апреля 1961 года на корабле «Восток-1». Полет на орбите Земли продолжался 108 минут.
Также выставка посвящена юбилею первого в мире полета женщины-космонавта Валентины Терешковой, который состоялся 16 июня 1963 года.
В экспозиции на Охотном ряду представлены костюмы космонавтов, макеты советской и современной космической техники. Так, здесь можно увидеть вентилирующий костюм Валентины Терешковой и скафандр нового поколения «Орлан-МКС», который используется на Международной космической станции. Также здесь есть катапультное кресло, которое устанавливали в космических кораблях «Восток».
В кресле этой модели летал в космос первый космонавт СССР и мира Юрий Гагарин и второй советский космонавт Герман Титов и другие. На выставке представлены макеты ракет-носителей «Восток», «Союз-2», «Протон-М». Здесь представлен и макет ракеты-носителя тяжелого класса «Ангара-А5», создание которой сейчас завершает Роскомос. Для первого пуска с Восточного ее доставка на космодром ожидается в сентябре этого года.

Посетители выставки могут увидеть и макет новой российской орбитальной станции — ее планируется впервые в истории земных орбитальных станций вывести на высокоширотную орбиту, чтобы она смогла работать в интересах России, накрывая траекторией весь земной шар, включая Арктику. Станция станет альтернативой Международной космической станции после выхода России из проекта, ранее говорили в Роскосмосе.
«Мне выпало редкое счастье быть среди тех, кто прокладывал дорогу в космос. Мы испытывали не только себя как человека, но и космический корабль. Нам удалось доказать, что человек может жить и работать в космосе. И последующие полеты — яркое тому свидетельство», — сказала Герой Советского Союза, генерал-майор, депутат Госдумы Валентина Терешкова. Она добавила, что счастлива тем, что ей довелось вместе с Юрием Гагариным, который был командиром отряда космонавтов, учиться летать в космос. «Он действительно делал все, чтобы помочь каждому, и провожал нас в полет, и связь держал», — сказала Терешкова.

Валентина Терешкова. © пресс-служба Госдумы
И добавила, что сейчас от первого отряда космонавтов остались только Борис Волынов и она. «Мы с особой нежностью и теплотой вспоминаем Юру, он удивительный был человек, по-настоящему любил нашу страну и удивительно относился к каждому из нас», — сказала Терешкова.

«Сейчас, конечно, полеты стали другими, мы стали летать дольше, стали больше проводить работ. Но эти все полеты были бы невозможны, если бы не было этих первых полетов — Юрия Гагарина 12 апреля 1961 года, первой женщины-космонавта, первых групповых полетов, первого длительного полета Германа Титова», — сказал Герой Советского Союза, Герой России, летчик-космонавт, исполнительный директор Госкорпорации «Роскосмос» по пилотируемым программам Сергей Крикалев.
Космонавтика развивалась гигантскими шагами — за несколько лет были созданы новые корабли, шла подготовка к созданию станций, запускались первые зонды к планетам, к Луне, обратил внимание Крикалев.

© пресс-служба Госдумы
«Мы не только опираемся на тот опыт и знания, которые нам дали первопроходцы, но считаю, во многом мы можем поучиться у тех, кто создавал технику раньше, той скорости, с которой создавалась новая техника. Сейчас мы создаем достаточно много правил, регламентов, новую технику, но та скорость, с которой шла разработка на заре, до сих пор вызывает удивление и является примером для подражания, чтобы мы так же быстро создавали новую технику будущего», — сказал исполнительный директор Роскосмоса по пилотируемым программам.

«Космос, конечно, имеет громадное значение и с научно-технической, и с военно-стратегической точки зрения для защиты национальных интересов, национальной безопасности», — сказал первый замглавы фракции «Единая Россия» Вячеслав Макаров.
Полеты в космос, по его словам, это были такие взлеты человеческого духа, такой подъем в обществе, как БАМ, как освоение целины, и даже сильнее. «И такое сплочение в обществе и единение так необходимо в нынешнее время. Это пример на все времена и для всех поколений», — сказал политик.
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей


nauka.tass.ru

Программу подготовки экипажей РОС разработают после утверждения эскизного проекта
ТАСС


МОСКВА, 12 апреля. /ТАСС/. Разработка программы подготовки космонавтов к полетам на перспективную Российскую орбитальную станцию (РОС) начнется после утверждения эскизного проекта. Об этом в интервью ТАСС сообщил генеральный директор Роскосмоса Юрий Борисов.
"После того, как будет утвержден эскизный проект Российской орбитальной станции. По результатам этой работы будет начата разработка программы подготовки экипажей к полету по программе экспедиций РОС", - сказал Борисов в ответ на вопрос, когда начнется подготовка космонавтов к полетам на РОС.
В апреле 2021 года Юрий Борисов, который на тот момент был вице-премьером РФ, заявлял, что состояние МКС оставляет желать лучшего, поэтому Россия может сосредоточиться на создании собственной орбитальной станции. В настоящий момент идет ее эскизное проектирование. В октябре 2022 года вице-премьер - глава Минпромторга РФ Денис Мантуров сообщил журналистам, что предварительная стоимость создания перспективной Российской орбитальной станции уже известна.
Как сообщал в феврале в интервью ТАСС заместитель генерального конструктора Ракетно-космической корпорации "Энергия" (входит в Роскосмос), главный конструктор РОС Владимир Кожевников, на текущий момент срок запуска первого, научно-энергетического, модуля планируется на конец 2027 года, узлового, шлюзового, базового и целевого модулей - на период 2028-2030 годов.
Полный текст интервью будет опубликован в 08:00 мск.
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей


tass.ru

Летные испытания "Орла" будут увязаны с развертыванием Российской орбитальной станции
ТАСС


МОСКВА, 12 апреля. /ТАСС/. Роскосмос планирует увязать летные испытания перспективного корабля "Орел" с развертыванием новой Российской орбитальной станции (РОС). Об этом в интервью ТАСС сообщил генеральный директор Роскосмоса Юрий Борисов.
"Первоначально летные испытания ПТК (перспективного транспортного корабля - прим. ТАСС) планировалось проводить со стыковкой к Международной космической станции. Но с учетом того, что мы одновременно ведем работы по созданию новой орбитальной станции, логичным видится увязка систем корабля и РОС, синхронизация проведения летных испытаний с развертыванием РОС", - заявил Борисов.
По словам главы Роскосмоса, сейчас изготавливаются макеты и опытные изделия корабля "Орел", проводятся автономные испытания его составных частей. Также начались работы по экспериментальной отработке пилотируемого транспортного корабля на полноразмерных макетах.
"Роскосмос разрабатывает федеральный проект по созданию космического комплекса РОС. В него будут заложены средства на создание наземной инфраструктуры для запусков модулей и ПТК с космодрома Восточный", - добавил Борисов.
В апреле 2021 года Юрий Борисов, который на тот момент был вице-премьером РФ, заявлял, что состояние МКС оставляет желать лучшего, поэтому Россия может сосредоточиться на создании собственной орбитальной станции. В настоящий момент идет ее эскизное проектирование. В феврале в интервью ТАСС заместитель генерального конструктора Ракетно-космической корпорации (РКК) "Энергия" (входит в Роскосмос), главный конструктор РОС Владимир Кожевников, на данный момент срок запуска первого, научно-энергетического, модуля планируется на конец 2027 года, узлового, шлюзового, базового и целевого модулей - на период 2028–2030 годов.
Полный текст интервью будет опубликован на сайте ТАСС в 08:00 мск.
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!