Госкорпорация "Роскосмос" новости

Автор Исследователь, 01.03.2018 11:19:34

« назад - далее »

0 Пользователи и 3 гостей просматривают эту тему.

АниКей

#11180
Цитата: undefinedЦитата: undefined В Роспатенте зарегистрировали облик ракет для полётов на Марс

Москва, 17 февраля 2021, 07:11 — REGNUM Облик российских сверхтяжелых носителей для пусков к Луне и Марсу зарегистрировали в Федеральной службе по интеллектуальной собственности (Роспатент). Об этом 16 февраля сообщили в пресс-службе ведомства.
Разработчиком ракет выступает Государственный ракетный центр имени академика В.П. Макеева (Миасс, Челябинская область). В описании изобретения к патенту говорится, что ракеты в предложенной линейке не являются многоразовыми, но обеспечат большую грузоподъёмность, чем американские «Saturn V», при помощи которых осуществлялись миссии на Луну.

Цитата: undefinedЦитата: undefined «Приведенные данные свидетельствуют о возможности использования предложенных ракет космического назначения для исследования планет Солнечной системы, в частности Луны и Марса», — отмечают в Роспатенте.

Добавим, старшая в линейке ракета сможет выводить на низкую околоземную до 160 тонн груза. По международной классификации ракеты грузоподъемностью около и выше 100 тонн называются сверхтяжелыми.

Подробности: https://regnum.ru/news/it/3193030.html
 Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА REGNUM.
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

ЦитироватьРазработчик "Сармата" запатентовал ракеты для полетов на Луну и Марс
https://1prime.ru/telecommunications_and_technologies/20210217/833056985.html

Луна

Луна
МОСКВА, 17 фев — ПРАЙМ. Государственный ракетный центр им. Макеева — разработчик межконтинентальной баллистической ракеты "Сармат" и баллистической ракеты подлодок "Синева" — зарегистрировал в Роспатенте облик линейки сверхтяжелых носителей для пусков к Луне и Марсу. 


Описание изобретения к патенту опубликовано на сайте Федеральной службы по интеллектуальной собственности (Роспатент).
Ранее стало известно, что создание российской сверхтяжелой ракеты "Енисей", первый полет которой планировался на 2028 год, оказалось отложено. Как заявлял глава "Роскосмоса" Дмитрий Рогозин, проект будет пересмотрен и новая сверхтяжелая ракета будет основана на технологиях многократного использования.
Предлагаемая Центром Макеева (входит в "Роскосмос") линейка ракет не относится к многоразовым, но в максимальной версии должна быть более грузоподъемной, чем самая грузоподъемная из созданных до нынешнего дня сверхтяжелая ракета — Saturn V, с помощью которой осуществлялись пилотируемые миссии на Луну.
Всего предлагается к созданию три ракеты грузоподъемностью на низкую околоземную орбиту 53 тонн, 106 тонн и 160 тонн. Ракеты грузоподъемностью около и выше 100 тонн по международной классификации называются сверхтяжелыми.
"Приведенные данные свидетельствуют о возможности использования предложенных ракет космического назначения для исследования планет Солнечной системы, в частности Луны и Марса", — говорится в пояснении к патенту.
Пуски ракет предлагается проводить с космодрома Восточный, а доставлять на космодром ракетные блоки, из которых должна собираться сверхтяжелая ракета, воздушным транспортом, в частности, самолетами Ан-124 "Руслан".
В ракетах предлагается использование кислородно-керосиновых двигателей РД-171МВ и кислородно-водородных РД-0120 (оба типа использовались в советской сверхтяжелой ракете "Энергия").
Сверхтяжелые ракеты предназначены для выведения на околоземную орбиту крупных объектов массой в десятки тонн или запуску космических аппаратов и кораблей к Луне и другим телам Солнечной системы.
В прошлом веке в мире запускались ракеты сверхтяжелого класса Н-1 и "Энергия" (СССР), а также Saturn V (США). В настоящее время в мире эксплуатируется только одна ракета сверхтяжелого класса — американская Falcon Heavy. Кроме того, ведется разработка SLS и Starship в США, Chang Zheng-9 в Китае.
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

На космодроме Байконур ожидается сокращение численности персонала
РИА Новости
01:07
На космодроме Байконур ожидается сокращение численности персонала
...сообщили РИА Новости в пресс-службе Центра эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры (ЦЭНКИ, входит в "Роскосмос").
Московский Комсомолец
01:56
В Роскосмосе анонсировали сокращение персонала на Байконуре
Пресс-служба Центра эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры (ЦЭНКИ, входит в "Роскосмос"), распространила сообщение...
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

Пилотные испытания поезда на магнитной подушке проведут в 2021 году в РФ
Политическая Экспертиза
02:44
Пилотные испытания поезда на магнитной подушке проведут в 2021 году в РФ
Магнитная подушка для поезда, которая сможет функционировать в беспилотном режиме, будет разработана корпорацией "Московского института теплотехнологий" (МИТ, входит в Роскосмос.
ТАСС
02:02
Разработчик «Ярса» и «Булавы» создает поезд на магнитной подушке
ТАСС/. Корпорация "Московский институт теплотехники" (МИТ, входит в Роскосмос) разработала поезд на магнитной подушке...
News.ru
02:11
Разработчик «Ярса» и «Булавы» создал поезд на магнитной подушке
Он сможет работать и в беспилотном режиме. Как сообщил ТАСС генеральный конструктор МИТ (входит в структуру Роскосмоса) Юрий Соломонов...
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

Цитироватьtass.ru

Разработчик "Ярса" и "Булавы" создает поезд на магнитной подушке



МОСКВА, 17 февраля. /ТАСС/. Корпорация "Московский институт теплотехники" (МИТ, входит в Роскосмос) разработала поезд на магнитной подушке, который сможет работать в том числе в беспилотном режиме. Об этом сообщил ТАСС генеральный конструктор МИТ, академик РАН, Герой Труда России Юрий Соломонов.
Цитировать"Целью проекта является создание на базе испытательного комплекса полноразмерного демонстрационного макета электроподвижного состава (ЭПС) для проверки и подтверждения основных технических характеристик новых технических решений, связанных с внедрением технологии МАГЛЕВ (поезд на магнитной подушке)", - отметил Соломонов.

По словам генконструктора МИТ, проект является глубокой модернизацией созданной в начале 2000-х годов монорельсовой транспортной системы. Движение состава будет осуществляться по металлической ходовой балке. Поезд сможет работать как в беспилотном режиме, так и при минимальном участии машиниста.
Цитировать"В настоящее время ведется изготовление составных частей и электрооборудования макета ЭПС. Предполагаемый срок начала ходовых испытаний - третий квартал этого года", - добавил Соломонов.

По результатам испытаний будет принято решение о развертывании полномасштабных работ по серийному изготовлению нового типа монорельсовой транспортной системы и их тиражирования для регионов страны.
Технология МАГЛЕВ
Согласно открытым данным, технология МАГЛЕВ подразумевает движение поезда под управлением силы электромагнитного поля. В отличие от традиционных поездов в процессе движения он не касается поверхности рельса.
МИТ является разработчиком межконтинентальных баллистических ракет "Тополь", "Тополь-М", "Ярс" и "Булава".
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

sychbird

Похоже на гражданский выхлоп от работ по электромагнитному ускорению.
Ответил со свойственной ему свирепостью (хотя и не преступая ни на дюйм границ учтивости). (C)  :)

triage

Цитата: sychbird от 17.02.2021 12:58:58Похоже на гражданский выхлоп от работ по электромагнитному ускорению.
как там у других стран имеющих поезда на магнитной подушке с вооружением на основе электромагнитного ускорения?

Shin

За те деньги, за которые МИТ сделал монорельс, можно было на Марс слетать. Нет уж, нафиг-нафиг

Старый

Цитата: cross-track от 16.02.2021 19:43:06
Цитата: Старый от 16.02.2021 19:10:41"Рвём деньги мы в клочья!" - оригинально. Я бы не додумался. Молодец, Дмитрий Олегович!
вообще-то в оригинале "Рвём НЕБО мы в клочья!", но тоже оригинально :D
Но в мультике то он это поёт!  ;D ;D ;D
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

cross-track

Цитата: Старый от 17.02.2021 14:59:20
Цитата: cross-track от 16.02.2021 19:43:06
Цитата: Старый от 16.02.2021 19:10:41"Рвём деньги мы в клочья!" - оригинально. Я бы не додумался. Молодец, Дмитрий Олегович!
вообще-то в оригинале "Рвём НЕБО мы в клочья!", но тоже оригинально :D
Но в мультике то он это поёт!  ;D ;D ;D
но Дмитрий Олегович додумался до небес в клочья, а не до денег в клочья!
Live and learn

Старый

Цитата: cross-track от 17.02.2021 15:02:40но Дмитрий Олегович додумался до небес в клочья, а не до денег в клочья!
Но в мультике то он додумался до денег в клочья! Только не говори мне что в мультике не он.  8) :o
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Старый

Цитата: АниКей от 17.02.2021 07:47:50Разработчик "Ярса" и "Булавы" создает поезд на магнитной подушке
А слабо беспилотный трамвай на магнитной подушке?  8) ;D
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Старый

Цитата: cross-track от 17.02.2021 15:02:40но Дмитрий Олегович додумался до небес в клочья, а не до денег в клочья!
Кстати. До денег в клочья он тоже додумался. Толькко в пропагандистских роликах он об этом не поёт.
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

mihalchuk

Цитата: Старый от 17.02.2021 15:55:17
Цитата: cross-track от 17.02.2021 15:02:40но Дмитрий Олегович додумался до небес в клочья, а не до денег в клочья!
Кстати. До денег в клочья он тоже додумался. Толькко в пропагандистских роликах он об этом не поёт.
Не надо приписывать Дмитрию Олеговичу то, что придумали задолго до него.

АниКей

roscosmos.ru

Интервью. От Земли до Луны: интервью Дмитрия Баранова



#СМИ#Интервью#Российская газета#Главное#РКЦ Прогресс#Дмитрий Баранов
17.02.2021 18:00
О предновогодней победе в конкурсе Госкорпорации «Роскосмос» и о спорах по лунной ракете, о земном десятилетии от проекта до полетов на Марс, о велосипедах в космической коллекции предприятия и о 60-летии первого полета человека в космос, к которому Ракетно-космический центр «Прогресс» (входит в состав Госкорпорации «Роскосмос») имеет самое прямое отношение... Об этом и многом другом «Российской газете» рассказал директор предприятия Дмитрий Баранов.
***

Спойлер
— Символично, что именно в Самаре, где разрабатывались двигатели для программы Н-1, вновь займутся созданием новой лунной ракеты. Но ведь в России уже есть ракета тяжелого класса «Ангара-А5», разработанная Центром Хруничева (входит в состав Госкорпорации «Роскосмос»). Чем ваш «Енисей» будет от нее отличаться?
— «Ангара» сегодня уже летает, пусть она сделала два пуска, но она существует в железе. Это машина тяжелого класса со стартовой массой между 700 и 800 тонн. Для сравнения: даже у «Союза 5» этот показатель много меньше, 535 тонн. Но если мы начинаем сравнивать «Ангару» с «Енисеем», стартовая масса которого три тысячи тонн, то его мощность говорит сама за себя. Он может вывести на орбиту от 103 до 112 тонн. Именно такая ракета нужна, если мы говорим о полетах на Луну, Марс или Венеру, да хоть на Солнце...
— Почему конкуренция или, скажем мягче, научный спор, инициированный Академией наук уже после победы «Прогресса» в конкурсе на производство сверхтяжелой ракеты, идет на уровне технического задания, а не железа?
— Это нормально, наша страна не может реализовывать два-три проекта параллельно — долго и дорого. Поэтому пока «Ангару» планируют как промежуточный вариант, поскольку недостающую ей одну ступень сделать быстрее, чем новую ракету.
Но мы не приостановили разработку ракеты. У нас есть госконтракт на разработку ее технического проекта, а эскизным мы занимаемся с 2018-го, его мы и защитили в декабре 2020 года, и с предприятием был заключен контракт на 1,4 миллиарда рублей. Но поскольку у Роскосмоса и Академии наук сейчас возникли дискуссии — надо менять то, что создано, чтобы выйти на какие-то более современные технические решения, или не надо, мы взяли небольшую паузу. Думаю, через два-три месяца ситуация прояснится и «Прогресс» возобновит работы над ракетой.
— А когда можно ждать пуск космического «сверхтяжа»?
— В 2028-2030 годах, это очень большая работа, и она требует не только времени, но и финансирования.
— В США есть аналогичные разработки, мы будем догонять или соревноваться?
— Я бы сказал ленинскими словами: «мы пойдем другим путем». В США тяжелых ракет сегодня несколько. Самая известная, пожалуй, SpaceX Starship — сверхтяжелая ракета-носитель многоразового запуска, разрабатываемая частной американской компанией, которая рассчитана на вывод на низкую орбиту более 100 тонн полезной нагрузки. Но вспомните о возможностях «Енисея».
— Академик Дмитрий Ильич Козлов, который создал и долгие годы возглавлял ваше ЦСКБ, насколько я помню, отрицательно относился к многоразовым ракетам. Он и «Буран» поэтому недолюбливал...
— Мы до недавнего времени тоже не планировали заниматься челноками, считая, что должна превалировать концепция дешевой одноразовой ракеты. Но практика показывает, что если не заниматься многоразовыми носителями, то можно сильно отстать в технологическом плане. Наши оппоненты говорят, что если бы самолеты были одноразовые, то билеты на них стоили бы миллионы долларов. Поэтому и нам надо смотреть слабые и сильные стороны челноков, что можно делать и что не нужно.
— Многие ветераны, которые участвовали в разработке великих ракет и спутников, ушли с предприятия, а сегодняшние мальчишки уже меньше болеют космосом? Удается ли сохранить кадровый потенциал?
— Средний возраст работников «Прогресса» — 42–43 года, но даже когда мы проводим сокращения, параллельно ведем набор молодых специалистов. Готовим целевиков, наши специалисты читают лекции в Самарском национальном университете имени С. П. Королева, присматриваются к талантливым выпускникам. Так что конкурс у нас солидный. Другое дело, что раньше у предприятия не было ограничений по заказам, а ведь специалист вырастает, когда он варится в «крепком» профессионалном бульоне. Так вот раньше с бульоном проблем не было, а теперь количество программ и финансирование сократилось, стало быть, и возможности у молодежи немного меньше. Это объективный процесс.
— Раньше у людей было ощущение, что космос делают звезды, даже при советской закрытости страна знала своих героев, правда, некоторых уже посмертно.
— Раньше были звезды, а сегодня простые люди, так вы хотели сказать? Это эффект развития цивилизации. Когда, скажем, братья Райт делали свой самолет, они для того времени были гениями. А сегодня эту «каракатицу» и даже лучше могут собрать первокурсники университета. Сначала знание сконцентрировано в каких-то суперголовах, а потом оно расходится, и этим уже занимаются не гении, а нормальные люди уровнем пониже. Поэтому я не разделяю бурных восторгов по поводу того же Илона Маска. Просто сегодня уже нельзя быть человеком, продумывающим первую ракету, они выпускаются в десятках модификаций и на разных видах топлива.
Конечно, Маск некоторые технологические вещи применил неожиданным образом, но сравнивать его с тем же Королевым некорректно. Ракета на химическом топливе, ну садится она у него, и что? Фон Браун еще в 40-е годы прошлого века делал такую же ракету, но она у него не садилась. Не было задачи.
— В этом году страна отметит 60-летие полета Гагарина. Мы по-прежнему этому радуемся и гордимся. Но в то же время не только в публичном пространстве, но и на бытовом уровне иногда звучат сомнения, по карману ли нам сегодня космос. Он ведь не окупается?
— Напрямую, конечно, нет. Но если мы являемся великой державой не только в космическом плане, мы не можем позволить себе уйти с ведущих позиций. Поэтому мы реализуем самые разные программы в этой области. Это и «Союз», он хотя и «старичок», но справный и еще поработает. В этом году намечено 15-20 запусков. В работе у нас несколько перспективных космических аппаратов, например спутники дистанционного зондирования Земли.
«Прогресс» также занимается разработкой многоразовой метановой ракеты «Амур-СПГ». Эта ракета среднего класса будет двухступенчатой, а возвращаемую ступень можно использовать до десяти раз. Первая ступень будет после отделения тормозить двигателем и выпускать при приближении к Земле посадочные штанги. С космодрома Восточный ракета сможет выводить на низкую околоземную орбиту 9,5 тонны грузов при многоразовом использовании первой ступени и 12 тонн — при однократном, на геопереходную орбиту — 2,5 тонны с применением разгонного блока.
***
Вся история ракетно-космического центра «Прогресс» — это путь создания новой техники и непрерывного освоения самых передовых технологий. Сегодня РКЦ «Прогресс» занимает лидирующие позиции в сфере разработки, производства и эксплуатации ракет-носителей среднего класса как среди российских, так и среди зарубежных предприятий.
Начав в 1894 году с первого в России серийного выпуска велосипедов, московский завод «Дукс» в последующие 15 лет коренным образом поменял свою судьбу и взялся за труднейшее дело — производство первых российских самолетов и дирижаблей. В советские годы, став авиазаводом N1, освоил производство многочисленных образцов авиационной техники: самолеты-разведчики Р-1, Р-5; истребители И-1, И-3, И-5, И-15, И-153, МиГ-3. На счету этих самолетов множество мировых рекордов по скорости и высоте полета.
Осенью 1941 года предприятие было эвакуировано из Москвы в Куйбышев, где в невероятно трудных условиях наладило выпуск штурмовиков Ил-2. Первый из них взлетел в небо в декабре 1941 года. Каждый шестой самолет, воевавший на фронтах Великой Отечественной, был изготовлен в цехах завода N 1.
Триумфом ракетно-космической промышленности страны явился первый в мире пилотируемый космический полет Ю.А. Гагарина. Первая и вторая ступени «гагаринской» ракеты были изготовлены на куйбышевском заводе «Прогресс». С 1961 года по настоящее время все запуски отечественных пилотируемых космических кораблей осуществляются ракетами-носителями самарского производства.
В РКЦ «Прогресс» разработано и сдано в эксплуатацию более 12 модификаций ракет-носителей среднего класса и 29 типов космических аппаратов различного назначения.
[свернуть]
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

triage

что-то их заносить стало
Цитироватьhttps://ria.ru/20210217/rakety-1597899534.html

Директор "Прогресса" сравнил разработки Маска с ракетами Третьего рейха

18:42 17.02.2021 (обновлено: 19:02 17.02.2021)

МОСКВА, 17 фев — РИА Новости. Уровень технологий компании SpaceX не далеко ушел от химических ракет, которые для Третьего рейха создавал конструктор Вернер фон Браун, заявил гендиректор ракетно-космического центра "Прогресс" Дмитрий Баранов в интервью "Российской газете".

"Я не разделяю бурных восторгов по поводу того же Илона Маска. Просто сегодня уже нельзя быть человеком, продумывающим первую ракету, они выпускаются в десятках модификаций и на разных видах топлива. Конечно, Маск некоторые технологические вещи применил неожиданным образом, но сравнивать его с тем же Королевым некорректно. Ракета на химическом топливе, ну садится она у него, и что? Фон Браун еще в 40-е годы прошлого века делал такую же ракету, но она у него не садилась. Не было задачи".
Дмитрий Баранов
генеральный директор АО «РКЦ «Прогресс»

Немецкий конструктор Вернер фон Браун разработал первую в мире баллистическую ракету дальнего действия "Фау-2", которую приняла на вооружение гитлеровская Германия в конце Второй мировой войны и использовала для ударов по Лондону.

После войны фон Браун занимался космической программой США.
...

Цитата: АниКей от 16.02.2021 12:51:39
Цитироватьtass.ru
написал Рогозин в своем Telegram-канале, сопроводив запись соответствующим роликом.
"демонстрирует качество юмора баварских пивных 30-х годов прошлого века и без серьезной взбучки не способен делать что-то более интересное. Вот, к примеру, их очередные "сатирические мультики" с кратким набором пропагандистских шаблонов,. Сделаны они скучно, пошло и в целом бездарно."

Старый

Цитата: triage от 17.02.2021 21:23:04что-то их заносить стало
Кризис. Разруха не в сортирах, разруха в головах.
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

АниКей

Производитель «Ангары» рассказал об интересе заказчиков к ракете
RT на русском
03:40
Производитель «Ангары» рассказал об интересе заказчиков к ракете
Как сообщал глава «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин, в 2021 году планируются как минимум два запуска ракеты «Ангара».
РИА Новости
04:23
Производитель сообщил о планах Минобороны по закупке ракет «Ангара-А5М»
"По линии госкорпорации "Роскосмос" мы смотрим на перспективу заказа ракет для отработки пилотируемого корабля "Орел", - сказал Варочко.
Взгляд.ру
03:48
«Ангарой» заинтересовались коммерческие заказчики
К настоящему моменту помимо ракет для летных испытаний, заказано четыре тяжелых ракеты для Минобороны, три – по линии Роскосмоса.
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

Лавров: компании России и Зимбабве успешно реализовывали проекты, несмотря на коронавирус
ТАСС
06:18
Лавров: компании России и Зимбабве успешно реализовывали проекты, несмотря на коронавирус
"Сотрудничество с Национальным космическим и геопространственным агентством Зимбабве позволит зимбабвийским друзьям познакомиться с последними российскими технологическими...
Министерство иностранных дел РФ
06:00
Статья Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова «Россия-Зимбабве: дружба, испытанная временем», опубликованная зимбабвийской газетой «Геральд» 18 февраля 2021 года
Сотрудничество с Национальным космическим и геопространственным агентством Зимбабве позволит зимбабвийским друзьям познакомиться с последними российскими технологическими...
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

roscosmos.ru

Интервью. Центр Хруничева: пуск «Ангары» привлек коммерческих заказчиков



#СМИ#Интервью#РИА Новости#Главное#Центр Хруничева#КБ Салют#Алексей Варочко#Ангара#Плесецк#Космодромы
18.02.2021 11:00
14 декабря 2020 года с космодрома Плесецк был проведен второй пуск тяжелой ракеты-носителя «Ангара-А5». Он прошел успешно — макет космического аппарата был выведен на орбиту высотой более 36 тысяч километров над Землей. Проведенный пуск подтвердил технические возможности ракеты, которая в предыдущий раз поднялась в небо шесть лет назад.
Почему два пуска разделял такой длительный срок? Почему с помощью «Ангары» еще не запускали спутники? Есть ли коммерческие заказы на ракету? Все, что касается ракет семейства «Ангара», — их прошлого, настоящего и будущего, в интервью специальному корреспонденту РИА Новости рассказали генеральный директор Государственного космического научно-производственного центра им. Хруничева (входит в состав Госкорпорации «Роскосмос») Алексей Варочко и генеральный конструктор конструкторского бюро «Салют» (входит в Центр Хруничева) Сергей Кузнецов.

Спойлер
***
— Поздравляю вас с успешным пуском второй тяжелой «Ангары-А5». Если к первой ракете в 2014 году были замечания по грузоподъемности, то в этот раз пуск прошел без проблем?
Варочко: Вокруг подготовки к пуску было много разговоров о том, штатно или нет он прошел, в срок или не в срок состоялся, были ли какие-то замечания. Я хочу ответственно заявить: подготовка к пуску проходила штатно, в соответствии с утвержденной программой и в соответствии с утвержденным госкомиссией днем пуска. Сам пуск ракеты-носителя также прошел штатно и по срокам, и по циклограмме полета. Да, в процессе подготовки возникли замечания, связанные с наземным комплексом, два замечания было получено по самой ракете, но их устранили. Возникло замечание к датчику — его заменили и продолжили подготовку к пуску. В итоге по результатам пуска мы целевую задачу, которую ставили перед собой, выполнили.
Кузнецов: Хотелось бы напомнить, что пуск был испытательным. Всего программой летных испытаний планируется проведение шести пусков, осталось выполнить еще четыре. Эти пуски предназначены для поиска и устранения замечаний и неувязок, которые возникают при использовании систем разработки разных организаций: стартового комплекса, технического комплекса, ракеты-носителя. Все выявленные перед пуском замечания были своевременно устранены.
Если говорить о задачах, которые ставились непосредственно перед ракетой-носителем «Ангара-А5», то в первую очередь пуск проводился для подтверждения энергомассовых характеристик носителя, возможности выведения полезной нагрузки с максимальной массой на заданную орбиту с требуемой точностью. Абсолютно все параметры пуска выполнены с хорошим запасом. Мы вывели на низкую орбиту более 23 тонн груза и показали точность выведения лучше, чем требовалось по техническому заданию. Можно сказать, что ракетой все задачи были выполнены на отлично.
— Целевой задачей было вывести на геостационарную орбиту (высотой около 36 тысяч километров над Землей, используется в первую очередь для размещения телекоммуникационных аппаратов) 2,4 тонны груза. Эта задача выполнена?
Кузнецов: Во время проведенного пуска мы вывели на геостационарную орбиту порядка 2 тонн 420 килограммов, но наши расчеты по остаткам компонентов топлива показывают, что мы можем выводить на «Ангаре-А5» с космодрома Плесецк на геостационарную орбиту нагрузки больше расчетных — массой свыше 2,5 тонны.
— Не могу не задать вопрос: почему такой длительный перерыв между пуском 2014 года и пуском 2020 года?
Варочко: Вы не первый, кто задает этот вопрос. Напомню, что в 2014 году никто не планировал пуск второй летной машины. Ракета была заказана только в 2016 году. Это тысячи технологических процессов, которые должны быть настроены и сданы комиссии, поэтому считаю, что второй пуск осуществили в крайне рекордные сроки. Цикл изготовления «Ангары-А5» — 27 месяцев. Мы смогли добиться серьезного сокращения сроков. Стоит задача максимально снизить трудоемкость, тем самым снизить общую стоимость изготовления ракеты и повысить ее конкурентоспособность на коммерческом рынке.
— Сейчас какие основные проблемы с производством вы бы могли назвать?
Варочко: Параллельно с изготовлением ракет на производственном объединении «Полет» в Омске ведется колоссальная стройка и техническое перевооружение производства. В одном цехе идет сборка ракеты, в другом роется котлован. Мы заранее произвели панели для сборки баков первой серийной «Ангары» для Минобороны, поскольку в апреле выключили станок, а цех передали строителям под установку кровли. И только 1 сентября мы снова расконсервировали станок.
Нам до 2023 года необходимо в Омске создать штамповочное, механическое производство, чтобы не возить ракетную технику в Москву. Если мы составные части 2-й тяжелой ракеты, которую запустили в декабре, катали несколько раз из Омска в Москву и обратно, то в 2022 году мы должны получить полный цикл сборки и испытаний универсальных ракетных модулей «Ангары» в Омске.
— Прямо как в условиях войны работаете.
Варочко: Можно сравнить со Сталинградом, когда все перекопано. Проведена колоссальная работа. Таких капитальных вложений не было за всю историю Центра Хруничева. Мы создаем производство ракет в Омске на ближайшие 50 лет.
— То есть «Ангара» будет летать ближайшие 50 лет?
Варочко: По общему сроку эксплуатации она должна пережить «Протон» (летает с 1965 года — ред.).
— С 2023 года вся сборка и испытания ракет будут проводиться уже в Омске?
Варочко: Да. Мы создаем в Омске контрольно-испытательную станцию, и уже первая ракета «Ангара-А5» для пуска с космодрома Восточный пройдет все испытания на ПО «Полет» без транспортировки в Москву. Все серийные машины, которые заказало Минобороны, тоже будут произведены на омской площадке начиная с 2022 по 2024 год. Это четыре ракеты «Ангара-А5». Дальше мы омскую площадку дооснащаем для производства модернизированных ракет «Ангара-А5М» и приступаем к их производству.
— В конце прошлого года вы посещали омскую площадку и заявили, что она будет выпускать четыре-шесть ракет в год. Это расходится с более ранним утверждением главы Роскосмоса Дмитрия Рогозина, что предприятие выйдет на производство восьми тяжелых ракет «Ангара». Так какая все же цифра?
Варочко: В 2023 году планируется завершить в Омске строительство второй контрольно-испытательной станции для того, чтобы с 2024 года предприятие было готово к выпуску восьми тяжелых и двух легких ракет. Все технологические процессы на производстве настроены на обеспечение выпуска именно такого количества универсальных ракетных модулей — 42 штуки.
— Тогда какая судьба ждет московскую площадку Центра Хруничева?
Варочко: Здесь будет выпускаться третья ступень для тяжелой ракеты и агрегатный модуль для легкой «Ангары». Кроме того, в Москве будут производиться разгонные блоки «Бриз-М» и развиваться водородные технологии — водородная ступень и кислородно-водородный разгонный блок КВТК.
— Давайте перейдем к перспективам. В наступившем году планируется как минимум один пуск тяжелой «Ангары» и один пуск легкой. Обозначены какие-то сроки?
Варочко: В программе на этот год заложено два пуска с возможностью проведения третьего. Пуски планируются во втором полугодии 2021 года как для тяжелой ракеты, так и для легкой ракеты. Но надо понимать, что каждый пуск имеет целевую задачу. Он проводится не по прихоти, а из расчетов готовности космических аппаратов и необходимости в них со стороны Минобороны.
— Сообщалось, что в третьем пуске тяжелой «Ангары-А5» будет использоваться разгонный блок «Персей», но опять же не с настоящим космическим аппаратом, а макетом.
Варочко: Со стороны министерства обороны поставлена задача обеспечить третий пуск с полезной нагрузкой. Для этого придется хорошенько поработать, в том числе со страховыми компаниями.
— Есть понимание, какой аппарат будет запущен на «Ангаре-А5» в 2021 году?
Варочко: Пока нет.
— А на легкую ракету нагрузка есть?
Варочко: На нее со стороны Минобороны нагрузка имеется.
— В какие сроки планируется проведение первого коммерческого запуска с использованием легкой «Ангары»? Изначально пуск с южнокорейским спутником KOMPSAT-6 планировался в 2020 году, затем ушел на 2021 год.
Варочко: С нашей стороны ведется изготовление ракеты-носителя. Пандемия повлияла на сроки изготовления космического аппарата, и в настоящий момент идут переговоры относительно уточнения пускового периода.
— С 1 января 2023 года в отношении российских пусковых услуг вводятся новые санкции. Спутниковым операторам из любой страны мира, которые собираются предоставлять какие-либо услуги (метеосводки, связь, космические снимки) Пентагону, в том числе его военным за рубежом, нельзя будет использовать российские ракеты. Нет ли опасений, что эти санкции полностью вытеснят Россию с рынка?
Варочко: Как только у «Ангары» появится достойная летная история, как только она докажет свою надежность и заложенные при проектировании технические характеристики, у нее появятся коммерческие заказчики. Я в этом убежден. Это показал недавний пуск «Ангары-А5». Без подробностей могу лишь рассказать, что после проведенного пуска на нас вышло несколько заказчиков, которые готовы с нами работать.
— Это приятно слышать. Ответьте на такой вопрос: ранее в рамках летных испытаний планировалось проведение десяти пусков тяжелой ракеты, а сейчас осталось шесть. Почему сокращена программа?
Варочко: Объем проведенной наземной отработки, использование современных технологий моделирования позволили уже с первых пусков добиться безаварийного функционирования ракеты-носителя и, как следствие, позволили сократить число испытательных пусков.
— После летных испытаний начнутся серийные пуски «Ангары». Сейчас существует контракт с Минобороны на четыре серийные ракеты «Ангара-А5». Когда ждать следующих заказов?
Варочко: С Минобороны мы ведем переговоры о дальнейших заказах уже ракет версии «Ангара-А5М». По линии госкорпорации «Роскосмос» мы смотрим на перспективу заказа ракет для отработки пилотируемого корабля «Орел». Пока с госкорпорацией имеется контракт только на одну «Ангару-А5» и две модернизированные машины для обеспечения первых стартов с Восточного.
— То есть дальше пойдет производство модернизированной ракеты? Расскажите, что это будет за носитель? Чем «Ангара-А5М» будет отличаться от базовой версии?
Кузнецов: Мы планируем, что к поставкам модернизированной машины будем готовы с 2024 года. Сразу скажу, что ничего не мешает нашим заказчикам продолжать заказывать «Ангару-А5», а не «Ангару-А5М», если возникнет такая потребность.
Теперь об отличиях. РН «Ангара-А5М» оснащена двигателями первой и второй ступени с повышенной тягой. Изначально увеличение тяги двигателей не было самоцелью. Мы смотрели, как можно расширить возможности ракеты и применять ее для пилотируемых пусков, где более жесткие требования по надежности работы двигателей. В российских нормативных документах указано, что для выведения человека на орбиту двигатели ракеты должны работать в щадящем режиме. Но как известно, на первой ступени «Ангары-А5» у нас используется напряженный по своим характеристикам двигатель. В этой связи было принято решение изменить конструкцию камеры сгорания. В итоге двигатель у нас работает в том же режиме, но выдает большую тягу. Для пилотируемых запусков двигатель будет работать в дефорсированном режиме, то есть ниже своих номинальных характеристик, но с большей надежностью. А при введении автоматических аппаратов форсированный двигатель позволит повысить грузоподъемность ракеты.
Кроме того, за счет перехода на использование нового производственного оборудования нам удалось существенно снизить массу ракеты. Наложение двух направлений — снижение массы и повышение тяги двигателей приведет к тому, что «Ангара-А5М» сможет выводить на низкую околоземную орбиту с космодрома Восточный более 27 тонн полезной нагрузки, тогда как «Ангара-А5» — более 24 тонн. Три тонны — это большой прирост.
— Для пилотируемых запусков будет своя модификация ракеты — «Ангара-А5П». Помимо системы аварийного спасения корабля «Орел» и пониженной тяги двигателя, она чем-то еще будет отличаться от «Ангары-А5М»?
Кузнецов: Системой аварийного спасения оснащается корабль, а ракета оснащается системой аварийной защиты. Эта система позволяет за срок меньше 5 миллисекунд распознать потенциально нештатную ситуацию в двигателях и выдать команду на клапаны, которые перекроют подачу топлива и переведут двигатель в безопасное состояние за время не более 20 миллисекунд. Если время реагирования будет больше, то разовьется нештатная ситуация, что может привести к необратимым катастрофическим последствиям. В «Ангаре-А5М» для пилотируемых пусков каждый универсальный ракетный модуль будет оснащен такой системой.
Помимо того, из-за особенностей траектории выведения человека, чтобы избежать сильных перегрузок и обеспечить работу с системой аварийной защиты, будут внесены изменения в систему управления ракеты «Ангара-А5М». А так эти носители близки по конструкции, и думаю, что «Ангара-А5М» и «Ангара-А5П» унифицированы на 95%, поэтому мы планируем выпускать одну модификацию, которая сможет выполнять все задачи.
Основная работа по адаптации ракеты к кораблю «Орел» будет завершена за полтора года до передачи носителя на космодром. Но заключительным этапом адаптации станет установка космической головной части с кораблем на носитель непосредственно перед пуском в конце 2023 года.
Варочко: Чтобы ни у кого не возникало путаницы в терминологии, я поясню, что ракета будет выпускаться в двух вариантах — «Ангара-А5» и «Ангара-А5М». Вторая — с возможностью использования ее в пилотируемом варианте. Никаких других версий до создания водородной «Ангары-А5В» не будет. Просто в обычном варианте двигатель «Ангары-А5М» будет работать в номинальном режиме, а для пилотируемых пусков в дефорсированном.
— А к облегченному кораблю «Орленок» будете проводить адаптацию?
Кузнецов: Это мы уже забегаем в более отдаленное будущее, когда говорим про российскую лунную пилотируемую программу. Для реализации первого этапа программы действительно смотрят на использование «Ангары», но окончательное решение еще не утверждено, хотя и прошло всестороннее рассмотрение.
— Давайте поговорим о стоимости «Ангары». Есть ли уверенность, что удастся довести стоимость серийной ракеты до параметров «Протона-М»?
Варочко: Сейчас цена «Протона-М» составляет порядка 2,5 миллиарда рублей, это минимальная стоимость производства с учетом комплектующих. По «Ангаре» мы к этому показателю стремимся.
Пока же в документах, подписанных, отмечу, еще в 1993 году, цена изготовления указана в 3,8 миллиарда рублей. Сегодня 2021 год, а цена остается прежней. При этом некоторые субподрядчики подняли цены на комплектующие в 2-3 раза, поэтому перед нами стоит задача максимально снизить стоимость машины. Этот вопрос нужно решать всей кооперацией. Когда мы снизим цену до конкурентоспособной, нам не придется думать над вопросом, а будут ли у ракеты заказчики? Они будут.
— Как вы оцениваете перспективы «Ангары» на коммерческом рынке?
Кузнецов: Если говорить про рынок, то у «Ангары» более гибкая система ценообразования за счет ее модульности. «Ангара-1.2», «Ангара-А3», если мы ее сможем продвинуть на рынок, «Ангара-А5» и впоследствии «Ангара-А5М» смогут выводить спутники на все востребованные орбиты, и для каждого спутника можно предложить оптимальный носитель. И таким образом, в зависимости от текущей ситуации мы сможем решать те или иные задачи.
Пятнадцать лет назад все аналитические отчеты говорили, что количество тяжелых спутников будет расти, а значит, будут расти и потребности в тяжелых носителях. Но если мы посмотрим на реальность, то сейчас создаются глобальные группировки из легких спутников. И если бы «Ангара» была заточена только под запуски на геостационарную орбиту, мы бы ничего не могли предложить рынку. А так мы запустили тяжелую «Ангару», и к нам сразу же пришли заказывать легкую. Сейчас большой спрос на легкие ракеты, и в перспективе он будет только расти, потому что многоспутниковые группировки потребуют как развертывания с помощью тяжелых носителей, так и поддержания с помощью единичных запусков на легких ракетах. Поэтому, на мой взгляд, на рынке «Ангара» за счет своей универсальности смотрится предпочтительнее «Протона».
— По перспективной ракете повышенной грузоподъемности с водородной третьей ступенью «Ангара-А5В» как продвигается работа?
Кузнецов: При работах по «Ангаре-А5В» мы смотрели на рынок запуска парных аппаратов. Это не очень востребованная ниша, но тем не менее она есть, и такой метод запуска — это один из способов снижения стоимости выведения. Заключен контракт с Роскосмосом на эскизный проект носителя. Весной результаты работы будут представлены Госкорпорации.
Сейчас для «Ангары-А5В» появилась новая задача — лунная программа. Кроме парного выведения автоматических космических аппаратов, мы теперь можем поучаствовать в запуске «Орленка» к Луне. Кроме того, если у России появится ракета с грузоподъемностью 37-38 тонн на низкую орбиту, то возникает возможность создания тяжелых аппаратов для решения специальных задач.
— Как полагаете, «Ангара-А5В» будет востребована на рынке или это будут единичные пуски?
Кузнецов: Если делать ракету для одной какой-то программы, то, конечно, это будут единичные пуски. Почему проект сверхтяжелой ракеты подвергается критике, потому что он рассчитан на реализацию лунной пилотируемой программы, а космических аппаратов массой в сотню тонн просто нет. У «Ангары-А5В» ситуация обстоит лучше. Парные запуски космических аппаратов, запуски межпланетных зондов, использование в рамках лунной программы по многопусковой схеме.
— Как будет реализована многопусковая схема с соответственно несколькими пусками «Ангары-А5В», если у нас всего будет две стартовых площадки под «Ангару» — Плесецк и Восточный, а под «Ангару-А5В» стартовая площадка только на Восточном?
Кузнецов: Предварительной программой предусмотрен промежуток между пусками. Экипаж лунной экспедиции будет ожидать сборки лунного перелетного комплекса, находясь на Международной космической станции или российской национальной орбитальной станции. Это будет пересадочный узел по дороге к Луне.
— В демонстрационном зале Центра Хруничева представлена в виде макетов вся линейка ракет семейства «Ангара», в том числе средняя «Ангара-А3», которая пока не нашла своего применения в российской космической программе. Можно ли ожидать реанимации проекта?
Варочко: Всему свое время. Ракета будет.
— Также в демозале представлен макет ракеты «Байкал» — многоразового крылатого ускорителя для носителей «Ангары», который после полета должен был по-самолетному возвращаться на Землю. Проект был закрыт много лет назад, но сейчас ведется создание аналогичного проекта — ракеты «Крыло-СВ». Помимо того, предлагался вариант «Ангары» с ракетно-динамической посадкой, как Falcon-9 Илона Маска. Можно ли рассчитывать, что в перспективе вы вернетесь к идее возвращения модулей «Ангары»?
Кузнецов: Если мы говорим про крылатый блок «Байкал» или «Крыло-СВ», то мы с научным институтом Роскосмоса ЦНИИмаш, который является головным по этой теме, контактировали, готовили для них материалы, сравнили различные схемы возвращения универсальных ракетных модулей. Возможно реализовать и схему, как у Маска, и возвращение блоков по-самолетному. Мне лично нравится схема ракетно-динамической посадки. Вариант со спасением блоков мы проработаем в рамках эскизного проектирования «Ангары-А5В». Но экономика проекта пока, к сожалению, не явная. Есть оппоненты, которые считают, что схема возвращения нижних ступеней экономически не выгодна, и что даже Маск работает себе в убыток, а стоимость возвращения ступеней у него превышает стоимость изготовления новых. У меня нет точных данных по SpaceX, поэтому я комментировать эти заявления не буду. По «Ангаре» мы подобные расчеты делали, небольшая экономия есть, но если факторы сложатся негативно, то многоразовость может привести к убыткам, то есть если по технике вопросов нет, то экономическая часть еще требует проработки.
— Когда в Роскосмос будет представлено видение проекта по возвращению блоков «Ангары», и где их планируется сажать?
Варочко: Мы видим несколько вариантов возвращения блоков: возвращать к месту старта или сажать дальше по трассе полета. Второй вариант предпочтительнее, поскольку позволяет снизить требования по остаткам топлива. Для посадки требуется создать посадочную площадку на побережье Татарского пролива. Далее необходимо решить, как перевозить ракету с места посадки на космодром. Разобрать на блоки, погрузить в контейнеры, загрузить на баржу либо в железнодорожный состав. Маск сажает свои ракеты на морскую платформу, и у него экономия, как он говорит, не больше 25 процентов, при том что у него вся инфраструктура уже готова. Если нам создавать инфраструктуру посадки, обслуживания и возвращения блоков на космодром, то все расходы необходимо закладывать в стоимость пусковых услуг, поэтому нужно посчитать, ради какой будущей прибыли мы будем деньги выделять. Мы свои проработки ЦНИИмаш показывали. Пока существенного рывка с точки зрения экономии стоимости пуска достичь не удалось.
[свернуть]
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!