Экономически эффективная многоразовая РН

Автор Дем, 06.03.2017 02:01:17

« назад - далее »

0 Пользователи и 2 гостей просматривают эту тему.

Leonar

ЦитироватьCepёгa пишет:
Вот только у самолетной
и единичный экземпляр  значительно дороже... и его потеря бьёт сильнее по эконом эффективности всей многоразовой затеи

Плейшнер

ЦитироватьПавел73 пишет:
ЦитироватьПлейшнер пишет:
Что? ЧТО СЛУЧИЛОСЬ? ?  :o  
  ;)   :)  
Конкуренты нас ДЕЛАЮТ!!!  :o   :o   :o   :evil:   :o   :evil:   :o
Не уверен. Вполне может быть, что они сами себя делают.
Взять для примера Фалкон9 1.1 образца 2013 года.
Было два возможных пути дальнейшего развития ракеты - тот который мы видим сегодня (На сколько процентов уменьшит стоимость запуска многоразовость, на 10? или на 15?  )
и другой путь - направить те же средства на совершенствование одноразового варианта, одна только замена 9 двигателей на один большой тяги уменьшила бы стоимость ДУ втрое, а ступени чуть не на половину (те же 10-15% к стоимости запуска). Еще и грузоподъемность бы выросла. 
Не надо греть кислород!
Я не против многоразовых ракет, я за одноразовые!

Павел73

ЦитироватьCepёгa пишет:
 Вот только у самолетной есть ограничения на кол-во блоков в пакетной схеме по сравнению с реактивной.
Ну в принципе многоразовость и самолётная посадка - это актуально прежде всего для коммерческих носителей, как метод их удешевления. А коммерческие носители вряд ли потребуют больше трёх блоков. Пяти- же и семиблочники - это для Луны и Марса. В этом случае те 10-15 процентов возможного выигрыша от многоразовости уже большой роли не играют, по сравнению с общей стоимостью проекта.
Будет не до космонавтики (С) Ронату.

Павел73

ЦитироватьCepёгa пишет:
Для конкурентоспособности нужно было делать Сункар и КВРБ. Еще вчера.
Лучше поздно, чем никогда.
Будет не до космонавтики (С) Ронату.

Cepёгa

ЦитироватьПавел73 пишет:
Ну в принципе многоразовость и самолётная посадка - это актуально прежде всего для коммерческих носителей, как метод их удешевления. А коммерческие носители вряд ли потребуют больше трёх блоков. Пяти- же и семиблочники - это для Луны и Марса. В этом случае те 10-15 процентов возможного выигрыша от многоразовости уже большой роли не играют, по сравнению с общей стоимостью проекта.
Смотря какой блок. 7-блочные 40-тонники тоже могут использоваться для коммерческих целей.
Если ограничиться 3-мя блоками - при реактивной посадке могут спасаться все три, а при самолетной - только два, дешевле сами блоки. Короче, при прочих равных (теряя одинаковый % ступеней при посадке) с экономической точки зрения выгоднее реактивная посадка, если нет проблем с транспортировкой ступеней обратно.

Сергей

Схемно на настоящий момент, то что предлагает Безос в Новом Гленне, наиболее оптимально для многократного использования - метан+кислород, тандем в 2-3 ступени, разнесенные по концам первой ступени плоские трапециидальные аэродинамические крылья и рули, ракетная посадка с максимальным использованием аэродинамического торможения, снижение с более высокими скоростями, и минимальным суммарным импульсом тормозного двигателя (решетчатые рули, крылья выдерживают меньшие температуры). Это все достаточно очевидные вещи. Возможно дальнейшее усовершенствование схемы, но это уже возможно патентоспособные идеи. Безос не привязывается к габаритным ограничениям, строит завод рядом с космодромом + самые современные технологии. Все это можно было бы реализовать и в России, но не в ближайшее десятилетие, так как в текущем десятилетии и кризис, и специалистов нужных ооочень не хватает, и реального стремления изменить ситуацию со стороны власти не просматривается, да и задача далеко не самая главная.

Павел73

Либо Сункар с неподвижным РД-171 и четырёхкамерным рулевиком-посадочником (для реактивной посадки а-ля Маск), либо он же с обычным РД-171М, складывающимся крылом, турбовентиляторным двигателем и шасси (для самолётной посадки). Горючее сейчас - керосин, в перспективе - метан.

Имхо любые другие варианты доплёвывания до Маска будут дольше и дороже.
Будет не до космонавтики (С) Ронату.

Дмитрий В.

ЦитироватьLeonar пишет:
ЦитироватьДмитрий В. пишет:
Возможно, в этом случае лучше/выгоднее будет крылатая ступень.

сомнительно...
ведь вы же и говорили про то, что масса топлива дешевле, чем конструкция самолета
Конечно дешевле! Но нас интересует эффективность системы в целом. А она зависит от вполне конкретных ситуаций. Я уже писал, что реактивная посадка - идеальное решение для Маска, т.к. космодром на берегу океана (а не в тайге), садиться можно на баржу (а не в тайгу), которая вернет ракету к месту старта за сутки-двое с минимальными затратами. И потери ПГ в этом случае минимальны. При наших сухопутных космодромах садиться придется только в месте старта (нет способа доставки ступени севшей где-то в тайге). И именно в этих конкретных условиях экономически эффективной может оказаться крылатая первая ступень, т.к. ее применение снизит Мпг гораздо меньше, чем реактивное возвращение в место старта.
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

Leonar

ЦитироватьДмитрий В. пишет:
Но нас интересует эффективность системы в целом.
Конечно...
ЦитироватьLeonar пишет:
единичный экземпляр значительно дороже... и его потеря бьёт сильнее по эконом эффективности всей многоразовой затеи
 

Cepёгa

ЦитироватьПавел73 пишет:
Горючее сейчас - керосин, в перспективе - метан.
Это как? Двигатели разные, конструкция разная, соотношение компонентов разное.

Leonar

ЦитироватьДмитрий В. пишет:
При наших сухопутных космодромах садиться придется только в месте старта
Ну чтож...цена многооазовости, но
Возможно гибче подойти с использованием большего чем Маск блоков
К тому же возможен вариант и одноразового применения если так на практике выдет дешевле :-)

Cepёгa

#71
ЦитироватьДмитрий В. пишет:
нет способа доставки ступени севшей где-то в тайге
Если сухая масса многоразового УРМа не более 20 тонн, то Ми-26 до ближайшей дороги или ж/д станции.
Уж не дороже будет час работы вертолета против часа работы крылатой ступени.

Юрий Темников

ЦитироватьCepёгa пишет:
Если сухая масса многоразового УРМа не более 20 тонн, то Ми-26 до ближайшей дороги или ж/д станции.
Уж не дороже будет час работы вертолета против часа работы крылатой ступени.
Точнее,то что от нее после такой посадки останется. :D  А несколько посадочных площадок в тайге на разные наклонения тоже не сахар.!
Вначале было СЛОВО!И Такое......что все галактики покраснели и разбежались.

Cepёгa

ЦитироватьЮрий Темников пишет:
Точнее,то что от нее после такой посадки останется.  :D  А несколько посадочных площадок в тайге на разные наклонения тоже не сахар.!
Если строительство нескольких площадок 50х50 метров - проблема, то нехрен вообще ракетостроением заниматься! Чай не аэродромы в тайге строить.

Юрий Темников

ЦитироватьCepёгa пишет:
Если строительство нескольких площадок 50х50 метров - проблема, то нехрен вообще ракетостроением заниматься! Чай не аэродромы в тайге строить.
Ну да!Еще и бульдозеры туда -сюда таскать зимой вертолетом!Сторожа на 1 посадку в год! :D Шучу конечно.Просто по мне самолетная ступень лучше.Скажем работающий со старта от бака с газифицируемым воздухом  ТРД АЛ-31Ф вполне компенсирует всю авиационную приблуду и посадит ступень на невырабатываемых остатках топлива.
Вначале было СЛОВО!И Такое......что все галактики покраснели и разбежались.

Leonar

ЦитироватьЮрий Темников пишет:
Скажем работающий со старта от бака с газифицируемым воздухомТРД АЛ-31Ф

вообще нет...
уже было
ему работать только 10...15с
ничего он не компенсирует

Юрий Темников

#76
ЦитироватьLeonar пишет:
вообще нет...
уже было
ему работать только 10...15с
ничего он не компенсирует
Ой!чей-то вы проглядели.Он будет работать столько же сколько и первая ступень.
ЦитироватьLeonar пишет:
бака с газифицируемым воздухомТРД
Добавлю; бака с жидким воздухом.
Вначале было СЛОВО!И Такое......что все галактики покраснели и разбежались.

Leonar

ЦитироватьCepёгa пишет:
Если сухая масса многоразового УРМа не более 20 тонн

она не будет не более 20т
Зенит весит 28т
а у нас + рулевик + большая длинна + лапки + рули

Leonar

ЦитироватьCepёгa пишет:
Если строительство нескольких площадок 50х50 метров -
не надо нигде площадок , сажаем в месте старта и все... и фиг с ним, что не ПГ падает  больше блоков, больше пусков, окупится

Cepёгa

ЦитироватьЮрий Темников пишет:
Ну да!Еще и бульдозеры туда -сюда таскать зимой вертолетом!Сторожа на 1 посадку в год!  :D  Шучу конечно.Просто по мне самолетная ступень лучше.Скажем работающий со старта от бака с газифицируемым воздухом ТРД АЛ-31Ф вполне компенсирует всю авиационную приблуду и посадит ступень на невырабатываемых остатках топлива.
Мне тоже больше нравится самолетная посадка, ибо красиво и всё такое, но с точки зрения цены кг ПН - она дороже, а соответственно кол-во пусков для её окупаемости должно быть больше.