Пульт космонавтов "Нептун-МЭ"

Автор Михаил Смирягин, 19.02.2017 16:43:04

« предыдущая - следующая »

0 Пользователей и 1 гость просматривают эту тему.

ЦитатаОАЯ пишет:
Спасибо! И еще:
 - В полете приходится прибегать к обмену по мультисервисной шине между Станцией и Кораблем?
 - Дисплей потребляет, видимо, много. В полете к Луне, например, всякое может случиться. И может возникнуть необходимость в экономии электроэнергии. Есть ли режим строжайшей экономии? Например, ограничение по площади изображения, периодическое ограничение работы, мерцание... 
 - В полете могут проводиться небольшие эксперименты на борту Корабля (в том числе и продолжение после станции). Как удобство возможен ли вывод информации с контейнера, например, биологического с хомяками, грибами, микробами... на дисплей в режиме «информация и кнопки полезной нагрузки»?
По поводу полетов. Во время полета да приходится прибегать к шине между станцией и союзом. Это ШР (установлена на шпангоуте стыковочного агрегата в количестве 4х штук (2 "папа" и 2 "мама"). Относится это к ССВП системе.

По поводу экономии энергии. не знаю, но на пульте Нептун-МЭ есть регулятор яркости)))) это по моему единственное что может хоть как то ограничить яркость освещения. Остальное космонавты как я понимаю контролируют (и изменяют) регулируя и настраивая работу солнечных батарей и АКБ, а также включая и выключая оборудование.

По выводу...ну грубо говоря оно и так происходит, т.к. 90% всей информации и так идет с датчиков и компьютера...так что если будет какой либо эксперимент то сделать новый формат для ИнПУ, использовать на пульте Нептун-МЭ зарезервированные шины передачи данных довольно просто...но с той же стороны геморно...а точнее со стороны бюракратии..бумаги бумаги бумаги...этож сколько надо всего написать для внедрения нового формата отображения?...
Есть касание!

ОАЯ

Спасибо за ответ!  Жаль, что целый комплекс визуального представления недоступен для прикладных программ научных исследований.  Как бы для этого и запускаются корабли, а не только посмотреть в окошко и "контролировать правильность показаний". (Дополнительная задача - медицинский контроль состояния космонавта на борту или, если такое случиться, за бортом корабля)
Еще вопрос: На корабле, пристыкованном включен "Нептун"? Если да, то постоянно или нет, и в каком режиме. Если несколько кораблей, то на всех? Может ли "Нептун" одного корабля показать штатно-удаленно состояние другого, через соотв. программу своего компьютера или компьютера "больного корабля"?
Есть ли электронная лупа карты земли с точкой положения корабля и автономна ли карта?
Если происходит сбой между БЦВМ и "Нептуном" как это проявляется во время штатных режимов - появляется надпись "Не верьте данным", "Сбой! Я выключаюсь через 5 секунд" или все узнают это от Земли.

20.07.2018 00:50:34 #62 Последнее редактирование: 20.07.2018 02:13:36 от Михаил Смирягин
ЦитатаОАЯ пишет:
Спасибо за ответ! Жаль, что целый комплекс визуального представления недоступен для прикладных программ научных исследований. Как бы для этого и запускаются корабли, а не только посмотреть в окошко и "контролировать правильность показаний". (Дополнительная задача - медицинский контроль состояния космонавта на борту или, если такое случиться, за бортом корабля)
Еще вопрос: На корабле, пристыкованном включен "Нептун"? Если да, то постоянно или нет, и в каком режиме. Если несколько кораблей, то на всех? Может ли "Нептун" одного корабля показать штатно-удаленно состояние другого, через соотв. программу своего компьютера или компьютера "больного корабля"?
Есть ли электронная лупа карты земли с точкой положения корабля и автономна ли карта?
Если происходит сбой между БЦВМ и "Нептуном" как это проявляется во время штатных режимов - появляется надпись "Не верьте данным", "Сбой! Я выключаюсь через 5 секунд" или все узнают это от Земли.
Так давайте по порядку.
Да конечно за это жалко...можно очень многое сделать. Контроль СОЖ и КСС космонавтов в режиме реал тайм. "Живая" бортовая документация и т.д.....но это очень сложно реализовать в аппаратно-програмном обеспечении. На самой ПО Нептуна работало очень много человек и довольно долго. Скажу так, что все эксперименты проводящиеся на КА проводятся в БО и там есть все для этого и лэптоп и ПМО для него и возможность задействования внешней оболочки СА (крепления на ЭВТИ).

На пристыкованном Союзе выключают Нептун когда производят консервацию корабля. Но он находится в "горячем резерве" (как я понимаю) и его включить дело 2х минут. Сам пульт включается двумя кнопками (левый экран (ИНПУ) и правый). Показывать удаленно данные других кораблей пульт не может лишь некоторую информацию о модуле к которому пристыкован сам корабль (точнее только давление в этом модуле которое передается по штепсельной розетке установленной на шпангоутах).

Электронная лупа есть. Этот формат называется ИНК (Индикатор Навигационный Космический)
Данный формат предназначен для обеспечения экипажа информацией о светотеневой обстановке, зонах радиовидимости и положении КА относительно земной поверхности.
Формат представляет собой карту Земли в прямоугольной проекции в диапазоне от 180° з.д. до 180° в. д., на фоне которой выводится баллистическая информация о параметрах полета на интервале одного кадра.


Н - это высота текущая высота (по данным Вектора Состояния) рассчитанная в ЦВМ-101;
Справа от высоты координаты подспутниковой точки.
Красная точка положение ТК на данный момент времени.
Светотеневая обстановка (Т-Т)
П - Расчетная точка посадки по данным программ БНО.
кнопка МП служит для отображения места посадки.
кнопка АП служит для отображения места аварийной посадки при условии что сразу после нее (или в течении определенного времени) будет выдан импульс на торможение.

При отказе ЦВМ или КС020М происходит выдача сигнала НЕТ СВЯЗИ С БЦВК......ПЕРВЫЙ РЕСТАРТ (на спуске)...ОСТАНОВ КС020 и т.д.....ну и да от земли то же узнают...ну также по рассогласованию фактических (наблюдаемых) параметров и условий и тех что на ИнПУ.
Есть касание!

ОАЯ

20.07.2018 06:57:32 #63 Последнее редактирование: 20.07.2018 07:10:38 от ОАЯ
Спасибо! Можно еще рассказать про СЭП (2Ф35) и РТС (2Ф37)?
 И что такое Ф03? Для чего отдельная форма? Все жэ по умолчанию должно регистрироваться или нет?

21.07.2018 06:03:01 #64 Последнее редактирование: 21.07.2018 06:04:13 от Михаил Смирягин Причина: не вставились картинки
ЦитатаОАЯ пишет: 
Спасибо! Можно еще рассказать про СЭП (2Ф35) и РТС (2Ф37)?
И что такое Ф03? Для чего отдельная форма? Все жэ по умолчанию должно регистрироваться или нет?
СЭП - Система Электро Питания. Данный формат нам показывает нагрузку на СБ и напряжение аккумуляторов.


РТС - Радио Технические Системы, тут мы можем наблюдать транспаранты вызов на связь, включать\выключать передатчики (основной и резервный) и вручную выдавать сигнал о начале связи.[IMG]
Так же как и на всех форматах линейки Б.СИСТ присутствует комплектация команд КСП для данной системы.

По форме 03. Данная форма полностью повторяет данные с формата ИП, единственное ее различие в том что в ней таблица, где стоит номер - значение. В Б/Д есть таблица записи данных по форме 03 а также в ЦУП-М передаются данные п форме 03....т.е. они просто говорят номер-значение...номер-значение и на земле понимают что это за номер что под ним идет и что делать если значение не в допуске к примеру....
Есть касание!

ОАЯ

21.07.2018 09:41:29 #65 Последнее редактирование: 21.07.2018 09:42:23 от ОАЯ
СЭП:
 Максимум тока - а насколько теоретически может быть превышение по индикатору, чтобы индикатор показывал достоверные сведения?
 Можно ли путем уставок менять масштаб напряжения -- был максимум 32 Вольта, а стал 600 Вольт?
 
 
 Не видно состояние предохранителей. Или их просто нет в цепях?
 Если есть и контролируются, то как отражены на экране, и можно ли включить автомат дистанционно.
 
 
 Разве нет резервной шины?
 В процессе электроснабжения участвуют СБ, батареи, стабилизаторы, система контроля, индикация, временные переключения -- ничего этого нет на экране. Почему?

ЦитатаОАЯ пишет:
СЭП:
 Максимум тока - а насколько теоретически может быть превышение по индикатору, чтобы индикатор показывал достоверные сведения?
 Можно ли путем уставок менять масштаб напряжения -- был максимум 32 Вольта, а стал 600 Вольт?
 
 
 Не видно состояние предохранителей. Или их просто нет в цепях?
 Если есть и контролируются, то как отражены на экране, и можно ли включить автомат дистанционно.
 
 
 Разве нет резервной шины?
 В процессе электроснабжения участвуют СБ, батареи, стабилизаторы, система контроля, индикация, временные переключения -- ничего этого нет на экране. Почему?
По максимуму - идет троирование сигнала (как я понимаю, но не факт). т.е ЦВМ берет данные с нескольких датчиков и рассчитывает какие из них самые достоверные значения показывают.

Можно поменять допуска да. Это делается на формате ДАТЧИКИ, где устанавливается зависимость напряжение-значение для аналоговых датчиков, но сейчас этот формат упразднили, а жаль. Так что сейчас это наверное можно сделать только вручную подкручивая потенцеометры на самих датчиках (или на АЦП).

Предохранители в отдельном блоке БРУБ находятся. и на ПК СА есть то же блок предохранителей.

Нет, нету. как я понимаю старались минимизировать кооличество предоставляемой информации. Самое главное, ничего лишнего.
Есть касание!

ОАЯ

Спасибо за ответ!

 Минимизация информации на экране (особенно в 2Ф35) удручает.
 Рассуждаем: На борту мощный компьютер для представления информации. Он не только хорошо потребляет, но и масса у него не маленькая. А это -- топливо, деньги и отложенные полезные грузы. Хотелось бы получить за это что-то большее, чем два стрелочных измерителя тока и капряжения как на экране. В конце концов, можно просто гасить не нужные блоки информации на экране. Но как работать в спартанской обстановке?
 
 
 И вновь про полезную нагрузку на корабле. Конечно, для контроля и управления на борту корабля можно иметь отдельный ноутбук. Но это опять 2 лишних килограмма вверх и вниз. Еще габаритная вещь. И вместо этого достаточно кусочка невесомой памяти в «Нептуне».
 И, возможно, застолбить «гостированный» формат-протокол для представления информации и управления полезной нагрузкой посредством «Нептуна». Пусть все НИИ от биологов, химиков и пр. (кому важна информация и управление при автономном полете корабля) подстраивают свои контейнеры под обмен информации через интерфейс «Нептуна».

Николай Дементьев

Михаил, очень рад что вернулся на форум. Очень долго здесь было затишье, и вдруг вернулся аж с 700-ой машиной. Что за версия на скриншотах? На 701-ой ИНК не работает. Одна из последних? Как вижу есть второе поле ЦСТ. Может разместить здесь нашу трансляцию? Я как раз сделал субтитры на русском. Так что теперь не страшно то, что тебя плохо слышно.

ОАЯ

Вопросы про РТС:
 Экипаж может разговаривать прямо с Землей или еще через «Луч»?
 Если да, то как это проявляется на экране в форме РТС?
 Если два, три корабля на связи, как происходит разделение каналов связи, и как это проявляется на экране?
 Может ли через РТС экипаж разговаривать с работником ВКД и как это проявится на экране или это другой режим «Нептуна» или просто не отображается никак?
 Спасибо за подробные ответы.

Приветствую! Прошу прощения что так долго меня не было, т.к. много работы в сфере отрасли и многих других дел. 
Давайте по порядку.
ОАЯ отвечаю на Ваш вопрос по РТС: Основной системой для связи с ЦУПом и с МКС используется система "Рассвет-ЗБМ". Кроме того, система радиосвязи используется для выдачи сигналов «Пеленг» необходимых для определения места приземления ТПК.
Вот схема передачи информации 


Управление системой возможно как из ЦУП (по КРЛ), так и самими космонавтами. Система включается на стартовом комплексе по особой команде и работает до самой посадки. На автономном участке полета дежурный режим БРТС включается из ЦУП по КРЛ или экипажем с формата КСПп командой Б15 «ВКЛ ДЕЖ РЕЖ ЕКТС», данная команда безотбойная и не имеет индикации. Отключение происходит по команде Консервация экипажем. 
Как же это видят и управляют космонавты?
А именно для работы с РТС используется 3 формата КСПл, КСПп и РТС (по мимо этих форматов есть несколько других связанных с радио-передачей и связью с землей но обо всем по порядку)



Итак красным отмечены команды относящиеся к РТС

про сеанс связи расскажу немного позже.

Два корабля могут друг с другом связываться, каналы разделяются автоматически.
К сожалению связь с Орланом не предусмотрена (насколько я понимаю, т.к. в учебниках об этом ни слова)
Есть касание!

Astro Cat

Интеллектуально-понятного интерфейса по прежнему нет. Стройные ряды безликих кнопок с абрревиатурами. Даже в спокойной ситуации нужную будет космонавт миинуты искать, а уж в стрессовой ситуации кранты гаранированы.

Имхо-кнопки должны быть разного цвета, размеров, форм. Управление должно быть доступно джойстиком, трекболом, взглядом наконец. Вправо-влево-вверх-вниз-вход(нажатие)-выход(отмена).

ЦитатаAstro Cat пишет:
Интеллектуально-понятного интерфейса по прежнему нет. Стройные ряды безликих кнопок с абрревиатурами. Даже в спокойной ситуации нужную будет космонавт миинуты искать, а уж в стрессовой ситуации кранты гаранированы.

Имхо-кнопки должны быть разного цвета, размеров, форм. Управление должно быть доступно джойстиком, трекболом, взглядом наконец. Вправо-влево-вверх-вниз-вход(нажатие)-выход(отмена).
Ну эта система отображения разрабатывалась очень много лет и пока у космонавтов не было претензий по эргономики по цветовой гамме и вообще по пульту. Его разрабатывали много много лет институт НИИАО сокб кт. И я считаю его может да немного неудобным но эффективным и понятным. При обучении в цпк космонавты изучая все системы запоминают все сокращения и когда в корабль садятся уже знают что и где. Мне пол года понадобилось изучить все форматы пульта и работу с ними.
Есть касание!

TAU

ЦитатаAstro Cat пишет: Интеллектуально-понятного интерфейса по прежнему нет
Интуитивно понятного.

Старый

ЦитатаAstro Cat пишет:
Имхо-кнопки должны быть разного цвета, размеров, форм. Управление должно быть доступно джойстиком, трекболом, взглядом наконец. Вправо-влево-вверх-вниз-вход(нажатие)-выход(отмена).
Нет. Максимум - разный цвет.
1. Ангара - единственный в истории мировой космонавтики случай когда новая ракета по всем параметрам хуже старой. (с) Старый Ламер
2. Всё что связано с Ангарой подчинено единственной задаче - выкачать из бюджета и распилить как можно больше денег.
3. Чем мрачнее реальность тем ярче бред.

Astro Cat

ЦитатаМихаил Смирягин пишет:

При обучении в цпк космонавты изучая все системы запоминают все сокращения и когда в корабль садятся уже знают что и где. Мне пол года понадобилось изучить все форматы пульта и работу с ними.

Это неправильный подход. Абреввиатуры, пол-года изучений пульта - никуда не годится. Имхо.

Николай Дементьев

Немного не в тему разговора. Вот наша с Михаилом трансляция. К сожалению проблемы со звуком, но есть субтитры. В начале показываем 200-ую версию (Союз-ТМА), затем 300-ую (тоже Союз-ТМА), а потом 700-ую (Союз ТМА-М). У Михаила на фото тоже 700 версия, но поновее.
P.S. Извините если с отображением видео на форуме что-то не так или ещё что-то. До этого ничего не прикреплял, не знаю.
https://youtu.be/UUXLc_P92_o

Старый

ЦитатаAstro Cat пишет: 
Это неправильный подход. Абреввиатуры, пол-года изучений пульта - никуда не годится. Имхо.
Есть столетний опыт авиации. Который однозначно показывает что годится. Причём только так и годится.
1. Ангара - единственный в истории мировой космонавтики случай когда новая ракета по всем параметрам хуже старой. (с) Старый Ламер
2. Всё что связано с Ангарой подчинено единственной задаче - выкачать из бюджета и распилить как можно больше денег.
3. Чем мрачнее реальность тем ярче бред.

Старый

ЦитатаСтарый пишет:
ЦитатаAstro Cat пишет:
Это неправильный подход. Абреввиатуры, пол-года изучений пульта - никуда не годится. Имхо.
Есть столетний опыт авиации. Который однозначно показывает что годится. Причём только так и годится.
Чтоб было нагляднее. 
 Ан-26. 
Щит АЗС: https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/b/b4/An-26-AZS.jpg
 Попробуй расшифровать второй снизу ряд. Потом догадаться что такое "УЮЗ" в третьем ряду в блоке "маслосистема"
Пульт управления энергетикой: https://www.avsim.su/forum/uploads/monthly_09_2011/post-14109-0-76159800-1317391358.jpg
 Самое смешное что и тем и другим управляет бортрадист - прапорщик без образования. Причём в критической аварийной ситуации тоже. 
Не инженер с высшим образованием и десятью годами подготовки к полёту а прапор с10 классами образования набранный по контракту по сути с улицы. 
1. Ангара - единственный в истории мировой космонавтики случай когда новая ракета по всем параметрам хуже старой. (с) Старый Ламер
2. Всё что связано с Ангарой подчинено единственной задаче - выкачать из бюджета и распилить как можно больше денег.
3. Чем мрачнее реальность тем ярче бред.

ЦитатаAstro Cat пишет:
ЦитатаМихаил Смирягин пишет:

При обучении в цпк космонавты изучая все системы запоминают все сокращения и когда в корабль садятся уже знают что и где. Мне пол года понадобилось изучить все форматы пульта и работу с ними.

Это неправильный подход. Абреввиатуры, пол-года изучений пульта - никуда не годится. Имхо.
ну не пол года, а побольше. это во первых, а во вторых было проведено огромнейшее количество испытаний как в НИИАО так и в ИМБП для того что бы выбрать какой пульт (из довольно большого числа вариаций и все довольно разные) подходит для того что бы летать в космос. Тут учитывались и цвет кнопок и общая цветовая гамма и частота мерцания, частота обновления информации и т.д. и .т.п. это все было найдено опытным путем. испытуемый садился в макет СА, где на протяжении 5-9 часов решил на пульте различные задачи (интегрировал к примеру скорость или же считал уравнения) на нем висели различные датчики и учитывалось напряжения глаза размер зрачка количество морганий и тому подобная информация. Все это записывалось в журнал, потом садился другой респондент которому давали те же параметры потом предыдущий, но с уже измененной цветовой гаммой (всего их если мне память не изменяет было предложено 14) и т.д. Потом составляли графики консультровались делали опросники и многое другое. Так и выбирали. Плюс после каждого полета космонавтам дают спец опросники где они могут написать что им понравилось а что нет к примеру, сделать какие то свои замечания по поводу систем корабля и даже по поводу СОИ. но пока мало кто писал про СОИ есть и есть, работает и работает, цветовая гамма и размер кнопок подобранны хорошо, я сам бывает по 12-17 часов подряд работаю с Нептуном и скажу вам глаза не перенапрягаются как к примеру с теликом.

По поводу аббревиатур, а что вы хотели есть сокращения которые хоть ты лопни написать надо. А места не хватает. к примеру ЗДРРРП (Запрет Динамических РЕжимов Разрешение Работы по Признакам) и как это ты предлагаешь уместить на строчке ВКУ 44-го формата при условии что у тебя всего 15 свободных знакомест под данный сигнализатор? и таких вещей очень и очень много, а космонавт когда изучает системы уже со временем сам запоминает все эти аббревиатуры и сокращения.Так что тут не получится написать полностью, плюс это вопрос эргономики, аббревиатуру ты прочтешь быстрее чем расшифровку т.к. уже знаешь что это и в итоге экономия времени 15-20 минут что довольно много в условиях космоса. 
Есть касание!