Погасшая "Заря"...

Автор Bell, 09.03.2005 11:35:48

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

WkWk

К стати тут еще интересный момент. Вот Буран и Шатл. Они для посадки используют крылья. И могут совершать при посадке боковой маневр. То есть если возникает потребность срочно прервать полет и сойти с орбиты - можно дотянуть до аэродрома где возможна посадка уже в атмосфере.
 Пре реактивной посадке как у Зари - у нас то и штатная посадка проблематична так как точность в лучшем случае 5 км. То есть посадить на подготовленную площадку мы вряд ли сможем и при штатном возвращении. Если же возвращение аварийное на любом витке - мы садимся где придется. Возможность маневра для выбора места посадки как у крылатого корабля у нас отсутствует. 
 И тут же появляется вопрос зачем в этом случае городить всю эту затею с реактивной посадкой и повышением точности посадки?  Просто чтобы сделать не так как у других?

Магадан2

Цитата: WkWk от 05.07.2025 11:44:37К стати тут еще интересный момент. Вот Буран и Шатл. Они для посадки используют крылья. И могут совершать при посадке боковой маневр. То есть если возникает потребность срочно прервать полет и сойти с орбиты - можно дотянуть до аэродрома где возможна посадка уже в атмосфере.
 Пре реактивной посадке как у Зари - у нас то и штатная посадка проблематична так как точность в лучшем случае 5 км. То есть посадить на подготовленную площадку мы вряд ли сможем и при штатном возвращении. Если же возвращение аварийное на любом витке - мы садимся где придется. Возможность маневра для выбора места посадки как у крылатого корабля у нас отсутствует.
 И тут же появляется вопрос зачем в этом случае городить всю эту затею с реактивной посадкой и повышением точности посадки?  Просто чтобы сделать не так как у других?
Опять же слышал, что КП Феоктистов много лет вынашивал идею одноступенчатой ракеты типа современной "Короны", только масса там была на порядок-два больше. В народе ее звали "Пузырь". В книжечке КП Феоктистова она называется "Сивка", если не ошибаюсь.  Говорили что Заря в мировоззрении автора была первым шагом такого одноступа. 

telekast

Цитата: WkWk от 05.07.2025 11:44:37К стати тут еще интересный момент. Вот Буран и Шатл. Они для посадки используют крылья. И могут совершать при посадке боковой маневр. То есть если возникает потребность срочно прервать полет и сойти с орбиты - можно дотянуть до аэродрома где возможна посадка уже в атмосфере.
 Пре реактивной посадке как у Зари - у нас то и штатная посадка проблематична так как точность в лучшем случае 5 км. То есть посадить на подготовленную площадку мы вряд ли сможем и при штатном возвращении. Если же возвращение аварийное на любом витке - мы садимся где придется. Возможность маневра для выбора места посадки как у крылатого корабля у нас отсутствует.
 И тут же появляется вопрос зачем в этом случае городить всю эту затею с реактивной посадкой и повышением точности посадки?  Просто чтобы сделать не так как у других?
Блин, начнем очередной, в который раз, тур битвы за боковой маневр и крылья? Основная часть этого бокового манёвра совершается на участке гиперзвуке и для достижения шаттлобурановских значений аппарату достаточно иметь аэродинамическое качество 1,05-1,3. И крылья там нафиг не сдались.
Срочная посадка это притянутый за уши аргумент времён "нырка над Москвой". В посадочном коридоре шаттла разгоняют все самолёты, пароходы, людей, пишут НОТАМы и тд. И да, Х37 никогда не сделает такой же боковой маневр, как шаттл, ТК у него кинетической энергии на порядок меньше.
Имху 
"Вызов" - это флаговтык!
Как тебе такое, "Джон Уик" ?! (с)
"Если крыло горит, значит оно ещё есть!"(с)SN29

WkWk

Цитата: telekast от 05.07.2025 12:18:33Блин, начнем очередной, в который раз, тур битвы за боковой маневр и крылья?
Нет. Просто мы уже в период проектирования рассматриваем и все возможные нештатные ситуации. Шатл имеет возможность сесть на аэродром и в случае нештатного схода. Если бы не имел - надо было бы ставить катапульты всем членам экипажа. 
 Ну вот как Заре и поставили и свели экипаж к тем же 3 человекам...

WkWk

Цитата: Магадан2 от 05.07.2025 12:04:36Опять же слышал, что КП Феоктистов много лет вынашивал идею одноступенчатой ракеты типа современной "Короны"
Я и писал что человек он был странный  ;D

telekast

Цитата: WkWk от 05.07.2025 12:25:18
Цитата: telekast от 05.07.2025 12:18:33Блин, начнем очередной, в который раз, тур битвы за боковой маневр и крылья?
Нет. Просто мы уже в период проектирования рассматриваем и все возможные нештатные ситуации. Шатл имеет возможность сесть на аэродром и в случае нештатного схода. Если бы не имел - надо было бы ставить катапульты всем членам экипажа.
 Ну вот как Заре и поставили и свели экипаж к тем же 3 человекам...
Шатлл не мог месть где угодно в случае нештатного схода. Аэродром ему нужен сильно нерядовой, таких по земле по пальцам. В случае нештатки весьма вероятен полный рот земли. Заря может сесть почти на любую относительно ровную площадку, даже в воду. Шаттл на воду не сядет вообще. Неча крылатым делать в космосе.
Имху
"Вызов" - это флаговтык!
Как тебе такое, "Джон Уик" ?! (с)
"Если крыло горит, значит оно ещё есть!"(с)SN29

WkWk

Цитата: telekast от 05.07.2025 12:35:02Шатлл не мог месть где угодно в случае нештатного схода. Аэродром ему нужен сильно нерядовой,
Мы не о Шатле говорим  ;D Но там можно сказать что вот есть решение на такой случай, и аэродромы есть.
 Заря конкурирует не с Шатлом, а с парашутной системой посадки . И вот в этом случае вопрос какие она дает преимущества - весьма сильно должен интересовать  ;D

telekast

Цитата: WkWk от 05.07.2025 12:43:04
Цитата: telekast от 05.07.2025 12:35:02Шатлл не мог месть где угодно в случае нештатного схода. Аэродром ему нужен сильно нерядовой,
Мы не о Шатле говорим  ;D Но там можно сказать что вот есть решение на такой случай, и аэродромы есть.
 Заря конкурирует не с Шатлом, а с парашутной системой посадки . И вот в этом случае вопрос какие она дает преимущества - весьма сильно должен интересовать  ;D
Преимущества ракетной посадки в сравнении с парашютом:
Точность. Вплоть до повисания на палочках;
Меньшие перегрузки, отсутствуют рывки;
Возможность сесть с нулевой вертикальной скоростью;
Двух, трёх кратное резервирование;
Общее снижение массы аппарата за счёт того, что система спасения/приземления одновременно может являться САС, системой орбитального маневрирования и ТД. Фактически все сводится лишь к соответствующему количеству топлива.
Многоразовость реализовать также проще.
Универсальность, можно садится и на безатмосферные тела.
Дешевле.
Имху 
"Вызов" - это флаговтык!
Как тебе такое, "Джон Уик" ?! (с)
"Если крыло горит, значит оно ещё есть!"(с)SN29

WkWk

Цитата: telekast от 05.07.2025 13:00:37Точность. Вплоть до повисания на палочках;
Мы говорим не о старшипе а о Заре  ;D
 У нее точность посадки это круг с то ли с радиусом то ли диаметром 5 км. Что очень далеко до палочек.
 Заря должна была садиться с орбиты. И в случае уже случавшихся нештатных ситуаций - садиться почти в любом месте.
 Не обязательно на ровной площадке. Или вот например на лес...
Цитата: telekast от 05.07.2025 13:00:37Многоразовость реализовать также проще.
Типа паршут нельзя опять сложить ?

Цитата: telekast от 05.07.2025 13:00:37Универсальность, можно садится и на безатмосферные тела.
Это на какие?  ;D

Bell

Цитата: telekast от 05.07.2025 13:00:37Точность. Вплоть до повисания на палочках;
Аэродинамическое скольжение позволяет выйти в заданную точку посадки с точностью до 1 км. Парашютная система вводится на высоте 2-3 км и дальше точность посадки загрубляет только ветровой снос. В принципе можно и это компенсировать, зная погодные условия в районе посадки. Скорость снижения Союза под парашютом 9-10 м/с, скорость ветра на указанных высотах в тропосфере примерно такая-же (10-12 м/с называется сильным ветром, 6 баллов), то есть ветровой снос в среднем будет равен высоте вывода ПС.
Вот что надо качать, а не ракеты в ВА засовывать.

ЦитироватьМеньшие перегрузки, отсутствуют рывки;
 Возможность сесть с нулевой вертикальной скоростью;
Это можно реализовать и с парашютом. Постепенное раскрытие купола, тормозные РДТТ перед самим касанием, те же посадочные опоры с амортизаторами. У реактивной схемы нет решающих преимуществ в этой части.

ЦитироватьДвух, трёх кратное резервирование;
Вообще такого нет, совсем. Наоборот, есть дефицит высоты и времени на ввод в действие резервных систем.

ЦитироватьОбщее снижение массы аппарата за счёт того, что система спасения/приземления одновременно может являться САС, системой орбитального маневрирования и ТД. Фактически все сводится лишь к соответствующему количеству топлива.
Это теоретическая чушь, которая становится очевидной при ближайшем рассмотрении. Система может являться одновременно только чем-то одним. Например, если двигатели сработают как САС, то как система приземления уже не смогут, потому что топлива не хватит. А если предусматривать запас топлива на все возможные операции сразу, то его станет очень много. Ну и еще там совершенно разные потребные тяги, то есть требуются разные конструкции двигателей.

ЦитироватьМногоразовость реализовать также проще.
Совсем неочевидно, как это связано с реактивным способом. Важнейшими вопросами обеспечения многоразовости являются сохранность ТЗП, отсутствие ударных нагрузок на силовые конструкции корпуса и максимизация комплекса оборудования в возвращаемом объеме. Это все реализуемо и с парашютом.

ЦитироватьУниверсальность, можно садится и на безатмосферные тела.
Вообще пофиг! Для посадки на безатмосферные планеты не нужны обтекаемая форма, ТЗП и мощная силовая конструкция ВА. А еще посадка туда это не полет в один конец - посадочный корабль должен иметь в своем составе взлетную ступень. То есть посадочно-взлетный корабль в принципе должен иметь совершенно иную конструкцию.
Иногда мне кажется что мы черти, которые штурмуют небеса (с) фон Браун
А гвоздички-то были круглые (с) Брестская крепость

Bell

Цитата: WkWk от 05.07.2025 13:21:54Типа паршут нельзя опять сложить ?
Нельзя. В данном случае проще и надежнее делать парашюты новые каждый раз, чем чистить и проверять на наличие повреждений использованные. 
Иногда мне кажется что мы черти, которые штурмуют небеса (с) фон Браун
А гвоздички-то были круглые (с) Брестская крепость

WkWk

Цитата: Bell от 05.07.2025 13:39:26Нельзя.
Так и ракетным двигателем та же ситуация...

Bell

Проблема с парашютами, насколько я понимаю, в их объеме и месте размещения.
Для тяжелого ВА с массой где-то в 3-4 раза больше союзовской требуется уже многокупольная система - 6 куполов основных и запасных, плюс вытяжной и тормозной. И они должны находится в контейнерах в верхней, СУЖАЮЩЕЙСЯ части ВА. Отсюда, кстати, возникает форма фары, предпочтительная относительно конуса.
А реактивную систему легко разместить в нижней, ШИРОКОЙ части аппарата. И работать она должна как раз вниз.
Иногда мне кажется что мы черти, которые штурмуют небеса (с) фон Браун
А гвоздички-то были круглые (с) Брестская крепость

WkWk

Цитата: Bell от 05.07.2025 13:50:36Проблема с парашютами, насколько я понимаю, в их объеме и месте размещения.
Тут есть одна тонкость. Еще до Зари начали прорабатывать разные проекты ЛЭК. И на них предусматривались СА фары как у Союза, но разного размера под разное число экипажа.  И явно проработки замещения и экипажа и парашутной системы делали. И это не вызывало проблем.
 Собственно в теме была картинка корабля-спасателя с большим СА - это скорее всего наследие работ по ЛЭК и к Заре отношения не имеет.
 Ну и в плане компоновки - у Союза парашуты размещены вовсе не в верхней части, а по всей длине...

telekast

Цитата: WkWk от 05.07.2025 13:21:54
Цитата: telekast от 05.07.2025 13:00:37Точность. Вплоть до повисания на палочках;
Мы говорим не о старшипе а о Заре  ;D
 У нее точность посадки это круг с то ли с радиусом то ли диаметром 5 км. Что очень далеко до палочек.
 Заря должна была садиться с орбиты. И в случае уже случавшихся нештатных ситуаций - садиться почти в любом месте.
 Не обязательно на ровной площадке. Или вот например на лес...
Цитата: telekast от 05.07.2025 13:00:37Многоразовость реализовать также проще.
Типа паршут нельзя опять сложить ?

Цитата: telekast от 05.07.2025 13:00:37Универсальность, можно садится и на безатмосферные тела.
Это на какие?  ;D
Тогда не понятны тезисы про крылья и вотэтовотвсе.

Типа можно. Но не часто, ресурс купола систем десантирования БМД 5, что ли сбросов.

На любые. Луну, например. Вообще речь шла про преимущества ракетной посадки над парашютной в целом, а не конкретно заревских вариантов.
"Вызов" - это флаговтык!
Как тебе такое, "Джон Уик" ?! (с)
"Если крыло горит, значит оно ещё есть!"(с)SN29

WkWk

Цитата: telekast от 05.07.2025 14:12:51Вообще речь шла про преимущества ракетной посадки над парашютной в целом, а не конкретно заревских вариантов.
Вообще то мы о Заре говорим  ;D

telekast

#276
Цитата: Bell от 05.07.2025 13:35:02
Цитата: telekast от 05.07.2025 13:00:37Точность. Вплоть до повисания на палочках;
Аэродинамическое скольжение позволяет выйти в заданную точку посадки с точностью до 1 км. Парашютная система вводится на высоте 2-3 км и дальше точность посадки загрубляет только ветровой снос. В принципе можно и это компенсировать, зная погодные условия в районе посадки. Скорость снижения Союза под парашютом 9-10 м/с, скорость ветра на указанных высотах в тропосфере примерно такая-же (10-12 м/с называется сильным ветром, 6 баллов), то есть ветровой снос в среднем будет равен высоте вывода ПС.
Вот что надо качать, а не ракеты в ВА засовывать.

ЦитироватьМеньшие перегрузки, отсутствуют рывки;
 Возможность сесть с нулевой вертикальной скоростью;
Это можно реализовать и с парашютом. Постепенное раскрытие купола, тормозные РДТТ перед самим касанием, те же посадочные опоры с амортизаторами. У реактивной схемы нет решающих преимуществ в этой части.

ЦитироватьДвух, трёх кратное резервирование;
Вообще такого нет, совсем. Наоборот, есть дефицит высоты и времени на ввод в действие резервных систем.

ЦитироватьОбщее снижение массы аппарата за счёт того, что система спасения/приземления одновременно может являться САС, системой орбитального маневрирования и ТД. Фактически все сводится лишь к соответствующему количеству топлива.
Это теоретическая чушь, которая становится очевидной при ближайшем рассмотрении. Система может являться одновременно только чем-то одним. Например, если двигатели сработают как САС, то как система приземления уже не смогут, потому что топлива не хватит. А если предусматривать запас топлива на все возможные операции сразу, то его станет очень много. Ну и еще там совершенно разные потребные тяги, то есть требуются разные конструкции двигателей.

ЦитироватьМногоразовость реализовать также проще.
Совсем неочевидно, как это связано с реактивным способом. Важнейшими вопросами обеспечения многоразовости являются сохранность ТЗП, отсутствие ударных нагрузок на силовые конструкции корпуса и максимизация комплекса оборудования в возвращаемом объеме. Это все реализуемо и с парашютом.

ЦитироватьУниверсальность, можно садится и на безатмосферные тела.
Вообще пофиг! Для посадки на безатмосферные планеты не нужны обтекаемая форма, ТЗП и мощная силовая конструкция ВА. А еще посадка туда это не полет в один конец - посадочный корабль должен иметь в своем составе взлетную ступень. То есть посадочно-взлетный корабль в принципе должен иметь совершенно иную конструкцию.
Маск пробовал управляемыми парашютами створки ГО садить на баржу. Плюнул.

Реализовав все перечисленное в парашютной системе получите как минимум сравнимую по стоимости, массе и пр. с ракетной. Имеет ракетная преимущества.

У Ф9 на посадке задействован 1 ЖРД из 9, у дрэгона 8 ЖРД, для посадки достаточно 2х. Резервов вагон. В отличии от. Никакого дефицита высоты и времени на ввод резерва нет. Не больший дефицит, чем у пс.

Система не обязана быть чем то одним. ЖРД может применять для разгона и торможения, рулевики могут создавать тягу и ТД. Использование одного компонента для схожих, но все же разных задач выгоднее и грамотнее. Жду примера "очевидного рассмотрения". С цифрами, а не апломбом, желательно.

Как раз при реактивной посадке проще, например, обеспечить сохранность ТЗП. Сесть можно почти с нулевой вертикальной скоростью. Ни парашют, ни крыло такого не даст.

Ну, пофиг, так пофиг. Неубиваемый "аргумент".
"Вызов" - это флаговтык!
Как тебе такое, "Джон Уик" ?! (с)
"Если крыло горит, значит оно ещё есть!"(с)SN29

telekast

Цитата: WkWk от 05.07.2025 14:19:59
Цитата: telekast от 05.07.2025 14:12:51Вообще речь шла про преимущества ракетной посадки над парашютной в целом, а не конкретно заревских вариантов.
Вообще то мы о Заре говорим  ;D
Ога. Сначала пишете "Вот, кстати, Шаттл/Буран...", когда Вам на это отвечают, Вы тут же "Мы не о Шаттле, а о Заре". Попросили высказаться о преимуществах ракетной посадки перед парашютной, и опять, на пример с СХ садящимся на палочки "Мы не о старшипаз, а о Заре". Удобно.
"Вызов" - это флаговтык!
Как тебе такое, "Джон Уик" ?! (с)
"Если крыло горит, значит оно ещё есть!"(с)SN29

WkWk

Цитата: telekast от 05.07.2025 14:39:04Ога. Сначала пишете "Вот, кстати, Шаттл/Буран..."
Шатл/Буран - это не сравнение крылатой и ракетной систем посадки. Это сравнение что в одном корабле вариант посадки из нерасчётного витка реализован уже на этапе проектирования. А в Заре - нет.
 При этом эти корабли созданы в одно время приблизительно. 
 Суперхеви и Зарю сравнивать трудно Так как ни по одним параметрам они не соприкасаются ;D  

telekast

Цитата: WkWk от 05.07.2025 14:47:33
Цитата: telekast от 05.07.2025 14:39:04Ога. Сначала пишете "Вот, кстати, Шаттл/Буран..."
Шатл/Буран - это не сравнение крылатой и ракетной систем посадки. Это сравнение что в одном корабле вариант посадки из нерасчётного витка реализован уже на этапе проектирования. А в Заре - нет.
 При этом эти корабли созданы в одно время приблизительно.
 Суперхеви и Зарю сравнивать трудно Так как ни по одним параметрам они не соприкасаются ;D 
Потому что бураношатлу ставилась такая задача. Точнее, подозреваю, ставилась то задача другая, у нас, по меньшей мере, тот самый "нырок орбитального бомбера", а уж не расчетный сход и приземление в любом аэропорту потом прилепили. Ну, да ладно. Вы желаете вымерять по чертежу межзаклепочные расстояния в Заре? Не смею более мешать.
"Вызов" - это флаговтык!
Как тебе такое, "Джон Уик" ?! (с)
"Если крыло горит, значит оно ещё есть!"(с)SN29