Госкорпорация "Роскосмос"

Автор Liss, 20.12.2014 01:56:55

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

АниКей

ЦитироватьВсем начальникам начальник: «Лидеры России» глазами экспертовУправленец космического уровня Как рассказал журналистам глава "Роскосмоса" Игорь Комаров, управленец в такой высокотехнологичной отрасли, как космическая...
Цитировать...
Управленец космического уровня
Как рассказал журналистам глава "Роскосмоса" Игорь Комаров, управленец в такой высокотехнологичной отрасли, как космическая,

Цитировать"должен иметь исключительные профессиональные и лидерские качества и быть готовым посвятить себя рисковым проектам, которые могут продолжаться долгие годы".
Цитировать"И здесь последовательность и настойчивость вкупе с профессиональными качествами, готовностью посвятить все свое время работе являются очень важными качествами. Ну, и такие личностные качества, как надежность, порядочность, искренность, умение работать в коллективе и как лидер возглавить этот коллектив", – добавил Комаров.


© РИА Томск. Павел Стефанский
...
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!


АниКей

Цитироватьvz.ru  
Мантры о том, что Россия единственная возит людей в космос, работают все хуже
 
Что общего между Джимом Керри, удалившим свой аккаунт в «Фейсбуке» в знак протеста против российского вмешательства в американские выборы, и Илоном Маском, только что запустившим тяжелую ракету Falcon Heavy? Не так уж и мало, на самом деле.
Спойлер
Джим Керри, умудрившийся стать реальным воплощением собственного же персонажа из фильма «Тупой и еще тупее», на самом деле просто логично продолжает общемировую тенденцию, в которой голливудские звезды являются лидерами общественного мнения по массе вопросов – от криптовалют до гендерного равенства.
А произошло это потому, что традиционные лидеры мнений в том, что принято называть «серьезными темами», теперь частенько демонстрируют немногим больше здравого смысла, эрудиции и владения предметом.
Мы живем в мире, в котором форма ничуть не менее важна, чем содержание, а временами сильно важнее. Причем последние десятилетия процесс шел по нарастающей и охватил даже те сферы, которым это прямо противопоказано – от большой политики до той же космонавтики.
Результаты также можно наблюдать невооруженным взглядом: эффективный менеджмент (ака распилы, раздувание управленческих штатов при сокращении профильных профессионалов и т.д.) плюс PR привели к совершенно закономерному результату. Картинка становится все эффектнее, а вот по существу дела идут все хуже.
[свернуть]
Спойлер
Но по-прежнему идут.
Просто потому, что мировой истории все равно, что в Штатах фактически уничтожили свою школу советологов-русистов, из-за чего у Вашингтона образовалась острая нехватка специалистов по России.
В результате возобновившееся российско-американское противостояние стало там настолько неожиданным сюрпризом, что оборачивается такими шагами американских партнеров, что вызывают гомерический хохот по эту сторону океана.
Но, несмотря на смешные ляпы и очевидные глупости, регулярно совершаемые в Сияющем Граде на Холме, США все еще остаются глобальной сверхдержавой, с которой невозможно не считаться и которая сдает свои позиции очень медленно.
В космонавтике все то же самое.
Да, Илон Маск – жулик, который успешно облапошивает последователей культа имени себя и раздувает пузырь на фондовом рынке. И кончится все это совершенно закономерным итогом.
Но это никак не отменяет того, что за этим жуликом стоят колоссальные ресурсы и возможности американского государства, среди которых имеется и такой актив, как блестящие инженеры и конструкторы – и совершенно неважно, доморощенные они или импортированные.
И сверхтяжелую ракету они построили. И она у них полетела.
И никаким ерничеством по поводу «Теслы» в космосе (страшно представить комментарии в СМИ и соцсетях, если бы «Роскосмос» отправил на орбиту «Ладу») невозможно изменить того факта, что даже в системе грандиозных распилов, масштабы которых и не снились отечественным коррупционерам, американцы построили сверхтяжелую ракету.
А у России ее нет.
Маск абсолютно заслуженно является объектом для оттачивания остроумия. Но при этом надо отдавать себе отчет, что отечественная космонавтика, по сути, страдает ровно теми же пороками, что и американская – неэффективность, масштабная коррупция и надувание PR-щек при достаточно скромных успехах и регулярных весьма неприятных провалах.
Более того, последнее время «Роскосмос» все бледнее выглядит на фоне своих зарубежных конкурентов, и мантры о том, что Россия единственная возит людей в космос, работают все хуже.
Ситуация усугубляется тем, что проблемами «Роскосмоса» уже несколько лет озабочено руководство страны на самом высоком уровне.
Российскую армию за схожие сроки удалось кардинально реформировать, а вот заставить отечественную космонавтику выйти из инерционно-распилочного режима и перейти в более продуктивный за это время так пока и не удалось. Это даже несколько ставит в тупик традиционные представления о том, какая сфера исторически является у нас самой консервативной, неповоротливой и инерционной.
Так что Маск является, безусловно, прекрасным объектом для шуток, только вот лучше «Роскосмосу» все-таки не шутить на его тему, а самому продемонстрировать какой-нибудь «хороший трюк». Потому что расчет на то, что конкуренты деградируют быстрее, чем мы, может и не оправдаться. А намеков на это последние годы все больше.
[свернуть]
Хотя все-таки надо признать, что, несмотря на нелицеприятные для российской космонавтики выводы в связи с запуском «Тяжелого Сокола», это, конечно, не отменяет того, что «Тесла», запущенная в качестве полезной нагрузки, феерически смешной бред.


А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

ЦитироватьТомская область и РКК "Энергия" подписали двухстороннее ...
РИА Томск
ТОМСК, 9 фев – РИА Томск. Гендиректор ракетно-космической корпорации (РКК) "Энергия" Владимир Солнцев и губернатор Томской области Сергей Жвачкин подписали в пятницу соглашение о сотрудничестве между регионом и аэрокосмическим агентством; отдельным соглашением оговаривается ...



А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

Цитироватьforbes.ru
Интернет из космоса: что скрыл Илон Маск о запуске Falcon Heavy
Евгений Кузнецов Forbes Contributor
Спойлер
Идея низкоорбитального интернета сразу захватила умы наиболее прозорливых инвесторов Кремниевой долины. Уже 10-15 лет назад они понимали, что человечество нуждается в единой глобальной сетевой инфраструктуре. Доступной и в мегаполисе, и в пустыне. И хотя весь хайп с «интернетом вещей» и тотальной роботизацией был еще в зачатке, было понятно, что вынесение в космос ключевой инфраструктуры связи — это мега-проект.
Сразу были прикинуты и технические параметры, в частности, стало понятно, что повесить удобные геостационарные спутники, которых для глобального охвата нужно с десяток — увы, не получится. Слишком долго сигнал будет путешествовать в космосе, и пинг превысит все разумные значения. Ни для промышленного применения, ни для транспорта, ни тем более для массовых компьютерных игр и социальных сетей такая задержка неприемлема. А потому стало понятно, что космический интернет будет низкоорбитальным, а следовательно — спутников должны быть сотни и даже тысячи!
 Откуда деньги у SpaceX
Первыми инвесторами после Маска стали его бывший партнер по PayPal Питер Тиль через свой знаменитый фонд Founders Fund, а также легендарный фонд Draper Fishman Jursetson. Стив Юрветсон был первый, кто «разглядел Маска», и был одним их первых инвесторов в его проекты — SpaceX и Tesla. Он же, к слову — один из авторов «электронного государства» в Эстонии, обладателем электронного паспорта номер 1 он и является.
За последующие годы, в 9 раундах, SpaceX привлекла уже $1,6 млрд инвестиций в капитал (и это не считая грантов и других денег, прежде всего от NASA и иных госорганизаций). И в числе инвесторов — практически вся элита Кремниевой долины. А текущая оценка компании уже достигла $21 млрд.
В предпоследнем раунде на $1 млрд инвестором стала компания Google, которая на данный момент внесла наибольший вклад в проект низкоорбитального интернета. И проект развивается полным ходом! Планируется,  что он начнет приносить доход в $5 млрд уже в 2020 году, а к 2025 он вырастет до $35 млрд! Это к слову означает, что многотысячная группировка спутников (называются разные цифры от 2200 до 4000 спутников) должна быть массово выведена в период до 2020 года. И как мы видим — сроки, в целом, выполняются. С возможным сдвигом в 1 – 2 года.
Вслед за SpaceX о проектах такого масштаба заявил британский проект OneWeb, за которым стоит Ричард Бреннсон и калифорнийский гигант Qualcomm, с такими же инициативами выступил Samsung и китайские космические компании. Количество выводимых спутников в этих констелляциях поражает воображение – по последним данным OneWeb планирует запуск 640 спутников, которые будут развернуты буквально за несколько лет (планы постоянно плывут, но ожидается, что это произойдет не позднее 2020 года). Кстати, долгое время основной «рабочей лошадкой» для вывода этой констелляции планировались российские «Союзы». На данный момент OneWeb привлек  $1,7 млрд в 3х раундах инвестиций, крупнейшим инвестором стал знаменитый SoftBank, вложивший $1,2 млрд в 2016 году.
Samsung заявил в свое время проект по выводу 4600 спутников к 2028 году, что так же станет массовым космическим проектом. Параметры китайской группировки не озвучиваются, но они так же будут весьма масштабны.
 Небесный wi-fi
Что же мы видим? Из всех заявленных проектов только проект Илона Маска подразумевает, что он будет использовать собственные носители для выведения спутниковой группировки. Потому, кстати, мы имеем меньше информации о его проекте — ему не нужно заранее контрактовать пуски (хотя в утекших в WSJ документах мы видим планы по запуску по 50 Falcon 9 в год — то есть практически еженедельные запуски в течении 3х лет!). Иными словами, космическая интернет инфраструктура требует на порядок больше пусков, чем вся текущая космическая индустрия.
Заявленный вес спутников OneWeb составляет порядка 200 килограмм, что означает, что только этой нагрузки потребуется вывести 130 тонн. Группировка Маска будет в несколько раз «тяжелее». Китайцам и корейцам тоже понадобится выводить сотни тонн грузов, причем делать это практически ежегодно. Вот вам и ответ — откуда появился запрос на тяжелую и сверх-тяжелую ракету, для которой раньше запросов и задач (кроме научно-престижных, таких как полет на Луну или Марс) не существовало.
Как становится понятно, Falcon Heavy — это промежуточная ракета для долгосрочной стратегии SpaceX, именно потому она и не подавалась на сертификации NASA для доставок грузов на МКС и других задач. Для этого есть «космический извозчик» Falcon 9, из которого, собственно, как из кубиков, и собрана тяжелая ракета. Судя по всему, задача «тяжеловоза» — обеспечить скорый и надежный транспорт на орбиту спутниковой группировки Маска и развернуть космический интернет в заявленные сроки (и видимо – первыми в этой новой космической гонке). И с ракетой, которая может вывести 63 тонны на низкую орбиту — это существенная заявка на победу!
Итак, что же получается, Марс ни при чем, а красный родстер запулили в черный космос как в копеечку? И да, и нет.
Прагматичный инвестплан SpaceX, выполняемый пока весьма точно, никакого Марса не предполагает. Это все прекрасное шоу для энтузиастов. Однако уже в середине проекта стал понятен могучий синергетический эффект, который оказывает этот тренд на мировую космонавтику.
 Космические инвестиции
Как только информация о планируемых массированных запусках спутниковых группировок просочился в Долину, там начался бум инвестиций в космос. В 2014 и 2015 году наблюдался такой ажиотаж, что Space был самым быстрорастущим сегментом венчурных инвестиций. Были заявлены десятки проектов по малым спутниковым группировкам, которые предназначаются для дистанционного зондирования земли, поддержки навигации и других прагматичных задач. Прогнозное удешевление стоимости вывода сделали коммерчески привлекательными множество проектов, и начался бум создания микро и нано-спутников. Космическая индустрия получила второе дыхание, и тут уже принялась за совершенно амбициозные проекты.
К ним следует отнести такие сверхамбициозные проекты, как Planetary Resources и Deep Space Industries. Как следует из названия, компании предполагают добычу космических ресурсов на астероидах. Но с какой целью? Недавно это стало окончательно понятно. К слову, автор этих строк высказал почти год назад предположение об истинных планах этих компаний на заседании Экспертной коллегии Военно-промышленной комиссии, обсуждавшей Стратегию Роскосмоса. И да, вскоре после этого в блогах компаний эта гипотеза была подтверждена. В чем она?
Суть в том, что на повестку дня поставлена задача создания в космосе промышленной инфраструктуры — крупных орбитальных станций, способных к производству значительного количества различных изделий. Именно для решения этой задачи в космосе необходимо обеспечить добычу воды, кислорода, водорода (как топлива), а также материала для крупногабаритных конструкций. Откуда же их брать? Вариантов немного — или сборка и утилизация «космического мусора» (заброшенных и отработавших ресурсы спутников), Луна и околоземные астероиды (орбиты которых проходят недалеко от Земли, и которых в настоящее время обнаружено уже несколько тысяч).
[свернуть]
Какая из моделей развития орбитальной промышленности победит пока не понятно, однако, к этой, следующей вслед за «космическим интернетом» гонке уже начали готовиться. Прорабатывать технологические аспекты, формировать проекты, готовить носители. К слову, в России так же есть кое-какие перспективные наработки, а автор этих строк совместно с Сергеем Жуковым, руководителем AeroNet НТИ ведет их активный поиск, но все же, Россию эта гонка, будем честны, еще не коснулась.
Спойлер
Орбитальные производства пока не имеют своего «наполнения» — что именно производить в космосе будет выгоднее, чем на Земле, еще не понятно. Но тут сформировалась «обратная связь». Сама по себе возможность космического производства делает возможными (и счетным в инвестиционном плане) проекты по их разработке. К примеру, в России компания 3D Bioprinting Solutions при поддержке Роскосмоса планирует проведение тестовой печати органов человека в условиях невесомости. А ведь напечатать полый орган (например — сердце) из мягких тканей возможно только в невесомости. И если это удастся, то у огромного числа людей, ждущих пересадки, появится шанс получить напечатанное из клеток их собственного тела сердце, которое не будет отторгаться организмом!
 Поделить бизнес в космосе
Проект «космического интернета» породил прорыв в удешевлении доставки грузов на орбиту. Снижение цены и появление «рынка доставки» сделало возможным планирование космического производства. Запуск десятков проектов по орбитальной добыче ресурсов и производству потянуло за собой амбициозные планы космического строительства. И у космоса появилось будущее — как у гигантской инфраструктуры и индустриальной площадки. Об это недавно заявил и Джефф Безос, еще один миллиардер, вкладывающий ежегодно по $1 млрд личных денег (он аккуратно продает на эти цели небольшой пакет своих акций Amazon).
И все же — при чем тут Марс?! Во-первых, это красиво! Во-вторых, это массово понятный бренд и цель. И в-третьих — до него земляне когда-нибудь долетят. Когда построят космические производства, способные собрать космический корабль на орбите. Когда удешевят доставку грузов на орбиту еще в 10-100 раз. Когда космос станет крупнейшей индустриальной площадкой. И когда в этом появится реальный практический смысл.
[свернуть]
Пока же, под красивые презентации о Марсе, ведущие инвесторы и предприниматели мира делят ставший доступным пирог ближнего космоса. И планируют на этом сказочно обогатиться. Мы же увы, в этом пока лишь зрители. И как показали последние дни — мы зрители, восторгающиеся мега-шоу, но не понимающие, а что оно собственно означает.
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

Цитироватьrb.ru

 «Falcon Heavy и продолжение пусков Falcon 9 оставляют российским ракетам очень небольшую нишу»
Сергей Гугкаев
 Сергей Гугкаев, генеральный директор ракетно-космического комплекса Sea Launch (Морской старт), рассказал Rusbase, в чем значение запуска ракеты Falcon Heavy для мировой космической отрасли и удастся ли России преодолеть отставание в этой сфере от США.
 Отделим пиар от реальных технических достижений SpaceX
Спойлер
Мы не будем рассматривать данное событие, с точки зрения спектакля (без которого не обходится ни одно событие с участием Илона Маска) и «мелкого хулиганства» по Договору о космосе 1967 года, ввиду засорения околоземного пространства кабриолетом Tesla. Попытаемся отделить пиар от реальных технических достижений SpaceX.
Запуск ракеты Falcon Heavy, безусловно, значимое событие для мировой ракетно-космической отрасли.
Несмотря на то что Falcon Heavy – это связка трех ракетных блоков уже существующей ракеты Falcon 9, можно сказать, что, с точки зрения проектирования, подготовки, транспортировки, заправки и самого полета – это новая ракета.
 От Falcon Heavy пострадают Boeing и Lockheed Martin
Заявленные энергетические характеристики этой ракеты делают ее на порядок более мощной в сравнении со всеми существующими носителями в США, Европе, России и Китае.
Это даст возможность SpaceX выводить по конкурентным для отрасли ценам рекордные по нынешним временам полезные нагрузки:
 
    [/li]

  • Группировки спутников

  • Сверхтяжелые одиночные космические аппараты

  • Модули
Главными «пострадавшими» от введения в эксплуатацию Falcon Heavy станут Boeing и Lockheed Martin. Их совместное предприятие ULA (United Launch Alliance) было создано специально для запусков ракет семейств Delta и Atlas для американских военных задач за очень щедрое вознаграждение.
Теперь Falcon Heavy вполне сможет заменить эти ракеты по гораздо более низким ценам.
 
ЦитироватьНа коммерческом же рынке Falcon Heavy наверняка подвинет европейскую Ariane-5 до начала 20-х годов, когда, предположительно, начнется эксплуатация семейства ракет Ariane-6.
 
Что касается дальнего космоса, полетов на Луну, астероиды и Марс, SpaceX разрабатывает для этих целей другую, еще более мощную ракету – BFR, которая, впрочем, будет использовать технологический задел Falcon Heavy.
В ходе этой миссии SpaceX удалось одновременно вернуть и вертикально посадить два боковых ускорителя с целью их дальнейшего использования, что также является для мировой космической отрасли явлением уникальным (боковые ускорители Шаттла также плавно сажали в воду с помощью парашютов, однако они никогда не были повторно использованы).
Несмотря на то что не удалось спасти центральный ракетный блок и посадить его на морскую платформу, ясно, что сделан еще один шаг вперед в области своевременных многоразовых космических транспортных систем.
 Россия теряет роль одного из мировых «космических извозчиков»
Каковы последствия данного пуска для российской ракетно-космической отрасли, переживающей непростые времена?
Сегодня, оставаясь на лидирующих позициях в сфере пилотируемого космоса и двигателестроения, Россия тем не менее теряет роль одного из главных мировых «космических извозчиков».
 
ЦитироватьFalcon Heavy и продолжение пусков Falcon 9 оставляют российским ракетам очень небольшую нишу на рынке геостационарных пусков средних и тяжелых спутников.
 
Столкнувшись с просчетами в планировании коммерческой эксплуатации ракеты-носителя «Ангара-5», российская ракетно-космическая отрасль пытается наверстать упущенное время путем разработки новой ракеты «Союз-5». Она по своим характеристикам будет сопоставима с Falcon 9, а сверхтяжелую ракету, превосходящую Falcon Heavy, «Роскосмос» планирует создать лишь к 2028 году.
Следует отметить также, что помимо тяжелой ракеты Falcon Heavy, в настоящий момент в США полным ходом идут работы по сверхтяжелым ракетам SLS (Space Launch System) и New Glenn. Результаты этих работ мы увидим в ближайшие 2-3 года.
 Российской космической отрасли нужно искать свои рынки
Таким образом, Россия в настоящий момент отстает от США в сфере создания ракет тяжелого и сверхтяжелого класса, предположительно, на 7-10 лет. Можно ли наверстать данное отставание?  Имея такой колоссальный научный и человеческий потенциал, как в России, ответ, безусловно, положительный.
 
ЦитироватьОднако для этого, помимо существенного финансирования и мобилизации ресурсов, нужно четко понимать, для чего нам нужно вступать в эту гонку. Зарабатывать на подобных носителях в России пока не научились.
 
Если Falcon Heavy, скорее всего, будет специализироваться на запусках военных спутников, то у нас с военными задачами пока справляется ракета «Союз-2». Правда, массы и размеры аппаратов существенно различаются. А коммерциализировать услуги космической деятельности мы еще только учимся и пока сильно уступаем в этом американцам.
[свернуть]
Как это не банально звучит, но российской космической отрасли необходимо искать свой путь и свои рынки, используя все лучшее, что есть в мировой практике. И тот факт, что теперь мы от официальных лиц мы слышим слова о необходимости многоразовых ракет, вселяет осторожный оптимизм.
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

Цитировать«Роскосмос» накажет «Энергию» и «Центр Хруничева»
Lenta
Отправка модуля «Наука» на космодром Байконур задерживается до июля 2018 года, что повлечет за собой штрафные санкции «Роскосмоса», сообщает портал RussianSpaceWeb.com, специализирующийся на истории российской и советской космонавтики. По данным источников издания в «Центре ...



А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

РКК «Энергия» развивает партнерство в сфере науки и образования       09.02.2018
 9 февраля в Томске состоялось подписание соглашения о сотрудничестве по развитию Инициативы «Космический урок», а также соглашения о научно-техническом сотрудничестве РКК «Энергия» с администрацией Томской области.
 Соглашение о сотрудничестве по Инициативе «Космический урок» касается дальнейшего развития этого образовательного проекта. Его инициаторы - РКК «Энергия», администрация Томской области, Институт физики прочности и материаловедения СО РАН, Томский государственный педагогический университет, филиал ВГТРК - ГТРК «Томск» и Образовательный центр для одаренных детей «Сириус» (г. Сочи). Соглашение предусматривает тесное взаимодействие, нацеленное на поддержку одаренных детей, популяризацию достижений российской космонавтики и космической отрасли, инженерной, научно-исследовательской и проектной деятельности среди учащихся.
«Космический урок» — уникальный образовательный проект, в рамках которого школьники представляют свои научные разработки специалистам космической отрасли и в режиме реального времени общаются с космонавтами МКС. В перспективе подобные занятия могут стать частью учебных планов по всей России.
 Соглашение о научно-техническом сотрудничестве между Корпорацией и Томской областью направлено на укрепление связей с Томским научно-образовательным комплексом - расширение объемов совместных работ в области космической науки, техники и инновационных технологий, развитие производственной и научно-технической кооперации, проведение совместной профориентационной работы. Соглашение было подписано генеральным директором Корпорации Владимиром Солнцевым и губернатором Сергеем Жвачкиным.
 Перед подписанием документа Владимир Солнцев и Сергей Жвачкин посетили Институт физики прочности и материаловедения СО РАН, где гостям продемонстрировали прорывные технологии для космоса: сварку трением с перемешиванием, применимую для изготовления корпусных элементов ракетно-космической техники нового поколения, прототип 3D-принтера, который в 2019 году будет доставлен на Международную космическую станцию, и другие разработки.
 - Томская область – один из немногих регионов, в котором власть, наука и бизнес – это одна команда. Здесь мы наблюдаем редкое явление, когда губернатор лично вникает в детали проектов. Этот симбиоз приводит к тому, что на свет появляются новые разработки, новая производственная культура и новое интеллектуальное созвездие людей, - подчеркнул генеральный директор РКК «Энергия» Владимир Солнцев.
 Напомним, что стратегическое партнёрство с Томским политехническим университетом, Институтом физики прочности и материаловедения и администрацией Томской области продолжается уже несколько лет: открыты совместные научные центры, на базе которых осуществляется разработка передовых технологий с учетом решения задач по импортозамещению, ведется целевая подготовка высококвалифицированных специалистов.
 
      
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

triage

Цитироватьhttps://www.rbc.ru/opinions/technology_and_media/09/02/2018/5a7d698d9a79472a28bf203e

9 февраля 2018 17:15 

Виталий Егоров Деньги и зрелища: может ли «Роскосмос» конкурировать с Маском

Спойлер
Российские ракеты могут вернуть часть позиций, потерянных на рынке коммерческих запусков, если руководители космической отрасли сосредоточатся на менее амбициозных и более быстрых проектах
За праздничными овациями, блестящей Tesla, стильным скафандром и песнями Дэвида Боуи многие не поняли, что произошло, когда в голубое небо отправилась белоснежная трехсоставная ракета Falcon Heavy.
[свернуть]
Польза от картинки
Спойлер
Илону Маску не впервой выводить на рынок новый продукт, и он постоянно совершенствуется в создании красивой картинки и формировании спроса не на готовое изделие, а только на прототип серии. Так и сейчас: пуск Falcon Heavy наглядно показал миру все этапы предпусковой подготовки ракеты, пуска, отделения боковых блоков первой ступени. Пуск ракеты в назначенный день, хоть и на пару часов позже назначенного времени, показал высокую степень готовности пусковой команды к стартам. Отражение Земли в вишневых боках родстера показало и безопасность работы системы разделения створок головного обтекателя, сохранившей неприкосновенным корпус автомобиля.
[свернуть]
Любой разработчик спутника высоко оценит возможность увидеть в прямом эфире процесс отправки своего детища в свободное плавание. Есть и прямой инженерный интерес — проконтролировать процесс выведения, а в случае сбоев разобраться в их причине. Страховщикам наличие видеокамер и прямой трансляции облегчает работу, а значит, способно влиять на страховые ставки. Отделы маркетинга спутниковых операторов могли оценить, какое огромное внимание всего мира привлекает пуск Falcon Heavy.

Спойлер
Риски прототипа

Конечно, есть и «мелкий шрифт»: ракета находится на стадии летных испытаний, то есть вероятность аварий высокая. Редкая ракета с первого пуска может похвастать безупречной карьерой. Падали и советские ветераны «Протоны», и практически безупречные сегодня Ariane 5. Исключением, пожалуй, стал американский тяжелый Atlas V с российскими двигателями РД-180: у него практически идеальная карьера из 75 пусков, всего с парой сбоев, которые не привели к потере нагрузки. Если говорить о сверхтяжелых ракетах, то статистика Saturn 5 и «Энергии» не столь обширна, но на 15 пусков ни одного крушения не было, хотя полеты первых Saturn 5 проходили не без проблем.

До пуска Falcon Heavy сравнивали с другим гигантом — советской ракетой Н1. Проекты объединяет большое количество двигателей первой ступени: у Н1 — 30 штук, у Falcon Heavy — 27. Перед пуском 6 февраля многие эксперты, прежде всего в России, сомневались, что конструкторам Маска удастся превзойти советских конструкторов в управлении тремя десятками двигателей. На стороне Маска был большой опыт эксплуатации ракет Falcon 9, где девятка двигателей не снижала, а порой и повышала надежность (на ракетах сохраняется возможность отключения проблемного двигателя с форсированием соседних). Современная электроника и предстартовые испытания, а также уже богатый опыт специалистов SpaceX сделали свое дело: ракета не только ушла со стартового стола, но и выполнила задачу.

Потеря при возврате на Землю одного блока первой ступени из трех — центрального — не повлияла на качество самого пуска. Falcon Heavy вернул 66% первой ступени, что намного больше 0% возвращенных первых ступеней во всей остальной мировой космонавтике.

Что может Falcon Heavy

После пуска возникает вопрос: чем ответят конкуренты? Что будет делать «Роскосмос»? Falcon Heavy не посягает на рынок коммерческого применения российской ракеты «Протон». Она уже выдавлена с рынка предшествующим детищем SpaceX — ракетой Falcon 9. Если десять лет назад 60% рынка было у нашего «Протона», то теперь почти все его заказы ушли к Falcon 9.

Многие считают, что космическая революция, совершенная Илоном Маском, — это возвращающиеся ракетные ступени. На самом деле революция в том, что американские ракеты стали дешевле русских. Благодаря новым подходам в организации производства, современным средствам проектирования и технологиям производства SpaceX удалось сделать производительность труда выше не только, чем в «Роскосмосе», но и чем у своих внутренних конкурентов — Boeing и Lockheed Martin. При значительном дисбалансе окладов инженерных специалистов SpaceX и Центра Хруничева, который является производителем ракет «Протон» и «Ангара», Falcon 9 имеет цену $62 млн против $65–70 млн «Протона». «Ангара» же, по некоторым данным, будет стоить минимум на треть дороже «Протона».

Заявленная стоимость запуска Falcon Heavy выше — $90 млн. Но она легко позволяет претендовать на долю рынка другого конкурента — европейской ракеты Ariane 5 со стоимостью запуска $200 млн. Оператор запусков Arianespace прочно удерживает долю примерно в 40% рынка коммерческих запусков. Причина — высокая надежность ракеты и возможность запуска сразу двух тяжелых геостационарных спутников. Хотя Ariane 5 вдвое уступает по мощности Falcon Heavy, но близость космодрома Куру к экватору позволяет брать больше нагрузки, чем могут взять ракеты, стартующие с мыса Канаверал или Байконура. Чтобы продолжать удерживать рынок, Европа занимается разработкой новой ракеты Ariane 6, которая будет легче, но и значительно дешевле Ariane 5.

Предельные возможности Falcon Heavy без возвращения ступеней (на возврат нужно дополнительное топливо, что снижает полезную нагрузку) вдвое превышают возможности Ariane 5, то есть даже задача запуска двух тяжелых спутников кажется неполноценной для такой ракеты. В варианте с возвращением ступеней возможности Falcon Heavy сравнимы с Ariane 5. Здесь стоит помнить, что Маск неоднократно нарушал принятые в космонавтике правила поиска максимально возможной нагрузки ракеты. Например, его Falcon 9 FT, способная в одноразовом варианте вывести 22 т на низкую орбиту, спокойно возит грузы массой вдвое меньше, оставаясь при этом рентабельной. Названная стоимость пуска ракеты Falcon Heavy сравнима со стоимостью запуска одного коммерческого спутника связи, поэтому SpaceX сможет сохранять рентабельность пусков, даже если ракета будет на 90% возить «воздух». Отчасти вся программа Falcon Heavy является программой утилизации уже летавших многоразовых ступеней и нужна компании SpaceX для накопления опыта разработки и эксплуатации сверхтяжелых ракет.

Российский ответ

Космические запуски иностранных аппаратов долгое время являлись предметом гордости российских политиков и руководства «Роскосмоса» и приносили неплохой доход — примерно 10% бюджета госкорпорации. Сейчас «Роскосмос» занялся разработкой новой ракеты «Союз-5», которая, по сути, является российской версией бывшей советской, а потом украинской ракеты «Зенит». Будущий «Союз-5» должен полететь в 2022 году и по своей грузоподъемности при старте с Байконура будет превосходить Falcon 9 v 1.1 версии 2013 года, но уступать Falcon 9 FT версии 2017 года. Возможен пуск «Союза-5» с экватора на плавучем космодроме Sea Launch частной космической компании «S7 космические системы», в этом случае показатели будут сравнимыми. Многоразовость не предполагается. Цена тоже пока не известна, но маловероятно, что удастся достичь коммерческой цены ниже $60 млн. По сути, завтра «Роскосмос» планирует конкурировать со вчерашним SpaceX. Впрочем, целесообразность разработки такой ракеты лежит за пределами коммерческого интереса «Роскосмоса». Уже подписан президентский указ о разработке российской сверхтяжелой ракеты на базе «Союза-5», которую предполагается собирать «методом Маска», то есть из готовых ракет. Первый полет ожидается лишь в 2028 году.

Для реальной борьбы за рынок космических запусков действовать стоило бы быстрее и иначе. Первый шаг был сделан в сентябре 2016 года, когда были опубликованы возможные схемы ракет «Протон Средний» и «Протон Легкий». По сути, это тот же «Протон», только облегченный, с сокращенным количеством разгонных ступеней и ракетных двигателей. Это упрощает и снижает стоимость изготовления и практически не требует изменений на производстве. Заплатить придется сниженной мощностью, но массы спутников сейчас и так снижаются из-за прогресса в электронике, поэтому существенных потерь в заказчиках не произойдет. Эти модификации были бы прямой заявкой на конкуренцию с современным частично многоразовым Falcon 9. Два года и минимальных инвестиций хватило бы на то, чтобы убрать третью ступень и удлинить вторую.
[свернуть]
Но если Маск делает тестовую ракету за свой счет и устраивает всемирное шоу из ее пуска, то наши ракетостроители должны ждать потока заказчиков, готовых заказывать ракету по картинке и оплачивать ее летные испытания. 
Спойлер
Центр Хруничева сегодня находится в тяжелом кризисе из-за резкого снижения заказов на ракеты, сокращает производство в Москве, продает территории под жилищное строительство и переводит мощности в Омск.

Так что проблемы для российской космонавтики создает совсем не Falcon Heavy. Более того, если NASA и «Роскосмос» все-таки смогут построить планируемую окололунную станцию Deep Space Gateway, то Falcon Heavy сможет заниматься грузовым снабжением этой станции или доставкой модулей, то есть мы будем не конкурировать, а совместно осваивать далекий космос.
[свернуть]

triage

Может и было в эпопее ответа на Маска
Цитировать https://news.rambler.ru/scitech/39103118-roskosmos-sozdaet-kosmicheskiy-mototsikl/?updated
Роскосмос создает космический мотоцикл 
MOTONEWS.RU 9 февраля 2018

Роскосмос готовит к выпуску аппарат, который можно условно назвать мотоциклом для космонавтов. В отличие от Илона Маска, отправившего в космическое пространство автомобиль Tesla, не способный перемещаться в вакууме, космический мотоцикл от Роскосмоса создается именно для решения задачи быстрого перемещения космонавтов вокруг космической станции.
Спойлер

Аппарат довольно сильно отличается от привычных, земных мотоциклов. Во-первых, у него нет колес — не нужны они в космосе. Пилот-космонавт сидит в специальном летательном аппарате, который крепится на поясе. Разработка призвана облегчить работу космонавтов в открытом космосе.

Первые прообразы дизайна подобной техники появились еще в 1960-х годах, в самый разгар холодной войны. Но проект был отложен. К нему вернулись в 1980-е годы. Тогда устройство, получившее название Maneman Maneuvering Unit (MMU) стало еще меньше похоже на мотоцикл — скорее, оно напоминало огромный ранец, надевавшийся на космонавта. Новое устройство несколько раз протестировали в открытом космосе, но в серию оно так и не пошло.
[свернуть]
И вот буквально на этой неделе в Роскосмосе заявили, что космический мотоцикл все же будет создан. И усовершенствован. Над дизайном сейчас работают специалисты.

Иван Моисеев

Цитироватьpnetmon пишет:
Роскосмос создает космический мотоцикл
Шо! Опять?
 
im

АниКей

ЦитироватьИзвестный российский блогер, популиризатор космонавтики Виталий Егоров в эфире ITON.TV отвечает на вопросы об успешном запуске бизнесменом Илоном Маском ракеты Falcon Heavy в направление Марса, а также анализирует причины, по которым Россия потеряла лидирующие позиции в космонавтике.Ведущий программы Александр Вальдман.

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

Старый

ЦитироватьИван Моисеев пишет:
Цитироватьpnetmon пишет:
Роскосмос создает космический мотоцикл
Шо! Опять?
Правительство Роскосмосу зимой в лесу:
-Ты это, есть хочешь? 
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

triage

Пока от ДОРа, главного по космосу, ничего по Прогрессу интересно и раннее
ЦитироватьДмитрий Рогозин‏Подлинная учетная запись @Rogozin 9 февр.
Не каждый посол стран ЕС долетит до Дома @Pravitelstvo_RF ). Посол Франции @SylvieBermann оказалась прекрасной собеседницей. Обсудили партнёрство в области высоких технологий, прежде всего аэрокосмических. Нашим великим странам нужно дружить и сотрудничать.

АниКей

ЦитироватьДмитрий Медведев подписал постановление о создание в Железногорске ТОСЭР
...Горно-химический комбинат (предприятие Государственной корпорации «Росатом», дивизион ЗСЖЦ), но и крупнейшее предприятие Роскосмоса – ИСС им. М.Ф. Решетнева.
ЦитироватьЖелезногорск получил статус территории опережающего развития
Рассчитываем, что дополнительные возможности позволят сконцентрировать усилия предприятий "Росатома" и "Роскосмоса" на дальнейшем развитии своего производства в...
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

Цитироватьtass.ru Источник: ряд предприятий могут проверить из-за двух сорванных запусков «Прогрессов»
 
МОСКВА, 12 февраля. /ТАСС/. Роскосмос может провести проверку на ряде предприятий из-за срывов запусков космических грузовых кораблей "Прогресс МС-07" и "Прогресс МС-08" 12 октября 2017 года и 11 февраля 2018 года соответственно.
Об этом ТАСС сообщил в понедельник источник в ракетно-космической отрасли.
В Роскосмосе не комментируют эту информацию.
Спойлер
В воскресенье, 11 февраля, при запуске с космодрома Байконур "Союза-2.1а" с 2,5 тонны различных грузов, в том числе топливом, водой, научным оборудованием и продуктами для экипажа МКС, поступила команда на автоматическое выключение двигателей, в результате чего он был отменен. Старт ракеты-носителя с транспортным грузовым кораблем "Прогресс МС-08" перенесен на резервную дату - 13 февраля.
Как сообщал другой источник в ракетно-космической отрасли, предполагалось, что корабль впервые доберется до станции по двухвитковой схеме - всего за 3,5 часа.
Изначально первым по двухвитковой схеме к МКС должен был добраться "Прогресс МС-07" в октябре 2017 года, однако тогда старт также был отменен автоматикой старта. Пуск перенесли на резервную дату, и он был выполнен по классической двухсуточной схеме.
[свернуть]
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!


АниКей

Цитироватьaex.ru Суд подтвердил отказ Роскосмосу во взыскании с ЦЭНКИ 612 млн руб. неустойки
 12 февраля 2018 г., AEX.RU –  Арбитражный суд Московского округа в понедельник подтвердил решение судов нижестоящих инстанций, отказавших госкорпорации "Роскосмос" в иске о взыскании с ФГУП "Центр эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры" (ЦЭНКИ) 612 млн рублей неустойки за нарушение срока исполнения обязательства по госконтракту от 22 августа 2012 года. Об этом пишет Интерфакс-АВН.
         Как отмечается в информации на сайте суда, суд отклонил кассацию госкорпорации.
Спойлер

         Ранее сообщалось, что Арбитражный суд Москвы 28 июня 2017 года отказал госкорпорации "Роскосмос" в иске о взыскании с ФГУП "ЦЭНКИ" 612 млн рублей неустойки за нарушение срока исполнения обязательства по госконтракту от 22 августа 2012 года. 
         Девятый арбитражный апелляционный суд в сентябре оставил решение в силе.
         Как следует из документов, Федеральное космическое агентство, правопреемником которого является "Роскосмос" (заказчик), и ФГУП "ЦЭНКИ" (исполнитель) 22 августа 2012 года заключили госконтракт на выполнение работ по обеспечению подготовки и запусков космических аппаратов "Экспресс-АМ5" и "Экспресс-АМ6".
         Срок окончания работ - 25 ноября 2013 года, цена контракта - 603 млн рублей.
         "Роскосмос" указал, что в установленный срок обязательства по государственному контракту ЦЭНКИ не выполнило. Акт сдачи-приемки выполненных работ поступил заказчику 16 июня 2014 года.
         Таким образом, считает "Роскосмос", просрочка исполнения обязательства составляет 203 дня (с 26 ноября 2013 года по 16 июня 2014 года), а неустойка за просрочку исполнения обязательств - 612 млн рублей.
         Однако суд выяснил, что приказом Федерального космического агентства от 13 декабря 2013 года запуск космического аппарата "Экспресс-АМ5" неоднократно переносился (весна, лето, осень 2013 года), последний срок заказчиком был назначен на 26 декабря 2013 года.
         "В соответствии со ст. 405 ГК РФ должник не считается просрочившим обязательство, пока обязательство не может быть исполнено вследствие просрочки кредитора", - говорится в решении суда.
         Суд установил, что выполнение работ в установленные сроки было объективно невозможно в связи с установлением ГК "Роскосмос" даты запуска космического аппарата за их пределами.
         При этом отмечается, что ГК "Роскосмос" не имеет замечаний по качеству выполненных работ и срокам их выполнения.
         В январе 2017 года пресс-служба ЦЭНКИ сообщила, что Роскосмос определил ЦЭНКИ генеральным подрядчиком по строительству ряда объектов космодрома Восточный. ЦЭНКИ будет достраивать стартовый и технический комплексы, а также водозаборные сооружения для обеспечения пусков с космодрома "Восточный" в 2017 году.
[свернуть]
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

Старый

ЦитироватьАниКей пишет:
Цитироватьtass.ru Источник: ряд предприятий могут проверить из-за двух сорванных запусков «Прогрессов»
 
МОСКВА, 12 февраля. /ТАСС/. Роскосмос может провести проверку на ряде предприятий из-за срывов запусков космических грузовых кораблей "Прогресс МС-07" и "Прогресс МС-08" 12 октября 2017 года и 11 февраля 2018 года соответственно.
Об этом ТАСС сообщил в понедельник источник в ракетно-космической отрасли.
Пусть не спешат. Может ещё прийдётся проверять не комиссии Роскосмоса а правительственной комиссии.
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

АниКей

Цитироватьiz.ru S7 готова взять в концессию российский сегмент МКС
Гендиректор компании «S7 космические транспортные системы» Сергей Сопов рассказал о будущем проекта «Морской старт» и создании орбитального космодрома
Дмитрий Струговец
Администрация президента США Дональда Трампа объявила о намерении приватизировать свою часть Международной космической станции: после 2024 года финансирование МКС по линии NASA планируется остановить и передать американский сегмент станции в частные руки. Идею коммерческого использования МКС рассматривают и в России. О планах создания орбитального космодрома и о желании взять российский сегмент МКС в концессию в интервью «Известиям» рассказал генеральный директор компании «S7 космические транспортные системы» Сергей Сопов.
Спойлер
— Состоявшийся в конце декабря старт ракеты «Зенит» стал первым, где вы выступили как оператор. В чем заключалась работа специалистов S7?
— Наше участие в проекте запуска космического аппарата Angosat-1 определялось необходимостью использования для этого носителя «Зенит». Такая же ракета используется на космодроме «Морской старт». В нашей команде работают специалисты по проведению стартов «Зенита», поэтому нам предложили взять на себя часть функций в этом проекте. За год мы получили опыт организации пусковых услуг, наработали деловые связи со всеми предприятиями, которые участвуют в кооперации по этим носителям.
­— Известно, что сначала с ангольским спутником не удавалось установить связь, затем его не смогли удержать в нужной точке стояния. Вы принимаете участие в работах с Angosat, в комиссии по расследованию случившегося?
— Мы не имеем отношения к аппарату. Мы лишь выполнили задачу по выведению спутника на целевую орбиту.
 — Закрыта ли уже сделка по приобретению «Морского старта»?
— ‎Мы получили принципиальное решение от регулирующих органов США на покупку имущественного комплекса проекта «Морской старт». В частности, получено разрешение от Госдепартамента США. Рассчитываем, что сделка будет закрыта в конце I — начале II квартала 2018 года.
— Сколько уже вложено в проект и какие инвестиции еще потребуются?
— Общая сумма инвестиций в приобретение космодрома «Морской старт», включая вывод его из консервации, составляет около $150 млн. Вопрос о привлечении каких-либо дополнительных средств пока не обсуждается.
— ‎Когда состоится первый старт «Зенита» по возобновленной программе «Морского старта»?
— ‎На первый запуск с морской платформы мы намерены выйти в конце 2019 года. Полезная нагрузка еще не определена, ведутся переговоры с потенциальными заказчиками. Сама ракета находится в высокой степени заводской готовности. Работы были начаты еще в прежние годы. Кроме того, на «Южмаше» в производстве находится еще один носитель. Он также может быть собран в кратчайшие сроки. Всего же мы заказали у «Южмаша» производство 12 «Зенитов».
— В этих ракетах всегда имелось большое количество российских комплектующих. Отечественные предприятия продолжат их производить?
— Естественно. Без участия предприятий российской ракетно-космической отрасли изготовить «Зенит» невозможно. В состав данного носителя входят полностью изготавливаемый в России двигатель первой ступени РД-171, камера сгорания второй ступени, система управления и многие другие компоненты. Всего в кооперации задействовано около 150 отечественных предприятий. Их доля в стоимостном выражении от себестоимости ракеты составляет 80%. Выполнение контракта на 12 «Зенитов» принесет российским предприятиям полмиллиарда долларов.
Помимо того, учитывая высокую унификацию ракет «Зенит» и «Союз-5», участие отечественных предприятий в возобновлении проекта «Морской старт» обеспечит их стабильной загрузкой и позволит плавно выйти на производство новых ракет среднего класса.
С политической точки зрения «Морской старт» также важен как один из немногих уцелевших «мостиков» между Россией и США. И, что особенно ценно, что он сохранился в такой высокотехнологичной сфере, как ракетно-космическая техника и пусковые услуги.
 — Собирать ракету будут в Америке?
— Да, «Южмаш» поставляет в Соединенные Штаты первые две ступени «Зенита», там же произойдет окончательная сборка. Так предусмотрено межгосударственным соглашением США и России. И на это есть соответствующие лицензии от госорганов Соединенных Штатов.
—‎ На сколько лет хватит заказанного количества ракет?
— ‎Нами сформирована пусковая программа до 2023 года включительно. Для выхода проекта на самоокупаемость необходимо проводить по 3–4 старта в год. Заказанных «Зенитов» нам должно хватить до момента создания ракеты «Союз-5», то есть до конца 2022 года.
— Судя по показанной вами на конференции «Космос как бизнес» презентации, внешний вид ракеты, которую вы желаете получить, отличается от того, что разрабатывает РКК «Энергия». Вас действительно не устраивает «Союз-5»?
— Перед тем как приобрести «Морской старт», мы тщательно проанализировали рынок пусковых услуг и перспективы его развития. ‎Сформировано видение того, как должна выглядеть перспективная коммерчески успешная ракета среднего класса. Мы исходим из того, что уже представлено и может появиться на рынке пусковых услуг в ближайшие годы. Все видят успехи компании SpaceX с ее Falcon 9. Blue Origin также экспериментирует с возвращаемой ступенью. Конкурентоспособная ракета должна быть двухступенчатой, дешевой в производстве и обслуживании, с многоразовой первой ступенью. Если многоразовость не обеспечивается, ракета должна быть еще дешевле, чтобы конкурировать по цене с таким носителем. В теории известно, что эффективность многоразовой системы начинается с шести стартов в год. Если запусков меньше, то целесообразнее использовать дешевую одноразовую ракету.
В идеале необходимо семейство унифицированных ракет с разными первыми ступенями. Для пилотируемых проектов — одноразовый носитель с надежными двигателями. Для запуска космических аппаратов — вариант с многоразовой ступенью подешевле и одноразовый — дороже, но с большей грузоподъемностью.
Пока же нам предлагают трехступенчатый и дорогой носитель. «Союз-5» — это, по сути, подросшая и потолстевшая ракета «Зенит». Это замечательный носитель с прекрасными техническими характеристиками, но повторять его на новом техническом уровне, к тому же к 2022 году, когда наши конкуренты уйдут еще дальше, выглядит не самым оптимальным решением. Совместно с РКК «Энергия» и другими предприятиями отрасли мы рассматриваем различные варианты снижения стоимости и повышения конкурентоспособности новой ракеты.
— То есть когда владелец группы компаний S7 Владислав Филев объявил о планах закупки 50 носителей и опционе еще на 35, он имел в виду не «Союз-5», а ваш вариант ракеты?
— Технические возможности «Морского старта» позволяют эксплуатировать его до 2045–2050 года. Мы готовы сразу сделать крупный заказ, но должны быть уверены, что это будет та ракета, которая способна приносить прибыль, а не убытки.
 — Расскажите об «орбитальном космодроме», который вы предлагаете построить «Роскосмосу». Что это?
‎«Роскосмос», NASA и другие космические агентства планируют создать на окололунной орбите посещаемую станцию. Соответственно средств на эксплуатацию сразу двух станций — МКС и у Луны — не хватит ни у России, ни у США. В этой связи все государства — участники проекта МКС заинтересованы в привлечении частных компаний к работе на низкой околоземной орбите. Мы готовы сотрудничать с «Роскосмосом» в этом вопросе. Для нас российский сегмент МКС представляет интерес как научная и промышленная площадка, где можно наладить уникальные производства, сборку космических аппаратов,​ организовать «хаб» для дальнейшей экспансии — освоения Луны и Марса.
При наличии на околоземной орбите космической инфраструктуры нет необходимости создавать сверхдорогие сверхтяжелые ракеты, чтобы запускать межпланетные корабли и зонды. Их сборку из более мелких модулей можно проводить прямо на МКС или рядом с ней. А экипажи сначала доставлять на станцию и оттуда перевозить на корабль, который летит, допустим, к Луне. Во-первых, это окажется экономичнее. Можно использовать имеющуюся ракетно-космическую технику. Во-вторых, безопаснее. Шанс потерять всё из-за аварии меньше при запуске элементов конструкции по частям.
— ‎Получается, что вы хотите стать оператором российского сегмента МКС?
— ‎Да, мы намерены выйти к «Роскосмосу» с предложением сдать российскую часть станции нам в концессию.
— ‎Когда это может произойти?
— ‎После восстановления пусковой деятельности проекта «Морской старт», то есть в 2022–2024 годах. Сейчас речь идет о возможном сворачивании работы МКС в 2024 году, и мы предлагаем один из возможных путей дальнейшего использования станции — как альтернативу затоплению.
— ‎При этом МКС вы предлагаете использовать как перевалочную базу перед полетом в дальний космос?
— Да, именно это и закладывается в понятие «орбитальный космодром». Он должен стать стартовой площадкой для полетов в дальний космос. Расположение МКС на низкой околоземной орбите делает ее уникальной для этих целей. Здесь можно проводить сборку, заправку, техобслуживание космических аппаратов и кораблей. Доставку грузов к Луне и Марсу также проще осуществлять отсюда — с помощью буксира с ядерной энергодвигательной установкой (ЯЭРДУ) мегаваттного класса. Опыт создания подобных систем есть только у нашей страны. Транспортный модуль сможет медленно, но без серьезных затрат топлива и в нужный срок доставить груз к Луне и Марсу. Если для пилотируемых кораблей главное — надежность, комфорт и скорость полета, то грузы нужно доставлять просто вовремя, тогда, когда они необходимы. Но для обслуживания буксиров необходима пилотируемая орбитальная база. Орбитальный космодром и буксир не имеют смысла друг без друга. В этом и заключается наше представление о своем бизнесе как о первой космической транспортной компании мира: наличие дешевого и надежного носителя с запусками с экватора по программе «Морской старт», а также с Байконура по программе «Наземный старт», наличие инфраструктуры на низкой околоземной орбите в виде МКС плюс транспортные средства для межорбитальных и межпланетных перевозок с ЯЭРДУ.
— ‎Современное международное право запрещает использование ядерных систем на низкой околоземной орбите.
— Да, именно поэтому мы предлагаем в перспективе увеличить высоту полета МКС до 600 км. Это минимальная высота использования ЯЭРДУ, но при этом сама станция остается еще внутри магнитосферы Земли, защищающей экипаж от радиации.
— Соответственно вам понадобятся свои пилоты и инженеры?
— Да, это следующий шаг. Мы думали об этом. Сегодня подготовка космонавтов — прерогатива государства. На наш взгляд, это уже не соответствует требованиям времени. Должен быть свой отряд космонавтов-испытателей у РКК «Энергия», как это было при Сергее Королеве. Собственные отряды должны быть у других операторов космической техники. Центр подготовки космонавтов должен иметь функции их обучения и сертификации. Пока, правда, этот вопрос не является критическим для нас. В первую очередь мы должны возобновить пуски по программе «Морской старт».
[свернуть]
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!