Перспективы системы ГЛОНАСС

Автор Gradient, 28.02.2005 02:26:43

« назад - далее »

0 Пользователи и 3 гостей просматривают эту тему.

Виктор Кондрашов

ЦитироватьАниКей пишет:
ЦитироватьРоссийские автомобили оборудуют «черными ящиками»
Устройства запишут всю информацию о поездках и сообщат в ГАИ о нарушениях правил дорожного движения       
 
             
Читайте далее: http://izvestia.ru/news/636478#ixzz4MHd87OeQ
 
И появится на сервисах, занимающихся автозвуком и прочей электроникой, новая услуга - "демонтировать антенну спутниковой навигации".  :D

тавот

ЦитироватьСтарый пишет:
Цитироватьи передавать параметры движения транспортных средств по сигналам ГЛОНАСС.
Слежение через Глонасс живёт и побеждает!  :)
Ставится элементарный джаммер (глушитель спутникового сигнала ) за несколько тысяч рублей - и нет никакой ГЛОНАСС слежки.
Three, two, one, ignition, and liftoff !

Охотник утки, пьющий водки !

Это ещё не сверхтяж, но уже и не супертяж.© Д.О.Р.

Project 2501

ЦитироватьВиктор Кондрашов пишет:
И появится на сервисах, занимающихся автозвуком и прочей электроникой, новая услуга - "демонтировать антенну спутниковой навигации".  :D
Элементарно лечится административными методами. Не работает навигация? Красный огонек на панели не заметил? Твои проблемы, виновен.

Цитироватьтавот пишет:
Ставится элементарный джаммер (глушитель спутникового сигнала ) за несколько тысяч рублей - и нет никакой ГЛОНАСС слежки.
А за создание помех другим участникам дорожного движения и глушение системы двойного назначения могут сразу уголовку впаять. И правильно сделают.

Вы тут плоско шутите, а в местечковых автопарках давно эта проблема решена, все кто хотел уже давно нагнули недобросовестных водятлов.

тавот

Х
ЦитироватьProject 2501 пишет:
А за создание помех другим участникам дорожного движения и глушение системы двойного назначения могут сразу уголовку впаять. И правильно сделают.

Вы тут плоско шутите, а в местечковых автопарках давно эта проблема решена, все кто хотел уже давно нагнули недобросовестных водятлов.
Хорошо, что бодливой корове Бог рогов не дал .  Прецеденты подобных уголовных дел не подскажете ?
Или так, лишь бы лужу меркаптаном газировать ?
Three, two, one, ignition, and liftoff !

Охотник утки, пьющий водки !

Это ещё не сверхтяж, но уже и не супертяж.© Д.О.Р.

АниКей

#9704
ЦитироватьИТ-бизнес
 Статья опубликована в № 4177 от 07.10.2016 под заголовком:
Проследит за всем, что движется
 «Ростелеком» проконтролирует полеты дронов
 Но система может пригодиться и для мониторинга движения автомобилей
 07 октября 00:29

 
 В России создается система контроля за полетами беспилотников. Система сможет следить и за передвижениями автомобилей
 Е. Разумный / Ведомости
 
 
«Ростелеком» – подрядчик компании «Российские космические системы», которая в ноябре 2015 г. выиграла конкурс «Роскосмоса» на создание инфраструктуры Федерального сетевого оператора (ФСО), на чем должна заработать 723 млн руб., следует из материалов сайта госзакупок. Сейчас «Ростелеком» создает опытный образец инфраструктуры, которая будет контролировать движение транспорта, прежде всего дронов, и готов, по данным с сайта госзакупок, потратить на субподрядчиков около 100 млн руб.
Рублевые бонды «Ростелекома» оказались очень популярны среди инвесторов
 
 Но, похоже, единый оператор будет собирать информацию и об автомобилях. По техническому заданию инфраструктура нужна для предоставления навигационных услуг широкому кругу потребителей. В другом документе – с дополнениями к техническому заданию – говорится, что оператор должен работать с системой «ЭРА-Глонасс», экстренного реагирования при автомобильных авариях. Войти в «ЭРА-Глонасс» может любой автомобиль, если на нем установлен модуль, который автоматически определяет и передает точные координаты, время и степень тяжести аварии; после проверки эта информация поступает в экстренные оперативные службы (систему 112 или дежурные части МВД).
 Представительница «Ростелекома» сообщила, что новая инфраструктура обеспечит наблюдение за транспортом и беспилотными аппаратами (включая летательные), наземным и водным пилотируемым и беспилотным транспортом, железнодорожным транспортом. Но представительница «Глонасса» Ирина Лобкова возразила, что сейчас задача мониторить автомобили при создании инфраструктуры ФСО не рассматривается. Присутствие «ЭРА-Глонасса» в техническом задании она объяснить не смогла...
...
...
 http://www.vedomosti.ru/technology/articles/2016/10/07/659969-rostelekom-dronov


А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

Цитироватьтавот пишет:
и нет никакой ГЛОНАСС
а где-то и глонасс не нужен  ;)

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

Виктор Кондрашов

ЦитироватьProject 2501 пишет:
ЦитироватьВиктор Кондрашов пишет:
И появится на сервисах, занимающихся автозвуком и прочей электроникой, новая услуга - "демонтировать антенну спутниковой навигации".  :D
Элементарно лечится административными методами. Не работает навигация? Красный огонек на панели не заметил? Твои проблемы, виновен.
...
Не придумывайте. Никак это в обозримом будущем не лечится. Или вы будете двигатель при отсутствии ГЛОНАСС-сигнала глушить? Ну, так попробуйте из подземного гаража выехать. А после того, как в результате "незлоумышленного" пропадания сигнала пара серьезных ДТП случится, эти ваши административные методы можно будет засунуть where the sun never shineth.  8)

opinion

ЦитироватьАниКей пишет:
Цитироватьтавот пишет:
и нет никакой ГЛОНАСС
а где-то и глонасс не нужен  ;)  
 

Это даже не первый класс, так, группа приготовишек. Посмотрите, чего можно добиться, если даже пешеходов оснастить ГЛОНАСС:

There are four lights

Старый

Цитироватьopinion пишет:
ЦитироватьАниКей пишет: 
а где-то и глонасс не нужен  ;)  
 

Это даже не первый класс, так, группа приготовишек. Посмотрите, чего можно добиться, если даже пешеходов оснастить ГЛОНАСС:

 
И никаких пробок! 
 Увидев это спутниковая группировка утопилась. :)
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

тавот

Цитироватьopinion пишет:
ЦитироватьАниКей пишет:
Цитироватьтавот пишет:
и нет никакой ГЛОНАСС
а где-то и глонасс не нужен  ;)  
 

Это даже не первый класс, так, группа приготовишек. Посмотрите, чего можно добиться, если даже пешеходов оснастить ГЛОНАСС:

 
Да потому что там, в отличие от России -матушки, на дороге никто не быкует: У тебя тачка за пятьсот косарей, а у меня за пять лимонов и номера блатные - кули ты меня не пропускаешь?
Three, two, one, ignition, and liftoff !

Охотник утки, пьющий водки !

Это ещё не сверхтяж, но уже и не супертяж.© Д.О.Р.

napalm

Куда там России до индийских высот  :!:

АниКей


       Минпромторг не получит контроль над АО «ГЛОНАСС»    
Компанию решено оставить под патронажем Министерства транспорта
    
             
Спойлер
Минпромторг не получит контроль над АО «ГЛОНАСС»                                   
 
Компанию решено оставить под патронажем Министерства транспорта
Государственное АО «ГЛОНАСС» не будет передано в ведение Минпромторга, а останется под патронажем Министерства транспорта РФ. Такое решение было принято на совещании у вице-премьера Дмитрия Рогозина 27 сентября. Причина — Минпромторг вовремя не смог согласовать с Минфином схему финансирования АО «ГЛОНАСС».
Решение не передавать АО «ГЛОНАСС» в ведение Минпромторга отражено в протоколе совещания у Дмитрия Рогозина.
«Признать нецелесообразной дальнейшую подготовку проекта акта правительства РФ по определению Минпромторга России в качестве федерального органа исполнительной власти, ответственного за эксплуатацию, модернизацию и развитие системы «ЭРА-ГЛОНАСС» и выработку предложений по осуществлению прав акционера АО «ГЛОНАСС», — говорится в документе. — Минтрансу России в суточный срок представить предложения по обеспечению финансирования мероприятий, связанных с функционированием, внедрением и развитием системы «ЭРА-ГЛОНАСС» в 2017–2019 годах».
В Минпромторге не смогли оперативно прокомментировать ситуацию.
В Минтрансе заверили, что выполнят распоряжение изыскать средства на содержание компании и системы «ЭРА-ГЛОНАСС» — деньги придется снять с других направлений, так как проект федерального бюджета на следующий год не предусматривает соответствующих затрат.
АО «ГЛОНАСС» обслуживает систему экстренного реагирования при авариях «ЭРА-ГЛОНАСС», работающую с начала прошлого года. С начала 2020 года терминалы ЭРА будут обязательными для всех новых автомобилей, выпускаемых в обращение на территории стран Таможенного союза.
Решение о передаче АО «ГЛОНАСС» в ведение Минпромторга было принято в ноябре 2015 года по результатам межведомственного совещания  у Дмитрия Рогозина. Основанием для принятия такого решения стали перспективы развития самой компании, предметно связанные со сферой Минпромторга, который занимается как автомобилестроением, так и приборостроением. Один из членов совета директоров АО «ГЛОНАСС» на условиях анонимности пояснил «Известиям», что сам глава Минтранса Максим Соколов выступал за передачу АО «ГЛОНАСС» в ведение Минпромторга.
— По сути, Минтранс деятельность АО «ГЛОНАСС» не контролирует — глава компании назначается правительством, контрольный пакет акций вскоре должен достаться «Ростеху» и в такой конфигурации единственной реализуемой функцией Минтранса в отношении АО «ГЛОНАСС» остается поиск денег, — говорит собеседник «Известий». — Понятно, почему такая роль Соколова не устраивала. Но и в Минпромторге не были в восторге от перспектив кураторства АО «ГЛОНАСС», потому что в своем нынешнем виде это скорее нагрузка, чем обретение каких-либо дополнительных возможностей. Именно поэтому в Минпромторге не спешили согласовывать с Минфином вопросы финансирования компании и в результате так и не смогли этого сделать.
Перспективы АО «ГЛОНАСС» оказались неопределенными после того, как дата обязательного оснащения всех новых авто терминалами «ЭРА-ГЛОНАСС» была сдвинута с 2017 на 2020 год. В сентябре 2015 года совет директоров АО «ГЛОНАСС» утвердил концепцию стратегии развития компании, в соответствии с которой АО собирается стать коммерческим оператором телематических сервисов и уже с 2019 года самостоятельно зарабатывать на жизнь, не получая денег из бюджета (сейчас содержание «ЭРА-ГЛОНАСС» полностью финансирует государство). Но эти планы основывались на предположении, что устройства станут обязательными (читай, массовыми) уже в 2017 году. С этими вводными в Высшей школе экономики был заказан бизнес-план развития компании. Теперь вся концепция под сомнением, потому что никто не сможет сказать, сколько авто с «ЭРА-ГЛОНАСС» на борту будут ездить по дорогам России в 2017, 2018, 2019 годах. Парк таких машин, безусловно, будет расти, поскольку некоторые производители, среди которых Mercedes и Bentley, уже оснастили некоторые модели устройствами «ЭРА-ГЛОНАСС». Но в любом случае обязательное оснащение всех авто и добровольная комплектация отдельных моделей — это две совершенно разные ситуации.
В АО «ГЛОНАСС» считают обоснованным сохранение за Минтрансом статуса курирующего федерального органа исполнительной власти.
— В настоящее время более 80% применений навигационных технологий находится в сфере транспорта, — заявили «Известиям» в АО «ГЛОНАСС». — Перед нами поставлена задача создания новых технологий гражданского назначения с использованием технологий ГЛОНАСС, расширение количества услуг, предоставляемых с использованием системы, повышение их качества. Решение указанных задач напрямую связано со сферой транспорта. Для достижения поставленных целей необходимо совершенствование нормативно-правовой базы, разработка которой находится в ведении Минтранса.
Иван Чеберко
    Известия , (11.10.2016)
[свернуть]
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!


triage

Цитироватьhttp://tass.ru/kosmos/3698706

РФ планирует в 2017 году потратить на космическую программу более 170 млрд руб.

Космос 12 октября, 15:19

МОСКВА, 12 октября. /ТАСС/. Проект бюджета России на 2017 год предполагает выделение на космическую деятельность около 173,24 млрд руб., говорится в приложении к законопроекту "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов", размещенном на федеральном портале проектов нормативных правовых актов.

В частности, на реализацию Федеральной космической программы планируется выделить 92,46 млрд руб.
Спойлер
, а на целевую программу развития космодромов - чуть более 21 млрд. На поддержание потенциала космодрома Байконур из бюджета предлагается выделить более 1,2 млрд руб.
[свернуть]
Кроме того, около 38,33 млрд руб. предполагается направить на целевую программу "Поддержание, развитие и использование системы ГЛОНАСС на 2012-2020 годы".
Спойлер

Из документа следует, что на создание транспортно- энергетического модуля с ядерной двигательной установкой мегаваттного класса из бюджета планируется потратить более 2,2 млрд руб. Еще 1,95 млрд предполагается израсходовать на "выполнение функций по обеспечению отбора и подготовки" космонавтов, говорится в проекте.

На страхование рисков и ответственности при запусках и летных испытаниях космических аппаратов проектом бюджета предусмотрено выделение 622,33 млн руб., а субсидии госкорпорации "Роскосмос" составят 314,87 млн.
[свернуть]

ZOOR

Я зуб даю за то что в первом пуске Ангары с Восточного полетит ГВМ Пингвина. © Старый
Если болит сердце за народные деньги - можно пойти в депутаты. © Neru - Старому

Salo

https://ria.ru/science/20161015/1479298906.html
Цитировать"Роскосмос" и Индия договорились о взаимном размещении спутниковых станций
12:48 15.10.2016

© Фото: АО "Российские космические системы"

МОСКВА, 15 окт — РИА Новости. "Роскосмос" договорился с Индией о взаимном размещении станций системы ГЛОНАСС и станций индийской спутниковой группировки NavIC, говорится в заявлении российской госкорпорации.
"Подписан меморандум о взаимопонимании между госкорпорацией "Роскосмос" и Индийской организацией космических исследований. Россия и Индия планируют взаимное размещение наземных станций сбора измерений российской глобальной спутниковой навигационной системы ГЛОНАСС и индийской спутниковой группировки NavIC", — говорится в сообщении.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Прол

ЦитироватьZOOR пишет:
Вот это действительно ПЕРСПЕКТИВА

ГЛОНАСС под водой, под землей и на Луне.

 Комплексные исследования и научно-техническое обоснование использования перспективных технологий в системе ГЛОНАСС (Шифр: НИР «Вызов»)

И даже дешевле 2-х лярдов на 4 года
Зарплата 150-200 человек на 4 года. Основательный может получиться результат. А может - и нет.

opinion

ЦитироватьZOOR пишет:
Вот это действительно ПЕРСПЕКТИВА

ГЛОНАСС под водой, под землей и на Луне.

 Комплексные исследования и научно-техническое обоснование использования перспективных технологий в системе ГЛОНАСС (Шифр: НИР «Вызов»)

И даже дешевле 2-х лярдов на 4 года
"Приклад к обоснованию цены"? Это типа военный термин? Или экономический?
There are four lights

ZOOR

#9718
ЦитироватьСаратовская область: как следить за автобусами без аппаратуры ГЛОНАСС

Саратов, 17 Октября 2016, 14:15 — REGNUM В Балашове отсутствует контроль за движением пассажирских автобусов, а диспетчеры не имеют возможности в реальном времени обеспечить надлежащую координацию автобусов, сообщили ИА REGNUM в пресс-службе прокуратуры Саратовской области.

Согласно требованиям законодательства в данной сфере, оснащение транспортных средств аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS направлено на комплексное решение задач в области обеспечения безопасности движения транспортных средств и транспортной безопасности (создание систем слежения за перевозками контейнеров и опасных грузов, решение задач обеспечения безопасности дорожного движения), а также для своевременного обнаружения аварийных и чрезвычайных ситуаций (создание единой службы экстренного оперативного вызова) и эффективной ликвидации их последствий, поясняют в ведомстве.

В ходе прокурорской проверки установлено, что диспетчерский пункт в Балашове, с которого осуществляется контроль за движением автобусов, не оборудован компьютерами, а также иными техническими средствами, позволяющими с помощью GPS-мониторинга ГЛОНАСС в реальном времени обеспечить надлежащую координацию автобусов с целью осуществления диспетчером своих должностных обязанностей.

В целях устранения нарушений закона прокурором города в адрес и.о. главы Балашовского муниципального района внесено соответствующее представление.
Подробности: https://regnum.ru/news/economy/2193543.html Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА REGNUM.


Бедный ИО главы. Если прокурор ему представил организовать GPS-мониторинг с помощью ГЛОНАСС - можно сразу повеситься  :)
Я зуб даю за то что в первом пуске Ангары с Восточного полетит ГВМ Пингвина. © Старый
Если болит сердце за народные деньги - можно пойти в депутаты. © Neru - Старому

ZOOR

ЦитироватьProject 2501 пишет:
ЦитироватьВиктор Кондрашов пишет:
И появится на сервисах, занимающихся автозвуком и прочей электроникой, новая услуга - "демонтировать антенну спутниковой навигации".  :D
Элементарно лечится административными методами. Не работает навигация? Красный огонек на панели не заметил? Твои проблемы, виновен.
Цитироватьтавот пишет:
Ставится элементарный джаммер (глушитель спутникового сигнала ) за несколько тысяч рублей - и нет никакой ГЛОНАСС слежки.
А за создание помех другим участникам дорожного движения и глушение системы двойного назначения могут сразу уголовку впаять. И правильно сделают.

Вы тут плоско шутите, а в местечковых автопарках давно эта проблема решена, все кто хотел уже давно нагнули недобросовестных водятлов.

Вот пример как нагибают
ЦитироватьКак мошенничество привело к опрокидыванию бетономешалки?
....
Ситуация
В компании М опрокинулся бетоновоз, были понесены прямые и косвенные убытки. Служба безопасности компании начала расследование инцидента. Так как автомобили компании оснащены системой спутникового мониторинга, то в первую очередь были проверены GPS треки бетономешалки и сверены фактические и плановые маршруты. Они совпадали, трек был записан постоянно и без пропусков, но бетономешалка опрокинулась в стороне от маршрута! Как она там оказалась, если она шла строго по маршруту и не отклонялась от него? А если отклонялась, то почему система GPS/ГЛОНАСС мониторинга этого не зафиксировала? Руководство компании обратилось в компанию АЙТОБ с просьбой помочь разобраться в ситуации.
После внимательного изучения GPS треков специалистами компании была найдена зацепка, которая после внимательного изучения фотографий места ДТП подтвердилась.

Водитель миксера загрузившись товарным бетоном выезжал на запланированный маршрут, там он останавливался в заранее оговоренном месте, где сообщники быстро переподключали систему GPS ГЛОНАСС мониторинга на другой автомобиль, и он быстро уходил с маршрута, для того чтобы продать часть товарного бетона и разбавить его водой (подробней о схеме мошенничества читайте в этой статье). Второй автомобиль в это время не спеша двигался по установленному маршруту, который чётко фиксировала система слежения. В следующей, заранее оговоренной точке, телематический блок возвращали на место, и бетономешалка приезжала к клиенту.

Схема мошенничества
Если бы не происшедшее ДТП, с участием миксера, то данная схема могла бы работать очень долгое время, так как диспетчер не фиксировал длительных стоянок, отклонений от маршрута и наступления других событий, на которые он обязан реагировать. Так как у диспетчера под наблюдением одновременно находятся десятки автомобилей, внимательно разглядывать поступающие телематические данные от каждого из них ему было некогда. Зная регламент работы диспетчеров, мошенники быстро меняли GPS ГЛОНАСС трекер, не создавая никаких событий, а значит поводов обратить на них внимание тоже не было.

Вывод эксперта
Эксперт GPS ГЛОНАСС рынка Коломенский Александр:
- Признаюсь, с такой грамотной схемой мы столкнулись впервые. Надо отметить, что с каждым днём схемы мошенничества и воровства становятся всё более изощренными и всё сложнее их становится зафиксировать и доказать умысел. Если лет пять-семь назад знаний водителей, подчерпнутых чаще всего из Интернета и при общении между собой, хватало лишь на вывод навигационно-связных приборов или их компонентов из строя методом вандализма – впрыскиванием кислоты, поливанием кипятком, ударами и обрывами проводов, а самые продвинутые из них оборачивали антенны фольгой, то в последние несколько лет всё чаще используются высокотехнологичные устройства создания помех на определённой частоте, так называемые "глушилки". Они создают устойчивые помехи на частотах работы GPS и ГЛОНАСС, а также GSM связи и машина "пропадает" из системы слежения на необходимое время. Отследить такие действия достаточно сложно, а доказать умысел водителя еще сложнее!

Современные открытые системы спутникового наблюдения, такие как «1С:Центр спутникового мониторинга ГЛОНАСС GPS» позволяют не только фиксировать подобные схемы , но и оперативно вносить изменения в работу всей системы, учитывая различные события по каждому водителю и накапливая их в базе 1С. Статистика нарушений каждого водителя формируется в итоговую оценку и по результатам определённого периода – день, неделя, месяц, год руководство компании или управляющие фирмой делают выводы о применении поощрений или наказаний по каждому водителю. Данная система получила название ITOB: ECO DRIVE и она позволяет в короткие сроки расстаться с водителями, склонными к лихачеству, нарушению ПДД и плохому отношению к вверенной им технике. Кроме того что водитель постоянно продавал часть товарного бетона, чем наносил постоянный, но не очень значительный ущерб компании, он в погоне за легкими деньгами постоянно лихачил и нарушал требования по эксплуатации дорогой техники. Ведь ему нужно было обернуться как можно скорее, да еще и успеть установить обратно ГЛОНАСС терминал. Чем это закончилось мы знаем!

Миксеры, перевозящие бетон, имеют очень высокую склонность к опрокидыванию, так как в процессе вращения груши основная часть бетона распределяется по левой стороне миксера (при вращении по часовой стрелке). Таким образом центр тяжести распределяется неравномерно и находится высоко. Управлять такой многотонной (часто это более 20 тонн веса и больше) махиной надо очень аккуратно, медленно и плавно, но на практике мы видим совершенно другую картину. В погоне за лишним рублем водители превышают скоростной режим, часто даже не понимая, какие последствия могут наступить. Так как остановить бетоновоз моментально невозможно, а масса его огромна, при ДТП чаще всего наступают самые непоправимые последствия.



Крайний случай произошел во Владимире в сентябре 2016 - бетономешалка зацепив три автомобиля собрала еще девять припаркованных вдоль обочины и только по счастливой случайности никто не пострадал.
Возвращаясь к описанному выше случаю, отмечу, что система мониторинга транспорта четко фиксировала движение, стоянки и простои миксера, исправно передавала информацию о расходе топлива на сервер компании. У диспетчера действительно не было повода обращать на неё пристальное внимание, ведь визуально она находилась на маршруте и не отклонялась от него, расход топлива был в указанных пределах, а периодическое отсутствие данных о топливе списывалось на сбои системы мониторинга. К сожалению бетономешалки не были оснащены датчиками вращения бочки, что не позволяло фиксировать отсутствие вращения миксера.

Внимательно изучив поступающие данные нам удалось по GPS треку и отчётам вычислить приблизительную схему и передать данные в службу безопасности компании. После изучения фотографий места ДТП наши подозрения подтвердились, рядом с кабиной опрокинутого миксера валялся GPS ГЛОНАСС трекер, который не смогли вернуть на место и просто подбросили. Всех подробностей рассказывать я не стану, так как данная схема скорей всего работает не в одной компании и не стоит учить мошенников как избежать наказания."

Если вы руководитель или управляющий транспортной компании и вам необходимо знать о том, как зафиксировать или предотвратить подобные, или другие виды мошенничества и воровства связанных с перевозкой и доставкой, напишите или позвоните нам.
Я зуб даю за то что в первом пуске Ангары с Восточного полетит ГВМ Пингвина. © Старый
Если болит сердце за народные деньги - можно пойти в депутаты. © Neru - Старому