Путин: Инженерных кадров не хватает, ресурсы советского времени исчерпаны.

Автор Rabbit, 24.06.2014 12:32:01

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

sychbird

Если удастся продавить создание филиала одного Питерского учебного заведения в Циолковском - поеду туда преподавать. Но идет проект тяжко. Междуведомщина  :!:  Все за но денги пусть другие дают  :(
Ответил со свойственной ему свирепостью (хотя и не преступая ни на дюйм границ учтивости). (C)  :)

Блудный

Не рационально в Циолковском. Мал очень. Даже в более крупном Благовещенске полной подготовки не получается. Только на первые три курса хватает, пока можно "на пальцах" учить.

sychbird

ЦитироватьБлудный пишет:
Не рационально в Циолковском. Мал очень. Даже в более крупном Благовещенске полной подготовки не получается. Только на первые три курса хватает, пока можно "на пальцах" учить.
Это в рамках традиционной системы образования. Она уже свое отжила. Сейчас рулит повышение квалификации и доп. образование.
Ответил со свойственной ему свирепостью (хотя и не преступая ни на дюйм границ учтивости). (C)  :)

Блудный

Цитироватьsychbird пишет:

Сейчас рулит повышение квалификации и доп. образование.
И как же теперь без лабораторий готовят специалистов по гидравлике? А по криогенной гидравлике?

sychbird

ЦитироватьБлудный пишет:
Цитироватьsychbird пишет:

Сейчас рулит повышение квалификации и доп. образование.
И как же теперь без лабораторий готовят специалистов по гидравлике? А по криогенной гидравлике?
При надлежащей квалификации создать виртуальную лабораторию уровня вузовской - нет проблем. 
Другое дело - виртуальный стенд. приближенный к реальным условиям. Это посложнее - но тоже достижимо. Но при наличии натурного оборудования под рукой и грамотного персонала отснять видео-ролик учебный тоже не проблема. 
Ответил со свойственной ему свирепостью (хотя и не преступая ни на дюйм границ учтивости). (C)  :)

Блудный

Цитироватьsychbird пишет:

Но при наличии натурного оборудования под рукой и грамотного персонала отснять видео-ролик учебный тоже не проблема.
Ролик отснять не проблема. Проблема как бы потом эти специалисты повышенной квалификации ракету вместе со стартом не взорвали.

sychbird

ЦитироватьБлудный пишет:
Цитироватьsychbird пишет:

Но при наличии натурного оборудования под рукой и грамотного персонала отснять видео-ролик учебный тоже не проблема.
Ролик отснять не проблема. Проблема как бы потом эти специалисты повышенной квалификации ракету вместе со стартом не взорвали.
Те, что сейчас выходят после учебы в вузах с устоявшейся репутацией, взорвут все гарантировано, если их не пропустить через систему грамотно организованного  квалификационного обучения на реальных объектах.

Трагедия высшей школы в том, что старые преподаватели уже ничему не могут обучить, ибо не знают реальных потребностей работодателей и  востребованных технологий, а тех кто знает, к преподаванию привлечь практически невозможно. 

В информационных технологиях еще не так все плохо.  А там, где идет масштабная системная  нишевая инженерия - совсем труба дела. 
Ответил со свойственной ему свирепостью (хотя и не преступая ни на дюйм границ учтивости). (C)  :)

Кубик

Цитироватьsychbird пишет: Трагедия высшей школы в том, что старые преподаватели уже ничему не могут обучить, ибо не знают реальных потребностей работодателей и востребованных технологий, а тех кто знает, к преподаванию привлечь практически невозможно.
В информационных технологиях еще не так все плохо. А там, где идет масштабная системная нишевая инженерия - совсем труба дела.

Так преподавателям и должны доводить потребности производства, а их задача - быть на уровне...
А информационные технологии - это как поглядеть..
Казус был у меня - решил понять, как взрывотехническую вспышку могли использовать близко от съёмочной техники, если по снимку и описанию в книге там грамм 250...если лист ВВ стандартный - 6 мм, что вовсе не нужно для срабатывания трубчатого заряда...В инете - патенты по теме, где к простому листу ещё хрен-те чего наприставили, а вот упоминания самой примитивной, но - другой! конструкции нет ...
И бесы веруют... И - трепещут!

sychbird

ЦитироватьКубик пишет:
Так преподавателям и должны доводить потребности производства, а их задача - быть на уровне...
Разговоры на тему : "кто кому и чего должен" - всегда в пользу бедных. 

В советские времена зачастую именно вузовская система профильных кафедр давала ориентиры производству и разработчикам по поводу технологических перспектив настоящего и будущего. Переводилось большое количество иностранной литературы. Преподаватели имели возможность хотя бы по книжным материалам знакомить студентов с новейшими технологическими достижениями. 
За этим стояла большая НИРовская работа информационная, в рамках различных НИРовских тем, оплачиваемых отраслевыми министерствами и огромные расходы издательств отраслевых. 
Вся эта система разгромлена под корень и на ее месте пустыня.  :evil:

Более того - попытка заказать такие информационные обзоры вузовским кафедрам со стороны Оборонпрома и ФГУПов космических  - явный повод для Следственного комитета для возбуждения дела как минимум по нецелевому использованию средств.  

Там, где есть профильные кафедры, задействованные в реальных НИР-ах и ОКР-ах, финансируемых  из  бюджета в качестве субподрядчиков(МАИ - к примеру), информационная связь некая имеется. Но это только там, где есть национальные компетенции. И то сейчас во все начинает лезть прокуратура и СК. 
А там, где компетенция утеряна или ее и не было - полный провал  :!:  

Со стороны Минпрома или Минобра ничего кроме истошных призывов к работадателям нет и в помине  :evil:  
А топ-манагеры в инженерных вопросах некопенгагены. Все вроде ДОРа. 
Кадровые же службы секут только нынешние потребности. За пять лет, пока из обезьяны делают инженера, технологии способны улететь на другую планету иногда.  :cry:  

Сейчас среди толковых ректоров наметился тренд отдавать профильные кафедры в руки спецов, имеющих профильные инжиниринговые фирмы. Но таких не много, да и фирмы эти как правило узкопрофильные. 
Ректоров больше заботить не квалификационные проблемы, а экономический профит от этого тренда. 

Кое-что может дать профильная целевая аспирантура, включенная в тематику реальных НИОКР-ов перспективных. Но это тоже палка о двух концах, ибо кадры идут блатные, а не по способностям. 

А преподавательские кадры в ВУЗах забиты безинициативными исполнительскими тетками, ни к какой работе кроме бумажно-бюрократической не способными. В аспирантуру в прошедшие годы только такие и шли, а места заполнять надо было , ибо это немалая доля загрузки профессорской оплачиваемой.   :(  
Минобр задавил ВУЗы бесконечно переписываемыми программными бумагами и идиотскими отчетами, вот  они и при делах с утра до ночи. Никого ничему они кроме проформы пустой научить не могут.
 
Диплом есть - а знания и практический опыт по профессии на уровне плинтуса. Зато фонаберия в отношении уровня оплаты зашкаливает.   ;)
Ответил со свойственной ему свирепостью (хотя и не преступая ни на дюйм границ учтивости). (C)  :)

Сергей

Цитироватьsychbird пишет:
Диплом есть - а знания и практический опыт по профессии на уровне плинтуса. Зато фонаберия в отношении уровня оплаты зашкаливает.
Этот процесс начался давно, квалифицированные кадры бросили инженерную деятельность с 1991г примерно +-2года, локальный минимум с оплатой труда ИТР 1994-1996г.г.,процесс закономерный для нашей модели экономики, но дно с дефицитом инженерных кадров(особенно проектировщиков высокого класса) еще впереди.

Echidna

С образованием такой же швах, как и везде. :-) Иначе быть и не могло. Все же тесно связано... Если в отрасли кризис, то и в ВУЗах, где готовят специалистов для этой отрасли - тоже неминуемый кризис.
Мне кажется, процесс развала и деградации высшей школы, готовящей инженерные кадры - это процесс еще более интенсивный, чем развал и деградация самой отрасли. Просто это не очень заметно происходит для простых людей... У отрасли провалы сразу всем в глаза бросаются - когда что-то падает. А вот провал в подготовке кадров пойди еще рассмотри. :-)

Старый

В ВУЗах все учебники, учебные программы и учебные пособия ориентированы на производство советских бронированных хромированных самоваров средины прошлого века. А предприятия современными учебно-наглядными пособиями делиться не хотят.
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

vlad7308

Цитироватьsychbird пишет:
В советские времена зачастую именно вузовская система профильных кафедр давала ориентиры производству и разработчикам по поводу технологических перспектив настоящего и будущего. Переводилось большое количество иностранной литературы. Преподаватели имели возможность хотя бы по книжным материалам знакомить студентов с новейшими технологическими достижениями.
За этим стояла большая НИРовская работа информационная, в рамках различных НИРовских тем, оплачиваемых отраслевыми министерствами и огромные расходы издательств отраслевых.
Вся эта система разгромлена под корень и на ее месте пустыня.  :evil:  
все в общем-то верно...

одно "НО" - СССР так и не смог построить действительно удачную модель взаимодействия науки и производства (современный синоним - "инновационная экономика")

модель, построенная в СССР, была - но работала с трудом, огромным скрипом и очень неэффективно (за исключением, возможно и частично, оборонки и космоса)

в итоге СССР проворонил НТР (а по другим оценкам - две НТР) и окончательно проиграл экономическое и социальное соревнование со странами, которым эту модель построить удалось.

в сухом остатке - модель СССР лучше чем ничего.
но если строить с нуля, то ИМХО не следует повторять эту модель. как показавшую свою низкую эффективность
это оценочное суждение

Кубик

Цитироватьsychbird -
Минобр задавил ВУЗы бесконечно переписываемыми программными бумагами и идиотскими отчетами, вот они и при делах с утра до ночи. Никого ничему они кроме проформы пустой научить не могут.
Вот сегодня Смолин привёл цифры по школам: - около трёх отчётов в день по тысячам пунктов..какая уж тут учебная деятельность?  :evil:
И бесы веруют... И - трепещут!

sychbird

Дело не только в финансовых проблемах образования. Устарела еще дореволюционная, разработанная  академиком Крыловым со товарищи программа для Петербургского Политеха, ориентированная на нужды судостроения того времени. Она позже, уже в советское время, стала образцом для массовой подготовки инженеров. Политехническая программа предусматривала полнофункциональную подготовку по физико-математическим дисциплинам, основам физхимии, материаловедению, энергетике и строительству. И была доступна в  полнофункциональном освоении только узкому контингенту. 

Когда в советское время по ней начали массовую подготовку инженеров,  большая часть программы быстро превратилась в профанацию. Физико-математическую часть большинство "сдавала" преподавателям, понимавшим неподъемность ее для большинства студентов, а во многих случаях и самими преподавателями,  владевшими ею чисто формально, в виде чтение лекций по конспектам и решения эталонных задач, сто лет назад потерявших инженерную актуальность.  

Инженеры - производственники и эксплуатационники все это забывали как страшный или юмористический сон и прекрасно без него обходились. 

И только для  конструкторов-разработчиков  в авиастроении, кораблестроении, энергетике,  и радиоэлектронике эта программа была полезной и необходимой. Позже к ним присоединились атомная отрасль и ракетостроение.

А в большинстве не именитых вузов страны эта имитация продолжалась. После окончания большинство приходило на производство,  осваивала какой-то объем узкопрофильных навыков и погружалось  абсолютно не подготовленными в проблемы производственной психологии и элементарного управления коллективами. Кто-то, благодаря индивидуальным лидерским способностям выплывал на верх, кто-то тонул на дно или находил себя в непрофессиональной деятельности, отбывая на работе номер. 

На Западе же с рядом национальных особенностей сформировалась Болонская система многоуровневой подготовки, когда инженер-разработчик готовился многостадийно, на основе инженерного минимума колледжевого, когда по сложным физико-математическим узкопрофильным дисциплинам обучаемый готовиться уже хорошо-мотивированным, сознательно выбравшимс специализацию. И имеет возможность многократно повышать свою квалификацию под требование очередного работодателя и карьерной лестницы. 

А мы сейчас болтаемся между развалом старого метода обучения  в результате кризиса и недоосвоенного Болонского подхода. 
Менеджеров-эксплуатационников с базовым  знанием инженерной специфики вообще не готовим. Когда менеджер не решает инженерную проблему, а нанимает инжинирингового спеца и знает где его найти. 

Ну и на все это накладывается еще значительное изменение типа сознания абитуриентов( клиповое сознание, неумение концентрироваться, владеть количественными оценками на интуитивном уровне. )  в результате изменений в образе жизни. Гаджеты, игры, устойчивые навыки к неосознанному кнопкодавству,  преобладание аудио-визуального способа получения информации и т.д.
Ответил со свойственной ему свирепостью (хотя и не преступая ни на дюйм границ учтивости). (C)  :)

sychbird

Цитироватьvlad7308 пишет:
но если строить с нуля, то ИМХО не следует повторять эту модель. как показавшую свою низкую эффективность
Я этого и не предлагаю. Нельзя войти в оду и туже воду в реке дважды. 
Насчет эффективности старой - вопрос спорный. Вторая НТР пришлась на безвременье. А первая не успела отлиться в реалии при старой.
 
Ну да это значение не имеет. Надо строить новую из того, что имеется.  Сам на этом поприще подвизаюсь. Пробираясь по перекатам реалий. 
Ответил со свойственной ему свирепостью (хотя и не преступая ни на дюйм границ учтивости). (C)  :)

Старый

Я так думаю что ключевую роль играет мотивация обучаемого. Если он хочет учиться и научиться то советская система обучения давала ему для этого всё необходимое. А если не хочет то никакая болонская система не поможет.
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

sychbird

От "хотеть" до "мочь" дистанция огромного размера :!:  Все хотят быть богатыми.... ;)
Ответил со свойственной ему свирепостью (хотя и не преступая ни на дюйм границ учтивости). (C)  :)

Старый

Стать богатыми все не могкут а вот учиться... 
Но если ктото физически не в состоянии научиться на инженера (ума не хватает или гуманитарный склад ума) то тут и болонская система бессильна. 
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

sychbird

В советском ЖЭКе была такая должность - инженер по озеленению. Мне до сих пор не ясно, какого склада ума и в каком количестве она требовала :D
Ответил со свойственной ему свирепостью (хотя и не преступая ни на дюйм границ учтивости). (C)  :)