Новости сайта www.buran.ru

Автор Вадим Лукашевич, 15.02.2005 12:03:00

« назад - далее »

0 Пользователи и 3 гостей просматривают эту тему.

Вадим Лукашевич

Сейчас заливаю на сайт версию скринсейвера v1.0.111 от 29 марта.
В новой версии в основном реализованы меры по улучшению вида Земли с LEO:
- все абстрактные космические аппараты на низких орбитах планет и и их спутников заменены на реальные; на околоземной орбите теперь летает пилотируемый космический корабль "Союз", у других небесных тел - первый Спутник;


- увеличена детализация облачности; теперь облачность формируется двумя типами текстур - локальной и общей. Локальная имеет наибольшую детализацию и используется постоянно, детализацию общей вы можете улучшать путем загрузки (апгрейда) более детальных текстур; наибольший эффект достигается при использовании самых детальных общих текстур облачности;
- выровнены яркость и степень непрозрачности земных облаков в зависимости от солнечного освещения (видимого расположения на лимбе);
- в зоне закатов и рассветов облачность имеет естественный розовый цвет;
- снижена минимальная скорость полета "Союза" по околоземной орбите, что повысило реалистичность картинки;
- добавлена возможность выхода из скринсейвера движением "мыши";
- добавлены часы.

Начал работу по размещению на сайте всех иллюстраций, наработанных за последние полгода. Первый этап - компоновка иконок с их последующей связью (пока отсутствует) с иллюстрациями. Начал с "Клипера", в выходные из более сотни иллюстраций "Клипера" подготовил более 50 иконок. Вот лишь некоторые:


Все можно посмотреть на соответствующей странице фотоархива www.buran.ru/htm/foto12.htm

Вадим Лукашевич

В рамках программы выпуска бесплатных плакатов для питерских школ к памятным датам нашей истории http://детям-о-памятных-днях-россии.рф/ ко Дню космонавтики был выпущен плакат

в оформлении которого я принимал посильное участие предоставлением одной иллюстрации.
В увеличенном размере плакат можно посмотреть здесь http://детям-о-памятных-днях-россии.рф/2800/11-big.jpg
Основное обсуждение плакатов здесь:
http://www.forum.littleone.ru/showthread.php?t=3808241

Питерцы могут связаться с Георгием Поповым, директором благотворительного проекта "Детям о памятных днях России", и бесплато взять для школ своих детей столько плакатов, сколько нужно
тел. +7 921 930-4160

Луноход

Цитировать
Только на этом плакате надо будет написать Энергия-Буран (СССР)! Иначе дети будут думать, что это Шаттл!

Сергей Силкин

Открытое предложение В.П. Лукашевичу:

В связи с особой важностью проекта МАКС (пусть даже и для общеобразовательных целей) есть предложение открыть отдельную ветку для его обсуждения. Конечно, ветку мог бы и я открыть, но... лучше будет, если Вадим Павлович как главный спец именно по авиа-космическим системам сам сделает это. Конечно, можно было бы МАКС и в этой ветке обсуждать, но она и так уже очень сильно перегружена бурановской и околобурановской инфой, так что обсуждение МАКСа рискует просто затеряться в ней. Поэтому лучше открыть отдельную ветку для обсуждения.

-= ДАЁШЬ РЕИНКАРНАЦИЮ МАКСа!!! =-

Старый

Цитировать-= ДАЁШЬ РЕИНКАРНАЦИЮ МАКСа!!! =-
НННШ!  :P
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Дмитрий В.

Цитировать
Цитировать-= ДАЁШЬ РЕИНКАРНАЦИЮ МАКСа!!! =-
НННШ!  :P

Звучит как Н-н-н-ах!
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

SpaceR

По МАКСу неоднократно уже писали в разных темах.
ИМХО больше всего - тут: http://www.novosti-kosmonavtiki.ru/phpBB2/viewtopic.php?t=4148&postdays=0&postorder=asc&highlight=%EC%F0%E8%FF+%EC%E0%EA%F1+%F1%E2%E8%F2%FF%E7%FC&start=0

Вадим Лукашевич

Да, мне тоже кажется, что эта вышеуказанная ссылка лучше всего подходит для МАКСа. Но ведь мы по МАКСу тут уже столько копий сломали!
На мой взгляд, проблема все-таки шире. Вот смотрите, основные исходные тезисы:
- первые 10-15 лет своего существования пилотируемая космонавтика (да и космонавтика вообще) развивалась по принципу освоения земель в эпоху великих географических открытий, т.е. любое вновь открытое пространство автоматически заселялось/осваивалось по мере возникновения технических возможностей и возникновения потребностей; это касалось и Америки, и Севера, и Антарктики, и т.д.;
Так и пилотируемая космонавтика - она работала на пределе, каждый полет был новаторским, решал новые задачи на грани возможности технологий и человека при уровне зашкаливающего риска; все это обеспечивалось последовательной разработкой все новых технических средств, по всем или большинству параметров (масса, тяга, УИ, грузоподъемность, автономность и т.д.) превосходящих предшественников;

Но последние 30-35 лет ситуация в космонавтике кардинально изменилась - мы уже не реализуем возможности, предоставляемые имеющимися технологиями. Вот наиболее значимые примеры:
- уже 40 лет возможно освоение Луны человеком путем создания лунной базы. Но сейчас не только нет самой базы, но человек даже не летает на Луну и не планирует этого;
- уже примерно 30-35 лет технически возможна экспедиция на астероиды или спутники Марса. Но не летаем и на планируем;
- уже примерно 20 лет технически возможна пилотируемая экспедиция на Марс, которой нет и в обозримой перспективе не будет.

Так вот, отсутствие реализованных проектов АКС с дозвуковым самолетом-носителем и работ по АКС со сверхзвуковым самолетом-разгонщиком - это из того же ряда событий сознательного отказа от использования не только имеющихся технических возможностей, но и от более эффективных, уже созданных ранее технических средств. Т.е. к тезисам можно смело добавить следующее:
- системы воздушного старта с дозвукового нисителя технически реализуемы, никаких проблем в этом нет; но не создаются.
К этому можно добавить "производства на орбите", которыми нас потчуют последние 30-40 лет - ну и где они?

Я думаю, что не столько МАКС (и АКС аналогичного уровня технологий), а вообще пилотируемая космонавтика "спеклась", поменяв восходящий тренд на нисходящий.
Вот смотрите - утром стартовал очередной "Союз", помпезно названный "Гагарин". 50 лет прошло с того дня - но на чем полетели космонавты? Да на ракете, которая на 80-90% стартовой массы практически идентична "гагаринской"! Первые две ступени - это практически клон гагаргинского "Востока"! А что, за 50 лет у нас ничего не было в космосе или на Земле "на подходе"? Нет, были! Был готовый ЭП "Зари", ракета для которого ("Зенит"), летает до сих пор. Был "Буран", превосходящий КК "Союз" на порядки. Была РН "Энергия" с "Вулканом" на подходе. В конце-концов, был "Клипер", какой-никакой в смысле реального желания конструкторов его сделать. Но ничего этого нет! Можно приводить массу причин, почему так стало - но все это будут частности, из которых складывается общая тенденция.

А что у амеров? Да то же самое! С наивысшим достижением "Аполлона-17". Затем откат назад с забвением "Сатурнов". Сделали шаттл - да, молодцы, но от грузовой версии шаттла, по максимуму использовавшей потенциал системы, отказались. От работ по обеспечению полной многоразовости - отказались.
Шаттлы летают практически порожняком...
КК "Союз", названный "Гагариным", взлетевший к 50-й годовщине на ракете, идеология которой была заложена 55 лет назад... На корабле, грузоподъемность которого не сильно отличается от гагаринского "Востока"... Круто!
В этом плане амеры смотрятся лучше - все-таки 12 апреля будет 30-й годовщиной первого полета шаттла. Шаттл все-таки сравнивать с кораблем Д.Гленна куда как солидней! Но они вообще учудили, рискуя на несколько лет вообще остаться без пилотируемого корабля - и это прогресс космонавтики?! И что в перспективе? "Драгон", повторяющий идеологию (и возможности) середины 1960-х... Или "Орион" - середину 1970-х в лучшем случае...

Раньше, на заре своего существования, пилотируемая космонавтика рассматривалась как техническая реализация общечеловеческой идеи космической экспансии всего человечества.
Сегодня - это всего лишь способ выживания отдельных предприятий, не более. "Романтизьма нет!" (с). Блин, да и откуда же ему взяться в череде постоянных ремонтов беговой дорожки в промежутках между починкой сортиров?!
Посмотрите нашу ФКП - разве это программа освоения космоса? Нет, это программа освоения бабла, программа поддержания производства предприятий и штанов людей, на них работающих.

Гагарин! Гагарин!!
Г-А-Г-А-Р-И-Н !!!!!!!!!!!!!!!! У-Р-Р-Р-А !!!!!!! [/size]
Зашибись. Да, Гагарин. И Титов, Леонов, Терешкова. Гленн, Армстронг... Все, чем мы (люди) можем по-настоящему гордиться в космосе, достигнуто в период 1961-1969 гг. После этого периода было только три значимых события, носивших уже более утилитарный характер:
- старт "Колумбии" 12 апреля 1981 г.;
- беспилотная посадка "Бурана" 15 ноября 1988 г.;
- годовой полет на "Мире".
Но! И три последних события, как и высадка Н.Армстронга на Луне, нами (человечеством) не востребованы, фактически преданы. И как результат - за последние 30 лет пилотируемая космонавтика не смогла сделать ничего, чем могли бы гордиться потомки. НИЧЕГО-с! А чем гордиться? Количеством стыковок на МКС? Ее массой? Суммарной продолжительность полета станции или ВКД? Это не предмет гордости, это статистика.
Вы знаете, почему я стал "типа историк"? Да потому, что ничего не происходит, потому что все самое знаменательное и интересное - в прошлом. Потому, что если спросить в РККЭ про "Буран" - в большинстве случаев люди опускают глаза. Если про "Клипер" в РККЭ и Роскосмосе - в подавляющем большинстве лица наливаются кровью.
Про МАКС - лезут в драку или (в зависимости от комплекции) вызывают психушку

Мы - динозавры, осталось недолго...

А.Коваленко

Преступный пессимизм должен стать уголовно наказуемым деянием!  :D

sychbird

Как принципиальный оптимист по натуре (жизненное кредо) вижу потребность положить что-нибудь значимое и на противоположную чашку весов. Тем более  в преддверии весомой исторической даты.

Ретроспективный анализ развития цивилизации имеет помимо историко-технологичного аспекта еще и личностный аспект. И если посмотреть на прошлое под этим углом зрения, то все значимые продвижения цивилизационно-технологического прогресса инициировались и радикально продвигались на новые рубежи сравнительно небольшим числом пассионарных личностей. Таких личностей наберется за всю историю, ИМХО, в пределах нескольких сотен человек.

Это обстоятельство дает неплохой индикатор для оценки значимости того или иного направления цивилизационно-технологического развития.
Что мы имеем на данный момент с этой точки зрения. Есть ли наглядные примеры волонтерского притока пассионариев в космическую деятельность? Для наших целей не имеют значение прогнозы успешности тех или иных личностей и их проектов.  Важно наличие притока неординарных личностей в интересующую нас область деятельности.

Ну наверное самый яркий пример это Эгон Маск. Затем Анауншех Ансари. Менее убедителен наверное Ричард Бренсон. Я плохо знаком с китайскими деятелями. Но думаю, что как минимум пару-тройку имен  там можно наскрести. У индусов была яркая личность во главе их агентства.

Мы свою квоту похоже с лихвой выбрали во времена Королева. Но отрасль они создали, и что бы там не говорить она выстояла, единственная в стране. Еще "польско не сгинело". Будем тянуться на инерции за лидерами пока не придет приток новых волонтеров.

И я думаю, что он не за горами. Начнется реальное строительство "Восточного" и сибиряки себя проявят. Закваска там добрая.  :)
Ответил со свойственной ему свирепостью (хотя и не преступая ни на дюйм границ учтивости). (C)  :)

Lin

Цитироватьвызывают психушку...
"Так то оно так, ежели как что", но обычно у нас (и не только) что-то происходит не благодаря, а вопреки.
Поэтому - надежда есть.
Dum spiro spero  :D
И вообще - в следующем году – на Марсе.
"Вся суть - в переселении с Земли и в заселении космоса."

Сергей Силкин

ЦитироватьПотому, что если спросить... Про МАКС - лезут в драку...
Я извиняюсь, но это точно про меня! По поводу закрытия (или, точнее, – нереализации) этого проекта – у меня именно такое желание...

А.Коваленко

Снова здорово! "Ракетная мафия мешает авиаторам полететь в космос!" :)

Старый

ЦитироватьЕсть ли наглядные примеры волонтерского притока пассионариев в космическую деятельность?
Ну наверное самый яркий пример это Эгон Маск.
Ничего подобного. Обычное вложение свободных капиталов в отрасли с высокой нормой прибыли. Бизнес, не более.

ЦитироватьЗатем Анауншех Ансари.
Ой! А она при чём? Правильно вышла замуж?
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Вадим Лукашевич

ЦитироватьСнова здорово! "Ракетная мафия мешает авиаторам полететь в космос!" :)
Само собой. Вот, к примеру, отрывок из "Записки летчиков-космонавтов СССР Генеральному секретарю ЦК КПСС Л.И.Брежневу о недостатках в планировании и организации космических полетов и их использование в военных целях":
Цитировать«В 1964 г. начальником Генерального штаба маршалом Советского Союза Бирюзовым была создана специальная комиссия. Комиссия, обстоятельно изучив организацию работ по освоению космоса, пришла к выводу о необходимости объединения всех космических работ на базе Военно-Воздушных Сил. Это предложение поддержали Маршал Советского Союза Бирюзов С.М., генерал армии Епишев А.А. и маршал Советского Союза Гречко А.А. Но после трагической гибели  маршала Советского Союза Бирюзова эти разумные предложения отбросили и организовали ЦУКОС при Ракетных войсках. <...> Командование ВВС и мы, космонавты, неоднократно обращались в Генеральный штаб, к министру обороны и в Военно-промышленную комиссию с конкретными предложениями по строительству и оборудованию космических кораблей, способных решать задачи боевого применения. Наши предложения, как правило, не поддерживались руководством Ракетных войск. <...> Почему для космонавтов не строили корабли? <...> Это происходит потому, что руководители Ракетных войск больше верят спутникам-автоматам и недооценивают роли человека в космических исследованиях. Стыдно признаться, но это факт, в нашей стране, первой пославшей человека в космос, четыре года ведутся дискуссии на тему: «Нужен ли человек на борту военного космического корабля?». В Америке этот вопрос твердо и окончательно решен в пользу человека, а у нас и сегодня многие ратуют за автоматы. Только этим можно объяснить, что у нас на 30-40 спутников-автоматов строится 1-2 обитаемых корабля. Многие спутники-автоматы стоят много дороже обитаемого корабля, многие из них не достигают цели».
Но я все-таки не об этом. Выше было сказано, что пассионариев сейчас, мол, нет, и в этом вся проблема. Хорошо, давайте себе представим, что на месте Лопоты сидит Королев, а на месте Перминова - Афанасьев/Бакланов. Ну и что бы изменилось? Да ничего! И не потому, что нет Королева, а потому, что человек, определяющий национальные приоритеты, дорос только до уровня зимних видов спорта. И зрителя поросячьих бегов в бывшем павильоне "Космос" на ВВЦ.
Это не отсутствие персоналий, это системный кризис.
Вот прикиньте - сколько будет стоить пилотируемая экспедиция на Марс? Отвечу - если не пилить, то примерно три олимпиады (по нашим спортивным расценкам). Или олимпиада+ЧМ по футболу+совещание АТЭС+потемкинская деревня Сколково.
Но если поставить цель, создать нормальную программу работ, да поставить задачу реализовать марсианскую экспедицию только за счет российской кооперации/комплектующих, то выгоды для страны будет на порядок больше, чем от потешного Сколково.
Сейчас вернулся с записи программы "СтоЛичное мнение" (эфир в эту субботу, 9 апреля, по телеканалу Столица в 20:25 - рекомендую). Так вот, там зам.директора, зам.главного конструктора МОКБ "Марс" В.Н.Соколов рассказывал об использовании импортной элементной базы в своих разработках. В ГЛОНАСах, в системах наведения крылатых ракет. Шапито! Летит такая ядреная ракета, зробленная в "Радуге", а мозги у нее произведены из комплектующих, произведенных там, куда она летит. Как думаете - долетит?
Предполагаю, что меня там сильно порежут при монтаже...

Ведь что происходит? А вот что - собрались внуки за столом, напротив портрета легендарного деда. Дед у нас был героический - он 50 лет назад первым сел за руль и доехал до дачи. В очень ближнем подмосковье. Молодец! Тогда это было очень круто! Нам еще в детстве рассказывали, как соседи прям зеленели от злости-зависти! И мы подвигом своего деда по праву гордимся.
Но при этом - по прошествии 50 лет мы до сих пор ездим за стареньком "Запорожце" деда. Ну, резину за эти годы раз пять меняли, местами кузов подкрасили, новый радиоприемник (импортный) поставили в салоне, коврики положили. Но это все равно - "Запорожец" деда, мы же за 50 лет сподобились только на косметику.
Опять же - 50 лет прошло, но мы ездим только и исключительно на дедову дачу, как будто других мест нету... Дед, правда, после дачи собирался куда-то в другой город, но он был мечтатель - нет, мы на дачу, исправно, только на дачу
Мы гордимся нашим дедом. Так же, как наши внуки будут им гордиться, своим прапрадедом. Но что сделали мы?
Наши внуки о нас даже не вспомнят...

В общем, почти час поговорили перед телекамерами "за жисть" :wink:

Старый

Цитировать
ЦитироватьСтыдно признаться, но это факт, в нашей стране, первой пославшей человека в космос, четыре года ведутся дискуссии на тему: «Нужен ли человек на борту военного космического корабля?». В Америке этот вопрос твердо и окончательно решен в пользу человека.
Да, блин, попали товарищи космонавты пальцем в небо...
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Lin

Я тут недавно Каманина в очередной раз перечитывал - в этот раз со стилусом в руках.
Много интересных цитаток набрал. И про АКС в том числе.
ЦитироватьСейчас, после шести наших и четырех американских пилотируемых полетов, не понимать, что человек, а не автомат будет решающим звеном в освоении космоса - значит ничего не понимать в космических делах и не чувствовать перспективы.
ЦитироватьНадо думать об удешевлении наших космических программ и надо создавать корабли (особенно транспортные и учебные) многоразового использования, стартующие в космос с тяжелых транспортных самолетов типа Ан-22.
ЦитироватьЛяпин уверяет, что он построил модель, которая двигается за счет внутренних сил без всякой связи с внешней средой
Рекомендую  :D
http://users.livejournal.com/___lin___/148236.html
"Вся суть - в переселении с Земли и в заселении космоса."

Старый

ЦитироватьНадо думать об удешевлении наших космических программ и надо создавать корабли (особенно транспортные и учебные) многоразового использования, стартующие в космос с тяжелых транспортных самолетов типа Ан-22.
ЦитироватьЛяпин уверяет, что он построил модель, которая двигается за счет внутренних сил без всякой связи с внешней средой

Ох уж эти лётчики... Им бы только летать. В руках штурвал, в #опе огонь, в глазах страх. А физику учить это не для них.
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Lin

Про гравицапу он сразу сомневался. Но всё-таки решил пригласить товарища.
ЦитироватьМодель подвесили, запустили вибраторы и... нитка все время оставалась в вертикальном положении.
Так что с физикой всё оказалось нормально.
"Вся суть - в переселении с Земли и в заселении космоса."

Вадим Лукашевич

Вернемся к вопросу об инсайде.
Где тут неверующий Pavel? Он все про мои источники пытает - теперь, коль часть инфы начала публиковаться... :wink:
Цитировать
ЦитироватьВзгляд на космические перспективы России[/size]
http://www.rian.ru/gagarin_analysis/20110404/360911547.html
14:13 04/04/2011

МОСКВА, 4 апр - РИА Новости. Перспективы развития космонавтики в 21 веке и роли России в программме МКС, а также международных проектов по освоению Луны и Марса представил президент-генеральный конструктор РКК "Энергия" Виталий Лопота в общероссийском научно-техническом журнале "Полёт" в статье "Космическая миссия поколений XXI века".
...
Концепция космической программы РФ до 2040 года[/size]

Концепция программы космической деятельности в околоземном космосе предполагает, что по завер­шению в 2020 г. программы МКС окажется воз­можным дальнейшее развитие РС МКС с преобра­зованием его в орбитальный пилотируемый сборочно-эксплуатационный комплекс (ОПСЭК). За­дачи этого комплекса: выполнение программ кос­мических исследований, летная отработка россий­ских пилотируемых транспортных кораблей ново­го поколения, создаваемых технологий, КА и сис­тем будущего.

При этом до 2016-2017 гг. в состав РС МКС дополнительно к работающим модулям будут введены многоцелевой лабораторный модуль (начальная масса 20,7 т), узловой модуль (4 т), два научно-энергетических модуля (по 20 т), а также периодически обслуживаемый автономно летаю­щий технологический КА (7,8 т). В составе средств ТТО сегмента и станции в целом будут использоваться пилотируемые корабли "Союз ТМА" и грузовые корабли "Прогресс М" новых серий (в 2015–2017 гг. на смену им придут пило­тируемые транспортные корабли нового поколе­ния и транспортная грузовая космическая систе­ма буксир-контейнер).

В 2024-2031 гг. в состав ОПСЭК будут вве­дены три тяжелых модуля (по 40 т): универсаль­ный модуль базовый и два научно-энергетиче­ских модуля вместо модулей меньшей размерно­сти, отработавших ресурсы. Одновременно с работами по ОПСЭК воз­можны создание и эксплуатация специализиро­ванных КА, оснащенных ЯЭУ и электроракетной двигательной установкой (ЭРДУ), в том числе межорбитальных буксиров, для решения таких задач, как глобальная космическая связь, мони­торинг Земли, очистка околоземных орбит от "космического мусора", защита Земли от астероидно-кометной угрозы.

Ядерные технологии - ключ к новым орбитам[/size]

Ракетно-космическая промышленность России хоро­шо освоила технологию преобразования энер­гии, выделяющейся при горении компонентов топлива, в кинетическую энергию реактивной струи ракеты. Но на сегодня это всего лишь технология "подскока", позволяющая осуществлять доставку людей и грузов на околоземную орбиту и в ближ­нее космическое пространство с последующим их возвращением на Землю, а также реализовывать единичные зондирующие выходы автомати­ческих станций к другим планетам и границе Солнечной системы, посадку этих станций на по­верхность спутников некоторых планет, переме­щение по ним и доставку на Землю небольших по массе научных грузов.

Чтобы выйти на следующий уровень, нужен бо­лее емкий источник энергии на борту КА и бо­лее эффективные принципы перемещения КА в космосе. Наиболее эффективными здесь являются тех­нологии космической ядерной энергетики, а именно относительно компактные бортовые ядерные энергетические установки (ЯЭУ) мо­дульного исполнения.

Анализ перспективных задач космонавтики на ближайшие 20–40 лет приводит к следующе­му ряду мощностей модулей космических ЯЭУ: 0,15...0,50 МВт – обслуживание с околозем­ных орбит деятельности человечества на Земле, энергообеспечение космических и планетных баз, производственных инфраструктур на около­земной орбите, транспортировка автоматических КА и грузов на высокие околоземные орбиты, очистка геостационарных и других орбит от "кос­мического мусора", 0,5. ..6 МВт – защита Земли от глобальных уг­роз, связанных с попаданием в нее астероидов и ядер комет, транспортировка грузов на Луну и к планетам, 24 МВт – полеты экспедиционных комплек­сов на Марс.

Концепция развития деятельности человека на Луне и Марсе[/size]

Концепция развития космической деятельности на Марсе и Луне исходит из целесообразности обеспечить достижение в период до 2040 г. даль­них космических горизонтов. При этом предла­гается приступить к решению задачи пилотируе­мых полетов к Марсу при возможном использо­вании Луны как одного из элементов создавае­мой межпланетной инфраструктуры, в состав которой согласно предлагаемой концепции на лунной по­верхности и на окололунных орбитах могут быть размещены средства для расширения деятельно­сти человека на Луне и окололунном космиче­ском пространстве, обеспечения космических полетов к планетам Солнечной системы и их спутникам.

Концепция марсианской программы базиру­ется на научно-техническом и технологическом заделе и опыте работ по программам орбиталь­ных станций "Салют", "Мир", МКС, а также на освоении технологий космической ядерной энергетики. Принцип модульности, отработанный на ор­битальных околоземных станциях, позволяет уверенно строить планы по сборке пилотируемо­го межпланетного экспедиционного комплекса (МЭК) непосредственно на околоземной орбите. При этом наиболее рационально в перспектив­ной программе использовать РН двух типов: среднего и сверхтяжелого классов. Суммарная стартовая масса МЭК, необходимого для полета на Марс, составит около 500 т при использовании ЯЭУ и ЭРДУ.

Модули МЭК будут доставляться с Земли и ав­томатически собираться на околоземной орбите. Участие космонавтов в сборке МЭК и его осна­щении с проведением внекорабельной деятель­ности следует минимизировать, так как работы человека в экстремальных условиях орбитально­го полета связаны с повышенным риском и боль­шими затратами. Поэтому желательно оптимизи­ровать соотношение между интеллектуальными возможностями человека и возможностями авто­матики (робототехники).Такая постановка задачи успешно реализуется в отечественной пилотируемой космонавтике. Российские пилотируемые корабли сегодня – это практически на 100 % автоматические средства. Человек лишь контролирует работу систем и вме­шивается в управление полетом только при воз­никновении нерасчетной ситуации.

В соответствии с концепцией марсианской программы в состав МЭК будут входить: многоразовый межорбитальный буксир (120 т) с ЯЭУ и ЭРДУ; межпланетный корабль (300 т) с заправленны­ми баками рабочего тела для межорбитального буксира; модуль складской (20 т); пилотируемый марсианский взлетно-поса­дочный комплекс (40 т) в аэродинамическом контейнере или грузовой посадочный комплекс (40 т) в аналогичном исполнении; пилотируемый корабль (12... 14 т) для доставки с Земли на МЭК экипажа и возвращения его с МЭК на Землю; кислородно-водородный разгонный блок (40 т) для сообщения пилотируемому кораблю необхо­димых импульсов скорости (в том числе при по­лете к МЭК).

Эта концепция также предусматривает по­этапное создание и эксплуатацию марсианской космической инфраструктуры в следующем со­ставе: автоматические аппараты связи, навигации и мониторинга, размещаемые на околомарсиан­ской орбите и поверхности планеты; марсианская база (50 т) первого этапа с пило­тируемым и транспортным марсоходами, ЯЭУ, целевыми модулями и автоматическими агрега­тами по добыче и переработке марсианских по­род; марсианская орбитальная станция (40 т).
Вот и начала "всплывать" в открытых источниках программа Лопоты, о которой мы говорили с ним в конце января.
Интересно, а в журнале иллюстраций много? Сама презентация, фактически являющаяся комплексной программой развития нашей космонавтики (с детальной, чуть ли не поквартальной разблюдовкой до 2040 года), имеет объем почти под сотню слайдов.
Обращаю внимание на два ключевых момента - эта программа была закончена в недрах РККЭ в прошлом году, создавалась длительное время, но при этом:
- появилась в открытом источнике не под эгидой (и не от имени) Роскосмоса, а от лица РККЭ; у меня вообще создалось впечатление, что эта презентация готовилась не для Роскосмоса, а для другой организации/людей, как я понял - уровнем выше;
- появилась только тогда, когда отставка Перминова стала делом решенным.