Новости сайта www.buran.ru

Автор Вадим Лукашевич, 15.02.2005 12:03:00

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Вадим Лукашевич

Цитировать
ЦитироватьУдивительно, но еще встречаются упрямые люди, которые не верят в полет орбитального корабля "Байкал", столь подробно (и главное, правдиво и исторически взвешенно и серьезно!) описанный на странице www.buran.ru/htm/baikal.htm
Предлагаю вниманию "неверующих" скриншоты технологической съемки "Байкала", неопровержимо свидетельствующие - "Байкал" существовал!
Ув. тов. Вадим Лукашевич!
Считаю полезным довести до вашего сведения информацию по поводу "Байкала" из первоисточника :)
КК "Байкал" был поставлен на стартовый стол и подготовлен к запуску. За день до пуска главком, приехавший на старт в составе госкомиссии, выразил по поводу названия корабля следующее мнение (цитирую дословно): "Вы бы его еще Пепси-колой назвали!" В результате данного высказывания и последующего за ним дополнительного разъяснения надлежащих действий с использованием всей могучести русского языка ночью перед стартом инженер НПО Энергия Николай Путилин замазал красные буквы "Байкал" и нарисовал черные "Буран". С каковой надписью данное изделие и стартовало в свой первый и единственный полет.
Вот собственно и все на эту тему.
Это очень интересная информация, но она не совсем соответствует известному ходу событий. Имеете ли Вы более подробную информацию для уточненния времени переименования, и как мне с Вами связаться?
Дело в том, что достоверно установлено следующее:
1. ОК с именем "Байкал" НИКОГДА не появлялся на стартовом столе. Это подтверждают служившие на стартовом комплексе. Более того, он НИКОГДА не стыковался с РН "Энергия" - нет ни одного свидетельства этому.
2. Однако "Байкал" проходил  испытания в безэховой камере на КИС (контрольно-испытательной станции) и огневые испытания на площадке ОКИ (огневых контрольных испытаний), см. фото:
 
и именно на "Байкале" отказались от ВРДУ АЛ-31, демонтировав движки с мотогондолами и зашив обшивкой образовавшиеся ниши

примерили (разместили?) полезную нагрузку и отработали штатное закрытие створок отсека полезного груза - есть видеоматериалы, в .т. и представленные скриншоты.
Анализируя технологический график подготовки к пуску, по всему получается следующее:
1. ОК 1.01 получил имя "Байкал" примерно в первой половине октября 1987г., а переименован в "Буран" в период с 25.04.1988 по 15.05.1988, т.к. стыковался он с ракетой уже будучи "Бураном" (см. скриншот):

Так что надпись "Байкал" никак не могли нанести непосредственно перед стартом, да еще и в полевых условиях

Елемаг

А как зарестриран в каталог НОРАД полет "Байкал"? Кто то проверил ето?

Дмитрий Виницкий

+35797748398

Leroy

ЦитироватьА как зарестриран в каталог НОРАД полет "Байкал"? Кто то проверил ето?
Да, шутить надо в меру...  :?  Скоро придется доказывать, что "Байкал" никогда никуда не летал.  :(

Bell

Эх, все в Болгарии не так.  Вместо "да" мотают головой, вместо "нет " - кивают. И 1 апреля там похоже не отмечают  :D
Иногда мне кажется что мы черти, которые штурмуют небеса (с) фон Браун
А гвоздички-то были круглые (с) Брестская крепость

Вадим Лукашевич

Доработана страница "Воздушно-реактивная двигательная установка" в разделе "Конструкция "Бурана". Впервые приведены фотографии снятия ТРД АЛ-31 перед первый полетом корабля и интерьер командного отсека перед полетом. Все ссылки открываются со страницы новостей www.buran.ru/htm/news.htm

Bat

ЦитироватьРекомендую, все же, раз в год говорить правду о "полете" Байкала, дабы не вызывать у вновьприбывших желание "поговорить" на эту тему :)

Надо выбрать какой-нибудь день, назвать его  "антипервоеапреля" и в этот день ... см. выше.

Вадим Лукашевич

Впервые в открытой публикации мы начинаем представлять уникальный документ - "Боевой расчёт на проведение подготовки, пуска МРКК 11Ф36 N1Л на СК 11П825 и посадки ОК 11Ф365 N 1К1-1  на ПК 11П72". Документ будет представлен полностью, без сокращений и купюр, со всеми приложениями. Вопреки всем инструкциям "первых", "особых" и прочих секретно-режимных отделов, мы сохраним для истории имена тех, кто действительно пускал "Буран" 15 ноября 1988 года. Это не просто эксклюзив - это суперэксклюзив! Всего будет около 3000 (!) фамилий, но сегодня - основная часть и приложения NN1, 2:
www.buran.ru/htm/team01.htm

Вадим Лукашевич

Фотографии  технологического габаритно-весового примерочного макета "Бурана" ОК-МЛ1 - изделия 004, брошенного на площадке ОКИ (огневых контрольных испытаний), дополнены пятью видами изнутри:

Все фотографии раскрываются в увеличенный формат со страницы www.buran.ru/htm/sk.htm#004

Bart Hendrickx

Цитата: "Вадим Лукашевич"Фотографии  технологического габаритно-весового примерочного макета "Бурана" ОК-МЛ1 - изделия 004, брошенного на площадке ОКИ (огневых контрольных испытаний), дополнены пятью видами изнутри:

Вадим, а это точно 0.04? Просто в НК 3/2004 (О. Урусов, «Причал для птиц») была таблица полноразмерных макетов «Бурана  и там планер ОК-МЛ1 имеет индекс 0.15, а 0.04 - это планер ОК-МТ (ОК-МЛ2), тот, который хранится в Монтажно-заправочном корпусе.

Кстати, еще насчет макетов ОК-МЛ, в НК 23-24/1998 (статья A. Борисова «Буран – полет в никуда?») пишут :

ЦитироватьПредполагалось выйти на этап летных испытаний системы к 1983 г., выполнив два пуска макетно-летных изделий МЛ-1 и МЛ-2 без системы управления и даже без штатной теплозащиты. На первом этапе, когда основная тяжесть лежала на плечах разработчиков носителя, не терпелось проверить именно ракету. Предлагалось в первых полетах даже не отделять МЛ от центрального блока, но не решились этого сделать.

А действительно были такие планы? Если МЛ обозначает «макет-летный», то, видимо, да...


А вообще-то есть путаница с названиями полноразмерных макетов. Допустим, в таблице в НК (и на сайте www.buran) ОК-М называют макет в парке им. Горького,  а в других источниках (допустим, в книге «Многоразовый орбитальный корабль Буран», 1995 г.) это обозначение одного из макетов на Байконуре (видимо, имеется в виду ОК-МЛ1)...

А по данным сайта http://www.k26.com/buran/Future/energia_-_buran_-_where_are_th.html
ОК-М сначала использовали для прочностных испытаний в Москве, а потом переделали в ОК-МЛ1... Может кто прояснит?

Вадим Лукашевич

ЦитироватьВадим, а это точно 0.04? Просто в НК 3/2004 (О. Урусов, «Причал для птиц») была таблица полноразмерных макетов «Бурана  и там планер ОК-МЛ1 имеет индекс 0.15, а 0.04 - это планер ОК-МТ (ОК-МЛ2), тот, который хранится в Монтажно-заправочном корпусе.
Нет, не точно - просто я склоняюсь к этому. Мои данные - это воспроизведенные по-памяти главным спецом по "Бурану" ("пятерке", как его называли на НПО "Молния") Юрловым в конце 1990-х годов. Про данные Урусова я знаю, но перепроверить их не смог, поэтому остался при своем мнении (т.е. при мнении Юрлова). Кстати, на фотографии внутренностей можно разглядеть перевернутую маркировку 5.31.0400.2850.803 - это номер сборочного чертежа. Первая пятерка - это понятно, корабль 11Ф35, а вот дальше... Заманчиво предположить, что 0400 - это шифр изделия. А может быть, это только совпадение. В любом случае габаритный макет был доставлен на космодром первый, поэтому логично предположить, что он имел меньший номер. Хотя возможна и такая последовательность:
001 - статическая машина, и сразу за ней делают габаритный макет
015,
002 - БТС,
003 -комплексный стенд ОК-КС,
004 - макет, но уже с "начинкой",
и далее по списку ( www.buran.ru/htm/chavo.htm ), в котором все равно пропущена позиция агента 007
ЦитироватьКстати, еще насчет макетов ОК-МЛ, в НК 23-24/1998 (статья A. Борисова «Буран – полет в никуда?») пишут :

ЦитироватьПредполагалось выйти на этап летных испытаний системы к 1983 г., выполнив два пуска макетно-летных изделий МЛ-1 и МЛ-2 без системы управления и даже без штатной теплозащиты. На первом этапе, когда основная тяжесть лежала на плечах разработчиков носителя, не терпелось проверить именно ракету. Предлагалось в первых полетах даже не отделять МЛ от центрального блока, но не решились этого сделать.

А действительно были такие планы? Если МЛ обозначает «макет-летный», то, видимо, да....
О таких планах не слышал, но мысль дельная и правдоподобная!

ЦитироватьА вообще-то есть путаница с названиями полноразмерных макетов. Допустим, в таблице в НК (и на сайте www.buran) ОК-М называют макет в парке им. Горького,  а в других источниках (допустим, в книге «Многоразовый орбитальный корабль Буран», 1995 г.) это обозначение одного из макетов на Байконуре (видимо, имеется в виду ОК-МЛ1)...

А по данным сайта http://www.k26.com/buran/Future/energia_-_buran_-_where_are_th.html
ОК-М сначала использовали для прочностных испытаний в Москве, а потом переделали в ОК-МЛ1... Может кто прояснит?

Австралийскому сайту никакой веры нет - это компиляция меня и М.Вэйда. Сайт интересен только с точки зрения дизайна.
Для прочностных испытаний макет вряд ли использовался, хотя ... можно порассуждать. Габаритный макет был доставлен на Байконур в декабре 1983.  БТС-02 ОК-ГЛИ построен в 1984 г., и для его опережающих прочностных испытаний использовался 001 корабль.
Вряд ли для этого использовался макет, на который потом наклеили плитку и отправили на Байконур. То, что на этой машине отрабатывали воздушную транспортировку - это естественно, т.к. он первый был доставлен по воздуху. однако обращает внимание следующее: установленные внутри блоки ВСУ производят впечатление рабочих, а не макетных, хотя и не все магистрали есть. В центре грузового отсека расположен топливный бак, как на БТС-02. Можно это объяснить тем, что макет как-то использовался для каки-то испытаний БТС-02. А можно объяснить, что это просто весовой имитатор блока дополнительных приборов, т.е. полезной нагрузки "Бурана". Все эти нюансы установить уже сложно или вообще невозможно - вряд ли где-нибудь сохранились документы (у разработчика - НПО "Молния" - уж точно нет), а пямять у людей со временем слабеет. Не помнят, когда, кто, что, в чьем присутствии и  где говорил, а уж вспомнить шифр макета - 004 это или 015 - это врядли... Тем более что это заводское (серийное для ТМЗ) обозначение - в других документах (у военных, в НПО "Энергия" и на Байконуре у эксплуатационников) обозначения были другие. Отсюда и путаница

Вадим Лукашевич

кстати, Барт, "МЛ" можно еще расшифровать и как макет-лаборатория по аналогии с "ЛЛ" - летающая лаборатория.
А еще как "Михаил Лермонтов"  :lol:

X

...а "ГЛИ" как "Глубокоуважаемый Леонид Ильич"...



:D :D :D :D :D

Bart Hendrickx

Вадим Лукашевич писал(а) :

ЦитироватьКстати, Барт, "МЛ" можно еще расшифровать и как макет-лаборатория по аналогии с "ЛЛ" - летающая лаборатория.

Расшифровка «макет летный» встречается еще в НК 21/1993 (статья «Первый туристический космический полет Бурана состоится 12 апреля 1994 года») :

ЦитироватьНа Байконуре в законсервированном состоянии находятся также ОК-МЛ1 (макет-летный первый), на котором проводились динамические испытания, и ОК-МТ (макет-технологический), который использовался для отработки стартовых комплексов и наземного оборудования


Если правильно интерпретирую то, что написано в статье в НК 23-24/1998 , то запуск двух летных макетов «Бурана» в рамках летных испытаний РН Энергия предусматривался Постановлением Правительства N 1006-323 от 21 ноября 1977 г. Мне кажется, такое решение было вполне логичным. Не хотелось же ставить  «настоящий» Буран на самые первые ракеты-носителя, но в то же самое время Буран считался главной полезной нагрузкой РН Энергия и для наилучшей имитации его летных характеристиков решили оснащать первые летные изделия Энергии полноразмерными макетами Бурана.

Как известно, идея об «опережающем» пуске Энергии 6СЛ с Полюсом/Скифом-ДМ появилась намного позже, в 1984-85 гг. Но кажется, уже до этого почему-то отказались от планов запускать летные макеты Бурана, а вместо них поставить на Энергию другую «болванку». Об этом в своих мемуарах пишет Губанов :
http://www.buran.ru/htm/36-3.htm


ЦитироватьПри планировании структуры ракеты, отправляемой в первый полет, довлела настойчивая мысль: что программа полета, а вслед за этим состав ракеты должны быть упрощены. Подсказывала логика экспериментальной отработки сложных технических систем, то есть поэтапный, с последовательным усложнением от этапа к этапу, подход к решению целевой задачи. Несложные выкладки на основе принципа наименьшего ущерба говорили за упрощенную нагрузку для первого полета.

Был разработан макет. Он представлял из себя цилиндр с оживальной носовой частью диаметром 4 м и длиной около 25 м. По внешним габаритам он был аналогом будущего грузового отсека. Макет был выполнен из толстолистовой стали. Внутренние переборки дополняли и набирали вес. Внутри макета - пустота. По программе полета он должен был приводниться вместе со второй ступенью "Энергии" в акватории Тихого океана.    

Однако наше мнение не сходилось с планами руководства министерства и Генерального конструктора В.П.Глушко. Они считали, что пуск следует завершить полетом реального или полуреального космического объекта.

В июле-августе 1985 г. О.Д.Баклановым и В.П. Глушко КБ "Салют" и заводом им. Хруничева была поставлена задача создания космического аппарата с необходимыми системами, обеспечивающими его вывод на орбиту и существование на ней в течение месяца, с возможностью проведения ряда экспериментов. Срок поставки на полигон не позднее августа 1986 г. Ответственные Д.А.Полухин и А.И.Киселев. Решено было в максимальной степени использовать изготовленные отсеки и приборный состав ТКС (транспортного корабля снабжения) и "Скифа-ДМ" (перспективного космического аппарата 100-тонного класса).

Вадим Лукашевич писал(а) :

ЦитироватьХотя возможна и такая последовательность:
001 - статическая машина, и сразу за ней делают габаритный макет
015,
002 - БТС,
003 -комплексный стенд ОК-КС,
004 - макет, но уже с "начинкой",
и далее по списку ( www.buran.ru/htm/chavo.htm ), в котором все равно пропущена позиция агента 007

В «Спэйсфлайте» за декабрь 1997 г. был еще такой список (но без указания источников):
0.01   :  ОК-М/ОК-МЛ1 (сейчас на площадке огневых испытаний  на Байконуре)
0.02   : ОК-ГЛИ    
0.03   : ОК-КС (комплексный стенд в РКК Энергия)
0.04   : ОК-МТ «Байкал» (сейчас в МЗК на Байконуре)
0.05   : ОК-ТВА
0.06   : ОК-ТВИ
011           : ?? (макет в парке им. Горького)
015           : ?? ("'set of structural fragments – thermovacuum tests")

В этом топике уже точно установлено, что Байкал - первоначальное название корабля 1К, т.е. «Бурана», так что в этом списке по крайней мере уже одна ошибка.

Вадим, насчет 0.03, возможно ли, что его сначала использовали для летных испытаний с 3М-Т, а потом переделали в комплексный стенд? По данным книги «Иллюстрированная энциклопедия самолетов ЭМЗ им. В.М. Мясищева» (том 3, часть 1) первые летные испытания 3М-Т с макетом ОК провидлись в марте 1983 г. именно с изделием 0.03. А в книге «РКК Энергия 1946-1996» пишут :
 «В августе 1983 г. в НПО Энергия был доставлен планер орбитального корабля для дооснащения и развертывания на его основе постояннодействующего комплексного стенда».

В энциклопедии ЭМЗ есть фотографии этих летных испытаний 3М-Т, планер там без плиток или окраски. Если речь идет об одном и том же планере, то потом в Энергии на него наклеили плитки или его покрасили (судя по фотографии комплексного стенда на обложке НК 7-2005).

Вадим Лукашевич писал(а) :

ЦитироватьГабаритный макет был доставлен на Байконур в декабре 1983.

Да, в «РКК Энергия 1946-1996» есть такие даты : ОК-МЛ1 доставили на Байконур в декабре 1983 г., а ОК-МТ в августе 1984 г (те же даты приводит и Урусов в НК 3-2004) . Но по данным энциклопедии ЭМЗ  первая транспортировка планера ОК на Байконур состоялась только в декабре 1984 г. , а изделие было 0.01...

Вадим Лукашевич писал(а) :

ЦитироватьВсе эти нюансы установить уже сложно или вообще невозможно - вряд ли где-нибудь сохранились документы (у разработчика - НПО "Молния" - уж точно нет), а пямять у людей со временем слабеет.

Да, если документы не сохранились, то, конечно, все...

Вадим Лукашевич

Спасибо, Барт, есть над чем подумать!

X

Кстати Вадим - кроме новых фотографий которые вы разместили на  http://www.buran.ru/htm/sk.htm#004 никакие другие из размещенных там ранее не открываются.

Вадим Лукашевич

Есть такое дело  :wink:
Эту страницу я делал еще до расширения места на сервере провайдера. Счас поправим
часть уже поправил - открываются фотографии стартового комплекса - теперь этот бардак можно разглядывать в деталях... :?

X


Bart Hendrickx

Поворотные башни стартовых комплексов Бурана были построены еще под Н-1 и были еще такими же высокими (145 м) когда стартовал Буран в 1988 году. Потом (не знаю точно когда) их укоротили примерно на 60 м.  А кто-нибудь знает почему это делали ? Могу только предположить, что это было связано с возможным использованием катапультных кресел при аварии на старте.
В книге «Многоразовый орбитальный корабль Буран» пишут следующее :  

ЦитироватьАварии на старте и первых секундах полета могут сопровождаться пожаром и взрывом РН, при которых экипаж должен быть удален на достаточно большое расстояние, безопасное (с учетом защитного снаряжения) по давлению во фронте ударной волны и по влиянию пожара, при этом траектория катапультирования должна иметь высоту, достаточную для облета башни обслуживания стартового комплекса (СК).

Для этого катапультные кресла должны были:
• иметь ракетный твердотопливный разгонный блок, обеспечивающий при авариях до контакта подъема дальность полета 500 м при высоте в вершине траектории до 300 м (этим решалась и задача пролета кресел на безопасном расстоянии от факела работающих двигателей РН при катапультировании в первой фазе ее полета);

• иметь с учетом возможного падения РН в условиях аварии после старта соответствующее регулирование траектории кресел по высоте (облет башни обслуживания) отклонением вектора тяги разгонного блока;

...Так что в принципе кресла должны были обеспечить облет 145-метровых башен, но, возможно, башни все равно решили укоротить по соображениям безопасности. Или есть другое объяснение?

X

Кстати очень подробные фотографии и самих катапультных кресел и скафандра "Стриж"тут
http://www.novosti-kosmonavtiki.ru/content/photogallery/gallery_030/index.html
Даже на Буран.ру таких нет,-кстати может стоит их там разместить???С согласия конечно "Новостей космонавтики".