"Энергия-Буран". Четверть века прошло...

Автор grach, 01.11.2013 18:45:48

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

спец


Павел73

Так это я и спрашиваю: для чего был нужен именно Шаттл, и ничто другое?
Будет не до космонавтики (С) Ронату.

спец

Матчасть. Изучайте матчасть.

спец

Попутно, Павел. Просто поговорка.
Кто сеет ненависть — пожнет скорбь.
Думайте. Пока есть время

Павел73

Я вам отвечу другой поговоркой - ни к селу, ни к городу.

Итак, какими же всё-таки настолько уникальными свойствами обладал Шаттл, что построить МКС без него было никак нельзя?
Будет не до космонавтики (С) Ронату.

Arzach

Захват манипулятора "Бурана". Не видел раньше, Оказывается, и тут конус.

Вы не можете просматривать это вложение.

Сергей Хижняк

Цитата: Павел73 от 24.05.2023 23:08:25Итак, какими же всё-таки настолько уникальными свойствами обладал Шаттл, что построить МКС без него было никак нельзя?
Насколько знаю - доставка крупногабаритных грузов. Плюс - неслабая грузоподъёмность. Если правильно помню, что-то типа 70% МКС доставлено Шаттлами. Вот тут более детально по грузам и людям. Статистика строительства, снабжения и посещения МКС. Там даже 87% по грузам на шаттлах.
А вообще-то Интернет нужен не только для того, чтобы задавать вопросы на форумах, но и (внезапно!) для того, чтобы самостоятельно искать интересующую Вас информацию.  :P

Павел73

Цитата: Сергей  Хижняк от 04.09.2023 17:17:05
Цитата: Павел73 от 24.05.2023 23:08:25Итак, какими же всё-таки настолько уникальными свойствами обладал Шаттл, что построить МКС без него было никак нельзя?
Насколько знаю - доставка крупногабаритных грузов. Плюс - неслабая грузоподъёмность. Если правильно помню, что-то типа 70% МКС доставлено Шаттлами. Вот тут более детально по грузам и людям. Статистика строительства, снабжения и посещения МКС. Там даже 87% по грузам на шаттлах.
А вообще-то Интернет нужен не только для того, чтобы задавать вопросы на форумах, но и (внезапно!) для того, чтобы самостоятельно искать интересующую Вас информацию.  :P
Так это означает, что МКС была построена под Шаттл. Протон Шаттлу по грузоподъёмности немногим уступает. А по цене - на порядок.
Будет не до космонавтики (С) Ронату.

Владимир Юрченко

Цитата: Павел73 от 04.09.2023 19:02:52МКС была построена под Шаттл.
Это даже не открытие Америки, это таблица умножения.

Nicolas Pillet

Цитата: Arzach от 04.09.2023 13:59:37Захват манипулятора "Бурана". Не видел раньше, Оказывается, и тут конус.
Вы не можете просматривать это вложение.

https://www.kosmonavtika.com/vaisseaux/bourane/visite/tsniirtk/tsniirtk.html

Arzach

Цитата: Nicolas Pillet от 04.09.2023 21:36:18
Цитата: Arzach от 04.09.2023 13:59:37Захват манипулятора "Бурана". Не видел раньше, Оказывается, и тут конус.
https://www.kosmonavtika.com/vaisseaux/bourane/visite/tsniirtk/tsniirtk.html

Спасибо. Весьма полезная ссылка.

АниКей

#511
Цитата: Шамс от 17.09.2023 02:15:16Близится 35-летие запуска Бурана.
РГАНТД планировал сделать виртуальную выставку, но не срослось, к сожалению.
Мне дали добро на большую, развернутую статью.
Отобрал 5 документов. Вопрос - что-нибудь из этого уже где-нибудь публиковалось?
У Лукашевича, например, или в книгах? Ну чтобы не повторяться.
В полном объеме эти доки, конечно же, опубликованы не будут.
Постараюсь, чтобы попало самое главное и интересное.


* F213_O5-1_D175-0001.jpg
355.02 КБ, 700x1061
просмотров: 7

* F213_O5-1_D265_L1.jpg
291.35 КБ, 700x1083
просмотров: 6

* F213_O5-1_D282_L1.jpg
248.51 КБ, 700x980
просмотров: 7

* F213_O5-1_D297_L1.jpg
348.5 КБ, 700x1069
просмотров: 7

* F213_O5-1_D298_L1.jpg
288.39 КБ, 700x1071
просмотров: 7
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей



Выставка к 35-летию полета «Бурана» открылась в старейшем авиакосмическом музее России


14.11.2023
Выставка к 35-летию полета «Бурана» открылась в старейшем авиакосмическом музее России
Выставка к 35-летию полета космического корабля «Буран» начала работать во вторник, 14 ноября. Об этом рассказала директор Центрального дома авиации и космонавтики ДОСААФ России Юлия Сигорская.


По ее словам, в 2023 году выставка называется «Люди «Бурана»». Экспозиция посвящена не просто полету космического корабля, уточнила директор ЦДАиК.


«Буран» создавали более 2 млн человек: инженеры, конструкторы, технологи, а также чиновники. Мы говорим не о биографии этих людей, а даем прямую речь специалистов и их роль в проекте», — подчеркнула в беседе с ТАСС Сигорская.


Экспозиция находится в зале космонавтики ЦДАиК. Здесь же расположена единственная в мире тренажерная кабина «Бурана». На ней весь экипаж отрабатывал полетное задание, уточняет агентство. Вокруг кабины размещены мольберты с фотографиями и историями людей, которые создавали проект.
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей


rg.ru

В огне не горит. В Москве показали уникальное покрытие космического корабля "Буран"


Плитка, которой был обшит корпус height=100%
Плитка, которой был обшит корпус "Бурана", способна выдерживать температуру до 1300 градусов по Цельсию. / Артем Локалов
15 ноября 1988 года состоялся полет советского космического корабля многоразового использования "Буран". Этот полет стал триумфом отечественной космической программы. И ее лебединой песней - больше "Буран" так и не взлетел, а после того, как прекратил существование Советский Союз, закрыли и эту космическую программу.
А 35 лет назад, когда "Буран" дважды облетел Землю и совершил первую в истории автоматическую посадку крылатого космического аппарата на космодроме Байконур, казалось, все только начинается. Точнее, продолжается, ведь в программе "Энергия" - "Буран", которая стартовала в 1970-х, было задействовано около двух миллионов человек и более тысячи предприятий Советского Союза.
В новой России посчитали, что обслуживание "Буранов" - а всего было создано три корабля - будет слишком затратно. Такой "грузовик" разрабатывался, в первую очередь, для военных, но им в начале 1990-х, как и всей стране, стало не до космоса.
А ведь отработка элементов системы "Бурана" продолжалась круглосуточно около 1600 суток, для космического корабля было создано около 40 принципиально новых материалов. Например, защита "Бурана" состояла из отдельных элементов - плиток, которые изготавливали из особо чистых кварцевых волокон с наружным стекловидным покрытием. Их приклеивали к корпусу "Бурана": такая "чешуя" позволяла сохранить корабль невредимым под воздействием высоких температур.
Триумф и трагедия
В коллекции Центрального дома авиации и космонавтики есть несколько таких плиток. Корреспондент "Родины" поучаствовал в эксперименте: в течение нескольких секунд плитка нагревалась при помощи газовой горелки. И если ее центр какое-то время оставался горячим, то температура по краям была почти неизменной, что позволяло держать плитку при нагреве горелкой в руке.
- Плитка состоит из пяти процентов вещества, но это очень сложная структура, которая образуется за счет спекания, - говорит Андрей Афанасьев, участник проектирования аэродинамических поверхностей "Бурана". - Волокна спутаны и перекрещиваются, к тому же в этих перекрестиях они спаяны. Этого добивались при помощи специальных присадок. Потом плитку покрывали специальной глазурью и приклеивали фетр. И обязательно оставляли своеобразный поясок. Он был необходим, чтобы выравнивалось давление при полете в космос, а плитка не разрушилась.

Кабина тренажера космического корабля "Буран" в Центральном доме авиации и космонавтики Фото: Артем Локалов
Сейчас такая плитка не используется, потому что она слишком хрупкая. Но на основе технологии огнезащиты - а черная плитка способна выдерживать до 1300 градусов по Цельсию - продолжаются современные разработки.
Белая плитка закрывала верхнюю часть "Бурана" - там, где нагрев меньше. Когда объект в космосе, он нагревается от Солнца. И чтобы регулировать внутренний нагрев, корабль мог поворачиваться к Солнцу либо белой, либо черной стороной.
- Плитки делились на регулярные, нерегулярные и особые - по краям люка, кабины, крыльев. Я как раз занимался математикой аэродинамических поверхностей и раскроем плиток на краях "Бурана", - отмечает Афанасьев.

Андрей Афанасьев занимался математикой аэродинамических поверхностей "Бурана". Фото: Артем Локалов
Директор Центрального дома авиации и космонавтики Юлия Сигорская считает, что 15 ноября 1988 года по своей значимости сопоставимо с 12 апреля 1961-го:
- Программа "Энергия" - "Буран" была настолько грандиозной, что ничего подобного в истории не сделано до сих пор. Об этом надо знать и помнить. Если этого не будет, мы не двинемся дальше. У нас в музее мы каждый день встречаем много детей. Для них слово "Буран" ничего не значит. Я уж не говорю про то, что у этого космического корабля был самый мощный двигатель, что это был единственный автоматизированный полет... Но при этом все дети знают, кто такой Илон Маск, знают про Space X, считают, что главная космическая держава - США, что американцы первыми высадились на Луну. Правда, 95 процентов детей знают, что первым человеком в космосе был Юрий Гагарин. Пока знают. Потому что пять процентов растерянно реагируют на вопрос, кто стал первым человеком в космосе. Про первый спутник, первую женщину в космосе спрашивать бесполезно. И про наш современный космос - тоже.
Беседа с испытателем Владимиром Щербинским, прошедшим полный курс советской лунной программы
Это связно с тем, что в какой то момент космос ушел из жизни страны, уверена Юлия Сигорская. При том, что сейчас нашу жизнь невозможно представить без беспилотных систем:
- Они ведь применяются не только в военных целях. "Буран" тоже создавался, прежде всего, в интересах военных. Беспилотники сегодня не обязательно авиационные, но и наземные. Но венцом всех был и остается "Буран".
Программа "Энергия" - "Буран", как уже отмечалось, затрагивала тысячи людей. Было бы странно, не окажись в ней неожиданного поворота. Так, например, во Всесоюзном исследовательском институте авиационных материалов работал Сергей Летов, старший брат известного музыканта, создателя группы "Гражданская оборона" Егора Летова.
- В конце 1980-х мы не были знакомы, я познакомился с Сергеем недавно - на концерте, который давал Летов, - рассказывает Андрей Афанасьев. - Пообщались. В 1990-х у Сергея уже была готова диссертация, но он оставил космическую отрасль и ушел в музыку. У него есть и музыкальное образование. Профессионал в духовых инструментах, играет на них великолепно!
...И все-таки жаль, что песня "Бурана" оказалась такой короткой.
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей


rg.ru

Триумф и трагедия "Бурана". Когда вернется на орбиту русский шаттл
Наталия Славина

Сегодня 35 лет, как космический корабль "Буран" совершил свой полет. Впервые в мире советский шаттл приземлился на ВПП в автоматическом режиме. Это стало сенсацией. Американские челноки до последнего садились только в ручном. Почему триумфальный старт оказался единственным? Об этом "РГ" беседует с ведущим конструктором многоразового ракетно-космического комплекса "Энергия-Буран" Владимиром Бугровым.

Владимир Евграфович, 205 минут полета, два витка вокруг Земли и свыше 600 разработанных новейших технологий... А кому впервые пришла в голову идея объединить самолет и ракету?
Владимир Бугров: Еще Цандеру и Королеву. Мечтая о межпланетных полетах, они видели космический корабль крылатым, использующим не только ракетный двигатель, но и подъемную силу крыла. Сергей Королев уже в 1933 году в ГИРДе установил ракетный двигатель на планер. Создал первый пилотируемый ракетоплан.
Почему тогда первые шаттлы появились не у нас?
Владимир Бугров: Такая задача не ставилась. В 1953 году Королева назначили главным конструктором не только межконтинентальных баллистических, но и крылатых ракет. Всего за год он провел проектную разработку, начал изготовление и подготовку к испытаниям. А потом, оценив всю сложность работы по двум направлениям, передал техническую документацию Лавочкину. В ОКБ-301 первую крылатую ракету назвали "Буря". Она превосходила американскую "Навахо". Прорабатывались варианты с пилотируемой и возвращаемой второй ступенью. Я прошел ее от осевой на кульмане и до закрытия. Однако Королев доказал сам себе: ракета Р-7 ("семерка") как оружие эффективнее "Бури". И работы по "Буре" прекратили.
205 минут полета, два витка вокруг Земли и свыше 600 разработанных новейших технологий
И все-таки позже "Бураном" пришлось заняться по политическим соображениям?
Владимир Бугров: Да. "Буран", как и заокеанские шаттлы, был предназначен не для того , чтобы выводить, а для того, чтобы спускать с орбиты грузы. Американцы, затевая "звездные войны", собирались возвращать для профилактики военные спутники. Но их ресурс со временем увеличился, и возвращать на Землю устаревший за десять лет аппарат оказалось глупостью. В то время именно неизвестность будущих задач американского шаттла обусловила решение наших стратегов обеспечить аналогичные возможности для адекватного ответа будущим вызовам вероятного противника.
Писали, что точность приземления "Бурана" сразила всех наповал?
Владимир Бугров: Не писали другое. При выходе в контрольную точку с высоты 20 км "Буран" вдруг сделал неожиданный разворот. Все в шоке: разобьется?! Но оказывается, автоматика выбрала самую оптимальную траекторию. Отклонение от осевой линии - всего 3 метра.
Так почему тот полет стал единственным?
Начался уникальный
Владимир Бугров: Чтобы сделать корабль рентабельным, надо было спускать на Землю 20 тонн грузов не меньше четырех раз в год. Но ни Академия наук, ни военные не могли придумать такой грузопоток в 80 тонн с орбиты. И замыслов таких не было.
Говорят, с помощью "Бурана" мы могли станцию "Мир" спустить с орбиты?
Владимир Бугров: В грузовой отсек поместился бы любой модуль "Мира", затопленного в 2001 году. Но на тот момент станция успешно работала. Мне официально поручали заниматься целевым использованием "Бурана". И среди большого перечня задач я не обнаружил ни одной, которую нельзя было бы успешнее решить на одноразовом носителе.
До сих пор есть предложения о возвращении к проекту "Буран".
Владимир Бугров: Нет, прежний "Буран" не имеет смысла. Хотя интерес к нему понятен, ведь в нем заложены фундаментальные научно-технические решения. Но уместнее вспомнить об альтернативе "Бурану" - воздушно-космическом самолете (ВКС) по проекту Павла Цыбина.
Что за проект? Я, если честно, впервые слышу.
Владимир Бугров: Не только вы. Цыбин друг Королева еще по планерам, один из его замов. До 1982 года был главным конструктором корабля "Буран". В 1985 году Павел Владимирович познакомил меня с проектом гиперзвукового самолета на многорежимном двигателе, который работает и в атмосфере, и в космосе. Взлет и возвращение с орбиты - на аэродром. Масса полезного груза - 25 тонн на орбите высотой 200 км. Преимущества перед "Бураном"? Более оперативное использование, серьезное сокращение расходов за счет отказа от ракеты и полной многоразовости. Я написал тогда письмо генсеку Горбачеву, и он поддержал проект. Решение было подтверждено двумя постановлениями правительства, а также техзаданием минобороны. Если бы не перестройка, судьба ВКС могла сложиться по-иному.
И какая польза может быть от этого проекта сегодня?
Владимир Бугров: Решение вернуться к проекту ВКС было бы оправданным. Естественно, с учетом новых задач и технологических возможностей. Эта многоразовая машина могла бы в перспективе заменить "Союз", да и грузовик "Прогресс".
И куда мог бы летать такой суперсамолет? На орбитальную станцию?
Владимир Бугров: А это уже к тому, куда и зачем вообще летать космонавтам. Для Сергея Королева, допустим, ответ был ясен: главным его замыслом, утвержденным двумя постановлениями правительства, была экспедиция на Марс.
На днях генконструктор РКК "Энергия" Владимир Соловьев сказал: "Хотите вы или не хотите, но на Марс-то мы обязательно полетим".
Владимир Бугров: Марс - это конечная цель пилотируемой космонавтики. Поэтому страна, осуществившая экспедицию на Красную планету, навсегда останется величайшей космической и инженерной державой.
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

msk.kprf.ru

КПРФ Москва — Официальный сайт Московской городской организации КПРФ

«Буран»: подвиг и предательство

35 лет назад, 15 ноября 1988 года, советская ракета-носитель «Энергия» вывела на околоземную орбиту космический корабль многоразового использования «Буран». В тот исторический период советский космический аппарат стал самой сложной машиной, когда-либо созданной человечеством. И созданной притом силами исключительно отечественных конструкторов, опирающихся на технологический потенциал и практический опыт, накопленные советской наукой в течение десятилетий!

Цитировать
Спойлер
Причины, побудившие советское руководство начать разработку столь сложного космического изделия, традиционно кроются в военно-политической плоскости. Дело в том, что в США, начиная со второй половины 1960-х годов, сделали ставку на разработку более дешёвого транспорта для вывода на орбиту людей и грузов, чем основная ракета-носитель «Сатурн-5». Обобщая успешный опыт «лунной программы», реализация этой задачи виделась в создании корабля многоразового использования.
Анализируя имеющиеся наработки и технические характеристики американского челнока, а также сопоставив эти данные с характеристиками советских спутников и орбитальных станций серии «Алмаз», советское руководство пришло к выводу, что «Спейс шаттл» технически может быть применён для их захвата и вывода с орбиты в грузовом отсеке корабля. Этот вывод косвенно подтверждался ещё и тем обстоятельством, что в американском проекте, помимо НАСА, самое непосредственное участие принимали военные. В частности, именно от министерства обороны США «почему-то» поступил раздел техзадания на расширение грузового отсека проектируемого шаттла, хотя, по идее, вопросы вывода грузов на орбиту должны были озадачивать именно специалистов НАСА, но никак не военных.
Кроме того, существовала гипотетическая вероятность размещения на борту перспективного космического корабля ядерного вооружения. А ввиду того, что в США регулярно высказывались аналогичные опасения в отношении советских космических аппаратов, подобные обстоятельства отнюдь не добавляли обоюдного доверия.
Так или иначе, но разработка многоразовой транспортной космической системы «Энергия» — «Буран» началась в Советском Союзе в 1974 году. Ко времени же строительства в США в 1976 году аналога челнока для испытательных полётов «Энтерпрайз» в СССР окончательно убедились в правильности вывода, что оставлять этот проект нельзя не только без внимания, но и без соответствующего ответа. Разработка советского аналога космического челнока была окончательно переведена в практическую плоскость.
Специально для создания системы «Энергия» — «Буран» было образовано научно-производственное объединение «Молния», а его генеральным директором был назначен Г.Е. Лозино-Лозинский, занимавшийся до этого разработкой аэрокосмической системы «Спираль», о которой тоже следует сказать несколько слов.
Дело в том, что проект «Энергия» — «Буран» не носил характер экспромта. Предшественником космического корабля многоразового использования «Буран» как раз и был воздушно-орбитальный самолёт «Спираль». Ведь с появлением спутников сразу же возник вопрос, как им противодействовать, включая возможность их уничтожения. Было очевидно, что «гонка вооружений» вполне актуальна и для космоса.
В связи с этим крайне интересно авторитетное мнение Владимира Григорьевича Казакова, возглавлявшего управление по контролю качества продукции в министерстве авиационной промышленности в годы реализации проекта. Он отмечает: «Американцы начали строить космический перехватчик-разведчик-бомбардировщик X-20 Dyna-Soar, мы в 1960-х годах в ответ начали разрабатывать авиационно-космическую систему «Спираль». Система состояла из орбитального самолёта, который должен был выводиться в космос гиперзвуковым самолётом-разгонщиком, а затем ракетной ступенью на орбиту. Проект был фантастичен по конструкторской смелости и дальновидности. Но, несмотря на достигнутые успехи, его вскоре сочли морально устаревшим. В 1973 году проект «Спираль» был свёрнут. В Советском Союзе начались масштабные работы по созданию более современной и казавшейся более перспективной многоразовой авиационно-космической системы «Энергия» — «Буран». По своим техническим характеристикам она должна была не только сравниться с американской системой «Спейс шаттл», но и превзойти её!»
И эта задача была с честью выполнена советскими учёными, хотя правильнее было бы сказать: всем советским народом. Ведь к разработке изделия было подключено 70 министерств и ведомств, 1286 предприятий и около 1 миллиона человек, а тем или иным косвенным образом над проектом совокупно трудились до 3,6 миллиона человек: от инженеров-проектировщиков до представителей гражданских профессий с приставкой «спец» — лаборантов, водителей, курьеров и документоведов.
Весьма иллюстративен пример участия в проекте НИИ «Графит», которому были поручены работы над принципиально новым типом теплозащитного материала. Главный конструктор НПО «Молния» Г.Е. Лозино-Лозинский поставил задачу создать материалы для диапазона температуры от — 130 до 1650 °C. Теплозащита «Бурана» должна была сохранять свою форму и геометрические характеристики, обладая при этом минимальной теплопроводностью и максимальной прочностью.
Выполняя поставленную задачу, институт приступил к разработке углерод-углеродных композиционных материалов (УУКМ) для ракетно-космической техники. Их модификацию было решено использовать для частей корабля, наиболее подверженных нагреву, — носового обтекателя фюзеляжа и передних кромок крыла, формой напоминавших калоши (так их неофициально и стали называть).
Специалисты НИИ «Графит», Всесоюзного НИИ авиационных материалов и НПО «Молния» разработали материал гравимол (по первому слогу от «Графит», ВИАМ и «Молния»). Этот принципиально новый материал обладает уникальными свой�ствами: способен выдерживать температуру больше 1500 °C и устойчив к окислению. Как следовало из техзадания, многоразовому челноку предстояло во время схода с орбиты проходить на гиперзвуковой скорости через плотные слои атмосферы. Чтобы важные элементы конструкции «Бурана» не прожгла плазма, их требовалось защитить надёжными «доспехами». Для решения этой задачи и были созданы сверхлёгкие плитки из гравимола, каковых на «Буране» было установлено порядка 38 тысяч единиц. Плитки точно повторяли контур фюзеляжа и крыла. Они приклеивались к корпусу челнока через особую фетровую подложку.
Параллельно с гравимолом разрабатывалось принципиально новое оборудование, например электронная вакуумная печь ЭВП3500, создавались технологии текстильного производства. Процесс получения готовых изделий был крайне трудоёмким: впервые отрабатывались разные режимы пропитки, термообработки.
Кибернетический компонент традиционно принято считать «слабым звеном» в советской промышленности. Но при работе над проектом «Энергия» — «Буран» было создано ни много ни мало новое программное обеспечение! Оно разрабатывалось в Научно-производственном центре автоматики и приборостроения имени академика Пилюгина и в Институте прикладной математики имени Келдыша. Более того — для космической программы была создана целая серия управляющих компьютеров. Объём программного обеспечения составил фантастические для того времени 100 мегабайт.
Стоит подчеркнуть, что советские инженеры-конструкторы не ставили перед собой принципиальной задачи линейного технического копирования американского шаттла, как это, например, имело место при проектировании советского стратегического бомбардировщика Ту-4, воспроизведённого по методу «обратной разработки» на основе американской машины В-29. Речь шла о создании именно отечественного аналога, притом обладающего превосходящими тактико-техническими характеристиками по отношению к американской разработке.
Кроме того, повторить конструкцию «Спейс шаттла» в условиях наклонения «Байконура» было технически невозможно, равно как и твердотопливные ускорители, которые в советской космонавтике не применялись. Первая ступень советской ракеты-носителя была керосин-кислородной. Советские водородные двигатели РД-0120 также больше и мощнее двигателей американского челнока RS-25, что объясняет их отсутствие на самом «Буране» и наличие на второй ступени ракеты-носителя. И хотя в  итоге они оказались одноразовыми, в условиях задач миссии «Бурана» это не было критично. Зато в Советском Союзе удалось разработать ракету-носитель «Энергия», способную выводить на орбиту до 100 тонн полезной нагрузки!
Непосредственное конструирование «Бурана» осуществлялось на Тушинском машиностроительном заводе. Размеры корабля составляли: длина — 36 м, высота — 16 м, размах крыла — 24 м. Причём, помимо самого челнока, в строй был введён специальный испытательный борт — пилотируемый аналог челнока БТС-02 ОК-ГЛИ. Это был орбитальный корабль для горизонтальных лётных испытаний. Аббревиатура расшифровывалась как «большой транспортный самолёт-второй». Из-за режима секретности он также обозначался как изделие 11Ф35.
Это был полноразмерный самолёт-аналог космического корабля «Буран». На нём отрабатывались в атмосфере схема захода на посадку и сама посадка, включая автоматический режим. Внешне он ничем не отличался от «Бурана», размеры были аутентичны, аэродинамика — тоже. Отличие заключалось лишь в том, что на нём были установлены двигатели АЛ-31 от Су-27, которые позволяли самолёту-аналогу взлетать. Пилотировал этот аппарат, являвшийся, по сути, воздушной лабораторией, М.О. Толбоев, заслуженный лётчик-испытатель Российской Федерации, генерал-майор, доктор технических наук, Герой Российской Федерации.
Как свидетельствует М.О. Толбоев, «всего было выполнено 24 испытательных полёта. <...> Корабль изучали в НПО «Молния», ракету-носитель — в Королёве. При этом у каждого была ещё и своя программа испытательных работ».
Для посадки корабля «Буран» была специально оборудована усиленная взлётно-посадочная полоса на аэродроме «Юбилейный» космодрома «Байконур». Помимо этого, были оборудованы и резервные посадочные полосы, причём не только в СССР, но и на территориях дружественных стран.
«В Симферополе, в Крыму и в Хороле, в Приморском крае. На случай вынужденной посадки были также усилены ВПП ещё на четырнадцати аэродромах, в том числе на Кубе, в Анголе и Ливии. На все эти аэродромы по трассе мы летали на самолёте Ту-154, который был оборудован под летающую лабораторию и имитировал «Буран». На нём мы отрабатывали систему автоматического управления и посадки челнока. Все служащие аэродромов выходили смотреть на посадку, которая точно повторяла траекторию снижения «Бурана». По сути, это было падение с высоты 12 тысяч метров. Боковые двигатели мы переводили в режим реверса. Самолет шёл по крутой глиссаде практически вертикально, и только на высоте 450 метров, перед самым касанием ВПП, мы его выравнивали, переводили в горизонтальный полёт, и шасси касались бетона», — отмечает М.О. Толбоев.
15 мая 1987 года состоялись испытания первого образца ракеты-носителя «Энергия». Поскольку «Буран» ещё не был готов, для первого испытательного запуска было решено использовать динамический макет боевой лазерной платформы «Скиф», получившей обозначение «Полюс». Ракета отработала без всяких замечаний, но «Полюс» не вышел на орбиту из-за программной ошибки, в результате которой он затормозил вместо разгона до орбитальной скорости и упал в Тихий океан. Тем не менее в рамках основной цели испытательного пуска это был безусловный успех: ракета-носитель «Энергия» показала свою готовность к выводу тяжёлого космического корабля на орбиту.
Первый запуск в рамках проекта «Энергия» — «Буран» был запланирован на 29 октября 1988 года. Однако в 06.24 по московскому времени, когда предстартовый отсчёт показывал уже меньше минуты до запуска, старт был вдруг прерван автоматикой. Оказалось: блок приборов платформы прицеливания не отошёл от ракеты, что и вызвало остановку пуска. Запуск отложили на 17 дней, несмотря на риск упустить благоприятные для старта погодные условия (отсутствие облачности и сильного бокового ветра).
К 15 ноября «Энергия» с «Бураном» на борту снова была готова к запуску. На этот раз весь отсчёт прошёл по плану, за исключением погоды. Руководству запуском под роспись было передано штормовое предупреждение: туман с видимостью 600—1000 м и низкая облачность, юго-западный ветер 9—12 м/с с порывами до 20 м/с, а на корабле, кроме всего прочего, было обнаружено обледенение с толщиною льда 1—1,7 мм. Драматизм обстановке придавал тот факт, что в похожих погодных условиях погиб шаттл «Челленджер» менее 3-х лет назад...
Но, как отмечалось выше, «Буран» не имел твердотопливных ускорителей (приведших тогда к катастрофе в США), да и запуск опасно было откладывать, так как существовал риск, что руководство страны, взявшее курс на «новое мышление» во внешней политике, может его и вовсе отменить. Поэтому было принято решение корабль всё-таки запустить. И этот запуск оказался триумфальным!
15 ноября 1988 года состоялся первый в истории человечества полёт космического корабля в беспилотном режиме с использованием бортового компьютера и бортового программного обеспечения. Через 205 минут, совершив два витка вокруг Земли, челнок впервые в мире в автоматическом режиме приземлился на полосе аэродрома «Юбилейный» космодрома «Байконур». Как и у «Спейс шаттла», вход «Бурана» в атмосферу происходил с большим креном по зигзагообразной траектории. Это делалось для снижения подъёмной силы крыльев, что требовалось для быстрого прохождения верхних слоёв атмосферы, в которых корабль оказывался в окружении высокотемпературной плазмы и мог попросту «перегреться».
Посадка также прошла успешно, хотя и не без неожиданностей: после прохождения участка плазмообразования на высоте в 50 км «Буран» снова установил связь с Землёй и получил данные о погоде над аэродромом: сильный ветер в 15 м/с с порывами до 20 м/с. В таких условиях бортовой компьютер принял решение о заходе на полосу с противоположной стороны. Выполнив для этого резкий манёвр, незадолго до посадки, корабль оказался над приёмными станциями и был ими потерян, пилот МиГ-25 М.О. Толбоев, сопровождавший корабль при взлёте и посадке, также утратил визуальный контакт с «Бураном» в облаках. В течение нескольких секунд отсутствия связи с кораблём в ЦУПе даже возникло предложение воспользоваться аварийной системой подрыва «Бурана», но заместитель главного конструктора Степан Микоян предложил немного подождать. И вскоре корабль был снова обнаружен М.О. Толбоевым на высоте 8 км заходящим на посадку.
После столь триумфального запуска советского челнока в космос многие в мире (не только в СССР!) с уверенностью заговорили о предстоящих пилотируемых полётах. Но «Буран» больше в космос так и не поднялся. Проводивший политику односторонних уступок коллективному Западу М.С. Горбачёв отправил «под нож» львиную долю советских перспективных разработок не только в сфере ВПК, но и в других высокотехнологичных отраслях.
Программу «Энергия» — «Буран», ориентированную на долгосрочную и весьма перспективную конкуренцию с США в освоении космоса, постигла та же участь. С многоразовым орбитальным кораблём, над которым трудились миллионы человек в течение 12 лет, было покончено одним росчерком пера: в 1991 году работы по проекту были приостановлены, а 25 мая 1993 года —  окончательно свёрнуты.
Летавший в космос образец космического корабля долгое время пылился в монтажно-испытательном корпусе (МИК) на космодроме «Байконур». Новой российской власти до него не было никакого дела. И 12 мая 2002 года случилась подлинная трагедия.
В ходе производившихся на крыше ремонтных работ произошло обрушение трёх из пяти пролётов МИКа. Погибли восемь рабочих. Были уничтожены обломками крыши сам «Буран», блоки ракеты-носителя «Энергия» и его демонстрационный образец.
Главный герой блестящего космического полёта 1988 года не сохранился даже в виде памятника самому себе. Восстановлению корабль не подлежал, был распилен и продан на металлолом.
Незавидна судьба и его собратьев. Второй образец, которой должен был носить имя «Буря» и был практически подготовлен к космическому полёту, так и остаётся на космодроме «Байконур», причём права на него заявила казахская частная компания.
Третий экземпляр, который планировали назвать «Байкал», в недостроенном виде долгие годы оставался в цехах уже не действующего Тушинского машиностроительного завода. Позже он был передан на реставрацию в город Жуковский в качестве музейного экспоната. Но отреставрирован не был и в итоге стал собственностью частного музея техники Вадима Задорожного. На данный момент он остаётся в плачевном состоянии.
Четвёртый и пятый экземпляры только начинали строиться и были в итоге разобраны в цехах Тушинского машиностроительного завода.
Один из полноразмерных испытательных макетов «Бурана» долгое время развлекал публику в парке им. М. Горького, а сейчас находится на ВДНХ. Второй был продан в Германию и экспонируется в музее. Третий в итоге оказался в образовательном центре «Сириус» в Сочи. Четвёртый находится в качестве экспоната на космодроме «Байконур», и ему придали внешнее сходство с летавшим в космос челноком. Есть ещё несколько полных или частичных испытательных макетов, часть их находится в России, часть — объявлена собственностью Казахстана.
Всего к началу 1992 года на проект «Энергия» — «Буран» за 16 лет было потрачено 16,4 миллиарда советских рублей (порядка 2,5 триллиона рублей в нынешних ценах), а созданная в ходе разработок инфраструктура позволяла бы запускать по кораблю раз в 2 недели. В «Буране» также было применено 400 новых изобретений. Часть из них, увы, безвозвратно утеряна, часть — беспрепятственно утекла за рубеж в период «лихолетья 1990-х». Но даже сегодня наследие «Бурана» как детища советской космической программы — лучшей и наиболее эффективной программы в мире — позволяет современной России сохранять свои позиции в числе ведущих космических держав мира.
[свернуть]

Николай ПАРХИТЬКО, кандидат исторических наук, доцент РУДН.
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

https://ria.ru/20231115/buran-1909496030.html?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch%3Ftext%3D
Испытатель привел "Энергию-Бурана" как пример организации программы
Сорокин: организаторам программ в России следует брать пример с "Энергии-Бурана"
Спойлер

Советская многоразовая транспортная космическая система Энергия - Буран - РИА Новости, 1920, 15.11.2023
© РИА Новости / Александр Моклецов
Перейти в медиабанк
Советская многоразовая транспортная космическая система "Энергия - Буран". Архивное фото
МОСКВА, 15 ноя – РИА Новости. Программа создания космолета "Буран", совершившего единственный полет 35 лет назад, должна стать примером по уровню организации для подобных масштабных проектов в современной России; затрачено на программу многоразовой космической системы было вовсе не колоссальное количество средств по меркам советской экономики, рассказал РИА Новости ветеран Космических войск, член-корреспондент Российской академии космонавтики, заслуженный испытатель космической техники полковник в отставке Сергей Сорокин.
Первый и единственный полет советского орбитального корабля "Буран", созданного в ответ на американскую программу Space Shuttle, состоялся 15 ноября 1988 года. Он на ракете сверхтяжелого класса "Энергия" без экипажа стартовал с космодрома Байконур, совершил два витка вокруг Земли и в автоматическом режиме с высокой точностью приземлился на специально построенном для этого аэродроме Юбилейный.
Грузовой корабль Прогресс МС - РИА Новости, 1920, 10.11.2023
Грузовик "Прогресс" увел МКС от столкновения с космическим мусором
10 ноября, 18:23


В микроскоп не видно
"Был такой министр в министерстве общего машиностроения Олег Дмитриевич Бакланов. Он назвал цифру 14,1 миллиарда рублей. Это на всю программу. А теперь посчитайте, если программа началась с выхода постановления в 1976 году, эти деньги были потрачены за 12 лет. В сравнении с валовым внутренним продуктом, который был в Советском Союзе тогда, в микроскоп не видно эти затраты", - сказал Сорокин.



В то же время, по его словам, над созданием "Бурана", ракеты "Энергия" и всей необходимой инфраструктуры работали примерно 2,5 миллиона человек из более чем 1,3 тысячи предприятий и организаций, 86 министерств и ведомств СССР.
За это время в стране появились около 2,5 тысяч различных технологий, были разработаны новые материалы, специально для перевозки космоплана был построен самый крупный в мире самолет – Ан-225, напомнил Сорокин. Посадку космического корабля в автоматическом режиме тогда удалось реализовать впервые, а США смогли повторить ее только на уже современном орбитальном самолете Х-37, подчеркнул он.
Именно на ракете "Энергия" появились зачатки многоразовости. Двигатели боковых блоков РД-170 (прародители знаменитых современных РД-180 и РД-181) были сертифицированы для десятикратного использования.
Испытатель космической техники отметил, что для "Энергии" в Советском Союзе была отработана технология производства и эксплуатации жидкого водорода в больших количествах – в блок Ц ракеты заправляли 100 тонн этого взрывоопасного ракетного горючего.
Международная космическая станция - РИА Новости, 1920, 09.11.2023
Эксперт рассказал, когда разработают правила космического движения
9 ноября, 03:40


Образец для подражания
"Сама программа была уникальной, поскольку такое количество предприятий разношерстных было привлечено к выполнению работ. И все они работали в едином ключе. То есть организационно-технические мероприятия были сделаны просто великолепно. Были трудности, безусловно, но они преодолевались... А вот когда говорят, что там триллионы были потрачены... Наоборот, надо смотреть на это как на образец выполнения колоссальных программ. А теперь оглянитесь, допустим, на Восточный. Сколько лет там строительство идет? Больше десяти уже", - обратил внимание Сорокин.

По его словам, организация такого сложного процесса сегодня никем не повторена.
Ветеран Космических войск выделил работу военных строителей, которые возводили стартовые сооружения и всю инфраструктуру для подготовки ракет и космолетов к пуску. Впервые построен универсальный стенд-старт, который можно было использовать как для проведения достартовых испытаний, так и для запуска беспилотных носителей.
На модернизированном после лунной программы Н-1-Л3 стартовом комплексе предполагалось, что в случае аварийной ситуации космонавты просто выйдут из кабины и по специальной трубе-склизу, "как на санках" переместятся на безопасное расстояние, напомнил Сорокин.
Спутник на фоне планеты - РИА Новости, 1920, 09.11.2023
Эксперт рассказал, как произойдет объединение спутников разных стран
9 ноября, 03:42

Кроме того, военными строителями была разработана специальная программа, распределявшая 800-850 вагонов, ежедневно приходивших на космодром, по тем объектам, где проводились работы.

Испытатель космической техники указал и на то, что полет "Бурана" подтвердил правильность идеи разнести системы управления ракеты и корабля. Причем система на корабле оказалась настолько умной, что приняла решение заходить на посадочную полосу с другой стороны, когда в нее были введены данные о состоянии погоды на посадочном комплексе орбитального корабля.

Разбросаны по миру
Полет в ноябре 1988 года стал единственным для "Бурана" и уже вторым (и последним) для ракеты "Энергия". В мае 1987 года она вывела на орбиту динамический макет боевого лазера "Скиф", также известный, как аппарат "Полюс". Ракета отработала успешно, однако сам аппарат после отделения из-за ошибки в электрической схеме развернулся на нерасчетный угол. В результате "Скиф" вместо того, чтобы с помощью собственного двигателя выйти на заданную орбиту, затормозил, сошел с орбиты и упал в Тихий океан.
Официально программа "Энергия-Буран" не закрыта. Это подтвердила в 2020 году экс-руководитель НПО "Молния" Ольга Соколова. По ее словам, на предприятии документов по закрытию проекта нет. Как объяснил тогда РИА Новости историк космонавтики Вадим Лукашевич, дело в том, что на сворачивание программы нужны были средства, которых тогда просто не было. Кроме того, раз программа была инициирована постановлением Совета министров ЦК КПСС, то и закрыть его могло только распоряжение такого же уровня.
Первая летная ракета Ангара-А5 для Восточного проходит контрольные испытания - РИА Новости, 1920, 03.11.2023
"Роскосмос" приступил к финальным испытаниям первой ракеты "Ангара-А5"
3 ноября, 18:06

Единственный "Буран", который совершил полет, был разрушен в 2002 году после обвала крыши монтажно-испытательного корпуса на Байконуре. Второй летный образец находится там же в монтажно-заправочном корпусе.

Третий собранный корабль стоял в подмосковном Жуковском, но в 2022 году был куплен Вадимом Задорожным и перевезен в его музей техники на территории кинокомплекса "Военфильм-Медынь". Четвертый долгое время не был достроен, но впоследствии его укомплектовали и поставили в Парке Горького, а несколько лет назад переместили на ВДНХ.
Кроме того, были построены около десятка макетов для различных испытаний. Два из них на Байконуре – один в музее, а другой в монтажно-заправочном комплексе вместе с вторым летным кораблем.
Самолет-аналог ("Буран" с авиационными двигателями, на котором отрабатывалась автоматическая посадка) находится в техническом музее в германском Шпайере. Также были созданы несколько стендов для испытания различных систем корабля. Из них больше всего на полноценный корабль похож электрический стенд, который сейчас находится в парке Сириус в Сочи.
[свернуть]
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

Замруководителя полета "Бурана" рассказал, почему США отказались от шаттлов
https://ria.ru/20231115/buran-1909497310.html?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop
МОСКВА, 15 ноя - РИА Новости. США отказались от многоразовых космических кораблей, потому что большой грузопоток на орбитальные станции и обратно на Землю не сформировался, к тому же их полеты оказались недостаточно выгодными и безопасными, как изначально ожидалось, рассказал РИА Новости заместитель руководителя полета орбитального корабля "Буран" по автоматизированной системе управления полета (АСУ) Сергей Цыбин.
Спойлер
Пятнадцатого ноября исполнилось 35 лет со дня первого и единственного автоматического полета советского многоразового космического корабля "Буран".
Советская многоразовая транспортная космическая система Энергия - Буран - РИА Новости, 1920, 15.11.2023
Испытатель привел "Энергию-Бурана" как пример организации программы
03:17

"Причина очень простая – и шаттл, и "Буран" создавались не для того, чтобы выводить на орбиту полезные нагрузки, а для того, чтобы с орбиты снимать груз, а для этого должен был образоваться грузопоток на орбитальных станциях. Нам обещали сверхчистые кристаллы, сверхчистые биологические вещества и тому подобное. Где это все? Этого ничего нет", - сказал Цыбин на открытии экспозиции "Люди Бурана" в Центральном доме авиации и космонавтики ДОСААФ России, посвященной 35-летию запуска космического корабля "Буран".



Еще одной причиной "заката" программы Space Shuttle инженер назвал просчет экономистов – многоразовые корабли оказались не такими выгодными, как ожидалось.
«
"Когда американцы запрашивали деньги на программу, они представили бизнес-план, в соответствии с которым на первых пусках стоимость выведения килограмма полезной нагрузки на орбиту будет стоить примерно 3,5 тысячи долларов, а через пять лет – 330 долларов. Когда начались постоянные полеты шаттла, НАСА поняло, что оно это не потянет, и на аутсорсинг пригласило фирму Lockheed, эта фирма все посчитала честно и выставила сумму – 500 миллионов долларов за пуск – при полезном грузе шаттла 20 тонн, это 25 тысяч долларов за килограмм", - пояснил Цыбин.
Третьей причиной отказа от многоразовых кораблей он назвал две катастрофы шаттлов "Челленджер" в 1986 году и "Колумбия" в 2003-м, которые унесли жизни 14 астронавтов США.
Космический челнок "Челленджер" потерпел катастрофу при десятом запуске 28 января 1986 года, на 73-й секунде полета. От корабля оторвался один из ускорителей и пробил топливный бак, что привело к воспламенению топлива и разрушению шаттла. Погибли семь астронавтов.
Первого февраля 2003 года при возвращении на Землю потерпел катастрофу челнок "Колумбия". Все семь членов экипажа погибли. Это был 113-й орбитальный полет Space Shuttle. После аварии американские челноки совершили еще 22 полета до закрытия программы в 2011 году. Всего для полетов в космос было построено пять таких кораблей.
[свернуть]
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

спец

Причастных с годовщиной!
Вы не можете просматривать это вложение.