"Энергия-Буран". Четверть века прошло...

Автор grach, 01.11.2013 18:45:48

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

ronatu

Когда жизнь экзаменует - первыми сдают нервы.

Штуцер

Но в виде обломков различных ракет
Останутся наши следы!


АниКей

Цитироватьiz.ru  3D-модель космического корабля «Буран» | Инфографика
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

ЦитироватьКосмический полёт «Бурана» состоялся 15 ноября 1988 года. Ракета-носитель «Энергия», стартовавшая с площадки 110 космодрома Байконур вывела корабль на околоземную орбиту. Полёт длился 205 минут, за это время корабль совершил два витка вокруг Земли, после чего произвёл посадку на аэродроме «Юбилейный» космодрома Байконур.
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

ЧСВ

Чеслав Сэмюэль Волянецкий

Дмитрий В.

Славный был день 15 ноября 1988 г. праздновали от души.
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

otto1939

#228
Архив. Подготовка и запуск МТКС "Энергия-Буран"





АниКей

ЦитироватьЭпопея «Бурана». Почему в СССР не пригодился космический челнок                    
             Статья из газеты:             АиФ №46 13/11/2013         
 http://www.aif.ru/society/science/1022168
ЦитироватьСовершив в беспилотном режиме два оборота вокруг Земли, он благополучно приземлился на бетонную посадочную полосу. И больше не взлетал. О том, почему так вышло, «АиФ» рассказал Станислав Аксёнов, высокопоставленный участник проекта.
ЦитироватьСтанислав Аксенов родился в 1937 г. В 1962 г. окончил МАИ. Работал в КБ химавтоматики (Воронеж). В 1985 г. стал первым заместителем руководителя КБ по научной работе. Сейчас преподаёт в Военно-воздушной академии.   
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

grach

ЦитироватьАниКей пишет:
Гаркуша Анатолий Панфилович Воспоминания первого начальника ЭО-783 о периоде создания и работы этого отдела
Спасибо за ссылку. Замечательные и очень интересные воспоминания....


Штуцер

Но в виде обломков различных ракет
Останутся наши следы!

Старый

ЦитироватьШтуцер пишет:
31 год назад. Время летит.
Первые 30 лет - от первого спутника до Бурана, вторые 30 лет - НИ-ЧЕ-ГО. 
На Луну собрались, блин?  :evil:
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Чебурашка

А чё....
Путин пообещал россиянам десятилетия побед

АниКей

                  15.11.2018  30-летие полета "Бурана"...
              
Спойлер
Пять лет назад, к 25-й годовщине полета       "Бурана", я написал этот материал. И не опубликовал. Нигде. Рука не       поднялась.
       Это не столько о "Буране", сколько о нас самих. Это наше отражение в       зеркале. Это потеря веры и Пессимизм с большой буквы. Тогда я подумал,       что мое настроение, мое разочарование слишком мрачны для публикации. Это       очень честно, очень откровенно - настолько, что многим это было бы       непонятно и показалось бы неуместным... Еще мне подумалось, что       публиковать такое - публично выворачивать душу... В общем, тогда не       смог...
Сейчас, спустя 5 лет, я снова перечитал       написанное тогда. Горько усмехнулся... Еще не было "Крымнаша" 2014-го,       еще нет никаких санкций, еще есть Федеральное космическое агентство, и       Илон Маск еще почти никто...
Сегодня, в день 30-летия полета "Бурана",       время этого материала пришло. Итак,
"Космос как разочарование".
...15 ноября 2013 года исполняется двадцать       пять лет со дня триумфального полета советского многоразового       орбитального корабля «Буран», впервые в мире совершившего...
[свернуть]
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

Открыта тематическая программа, посвященная юбилею полёта МТКС «Энергия-Буран»
 
Молодежные проекты
08 октября 2018
   Так совпало, что именно 4 октября, в день, когда 61 год назад был запущен первый искусственный спутник Земли и началось освоение космоса, на базе ФГБУ «НИИ ЦПК имени Ю.А. Гагарина» состоялось торжественное открытие новой тематической программы по космонавтике «Жизненная энергия «Бурана», посвященной 30-летию полета МТКС «Энергия-Буран».
   В программе приняли участие школьники ГБОУ СОШ им. В.М. Комарова и МАОУ Лицея № 14 им. Ю.А. Гагарина.
   В рамках  мероприятия  дети узнали об истории создании КК «Буран»: его компоновке, конструкции и технических характеристиках. Получили информацию о советских ученых,  конструкторах  и  оборонных предприятиях, участвующих в создании и реализации проекта МТКС «Энергия-Буран». О  первом и единственном автоматическом полете легендарного космического челнока школьникам поведал один из участников испытательной группы -  летчик-испытатель, космонавт-испытатель Алексей Сергеевич Бородай. 
    Из увлекательного рассказа ребята узнали об особенностях отбора и подготовки экипажей, о жизни и профессиональной карьере Бородая А.С., смогли задать интересующие их вопросы.
   
    
     
     
     
     
     
 
    
   
    
    
   А на занятиях по имитации полета и посадки КК «Буран» на процедурном реконфигурируемом тренажере «Самолет-Вертолет» школьникам было предложено самостоятельно поучаствовать в осуществлении пилотируемого спуска космического корабля.
   Одной из особенностей данной программы можно назвать возможность каждого участника самому прикоснуться к великой истории пилотируемой космонавтики: увидеть, зайти внутрь, потрогать приборную панель кабины КК «Буран». Здесь же, в уникальном тренажере, можно прослушать краткую информационную справку о том, как должны были проходить тренировки, и какими знаниями обладали испытатели, тренируясь на нем.
   Окончательным этапом мероприятия стало проведение викторины, где дети, путем самопроверки, смогли усвоить полученные знания.
   
   Данная программа будет реализовываться до конца ноября 2018 года. Приглашаем всех желающих принять участие в этом уникальном ознакомительном проекте. Специалисты ФГБУ «НИИ ЦПК имени Ю.А. Гагарина» познакомят вас с профессией космонавта-испытателя,  помогут освоить основные базовые принципы  пилотирования, научат успешно работать в команде. Участники программы смогут приобрести бесценный опыт, практичные и интересные знания, огромное количество эмоций
   Для записи на программу и уточнения более подробной информации звоните по телефону: 8(495) 526-53-04
   
    
 http://www.gctc.ru/main.php?id=4378
Источник: Пресс-служба ЦПК, фото ЦПК
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

В декабрьском номере (23-24/1990    журнала "Новости космонавтики" к десятилетию запуска "Бурана" помещены две статьи:
 А.Борисов "Буран" - полет в никуда?"
 В.Мохов "Модуль для "Бурана"
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

vpk-news.ru «Буран» прошел сквозь адское пламя
Беседовал Алексей Песков
 
Как создавался один из важнейших элементов тепловой защиты космического челнока «Буран», «Военно-промышленому курьеру» рассказал Владимир Соседов, в те годы возглавлявший объединение «Союзуглерод».
 
Спойлер
– Владимир Петрович, в какой момент вы впервые узнали про «Буран»?
– Был 1979 год. Меня пригласили на совещание руководителей предприятий и НИИ, которое проводил академик Валентин Глушко, генеральный конструктор НПО «Энергия». Он доложил, что по постановлению правительства разворачиваются работы над ракетно-космической системой, аналогичной американскому «Шаттлу». Там впервые был показан ее эскиз, названы требуемые параметры. Работы по первой и второй ступени поручались Минобщемашу и КБ Валентина Глушко, а по «Бурану» – Минавиапрому, а именно КБ «Молния», возглавляемому Глебом Лозино-Лозинским, совместно с Тушинским машиностроительным заводом. Нам же было предложено взяться за решение теплозащиты носовой части и лобовых кромок крыльев космического корабля «Буран». Ожидаемая температура на подлежащих защите поверхностях – 1500 градусов.
– Насколько вы тогда готовы были взяться за такую работу?
– Какими-то технологиями и уже созданными материалами, подходящими для решения такой задачи, мы не располагали. Но имели опыт и понимание, что и как нужно делать. В ракетных делах мы не были новичками, уже в первой ракете Королева – Р-1 использовались графитовые газовые рули. Совершенствовалась техника, росли температуры, соответственно становились все более совершенными по своим качествам и изделия углеродной промышленности. Чтобы было понятно: используемый для промышленного производства графит получается из смеси нефтяного кокса, каменноугольного пека и других углеродных компонентов путем нагрева в вакуумных печах. В результате имеем инертный высокотемпературный материал с пористой структурой, которому пропиткой жидким кремнием, фенольными смолами и другими связующими можно задать требуемые параметры.
Цитировать" С каждой деталью везли огромный гроссбух, ее паспорт, где прописывалась история создания, фиксировалось, кто, когда, какую операцию делал "
Примерно с 1965 года мы перешли на силицированный графит – с кремниевой пропиткой, в первую очередь для сопел ракет ПВО: с использованием твердотопливных двигателей возросли и температуры, которых металлические сопла уже не выдерживали. Вначале считали, что для массового производства таких изделий понадобятся сотни вакуумных печей, выделили соответствующие площади. Но выяснилось, что куда более серьезная проблема – механическая обработка получающегося в результате карбида кремния, она возможна только алмазным инструментом. И пришлось подготовленные под печи площади занимать станками для обработки. Но ракеты совершенствовались, двигатели выдавали все более высокие температуры, для которых и этот материал не годился, опять встал вопрос о производстве чистого графита, но уже более высокой плотности. Нам постоянно приходилось решать огромное количество самых разнообразных задач по заказам ракетчиков, так что Московский электродный завод, где с 30-х годов велись основные разработки промышленных изделий из углерода, и НИИграфит, созданный как научный центр по этой тематике в начале 60-х, к началу работ по «Бурану» имели огромный опыт создания изделий под конкретную задачу.
– В чем оказалась именно «буранная» специфика?
– Мы с энтузиазмом взялись за дело: помимо того, что сама задача была очень интересной, появлялся шанс заняться остро необходимой реконструкцией производства Московского электродного завода. Нам вменялось изготовление для каждого челнока 53 деталей – защиты носовой части и по 26 элементов на каждое крыло. Плюс отдельно делалась защита для космического аппарата «Бор-4», использованного для натурных испытаний.
И не надо забывать, что отечественное графитовое производство было нацелено в первую очередь на программу создания реакторов новых атомных электростанций, которую никто не отменял. Один реактор – это две тысячи тонн графита в виде готовых изделий, с учетом потерь на механическую обработку – пять тысяч тонн. А в год создавали два, а то и два с половиной реактора. Не отменялось и производство углеродных компонентов для ракет различного назначения. Потому под производство деталей для «Бурана» мы пробили строительство четырех новых производственных корпусов на МЭЗ.
Программа длилась шесть лет. Начинали, естественно, с разработки материала, по своим характеристикам соответствующего требованиям к этому космическому кораблю. Полученный материал получил название гравимол, вобрав в себя имена всех разработчиков – НИИграфит, ВИАМ и «Молния». Причем для носового обтекателя и крыльев использовались два разных его варианта, отличавшихся видом углеродных волокон. Технология производства была многоступенчатой – формование, пропитка углеродом, кремнием при высоких – до трех тысяч градусов температур, после чего следовала точнейшая механическая обработка. Толщина каждого элемента – пять – семь миллиметров. Для механической обработки полученных деталей к нам откомандировали самых квалифицированных рабочих с авиазаводов. Чтобы все элементы покрытия соответствовали расчетным аэродинамическим требованиям, на МЭЗ был построен стапель, в натуральную величину повторявший очертания носовой части «Бурана» и передней кромки его крыльев. Для изготовления пресс-форм, а для каждого элемента требовалась своя, пришлось привлечь шесть авиационных заводов. Для координации работ по этому направлению по решению Минавиапрома и Минцветмета еженедельно проводились технологические совещания.
– А как проверялись параметры готовых изделий на соответствие поставленной задаче?
– Полученные образцы проходили всевозможные наземные испытания, в том числе и огневые, и жестким излучением, но для того, чтобы проверить все досконально, было решено испытать надежность теплозащиты и в космосе как нашей – гравимоловой, так и кварцевых теплозащитных плиток, которыми покрывалась вся поверхность корпуса. Для этого на «Молнии» создали специальный космический аппарат «Бор-4», очертаниями отчасти напоминавший «Буран», но гораздо меньше. Мы его называли «галошей», один из образцов можно увидеть сейчас в павильоне «Космос» на ВДНХ. На нем как раз очень хорошо виден носовой кок из карбида кремния, который мы делали.
Таких аппаратов было несколько, их реально запускали в космос. Снижение у них выполнялось по схеме «Бурана», где соответственно проявлялись все воздействия – и высокая температура, и перегрузки. Первые два таких прототипа приводнялись в Индийском океане, где их встречала целая флотилия наших кораблей. В дальнейшем они приводнялись в Черном море. Когда первый аппарат поднимали на судно, его случайно ударили о борт, повредили защиту. Но нам для исследований, впрочем, и черепков было достаточно. Столкнулись мы еще с одной проблемой – детали начали коробиться, они же тонкие, температуры при изготовлении высокие. Придумали тогда «заневоливание» – отформованную деталь обматывали углеволокном, внутрь вставляли распорку и вновь подвергали термообработке.
Детали доставляли на Байконур отдельно – плитки из кварцевой теплозащиты монтировали на челнок сразу, наши же элементы ехали в ящиках. К каждой детали прилагался огромный гроссбух, ее паспорт, в котором прописывалась вся история ее создания, фиксировалось, кто, когда, какую операцию делал. Поскольку корабль создавался пилотируемый, то требования надежности и безопасности были строжайшие. Всего нами было изготовлено шесть комплектов термозащиты.
– Как вас мотивировали, имеется в виду всех, кто работал по программе «Энергия» – «Буран»?
– Тогда была такая обстановка, что все выкладывались по максимуму не из-за денег или из-за опасения выговоров, а просто иначе не могли. Это же почетно участвовать в таком необычном деле, потому все старались. Награждение, к слову, состоялось только спустя три года после полета «Бурана» – в феврале 1991-го. Награждал нас тогда будущий гэкачепист Янаев. Орден Ленина у меня к тому времени уже был – за ракету СС-18, сейчас известную как «Сатана». А за «Буран» получил орден Октябрьской Революции.
– Какой ресурс был у «Буранов»?
– Мы на свои изделия давали гарантию на сто полетов без замены. Но уже по американским «Шаттлам» было видно, что много такие корабли не налетают, они оказались избыточными для мирного космоса, а для военных нужд просто не было нагрузки.
– Где мы сейчас находимся в углеродных технологиях, если сравнивать с другими странами?
– До 1991 года по оборонной тематике, пусть и с огромными усилиями, мы с американцами шли практически вровень: что могли сделать они, на то же способны были и мы, а по производству материалов во многом и сотрудничали. Я сам был в 70-е годы в США на конференции по углеродным технологиям, в первую очередь для АЭС. И они наших ученых приглашали к себе для работы.
Сейчас в производстве авиационной и ракетной техники на первое место выходят УУКМ – углерод-углеродные конструкционные материалы, потому о технологическом уровне страны можно судить по количеству производимого углеродного волокна и объемов его использования в промышленности. Завод в Елабуге имеет проектную мощность тысяча тонн, а производит пока лишь триста тонн, удовлетворяя наши потребности. В России попросту нет массового производства углеродных изделий. В последних «Боингах» весовая доля углекомпозитов – порядка 50 процентов, у нас лучший показатель у МС-21 – 35 процентов. В мире углеродного волокна вырабатывается 60 тысяч тонн, наша доля – 1/56 от китайского производства и 1/28 от американского. Понемногу производство появляется, но далеко не в тех масштабах, которые требуются.


[свернуть]
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!