Холивар Raptor vs РД0164, Мюллер vs Рачук

Автор Salo, 01.11.2013 15:02:04

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Вернер П.

ЦитироватьSGS_67 пишет:
Сейчас легко можно реализовать регулятор с любой практически мыслимой частотой получения и обработки данных
Проблема имхо не в получении о обработке, а в исполненительной части

Вернер П.

ЦитироватьГость 22 пишет:
ЦитироватьПлейшнер пишет:
ЦитироватьГость 22 пишет:
Схема "Газ-Газ" с двумя независимыми ТНА в любом случае неустойчива, так что управление нужно.
Спасибо. А какова должна быть скорость реакции системы управления ( оценочно конечно же) ?
Если память не подводит, на  система управления работала с частотой дискретизации параметров всего 50 Гц. Сейчас можно и больше сделать, скорее всего - kHz или даже MHz.
SSME хотя и имеет два газогенератора, но все же не газ-газ. 
Статически неустойчив в моем понимании, это когда незначительное случайное изменение какого-либо параметра не самозатухает а наоборот усиливается. Возможно в этом плане SSME все же был устойчив. 

Salo

ЦитироватьSGS_67 пишет:
ЦитироватьSalo пишет:
А здесь тоже высотное?
Недо- или перерасширенное точно.
Чтоб сказать определенно, нужно фото более высокого качества.
На Рапторе с ролика сопло перерасширено, и весьма.
.
В весьма перерасширенном сопле был бы отрыв потока от огневой стенки с образованием возвратного течения.
 
Чего не наблюдается.
А давление на срезе земного сопла примерно 0,5 атм. Отсюда и сужение факела после выхода из сопла.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

C-300

ЦитироватьГость 22 пишет:
Сейчас можно и больше сделать, скорее всего - kHz или даже MHz.
ИМХО, определяющим тут будет скорость перемещения механических элементов в гидравлических трактах, т. е. исполнительных органах. Датчики и ЭВМ-то могут кГц держать, а вот помахать так "тарелками"/штоками дросселя - другое дело.

C-300

Цитироватьsilentpom пишет:
а может кто нить из аксакалов пояснить, как у вас двигатели замыкаются по балансу и что-то с чем-то сходится?
Балансовое уравнение говорит следующее: сумма мощностей турбин (или просто мощность турбины, если она одна) равна сумме мощностей насосов.
Заодно это уравнение связывает воедино многие параметры двигателя, с него начинается его расчёт. 

Ради примера могу скинуть маткадовский файл, в котором я считал баланс замкнутой схемы с дожиганием кислого газа применительно к условиям "Раптора".

C-300

Кстати, пишут, что зажигание электроискровое (спарк игнишн) https://vk.com/away.php?to=http%3A%2F%2Fspaceflight101.com%2Fspx%2Fspacex-raptor%2F. Но на видео испытания в начальный момент видно зелёное пламя - как от триметилалюминия. Да и на Мерлине зажигание химическое. В общем, я теряюсь в догадках: то ли я ошибся, то ли сайт.  :(

garg

ЦитироватьSalo пишет:
50 тс на второй ступени F9/FH? На кой он там?
На !второй! !FH! - вполен себе ничего, 2-3 штуки поставить и вперед - за одно хорошо что дросселирование гораздо глубже.
может ли разум на бинарной логике осознать непрерывный спектр?

SGS_67

#667
ЦитироватьПлейшнер пишет:
ЦитироватьSGS_67 пишет:
Так она определяется инерционностью самих ТНА.
Остальное можно не учитывать в начальном приближении.
Это неверный подход, если будем регулировать по изменившимся выходным параметрам ТНА, то всегда будем опаздывать.
Это верный подход, независимо от объекта регулирования.
При условии применения современных датчиков и систем обработки сигналов.

Вероятно, Вы хотели спросить о чем-то другом.

SGS_67

ЦитироватьПлейшнер пишет:
ЦитироватьSGS_67 пишет:
Сейчас легко можно реализовать регулятор с любой практически мыслимой частотой получения и обработки данных
Проблема имхо не в получении о обработке, а в исполненительной части
Давайте договоримся, что система автоматического управления состоит из:
1. Задатчиков целевых параметров (по числу входов системы N).
2. Датчиков текущих параметров.
3. Регулятора с N входами M выходами (последнее есть число регулируемых параметров, которые не обязательно должны быть целевыми).
4. Если уж Вам так хочется - исполнительных устройств (эффектров).
5 Объекта управления.

В данном случае, исполнительные устройства (клапана) имеют время реакции порядка единиц-десятков миллисекунд.
Тогда, как изменение кинетического момента подвижной части ТНА (объекта управления) требует времени на порядок большего.
Им, собственно, и определяется время реакции системы управления в целом. Правильно сделанной, конечно.

SGS_67

ЦитироватьПлейшнер пишет:
SSME хотя и имеет два газогенератора, но все же не газ-газ.
Статически неустойчив в моем понимании, это когда незначительное случайное изменение какого-либо параметра не самозатухает а наоборот усиливается.
Опять же: современные средства управления позволяют обеспечить "искусственную" устойчивость почти на любом статически неустойчивом объекте. И даже системе таких объектов.
МСМ,  это вообще не тот вопрос, которому следовало бы уделять много внимания в подобной теме.

Сергей

ЦитироватьSGS_67 пишет:
Тогда, как изменение кинетического момента подвижной части ТНА (объекта управления) требует времени на порядок большего.
Им, собственно, и определяется время реакции системы управления в целом. Правильно сделанной, конечно.
Возможно у Маска для центрального посадочного Мерлина есть дополнительный контур управления для повышения точности и скорости регулирования тяги - линия рециркуляции с регулирующим клапаном с врезкой между выходом с насоса ТНА и форсуночной головкой и сбросом части расхода на вход насоса в ТНА.

Старый

ЦитироватьSGS_67 пишет: 
Тогда, как изменение кинетического момента подвижной части ТНА (объекта управления) требует времени на порядок большего.
Им, собственно, и определяется время реакции системы управления в целом. Правильно сделанной, конечно.
Объектом управления служит давление на форсунках. Управление производится путём перепуска топлива допустим с выхода насосов на их вход. Обороты ТНА во всём этом далеко не на первом месте.
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Вернер П.

SGS_67,
Старый и Сергей уже ответили.
А регулировать быстрые процессы, воздействуя на самый инертный элемент - неверный подход. 
Так можно "додуматься" до регулирования давлением наддува бака - тоже ведь влияет ;)

Вернер П.

ЦитироватьSGS_67 пишет:
Опять же: современные средства управления позволяют обеспечить "искусственную" устойчивость почти на любом статически неустойчивом объекте. И даже системе таких объектов.
МСМ,это вообще не тот вопрос, которому следовало бы уделять много внимания в подобной теме.
Вопрос к надежности, пассивные средства кардинально надежнее активных, а активные  работающие на пределе возможностей еще менее надежны.
Отсюда и был вопрос про время реакции.

Boris Mekler

ЦитироватьSalo пишет:
350 тс на второй ступени F9/FH? На кой он там?
Как вариант - тяжёлая долгоживущая верхняя ступень FH для вывоза больших спутников ВВС напрямую на ГСО - криогенное топливо с высоким УИ там будет весьма кстати. Зачем-то ведь они заключили контракт на разработку Raptor upper-stage engine.

ЦитироватьApollo13 пишет:
Испытания BE-4 должны начаться до конца этого года и закончиться до конца следующего. Причём это уже будет полномасштабный двигатель, а не уменьшенный прототип. И BE-4 несравненно проще Раптора.
А испытания Raptor'а уже начались, и к слову, мне непонятно откуда сведения про "уменьшенный прототип". Маск на презентации ясно сказал что за счёт утроения рабочего давления им удалось утроить тягу оставаясь в размерности Merlin'а (в контексте что у них уже работает конвейер на 300 Merlin'ов в год которому не составит труда произвести необходимое количество двигателей для флота межпланетных кораблей и бустеров), так что циклопический агрегат вроде F-1 ждать всё равно не следует.

C-300

И всё же?
ЦитироватьАлександр Хороших пишет:
Кстати, пишут, что зажигание электроискровое (спарк игнишн) https://vk.com/away.php?to=http%3A%2F%2Fspaceflight101.com%2Fspx%2Fspacex-raptor%2F . Но на видео испытания в начальный момент видно зелёное пламя - как от триметилалюминия. Да и на Мерлине зажигание химическое. В общем, я теряюсь в догадках: то ли я ошибся, то ли сайт. :(

Boris Mekler

На презентации Маск абсолютно однозначно сказал что за счёт отказа от химического зажигания в пользу искрового топливную систему удалось значительно упростить, так что полагаю есть три варианта:

(а) Зелёная вспышка на старте - не от триэтилалюминия а от чего-то другого
(б) Искровое зажигание пока не доведено и для первых испытаний используется химическое, а на искровое перейдут потом
(в) Маск врёт (правда непонятно зачем)

Вернер П.

ЦитироватьBoris Mekler пишет:
На презентации Маск абсолютно однозначно сказал что за счёт отказа от химического зажигания в пользу искрового топливную систему удалось значительно упростить
Также пишут и исследователи в статьях, было бы глупо не использовать электроискровое зажигание для метана.

Зелень может давать еще медь

Сергей

ЦитироватьBoris Mekler пишет:
А испытания Raptor'а уже начались, и к слову, мне непонятно откуда сведения про "уменьшенный прототип". Маск на презентации ясно сказал что за счёт утроения рабочего давления им удалось утроить тягу оставаясь в размерности Merlin'а (в контексте что у них уже работает конвейер на 300 Merlin'ов в год которому не составит труда произвести необходимое количество двигателей для флота межпланетных кораблей и бустеров), так что циклопический агрегат вроде F-1 ждать всё равно не следует.
Вообще то Маск собирался делать Раптор с земной тягой 690 тс, потом изменил решение на 230 тс. Так что , если отработка пройдет нормально и не будет аварийных пусков в чрезмерных количествах с финансовой точки зрения, то  к варианту с земной тягой порядка 690 тс он еще вернется, гемной тяги 230 тс  мало для марсианских проектов, слишком много двигателей на старте работают.

C-300

ЦитироватьПлейшнер пишет:
Зелень может давать еще медь
Не в начальный момент. 
Если и начинается горение стенки, то далеко не на первой секунде работы.