SpaceX

Автор igorvs, 14.08.2013 21:08:38

« назад - далее »

0 Пользователи и 5 гостей просматривают эту тему.

silentpom

несчастный отец-одиночка

Apollo13

https://twitter.com/Gruss_SN/status/720730510004125696

ЦитироватьMike Gruss‏@Gruss_SN

SpaceX's Shotwell says the company now has nearly 5,000 employees. ULA wants to be ~2,700 by the end of next year.

Kap

ЦитироватьApollo13 пишет:
nearly 5,000 employees
И сколько из них студентов-интернов-почасовиков?

knezevolk

#1383
О космодроме в Техасе:


ЦитироватьОбъемы работ на территории SpaceX увеличиваются. Сдача в эксплуатацию в 2018
ЦитироватьБраунсвилл – Настанет время и ракеты будут возвышаются над космодром SpaceX в Boca Chica Beach.
Пока это не происходит и единственное, что возвышается там сейчас- это гора грунта - очень большая гора грунта, которая существенно выросла, так как самосвалы начали в конце прошлого года ее ежедневно поднимать. Цель состоит в том, чтобы поднять и стабилизировать площадь до фактического «нулевого» уровня строительства стартовой площадки и связанных с нею зданий.
Технический термин "перегрузка почвы"
В соответствии с заявлением калифорнийской аэрокосмической компании из Хоуторна, должно быть перемещено 237 000 кубических метров грунта и этого будет достаточно, чтобы покрыть футбольное поле высотой в 13 этажей. Стартовые площадки требуют очень стабильной почвы, так как ракеты очень тяжелые и фундамент ангара не должен трескаться.
Перегрузка грунта является гораздо более экономически эффективным решением, чем, скажем, укладка стальных балок или заливка 60-метровых бетонных столбов, хотя это и занимает больше времени. После того, как грунт будет уложен, а площадка спрофилирована, ей дают отстояться в течение определенного периода времени.
После этого фактическое строительство будет двигаться быстро.
А до тех пор стабильный парад самосвалов будет грохотать и искусственное плато будет расти все выше и выше. Конечно, это очень сильно может повлиять на износ рабочей поверхности шоссе S.H. 4, но бригады Департамента транспорта Техаса всегда под рукой, чтобы своевременно залатать дыры на дороге, если они появятся.
Официальное начало строительства космодрома в Boca Chica состоялось в сентябре 2014 года, на котором присутствовали губернатор Рик Перри (Rick Perry) и основатель и главный дизайнер SpaceX Илон Маск (Elon Musk). Тогда Маск предположил, что запуски из Boca Chica могут начаться уже в 2016 году.
Необходимость введения технологии «перегрузки» грунта («surcharging») удлинила эту временную шкалу, хотя SpaceX рассчитывает быть готовым к первому запуску с этой площадки в 2018.
Цитироватьhttp://www.valleymorningstar.com/premium/article_13a2eabe-044b-11e6-8eba-67a7f3fe80ee.html
 

testest2

Пока подробностей нет, напишу в эту тему. SpaceX планирует запустить "Дракона" на Марс в 2018 году.

http://www.techinsider.io/spacex-dragon-2018-mars-mission-2016-4

ЦитироватьThese missions will help demonstrate the technologies needed to land large payloads propulsively on Mars," SpaceX confirmed. "Red Dragon missions to Mars will also help inform the overall Mars colonization architecture that SpaceX will reveal later this year."
законспирированный рептилоид

knezevolk

А вот интересно, что Маск добавил:




Что это значит - людей на Марс повезут в чем-то другом?

silentpom

ну дык и у ориона же будет обитаемый отсек, тут драгон используют как посадочную капсулу

Валерий Жилинский

В данном случае пилотируемый Дракон используют как платформу посадочного корабля. Для доставки людей потребуется корабль, приспособленный для заправки на Марсе и взлёта с него. "Красный Дракон" лишь демонстратор технологии посадки на двигателях в условиях Марса. Кроме того МСТ должен быть элементарно намного больше.

Apollo13

#1388
http://spacenews.com/nro-discloses-previously-unannounced-launch-contract-for-spacex/

ЦитироватьNRO discloses previously unannounced launch contract for SpaceX

by Mike Gruss — May 18, 2016

Betty Sapp, the director of the National Reconnaissance Office, said her agency had purchased launches from rocket maker SpaceX. Credit: David Aleman



ORLANDO, Florida – SpaceX is scheduled to launch a payload for the National Reconnaissance Office in March 2017 from Cape Canaveral Air Force Station in Florida, a spokeswoman for the intelligence agency said May 18 in response to questions from SpaceNews.
SpaceX has not announced the launch. The NRO, which builds and operates the nation's spy satellites, is thought to have previously discussed the contract – even broadly – in a public setting just once, during a House subcommittee hearing three years ago.
The March 2017 mission is known as NROL-76, but further details about the launch, including which rocket SpaceX would use to lift the satellite, the cost of the launch, or whether the mission was competitively bid were not immediately available, an NRO spokeswoman said.
During a question-and-answer session here at the GEOINT 2016 conference, Betty Sapp, the director of the NRO, was asked about the state of the launch industry. In her answer, Sapp praised the Hawthorne, California-based company for challenging the conventional wisdom about how to build a rocket and said "we've bought launches from SpaceX."
SpaceX previous launches, however, are thought to have included NRO payloads only one time. In December 2010, an NRO cubesat flew as a secondary payload aboard a Falcon 9 as part of NASA's Commercial Orbital Transportation Services Demonstration Flight 1. Since then, the company has not announced any NRO missions, nor do any NRO missions appear on the manifest on the SpaceX website. SpaceNews asked the NRO for clarification.
"SpaceX is under contract to launch NROL-76 in March 2017 from Cape Canaveral [Air Force Station]," Loretta DeSio, an NRO spokesman said in a May 18 email. "The NRO is anticipating the possibility of SpaceX supporting additional missions based on future competitions."
A SpaceX spokesman referred questions to the NRO. Almost all missions for the NRO are classified, which means the government announces few details about the mission.
The launch contract may be as much as three years old. In a 2013 House Armed Services strategic forces subcommittee hearing, Sapp told lawmakers that while she expected SpaceX to bid for launches in future competitions, "we are actually on contract with SpaceX for a smaller mission."
NROL-76 будет запущен SpaceX в марте 2017. Судя по "Cape Canaveral Air Force Station" это Фалкон-9. Директо NRO также сказала "мы купили пуски у SpaceX", так что это видимо не единственный.

m-s Gelezniak

ЦитироватьApollo13 пишет:
http://spacenews.com/nro-discloses-previously-unannounced-launch-contract-for-spacex/
ЦитироватьNRO discloses previously unannounced launch contract for SpaceX

by Mike Gruss — May 18, 2016

Betty Sapp, the director of the National Reconnaissance Office, said her agency had purchased launches from rocket maker SpaceX. Credit: David Aleman



ORLANDO, Florida – SpaceX is scheduled to launch a payload for the National Reconnaissance Office in March 2017 from Cape Canaveral Air Force Station in Florida , a spokeswoman for the intelligence agency said May 18 in response to questions from SpaceNews .
SpaceX has not announced the launch. The NRO, which builds and operates the nation's spy satellites, is thought to have previously discussed the contract – even broadly – in a public setting just once, during a House subcommittee hearing three years ago.
The March 2017 mission is known as NROL-76 , but further details about the launch, including which rocket SpaceX would use to lift the satellite, the cost of the launch, or whether the mission was competitively bid were not immediately available, an NRO spokeswoman said.
During a question-and-answer session here at the GEOINT 2016 conference, Betty Sapp, the director of the NRO, was asked about the state of the launch industry. In her answer, Sapp praised the Hawthorne, California-based company for challenging the conventional wisdom about how to build a rocket and said " we've bought launches from SpaceX ."
SpaceX previous launches, however, are thought to have included NRO payloads only one time. In December 2010, an NRO cubesat flew as a secondary payload aboard a Falcon 9 as part of NASA's Commercial Orbital Transportation Services Demonstration Flight 1. Since then, the company has not announced any NRO missions, nor do any NRO missions appear on the manifest on the SpaceX website. SpaceNews asked the NRO for clarification.
"SpaceX is under contract to launch NROL-76 in March 2017 from Cape Canaveral [Air Force Station]," Loretta DeSio, an NRO spokesman said in a May 18 email. "The NRO is anticipating the possibility of SpaceX supporting additional missions based on future competitions."
A SpaceX spokesman referred questions to the NRO. Almost all missions for the NRO are classified, which means the government announces few details about the mission.
The launch contract may be as much as three years old. In a 2013 House Armed Services strategic forces subcommittee hearing, Sapp told lawmakers that while she expected SpaceX to bid for launches in future competitions, "we are actually on contract with SpaceX for a smaller mission."
NROL-76 будет запущен SpaceX в марте 2017. Судя по "Cape Canaveral Air Force Station" это Фалкон-9. Директо NRO также сказала "мы купили пуски у SpaceX", так что это видимо не единственный.
Купили или просто договор с примечаниями?
Шли бы Вы все на Марс, что ли...

Salo

"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Apollo13

ЦитироватьSalo пишет:
Прикладная маскология
 http://www.atraining.ru/trainers/karmanov/myths-and-truth-elon-musk/
"От создателей Макаронного монстра" :)

Alex_II

ЦитироватьSalo пишет:
Прикладная маскология
 http://www.atraining.ru/trainers/karmanov/myths-and-truth-elon-musk/
Гражданин много передергивает, местами - просто врёт... Ох и прёт бедного от ненависти к Маску...
И мы пошли за так, на четвертак, за ради бога
В обход и напролом и просто пылью по лучу...

knezevolk

ЦитироватьAlex_II пишет:
Гражданин много передергивает, местами - просто врёт...
Причем старательно избегая упоминания SpaceX, без которого вывод в последней части вообще выглядит смешно. Да и вообще эта самая последняя часть наглядно свидетельствует об американофобии головного мозга.

Искандер

#1394
Эпично, с лютой ненавистью к бедному Маску, в стиле "нашего" Not. Чувствуется "социальный заказ" определенных ... по развенчанию пиндосовских кумиров. Не понятно чего автор по SpaceX не прошелся?  ;)

Тут другое удивляет, хотя чего тут удивляться то.., автор явно в теме, но кроме негатива так и не удосужился назвать ни одного конкурентного преимущества электрокара Тесла и "ИБП" PowerPlant. Т.е. все кто покупает ну просто все идиоты склонные к понтам.
Короче - "чернуха/заказуха". А-ту его, так! :)
Aures habent et non audient, oculos habent et non videbunt.
Propaganda non facit homines idiotae. Propaganda fit pro fatuis.

avmich

Тут - http://users.livejournal.com/___lin___/394985.html - Лин выложил статью (не его) о возвращаемых ракетах фирмы СпейсЭкс. На мой взгляд, статья допускает определённые неточности, о которых хотел бы написать.

Для начала замечу, что отношу себя к "сторонникам Маска". Стараюсь при этом относиться к СпейсЭкс объективно, но будучи заинтересованным в прогрессе космонавтики, могу излишне оптимистично относиться к новостям о достижениях СпейсЭкс. Собственно, из-за стремления к объективности и хочется уточнить некоторые места в статье.

-----
ЦитироватьОчередная посадка первой ступени ракеты-носителя Falcon 9 начинает казаться привычной и рутинной. Можно подумать, что у Маска дело в шляпе, и уже скоро SpaceX с флотом многоразовых ракет-носителей станет монополистом пусковых услуг, выкинув с рынка всех конкурентов. На самом деле, это иллюзия. Три вернувшиеся первые ступени - это только самое-самое начало долгого пути их эксплуатации. И где-то во внутренних документах SpaceX есть расчеты, в которых показана экономическая эффективность многоразовой ракеты-носителя. А в этих расчетах в каком-либо виде, наверняка, присутствуют три параметра. Эти параметры, в зависимости от их значения, могут сделать многоразовый Falcon 9 как эффективным, так и нет. В документах SpaceX должна быть какая-то предварительная оценка этих параметров. Но ирония заключается в том, что их настоящие величины не знаем не только мы, но и сам Илон Маск. Потому что они могут быть получены только по результатам многолетней эксплуатации. Что же это за параметры?
Здесь я согласен с автором статьи. Впереди - большой путь по доведению многообещающих первых результатов до надёжной рутинной эксплуатации.
ЦитироватьПервая ступень успешно села, в социальных сетях схлынула волна лайков на красивые фоточки и видео, и начались суровые инженерные будни. Поставить ступень снова на старт, заправить и завтра запустить? Не-а, так не бывает.
А вот здесь хочется остановиться. "Не-а, так не бывает" - достаточно сильное утверждение, и хотелось бы ему подтверждений и обоснований. Особенно на фоне вот этого:
- здесь показано, как от остановки колёс ракетоплана на ВПП после полёта до начала вращения тех же колёс на пути к следующему старту проходит меньше 9 минут.

Так бывает. Так не бывает сегодня, часто, с сегодняшними системами - но нет причин, почему такого не может быть в принципе, или почему этого не будет достигнуто на практике. Говорить "не-а, так не бывает" - это мнение, не имеющее под собой особого обоснования - за исключением, конечно, того, что до тех пор, пока что-то случится впервые, оно не случалось.
ЦитироватьДаже в авиации, где самолет несколько раз в день поднимается в воздух, есть набор проверок, которые нужно выполнять с разной периодичностью. А космонавтика еще очень далека от ресурса компонентов в тысячах часов коммерческой авиации.
С этим тоже можно согласиться. Всё же демонстрация принципиальной возможности - будь то возвращение Шаттла, посадка и взлёт Дельта-Клипера, заправка между полётами Рокет Рэйсера, посадка первой ступени Фалькона-9 на баржу - не обязана немедленно приводить к обычной практике использование этой возможности. Человечество летало на Луну полвека назад, но и сегодня туда лететь настолько сложно, что вот уже почти полвека никто на Луну не летает.

Однако принципиальная возможность продемонстрирована - и дальше дело за анализом подробностей и модификацией систем для использования. Посадка на баржу - вещь технически куда более простая, чем экспедиции на Луну, и есть надежда, что можно будет развить успех и использовать ступени повторно - поскольку принципиальных проблем вроде бы не видно. Безусловно, это не значит, что не предстоит ещё много работы над этим.

avmich

ЦитироватьSpaceX пока не рассказывает подробно про послеполетное обслуживание, поэтому придется воспользоваться единственным набором доступных материалов по многоразовым системам - истории корабля Space Shuttle. Итак, шаттл на посадочной полосе встречает целый караван специальных автомобилей.
Стоп, стоп, стоп.

Шаттл начал разрабатываться в середине 1970-х - за 35 лет до Фалькона-9. За эти десятилетия техника в целом и космическая в частности всё же продвинулись вперёд - по крайней мере, об этом можно говорить. Применять результаты Шаттлов для оценки существенно других систем Фалькона-9 может оказаться довольно большой натяжкой. Посмотрим внимательнее.
ЦитироватьВ состав конвоя входили не только очевидные кран, тягач, подъемник, генератор и кондиционер. Поскольку шаттл использовал взрывоопасный водород и токсичный гидразин, в списке специальных машин был здоровенный вентилятор и отдельный автомобиль с персоналом в костюмах химзащиты. Шаттл цепляли тягачом, и, увешанный шлангами, буксировали в Orbiter Processing Facility - ангар технического обслуживания.
Водорода и гидразина в первой ступени нет. Вероятно, есть триметилалюминий и твёрдотопливные заряды - это да. И ступень после посадки на баржу действительно надо буксировать в корпус для анализа и подготовки к следующему полёту.

Орбитер Шаттла весит тонн 70. Масса первой ступени Фалькона-9 без топлива порядка 30 тонн - если не меньше; последнее будет, если подтвердить высокое массовое совершенство ступени, о котором заявлялось СпейсЭксом. Конструкция ступени значительно проще орбитера, нагрузки при полёте меньше - если судить по максимальной высоте, скорости, аэродинамическим и тепловым нагрузкам.

Всё это показывает, что сравниваемые системы довольно сильно различаются.
ЦитироватьЯ намеренно привел этот длинный список для того, чтобы было понятно, что за словами "техническое обслуживание" скрывается гораздо больше, чем может показаться на первый взгляд. Да, на первой ступени Falcon 9 не придется очищать туалеты, но какие-то операции по обслуживанию двигателей, гидравлики, электросистемы и посадочных ног надо будет делать.
Ключевое слово тут - "какие-то". В случае с коммерческими авиалайнерами тоже приходится делать какие-то операции, и Боинг-737 посложнее будет, чем Фалькон-9. Конечно, авиалайнеру не приходится летать с гиперзвуковой скоростью, но, скажем, время полёта и цена ошибок там вполне внушительные. Поэтому неочевидно, например, что проверки первой ступени Фалькона-9 между полётами не могут быть более простыми и быстрыми, чем проверки пассажирских самолётах на региональных авиалиниях.

Тут можно напомнить исходное утверждение - у нас нет достаточных данных, чтобы уверенно высказывать суждение. Мнения на сегодня могут быть как излишне оптимистичными - так и излишне пессимистичными.
ЦитироватьВместо сравнительно простого обслуживания в стиле коммерческой авиации подготовка шаттла к новому полету занимала примерно 100 дней.
Шаттлы послужили хорошей школой многоразовых систем. Будучи на виду, многие проблемы Шаттлов были проанализированы - и, например, нам немного известно о проблемах летающего сегодня X-37, хотя параметры полётов иногда и превышают таковые для Шаттлов. Можно ожидать, что современная компания, каковой, надеюсь, большинство сочтёт СпейсЭкс, учтёт хотя бы лежащие на поверхности результаты - такие, например, как мы здесь на форуме обсуждаем.

avmich

ЦитироватьОптимисты скажут, что уже названы цифры - один миллион долларов на заправку и три миллиона на межполетное обслуживание, что должно дать экономию в 30% Может быть, такие цифры написаны во внутренних документах SpaceX (не будем забывать, что сейчас они могут заниматься демпингом, чтобы занять большую долю рынка). Но только практика покажет, окажутся ли верными эти цифры.
Только практика покажет - не буду с этим спорить.

В истории СпейсЭкс были случаи и завышения в прогнозах - например, в числе запусков в год - так и занижения - скажем, по успешности недавней посадки. Я больше склонен тут критически относиться к СпейсЭкс - излишне оптимистичные прогнозы выглядят слишком непрофессионально. Однако приведённые тут цифры - 30% и цены заправки и подготовки - могут выглядеть как оправдание относительно большой цены за запуск. С точки зрения бизнеса СпейсЭкс невыгодно слишком снижать цены.
ЦитироватьСледующий вопрос - а сколько пусков может выдержать первая ступень?
Интересно, сколько пусков может выдержать первая ступень вообще - и первая ступень Фалькона-9 в частности. Вряд ли, конечно, Фалькон-9 достигнет вечного рекорда на количество запусков первой ступени - хотелось бы сохранить возможность прогресса  :)  .
ЦитироватьСовременные ракеты работают на грани возможностей материаловедения, когда в баках избыточное давление от системы наддува (нужно, чтобы топливо подавалось в двигатели без перебоев)
В современных ракетах избыточное давление не слишком большое - единицы атмосфер. Отчасти это давление помогает поддерживать прочность ступени - то есть, работает как раз в пользу, а не во вред - а отчасти это давление оказывается меньше, чем конструкция ступени способна выдержать, оттого, что ступень технологически трудно сделать с такими тонкими стенками.

Поэтому не надо слишком ссылаться на избыточное давление в баках как проблему для повторного использования ступеней.
Цитироватьв двигателях - огромные температуры и давления, а вся ракета вибрирует от работы двигателей, турбонасосов и движения топлива по трубопроводам. И было бы неверно думать, что для ракеты это проходит бесследно.
Усталость металла - процесс накопления деформации под воздействием переменных нагрузок. Несмотря на то, что срок работы ракетной ступени обычно находится в пределах от 50 до 500 секунд, двигатели успевают испытать усталостные повреждения. Этому способствует высокая температура в двигателе и вибрации.
Ползучесть металла - медленная деформация под воздействием постоянной нагрузки. А здесь главными факторами будут высокая температура (снижающая прочность) и давление в работающем двигателе.
Износ. Некоторые элементы двигателя, например подшипники турбонасосов, банально изнашиваются от работы под нагрузкой.
Это верно - до определённой степени.

Вот где с этим возникают вопросы. Все эти факторы достаточно давно и хорошо известны, в том числе с точки зрения борьбы с ними. Например, удаётся создать двигатели, в которых нагрев конструкции двигателя относительно небольшой - за счёт продуманной организации охлаждения, при которой тепловые нагрузки воспринимаются, например, рабочим телом двигателя. Некоторые подшипники тоже удаётся создать без наличия сухого трения - например, гидродинамические подшипники. Наконец, можно говорить о достаточно хороших методах диагностики проблем в материалах и их устранения - в том числе и разрабатывая двигатели под соответствующие режимы. Конечно, такие многоразовые двигатели будут дороже "обычных" сегодняшних многоразовых двигателей - но вот вопрос, насколько.
ЦитироватьТакже очень интересно, как авторы документа 1996 года, анализирующего опыт по использованию двигателей SSME и методики повышения сроков их эксплуатации, говорят о связи мощности двигателя и срока его службы:
Здесь так и хочется воскликнуть - давайте снижать мощность!  :)  Можно найти оптимум для двигателей, когда параметры его достаточно высоки, а вредные изменения при эксплуатации достаточно низки, так что общие затраты оказываются наименьшими.
ЦитироватьА теперь посмотрим на ситуацию с двигателями Merlin. Уже примерно год оптимисты ссылаются на слова Маска, в которых анонсируются 40 или 50 циклов использования двигателя. Ракетные двигатели - не компьютеры, прогресс в них был гораздо меньше, и можно совершенно точно сказать, что 50 циклов без переборки двигателя - это просто невозможно.
Здесь опять эмоциональное "просто невозможно". А как же, например, этот пример?
http://aerospace.xcor.com/rocket-engines/research-development/
ЦитироватьBeginning in early 2000, XCOR began to test a small integrated rocket engine that incorporated all the elements of a larger engine, but allowed XCOR to validate engine improvements quickly and cheaply. The Tea Cart (named for its installation on a roll-around cart and the heated cooling water it produces) is a 15 lbf nitrous oxide/ethane engine that, despite being XCOR's oldest engine, was called into service quite frequently for many years as an R&D device and public demonstrator.
-----
We believe that many tests on a small engine are better than no tests on a large one. As of this date, the Tea Cart has an accumulated run time of more than 150 minutes in 1,837 main stage runs, as well as thousands of igniter tests.
Опять-таки, нет никакого физического закона, мешающего запускать ЖРД много раз. Обычно такое не нужно - поэтому и не делают двигатели с большим ресурсом. Но это, очевидно, в принципе возможно.

avmich

ЦитироватьЯ подозреваю, что переборка потребуется после каждой миссии, и, как минимум, в части случаев потребуется ремонт и замена вышедших из строя узлов. А это дополнительные время и деньги на каждый из 9 двигателей на первой ступени.
Мне кажется, можно стремиться - и приближаться - к практике использования ступени, сходной с практикой использования самолётов. То есть, межполётное обслуживание - это важная и достаточно дорогая часть эксплуатации ступени - но за полёт никак не сравнимая с ценой изготовления самой ступени.

Как будет на самом деле - будем ждать данных.
ЦитироватьТакже нельзя забывать, что кислородно-керосиновые двигатели физически менее приспособлены к повторному использованию, потому что в отличие от кислородно-водородных (как двигатель шаттла SSME), у них после турбонасоса и камеры сгорания образуется сажа, которая будет создавать дополнительные проблемы.
Честно говоря, мне кажется, что в некоторых местах сажа служит дополнительной теплозащитой. В советской школе ЖРД популярны газогенераторы с избытком окислителя - там с сажей попроще. Конечно, это не сегодняшний случай Мерлинов - но вряд ли СпейсЭкс будет следовать примеру эксплуатации Р-7, где полвека ракета используется с одними и теми же двигателями... за исключением недавнего Союза-2.1в .

Безусловно, соглашусь - эта проблема в водородниках не встречается.
ЦитироватьИ, наконец, вишенка на торте - параметры двигателей Merlin повышают со временем, их начинают эксплуатировать со все большей тягой. А это должно серьезно уменьшить ресурс двигателя. И, несмотря на возможность ракеты-носителя компенсировать отказ одного из двигателей, я очень сомневаюсь, что, если начнутся частые аварии с отказом двигателя, даже при условии успешного вывода полезной нагрузки, у SpaceX найдутся заказчики, готовые рисковать.
Мне кажется, что при росте числа аварий СпейсЭкс может и заменить двигатель - но в целом я тут согласен, сегодняшние параметры Мерлинов достаточно агрессивны, и могут оказаться излишне оптимистичными при многоразовом использовании. Конечно, и здесь надо будет дождаться данных по многим полётам - по крайней мере, сторонним наблюдателям.
ЦитироватьТот факт, что ракета-носитель Falcon 9 беспилотная, добавляет еще один параметр, которого не было у шаттла. Должен быть заложен какой-то процент потерь первых ступеней, которые не смогут вернуться, например, из-за плохой погоды в месте посадки. Ситуацию осложняет тот факт, что у SpaceX в ближайшие годы не получится отказаться от посадки на баржу. На мысе Канаверал и базе Ванденберг, где уже есть стартовые комплексы SpaceX, можно запускать ракеты только в сторону моря. А новый космодром в Техасе строится также на берегу моря и, теоретически, посадка на сушу возможна только в случае запуска на полярную орбиту (направлением на север), и то, если по пути не будет населенных пунктов.
Мне кажется, что посадки на баржу продолжаться - но не стоит забывать, что есть возможность возвращаться и на сушу, как уже было - однажды - показано. Тут скорее будет то, что будет более удобно в данный момент. Если, конечно, один из вариантов не станет настолько редким и экзотическим, что его не будут применять просто из опасений неизвестного поведения.

Посмотрим.
ЦитироватьЕще раз подчеркиваю, что точное значение параметров, которые упомянуты выше, можно будет получить только после опыта эксплуатации многоразовой первой ступени, которая пока что еще ни разу не летала у SpaceX повторно. Также, все сказанное выше относится и к Безосу с New Shepard. Только там решается более легкая задача, двигатель всего один, топливо (водород) лучше подходит к многоразовому использованию. Неудивительно, что Безос обогнал Маска - у него одна и та же ракета уже летала три раза.
И тут в целом согласен.

Ключевое различие, на мой взгляд, во мнении автора статьи и моём - в том, что мне некоторые существенные качества многоразовости выглядят значительно более достижимыми, и поэтому мой прогноз более оптимистичен. Всё же это только прогнозы - и для реализации любого понадобится много работы и экспериментальных данных.

Not

#1399
ЦитироватьAlex_II пишет: Ох и прёт бедного от ненависти к Маску...
ЦитироватьИскандер пишет:
Эпично, с лютой ненавистью к бедному Маску,
Что то у вас господа вокабуляр одинаковый. Это секта так влияет, или мистер литератор ленится менять образы?  :D