Стендовые испытания ракет-носителей

Автор НИИзнайка, 08.02.2013 13:57:02

« назад - далее »

0 Пользователи и 2 гостей просматривают эту тему.

АниКей


tass.ru

"Умные" ракеты Ефремова. Выдающийся конструктор об уникальном оружии "с изюминкой"
ТАСС
Цитировать
Спойлер
"Я должен сразу вам сказать, что себя призываю считать все-таки ракетчиком, а не разработчиком космического направления, обеспечивающего наше ракетное вооружение", — признался Герберт Александрович Ефремов, которому в марте этого года исполнилось 85 лет.
Накануне дня рождения одного из ведущих ракетно-космических предприятий России — Научно-производственного объединения машиностроения (АО "ВПК "НПО машиностроения", ведет свою историю с 1944 года) ТАСС поговорил с выдающимся инженером-конструктором, создателем систем с крылатыми ракетами и стратегических ракетных комплексов с межконтинентальными баллистическими ракетами. Семейство "соток" (ракеты УР-100) обеспечивало в 1970-х годах паритет с США по стратегическим ядерным средствам.
Автор ряда научных работ, более 80 изобретений, Ефремов — единственный в настоящее время обладатель звания Героя Социалистического Труда (1963) и одновременно Героя Труда Российской Федерации (2017). Он прошел путь от простого инженера конструкторского бюро ракетно-космической техники под руководством академика Владимира Челомея до генерального конструктора НПО машиностроения в подмосковном Реутове.

С 1991 по 2007 год Ефремов занимал пост генерального директора — генерального конструктора. Ныне Герберт Александрович — советник корпорации ВПК "НПО машиностроения" по науке и продолжает заниматься проработкой новых проектов и технологий.
От геолога к ракетчику
Кстати, символично, что будущий конструктор получил имя в честь знаменитого на весь мир британского писателя-фантаста Герберта Уэллса. "У меня мама — они работали с отцом на Вологодчине в 1930-е годы — заведовала в том числе библиотекой. И вот у нее подвернулись, видимо, в это время уэллсовские книжки, и вот меня так назвали", — вспоминает Ефремов.
В детстве, признается Герберт Александрович, его, "как и всех тогда, звала романтика, прежде всего в геологи". Однако по состоянию здоровья он не прошел в горный институт. Окончив 10 классов в 1950 году, Ефремов поступил в Ленинградский военно-механический институт (Военмех), который окончил через шесть лет по специальности "инженер-механик".
После третьего курса проходил практику около Златоуста, где работал на стендах огневых испытаний жидкостных реактивных двигателей. Другая часть этой практики была на стрелковом заводе уже в самом Златоусте на производстве. "Литье, штамповки всякие и прочее — это было очень интересно, нужно и важно, потому что это для инженера, даже если ты потом стал проектировщиком систем и комплексов, конструктором-проектировщиком, — знание и понимание этого инженерного труда, самого простого и рабочего, было, конечно, необходимо", — говорит Ефремов.
Вторую практику довелось проходить в Днепропетровске на "Южмаше". "Мы там на этом заводе провели месяца полтора, изучали, как делаются ракеты, прочие технологические премудрости. Это была такая богатейшая заводская практика". Преддипломную практику Ефремов проходил в КБ имени Лавочкина в подмосковных Химках.
Первое знакомство с ракетами у Герберта Александровича состоялось во время учебы в Военмехе. "Там мы начали понимать, что такое ракеты. Это немецкие тщательно собранные образцы, включая противокорабельные, неуправляемые и управляемые зенитные. Вот все это богатство мы там ощупывали, изучали, проникались — это было очень интересно. Так что, как ни странно, в основном не интегралы и даже не сопроматовские задачки, а интересовало вот это живое, уже созданное", — рассказывает он.

После окончания вуза Ефремов был направлен в ОКБ-52 Минавиапрома СССР в подмосковном Реутове. Это было конструкторское бюро ракетной техники под руководством академика Владимира Челомея (с 1983 года — НПО машиностроения). "Я тут на фирме с первого дня моей трудовой биографии — уже 62 года", — уточняет конструктор.
Герберт Ефремов
конструктор ракетной и ракетно-космической техники
Герберт Александрович вспоминает, что тогда он был в бригаде общих видов, то есть в компоновочной проектной бригаде. Занимались стратегическими крылатыми ракетами П-5, за которые потом предприятие наградили орденом Ленина, а Челомей получил Ленинскую премию и звание Героя Социалистического Труда. "П-5 была вехой, открылся бурный рост — поверили в Челомея и возможности коллектива", — говорит конструктор, уточняя, что трудились все тогда, как и Челомей, не покладая рук и не жалея сил. "Только это определяло успех, когда можно было невероятные вещи, невиданные в мире, создавать буквально за три-четыре года", — заключает он.
В те времена в Реутове проживало около 15 тысяч жителей. "И город рос под обеспечение нашей работы. Сейчас уже более 100 тысяч жителей", — говорит ученый.


[свернуть]
Рассказывая о НПО машиностроении, Ефремов обращает внимание, что практически 45% площадей из 300 тыс. кв. м занимают уникальные стендовые установки в составе лабораторий и служб, которые могут проводить испытания. "Из них 11 признаны уникальными в мире — установки, которые позволяют отрабатывать прочность до самых высоких температур, отрабатывать радиолокационную невидимость. Целый ряд и других стендов, которыми мы располагаем: вакуум-камера большая и целый набор малых", — поясняет ученый.
Герберт Ефремов
конструктор ракетной и ракетно-космической техники
Спойлер
Ракеты "с изюминкой"
Ефремов участвовал в создании комплексов с крылатыми ракетами для стрельбы по наземным целям с подводных лодок (П-5, С-5, "Метеорит" и другие), а также противокорабельных ракетных комплексов П-6, П-35, "Прогресс", "Аметист", "Малахит", "Базальт", "Вулкан", "Гранит" и "Оникс". "Какая из них любимая, какая из них особая — они все особые, все прошли друг за другом, постепенно дополняя, развивая направление этих работ", — говорит о ракетах Герберт Александрович.

"Они были не только по названиям камней, но и были со своей изюминкой", — признается конструктор. "Аметист" и "Малахит" — комплексы с подводным стартом, но вот наиболее сложной и интересной разработкой он считает противокорабельную ракету "Гранит". Она создавалась в 1968–1969 годах, в 1972-м ее показывали руководству страны. Это было в Североморске, приезжали туда и Брежнев с маршалом Гречко, где им показывали различные образцы военно-морского вооружения. Ефремов с коллегами тоже был туда командирован за 10–15 дней до начала этого визита.
"В одном ангаре стояли макеты и живые образцы военной техники — ракетной и космической. Мы уже к тому времени показывали и разведчики с радиолокаторами морские, и космические перехватчики, — вспоминает Ефремов. — И во втором ангаре Макеев (создатель научно-конструкторской школы морского стратегического ракетостроения Советского Союза и России — прим. ТАСС) баллистику показывал".
"И мы там готовили выступления: на каждом образце стоял адмирал или капитан соответствующего ранга, и он докладывал, — рассказывает Герберт Александрович. — И когда мы вместе ходили по нашему ангару, с нами были макеевцы, а по их ангару ходили мы с ними — слушали все это".
Герберт Ефремов
конструктор ракетной и ракетно-космической техники

"Гранит" — это была первая противокорабельная ракета, которая имела на борту мощную вычислительную машину, и это позволяло уже тогда использовать эти возможности", — заключает конструктор. Кстати, она до сих пор находится на вооружении подлодок проекта "Антей". "Вы что, действительно это взялись делать?" — спрашивали Ефремова и его коллег. Они отвечали: "Да, и мы это делали". Крылатыми ракетами, разработанными под руководством Челомея, в то время были оснащены почти 80% ракетных надводных кораблей и 100% подлодок СССР.
Еще одно семейство противокорабельных ракет — "Оникс", "Яхонт", "БраМос". "Оникс" — это отечественная разработка, которая началась в 1982 году по заданию флота, потом была вариация "Яхонт". Затем уже появился совместный проект с Индией "БраМос" в 1990-х годах. Но практически все они на одной основе, и у них очень много общего. При этом конструктор подчеркивает, что все наши противокорабельные и стратегические крылатые ракеты могут нести ядерный и неядерный заряды, кроме ракет, поставляемых по военно-техническому сотрудничеству.
Герберт Ефремов
конструктор ракетной и ракетно-космической техники
Недавно были проведены испытания варианта "БраМоса" на индийском переделанном истребителе Су-30МКИ. По словам Ефремова, "осуществлена универсализация не только полная по размещению на носителях, а еще и по назначению по целям, то есть это уже и противокорабельная, и высокоточная ракета по наземным целям".

Система крылатых ракет "Метеорит", унифицированная по всем видам базирования, выравнивала стратегическое противостояние с США. Крылатых ракет, подобных им, в мире не создано до сих пор.
Герберт Ефремов
конструктор ракетной и ракетно-космической техники
Уникальность "Метеорита" заключалась в том, что, пролетая со скоростью почти 3 Маха, ракета была невидима для средств ПВО: как только она "чувствовала" воздействие "вражеского" радиолокатора, тут же пропадала с его экранов. В памяти хранились радиолокационные карты местности, и это позволяло "Метеориту" корректировать траекторию своего полета.

Ракету отрабатывали на наземных стендах, береговом наземном комплексе, подводной лодке и самолете (Ту-95). Всего было произведено около 70 пусков. Работы были завершены к 1990 году, однако в связи с развалом Советского Союза на вооружение ракета не поступила.
Ответный удар
В последнее время все чаще стали писать в СМИ и говорить про гиперзвуковое оружие и его возможности. 1 марта Владимир Путин презентовал ряд новейших перспективных разработок, среди которых — ракетный комплекс "Сармат", авиационный комплекс "Кинжал", планирующий крылатый блок "Авангард". А также известно о создании гиперзвуковой ракеты "Циркон". Герберт Александрович улыбается и отвечает: "Все это, во-первых, реально".

Ведь самое главное, считает ученый, это то, что "ты осуществляешь ответный удар с достаточным количеством ядерных зарядов". Ефремов напоминает, как в 1957 году Хрущев остановил захват Суэцкого канала французами и англичанами в Египте. "Было разослано пояснение товарищам англичанам и французам, как говорят, с такими кругами, где было показано, сколько надо мегатонн ядерных зарядов положить на Англию, чтобы ее не было, и сколько на Францию. В три дня все свернули. Оставили в покое Суэцкий канал с Египтом", — рассказывает конструктор.
Герберт Ефремов
конструктор ракетной и ракетно-космической техники
Кстати, личное общение с Владимиром Путиным у Ефремова началось с 2000 года. Он в Нижнем Новгороде встречался с оборонщиками. "И с ним пришлось некоторый диалог вести о развитии нашей экономики. Я могу одно сказать: мы сейчас нацелены на то, что гор оружия иметь не надо. Оружие должно быть "умным" — интеллектуальным, хитрым и эффективным — и построено именно на этом принципе", — говорит Герберт Александрович.

Характерно отношение Ефремова, известное по множеству его выступлений, к роли и месту ядерного оружия в мире. Герберт Александрович считает, что "никто от него больше не откажется".
"Ядерное оружие должно быть исключено из средств массового поражения людей, но сохранено как средство разрушения материальных ценностей. Ни химическое, ни биологическое, ни нейтронное — никакое другое оружие этого сделать не может, — объясняет ученый. — И если надо наказать такое-то государство ядерным ударом, ты скажи об этом. Пусть люди уйдут оттуда — с собачками, попугаями, с кем и с чем угодно".
"Вопросы применения ядерного оружия требуют согласованного решения ключевых мировых держав, включая все ядерные державы, которых в настоящее время насчитывается девять (Россия, Великобритания, Индия, Израиль, КНР, Пакистан, США, Франция и пока сохраняющая свой ядерный статус КНДР). Эта девятка должна по поручению ООН и Совбеза руководствоваться изложенными принципами", — завершает разговор Ефремов.
ТАСС благодарит за помощь в организации интервью пресс-службу НПО машиностроения
[свернуть]
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

#1321

Prokosmos logo
ЗапускиНа орбитеПроектыНаукаТехнологии
Publication cover

Проекты
Новый американский грузовой шаттл Dream Chaser почти собран
2 ноября 2023 года, 17:34
Author avatarЕвгений Статецкий
Спустя полтора десятилетия работ фирма Sierra Space практически собрала свой первый орбитальный мини-шаттл Dream Chaser («Ловец снов» или «Охотник за мечтой»). Об этом сообщили журналисты, которые по приглашению пресс-службы компании ознакомились с ходом работ. По их словам, детище фирмы по крайней мере начало, наконец-то, напоминать космический летательный аппарат.
В настоящий момент складные крылья и фюзеляж Dream Chaser, изготовленные из углерод-углеродного композита, уже покрыты теплозащитной керамической плиткой, установлено убирающееся шасси, а технические специалисты как раз ставят последние воздуховоды для системы экологического контроля, которая сделает герметичный отсек Dream Chaser пригодным для работы в нем членов экипажа МКС.
Некоторых плиток, изготовленных на заказ, впрочем, до сих пор не хватает, но руководство компании утверждает, что это сделано специально, чтобы облегчить инженерам следующий раунд испытаний. «Мы почти со всем закончили: установили почти все панели, проверили шасси. По сути, мы готовим Dream Chaser к старту», — сказала директор по безопасности Sierra Space Энджи Уайз.
Малоразмерный многоразовый космический корабль с несущим корпусом и раскладным крылом (космоплан) длиной девять метров и с размахом консолей крыла (раскладывающихся после отделения от последней ступени носителя, как на крылатых ракетах) чуть больше семи метров рассчитан как минимум на 15 полетов. Он предназначен для доставки грузов на МКС и обратно, стартует с земли на обычной одноразовой ракете-носителе, способен маневрировать в космосе, как спутник, а затем приземляться на взлетно-посадочную полосу, как «взрослый» шаттл.
Первые рейсы Dream Chaser должны будут состояться на ракетах-носителях Vulcan фирмы United Launch Alliance с космодрома на мысе Канаверал, а в последствии (если понадобиться) – на Falcon 9 компании SpaceX. Если все испытания пройдут удачно, то уже в апреле 2024 года состоится первый запуск Dream Chaser к МКС, где он пробудет 45 дней.
ЦитироватьВ ближайшее время Dream Chaser должен покинуть сборочный цех и отправиться на испытательный полигон NASA в Огайо, где будет подвергаться разнообразным стендовым испытаниям — вибрационным, вакуумным и акустическим — от одного до трех месяцев.
Но точная дата отправки до сих пор держится в секрете — из соображений безопасности.
Dream Chaser должен стать первым полноценным коммерческим космопланом. Его основным пунктом назначения будет МКС, а затем — частная космическая станция, которую Sierra Space планирует построить вместе с Blue Origin.
По заявлениям компании, Dream Chaser будет отличаться от бескрылых космических кораблей «капсульного типа», таких как «Союз», «Шэньчжоу», Dragon Crew или Orion большей «деликатностью» — максимальные перегрузки при входе в атмосферу всего в 1,5 G и мягкая посадка на ВПП обеспечат лучшую сохранность груза, которого челнок сможет не только перевозить на орбиту (до 5,5 тонны), но и возвращать обратно. Правда, большую часть грузоподъемности (почти четыре тонны) должен обеспечить одноразовый модуль «Падающая звезда», который в конце полета должен будет сгореть в атмосфере вместе с вывезенным с МКС мусором.
Кстати говоря, происхождение Dream Chaser можно проследить до Советского Союза , который в начале 1980-х годов четыре раза запускал на орбиту модель будущего «Бурана» под названием «БОР-4». Дважды этот демонстратор приводнялся в Индийском океане, а его фотографии, сделанные австралийскими военными самолетами, попали в США, где (по мнению некоторых экспертов) стали основой для проекта космоплана-спасательной шлюпки HL-20, который США тогда так и не смогли реализовать. А в 2006 году SpaceDev купила эту концепцию у NASA в качестве отправной точки для Dream Chaser. В декабре 2008 года компанию SpaceDev вместе с начальными проработками приобрела корпорация Sierra Nevada, которая продолжила работы, пытаясь создать для NASA крылатый транспортный корабль. В 2021 году фирма Sierra Space выделилась из основной корпорации в качестве дочернего предприятия.
Помимо МКС, новый космоплан будет летать и к частной космической станции, которую компания планирует построить на орбите вместе с Blue Origin. Впрочем, проект этот в последнее время серьезно зашатался, компания Джеффа Безоса распределила сотрудников из отдела планирования космической станции по другим назначениям, и, возможно, разорвет контракт с Sierra Space.
Тем не менее независимо от того, сохранит ли Blue Origin интерес к космической станции или нет, Sierra Space рассматривает Dream Chaser как центральную часть долгосрочной стратегии. А значит, одним интересным аппаратом на орбите явно станет больше.
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

Feol

Похож на глубоководного морского гада.
Всем пользователям нравится это сообщение.

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей


tass.ru

Центр Хруничева приступил к финальным испытаниям первой летной "Ангары-А5"
ТАСС


МОСКВА, 3 ноября. /ТАСС/. Центр им. М. В. Хруничева (входит в Роскосмос) приступил к контрольным испытаниям первой летной ракеты-носителя "Ангара-А5" в рамках создания ракетного комплекса "Амур" на космодроме Восточный. Об этом сообщили в Роскосмосе.
Цитировать"Центр Хруничева в рамках создания космического ракетного комплекса "Амур" на космодроме Восточный приступил к финальным испытаниям ракеты "Ангара-А5" первого пуска",
- говорится в сообщении госкорпорации.
Там добавили, что с московской площадки Центра Хруничева в омский филиал Производственного объединения "Полет" была доставлена третья ступень первой летной "Ангары-А5" для общей сборки, а также проведения контрольных проверок.
Отмечается, что по результатам итоговых электроиспытаний "Ангары" изготовление ракеты фактически завершится и будет подтверждена ее готовность к отправке на космодром для подготовки к первому пуску.
Ранее Роскосмос сообщал, что головной обтекатель для первого пуска "Ангары-А5" был доставлен на космодром Восточный.
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

Юрков

NASA испытало самый мощный электроракетный двигатель в истории


С. Тушин(ский)

В материале о Dream Chaser можно прочесть:  "Кстати говоря, происхождение Dream Chaser можно проследить до Советского Союза , который в начале 1980-х годов четыре раза запускал на орбиту модель будущего «Бурана» под названием «БОР-4».
Сто раз, наверное, уже писали, но повторюсь - БОР-4 не был МОДЕЛЬЮ ОК "Буран", хотя и запускался по программе его создания.

АниКей


Prokosmos logo
ЗапускиНа орбитеПроектыНаукаТехнологии
Publication cover

Проекты
Rocket Lab запустит ракету HASTE с гиперзвуковым аппаратом для Пентагона в 2025 году
10 ноября 2023 года, 15:45
Author avatarКаролина Зулкарнаева
Компания Rocket Lab готовится к суборбитальному запуску гиперзвуковой ракеты Hypersonic Accelerator Suborbital Test Electron (HASTE), который планируется произвести в начале 2025 года в интересах Министерства обороны США. На борту носителя будет находиться летательный аппарат DART AE, произведенный австралийской фирмой Hypersonix Launch Systems. Ранее обе организации заключили соответствующие соглашения с подведомственным Пентагону подразделением Defense Innovation Unit (DIU), которое занимается финансированием будущей миссии.
Подразделение оборонных инноваций DIU при Минобороны США базируется в Кремниевой долине и работает с коммерческими аэрокосмическими компаниями, помогая удовлетворять потребности в военных технологиях. Грядущий суборбитальный полет ракеты HASTE от Rocket Lab реализуется в рамках проекта HyCat (high-cadence testing capabilities), цель которого — обеспечить частным фирмам возможность разрабатывать многоразовые и недорогие тестовые летательные средства и снизить нагрузку на ресурсы самого Пентагона.
Учитывая, что Россия и Китай активно развивают технологии создания гиперзвукового оружия, американское военное ведомство всячески стремится их определить. Однако проблема в том, что Минобороны США располагает ограниченными возможностями для испытаний гиперзвуковых ракет на полигонах наземного и морского базирования, поэтому использование коммерческих суборбитальных ракет-носителей должно помочь ему в этом направлении.
Гиперзвуковые ракеты способны летать со скоростью, которая более чем в пять раз превышает скорость звука (то есть со скоростью около 6000 км/ч или 1,6 км/сек), а также маневрировать во время полета с использованием аэродинамических сил. Несмотря на то, что компания Rocket Lab, с которой DIU заключил контракт, специализируется на орбитальных полетах, она в то же время не раз выражала готовность удовлетворить спрос Пентагона на суборбитальные испытания гиперзвуковых аппаратов. Так, в частности, фирма разработала гиперзвуковую ракету HASTE на базе носителя сверхлегкого класса Electron.
Одним из главных преимуществ новой ракеты разработчики называют дешевизну запусков: конструкция носителя, как и в случае с Electron, выполнена из углеродного композита и использует те же самые двигатели Rutherford, напечатанные на 3D-принтере. HASTE отличается модифицированной третьей ступенью и более крупным головным обтекателем, что позволяет размещать и отделять гиперзвуковые аппараты на суборбитальной траектории. Ракета способна доставлять полезную нагрузку массой до 700 килограммов, причем в Rocket Lab утверждают, что при должной доработке носитель сможет нести грузы и большей массы.
Первый запуск HASTE состоялся 17 июня 2023 года и осуществлялся в том числе для корпорации Leidos, которая позднее заключила с Rocket Lab контракт на еще четыре суборбитальных полета ракеты. Они намечены на 2024-й и 2025 год и будут производиться со стартового комплекса Launch Complex 2, который расположен на территории Среднеатлантического регионального космопорта на острове Уоллопс в Вирджинии. В пресс-релизе от 8 ноября Rocket Lab сообщила, что миссия DIU является седьмой в списке суборбитальных запусков.
Полезной нагрузкой ракеты HASTE в ходе полета по программе HyCat выступит гиперзвуковой летательный аппарат DART AE от австралийской компании Hypersonix. Он представляет собой трехметровый демонстрационный аппарат массой 300 килограммов с прямоточным воздушно-реактивным двигателем. Корпус летательного аппарата был напечатан на 3D-принтере. Ожидается, что DART AE сможет достигать гиперзвуковой скорости в 7 Махов. В дополнение к Hypersonix и Rocket Lab подразделение Пентагона DIU также заключило контракт с калифорнийским стартапом Fenix Space, разрабатывающим специальную многоразовую буксировочную платформу.
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

Prokosmos logo
ЗапускиНа орбитеПроектыНаукаТехнологии
Publication cover

Технологии
NASA испытало самый мощный электрический ракетный двигатель в истории
10 ноября 2023 года, 15:42
Author avatarЕвгений Статецкий
Американское аэрокосмическое агентство отчиталось об успешном завершении вместе с компанией Aerojet Rocketdyne квалификационных испытаний самого мощного на данный момент электрического ракетного двигателя в истории. Использоваться он будет, согласно техзаданию, на будущей лунной орбитальной станции Gateway.
Двигатель AEPS, еще в июле доставленный в испытательный центр в Кливленде, принадлежит к подклассу ионных — то есть тяга в нем создается с помощью ионизированного газа, истекающего на очень больших скоростях из сопла. До сих пор самая мощная установка такого класса обладала мощностью 4,5 КВт. Но новый двигатель превысил этот показатель почти в три раза, достигнув целых 12 КВт.
Для начала агрегат прошел проверку в вибрационной и вакуумной камере центра. Затем в тот же комплекс будет доставлен второй двигатель, хотя произойдет это не ранее 2024 года. Его испытания будут уже более приближены к «боевым» — в частности, будут отработаны режимы тяги, эквивалентные выводу массивной космической станции на орбиту вокруг Луны. Огневой тест в герметичной камере продлится 23 тысячи часов (то есть непрерывно — около четырех лет), что позволит проверить устойчивость двигателя к длительным нагрузкам.
Первые «серийные» (если вообще будет идти речь о сериях) экземпляры — в количестве трех штук — будут использоваться на окололунной базе для удержания и коррекции орбиты. Модуль, на котором они позже будут смонтированы, планируется вывести в космос в ноябре 2025 года на ракете Falcon Heavy компании SpaceX .
После пристыковки к станции питать двигательную систему энергией будут солнечные панели совокупной производительностью до 60 кВт (разумеется, в начале эксплуатации). Экономичность ионных двигателей станет их главным плюсом — двух тонн ксенона (рабочего тела) им хватит на полтора десятилетия работы без дозаправок.
Впрочем, так как станция рассчитана на несколько больший срок службы, немецкая компания OHB сейчас по заказу NASA как раз занята разработкой системы дозаправки ксеноном Xenon Transfer System, или сокращенно XTS. Не исключено, что станция будет использоваться как промежуточный пункт для миссий на Марс — а значит, дозаправка кораблей станет частью «рутинной» деятельности базы.
В будущем NASA планирует с помощью двигателей нового поколения обеспечить и полеты дальше в Солнечную систему, которые благодаря этому станут проходить гораздо быстрее. «Будет необычайно интересно посмотреть, какие задачи в конечном итоге позволит выполнять эта технология», — сказал в июле, еще перед квалификационными испытаниями, ведущий инженер AEPS Рохит Шастри.
Главным (и почти единственным) минусом ионного двигателя является его чрезвычайно слабая тяга и очень медленный разгон. Этих недостатков во многом лишены ядерные двигатели — и одним из лидеров в их разработке является Россия, чьи аппараты с подобными РД должны полететь в космос уже в ближайшем десятилетии.
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

С. Тушин(ский)

"Главным (и почти единственным) минусом ионного двигателя является его чрезвычайно слабая тяга и очень медленный разгон."
Это поистине БОЛЬШОЕ откровение "Прокосмос"а. Жаль, что в материале не указано, что, например, главным минусом маршевых ЖРД является их чрезвычайно малое время работы, в отличие от ионного двигателя составляющего не годы, а минуты.
А вот "очень медленный разгон" - это минус не двигателя, а второго закона Исаака Ньютона, который до сих пор (по неизвестным причинам) не исправлен. Впрочем, ядерные двигатели (лидером в разработке которых после 1962 года является Россия), уже в ближайшем десятилетии должны ликвидировать эти недостатки (как сказано в сообщении "ПроКосмос")

zandr

https://www.youtube.com/watch?v=eCqx3gYJe1Q
Цитировать 0:26
Neutron | Stage 2 Cryogenic Test

Rocket Lab
In October 2023 we completed cryogenic testing for a Neutron 2nd stage. This crucial test involved filling the tank with liquid nitrogen & pressurizing it to expected flight pressures, then pushing it all the way to failure to test extreme tolerances.
As part of structural testing we push our tanks to Maximum Expected Operating Pressure (MEOP)...and far beyond.

АниКей


nauka.tass.ru

Университет Решетнева изготовит для центра Келдыша двигатели малой тяги
ТАСС


КРАСНОЯРСК, 13 ноября. /ТАСС/. Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева изготовит для Исследовательского центра имени М. В. Келдыша (входит в Роскосмос) ракетный двигатель малой тяги для космических аппаратов. Первые испытания двигателя пройдут в конце 2023-начале 2024 года, сообщил ТАСС ректор университета Эдхам Акбулатов.
"Университет Решетнева начинает активно сотрудничать с центром Келдыша. В первую очередь наше взаимодействие будет в проведении экспериментов по совершенствованию конструкции жидкостно-ракетных двигателей малой тяги, которые являются важным элементом любого космического аппарата. Разработка конструкции такого двигателя будет в центре Келдыша, а наша задача такие двигатели оперативно изготовить. Ученые университета займутся опытно-конструкторскими работами, которые позволят создать технологию производства таких двигателей", - сообщил Акбулатов.
По словам ректора, первое испытание двигателя малой тяги пройдет в конце 2023-начале 2024 года. "Мы его изготовим и передадим центру Келдыша для подготовки к испытаниям", - пояснил Акбулатов. Двигатели малой тяги предназначены для корректировки и стабилизации траектории движения различных космических аппаратов.
Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнева (СибГУ) образован в 2016 году. Вуз занимается разработками в сферах космических технологий, спутникостроения, лесных и химических технологий.
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей


tass.ru

Индия проведет II этап тестов перед запуском в космос пилотируемой миссии
ТАСС


НЬЮ-ДЕЛИ, 13 ноября. /ТАСС/. Индийская организация космических исследований (ISRO) в начале 2024 года проведет второй этап тестов перед запуском в космос своей первой пилотируемой миссии "Гаганьян". Об этом сообщило руководство проекта испытаний.
Первое испытание было проведено 21 октября - запущенная капсула спасения экипажа успешно приводнилась в Бенгальском заливе. Второй этап испытаний планируется посвятить, в частности тому, чтобы капсула не переворачивалась во время снижения.
Цитировать"Мы планируем провести следующую испытательную миссию где-то в первом квартале следующего года", - приводит слова руководителя тестов газета The Indian Express. "В системе эвакуации экипажа мы будем использовать двигатели аварийного спасения как на малой, так и на большой высоте", -
указал он.
По словам руководителя проекта, второй этап тестов будет гораздо более точной симуляцией финального участка полета. "Мы будем моделировать сиденья экипажа, систему управления и прочее", - указал он.
В августе 2018 года премьер Индии Нарендра Моди официально объявил, что его страна отправит на орбиту первый национальный космический экипаж к августу 2022 года, когда страна будет отмечать 75 лет освобождения от британского колониального господства. Название проекта "Гаганьян" (от санскритского "гагана" - небеса) означает "небесный корабль". Однако из-за пандемии коронавируса, остановившей в марте 2020 года большинство работ по проекту, отправка на орбиту миссии "Гаганьян" была отложена.
Как ожидается, "Гаганьян" будет осуществлена в 2025 году. Планируется, что ракета-носитель выведет на орбиту Земли высотой около 400 км модуль с тремя членами экипажа. Они проведут в космосе три дня, после чего модуль приводнится в Индийском океане
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

Prokosmos logo
ЗапускиНа орбитеПроектыНаукаТехнологии
Publication cover

Технологии
Индия проведет второй этап испытаний космического корабля «Гаганьян» в 2024 году
13 ноября 2023 года, 17:32
Author avatarРита Титянечко
Индийская организация космических исследований (ISRO) в начале 2024 года проведет второй этап тестов системы аварийной отстыковки спускаемого аппарата космического корабля «Гаганьян» перед первым пилотируемым полетом. Отправить на орбиту аппарат с двумя индийскими астронавтами планируется в 2025 году.
«Мы планируем провести следующий испытательный полет примерно в первом квартале следующего года, — приводит заявление представителя ISRO газета The Indian Express. — В системе эвакуации экипажа мы будем использовать двигатели для эвакуации как на малой, так и на большой высоте, в отличие от D1, где мы использовали только двигатели для эвакуации на большой высоте».
По словам руководителя проекта, первое испытание модуля экипажа и системы эвакуации экипажа было признано успешным, хотя все «три элемента — испытательная машина, система эвакуации экипажа и модуль экипажа — новые». Испытание прошло 21 октября, когда спускаемый аппарат «Гаганьян» успешно приводнился в Бенгальском заливе. Второй этап испытаний планируется посвятить, в том числе, тому, чтобы модуль не переворачивался во время снижения.
Самым большим успехом первого этапа тестов стало развертывание под нужным углом спускных желобов, которые доставляют модуль экипажа с высоты 17 километров со скоростью 150 м/сек и на высоту 2,5 километра от поверхности моря со скоростью 63 м/сек после отсоединения модуля от аварийной системы. Во втором демонстрационном полете в следующем году будет задействован модуль экипажа, который будет более точно имитировать окончательный полет. «В следующем году мы будем моделировать сиденья экипажа, систему управления и плавучести и многое другое», — сказал представитель организации.
О планах Индии отправить на орбиту первый национальный космический экипаж сообщил премьер-министр страны Нарендра Моди в августе 2018 года. Тогда старт намечался на август 2022 года, когда страна отмечала 75 лет освобождения от британского колониального господства. Однако из-за пандемии коронавируса отправка на орбиту космического корабля «Гаганьян» была отложена. Пуск «Гаганьяна» ожидается в 2025 году.
Согласно плану, ракета-носитель LVM3 с кораблем доставит экипаж на орбиту высотой 400 километров, где астронавты пробудут три дня, после чего вернутся на Землю, приводнившись в Индийском океане. На подготовку полета «Гаганьян» было выделено около 90,23 миллиарда индийских рупий (1,1 миллиарда долларов). ISRO готовит для полета четырех индийских астронавтов (в основной состав экипажа войдут лишь двое) — с февраля 2020 по март 2021 года они тренировались в российском Центре подготовки космонавтов им. Ю. А. Гагарина в подмосковном Звездном городке.
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

Prokosmos logo
ЗапускиНа орбитеПроектыНаукаТехнологии
Publication cover

Проекты
Зонд ЕКА «Гера» прошел акустические испытания перед запуском в 2024 году
13 ноября 2023 года, 15:32
Author avatarЕвгений Статецкий
Европейское космическое агентство (ЕКА) завершило акустические испытания исследовательского аппарата «Гера» с помощью самой мощной на континенте звуковой системы. Теперь в агентстве уверены, что космический аппарат, разрабатываемый ЕКА совместно с НАСА в целях защиты Земли от столкновения с астероидами, будет в состоянии выдержать звук при непосредственном выходе на орбиту.
Тестирование проводилось в испытательном центре ESTEC в Нидерландах. Железобетонные стены камеры (которая может работать только после закрытия дверей) были покрыты эпоксидной смолой для создания равномерного звукового поля внутри нее. Сама же камера установлена на резиновых опорах, которые изолируют ее от окружающей среды, предотвращая повреждения остальной части центра.
Предосторожности не лишние, ведь эта звуковая система — самая большая и мощная в Европе — может генерировать более 154 децибел экстремального шума. Такой звук может нанести значительный урон не только технике, но и любому живому существу (за исключением, возможно, тихоходки).
Космический аппарат «Гера» был подвергнут этим экстремальным испытаниям, чтобы его создатели могли убедиться в том, что сверхчувствительная аппаратура выдержит шум и колебания при запуске. Перед тестом зонд привели в стартовую конфигурацию — со сложенными вокруг корпуса солнечными «крыльями» и топливными баками, заполненными гелием, азотом и водой. Кроме того, перед испытаниями аппарат был оснащен почти полутора сотнями акселерометров и внушительным количеством микрофонов — чтобы гарантировать, что в камере будет достигнута запланированная громкость.
«Несмотря на то, что эти акустические испытания были тщательно смоделированы заранее, это все равно был нервирующий момент, когда гигантские двери отсека закрылись, а затем включились звуковые сигналы. Каждый сеанс тестирования длится всего минуту, но это все равно казалось очень долгим временем: мы ждали, выдержит ли "Гера" взрывные звуковые волны», — поделился инженер ЕКА по конструкциям Саймон Уэнт.
«Самые высокие, наиболее разрушительные уровни акустического давления ощущаются на ранней стадии запуска, возникающего при старте или близко к нему, когда вибрации, отраженные от площадки и местного оборудования, бомбардируют вылетающую пусковую установку. Это своего рода последнее акустическое "похлопывание по спине", когда пусковая установка и космический корабль удаляются от Земли», — добавил его коллега, инженер ЕКА по механическим системам и конструкциям Клифф Эшкрофт.
Согласно планам ЕКА, «Гера» должна будет отправиться к двойной системе астероидов Дидим/Диморф, которая в прошлом году была «атакована» зондом «Дарт». «Гера» должна будет оценить масштаб разрушений на Диморфе после столкновения, а также отклонение его орбиты и массу и провести подобный анализ более крупного Дидима.
Запуск запланирован на октябрь 2024 года. Как отмечают инженеры, успешное прохождение «Герой» испытаний дает основания надеяться, что ЕКА на этот раз уложится в срок.
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей


naked-science.ru

Sierra Space объявила о подготовке крупнейшего в истории испытания прочности надувного модуля

Космическая компания Sierra Space анонсировала испытания на разрыв полномасштабного прототипа надувного модуля, который создают для будущей орбитальной станции Orbital Reef.  

 Прототип надувного модуля Orbital Reef / © Sierra Space 
В процессе подготовки к созданию станции Sierra Space уже провела ряд испытаний прототипов надувного модуля на разрыв. Тесты необходимы для сбора данных о пределе прочности конструкции и усовершенствования технологии.
В новом испытании задействуют полноразмерный прототип, высота которого составляет 6,25 метра, диаметр — 8,23 метра, общий объем — 283,17 кубического метра. На данный момент тест запланирован на декабрь 2023 года. 
Космическую станцию Orbital Reef создают компании Blue Origin и Sierra Space. Она будет состоять из множества модулей, рассчитана на пребывание до десяти человек, а по объему сравнится с МКС. 
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

Prokosmos logo
ЗапускиНа орбитеПроектыНаукаТехнологии
Publication cover

Проекты
Американо-индийский спутник NISAR прошел испытания в рамках подготовки к запуску
15 ноября 2023 года, 15:39
Author avatarКаролина Зулкарнаева
Радиолокационный спутник NISAR, разрабатываемый NASA и Индийской организацией космических исследований (ISRO) для получения детального представления об изменении климата на Земле, преодолел важный рубеж: 13 ноября завершились его 21-дневные испытания, целью которых было оценить способность аппарата функционировать при экстремальных температурах, а также в условиях космического вакуума. Запуск американо-индийского спутника запланирован на начало 2024 года.
Термовакуумные испытания проводились на предприятии ISRO по интеграции и испытаниям спутников в городе Бангалор на юге Индии. Подобного рода тесты позволяют определить, готов ли аппарат к полету в космос, например, выдержит ли он тряску, вибрацию и толчки, с которыми столкнется непосредственно во время запуска. Спутник NISAR (NASA-ISRO Synthetic Aperture Radar), частично покрытый теплозащитной оболочкой золотистого цвета, был помещен в вакуумную камеру 19 октября.
В течение следующей недели инженеры и технические специалисты подвергли аппарат 80-часовой выдержке при пониженной температуре до минус 10 градусов по Цельсию, а затем — столь же продолжительной выдержке при повышенной температуре до 50 градусов по Цельсию. «Это имитирует перепады температуры, которые будет испытывать космический аппарат при воздействии солнечного света и темноты на орбите», — объяснили в NASA.
Команды ISRO и Лаборатории реактивного движения NASA (JPL) работали круглосуточно в течение трех недель, тестируя работу тепловых систем спутника и двух его основных научных приборов — радаров с синтезированной апертурой L-диапазона и S-диапазона — в самых экстремальных температурных условиях, с которыми они столкнутся в космосе. Этот последний раунд испытаний последовал за 20-дневными испытаниями в сентябре, в ходе которых инженеры оценили, соответствуют ли радиосигналы от антенн двух радиолокационных систем предъявляемым требованиям.
После успешного завершения испытаний NISAR вскоре оснастят солнечными панелями и 12-метровым радиолокационным отражателем, который будет разворачиваться в пространстве на конце девятиметровой стрелы, отступающей от космического аппарата. Ожидается, что спутник пройдет дополнительные испытания, прежде чем будет отправлен на космодром Сатиш Дхаван на острове Шрихарикота, где его установят на борту индийской ракеты-носителя Mark II и выведут на низкую околоземную орбиту.
Согласно имеющейся информации, NISAR будет запущен в начале 2024 года. Его основная задача — сканировать всю поверхность суши и льда на Земле каждые 12 дней, отслеживая в частности, как меняются ландшафты планеты с течением времени. В этом ему помогут две радарные системы с синтезированной апертурой, каждая из которых будет вести наблюдение с разным набором длин волн. Разработкой первой такой системы — L-диапазона — занимаются специалисты NASA, а в ISRO создают радарную систему с более короткой длиной волны — S-диапазона. Разработчики надеются, что полученные данные со спутника позволят подготовить план действий по смягчению последствий опасных природных явлений.
Проект NISAR — это первый раз, когда космические агентства США и Индии сотрудничают в разработке аппаратуры для дистанционного наблюдения за Землей. В 2014 году NASA и ISRO подписали соглашение о партнерстве, согласно которому американское агентство должно предоставить радар с синтезированной апертурой L-диапазона, систему высокоскоростной связи для научных данных, GPS-приемники, а индийская сторона — конструкцию для космического аппарата, радар S-диапазона, ракету-носитель и все необходимые услуги по запуску.
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!