Galileo-FOC FM01(Doresa), FM02(Milena)– Союз-STБ/Фрегат-МТ(VS09)– Куру ELS – 22.08.2014 12:27 UTC

Автор Salo, 15.10.2012 14:05:20

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

ВВК

ЦитироватьПлейшнер пишет:
5. Если бы СУ контролировала не выдачу команд а вращение, то подобной ситуации не возникло бы, СУ просто не выдавала бы следующих команд, пока не остановилось вращение, просто произошло бы это немного позже.
последних 4 пункта - ИМХО.
 
ЦитироватьПлейшнер пишет:
4. А "не знала" она по той причине, что режим "закрутка" происходит выдачей команд на двигатели, но при этом не происходит контроля вращения, СУ тупо считает- раз она выдала команду на импульс, значит КА вращается, выдала другой - вращение остановилось. Такой режим работы называется "открытый контур управления", он же "без обратной связи". .
    Вроде логично для продолжения раговора. По-моему Вы не поймете друг друга пока как в "школе" , когда учили, не разделите на простейшие команды(действия) и тогда будет понимание,   как  оно работает, точнее почему не сработало. Ну и на самом деле не может такой серьезный аппарат как "Фрегат" не контролировать процесс выполнения команд, не контролируя цель этой команды. Иначе у меня получается, что трубопровод не просто замерз, а ещё и "засопливил"  , что могло привести к появлению этой "неведомой силы" или недовороту, ну что-то он всеравно контролирует по мимо рамок, там клапан открыть-закрыть. 

Александр Ч.

ЦитироватьШтуцер пишет:
ЦитироватьАлександр Ч. пишет:
Кстати, НДМГ замерзает при -57 °C.
Зато АТин - при -11°C.
Какой ужас :-D 
Мне другое интересно, найденный РБ прожигали? Гелий на нем действительно заморозил топливо? Можно наверное даже и без прожига, достаточно гелий стравить. Или нет?
Ad calendas graecas

Штуцер

ЦитироватьАлександр Ч. пишет:
Мне другое интересно, найденный РБ прожигали?
Нет, конечно.
ЦитироватьАлександр Ч. пишет:
Гелий на нем действительно заморозил топливо? Можно наверное даже и без прожига, достаточно гелий стравить. Или нет?
Наверно можно, если в СН нет пироклапанов и при этом есть возможность не наддувать баки. С поправкой на отсутствие вакуума и, возможно, эвти. А зачем это делать на штатном изделии?
Но в виде обломков различных ракет
Останутся наши следы!

anik

Peter B. de Selding @pbdes

Soyuz Galileo failure inquiry: 3 of 15 Fregat upper stages in storage had same design flaw allowing cold helium too close to hydrazine fuel.

Soyuz Galileo failure inquiry: Fregat upper stage has 10 areas where helium is too close to fuel; all will be corrected.

Arianespace: EU Commission to decide in coming days whether to fly 2 more Galileo sats on Soyuz in Dec, or wait for 4-sat Ariane 5 in 2015.

Soyuz Galileo failure bd of inquiry didnt have direct access to Lavochkin Fregat plant; Roscosmos & TsNIIMash did inspection.

Sosyuz Galileo failure bd chief Peter Dubock: We have no complaints about the cooperation of Lavochkin, Roscosmos with our investigation.

Soyuz Galileo failure: O3b Networks likely would be happy to take EU Commission's December launch slot for next 4 O3b bdbnd sats.

Lanista

#564
Помнится в прошлое бурление говен по Бризу проскачило что уход ГСП на упор или складывание рамок это прогнозируемые явления и избегаются правильным составлением полетного задания, применимо ли это к Фрегату?

Разъём

Цитировать
ЦитироватьИ вообще, на стендовом изделии что либо подобное воспроизвели? Фотографирование перед зашивкой ЭВТИ производили? Что на фотах?
Во время испытаний на макс длительность кто-нибудь просто глазом на изделие смотрел? И какова она, максимальная длительность включения МД на этом изделии?


Уважаемый Штуцер. Про какое стендовое изделие Вы говорите где воспроизводится данный эффект при моделировании всех температурных условий. В термобарокамере с включёнными МДУ ИДМТ? Что за испытания на максимальную длительность включения полностью собранного и заправленного РБ Фрегат? У Вас есть примеры?
МДУ и блок баков испытывались в Загорске на макс. длительность. Но все температурные условия не моделировались из-за отсутствия технических возможностей.
У Вас есть опыт составления тепловой модели с бесконечным числом узлов и проверки этой модели на натурных испытаниях? Поделитесь опытом.

Фотографирование перед зашивкой производилось два последних года. До этого нет. ТТХ РБ Фрегат приведены в «Вестник НПО Лавочкина» 20014 №1.

Разъём

ЦитироватьПомнится в прошлое бурление говен по Бризу проскачило что уход ГСП на упор или складывание рамок это прогнозируемые явления и избегаются правильным составлением полетного задания, применимо ли это к Фрегату?


Применимо. Все уже обсуждали десяток страниц ранее.

anik

Soyuz Flight VS09: Independent Inquiry Board announces definitive conclusions concerning the Fregat upper stage anomaly
Evry, October 8, 2014

http://www.arianespace.com/news-press-release/2014/10-8-2014-VS09-results.asp

The Independent Inquiry Board formed to analyze the causes of the anomaly occurring during the orbital injection of satellites in the Galileo constellation by a Soyuz rocket launched from the Guiana Space Center on August 22 announced its definitive conclusions on Tuesday, October 7, 2014 following a meeting at Arianespace headquarters in Evry, near Paris.
The Board was created on August 25, 2014 by Arianespace, in conjunction with the European Space Agency and the European Commission. It is chaired by Peter Dubock, former inspector-general of ESA. Its conclusions draw on data supplied by Russian partners in the program, and are consistent with the final conclusions of the inquiry board appointed by the Russian space agency Roscosmos.
The Board's conclusions confirm that the first part of the mission proceeded nominally, which means that the three-stage Soyuz launcher was not at fault.
The Inquiry Board also eliminated the hypothesis that the anomaly could have been caused by the abnormal behavior of the Galileo satellites.
The anomaly occurred during the flight of the launcher's fourth stage, Fregat, designed and produced by NPO Lavochkin. It occurred about 35 minutes after liftoff, at the beginning of the ballistic phase preceding the second ignition of this stage.
The scenario that led to an anomaly in the orbital injection of the satellites was precisely reconstructed, as follows:
The orbital error resulted from an error in the thrust orientation of the main engine on the Fregat stage during its second powered phase.
This orientation error was the result of the loss of inertial reference for the stage.
This loss occurred when the stage's inertial system operated outside its authorized operating envelope, an excursion that was caused by the failure of two of Fregat's attitude control thrusters during the preceeding ballistic phase.
This failure was due to a temporary interruption of the joint hydrazine propellant supply to these thrusters.
The interruption in the flow was caused by freezing of the hydrazine.
The freezing resulted from the proximity of hydrazine and cold helium feed lines, these lines being connected by the same support structure, which acted as a thermal bridge.
Ambiguities in the design documents allowed the installation of this type of thermal "bridge" between the two lines. In fact, such bridges have also been seen on other Fregat stages now under production at NPO Lavochkin.
The design ambiguity is the result of not taking into account the relevant thermal transfers during the thermal analyses of the stage system design.
The root cause of the anomaly on flight VS09 is therefore a shortcoming in the system thermal analysis performed during stage design, and not an operator error during stage assembly.
The system thermal analyses have been reexamined in depth to identify all areas concerned by this issue.
Given this identified and perfectly understood design fault, the Board has chosen the following corrective actions for the return to flight.
Revamp of the system thermal analysis.
Associated corrections in the design documents.
Modification of the documents for the manufacture, assembly, integration and inspection procedures of the supply lines.
These measures can easily and immediately be applied by NPO Lavochkin to the stages already produced, meaning that the Soyuz launcher could be available for its next mission from the Guiana Space Center as from December 2014.
Beyond theses corrective actions, sufficient for return to flight, NPO Lavotchkin will provide Arianespace with all useful information regarding Fregat's design robustness, which is proven by 45 successful consecutive missions before this anomaly.
Following the announcement of the Independent Inquiry Board's conclusions, Stéphane Israël, Chairman and CEO of Arianespace, said: "I would first like to thank Peter Dubock,  who chaired the board. Their work, with the support of Russian partners, enabled the rapid identification of the root cause of the anomaly and the corrective measures to be applied. Since the corrective measures are easy to deploy by NPO Lavochkin, we are looking at the resumption of Soyuz launches from the Guiana Space Center, as early as December 2014. The resolution of this anomaly will enable a consolidation of the reliability of Fregat, which had experienced 45 consecutive successes until this mission."

Александр Ч.

ЦитироватьШтуцер пишет:
А зачем это делать на штатном изделии?
Конечно не зачем, достаточно макета с таким же монтажом. Главное ведь получить профиль и пересчитать на "боевые" условия? Или там другая метода? 
ЦитироватьРазъём пишет:
Но все температурные условия не моделировались из-за отсутствия технических возможностей.
В свете этого растолкуйте вот это место из цитаты anik,:
 
ЦитироватьThe design ambiguity is the result of not taking into account the relevant thermal transfers during the thermal analyses of the stage system design.
The root cause of the anomaly on flight VS09 is therefore a shortcoming in the system thermal analysis performed during stage design, and not an operator error during stage assembly.
The system thermal analyses have been reexamined in depth to identify all areas concerned by this issue.
Given this identified and perfectly understood design fault, the Board has chosen the following corrective actions for the return to flight.
Revamp of the system thermal analysis.
Associated corrections in the design documents.
Modification of the documents for the manufacture, assembly, integration and inspection procedures of the supply lines.
Выделенное выполнили на основе теоретических расчетов или изыскали техническую возможность?
Ad calendas graecas

Frontm

ЦитироватьДа какого ... вообще монтажи по наддуву накладываются на расходные магистрали?
Задним числом все большие специалисты. Наддув МДУ на расходную СОЗ, Вы про это? На расходные МДУ такой монтаж влияние не окажет, сечение другое, задолбаешься их морозить.
Дело же не просто в монтаже, а что колодка теплопроводящая.

ЦитироватьВы представляете, какая температура должна быть на наддувной трубке, чтобы на топливной был 0 ?
И какая? Вместо расчётов тепловых моделей ограничиться эмоциями? Сама по себе величина температуры - это ни о чём. Надо доказывать что именно такая вот цифра температуры - недопустима согласно расчёту. Сами говорите что сколько-то с таким монтажом долетели. К чему тогда "представляете какая?" Речь не о температуре, а о близости трубопроводов и тепловой перемычке.

ЦитироватьИ вообще, на стендовом изделии что либо подобное воспроизвели?
Фотографирование перед зашивкой ЭВТИ производили? Что на фотах?
Всё в кучу смешали. Отделите стендовое от штатного почётче.

ЦитироватьВо время испытаний на макс длительность кто-нибудь просто глазом на изделие смотрел?
Опять эмоции. Что даст простое глазение?
"О! Ребяты! А у вас трубопровод наддува в инее!!!"
И что? Никого не удивит - это ж закон физики.
Кто-нибудь - это конкретно кто? Двигателист, тепловик и далее по списку.

Цель испытаний - проверка правильности расчётной модели, а не функционирования изделия. Ведь условия испытаний отличаются нехило так от реальных условий эксплуатации, ведь даже вода на ХИ - это тоже модель компонентов. Раз изделие недолетело, то и ежу понятно, что что-то где-то не так, и выявился просчёт, ошибка, брак или что-то ещё. Никто же не отрицает, что разработчики составили не совсем точную модель, например моделирование условий внешней среды (исключительно расчётная модель) при выведении, либо ошиблись в модели - в такое-то время года и  на такую орбиту с такой длительностью включения. По горячим следам в теме почти сразу очертили круг причин. Там всё что нужно давно рассказано.

ЦитироватьВас послушать, это просто непреодолимая сила природы какая-то.
Газ при расширении охлаждается! О как! Для двигателистов Химок открытие.
И ещё раз одни эмоции, но уже с брызгами. Типа фукаете и клеймите позором (просто решили потроллить или удовольствие пофукать?). Это Вас не расит. Тем более в других темах про другую фирму Вам не нравятся такие манеры. Мстительность - нехорошее качество).

ЦитироватьЗато АТин - при -11°C.
Всё больше похожи на своего постоянного оппонента.
А причём здесь АТ, если СОЗ однокомпонентный?

Разъём

#570
Цитировать
ЦитироватьВыделенное выполнили на основе теоретических расчетов или изыскали техническую возможность?
Перевожу Вам с официального на нормальный. Просмотрели все стыки и монтаж всех трубопроводов с точки зрения переноса температуры используя грубый температурный расчёт в локальных местах. Так, например, показали, что в  обсуждаемом месте на трубопроводе МДУ должно было быть -50, и с учётом предполагаемой температуры окружающей среды и теоретической теплопроводности перемычки, на трубопроводе гидразина можно получить +2, что соответствует температуре вязкости гидразина (замерзает он при 0). Провести полностью натурные испытания, чтобы подтвердить данный расчёт практически невозможно. Остаются ЛКИ.

Сожалею, что приходится Вам с вашим опытом это объяснять.


Штуцер

#571
ЦитироватьFrontm пишет:
Опять эмоции. Что даст простое глазение?
"О! Ребяты! А у вас трубопровод наддува в инее!!!"
Вот именно!!! А дальше мозги включить!
ЦитироватьИ что? Никого не удивит - это ж закон физики.
Как и то, что гидразин замерзает при 2.
Но в виде обломков различных ракет
Останутся наши следы!

RustemNur

ЦитироватьЕвропа признала «Союз» непричастным к срыву запуска спутников Galileo

Экспертная группа, в состав которой входили представители Arianespace, Европейского космического агенства (ЕКА) и Европейской комиссии, пришла к выводу, что сбои в запуске спутников Galileo связаны с неполадками в разгонном блоке «Фрегат», а не ракете-носителе «Союз», сообщается на сайте аэрокосмической компании Arianespace.
Результаты независимого расследования комиссия огласила после совещания в штаб-квартире космического перевозчика в округе Эври, недалеко от Парижа. Комиссия разбиралась в причинах неудачи запуска двух спутников европейской системы навигации Galileo. Неполадки в разгонном блоке возникли из-за замерзания гидразина — ракетного топлива.
Выводы комиссии основаны на данных, предоставленных российской стороной и согласуются с итогами расследования Роскосмоса. Европейские эксперты также отметили, что ракета-носитель сработала в штатном режиме и сбои в запуске спутников никак не связаны с работой российских систем «Союза».

http://lenta.ru/news/2014/10/08/esa/
На форуме прошу обращаться ко мне на "ты". Спасибо.

ZOOR

ЦитироватьРазъём пишет:
ЦитироватьПомнится в прошлое бурление говен по Бризу проскачило что уход ГСП на упор или складывание рамок это прогнозируемые явления и избегаются правильным составлением полетного задания, применимо ли это к Фрегату?
Применимо. Все уже обсуждали десяток страниц ранее.
Что-то не смог найти.
Складывается впечатление, что СУ Фрегата - "жена Юлия Цезаря" ;)
Я зуб даю за то что в первом пуске Ангары с Восточного полетит ГВМ Пингвина. © Старый
Если болит сердце за народные деньги - можно пойти в депутаты. © Neru - Старому

anik

Soyuz Team Takes Steps To Prevent Repeat of Galileo Launch Failure, including the Premature Celebration
http://www.spacenews.com/article/launch-report/42119soyuz-team-takes-steps-to-prevent-repeat-of-galileo-launch-failure

PARIS — Europe's Arianespace launch consortium will wait an hour after satellite separation fr om future Europeanized Soyuz rockets before declaring mission success as a direct consequence of the August failure of the vehicle's Fregat upper stage, Arianespace Chief Executive Stephane Israel said Oct. 8.
In a conference call on the conclusions of the Soyuz failure review board, and accompanied by board chief Peter Dubock and Arianespace Chief Technical Officer Edouard Perez, Israel said the one-hour delay will give Arianespace enough time to collate data fr om satellite tracking stations to determine their exact position.
Arianespace and others involved in the Aug. 22 Soyuz launch of two European Galileo navigation satellites spent many minutes in congratulatory speeches after what was presumed to be a success.
It was only several hours later, after the U.S. Air Force's network of space-object-tracking sensors disclosed that the launch left the two Galileo satellites badly off-target, both in terms of perigee and orbital inclination, that Arianespace announced the orbital-insertion failure.
Israel said the one-hour time lag between satellite separation and mission assessment will be especially useful for Soyuz launches but would not be needed for launches of Europe's heavy-lift Ariane 5 rocket into geostationary transfer orbit.
The board of inquiry, as expected, concluded that the Fregat upper stage placed the satellites in a useless orbit following a series of events caused by the installation of a hydrazine fuel line too close to a supercold helium pressurization line.
Fregat prime contractor NPO Lavochkin of Moscow used an aluminum clamp to hold the two lines in place. During the long coast phase needed for the Galileo mission between the first and second Fregat engine firing, the clamp acted as a thermal bridge that caused the hydrazine fuel to freeze.
The freezing stopped the supply of fuel to two Fregat attitude-control thrusters, which forced the stage's inertial reference system to operate outside its usual boundaries and ultimately to fail.
Dubock, a former inspector general of the European Space Agency, said the inquiry board visited Moscow twice, for a total of three days, to convene with Russian authorities at the headquarters of the Russian space agency, Roscosmos.
Roscosmos and the TsNIIMash of Moscow, along with Lavochkin, inspected existing Fregat stages and informed the board that three of the 15 Fregats in the Lavochkin factory were assembled with the helium and hydrazine lines clamped together.
The Russian organizations told the board that nothing in the Fregat production manual advised against such an installation. Dubock said the inquiry board concluded that this was a "design deficiency" that is easily correctable by Lavochkin, which will amend the design instructions to warn against the close proximity of the helium and hydrazine conduits.
In addition, the aluminum clamps would be replaced, in all Fregats, with clamps made of nonconductive material.
Perez said a close inspection of the Fregat stages, aided by photographs brought to the inquiry board by the Russian side, showed 10 different places where helium and hydrazine are in too-close proximity. This, too, will be corrected for future flights.
Dubock and Israel stressed that the error should be viewed as a design omission and not a problem of Russian workmanship or quality control. Dubock said the inquiry board had no issues with Russian cooperation during the investigation.
"They furnished all the information requested and did supplemental work as well," Dubock said. "I have no complaints about the cooperation they gave us."
The Aug. 22 mission was the 46th flight of the Fregat upper stage. Dubock said all 45 previous missions had been successes. Of these 45, six featured a similar mission profile as the Galileo launch and thus were subject to hydrazine freezing. But for these missions, he said, it can only be supposed that they were among the majority of Fregats whose helium and hydrazine lines were not clamped together.
Perez said the work in Russia did not include reproducing the exact failure sequence on the ground, which he said would have been difficult. But enough simulations were conducted as to leave little doubt about the root cause.
In light of the board's conclusions, Israel said Arianespace is ready to prepare a Soyuz-Fregat flight for December.
In principle, this will be for another pair of Galileo navigation satellites. But the European Commission, which owns Galileo, has not decided whether to avail itself of this launch or to wait until sometime in 2015.
Some European government officials argue that the two satellites launched in August are being placed into a more-tenable orbit away from the Van Allen radiation belts. With their orbital perigee raised, the satellites — the first of 22 being built by OHB AG of Bremen, Germany — can be fully tested.
In addition to reducing the risk of further satellites by testing the first two, European government officials said the likelihood of inserting the satellites into the Galileo positioning, navigation and timing network is now viewed as good.
"This will never be the correct orbit, but once we get the perigee raised so that we can communicate with them on a regular basis, we can get them to a point wh ere they know exactly wh ere they are, and then they can be used for navigation," one government official said. "Nothing is certain yet, but things are looking a lot better than we originally thought. In either case, we'd like to spend the next couple of months testing them rather than launching a second pair in December."
The European Commission, via the 20-nation ESA, has purchased a mix of heavy-lift Ariane 5 rockets, which can carry four Galileo satellites at a time; and Soyuz rockets to complete the constellation.
A new four-satellite dispenser structure for Ariane 5 is expected to be declared fit for flight this spring.

anik

Peter B. de Selding @pbdes

Arianespace CEO: Soyuz Galileo investigation and Fregat rework cost to be borne by Russia & in any event is 'epsilonesque.' (really small).

Euro govts likely to skip Dec Soyuz flight of 2 more Galileo navsats to test the 2 sats in bad orbit before resuming launches in Q1 2015.

Euro governments, against expectations, now see good chance the 2 bad-orbit Galileo navsats can be brought into service despite orbit.

Looks like O3b will get Dec. Euro Soyuz launch slot as Euro officials want to take their time on testing 1st 2 Galileo full-ops-capab sats.

Хунвэйбин

ЦитироватьSOE пишет:
А это вы у Арианэспас спрашивайте. Это был их пуск и все коммуникации с внешним
миром во время - их монополия.


Увидевший посадку на упор гироскопов специалист расчета Фрегата должен немедленно доложить техническому руководителю по Фрегату, технический руководитель - руководителю миссии. Если было иначе- увы.

Рысьь

Пардон за встревание, предыдущие страницы прочёл бегло. У меня вопросы к ув. Разъёму:
ЦитироватьВ случае отказа СОЗ по одному из каналов, возмущения могут развернуть изделие то такого положения, где одна из рамок (в нашем случае трёхосного стабилизатора) встанет на упор. Что и случилось в крайней миссии
А почему сразу не определили, что, оказывается, был ещё один отказ? Кроме того, чтобы 3-осный стабилизатор не вставал на упор, ему добавляют 4-ую ось, о чём и пишут в той самой статье в Вики (со ссылкой на НАСА), на которую вы указали. (Если «встать на упор» — это тоже, что и «сложить рамки».)
Цитироватьставить солнечные, ИК и пр. звёздные датчики. Для тех длительностей работы как с РБ это опять невыгодно, дорого и не практично
Если не ошибаюсь (как тут где-то читал), современные (возможно, даже и российские) астродатчики компактны, точны, выдают 3 угла и 3 уг.скорости через минуту после включения, и даже не столь уж дороги. Поэтому их ставят на многие блоки выведения в жадном забугорье.
ЦитироватьЕсли отличие между ними будет больше 3 сигма погрешности ИНС, то СНС отбраковывется (считается, что ИНС надежнее)
Кем и на основании чего так считается? Пока получается, что наоборот.
Цитироватьоценить пространственное положение РБ по ТМ не возможно
А радио- и оптический пеленг с триангуляцией? «Охоту на лис» забыли? А потом по обратному каналу (земля-борт — который должен быть) послать поправки.
ЦитироватьЧтобы все проверить, сравнить с данными с НИПов по захвату РБ и т.д. постребовалось достаточное время
Привет, 21-й век! Сейчас любой смартфон за полсекунды вам всё посчитает. Сбор и цифровая автообработка всей нужной инфы давно уже должны быть автоматизированы лет эдак 40 назад. Во время полёта Бурана получалось всё делать в реальном времени.
ЦитироватьНа некотрых миссиях на РБ использовался автономный приемо-передатчик РДМ для независимого определения положения РБ. Но на таких высотах как миссия Галилео он не эффективен
А может быть ваши приёмники не эффективные? 2-ваттовый сигнал от телефона отлично слышен на высоких орбитах. А пару ватт из космоса на земле — нет? Коллега тут на коленке посчитал: «10'000 км, ненаправленный сигнал, 2 ватта на 4*пи*r^2 — это 1.6е-15 вт/кв.м, т.е. даже с метровой тарелкой — 0.28 мкВ на 50-омовую нагрузку. На полосе 20 кГц в комнате такой шумит на 0.13 мкВ. В принципе различимо.» А с большими тарелками и охлаждаемыми усилителями — тем более.

PIN

ЦитироватьХунвэйбин пишет:
Увидевший посадку на упор гироскопов специалист расчета Фрегата должен немедленно доложить техническому руководителю по Фрегату, технический руководитель - руководителю миссии. Если было иначе- увы.
Как именно было с точки зрения передачи информации между организациями, обеспечивающими поддержку этого пуска Арианэспас, вам, возможно, смогут рассказать непосредственные свидетели. Из которых минимум один появляется на этой ветке. Но это к изначальному вашему вопросу прямого отношения не имеет. А вопрос был о выдаче информации во внешний мир. 

PIN

ЦитироватьРысьь пишет:
А радио- и оптический пеленг с триангуляцией? «Охоту на лис» забыли? А потом по обратному каналу (земля-борт — который должен быть) послать поправки.
Вы много забавного написали, но это особенно смешно. Тоже из IT?