Galileo-FOC FM01(Doresa), FM02(Milena)– Союз-STБ/Фрегат-МТ(VS09)– Куру ELS – 22.08.2014 12:27 UTC

Автор Salo, 15.10.2012 14:05:20

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Разъём

Теперь по поводу «примитивной» работы СУ. Уважаемые участники форума «Новостей космонавтики» (не «Одноклассников»). Прежде чем выражать своё эмоциональное мнение, не забывайте подумать, а может и почитать что-нибудь техническое прежде чем стучать по клавиатуре

 
По инерциальным системам для начала статью в Википедии «Складывание рамок» - «http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D0%B4%D1%8B%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D0%BA».
При закрутке вокруг одной оси, для того что бы не допустить сложения рамок и, и как следствие потери одной из инерциальных осей, аппарат стабилизируется по рысканию и тангажу. Возмущающие моменты (например, от колебания топлива в баке) стремятся развернуть изделие по этим каналам. СОЗ препятствует этому. В случае отказа СОЗ по одному из каналов, возмущения могут развернуть изделие то такого положения, где одна из рамок (в нашем случае трёхосного стабилизатора) встанет на упор. Что и случилось в крайней миссии. На упоре стабилизатор пробыл несколько минут до того момента когда началась восстанавливаться функционирование СОЗ, и далее ГСП продолжала функционировать нормальном образом. Но за несколько минут стояния на упоре инерциальная ось «ушла» на несколько градусов. Т.е. другими словами ГСП стала выдавать иную инерциальную систему чем требовалось.  На восклицания – «Почему СУ или на Земле этого не заметили? Вопросом на вопрос – «А как?» Чтобы это заметить нужно какую то точку отсчёта, т. е. ещё одну «запасную» независимую от первой инерциальную систему. Выход (упрощённое изложение):
- ставить вторую ГСП (заметим как сделано для Ариан-5, но она предназначалась для пилотируемых полётов изначально. Союз-2 то же имеет две ГСП).  Но это вес, и деньги.  Для РБ Фрегат, да и другие РБ такие как как Бриз, такие решения не используются. В том числе и за рубежом. Надёжности ГСП достаточно.
- ставить солнечные, ИК и пр.  звёздные датчики. Для тех длительностей работы как с РБ это опять невыгодно, дорого и не практично
- заменить ГСП безплатформенной системой, которая не имеет ограничений на углы прокачки. В то время когда создавался РБ Фрегат, их только начали теоретически изучать. В данный момент системы готовой для эксплуатации в средствах выведения не имеется.
- СНС (предвижу вопрос).  Спутниковая навигация не даёт тех точностей и надежности, которые необходимы, тем более при коротком выведении. Пока что везде используются  интегрированные (комплексированны) ИНС/СНС системы как на РБ Фрегат. Т.е. информация от СНС используется перед каждым включением для корректировки ИНС. Если отличие между ними будет больше 3 сигма погрешности ИНС, то СНС отбраковывется (считается, что ИНС надежнее).
Таким образом, господа читатели – Генарльные конструктора – ваше решение?
По поводу Земли. Почему не увидели? На наземные станции сбрасывается ТМ, в том числе и информация по текущим углам по отношению к инерциальной системе. То что рамка стала на упор на Земле увидели, я предполагаю, до окончания миссии . Но оценить пространственное положение РБ по ТМ не возможно (инерциальная система ведь сбита. А углы выдаваемые по отношению к «сбитой» системе были в норме). Тем более смутил доклад от ЕКА, что спутнки отделились и все в норме. Чтобы все проверить, сравнить с данными с НИПов по захвату РБ и т.д. постребовалось достаточное время.
На некотрых миссиях на РБ использовался автономный приемо-передатчик РДМ для независимого определения положения РБ. Но на таких высотах как миссия Галилео он не эффективен.
И последнее, некоторым участникам форму хотелось бы порекомендовать – прежде чем кричать Караул! Системные кризис! Попытайтесь разобраться (вы ведь не ДОР....).  Кризись имеется, но нужно отличать мух от котлет. А так в космической промышленности США, которая  авляется нам примером, уже давно такой кризис с тех пор когда они перепутали метрическую систему для одного из своих марсианских аппаратов...

Echidna

Отказ двигателя все объясняет, просто некоторые не хотят читать. Тут уже вроде все объяснялось раза три в этой теме...  И ничего странного в поведении СУ нет. Кроме того, не нужно даже возмущений никаких, что бы сложились рамки. Система любая со стабилизацией двигателями - это релейная система, работающая в предельном цикле автоколебаний. Так что если двигатель временно отказал, то так и получится, что с последнего "цикла" остаточная угловая скорость завалит РБ и "уведет" ГСП. 

А СУ очевидно сделала все что могла. Средств парировать подобного рода НШС на борту РБ просто физически нет. Такой отказ мог бы парировать РБ построенный на БИНС + звездном датчике, но не на автономной инерциальной системе на базе ГСП. И никакой АСН тут не поможет, хотя бы потому, что ориентацию он не определяет, а определяет только положение на орбите в WGS-84.  
ИМХО, даже если бы "некорректного" включения не было, и на борту РБ был бы радиокомплекс, через который можно было бы управлять аппаратом - тоже ничего нельзя было бы сделать. Все, ориентация утрачена с того момента как ГСП встала на упор. И средств ее узнать - нет.

PIN

ЦитироватьРазъём пишет:
Тем более смутил доклад от ЕКА, что спутнки отделились и все в норме.
Поясню по этой части в пределах того, что возможно:
- Аппараты отделились и включились действительно нормально, ничто же этому не мешало
- Для того, чтобы баллистики грубо оценили параматры орбиты аппаратов, в данном случае требуется минимум полчаса после того, как стало возможным начать радиотехнические измерения. Это не сразу после включения аппаратов, грубо говоря. 
- Наземные станции, обеспечивающие связь с аппаратами, очень быстро заметили изначально небольшое, но растущее расхождение целеуказания и углов автосопровождения. На то, чтобы оценить его и начать беспокоиться, поребовалось тоже какое-то время.
- Первыми, кто понял, что "что-то пошло не так", была смена операторов в Перте. Обеспечивающих прием телеметрии с РБ.  

Iva

Ребяты!
Спасибо за пояснения!
- Всё понятно и доходчиво!

Плейшнер

РазъёмEchidna, понятно что СУ работала как могла и ее реакции объяснимы, не об этом речь, а вот о чем: в тот период когда рамки сложены, СУ по вращению работает без обратной связи, так ?

Плейшнер

И насчет эмоций: топливо есть, отказ двигателей был но "ушел", все работает, а СУ что-то там себе посчитала и КА пропал. Это нормально?

Плейшнер

ЦитироватьРазъём пишет:
Уважаемые участники форума «Новостей космонавтики» (не «Одноклассников»). Прежде чем выражать своё эмоциональное мнение, не забывайте подумать, а может и почитать что-нибудь техническое прежде чем стучать по клавиатуре
Спасибо за совет, думаю вы это не эмоционально ;)

Плейшнер

#527
ЦитироватьEchidna пишет:
Такой отказ мог бы парировать РБ построенный на БИНС + звездном датчике, но не на автономной инерциальной системе на базе ГСП.
ЦитироватьСистема любая со стабилизацией двигателями - это релейная система, работающая в предельном цикле автоколебаний. Так что если двигатель временно отказал, то так и получится, что с последнего "цикла" остаточная угловая скорость завалит РБ и "уведет" ГСП. 

Все проще: Датчики угловых скоростей показали бы наличие вращения и "работу" двигателей ориентации

Штуцер

ЦитироватьРазъём пишет:
Уважаемые участники форума «Новостей космонавтики» (не «Одноклассников»).
Уважаемый Разъем! Может, у Вас есть сведения по данному вопросу:

http://novosti-kosmonavtiki.ru/forum/messages/forum12/topic13297/message1297817/#message1297817
Но в виде обломков различных ракет
Останутся наши следы!

Штуцер

ЦитироватьEchidna пишет:
Отказ двигателя все объясняет, просто некоторые не хотят читать.
Двигатели по этой оси не дублированы?
Но в виде обломков различных ракет
Останутся наши следы!

Плейшнер

ЦитироватьРазъём пишет:
Вопросом на вопрос – «А как?» Чтобы это заметить нужно какую то точку отсчёта, т. е. ещё одну «запасную» независимую от первой инерциальную систему. Выход (упрощённое изложение):
- ставить вторую ГСП (заметим как сделано для Ариан-5, но она предназначалась для пилотируемых полётов изначально. Союз-2 то же имеет две ГСП).Но это вес, и деньги.Для РБ Фрегат, да и другие РБ такие как как Бриз, такие решения не используются. В том числе и за рубежом. Надёжности ГСП достаточно.
- ставить солнечные, ИК и пр.звёздные датчики. Для тех длительностей работы как с РБ это опять невыгодно, дорого и не практично
- заменить ГСП безплатформенной системой, которая не имеет ограничений на углы прокачки. В то время когда создавался РБ Фрегат, их только начали теоретически изучать. В данный момент системы готовой для эксплуатации в средствах выведения не имеется.
- СНС (предвижу вопрос).Спутниковая навигация не даёт тех точностей и надежности, которые необходимы, тем более при коротком выведении. Пока что везде используютсяинтегрированные (комплексированны) ИНС/СНС системы как на РБ Фрегат. Т.е. информация от СНС используется перед каждым включением для корректировки ИНС. Если отличие между ними будет больше 3 сигма погрешности ИНС, то СНС отбраковывется (считается, что ИНС надежнее).
Таким образом, господа читатели – Генарльные конструктора – ваше решение?
Разомкнутый контур управления вращением (при сложенных рамках) превратить в замкнутый

Плейшнер

#531
ЦитироватьРазъём пишет:
Теперь по поводу «примитивной» работы СУ
А каковой является СУ, которая посылая команду на двигатель "думает" что началось вращение, посылая другую - "думает" что вращение остановилось? Измерить как на самом деле конечно совершенно не по силам.

Хунвэйбин

ЦитироватьEchidna пишет:
А СУ очевидно сделала все что могла.
  А прокукарекать:"Сижу на упорах!" СУ могла через ТМИ?

Хунвэйбин

ЦитироватьРазъём пишет:
На некотрых миссиях на РБ использовался автономный приемо-передатчик РДМ для
независимого определения положения РБ. Но на таких высотах как миссия Галилео он
не эффективен.
 Т.е, Радиодальномер на борту Фрегата мог быть. Ну а в обсуждаемом полете был? Не включался? Земля под него работала? Или, как нередко (увы) практиковалось ранее на НПОЛ, вообще сняли (радиодальномер) с борта  напр, для "экономии массы"?

supermen

#534
Разъём, можно было так долго и не прикалываться  :)  
Если серьезно,  не видел просто крепления по месту в КД, вот и возмутился. Ну раз все в соответствии, то хорошо. Значит не повезло с Дядей Васей.
Жизнь показывает, что и космос будут осваивать не какие-нибудь супермены, а самые простые люди.  /Юрий Гагарин/

Разъём

#535
Уф... Такое впечатление, что на сообщения отвечают, не читая предыдущие. А если и читают, то явно есть трудности с русским языком.

To Плейшнер: Извините, но ваши вопросы я вообще не понимаю. Это за пределами моего образования. Было бы любезно с вашей стороны перечитать моей текст и текст Echidna ещё раз не торопясь.

To Хунвэйбин: Попробуйте ещё раз прочитать написанное выше. Я вам помогу. В ЦУП видели, что ГСП была на упорах. И что? РДМ как я уже писал на данном изделии не ставился. Читайте, читайте... ещё раз.

To Штуцер:
1) из описания РБ Фрегат (Вестник НПО Лавочкина): «В состав СОЗ входит 12 ДМТ. Четыре ДМТ обеспечивают управление по курсу и тангажу по силовой схеме, четыре ДМТ – по крену по моментной схеме. Четыре ДМТ используются для создания продольной перегрузки для обеспечения условий запуска МДУ. Двигатели управления по тангажу и крену дублированы двигателями обеспечения запуска и наоборот.
Каждый блок из 3-х ДМТ устанавливается на кронштейне, и запитываются через единый трубопровод с фильтром соединённым с кольцевым коллектором гидразина. Вот этот то единый трубопровод и замёрз. Т.е. три ДМТ одновременно испытывали проблему с гидразином. Но по крену был второй ДМТ с противоположной стороны. А вот по курсу оба по одной оси испытывали проблемы.
Предвижу возмущения – почему каждый ДМТ не запитывался от отдельной магистрали? Прошу при рассуждениях учитывать, что каждый лишний  килограмм РБ Фрегат это потерянный килограмм ПН. А это деньги.
2) Третий раз отвечаю (сообщение #520). «ТУ на изделие данную длительность включения допускало.»

To supermen
. Я стал сомневаться в моей способности что-либо объяснить. Не Б-Ы-Л-О проблем с дядей Васей! Он все сделал в соответствии с КД!

Штуцер

ЦитироватьРазъём пишет:
To Штуцер:
ТУ на изделие данную длительность включения допускало.
Извините, пропустил.
В таком разе это полностью вина разработчиков, т.е. недостаточно полный анализ результатов ЛСО и ЛИ на максимальную длительность.
Но в виде обломков различных ракет
Останутся наши следы!

jettero

#537
ЦитироватьРазъём пишет:
Таким образом, господа читатели – Генарльные конструктора – ваше решение?
Переходить в режим дистанционного управления при потери ориентации (складывании рамок).
Ведь понятно же, что после этого события правильное выведение невозможно, зачем продолжать программу и зря расходовать топливо?

ЦитироватьРазъём пишет:
- ставить солнечные, ИК и пр.звёздные датчики. Для тех длительностей работы как с РБ это опять невыгодно, дорого и не практично
звездные датчики как резерв для постройки ориентации ГСП заново, после рамок на упорах, не помешали бы
дорого, но не дороже потерянной ПН

Штуцер

ЦитироватьРазъём пишет:
Каждый блок из 3-х ДМТ устанавливается на кронштейне, и запутываются через единый трубопровод с фильтром соединённым с кольцевым коллектором гидразина.
Запитывается - это такой жаргонизм. На самом деле такого глагола не существует.  :)
Но в виде обломков различных ракет
Останутся наши следы!

Разъём

ЦитироватьШтуцер пишет:
ЦитироватьРазъём пишет:
Каждый блок из 3-х ДМТ устанавливается на кронштейне, и запутываются через единый трубопровод с фильтром соединённым с кольцевым коллектором гидразина.
Запитывается - это такой жаргонизм. На самом деле такого глагола не существует.  :)
Полностью с Вами согласен. :)  Но из-за частоты использования пора бы уже и в словарь внести. ;)