Системы управления и БЦВМ советских и российских МБР, РН, РБ и КА

Автор anik, 22.03.2012 15:34:33

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

ZOOR

Я зуб даю за то что в первом пуске Ангары с Восточного полетит ГВМ Пингвина. © Старый
Если болит сердце за народные деньги - можно пойти в депутаты. © Neru - Старому


Salo

http://www.iss-reshetnev.ru/media/newspaper/newspaper-2016/%E2%84%9611(405).pdf
ЦитироватьИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ СПУТНИКОВ

«Глонасс-М» №53, успешно стартовавший в конце мая, стал 80-м по счёту спутником «ИСС», бортовое программное обеспечение которого создано с использованием языка программирования МОДУЛА-2. За свою многолетнюю историю фирма Решетнёва создала и запустила более 1200 космических аппаратов.
Есть среди них особая категория – спутники с «интеллектом». Бортовой комплекс управления этих спутников строится на основе центрального бортового компьютера – «мозга» и функционирующего на нём бортового программного обеспечения (БПО) – «интеллекта», который создают специалисты компании «ИСС». Первый такой спутник – «Поток» – был запущен в 1982 году, а «Глонасс-М» №53, выведенный в космос в мае 2016 года, стал в этой плеяде 104-м.
За этот период железногорская космическая фирма освоила четыре вычислительных платформы (ред. под этим понятием подразумевается триада – бортовой компьютер со своей архитектурой, операционная система для компьютера и средства разработки программ для данного компьютера и данной операционной системы). Потребность в освоении новых вычислительных платформ, главным образом, вызвана необходимостью повышения производительности бортового компьютера и бортового комплекса управления в целом и увеличением сроков эксплуатации спутников.
На базе первой платформы с бортовым компьютером «Салют-4» было создано и запущено 24 спутника, в том числе космические аппараты Sesat и «Экспресс-А», которые эксплуатируются до настоящего времени. На базе компьютера ОBC-1750 (Германия) созданы бортовые комплексы управления для семи аппаратов серии «Экспресс-АМ».
Наибольшее количество спутников, было создано с использованием бортового компьютера «Салют-32».
Он использовался на аппаратах «Глонасс-М», AMOS-5, TelKom-3, «Ямал-300К» и « Ямал-401», «Экспрессах-АМ5, 6, 8», «Экспрессах-АТ1 и АТ2», КazSat-3 и многих других – речь идёт о 67 спутниках разработки Решетнёвской фирмы. На базе следующего поколения бортовых компьютеров БИВК-М созданы «Глонасс-К», «Луч-5» и вместе с успешно запущенным 4 июня космическим аппаратом «Гео-ИК-2» №12 их насчитывается семь.
Для всех вычислительных платформ отделом системного программирования для космических аппаратов были созданы средства разработки БПО и бортовые операционные системы.
Инструментом разработки бортового программного обеспечения для первой платформы послужил низкоуровневый язык программирования Ассемблер, а, уже начиная со второй, БПО стали разрабатывать на высокоуровневом языке программирования МОДУЛА-2. Его особые свойства – компактность, строгая типизация, абстрактные типы данных, жёсткая структурность и возможность раздельной компиляции – всё это термины, понятные лишь специалистам. Но эффект их влияния очевиден для создателей космических аппаратов: процесс разработки бортового программного обеспечения стал наглядным, надёжным и єффективным.
Благодаря использованию языка МОДУЛА-2, удалось создать унифицированный программный интерфейс среды программного функционирования, который воспроизводится в каждой операционной системе для каждой вычислительной платформы. Это позволяет заимствовать программы, созданные для одной вычислительной платформы, и без доработки использовать их для другой, тем самым, существенно сокращая сроки разработки БПО и повышая его надёжность.
«Глонасс-М» №53 стал 80-м спутником компании «ИСС», интеллект которого создан с использованием языка программирования МОДУЛА-2. Первый такой спутник, кстати, тоже «Глонасс-М» №11, был запущен в 2003 году.
Поздравляю коллег – создателей БПО КА АО «ИСС» и средств его разработки – с этим нашим общим юбилеем! В том числе сотрудников ООО «Эксельсиор» и Института систем информатики им. академика А.П. Ершова из новосибирского Академгородка, внёсших большой вклад в создание средств разработки БПО.
Еще не менее десятка спутников с «интеллектом» уже созданы и ждут своей очереди, а в отделе системного программирования в настоящее время близятся к завершению работы по созданию средств разработки БПО космических аппаратов и операционных систем для двух новых вычислительных платформ, которые должны обеспечить будущее Решетнёвской фирмы.

А.А. Колташев – д.т.н., начальник отдела системного программирования для космических аппаратов.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

ZOOR

ЦитироватьЗакупка №0995000000216000098

Прикладные исследования для обоснования технического облика и основных характеристик систем управления средств выведения (Шифр СЧ НИР: "Астролябия" (СВ))
Начальная (максимальная) цена контракта    101 273 000,00
Особенно там порадовало (кроме концепции инновационного развития) как исскуственный интеллект с нечеткой логикой робастность обеспечивать будут


Цитировать
ЦитироватьЗакупка №0995000000216000110

Создание высокоточной бортовой навигационной системы на основе бесплатформенного измерительного блока с твердотельными гироскопами нового поколения (Шифр СЧ ОКР: "Обеспечение СУ СВ" (ВБНС))
Начальная (максимальная) цена контракта    254 145 000,00
ЦитироватьЗакупка №0995000000216000111

Создание высокопроизводительной отказоустойчивой многопроцессорной бортовой цифровой вычислительной машины нового поколения для бесплатформенных распределенных систем управления перспективных средств выведения (Шифр СЧ ОКР: "Обеспечение СУ СВ" (БЦВМ))
Начальная (максимальная) цена контракта    230 286 000,00
Почему объединил - создалось впечатление, что это под КВТК пишется. Ну, по победителю определим  ;)
Я зуб даю за то что в первом пуске Ангары с Восточного полетит ГВМ Пингвина. © Старый
Если болит сердце за народные деньги - можно пойти в депутаты. © Neru - Старому

ZOOR

Я зуб даю за то что в первом пуске Ангары с Восточного полетит ГВМ Пингвина. © Старый
Если болит сердце за народные деньги - можно пойти в депутаты. © Neru - Старому

ZOOR

Создание волнового твердотельного гироскопа для бортовых систем управления движением, ориентации и стабилизации космических аппаратов (Шифр СЧ ОКР: "Гироскоп-2025" (ВТГ))

Посмотрим, что и кто за 200 лимонов создать сможет

Да там настоящая бойня! 4 участника!
ФГУП «НПЦАП»
ФГУП «ЦЭНКИ»
АО «НИИ командных приборов»
АО «НИИФИ»
http://zakupki.gov.ru/44fz/filestore/public/1.0/download/priz/file.html?uid=3ED49A51891C003AE053AC1107254D07

В понедельник будут рассматривать заявки :)
Я зуб даю за то что в первом пуске Ангары с Восточного полетит ГВМ Пингвина. © Старый
Если болит сердце за народные деньги - можно пойти в депутаты. © Neru - Старому

SGS_67

Кстати, весьма интересно.
Дальше патентов, статей и брошюр дело у нас не продвинулось, няз.

thunder26

ЦитироватьSGS_67 пишет:
Кстати, весьма интересно.
Дальше патентов, статей и брошюр дело у нас не продвинулось, няз.
Если вы про отечественный твердотельный гироскоп, то он уже летает
Очень трудно сделать точный прогноз, особенно о будущем (с) Нильс Бор

Echidna

Цитироватьthunder26 пишет:
ЦитироватьSGS_67 пишет:
Кстати, весьма интересно.
Дальше патентов, статей и брошюр дело у нас не продвинулось, няз.
Если вы про отечественный твердотельный гироскоп, то он уже летает
Слышал много раз про него, но мало что о нем знаю. Он точно отечественный? Вот этот вопрос тревожит. А то если там чувствительный элемент из забугорья, то это совсем скучно...

ZOOR

Итак, победило НИИФИ с демпинговой ценой 153 миллиона: http://zakupki.gov.ru/44fz/filestore/public/1.0/download/priz/file.html?uid=3F0F5B74E0F00008E053AC11072530F9
Цитировать
9.2. Отклонить заявку, поданную АО «НИИ командных приборов» на основании части 3 статьи 53 Закона № 44-ФЗ в связи с тем, что все листы тома заявки подписаны не уполномоченным лицом участника конкурса, т.е. отсутствует доверенность на осуществление действий от имени участника конкурса, что является нарушением подпункта в) пункта 1 части 2 статьи 51 Закона № 44-ФЗ, части 4 статьи 51 Закона № 44-ФЗ, пункта 12 конкурсной документации и подпункта в) пункта 19.1 части 19 конкурсной документации.
Сведения о решении членов единой комиссии о соответствии требованиям Закона № 44-ФЗ и конкурсной документации или об отклонении заявок на участие в конкурсе приведены в Приложении № 1 к настоящему протоколу.

Оценка заявок на участие в конкурсе проводилась единой комиссией в целях выявления лучших условий исполнения государственного контракта в соответствии с установленным в конкурсной документации порядком оценки заявок на участие в конкурсе.

Единая комиссия приняла решение:

1. Присвоить первый номер заявке на участие в конкурсе и признать победителем конкурса: АО «НИИФИ».
2. Присвоить второй номер заявке на участие в конкурсе: ФГУП «НПЦАП».
3. Присвоить третий номер заявке на участие в конкурсе: ФГУП «ЦЭНКИ».
Я зуб даю за то что в первом пуске Ангары с Восточного полетит ГВМ Пингвина. © Старый
Если болит сердце за народные деньги - можно пойти в депутаты. © Neru - Старому

SGS_67

Цитироватьthunder26 пишет:
ЦитироватьSGS_67 пишет:
Кстати, весьма интересно.
Дальше патентов, статей и брошюр дело у нас не продвинулось, няз.
Если вы про отечественный твердотельный гироскоп, то он уже летает
Именно ВТГ?
Если да, то где он производится, если не секрет, и где берут для него комплектующие?

mahor11

ЦитироватьИменно ВТГ?
Если да, то где он производится, если не секрет, и где берут для него комплектующие?
http://sdelanounas.ru/blogs/8171


Back in the  U.S.S.R !

PIN

Это ирландская компания. То, что, о ней написано на "Сделано у нас" смешно само по себе.

InnaLabs is headquartered in Dublin Ireland, which is home to our world class R&D and manufacturing facility.

http://www.forbes.ru/tekhnologii/tekhnika-i-biznes/297261-sistema-koordinat-kak-russkii-predprinimatel-stal-postavshchiko

thunder26

#73
ЦитироватьEchidna пишет: 
Слышал много раз про него, но мало что о нем знаю. Он точно отечественный? Вот этот вопрос тревожит. А то если там чувствительный элемент из забугорья, то это совсем скучно...
ЦитироватьSGS_67 пишет: 
Именно ВТГ?
Если да, то где он производится, если не секрет, и где берут для него комплектующие?
http://www.medicon-miass.ru/giroscopia
Небольшое уточнение - планировался но не полетел. Извиняюсь за дезинформацию
Очень трудно сделать точный прогноз, особенно о будущем (с) Нильс Бор

mahor11

ЦитироватьЭто ирландская компания. То, что, о ней написано на "Сделано у нас" смешно само по себе.

InnaLabs is headquartered in Dublin Ireland, which is home to our world class R&D and manufacturing facility.
Созданная в 2001 году на базе новосибирского научного центра России, компания Innalabs на сегодняшний день включает в себя три офиса в трех странах — США, Украине и России. 
Коллектив Innalabs выполняет задачи разработки, производства, маркетинга и продаж вибрационных гироскопов и акселерометров по всему миру, на равных конкурируя на рынках высокотехнологической продукции с такими известными компаниями как Boeing, Honeywell, BAE, Northrop и др.
я понимаю, что вы по-русски не читаете, но это не мои проблемы.... :D  8)
Back in the  U.S.S.R !

PIN

Вы на год-то взглянули хоть?

История Innalabs очень показательная:

2010 год: "Созданная в 2001 году на базе новосибирского научного центра России, компания Innalabs на сегодняшний день включает в себя три офиса в трех странах — США, Украине и России. "
И даже более того: http://zoom.cnews.ru/rnd/news/line/v_rossii_organizuetsya_venchurnoe_proizvodstvo_tverdotelnyh_giroskopov - вот такие были мечты наивные.

2016 год: "Производить гироскопы Симоненко решил на Украине, привлек разработчиков. Но спустя семь лет после начала проекта планы так и не реализовались....В 2011 году Симоненко уволил почти всю команду, привлек инвестиции, чтобы выкупить технологии, и переехал в Ирландию. " "В планах Innalabs открыть производство и в России. Пока на местный рынок компания не поставляет даже комплектующие, в том числе из-за санкций. Как говорит Симоненко, в России невозможно заниматься R&D — «умрешь растаможивать оборудование для экспериментов», а вот построить производство вполне реально. "

Ирландская Innalabs может открыть производство в России (сейчас их можно импортировать через представителя, ООО «ГирАкс» в Москве), это да, может произойти. 
А пока http://www.innalabs.com/en/news/innalabs-welcomes-european-space-agency-director-general-dr-jan-woerner-to-dublin-headquarters

И "велкам тудаблин" http://www.tatar-inform.ru/news/2015/06/30/461028/

SGS_67

#76
Цитироватьmahor11 пишет:
ЦитироватьИменно ВТГ?
Если да, то где он производится, если не секрет, и где берут для него комплектующие?
http://sdelanounas.ru/blogs/8171
Прежде, чем приводить ссылки на подобный.., кхм.., ресурс, неплохо было б вникнуть в смысл того, что там написано.
Данные девайсы делаются ирландской фирмой Innalabs по технологиям 80-90х годов прошлого века, имеют весьма посредственную точность, и чрезмерно высокую цену.
За эти деньги (2500$) можно приобрести приличный ВОГ с меньшими на порядок уходами, а прибор сравнимого класса точности - почти на порядок дешевле.
Дело в том, что на "железе" трудно сделать резонатор с добротностью >10 тыс, а именно ею теоретически определяется качество датчика заданного габарита.
Современные разработки ВТГ подразумевают применение в резонаторах материалов с малыми потерями на внутреннее трение (например, кварца), с которыми возможно создание малогабаритных датчиков угловой скорости, по погрешностям сравнимых с ВОГ.

ЗЫ. Не хотелось никого обидеть, но фирма сильно напоминает "рога и копыта"... 

Цитироватьthunder26 пишет:
Цитироватьhttp://www.medicon-miass.ru/giroscopia
Небольшое уточнение - планировался но не полетел. Извиняюсь за дезинформацию
Глядя на приведённые там данные, можно сказать, что прибор никогда и не существовал.
  :(

SGS_67

ЦитироватьZOOR пишет:
Итак, победило НИИФИ с демпинговой ценой 153 миллиона: http://zakupki.gov.ru/44fz/filestore/public/1.0/download/priz/file.html?uid=3F0F5B74E0F00008E053AC11072530F9
Судя по тому, что ТЗ на датчик не обнародовано, получится очередной пшик... :(

ZOOR

ЦитироватьSGS_67 пишет:
Судя по тому, что ТЗ на датчик не обнародовано, получится очередной пшик...  :(
В смысле датчик? Вот требования к ВТГ, что еще надо

Я зуб даю за то что в первом пуске Ангары с Восточного полетит ГВМ Пингвина. © Старый
Если болит сердце за народные деньги - можно пойти в депутаты. © Neru - Старому

SGS_67

ЦитироватьZOOR пишет:
ЦитироватьSGS_67 пишет:
Судя по тому, что ТЗ на датчик не обнародовано, получится очередной пшик...  :(  
В смысле датчик? Вот требования к ВТГ, что еще надо
 
Спасибо, а я проглядел сослепу, да перестали открываться ссылки почему-то...
Требования соответствуют гироскопу навигационного качества, сравнимого с КЛГ или лучшими ВОГ.
Мсм, в серии нереализуемо, дальше опытных образцов дело не пойдет...
.