Российско-европейская реинкарнация "ЭкзоМарса"

Автор instml, 04.10.2011 18:48:48

« предыдущая - следующая »

0 Пользователей и 1 гость просматривают эту тему.

PIN

Цитата: Дмитрий Виницкий от 03.05.2021 13:08:27Это не ссылка на сайт ЕКА
А это и не "планы", это реализация. Которую ЕКА осуществляет бюджетными запросами и ответным бюджетированием стран-участниц и дальнейшим контрактированием работ. Первое освещается пресс-релизами и пресс-конференциями (например, здесь, с резолюциями в приложениях http://www.esa.int/About_Us/Corporate_news/ESA_ministers_commit_to_biggest_ever_budget), второе - пресс-релизами о размещении контрактов, выше были ссылки уже.

zandr

https://www.youtube.com/watch?v=Np08NvAgAkQ
Цитата2021.05.24 ...
Бегущая строка:
ЦитатаСпециалисты компании «ИСС» приняли участие в комплексных испытаниях космического аппарата «Экзомарс».  Специалисты «ИСС» произвели доработку программного обеспечения комплекса автоматики и стабилизации десантного модуля аппарата «Экзомарс».  Комплекс автоматики и стабилизации производства «ИСС» обеспечит электропитание десантного модуля «Экзомарса» во время его перелёта и работы на поверхности планеты.

avk

Панорама, снятая ровером ЭкзоМарс.



Отсюда.

upd. Видео испытаний марсохода.


OldChukchi

Повторные испытания парашютных систем для миссии "Экзомарс" прошли неудачно
Цитата: undefinedВысотные испытания парашютов посадочного модуля миссии "Экзомарс-2022", который состоит из российской посадочной платформы "Казачок" и европейского марсохода "Розалинд Франклин", пока не увенчались успехом, следующая попытка состоится при подходящей погоде. Об этом сообщил ТАСС глава представительства Европейского космического агентства (ЕКА) в России Рене Пишель на полях Глобальной конференции по исследованию космического пространства GLEX-2021.

"Мы ждем испытания по парашютной системе. На позапрошлой неделе была первая попытка, но, к сожалению, что-то не так сработало с системой наполнения аэростата. А теперь ждем хорошую погоду [для повторных испытаний]", - сказал Пишель.


zandr

https://www.youtube.com/watch?v=4q8ozTCMY8M
Цитатаhttps://www.youtube.com/watch?v=4q8ozTCMY8M 16:41
ЭкзоМарс: в поисках жизни на Красной планете
  Роскосмос ТВ
Марс десятки лет приковывает к себе внимание учёных и космонавтов. Детальное изучение землянами четвёртой от Солнца планеты автоматическими аппаратами началось еще в середине прошлого века и продолжается сейчас. Что мы уже знаем о ближайшей к Земле планете и какие данные получим в ближайшем будущем в репортаже Николая Вдовина.

zandr

https://www.iss-reshetnev.ru/media/newspaper/newspaper-2021/newspaper-520.pdf
ЦитатаНа пути к Марсу
Решетнёвцы приняли участие в испытаниях межпланетной станции.
Специалисты «ИСС» обновили программное обеспечение для прибора межпланетной станции «ЭкзоМарс-2022». В рамках её комплексных испытаний специалист отдела проектирования и испытаний силовой, измерительной и вычислительной радиоэлектронной аппаратуры Дмитрий Бабанов произвёл доработку и обновил версию программного обеспечения вычислительного устройства в составе комплекса автоматики и стабилизации напряжения (КАС), созданного в Решетнёвской фирме.
Аппарат «ЭкзоМарс» предназначен для исследований четвёртой планеты Солнечной системы. Одна из целей миссии - поиск доказательств существования жизни на Марсе в прошлом и настоящем. Это совместный международный проект Госкорпорации «Роскосмос» и Европейского космического агентства. Россия в нём отвечает за десантный модуль, которому предстоит спуститься на поверхность Марса, а Европа - за марсоход и перелётный модуль. Комплекс автоматики и стабилизации электропитания, созданный специалистами компании «ИСС», станет частью десантного модуля межпланетного аппарата. Сегодня прибор находится в Турине (Италия), работы с ним проводит европейская компания Thales Alenia Space. Специалисты «ИСС» осуществляют при необходимости техническую поддержку.
На этапе перелёта к орбите Марса КАС будет получать энергию от перелётного модуля и обеспечивать в дежурном режиме работу оборудования на десантном модуле. После посадки на Красной планете и раскрытия солнечных батарей в первые семь солов (так называются марсианские сутки) у прибора появится очень ответственная задача: до наступления темноты обеспечивать питанием марсоход, чтобы провести проверку его систем. Одновременно комплекс автоматики и стабилизации будет поддерживать заряд аккумуляторной батареи десантного модуля за счёт избыточной мощности солнечной батареи. В тёмное время суток, когда температура в месте посадки может достигать минус 69 °С, в особом режиме «Ночь» КАС совместно с системой обогрева десантного модуля продолжит свою работу, питаясь от аккумуляторной батареи.
Запуск межпланетной станции «ЭкзоМарс-2022» планируется осуществить в период с августа по октябрь 2022 года.

testest

Мяу
Цитата: undefinedThe performance of the second main parachute was not perfect but much improved thanks to the adjustments made to the bag and canopy. After a smooth extraction from the bag, we experienced an unexpected detachment of the pilot chute during final inflation. This likely means that the main parachute canopy suffered extra pressure in certain parts. This created a tear that was contained by a Kevlar reinforcement ring. Despite that, it fulfilled its expected deceleration and the descent module was recovered in good state.
https://www.esa.int/Science_Exploration/Human_and_Robotic_Exploration/Exploration/ExoMars/First_high-altitude_drop_test_success_for_ExoMars_parachute


zandr

Цитата: testest от 02.07.2021 14:12:00Мяу
https://www.roscosmos.ru/31745/
ЦитатаПервые успешные высотные испытания парашютной системы миссии ExoMars 2022
После нескольких недель ожидания из-за плохой погоды и сильного ветра в шведском городе Кируна состоялись высотные испытания парашютной системы миссии ExoMars. В рамках испытаний 15-метровый основной парашют первой ступени отработал без замечаний на сверхзвуковой скорости, 35-метровый парашют второй ступени получил небольшое повреждение, однако штатно снизил скорость макета посадочной платформы.
Для торможения в атмосфере аппарат оснащен тепловым экраном, двумя основными парашютами (каждый со своим вытяжным парашютом) и тормозными реактивными двигателями, которые включаются за 20 секунд до посадки. 15-метровый парашют первой ступени раскрывается на сверхзвуковой скорости, 35-метровый -- на дозвуковой скорости.
Испытания и доработка парашютов миссии ExoMars являются приоритетным направлением деятельности после ряда неудачных высотных испытаний в 2019 и в 2020 годах. Специалистам удалось улучшить конструкцию парашютов при помощи наземных тестов на базе компании Jet Propulsion Laboratory в прошлом году в Калифорнии. Для снижения рисков перед началом нынешних испытаний Европейское космическое агентство заказало резервный комплект парашютов у американского производителя Airborne Systems, компании, которая поставила парашютную систему для марсохода Perseverance.
Испытания проводились 24-25 июня 2021 года на базе полигона Эсрейндж в Швеции. В ходе каждого из испытаний макет посадочного модуля при помощи стратостата поднимался на высоту 29 км. После сброса раскрывался вытяжной парашют, затем происходило контролируемое вытягивание основных парашютов из тороидальных сумок.
Первый этап испытаний касался подтверждения надежности запасного сверхзвукового парашюта производства компании Airborne Systems, в ходе второго этапа проверялся доработанный дозвуковой парашют и сумка производства итальянской компании Arescosmo. В ходе каждого этапа были воспроизведены расчетные нагрузки с дополнительным запасом по прочности, которые будут действовать во время вхождения в атмосферу Марса, снижения и посадки.
Цитата«Мы рады сообщить, что основной парашют первой ступени отработал ,,на отлично". У нас есть готовый сверхзвуковой парашют, который можно отправлять на Марс», -- говорит руководитель программы ExoMars Тьерри Бланкер. Он отметил, что предстоит еще как минимум два этапа испытаний этого парашюта, чтобы дополнительно убедиться в его надежности.
Цитата«Результаты испытаний основного парашюта второй ступени неидеальны, но они показали значительное улучшение после доработок парашютной сумки и купола. После плавного вытягивания из сумки мы наблюдали внезапное отделение вытяжного парашюта во время окончательного раскрытия. Скорее всего это означает, что купол основного парашюта испытал повышенное давление в определенных частях. В результате ткань купола порвалась, но повреждение было ограничено кевларовым усиливающим кольцом. Несмотря на это, парашют выполнил свою функцию, снизив скорость до штатных значений, и посадочный модуль приземлился штатно», -- добавил он.
Специалисты будут изучать обнаруженные отклонения перед окончательным утверждением сценария двух следующих испытаний, которые планируются на октябрь-ноябрь 2021 года в Орегоне, США. Ранее обнаруженные недостатки, связанные с трением купола о парашютную сумку ныне устранены.
Проведение высотных испытаний связано со сложнейшей логистикой и требует строгого соблюдения погодных условий -- в связи с этим их сложно запланировать, а из-за смены погоды их проведение часто отменяется в последний момент. Для плавного подъема стратостата и последующего поиска и возвращения аппарата после посадки необходимо учитывать скорость ветра и его направление на разной высоте, так как зона посадки доступна только с вертолета. Испытываемая система может передавать телеметрию на наземный центр управления в реальном времени, что позволяет оценивать динамику снижения скорости. Однако реальная оценка результатов испытаний возможна только после изучения парашютов и их сумок, жестких дисков и камер высокого разрешения.
Анализ телеметрии поможет соотнести реальное раскрытие основных парашютов и модель их раскрытия. Специалисты продолжат изучать причины отрыва второго вытяжного парашюта и работать над решением этой проблемы до начала следующих высотных испытаний.

testest

Цитата: zandr от 02.07.2021 23:39:28
Цитата: undefinedМяу
https://www.roscosmos.ru/31745/
Цитата: undefinedПервые успешные высотные испытания парашютной системы миссии ExoMars 2022
Они сейчас делают акцент на успехе со сверхзвуковым парашютом ради оптимистичного заголовка, но ведь проблема с 35-метровым куполом не новая. При этом, она так и не решена. Да, я понимаю, что сверхзвуковой парашют сложнее, но не стоит расслабляться. В конце концов, 35 м - это рекордно большой парашют для посадки на Марс. Раньше такие не делали, и не без причины.

Павел73

Интересно, а насколько корректными являются испытания марсианских парашютов в земной атмосфере, даже если из сбрасывать со стратостатов на высоте 29 км? Ведь при сбросе он имеет небольшую начальную скорость падения, а над Марсом он будет входить в атмосферу на большой скорости  ::)

То есть суть вопроса: насколько близки данные испытания в земной атмосфере реальным условиям спуска в марсианской атмосфере?

Наименьший квадрат

Цитата: Павел73 от 05.07.2021 09:14:09Интересно, а насколько корректными являются испытания марсианских парашютов в земной атмосфере, даже если из сбрасывать со стратостатов на высоте 29 км? Ведь при сбросе он имеет небольшую начальную скорость падения, а над Марсом он будет входить в атмосферу на большой скорости  ::)

То есть суть вопроса: насколько близки данные испытания в земной атмосфере реальным условиям спуска в марсианской атмосфере?
Полагаю, дело обстоит как-то так:
1) приблизительно известна плотность атмосферы марса и скорость десантного модуля на высоте ввода парашюта в действие. Не надо забывать, что вначале торможение экраном осуществляется.
2) при известной плотности атмофсеры земли расчитывается на какой скорости надо ввести в действие парашют,чтоб нагрузка на него была похожей.  . Соответственно с какой высоты сбросить аппарат, чтоб к моменту ввода парашюта в строй он имел бы эту скорость

Space books

https://naked-science.ru/article/cosmonautics/exomars-parachute-drop-tests-not-ok


ЦитатаИспытания парашютов для российско-европейской миссии «ЭкзоМарс» снова прошли не идеально
 
Систему мягкой посадки миссии «ЭкзоМарс» пока никак не получается довести до идеала. Несмотря на ряд улучшений и общий успех недавних бросковых испытаний, во время них основной дозвуковой парашют все равно испытал повышенные нагрузки и даже надорвался при раскрытии. Такой результат тестов, пусть и не приведший к аварии макета капсулы, конечно, не устраивает инженеров.
 
 
Испытания парашютов для российско-европейской миссии «ЭкзоМарс» снова прошли не идеально
©Vorticity, ESA
О том, что 24 и 25 июня на полигоне Шведской космической корпорации Esrange около города Кируна прошли испытания парашютной системы «ЭкзоМарс», почти одновременно на прошлой неделе сообщили «Роскосмос» и Европейское космическое агентство (ЕКА). Тестов было два -- сверхзвукового парашюта первой ступени и дозвукового парашюта второй ступени. В общем испытания прошли успешно: в обоих случаях макет посадочной платформы снижался с допустимой скоростью и в результате приземления не получил серьезных повреждений.
Однако дьявол скрылся в деталях. Первый парашют диаметром 15 метров произвела американская компания Airborne Systems (также известна изготовлением купола для миссии марсохода Perseverance). К нему на испытаниях не возникло никаких претензий -- в условиях, приближенных к марсианским, он отработал идеально, как и во время предыдущих тестов. А вот к изделию итальянской Arescosmo снова были замечания.
Инфографика, показывающая последовательность раскрытия парашютной системы посадочного модуля «ЭкзоМарс» (не в масштабе, цвета иллюстративные) / ©ESA, Роскосмос
Инфографика, показывающая последовательность раскрытия парашютной системы посадочного модуля «ЭкзоМарс» (не в масштабе, цвета иллюстративные) / ©ESA, Роскосмос
Напомним, ранее проведенные испытания показали, что во время выхода парашюта второй ступени (дозвукового) диаметром 35 метров из сумки его ткань испытывает недопустимо высокие нагрузки из-за трения складок друг о друга и о стропы. Полного разрыва купола не происходило, но повреждения сочли чрезмерными, так что изделие отправили на доработку. Специалисты Arescosmo переработали сумку и способ укладки, поэтому во время наземных тестов проблема больше не проявлялась.
Но на бросковых испытаниях случилась новая напасть. Во время финальных этапов раскрытия основного купола от него оторвался вытяжной парашют. Разрыв не стал развиваться дальше страховочного кевларового кольца, и снижение посадочного модуля прошло штатно. Тем не менее преждевременное отделение вытяжного парашюта явно говорит о том, что в месте его крепления основной купол испытывает повышенные нагрузки, превосходящие заложенный в него запас прочности.

Безукоризненное раскрытие сверхзвукового тормозного парашюта посадочного модуля «ЭкзоМарс» / ©Vorticity, ESA, YouTube
ЕКА отмечает, что для выявления причин проблемы и устранения всех недочетов у подрядчика есть время до осени. Следующие бросковые испытания запланированы на октябрь-ноябрь и пройдут в штате Орегон, США. К этому моменту Arescosmo необходимо не только усовершенствовать свою парашютную систему, но и еще раз провести весь цикл наземных тестов. Впрочем, Airborne Systems тоже расслабляться рано: пусть ее изделие и прошло испытания на отлично, американскому парашюту по-прежнему предстоит повторить все тесты наравне с итальянским. Так надежнее.
  •  
В своем рассказе о бросковых испытаниях ЕКА сетует на их сложность -- уж слишком непросто предугадать погодные условия. Скорость ветра должна быть безопасной как на высоте, так и у земли. Массо-габаритный макет посадочной платформы «ЭкзоМарс» поднимается на 29 километров аэростатом, откуда сбрасывается над безлюдным полигоном. Чтобы его подобрать, команде инженеров необходимо воспользоваться вертолетами -- по-другому туда не добраться. А без жестких дисков, расположенных на макете, получить полноценные данные и видео с камер высокого разрешения нельзя, по радио передается только критически важная информация.
Такое пристальное внимание ЕКА к надежности парашютов в частности и посадочной системы в целом легко объяснимо. Фактически до сих пор успешно доставить зонд целым и невредимым на поверхность Марса удалось только США и Китаю (что удивительно, Поднебесная сделала это с первой попытки). При этом миссий с посадочной платформой к Красной планете за последние полвека было отправлено разными странами очень много.
  •  
На первом этапе программы «ЭкзоМарс», в 2016 году, модуль «Скиапарелли» должен был плавно сесть на поверхность. Однако из-за незапланированного вращения при снижении его электроника неправильно рассчитала расстояние и тормозные двигатели сработали не вовремя с предсказуемым результатом (встреча с поверхностью произошла на скорости 300 километров в час).