Три Глонасса-М - Протон-М/ДМ-03 - Байконур 81/24 - 02.07.2013 06:38:22 ЛМВ

Автор Salo, 23.11.2011 11:07:53

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

sychbird

Стопроцентной защиты от дурака не бывает в принципе. У менгя был случай в молодости при проведении эксперимента на действующем производстве с открытым радиоактивным веществом в качестве метки в высокотемпературном газовом потоке.. Надо было на двадцать минут выключить маятниковую мигалку. Чертежи блокирующего устройства были отосланы на завод за полгода, ничего не сделали, конечно, Выход был элементарен- подпереть рычаг доской. Но были сильные вибрации на площадке на высоте 80 м. И требовался ответственный контролер на двадцать минут.
Главный инженер, проваливший подготовку зксперимента, желая загладить вину выделил тетю Симу,- члена парткома, двадцать лет висящего на доске почета. Все ей вкрутили про государственную важность проводимой работы, тетка чуть ли не крест целовала, что будет бдеть доску, что бы не съехала от вибраций неустанно. Но за пять минут до начала пуска метки с первого этажа крикнули, что привезли гречку в заказах и она кончается, и тетку сдуло как ветром.  ;)
Ответил со свойственной ему свирепостью (хотя и не преступая ни на дюйм границ учтивости). (C)  :)


m-s Gelezniak

ЦитироватьЧуи пишет:
ЦитироватьLRV_75 пишет:
ЦитироватьЧуи пишет:
ЦитироватьС каких пор ТМИ троируется?
в любом случае, у ТМИ свои датчики, у СУ свои датчики. СУ принимает решение по своим датчикам
"Ты не поверишь..." ©  ;)  Случаи бывают разные, но троировать телеметрию - это изощренно плевать на массовые характеристики.

А вот так монтируются злополучные приборы:



Цитироватьm-s Gelezniak пишет:
ЦитироватьЧуи пишет:
...
Цитироватьm-s Gelezniak пишет:
A кто подберaть эти кaдры будет.
Открою страшную тайну: кадры подбирает непосредственный начальник будущего кадра.
Который,попросит его, в один прекрaсный момент, "придумaй что нибудь".
Да исполнитель-то придумает, а отвечать будет его начальник.
- A делaть это со стороны проведения съёмки?
- Уже писaл об этом.
Шли бы Вы все на Марс, что ли...

m-s Gelezniak

Шли бы Вы все на Марс, что ли...

Чуи

Цитироватьm-s Gelezniak пишет:
ЦитироватьЧуи пишет:
Телеметрия






И?
Рассинхронизация рулевых на 12-й секунде, нескомпенсированный момент по крену - вот вам и причина закрутки.

МиГ-31

Цитироватьm-s Gelezniak пишет:
ЦитироватьЧуи пишет:
Телеметрия






И?
Гистерезиса нету.
Даешь Старого по-новой!

m-s Gelezniak

ЦитироватьЧуи пишет:
Цитироватьm-s Gelezniak пишет:
ЦитироватьЧуи пишет:
Телеметрия





И?
Рассинхронизация рулевых на 12-й секунде, нескомпенсированный момент по крену - вот вам и причина закрутки.
A не нa девятой?
Шли бы Вы все на Марс, что ли...

dmdimon

ЦитироватьTarazed.A пишет: вопрос нейтрализации дурака обычного, и дурака с инициативой. Первый случай закрывается продуманным конструктивом, второй только подбором и фильтрацией кадров.
+1
push the human race forward

dmdimon

ЦитироватьЧуи пишет: Рассинхронизация рулевых на 12-й секунде
там примерно в это время она должна азимут выставлять. Так что это может быть не рассинхронизация, а штатный маневр (ну его начало)
push the human race forward

Stalky

ЦитироватьBell пишет:
Короче мысль простая - данная отрасль в силу своей специфики (цены ошибки и т.п.) требует квалифицированных работников, которые будут понимать - что, зачем и как они делают. А меры по избыточному предохранению от неправильного монтажа это не выход, это лечение симптомов и консервация падения культуры производства.
Иногда жизнь  заедает самых разных, даже вполне опытных специалистов.

Начальник отделения(пятнадцатилетний капитан) громко и чётко читает карту(думает о предстоящей завтра рыбалке с комроты обслуживания).
Номер расчет-сержант фазан - голосом повторяет команду,   крутит вентили на щите управления и докладывает об исполнении(с тревогой думает о странном, как ему кажется, письме от  молодой жены).
Инженер-контролёр-майор(он вообще не помнит какая это по счёту ракета)  контролирует( он вообще ни о чём, кроме того, что эта старая карга окончательно задолбала, последние годы не думает).
Инженер отделения - лейтенант - типа стажируется на начальника отделения (бл..дь, я же радист, как я сюда попал, тут даже ни одного реле нет).
Всё путём.
Но тут в наушниках голос: Сто пятьдесят какой-то, а что это у вас там горит?

Вместо подачи перекиси самотёком в магистраль умудрились выдавить её через вентиляционный грибок наружу, где она после падения струи на бетон радостно разложилась вплоть до возгорания.
Классная у вас трава, ребята.

Штуцер

Комиссией было установлено, что при проведении пуска РКН формирование сигнала «Контакт подъема» произошло до фактического схода РКН с опор пускового устройства, на 0,4 с раньше расчетного времени. Причиной раннего формирования и прохождения сигнала «КП» могла быть преждевременная отстыковка от РКН механизма стыковки электропневморазъемов пускового устройства стартового комплекса. Учитывая результаты анализа телеметрической информации и проведенного моделирования полета РКН, комиссия установила, что преждевременное формирование и прохождение сигнала «контакт подъема» не могло быть причиной аварии
http://www.federalspace.ru/main.php?id=2&nid=20216
Но в виде обломков различных ракет
Останутся наши следы!

АниКей

#3211
http://izvestia.ru/news/553943
Цитировать19 июля 2013, 00:01   |   Общество   |   Никита Могутин    
    Сборщик датчиков разбившегося «Протона-М» скрылся от следствия
 Один из специалистов НПЦ имени Хруничева, по чьей вине могла упасть ракета-носитель, в срочном порядке уехал из Москвы       
          фото: Алексей Кондрашкин

 Комиссия Роскосмоса, расследующая причины недавней аварии ракеты «Протон-М» с тремя аппаратами «Глонасс-М», установила троих специалистов, производящих монтаж проблемного узла на одном из предприятий Государственного космического научно-производственного центра (ГКНПЦ) имени Хруничева. Уже известно, что причиной аварии стала нештатная работа трех из шести датчиков угловых скоростей, которые были установлены обратной стороной. Однако следователи не могут найти и опросить одного из подозреваемых. По некоторым данным, он срочно уехал из Москвы и сейчас его местонахождение неизвестно. На заводе говорят, что он находится в отпуске.
Роскосмос продолжает выяснять, кто был причастен к сборке и монтажу узлов, агрегатов и систем тяжелой ракеты-носителя «Протон-М», потерпевшей аварию рано утром 2 июля на космодроме Байконур. Монтаж блока с датчиками угловых скоростей проводили сотрудники Ракетно-космического завода, входящего в состав столичного ГКНПЦ имени Хруничева. По данным «Известий», это сборщик Прохоров, исполнитель Гришин и контролер-мастер Гудкова.
Когда с ними решили побеседовать следователи, то они не нашли Прохорова. По некоторым данным, сборщик уехал из Москвы и сейчас его местонахождение неизвестно.
Представители ГКНПЦ имени Хруничева утверждают, что никто из их сотрудников от проверяющих и следствия не скрывается.
— Действительно, работающая комиссия установила личности троих наших сотрудников, проводящих операции в проблемном узле, — заявил «Известиям» представитель ракетно-космического завода. — Гришин и Гудкова на месте, они работают. А Прохоров уехал в очередной отпуск.
Напомним, что 18 апреля председатель аварийной комиссии замруководителя Роскосмоса Александр Лопатин огласил официальную причину падения «Протон-М». Комиссией установлено, что три из шести датчиков угловых скоростей были установлены вверх тормашками, причиной этого стала ошибка монтажа на предприятии-производителе в ГКНПЦ имени Хруничева.
До недавнего времени отрабатывались и другие версии — «перепутанные полюса» и ранний старт ракеты.
— Сейчас на Байконуре проверяется именно замечания по компьютеру, — заявили «Известиям» в «Роскосмосе». — Действительно был сбой, и команда «Отрыв» была раньше подана. Но мы уверены, что это никак не сказалось на аварии. В любом случае мы должны выяснить причину этого. А по сборке можно говорить лишь одно: ракета 2011 года. И изготовитель утверждает, что тогда вел сборку по плану. С этим тоже надо разбираться. Сейчас подготовлен отчет об этом. В том числе он будет предоставлен и в Генпрокуратуру по запросу первого замгенпрокурора Александра Буксмана.
«Протон-М» с тремя аппаратами «Глонасс-М» стартовал с Байконура 2 июля в 06.38 мск. Однако почти сразу после отрыва от стартового стола ракета резко отклонилась от траектории полета, начала распадаться в воздухе и после взрыва упала неподалеку от места старта.
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

#3212
Цитировать[LIST=1]
[/li][li]Dmitry Rogozin ‏@Rogozin 9 ч
 Life Подозреваемых в грубейшем нарушении технологии сборки ракеты "Протон-М" проверят на полиграфе. В Правительстве РФ ждут отчет Роскосмоса
 iGor ‏@ghostscat
@Konstpaus
@Rogozin идиоты, надо подозреваемых окропить святой водой, на виновном она закипит
[/li][/LIST]
 https://twitter.com/Rogozin
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

ЦитироватьЭксперт "РГ" генерал-майор запаса Владимир Уваров, считает, что все последние космические аварии стали возможны из-за отсутствия специального контроля за подготовкой аппаратов: от изготовления деталей и комплектующих до последнего этапа - пуска.
"В советское время все этапы создания космической техники сопровождались на производстве военпредовским контролем. И это было очень серьезно, - замечает Владимир Уваров. - Почему? Вывести из строя космическую технику исключительно просто. Чем более высокотехнологичное изделие, тем оно более "тонкое". Да, существуют, двойные, тройные системы резервирования. Но есть "точки", которые не троируются. Можно поставить, скажем, три диода или три транзистора. Но вы не поставите три камеры сгорания, три турбонасосных агрегата, три клапана... Цепи включения могут дублироваться, но клапан-то один".
И сегодня, и в прошлом причина многих аварий - так называемый человеческий фактор. А проще - элементарное разгильдяйство. Тот же Уваров привел в пример давнюю аварию ракеты "Протон", на запуске которой он присутствовал на Байконуре. " В ходе расследования тогда выяснилось, что токарь на заводе, вытачивая один небольшой цилиндр, который играет роль поршня в системе топливной магистрали при давлении 150 атмосфер, случайно снял "фасочку". Под нее попала частица в 200 микрон. И вот этот поршень она и застопорила. Двигатель не стал работать, и ракета грохнулась".
История нашей космонавтики знает и другие случаи. Например, при наземных испытаниях аппарата стали выявляться похожие дефекты деталей. Стали разбираться. Пошли по технологической цепочке, и обнаружилась странная закономерность: все детали изготавливались одним и тем же токарем, и в определенные дни. А именно - после зарплаты. Оказалось, токарь прилично пил, и дни, когда он вытачивал детали, были именно после получения им заработной платы. Даже такие всплывали вещи.
 http://www.rg.ru/2013/07/18/proton-site.html
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

#3214
ЦитироватьМедведев, Рогозин и Протон: Авария ракеты-носителя - халатность или диверсия: мнения
 Причиной крушения ракеты-носителя «Протон-М» стали неправильно установленные датчики угловых скоростей.
К такому выводу пришла комиссия по расследованию причин аварии. В ходе комплексного исследования специалисты установили, что три из шести датчиков были перевёрнуты на 180 градусов, в результате чего системой управления ракеты были получены некорректных данных о её ориентации. Уточняется, что оборудование было некорректно установлено ещё на этапе сборки космического аппарата. Глава аварийной комиссии, замруководителя Роскосмоса Александр Лопатин сообщил журналистам, что все лица, виновные в неправильной установке оборудования, установлены. По его словам, в настоящее время «проверяется, что эти сотрудники делали не только на этой ракете, но и на других». Все материалы, полученные в ходе исследования, эксперты передали в Генпрокуратуру, а также в правительство России. Напомним, ракета-носитель «Протон-М» должна была доставить на орбиту три навигационных спутника ГЛОНАСС. Спустя несколько секунд после старта ракета внезапно отклонилась от траектории полёта, начала распадаться в воздухе и взорвалась, упав неподалёку от места взлёта. По факту произошедшего возбуждено уголовное дело.
ИА REX : Авария Протона - это халатность или диверсия
Григорий Трофимчук, политолог, первый вице-президент Центра моделирования стратегического развития:
В деле последнего павшего «Протона-М», прежде всего, придётся вспомнить о «списке виновников катастрофы», который был затребован Дмитрием Медведевым у своего подчинённого Д. Рогозина. Где этот список? Что касается «халатности». Российский менталитет устроен так, что если халатность в таких делах квалифицируется как диверсия, с соответствующими карательными выводами, то количество случаев «халатности» начинает снижаться само собой. К сожалению, только страх руководит 90 процентами наших людей, и только очень малая их часть понимает слова. Поэтому без ужесточения наказаний – никуда. Ни в 1937-м, ни 2013-м. Само собой, диверсией неправильный монтаж датчиков сегодня признан не будет, никого не расстреляют – более того, не дадут даже 10 лет без права переписки. Поэтому после модели «Протон-М» логично появится «Протон-ММ». А там уже и до космической «МММ» недалеко. Так как нового уже ничего не изобретут, старое будет бесконечно «модернизироваться» и терять последние лётные характеристики. Надо также отдавать себе отчёт в том, что все, кто хоть что-то понимал в ракетной технике, уже уволены или ушли из отрасли сами. Видимо, поэтому до сих пор и нет заветного списка, в который могут попасть последние кадры, которые не то что «видели Королёва», а элементарно видели датчики и понимали, куда они крепятся.
Дмитрий Сычёв, историк, публицист и блогер:
ВРЕДИТЕЛЬСТВО. По УК РСФСР 1960 года, (ст. 69) - особо опасное государственное преступление, состоящее в ДЕЙСТВИИ ИЛИ БЕЗДЕЙСТВИИ, направленном к подрыву промышленности, транспорта, сельского хозяйства... и т.д. и т.п. Наказывалось лишением свободы на срок от 8 до 15 лет с конфискацией имущества и со ссылкой на срок от 2 до 5 лет или без ссылки. Сейчас этой статьи нет, а на нет и суда нет. За слово «диверсия» вас назовут «сталинистом». Слово «халатность» звучит грубо, на вас могут подать в суд за оскорбление. Скажем так – «сработала невидимая рука рынка». Этим ФСБ должно заниматься. Где «кровавая гэбня»? Кое в чём могли бы поучиться у американских коллег. У тех в Гуантанамо дикие люди, живущие в горах и пещерах, сознавались в том, что умеют управлять «Боингами». Если бы у нас несколько «эффективных менеджеров» сознались, что входили в преступную организацию, которая,  по заданию саудовской, скажем, разведки, намеренно уничтожала российские ракеты? Как бы прореагировали их коллеги, которые в «организации» не состояли? Да они просто перестали бы вести себя на оборонном предприятии, как пьяные маляры на халтуре. «Доброе слово – это хорошо, но доброе слово и револьвер» – это гораздо лучше». Иначе деградация будет стремительно нарастать.
Александр Хуршудов , эксперт по нефтегазовой политике, кандидат технических наук:
Это больше похоже на диверсию. Космическая техника многократно проверяется, халатность при сборке была бы обнаружена на стадиях контроля. А вот если датчики переустановлены последним контролером, то обнаружить это невозможно.
Сергей Сибиряков, политолог, координатор международной экспертной группы ИА REX:
Как бывший секретный инженер-конструктор систем автоматики ракетной техники, занимавшийся этим достойным и интересным делом в первой половине 80-х годов прошлого века в КБ закрытого города на Урале, могу сказать, что выводы комиссии мне показались крайне неубедительными. Три из шести датчиков были перевёрнуты на 180 градусов. Уточняется, что оборудование было некорректно установлено ещё на этапе сборки космического аппарата. Во-первых, они не станут "кверх ногами" из-за несоответсвия разъёмов датчиков и соответствующей им ответной части (вилка-розетка или на конструкторско-технологическом жаргоне «папа-мама»), потому эти датчики по другому установить невозможно. Это как радиолампу невозможно установить никак иначе кроме как цоколь и панелька позволяют - хоть октальную, хоть пальчиковую. В такой технике всегда есть "защита от дурака", такого который эту причину придумал. Во-вторых, все системы ракеты после сборки неоднократно испытываются (по крайней мере, так было в советские времена). Специалисты обсуждали в блогосфере и социальных сетях разные варианты и на мой взгляд, наиболее профессиональным выглядит вариант, что причиной авария стало умышленное «перепутывание полярности» в алгоритме управления бортовой системы автоматики.  При указанной версии комиссии причиной аварии является «преждевременный старт»: на 0,4 секунд раньше, когда давление в камерах сгорания двигателей было 90 атмосфер вместо положенных 150 атмосфер.  А это означает, что ракета стартовой массой 700 тонн оторвалась от стартового стола при тяге двигателей 550 тонн-силы (тс). Но этого не может быть. Для отрыва ракеты от стартового стола при тяге 550 тс и сохранении темпа набора высоты стартовая масса ракеты должна быть 420 тонн. А это означает, что ракета не должна иметь трех спутников ГЛОНАСС, не должна иметь РБ ДМ, и вторая, и третья ступени не должны быть заправлены топливом. Запускалось обречённая на катастрофу "пустышка". Сама катастрофа была подстроена. Датчики физически невозможно поставить и подключить неправильно. А вот программу "подправить" - запросто. Но при наличии доступа. Таким образом, вполне вероятна версия, что целью аварии является получение страховки, что обсуждалось нашими экспертами в статье «Советские ракеты не падали так часто, хотя и не были застрахованы». Напомню, что ответственность перед третьими лицами при запуске ракеты-носителя "Протон-М" застрахована в компании "Русский страховой центр" (РСЦ) на $ 182 млн.
   
Дата публикации: 19.07.2013 00:15
    Адрес материала:   http://iarex.ru/interviews/39056.html
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

Lesobaza

ЦитироватьStalky пишет:
ЦитироватьНуб пишет:
 http://www.tvc.ru/ShowNews.aspx?id=cfac2874-613d-43b5-8141-77ab8495d36f

Уря нам датчики показали - 1:15 где-то - неужели они так на ракету монтируются и паять нужно с 1 го раза?

 

 

 

Кто прокомментирует, что тут показано? И почему по этим снимкам можно/нельзя сделать вывод о том правильно/неправильно смонтирован датчик?
Да, в принципе, всё понятно.

Скорее всего блок (один из "кубиков") ставится на винты (? или шпильки с гайками). Кроме отверстий под винты на установочной плате под приборами есть два штифта - по одному с каждой стороны ( ? фотографии не чёткие).

Прибор привинчивается винтами за лапки. Расстояние между посадочными отверстиями (под винты) составляет ~60. Между ними находятся отверстия с запрессованными втулками под штифты. Выступающая часть штифта обычно имеет небольшую высоту - равную или меньшую высоте лапки прибора. Отверстие под штифты (со втулками) на лапке прибора выполнено со смещением, дабы обеспечить его однозначную установку. Расстояние между посадочным отверстием под винт и штифтовым отверстием ~25. Мы это видим по линейке на снимке. До другого посадочного отверстия, видимо ~35.

На представленном "железе" мы видим вмятины, которые расположены ~10 от отверстия со втулкой (отверстие под штифт). Эти вмятины отмечены на фотографиях тонкими стрелками.

Получается, монтажник в стесненных условиях:
- по невнимательности приставил прибор к раме с разворотом на 180 градусов;
- наживил прибор винтами;
- стал затягивать винты. При этом штифт уперся в лапку прибора (вмятина). С образованием зазора ~3..4 между прибором и платой.

Малость высоты штифта и отсутствие возможности "посмотреть сбоку" на плату не позволило увидеть отступление.
Далее монтажник и контролеры проигнорировали требование технологического процесса "Контролировать положение "стрелки" на приборе".

Длины вылета кабельных жгутов вполне достаточно (фото на стр 160), чтобы подстыковать разъемы на "перевернутых" приборах.
Ad astra per rectum!!

Kot M

#3216
Написано по поводу другой "печальки", но... дискуссия навевает схожие мысли)))

 Супер...



Супердержава - без палки нулик.
Как не рожали - не дотянули
Всего две тонны до той орбиты:
Концы утонут - все шито-крыто.
Пришел бы путний - мечта народа -
Да,хоть бы, Путин: лишь бы не трогал...
Супердеревня: все с краю хаты,
А в центре - ЛЕНИН да депутаты.
Все пьем, да тырим, да бьем поклоны,
Да по четыре идем в колонну.
Не на параде, так под конвоем,
Не в Салехарде, так под Москвою.
Суперзадворки суперевропы -
Тайга, да горки, да волчьи тропы.
Дыра в кармане, но я здесь вырос.
Пусть, Запад манит бесплатным сыром.
Пусть, манит Запад оберткой яркой...
Смущает запах у тех подарков.

(3 марта 2013)

Сорри, если получился оффтоп.

Нуб

#3217
http://novosti-kosmonavtiki.ru/forum/messages/forum12/topic12414/message1099806/#message1099806
Блок ПВ - 301 -
а) мне кажется или они установлены под улом ?
б) где у них ось, вращение вокруг которой регистрируется или они регестрируют по нескольким осям ?
Никогда такого не было ... и вот опять!(с)
Будем отстаивать это, чтобы этого не допустить.(с)

АниКей

ЦитироватьИтак, комиссия вроде бы расставила точки над i. И что дальше: усилим контроль, а в сентябре продолжим запуски «Протона-М»? За комментариями «Труд» вновь обратился к видному эксперту, одному из организаторов отечественной ракетно-космической промышленности, Герою Социалистического Труда, лауреату Государственной премии Борису Бальмонту.
— Противоречивые ощущения вызывают выводы комиссии, — говорит Борис Владимирович. — С одной стороны, проделана большая работа. Проанализированы конструкторская, //технологическая и эксплуатационная документация, процессы изготовления, испытаний, транспортировки, хранения и проверки составных частей ракеты-носителя. Исследованы части аварийного ракетно-космического комплекса, телеметрическая и внешнетраекторная информация. Проведены эксперименты. А в результате? Трудно поверить, что единственной причиной аварии была неправильная установка трех датчиков. Подобный отказ уже происходил, ракета тогда отклонилась от курса, но пожара на ней не было. Мы потом сами подорвали ее. А в этот раз ракета была объята огнем.
Теперь о системе контроля. Оказывается, сегодня невозможно в наземных условиях при проверках обнаружить неправильную установку датчиков на ракету — так, видите ли, разработана документация. Да это ни в какие ворота не идет! Миллиарды рублей, престиж страны, программа запусков зависят от ошибки молодого сборщика? То есть стрелочник виноват. А что вообще происходит с ракетно-космической отраслью? По моему глубокому убеждению, серьезнейшие изъяны есть в системе управления ею. Понятно, руководители Роскосмоса, ключевых предприятий не могут сами себя критиковать. Но если не смотреть правде в глаза и не сделать правильных выводов, ситуация будет только ухудшаться.
 http://www.trud.ru/article/19-07-2013/1297055_avarija_protona-m_vinovat_strelochnik.html
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

Нуб

По поводу приборов - не все ясно до конца - почему их 6, а не 9 ? Тангаж, рысканье, крен 3х3=9
или там вообще другие приборы на крен стоят ? и меряют эти ПВ-3012 отклонение в 1 плоскости или в нескольких ? устанавливаются они штатно под углом ?
Никогда такого не было ... и вот опять!(с)
Будем отстаивать это, чтобы этого не допустить.(с)