Навигация разгонных блоков

Автор zeaman, 02.09.2011 23:32:30

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

zeaman

Такая идея возникла - а нужне ли супер-точность для системы навигации разгонных блоков. Ведь все равно финальную орбиту можно подправить ДУ аппарата.

А зато можно использовать более простые, легкие и надежные бесплатформенные системы (у которых рамки не складываются).

Suzeren

Применение бесплатформенных инерциальных систем не обазательно должно сказываться на точности выведения в худшую сторону. :) Все зависит от математики БКУ и применения других средств, таких как астрокоррекция измерений...

Гироплатформы используются по нескольким причинам:

1) они надежны, отработанны полетами и временем
2) традиционно использовались именно они. Разработчики БКУ ракет, такие как НПЦ АП, просто больше привыкли работать именно с гироплатформами.

Valerij

ЦитироватьПрименение бесплатформенных инерциальных систем не обазательно должно сказываться на точности выведения в худшую сторону. :) Все зависит от математики БКУ и применения других средств, таких как астрокоррекция измерений...

Гироплатформы используются по нескольким причинам:

1) они надежны, отработанны полетами и временем
2) традиционно использовались именно они. Разработчики БКУ ракет, такие как НПЦ АП, просто больше привыкли работать именно с гироплатформами.
Это все хорошо, но....

Может быть пора использовать ГЛОНАСС (вместе с GPS) не только для навигации мусоровозов? С его помощью можно получить точные координаты и параметры движения, и выводить спутники точнее. А, кроме того, в реальном времени иметь эту информацию в ЦУПе и вырабатывать данные для антенн слежения? Тогда, глядишь, и спутники терять перестанем. Будем знать о них раньше, чем НОРАД сообщит....

Уилбер Райт: "Признаюсь, в 1901-м я сказал своему брату Орвиллу, что человек не будет летать лет пятьдесят. А два года спустя мы сами взлетели".


zeaman

Цитировать
ЦитироватьПрименение бесплатформенных инерциальных систем не обазательно должно сказываться на точности выведения в худшую сторону. :) Все зависит от математики БКУ и применения других средств, таких как астрокоррекция измерений...

Гироплатформы используются по нескольким причинам:

1) они надежны, отработанны полетами и временем
2) традиционно использовались именно они. Разработчики БКУ ракет, такие как НПЦ АП, просто больше привыкли работать именно с гироплатформами.
Это все хорошо, но....

Может быть пора использовать ГЛОНАСС (вместе с GPS) не только для навигации мусоровозов? С его помощью можно получить точные координаты и параметры движения, и выводить спутники точнее. А, кроме того, в реальном времени иметь эту информацию в ЦУПе и вырабатывать данные для антенн слежения? Тогда, глядишь, и спутники терять перестанем. Будем знать о них раньше, чем НОРАД сообщит....

Нет надо быть реалистичнее. Глонасс не дает угловые координаты, не дает никаких линейных ускорений и скорее всего, доступен лишь на части орбиты.

zeaman

Кстати вот тут линк, про то как на Аполлоне-11 была проблема со складыванием рамок подвеса ГСП:

http://en.wikipedia.org/wiki/Gimbal_lock#Gimbal_lock_on_Apollo_11

И Майкл Коллинз сказал почти те-же слова, что и Старый в соседней ветке:
ЦитироватьAfter the Lunar Module had landed, Mike Collins aboard the Command Module joked "How about sending me a fourth gimbal for Christmas?"
("Как начет того, чтобы подарить мне четвертую рамку подвески на Новый Год?")

Suzeren

ЦитироватьМожет быть пора использовать ГЛОНАСС (вместе с GPS) не только для навигации мусоровозов?
Это все есть уже. АСН с GPS проходил ЛКИ в составе Фрегата с 2003 года. Последние пару лет информация с него заводится в контур управления и корректирует инерциальную навигационную систему для достижения более высокой точности.

Изначально, для повышения точности АСН хотели поставить на Фобос-Грунт. Но поскольку его применимость возможна лишь в околоземном пространстве, то решили отказаться. Поскольку точность достигаемая на этапе выведения все равно "сломается" неточностью коррекций траектории где АСН не будет... Ну и плюс ко всему, получим прибор, который летит вместе с нами до самого Марса, что-то весит, но при этом бесполезен уже :)

К слову, на Фобос-Грунте нет гироплатформы. Там бесплатформенная система на базе волоконно-оптических гироскопов и кварцевых акселерометров. Которые калибруются перед каждым активным участком, для достижения требуемой точности на этапе набора характеристической скорости. :)

Suzeren

Цитировать("Как начет того, чтобы подарить мне четвертую рамку подвески на Новый Год?")

А четырехстепенные гиростабилизированные платформы были разработаны и применялись :) Но в виду сложности обработки их измерений и фактически ничем не отличающимися от простой гироплатформы точностными характеристиками, от них отказались. :)

Valerij

ЦитироватьНет надо быть реалистичнее. Глонасс не дает угловые координаты, не дает никаких линейных ускорений и скорее всего, доступен лишь на части орбиты.
Глонасс дает точку в пространстве и вектор скорости. Ускорения, действительно, не дает, но, насколько я понимаю, большую часть времени выведения полет проходит по инерции. Пересчитать координаты в другую систему для электроники не сложно. Более того, для "Фрегата" такая система выпускается:





За эти фото отдельное спасибо Роману LRV_75. Так что для Фрегата Глонасс на орбите доступен во вполне достаточной степени. Кстати, если координаты передавать на отдельном "маячке" то будет намного проще отслеживать спутники с помощью довольно простых и недорогих приборов. Во всяком случае их орбиты и координаты будут известны.

Уилбер Райт: "Признаюсь, в 1901-м я сказал своему брату Орвиллу, что человек не будет летать лет пятьдесят. А два года спустя мы сами взлетели".


zeaman

Цитировать
ЦитироватьНет надо быть реалистичнее. Глонасс не дает угловые координаты, не дает никаких линейных ускорений и скорее всего, доступен лишь на части орбиты.
Глонасс дает точку в пространстве и вектор скорости. Ускорения, действительно, не дает, но, насколько я понимаю, большую часть времени выведения полет проходит по инерции. Пересчитать координаты в другую систему для электроники не сложно. Более того, для "Фрегата" такая система выпускается:

За эти фото отдельное спасибо Роману LRV_75. Так что для Фрегата Глонасс на орбите доступен во вполне достаточной степени. Кстати, если координаты передавать на отдельном "маячке" то будет намного проще отслеживать спутники с помощью довольно простых и недорогих приборов. Во всяком случае их орбиты и координаты будут известны.
По-моему, надпись ALTERA гордо виднеется на чипе..

короче, что вообще есть:
1) Гироплатформа на 3-х степенном кардановом подвесе
2) Гироплатформа на 4-х степенном кардановом подвесе
3) Инерциальная плавающая сфера
4) Лазерный гироскоп (strapon, dithering)
5) Оптоволоконный гироскоп (термостабилизация жесточайшая)
6) Глонасс/гпс (дает позицию, но не углы)
7) Астронавигация (дает углы, но не позицию)
8 ) Инфракрасный горизонт
9) Датчики Луны - Солнца
10) Триангуляция по сигналам с Земли

Чего забыл?

Первые три - самодостаточные, достаточно точные и по нарастаюшей дорогие.

Астронавигация -  страшновато. Видели на видео с момента разделения Фалькона/дракона как яркая пыль летела везде? Протестировать в реальных условиях трудно. При работе ДУ наверняка не все так просто Интересно, а можно ли на ГЛОНАСС/ГПС поставить более серьезные антенны, чтобы ловить сигнал на более высоких орбитах. В дополнение - несколько твердотельных акселерометров - и готова система навигации
почти без движушихся частей.

UPD: "мыу ту ефл зкщыещю" = "не все так просто" (на этом компьютере 2 разных русских расскладки - для меня и для жены)

Salo

Цитироватьмыу ту ефл зкщыещю
vse ne tak prosto.

Пользуетесь транслитом?  :wink:
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

ZOOR

ЦитироватьЧего забыл?
Бесплатформенная - одни акселерометры
Я зуб даю за то что в первом пуске Ангары с Восточного полетит ГВМ Пингвина. © Старый
Если болит сердце за народные деньги - можно пойти в депутаты. © Neru - Старому

Старый

ЦитироватьИнтересно, а можно ли на ГЛОНАСС/ГПС поставить более серьезные антенны, чтобы ловить сигнал на более высоких орбитах.
Из пяти импульсов четыре происходят в районе перигея, так что Глонасс будет работать.
 А пятый в апогее самый короткий и самый простой.
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Liss

Цитировать
Цитировать("Как начет того, чтобы подарить мне четвертую рамку подвески на Новый Год?")

А четырехстепенные гиростабилизированные платформы были разработаны и применялись :) Но в виду сложности обработки их измерений и фактически ничем не отличающимися от простой гироплатформы точностными характеристиками, от них отказались. :)
Там песня была в том, что на махоньком Gemini гироплатформа была четырехрамочная. А на супер-пупер-навороченном Apollo -- трех.
Сказанное выше выражает личную точку зрения автора, основанную на открытых источниках информации

Valerij

Цитировать
ЦитироватьИнтересно, а можно ли на ГЛОНАСС/ГПС поставить более серьезные антенны, чтобы ловить сигнал на более высоких орбитах.
Из пяти импульсов четыре происходят в районе перигея, так что Глонасс будет работать.
 А пятый в апогее самый короткий и самый простой.
Мне кажется, что и на уровне геостационарной сигнал будет вполне достаточен. Но не от ближайших спутников, а "с той стороны". Чувствительности должно хватить, потому, что хороший навигатор ловит даже в помещениях, это более сложные условия, чем на орбите.

Уилбер Райт: "Признаюсь, в 1901-м я сказал своему брату Орвиллу, что человек не будет летать лет пятьдесят. А два года спустя мы сами взлетели".


Feol

Военные будут против. Можно только для гражданских запусков.
Всем пользователям нравится это сообщение.

Дмитрий В.

Цитировать
ЦитироватьЧего забыл?
Бесплатформенная - одни акселерометры

А угловые скорости и углы мерить? Можно, конечно акселерометрами, но интегрировать больше придется. Имхо, лучше все же гироскопами. Или нет?
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

Suzeren

ЦитироватьА угловые скорости и углы мерить? Можно, конечно акселерометрами, но интегрировать больше придется. Имхо, лучше все же гироскопами. Или нет?

Как Вы собрались углы или угловые скорости мерить акселерометрами? Подскажите :) Нет, можно конечно угловую скорость как-то статистически выражать из уравнения второго порядка, если оно используется для вычисления характеристической скорости по приращению, идущему с акселерометра... Но будут ли там точности приемлемые - это что-то очень сомнительно. Если, к примеру, требуется обеспечить угловую скорость склонения траектории 0,05 град/с... то тут ошибка будет здоровая. Да и то, как выражать угловую скорость в канале крена по акселерометрам - совсем не понятно. уйдем в закрутку бешеную и все... там и до неустойчивости недалеко. :wink:

В любом случае, нужно то, что измеряет угловое положение (угол, угловую скорость, не важно) и акселерометры, для измерения линейной скорости.

Измерителями углов могут быть гироскопы всех мастей. Скорость линейную измеряют акселерометрами.

Оптика плохо переносит газопылевую обстановку, плюс ограничение по угловой скорости и ускорению делает ее слабоприменимой на активных участках. Более того, оптика не дает угловую скорость для закона управления... Ее можно получать дифференцированием, если бы частота получения информации с оптического прибора была хотя бы 10Гц.  :roll: А так придется городить всякие фильтры, которые вносят запаздывание в контур и могут повлечь неустойчивость. Вряд ли кто-то захочет экспериментировать с этим на аппарате, когда есть проверенные методы.

PIN

ЦитироватьТакая идея возникла - а нужне ли супер-точность для системы навигации разгонных блоков. Ведь все равно финальную орбиту можно подправить ДУ аппарата.

Можно. Только тогда клиенты, имеющие выбор, уйдут. Неинтересно принимать на себя и гарантированные расходы, и риски. Причем, по совершенно странным причинам.

zeaman

Цитировать
ЦитироватьТакая идея возникла - а нужне ли супер-точность для системы навигации разгонных блоков. Ведь все равно финальную орбиту можно подправить ДУ аппарата.

Можно. Только тогда клиенты, имеющие выбор, уйдут. Неинтересно принимать на себя и гарантированные расходы, и риски. Причем, по совершенно странным причинам.

ДА - похоже лучше и дешевле оставить все как есть сейчас.

Suzeren

ЦитироватьДА - похоже лучше и дешевле оставить все как есть сейчас.

Все как есть никто не оставит. Зачем останавливаться на достигнутом? :) Сейчас тенденция перехода на бесплатформенные системы настигает всех разработчиков. Единственное - в ракетах они пока применяются безальтернативно... да и то, экспериментально уже ставят бесплатформенные. :)

Дело в том, что бесплатформенный блок потребляет в десятки раз меньше электроэнергии,  чем гиростабилизированная платформа.
То, что оптоволоконные гироскопы более чувствительны к температуре - это не правда. Вводя алгоритмы температурной компенсации, которые настраиваются по результатам испытаний - достигаются очень неплохие точности. В то время как традиционные поплавковые гироскопы имеют понятие "тепловой готовности", волоконно-оптические такого понятия не имеют. Выход на режим для них составляет, вообще говоря, несколько десятых долей секунды...  
К тому же, активное развитие твердотельных МЭМС, которые уже достигли такого уровня, что применяются в космосе, приведет к тому, что возможно они со временем вытеснят и лазерные и волоконно-оптические...

Не говоря уже о том, что гироплатформа весит ну никак не один килограмм...  :wink:

Как следствие, разработчики систем управления РБ таки переходят на бесплатформенные системы, а те кто не переходят - будут вынуждены сделать это со временем, ИМХО. При этом, незачем говорить о потере точности измерений. Она либо сохранится, либо улучшится.