CZ-9 - SLS по-китайски

Автор Salo, 16.07.2011 00:20:36

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Salo

Так что тогда драть?
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

pkl

Схему экспедиции. Я к тому, что китайцы, если уж и решили передириать /да, похоже на то/, стали передирать американскую схему лунной экспедиции, а не столь любимую тут всеми 2-4-5-10-пусковую.
Вообще, исследовать солнечную систему автоматами - это примерно то же самое, что посылать робота вместо себя в фитнес, качаться.Зомби. Просто Зомби (с)
Многоразовость - это бяка (с) Дмитрий Инфан

Матрос

Китайцы во многом руководствуются положительным опытом технологических компаний первой(Дэн Сяопиновской)волны середины 80-х.И взяв за основу схему Apollo ,решили ,как и двадцать лет назад, сильно не мудрить.Но они неоригинальны.Пока...А это сейчас уже черевато тупиком.А вдруг у экцентричного филантропа владеющего Blue Origin,есть какой-нибудь сюрприз для общественности??

SpaceR

ЦитироватьСхему экспедиции. Я к тому, что китайцы, если уж и решили передириать /да, похоже на то/, стали передирать американскую схему лунной экспедиции, а не столь любимую тут всеми 2-4-5-10-пусковую.
Выделил ключевое слово ;) ("тут" Вам ещё и не такое могут наговорить)

Ну дык, а кому же подражать, как не лидерам?  :D  Что, где-нибудь в мире кем-то высоко котируются наши споры и мечтания?
А амеры, на минутку - единственные, кто реально и вполне благополучно высадили людей на Луну.

А схему первой РН, кстати, китайцы можно сказать передрали сами у себя - это же почти CZ-2E! ;)

А вот насчёт "всеми" - это вы оочень зря.
Амеры из NASA-Constellation предпочитали двухпусковую асимметричную со стыковкой на ОЛО, РККЭ, судя по проработкам (и лично я тоже) - двухпусковую, но симметричную, со стыковкой на ОЛО - считаю её ощутимо более дешёвой в разработке при прочих равных.
Кстати, ДИРЕКТовцы, НЯП, тоже предпочитают симметричную.

SpaceR

Цитировать
ЦитироватьДа тут всё проще простого объясняется - китайские разработчики, не имея своих прецедентов, по своему обыкновению банально "ободрали" концепцию у NASA. Им не впервой. ;)
А почему они не стали драть концепцию "Руси"? Или "Ангары"? Тем более, что аналог "Руси" им сделать куда проще, чем аналог SLS.
Не спешите с вердиктами - у них это пока только первая итерация. ;)
Коих будет, я подозреваю, ещё немало, поскольку на такое мега-ГИГА-ТЕРА-проектище денег их любимые партия и правительство точно не дадут.

SpaceR

ЦитироватьИмхо - у многоразовых вообще почти никаких шансов. А одноразовые многоступы китайцы делать умеют.
Ну если говорить не о китайцах, а о всех мировых разработчиках, то многоразовыми занимаются уже давно и неоднократно. Но несмотря на это они всё ещё не созрели - ни технологически, ни ситуационно. Как раз ожидаемый рост темпов запусков такую возможность им может дать.

Мне предполагается, что многоразовые ЖРД 1й ступени появятся живьём в течение ближайших 20-30 лет. Конечно, если темпы роста сохранятся.

pkl

Ну да, ну да... 8) Многоразовыми системами занимаются ещё с 60-х, да вот только... судьба у них печальная. Ну давайте ещё 30 лет подождём! :wink:

И всё же, вернёмся ка к нашим баранам.
Вообще, исследовать солнечную систему автоматами - это примерно то же самое, что посылать робота вместо себя в фитнес, качаться.Зомби. Просто Зомби (с)
Многоразовость - это бяка (с) Дмитрий Инфан

SpaceR

ЦитироватьНу да, ну да... 8) Многоразовыми системами занимаются ещё с 60-х, да вот только... судьба у них печальная. Ну давайте ещё 30 лет подождём! :wink:

И всё же, вернёмся ка к нашим баранам.
Да, сейчас вернёмся. Но сперва я сделаю финальный полёт "на бреющем" над темой многоразовой первой ступени ;) :

Так вот, не буду рвать рубаху, доказывая неизбежность и безальтернативную перспективность. Действительно, "Многоразовыми системами занимаются ещё с 60-х, да вот только"  эта деятельность почти никак не приближает пока наступления тех условий, при которых вся эта дорогостоящая возня со спасением и восстановлением сможет окупиться повторным использованием слетавшего "железа".

Научная школа космонавтики в 70-е годы была, вероятно, самой сильной за всю космическую эру, и анализом многоразовости она занималась интенсивнее всего как раз в те годы. В США - при анализе концепций для "Спейс Шаттла" (а позднее и "Шаттла-2"), в СССР - для МКС "Буран" (или даже просто МКС - многоразовая космическая система, так она тогда называлась, немало материалов по ней есть на buran.ru ).
И общий вывод такой - многоразовые ступени становятся экономически выгоднее одноразовых начиная с определенной частоты пусков, причём частоты довольно немалой, я встречал оценки от 40 до 200 пусков в год (кстати, Шаттл первоначально создавался под программу ~60 пусков в год при эксплуатации 6 МТКК).
Движущийся вперед технический прогресс может эту цифру слегка подсократить, но ненамного.

Так что, если без лишнего оптимизма - срок, когда это произойдёт, предсказать невозможно. Может быть, и через 20 лет (а вдруг! ;) ), а может быть и никогда. А если через 50-60-100 лет, то физически для нас с вами это тоже равносильно "никогда".
Такая вот ситуёвина.
Но несмотря на это, проработки по многоразовой космической технике не только не прекращаются, но даже понемногу развиваются. Включая, кстати, и планы по Восточному в части МРКС. ;)

SpaceR

Но закавыка в том, что сейчас невелика тенденция к ощутимому увеличению грузопотока в космос.
То есть он конечно растет, вместе с грузоподъёмностью ракет и массами КА, но вот количество пусков ощутимо расти не хочет.
Так что
Цитироватьпри условии, что мы будем и дальше наращивать деятельность в космосе
, время многоразовых систем настанет, но - поправлю вышесказанное - всё же неизвестно, через сколько десятилетий они будут реально в состоянии вытеснять одноразовые РН. В этом, кстати, лидирующая роль пока за Россией, как ведущим мировым "космическим извозчиком".

И тут, возвращаясь к сабжу, возможно как раз лунным транспортным системам будет принадлежать роль главного направления для расширения грузопотока.
И китайская лунная деятельность в этом плане как раз может стать решающим стимулом для США, РФ и других, кто примкнёт. ;)

pkl

Да, я тоже читал про эти выкладки. У нас ЦНИИмаш проводил соответствующие исследования. Называлась цифра 50 000 т за 15 лет. Из чего следует свыше 3 000 т / год в среднем. Я ещё попробовал посчитать текущий грузопоток. У меня получилось где-то 800 т / год вместе с орбитальными ступенями шаттлов. После чего ко мне стало приходить понимание, что не всё так просто с многоразовыми системами.

У меня есть такая теория: объективно есть некая "вилка" в потребностях по запуску. И проблема МТКС в том, что они попадают в эту вилку, мёртвую зону, так сказать. Современные КА, в большинстве своём, исключительно надёжны, так что много пусков не требуется. Для них многоразовые носители явно избыточны. Если же начнётся рост грузопотока... А с чего, ему, собственно, начаться? Да, геостационарные ИСЗ тяжелеют, это факт, но для них, как раз, уместнее тяжёлые и сверхтяжёлые носители. Что может дать такой грузопоток /от 3 000 т / год/? Имхо, только СКЭС и космическая промышленность. Но там грузопотоки такие, что многоразовые носители очень быстро исчерпают свои возможности, надо будет выдумывать что-то другое.
Вообще, исследовать солнечную систему автоматами - это примерно то же самое, что посылать робота вместо себя в фитнес, качаться.Зомби. Просто Зомби (с)
Многоразовость - это бяка (с) Дмитрий Инфан

pkl

Да, и, я думаю, даже при существенном расширении грузопотока в космос, многоразовые носители всё равно проиграют конкуренцию сверхтяжёлым одноразовым в меру дубовым ракетам, вроде "Морского дракона". Почему? А потому же, почему "Конкорды" проиграли широкофюзеляжным авиалайнерам. Да и на океанских просторах мы видим нефтяные супертанкеры и контейнеровозы, а не экранопланы и суда на подводных крыльях.

Будущее ракет-носителей:
Вообще, исследовать солнечную систему автоматами - это примерно то же самое, что посылать робота вместо себя в фитнес, качаться.Зомби. Просто Зомби (с)
Многоразовость - это бяка (с) Дмитрий Инфан

Зомби. Просто Зомби

ЦитироватьТак вот, не буду рвать рубаху, доказывая неизбежность и безальтернативную перспективность.
Неизбежность и безальтернативность при наличии намерения "осваивать космос"

ЦитироватьИ общий вывод такой - многоразовые ступени становятся экономически выгоднее одноразовых начиная с определенной частоты пусков
Это ПОДХОД, а не абсолютная истина.

В различных "культурах" он мог бы быть разным.

Буржуазная культура несовместима с "освоением космоса" иным, чем "естественный процесс".

В отличие от того, чем полна голова "среднего обывателя", ни по ту, ни по эту сторону железного занавеса ровно никогда не предпринималось ровно никаких действий в направлении "освоения".

"Обыватель" может спать спокойно, на это дело не потрачено ни одного народного цента или гривенника.

"Нас" (читай - голых обезьян) выдавливают в космос подобно зубной пасте из тюбика "чиста обстоятельства", а мы только сопротивляемся и используем.

В частности, была одна, не совсем успешная, попытка поспекулировать и на теме "освоения".

В результате - до сих пор полно больных на голову.

А так - все в порядке, в целом.
Не копать!

Матрос

Цитироватьпроиграют конкуренцию сверхтяжёлым одноразовым в меру дубовым ракетам, вроде "Морского дракона"
Совершенно в дырку!!А когда оно залетает-отправим на орбиту ж/д состав с горючкой.И до Марса долетим за месяц.

pkl

Когда залетает - можно много чего сделать. Вплоть до космических поселений и лунных рудников.
Вообще, исследовать солнечную систему автоматами - это примерно то же самое, что посылать робота вместо себя в фитнес, качаться.Зомби. Просто Зомби (с)
Многоразовость - это бяка (с) Дмитрий Инфан

Shestoper

ЦитироватьДа, я тоже читал про эти выкладки. У нас ЦНИИмаш проводил соответствующие исследования. Называлась цифра 50 000 т за 15 лет. Из чего следует свыше 3 000 т / год в среднем. Я ещё попробовал посчитать текущий грузопоток. У меня получилось где-то 800 т / год вместе с орбитальными ступенями шаттлов. После чего ко мне стало приходить понимание, что не всё так просто с многоразовыми системами.

У меня есть такая теория: объективно есть некая "вилка" в потребностях по запуску. И проблема МТКС в том, что они попадают в эту вилку, мёртвую зону, так сказать. Современные КА, в большинстве своём, исключительно надёжны, так что много пусков не требуется. Для них многоразовые носители явно избыточны. Если же начнётся рост грузопотока... А с чего, ему, собственно, начаться? Да, геостационарные ИСЗ тяжелеют, это факт, но для них, как раз, уместнее тяжёлые и сверхтяжёлые носители. Что может дать такой грузопоток /от 3 000 т / год/? Имхо, только СКЭС и космическая промышленность. Но там грузопотоки такие, что многоразовые носители очень быстро исчерпают свои возможности, надо будет выдумывать что-то другое.

По поводу многоразовости первых ступеней - их может обеспечить космический туризм. Не орбитальный (тот слишком дорогой для массового спроса при любом типе носителя), а суборбитальный.
Билет за 200 тысяч уже предлагают: http://ru.wikipedia.org/wiki/SpaceShipOne
Если летать будет более крупная бандура с большим количеством пассажиров, тогда цену билета можно ещё снизить, до десятков тысяч.
И эта же бандура вместо съемной кабины с пассажирами может возить вторую ступень для вывода ПН на орбиту.
Суммарное количество полетов первой ступени может быть достаточным, чтобы окупить многоразовость.

pkl

Хм... честно говоря, сомневаюсь. Боюсь, что космический туризм ждёт судьба космического произоводства монокристаллов и лекарств. По-моему, это баловство. Если что и будет двигать космонавтику, так это энергетика. Имхо.
Вообще, исследовать солнечную систему автоматами - это примерно то же самое, что посылать робота вместо себя в фитнес, качаться.Зомби. Просто Зомби (с)
Многоразовость - это бяка (с) Дмитрий Инфан

Старый

ЦитироватьХм... честно говоря, сомневаюсь. Боюсь, что космический туризм ждёт судьба космического произоводства монокристаллов и лекарств. По-моему, это баловство. Если что и будет двигать космонавтику, так это энергетика. Имхо.
Исходя из общих принципов проникновения человека во враждебную среду на Земле будущее за туризмом.
 Но естественно не с нынешними средствами траспорта. Это всё равно что турпоездка Лукашевича в Венесуэллу на каравеллах Колумба или на Галапагосы на Бигле с Дарвином.
 Так или иначе освоения Солнечной системы под постоянное место жительства не будет никогда. А летать в космос человек будет с туристическими, научными целями и для добычи ресурсов. Но тогда когда будут изобретены более скоростные средства транспорта.
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Pavel

ЦитироватьНо естественно не с нынешними средствами траспорта. Это всё равно что турпоездка Лукашевича в Венесуэллу на каравеллах Колумба или на Галапагосы на Бигле с Дарвином.

Таких туристов тогда боле чем хватало. Собственно, думаю, в пересчете на сегодняшние цены, цена подобного "путешествия", в век 18-19,  была даже меньше современного билета на туристическом лайнере.  В конце 19 века точно дешевле. Боюсь, даже при сравнении с самолетами результат может быть не в пользу самолетов. :D

Только уровень комфорта не сравним.

На самом деле  доступность современного "туризма" куда больше обязано развитию туристической инфраструктуры на местах, чем совершенствованию средств доставки.

pkl

Цитировать
ЦитироватьХм... честно говоря, сомневаюсь. Боюсь, что космический туризм ждёт судьба космического произоводства монокристаллов и лекарств. По-моему, это баловство. Если что и будет двигать космонавтику, так это энергетика. Имхо.
Исходя из общих принципов проникновения человека во враждебную среду на Земле будущее за туризмом.
 Но естественно не с нынешними средствами траспорта. Это всё равно что турпоездка Лукашевича в Венесуэллу на каравеллах Колумба или на Галапагосы на Бигле с Дарвином.
 Так или иначе освоения Солнечной системы под постоянное место жительства не будет никогда. А летать в космос человек будет с туристическими, научными целями и для добычи ресурсов. Но тогда когда будут изобретены более скоростные средства транспорта.

Летать туристы, может, и будут. Но этот рынок никогда не окупит создание тяжёлого гиперзвукового самолёта размерности "Конкорда" и "Ту-144" с комбинированными ЖРД + ТРД двигателями, который может стать основой АКС.
Вообще, исследовать солнечную систему автоматами - это примерно то же самое, что посылать робота вместо себя в фитнес, качаться.Зомби. Просто Зомби (с)
Многоразовость - это бяка (с) Дмитрий Инфан

Asgard

ЦитироватьВсё правильно. Молодцы. И! Заметьте! ПН "китайца" тоже приближается к 200 т. Может, всё-таки, и нам? Или у России опять свой, особый путь?

P.S.: Помню, сижу на лекции по политологии. Зашла речь о путях развития демократии. Наш препод отвлёкся: "Ну вот смотрите: вот дорога прямая. Вот дорога кривая. А кто это там на ушах идёт? Аааа... это Россия, у ней свой, особый путь :!:  :shock: "

 :D

Что, опять?

Было бы не плохо, альтернативный путь это разрабатываемый роскосмосом  буксир с ЯРД. Такой подход будет намного лучше, и по видимому дешевле. Наступать вновь на грабли сверхтяжелых носителей, как то не очень хочется.  :roll: