Н1М ,май 1969.

Автор Зафод Библброкс, 23.10.2010 19:58:35

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Зафод Библброкс

ЦитироватьВ мае 1969 года в ЦКБЭМ был выпущен аванпроект по теме Н-1М, который рассмотрел
многие проблемы по исследованию космоса, в том числе широкомасштабное изучение
Луны, полет на Марс, постоянная орбитальная станция. Для выполнения поставленных
задач была предложена новая ракета-носитель Н-1М со стартовым весом 4250 тонн и
массой выводимой полезной нагрузки 150 тонн. Причем эта ракета коренным образом
отличалась от того варианта, который предлагал еще в 1965 году С.П. Королев. На
первой ступени устанавливалось 36 двигателей НК-15 тягой по 154 тонны каждый. В
качестве разгонного блока использовались кислородно-водородные блоки С и Р.
Водород использовался и на третьей ступени — блок М. Блок С был предназначен для
разгона к Луне, а блок Р — для торможения и выхода на орбиту Луны. Лунный
орбитальный корабль с экипажем из трех человек был внешне похож на ЛОК программы
Н1-Л3, но масса его возросла до 14,5 тонн, а стыковочный узел был оборудован
внутренним переходом подобно «Союзу». Лунный посадочный корабль ЛКМ-Э
обеспечивал посадку на Луну и пребывание на ней двух или даже всех трех
космонавтов. Перед стартом к Земле бытовой отсек ЛОК не отстреливался.
В Молодцов  Пилотируемые космические полеты  05-2
Остались ли какие-нибудь ещё сведения по этому проекту?

Дмитрий В.

Разве что у Ветрова и у Вэйда :roll:
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

Старый

А там часом не было посадки на Луну и возвращения на Землю всего корабля? Без орбитального блока.
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Schwalbe

Похоже, что окончательно выбрали двухпусковой вариант, но с ПН РН 110 т.

Новая РН могла сгладить ситуацию с отработкой базовой версии, но, видимо, продавить такой вариант не удалось.
Я с детства не любил овал - я с детства угол рисовал.
В конце концов, повторное использование имеет мало смысла для носителя, который, кажется, никто не хочет использовать в первый раз.

Bell

Господа, я чувствую нас ждет продолжение этой феерической истории:
http://www.novosti-kosmonavtiki.ru/phpBB2/viewtopic.php?t=10109
:)
Аффтар, пеши исчо!  :lol:
Иногда мне кажется что мы черти, которые штурмуют небеса (с) фон Браун
А гвоздички-то были круглые (с) Брестская крепость

Зафод Библброкс

ЦитироватьГоспода, я чувствую нас ждет продолжение этой феерической истории:
Да нет,пока только вопрос...   :)
Хотя...
Какого ч...,в самый драмматический момент лунной гонки выносится на рассмотрение такой явно наспех сбацаный проект?
36 нк-15,простое увеличение в размерах комплекса Л3,и т д.
Для чего готовили запуск Зонда-7,когда программа Л1 вроде была отменена?Может просто пилотируемый запуск 7к-Л1 был привязан к успешному испытанию Н1?Какая программа полёта была у Н1(6Л) для её запуска в сентябре 1969ого?Вопросов много...
Но в данной теме было бы интересно хотя бы узнать,что за зверь ЛКМ-Э ?

Дмитрий В.

Цитировать
ЦитироватьГоспода, я чувствую нас ждет продолжение этой феерической истории:
Да нет,пока только вопрос...   :)
Хотя...
Какого ч...,в самый драмматический момент лунной гонки выносится на рассмотрение такой явно наспех сбацаный проект?
36 нк-15,простое увеличение в размерах комплекса Л3,и т д.
Для чего готовили запуск Зонда-7,когда программа Л1 вроде была отменена?Может просто пилотируемый запуск 7к-Л1 был привязан к успешному испытанию Н1?Какая программа полёта была у Н1(6Л) для её запуска в сентябре 1969ого?Вопросов много...
Но в данной теме было бы интересно хотя бы узнать,что за зверь ЛКМ-Э ?

Вообще-то "эмкой" занимались еще при Королеве (у Ветрова сохранена его записка в директивные органы). Так что проект прорабатывали несколько лет, и отличий от Н-1ё и даже Н-1Ф было много. Начать с того, что на 1-й ступени должны были применяться форсированные до 250 тс двигатели, а вовсе не НК-15 тягой по 154 тс. В одном из вариантов на 1-й ступени должны были использоваться три бака, геометрия которых заимствовалась у бака ЖК Н-1: один под горючее, два под окислитель. Краем уха слышал и о более экзотических компоновках, о которых умолчу ввиду скудной информации.
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

Зафод Библброкс

ЦитироватьВообще-то "эмкой" занимались еще при Королеве (у Ветрова сохранена его записка в директивные органы). Так что проект прорабатывали несколько лет, и отличий от Н-1ё и даже Н-1Ф было много. Начать с того, что на 1-й ступени должны были применяться форсированные до 250 тс двигатели, а вовсе не НК-15 тягой по 154 тс. В одном из вариантов на 1-й ступени должны были использоваться три бака, геометрия которых заимствовалась у бака ЖК Н-1: один под горючее, два под окислитель. Краем уха слышал и о более экзотических компоновках, о которых умолчу ввиду скудной информации.
А можно вопрос,что за путаница с буквами Ф и М?
В чем т с принципиальное отличие Н1Ф и Н1М?

Дмитрий В.

ЦитироватьВ чем т с принципиальное отличие Н1Ф и Н1М?

Эфка - как раз сравнительно умеренная модернизация с сохранением исходной первой ступени Н-1 со слегка форсированными НК-15/33.
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

Зафод Библброкс

ЦитироватьЭфка - как раз сравнительно умеренная модернизация с сохранением исходной первой ступени Н-1 со слегка форсированными НК-15/33.
Т е программу 72г правильно именовать следует Н1Ф-Л3М?
Но тогда почему встречается название Н1М для обозначения ракет начиная с 8Л?Ошибка?

Petrovich

Цитировать... у Вэйда :roll:


может мы те кого коснулся тот (еще) энтузиазм...

Vladimir

Поскольку тема начинается с цитаты из моей книги, позвольте два слова.
Я действительно в конце 70-х держал в руках отдельные тома аванпроекта по Н1М. Правда, все эскизные проекты в то время в «Энергии» носили гриф «совершенно секретно», да и еще и выдавались по списку, поэтому их посмотреть можно было только в первом отделе, точнее в бюро рабочих копий. Естественно, ни о каких записях или фотографировании тогда не могло быть и речи. Приходилось полагаться на память и прочитанное фиксировать в тетради уже дома. Сохранился ли этот аванпроект до настоящего времени – я не знаю.
Этот проект был первой попыткой компенсировать негативные последствия высадки американцев на Луну. Высаживать одного космонавта на Луну после американцев было делом абсолютно проигрышным в политическом плане. Поэтому и возник вариант с Н1М.
На тот момент я ничего не знал о проработках по модернизации Н-1 во времена С.П.Королева, о чем говорится в книге Ветрова. Но я думаю, что никакой связи буквы «М» в аванпроекте с аналогичной буквой в более ранних проработках нет. Скорее это была попытка заретушировать создание новой ракеты под личиной модернизации старой, как это было с бомбардировщиком Ту-22М, который, несмотря на сходство обозначений с Ту-22, был абсолютно новым самолетом. Так и здесь. На принципиально новую разработку денег бы просто не дали, а на модернизацию – вполне. Кроме того, двигатели на первой ступени были нефорсированные, ведь к тому моменту и они еще толком не залетали, где уж тут форсированные.
В конце концов эти проработки завершились вариантом со стыковкой на орбите Луны и посадкой всего корабля в программе Н1-Л3М, эскизный проект по которой был выпущен в 1972 г. Для этой программы был использован почти тот же носитель, но с заменой на первых 3-х ступенях горючего (керосин на циклин), а вместо блоков Г и Д – кислородно-водородный блок Ср.
Практически параллельно вплоть до выпуска ЭП по Н1-Л3М шли проработки по облику лунного корабля. Мне также довелось полистать отчеты по этим проработкам. Могу сказать, что вариантов этих довольно много. Надо сказать, что и ранний вариант лунного корабля для программы Н1 Л3М отличается от принятого для разработки. В частности, в раннем варианте отсек управления был шарообразной формы, а внутри него на полу размещался спускаемый аппарат.
В окончательном варианте отсек управления имел уже вид кокона, а СА подвешивался под потолком его. Такое перемещение СА позволяло упростить схему САС.
Один из томов аванпроекта был посвящен рассмотрению возможности создания сверхтяжелых носителей, получивших предварительное обозначение Н1-0, со стартовой массой 10-11 тыс. т. Описать словами все возможные варианты я не смогу, их надо увидеть.
Еще один из томов был посвящен марсианскому экспедиционному комплексу. Там было рассмотрено два варианта МЭК. Один массой 900 тонн собирался за 6 пусков Н1М и был трехступенчатым, на каждой из ступеней устанавливалось разное количество ЯРД. Во втором варианте за 2 пуска Н1М собирался МЭК на базе ЯЭРДУ.
Впрочем, обо всем этом я написал в упомянутой выше книге.

Petrovich

Из ,,Неизвестные корабли,, И.Афанасьева
http://epizodsspace.no-ip.org/bibl/znan/1991/12-91/obl.html
ЦитироватьПРОЕКТ ЛУННОГО РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА
Н1–Л3М (ЦКБЭМ)


Видя, с какой неохотой руководство отраслью продолжает финансирование не оправдавшего его престижных надежд проекта Н1-Л3, для развития «лунной темы» ОКБ-1 по предложению В.П.Мишина разрабатывает улучшенный вариант лунного ракетно-космического комплекса Н1-ЛЗМ, для чего предполагалось форсировать носитель H1 и создать новый корабль для экспедиции на Луну по двухпусковой схеме. По расчетам проектантов получалось, что при финансировании, не выходящем за рамки обычного финансирования стандартной программы Н1-Л3, к 1978-1980 гг. в СССР появлялась возможность постепенного развития необходимой инфраструктуры для создания лунной базы и проведения лунных экспедиций средней продолжительности (до 3 месяцев).

Одной из самых больших трудностей проекта Н1-Л3 признавалась недостаточная надежность стыковки ЛОКа со взлетевшим с лунной поверхности кораблем ЛК из-за малых возможностей радиоэлектронных систем кораблей, слабого знания условий навигации вблизи Луны и невозможности оказания космонавтам всесторонней поддержки с Земли, как это делается при стыковке кораблей на орбите ИСЗ. Требовались новые решения.

Так как грузоподъемность даже форсированного варианта H1 не позволяла в кратчайший срок реализовать прямую экспедицию на Луну, было решено разработать модифицированный вариант, при котором тормозной блок и лунный корабль запускаются на околоземную орбиту при отдельных пусках H1, а затем индивидуально, с помощью собственных РБ, выводятся на траекторию полета к Луне. При раздельном старте с околоземной орбиты отпадает необходимость создания одного мощного РБ. Стыковка производятся после их выхода на окололунную орбиту. При этом стыковка ЛК и тормозного блока происходит в первый период экспедиции. Т.е. еще до посадки на лунную поверхность. В случае невозможности стыковки лунный корабль с помощью собственной ДУ без особого риска стартует с окололунной орбиты по направлению к Земле. При успешном осуществлении стыковки тормозной блок используется для схода корабля с окололунной орбиты и гашения большей части скорости. Мягкая посадка производится с помощью ДУ и посадочных опор корабля. В дальнейшем схема полета напоминала схему экспедиции, предлагаемой ЦКБМ по проекту УР700-ЛК700.

В программе Н1-Л3М предусматривалось широкое использование задела, разработанного в рамках программы Н1-Л3. Просматривались различные варианты лунного корабля. Так, при одном из них космонавты при старте с Земли находились в СА, укрепленном в верхней части корабля. При выполнении операций в полете и перед прилунением они переходили через надувной рукав-лаз в бытовой отсек корабля, смонтированный под СА. В другом варианте над ДУ корабля был установлен коконообразный обитаемый блок (ОБ), внутри верхней части которого крепился СА. Большая часть служебной аппаратуры корабля находилась в герметизированном цилиндрическом приборном отсеке внутри ОБ. Во время разнообразных операций в полете и на лунной поверхности космонавты выходили из СА и работали во внутренних объемах ОБ, обеспечивающих не только свободный доступ к приборам управления, но и хороший обзор, облегчающий выбор места посадки. При возвращении к Земле перед входом в атмосферу производилось разделение ОБ и выход из него СА.

К 1972 г. выяснилась крайняя незаинтересованность высшего руководства страны в исследовании Луны человеком. После успешного выполнения американской программы «Аполлон» лунная программа потеряла свою престижность. Кроме того, в связи с задержкой и постепенным замораживанием проекта Н1-ЛЗ программа освоения Луны была переориентирована на беспилотные исследования с постепенным уменьшением количества полетов автоматических станций к Луне и последующим сворачиванием к 1976 г. и этой программы.



может мы те кого коснулся тот (еще) энтузиазм...

m-s Gelezniak

ЦитироватьПоскольку тема начинается с цитаты из моей книги, позвольте два слова.
Я действительно в конце 70-х держал в руках отдельные тома аванпроекта по Н1М. Правда, все эскизные проекты в то время в «Энергии» носили гриф «совершенно секретно», да и еще и выдавались по списку, поэтому их посмотреть можно было только в первом отделе, точнее в бюро рабочих копий. Естественно, ни о каких записях или фотографировании тогда не могло быть и речи. Приходилось полагаться на память и прочитанное фиксировать в тетради уже дома. Сохранился ли этот аванпроект до настоящего времени – я не знаю.
Этот проект был первой попыткой компенсировать негативные последствия высадки американцев на Луну. Высаживать одного космонавта на Луну после американцев было делом абсолютно проигрышным в политическом плане. Поэтому и возник вариант с Н1М.
На тот момент я ничего не знал о проработках по модернизации Н-1 во времена С.П.Королева, о чем говорится в книге Ветрова. Но я думаю, что никакой связи буквы «М» в аванпроекте с аналогичной буквой в более ранних проработках нет. Скорее это была попытка заретушировать создание новой ракеты под личиной модернизации старой, как это было с бомбардировщиком Ту-22М, который, несмотря на сходство обозначений с Ту-22, был абсолютно новым самолетом. Так и здесь. На принципиально новую разработку денег бы просто не дали, а на модернизацию – вполне. Кроме того, двигатели на первой ступени были нефорсированные, ведь к тому моменту и они еще толком не залетали, где уж тут форсированные.
В конце концов эти проработки завершились вариантом со стыковкой на орбите Луны и посадкой всего корабля в программе Н1-Л3М, эскизный проект по которой был выпущен в 1972 г. Для этой программы был использован почти тот же носитель, но с заменой на первых 3-х ступенях горючего (керосин на циклин), а вместо блоков Г и Д – кислородно-водородный блок Ср.
Практически параллельно вплоть до выпуска ЭП по Н1-Л3М шли проработки по облику лунного корабля. Мне также довелось полистать отчеты по этим проработкам. Могу сказать, что вариантов этих довольно много. Надо сказать, что и ранний вариант лунного корабля для программы Н1 Л3М отличается от принятого для разработки. В частности, в раннем варианте отсек управления был шарообразной формы, а внутри него на полу размещался спускаемый аппарат.
В окончательном варианте отсек управления имел уже вид кокона, а СА подвешивался под потолком его. Такое перемещение СА позволяло упростить схему САС.
Один из томов аванпроекта был посвящен рассмотрению возможности создания сверхтяжелых носителей, получивших предварительное обозначение Н1-0, со стартовой массой 10-11 тыс. т. Описать словами все возможные варианты я не смогу, их надо увидеть.
Еще один из томов был посвящен марсианскому экспедиционному комплексу. Там было рассмотрено два варианта МЭК. Один массой 900 тонн собирался за 6 пусков Н1М и был трехступенчатым, на каждой из ступеней устанавливалось разное количество ЯРД. Во втором варианте за 2 пуска Н1М собирался МЭК на базе ЯЭРДУ.
Впрочем, обо всем этом я написал в упомянутой выше книге.
Эскизный проект и макетирование... :?
Шли бы Вы все на Марс, что ли...

Зафод Библброкс

ЦитироватьПоскольку тема начинается с цитаты из моей книги, позвольте два слова.
Этот проект был первой попыткой компенсировать негативные последствия высадки американцев на Луну. Высаживать одного космонавта на Луну после американцев было делом абсолютно проигрышным в политическом плане. Поэтому и возник вариант с Н1М..
Тут я вижу  несколько противоречий.
1.Американцы в мае на Луну ещё не слетали.И как пойдут у них дела было ещё неизестно.В то же время шла интенсивная подготовка к запуску Н1 3 июля и следующей ракеты в сентябре.
Принятие новой программы должно было остановить старую в самый напряжённый момент,ибо,если бы запуск 3 июля прошёл успешно,Н1 была бы автоматически рассекречена,как и сам факт существования пилотируемой лунной программы.
И как тогда объяснять миру,что мы проиграли американцам Луну ,потому что высаживать одного космонавта на Луну было бы делом абсолютно проигрышным в политическом плане?
2.Высадка двух космонавтов спустя 5-10 лет после американцев выйгрышным вариантом тоже не назовешь.
3.О проекте сразу забыли после июля 1969г,что подчеркивает его чисто тактическое значение,да и по сути нереальность проекта слишком бросается в глаза.
ЦитироватьНа тот момент я ничего не знал о проработках по модернизации Н-1 во времена С.П.Королева, о чем говорится в книге Ветрова. Но я думаю, что никакой связи буквы «М» в аванпроекте с аналогичной буквой в более ранних проработках нет. Скорее это была попытка заретушировать создание новой ракеты под личиной модернизации старой, как это было с бомбардировщиком Ту-22М, который, несмотря на сходство обозначений с Ту-22, был абсолютно новым самолетом. Так и здесь. На принципиально новую разработку денег бы просто не дали, а на модернизацию – вполне. Кроме того, двигатели на первой ступени были нефорсированные, ведь к тому моменту и они еще толком не залетали, где уж тут форсированные.
4.Вот то-то и оно,проект не имеет никакакой известной связи ни с предыдущими,ни с последующими разрботками.
ЦитироватьВ конце концов эти проработки завершились вариантом со стыковкой на орбите Луны и посадкой всего корабля в программе Н1-Л3М, эскизный проект по которой был выпущен в 1972 г. Для этой программы был использован почти тот же носитель, но с заменой на первых 3-х ступенях горючего (керосин на циклин), а вместо блоков Г и Д – кислородно-водородный блок Ср.
5.А на практике почему-то вовсю продолжали работать по тому самому,проигрышному в политическом плане проекту с высадкой одного космонавта.
ЦитироватьОдин из томов аванпроекта был посвящен рассмотрению возможности создания сверхтяжелых носителей, получивших предварительное обозначение Н1-0, со стартовой массой 10-11 тыс. т. Описать словами все возможные варианты я не смогу, их надо увидеть
.
А кстати,как вообще обстоят дела по секретности материалов по Н1?
Вот вы рассказали в книге о секретных проектах и не понесли за это ответственности,почему?И сохрнился ли у вас доступ к документам по Н1?

Lev

Зафод Библброкс писал(а):
Цитировать1.Американцы в мае на Луну ещё не слетали.И как пойдут у них дела было ещё неизестно.В то же время шла интенсивная подготовка к запуску Н1 3 июля и следующей ракеты в сентябре.
Принятие новой программы должно было остановить старую в самый напряжённый момент,ибо,если бы запуск 3 июля прошёл успешно,Н1 была бы автоматически рассекречена,как и сам факт существования пилотируемой лунной программы.
И как тогда объяснять миру,что мы проиграли американцам Луну ,потому что высаживать одного космонавта на Луну было бы делом абсолютно проигрышным в политическом плане?
п.1 - бессвязный набор слов.
пп. 2,3,4,5 - см. п. 1
ЦитироватьВот вы рассказали в книге о секретных проектах и не понесли за это ответственности,почему?И сохрнился ли у вас доступ к документам по Н1?
ИМХО осеннее обострение... :shock:
Делай что должен и будь что будет

Зафод Библброкс

Цитироватьп.1 - бессвязный набор слов.
пп. 2,3,4,5 - см. п. 1
ИМХО осеннее обострение...
Ну так идите к доктору,не откладывайте.Было бы весьма печально потерять такого умного и содержательного собеседника,как вы.

Petrovich

Цитировать...ибо,если бы запуск 3 июля прошёл успешно,Н1 была бы автоматически рассекречена,как и сам факт существования пилотируемой лунной программы.
С какого перепуга ?
Плохого мнения вы секретности в то время :wink:
ЦитироватьА кстати,как вообще обстоят дела по секретности материалов по Н1?
Уже обсуждалось на Форуме. По нашей системе проще спалить,
чем рассекретить :evil:
Основная часть документации была уничтожена в 90-х годах,
спросите у Дмитрия...
может мы те кого коснулся тот (еще) энтузиазм...

Bell

Ну вобщем как я и ожидал...

Больному явно требуется курс интенсивной терапии в спецпалате на Авиабазе.
Иногда мне кажется что мы черти, которые штурмуют небеса (с) фон Браун
А гвоздички-то были круглые (с) Брестская крепость

Зафод Библброкс

Цитировать
Цитировать...ибо,если бы запуск 3 июля прошёл успешно,Н1 была бы автоматически рассекречена,как и сам факт существования пилотируемой лунной программы.
С какого перепуга ?
Плохого мнения вы секретности в то время :wink:.
А зачем скрывать свои достижения?Тем более такого масштаба?
ЦитироватьThe launch of NI booster no. 5L was set for the night of July 3, 1969. The day before,
there were rumors from unofficial sources in Moscow that something spectacular was immi-
nent, but all these reports predicted a sample return mission on or about July 10.  Given the level of activity at the Baykonur Cosmodrome, it is testament to the power of the Soviet shroud the Baykonur Cosmodrome, it is testament to the power of the Soviet shroud of secrecy that, with
out exception, there was not a single leak to the Western media on any impending launch of a gia
booster from Soviet central Asia. The hubbub at Tyura-Tam was unlike anything seen in recent memory. Ministers, deputy ministers, chief designers, senior military officers, and cosmonauts had
all flown in for the launch--a final gasp for the sinking hopes of the Soviet reach for the Moon
Valeriy P,, Menshikov, then a young lieutenant in the Strategic Missile Forces, who was duty office
at site 112 near the N 1 pads, later provided one of the best personal accounts of that fateful nigh
There were hundreds of vehicles on the roads with soldiers, officers and civilians. They
bore combat banners, documents and various materiel. The dust and heat, the roar of
the automobile engines, the human chaos, the congestion and traffic jams, the hoarse
shouts of the traffic-control personnelI all of this was reminiscent of frames from
movies of the first months of the [Second World] war. The only thing missing were German dive bombers. ''

Challenge to Apollo - The Soviet Union and the Space Race, 1945-1974 (Suddiqi, 2000)
ЦитироватьА кстати,как вообще обстоят дела по секретности материалов по Н1?
ЦитироватьУже обсуждалось на Форуме. По нашей системе проще спалить,
чем рассекретить :evil:
Основная часть документации была уничтожена в 90-х годах,
спросите у Дмитрия...

По нашей системе...
Типа у власти у нас дураки,а мы тут все умные.До 90гг лежало никому не мешало,а тут вовремя дрова не завезли,да?  :lol: