24 октября - 50 лет со дня катастрофы с Р-16 на пл. 41

Автор Вован, 20.10.2010 15:36:18

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Игорь

На кладбище в Харькове.
Лежат живие цветы.

.


АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

Вован

#230
Появилась моя статья к 10-летию создания мемориала на площадке 41 под названием "История создания мемориала на площадке 41" http://sm.evg-rumjantsev.ru/24.10.1960/nedelin_disaster.htm
Байконур надолго - навсегда

Игорь

#231
Хорошая статья, спасибо.

 

Только абзац:
"В условиях, когда сняты все электрические запреты на запуск двигателя второй ступени, находящийся в бункере офицер по так и невыясненным причинам принял решение провести цикл приведения ПТР (программного токораспределителя) второй ступени в исходное положение. Можно только предполагать, что кто-то из заместителей Янгеля дал ему на то разрешение, если он его запрашивал по переговорной связи. Проводить самовольно такую операцию, не согласовав с руководителем испытаний, он не имел права. Тот, кто дал согласие на эту операцию, забыл или даже не знал, что ее надо проверить по логике сх..."
.. не соответствует действительности.

Штуцер

Владимир Николаевич, Евгений, спасибo.
Но в виде обломков различных ракет
Останутся наши следы!

Вован

ЦитироватьИгорь пишет:
Хорошая статья, спасибо.
Только абзац:
"... находящийся в бункере офицер по так и невыясненным причинам принял решение провести цикл приведения ПТР (программного токораспределителя) второй ступени в исходное положение. Можно только предполагать, что кто-то из заместителей Янгеля дал ему на то разрешение, если он его запрашивал по переговорной связи. Проводить самовольно такую операцию, не согласовав с руководителем испытаний, он не имел права...
Я думаю, что руководитель пуска подполковник Матренин сам принял решение, так как делал такую операцию не раз на старте ракеты Р-7. Но ошибся в том, что система управления Р-16 отличалась от Р-7.
Байконур надолго - навсегда

Игорь

ЦитироватьВован пишет:
Я думаю, что руководитель пуска подполковник Матренин сам принял решение, так как делал такую операцию не раз на старте ракеты Р-7. Но ошибся в том, что система управления Р-16 отличалась от Р-7.
А не было еше НИКОГДА такого, чтобы ПТР не стоял в нуле.
Понимаете, эта нештатная ситцация произошла впервые!

Вован

ЦитироватьИгорь пишет:
ЦитироватьВован пишет:
Я думаю, что руководитель пуска подполковник Матренин сам принял решение, так как делал такую операцию не раз на старте ракеты Р-7. Но ошибся в том, что система управления Р-16 отличалась от Р-7.
А не было еше НИКОГДА такого, чтобы ПТР не стоял в нуле.
Понимаете, эта нештатная ситцация произошла впервые!
Возможно
Байконур надолго - навсегда

АниКей

Цитировать126 жертв самой страшной космической катастрофы СССРО том, что произошло в этот трагический день «КП» рассказывал ветеран Ракетно-космической корпорации «Энергия» Владислав Васильевич Борзенко: - Я оказался среди тех немногих...
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

Цитироватьkp.ru  126 жертв самой страшной космической катастрофы СССР
Александр МИЛКУС | Сайт «Комсомольской правды»
 

 
   
Спойлер
57 лет назад, 24 октября 1960 года, на Байконуре на старте взорвалась межконтинентальная ракета
 

 55 лет назад на Байконуре на старте взорвалась межконтинентальная ракета


 Изменить размер текста:
О том, что произошло в этот трагический день «КП» рассказывал ветеран Ракетно-космической корпорации «Энергия» Владислав Васильевич Борзенко:
- Я оказался среди тех немногих, которые находились в то время на стартовой площадке 41 и случайно остались живы. С тех пор я считаю 24 октября моим вторым днем рождения.
Впервые я прилетел на Байконур в сентябре 1960 года. Нас поселили в бараках на 10-й площадке, расположенных тогда между сегодняшним госпиталем и берегом реки Сырдарьи. Ленинск (так тогда назывался город при космодроме — Ред.) только начинал строиться.
На площадке 41 готовилась к первому пуску межконтинентальная ракета Р-16. Мы монтировали и отлаживали оборудование для регистрации теплового и силового воздействия газовых струй двигателей ракеты на стартовый стол и стартовую площадку. Наше основное оборудование размещалось под стартовой площадкой примерно в 40 м от стартового стола. Управление им велось из бункера.
Стартовый стол в центре площадки был установлен на специальных весах, смонтированных в колодце под стартом. Через этот же колодец снизу к ракете по паттерне из бункера подходили кабели, по которым осуществлялось управление подготовкой к пуску и пуск ракеты. Весы измеряли и дополнительно контролировали вес сухой и заправленной ракеты.
Несколько слов нужно сказать о технических характеристиках ракеты. Это двухступенчатая межконтинентальная баллистическая ракета дальностью полета 13 тысяч км. Тяга ракетных двигателей первой ступени – 240 тонн (4 двигателя по 60 тонн тягой каждый). Компоненты топлива: окислитель – концентрированная азотная кислота, горючее – несимметричный диметилгидрозин (гептил). Это высокоэнергетические, самовоспламеняющиеся при соединении друг с другом и крайне ядовитые жидкости. Количество заправленных компонентов – примерно 120 тонн.
 
 
55 лет назад на Байконуре на старте взорвалась межконтинентальная ракета
 
 
Первый пуск ракеты Р-16 был намечен на конец октября 1960 года.
23 октября 1960 года ракета была заправлена топливом и началась проверка ее систем. Уже была объявлена суточная готовность. При проведении дальнейших работ по техплану подготовки ракеты к пуску в системе управления запуском второй ступени были обнаружены неполадки.
Чтобы решить что делать дальше состоялось заседание Государственной комиссии под председательством маршала ракетных войск М.И. Неделина. По техническим условиям ракета в заправленном состоянии могла находиться не более 24 часов. Технических средств для обеспечения слива и приема топлива из ракеты не было. Поэтому было решено проводить работы по устранению неисправности на заправленной ракете.
24 октября я и четверо сотрудников НИИ-4, когда наверху проводились работы с ракетой, проводили заключительные работы по настройке осциллографов. Покидать стартовую площадку мы должны были по объявлении 15-минутной готовности. Примерно в шесть часов вечера я с сотрудником нашей группы Анатолием Красновым вышли наверх к стартовому столу. Холодный ветер нес по бетону сухой песок с мелким колючим снегом. Быстро темнело. На площадке обслуживания трудились военные и гражданские. Кто-то по пояс перегнулся в открытый люк второй ступени, устраняя неисправность. Внизу у ракеты стоял крытый брезентом кунг, в котором при свете ручного фонаря рассматривали развернутый на столе чертеж электросхемы и что-то активно обсуждали. Я обратил внимание на слишком большое количество военных и гражданских, находившихся на стартовой площадке и не входивших в состав боевого расчета. На скамье у края площадки возле автобуса сидели маршал М. И. Неделин и начальник полигона генерал К. В. Герчик.
Около стартового стола я встретил своего однокурсника Бориса Сергеева, работавшего в ОКБ В. П. Глушко. Он рассказал, что недавно женился, что очень доволен работой. Мы вспомнили технологическую практику на заводе в Днепропетровске, где собирался тогда технологический макет ракеты. Ему, как и мне, шел тогда 25-й год. Это оказалась наша последняя встреча. Он погиб на том месте, где мы расстались.
Попрощавшись с ним, я пошел в свою аппарель. Я открыл входную дверь и уже вошел внутрь, когда вдруг услышал мощный рокот ракетных двигателей. Стена огня со стартовой площадки плеснула вниз на наклонный спуск для въезда в аппарели. Через несколько секунд вбежал А. Краснов с опаленным лицом и рыжими следами огня на пальто. Из потолочных окон, через которые в аппарель входили кабельные стволы, повалил удушливый запах азотной кислоты и гептила. Чтобы не задохнуться, мы закрывали окна летными меховыми куртками, осциллографной бумагой и всем другим, что годилось для этого.
Пытаясь выйти, открыли дверь наружу, но выйти было невозможно, перед нами стояла стена огня. Вверху сквозь рев огня слышались глухие разрывы. Перед входом лежали два человека, упавшие с крыши аппарели. Мы втащили их внутрь, пытаясь снять с них горящую одежду и загасить огонь. Наши усилия оказались тщетными. Оба умерли на наших глазах. Я достал из их одежды документы. Один из них был майор Магницкий, фамилию другого не помню. У третьего, которого мы внесли к нам в аппарель чуть позже, лицо представляло кровавое месиво, был переломан нос. Когда он пришел в себя, первым вопросом его было: «Что с главным маршалом?». «Парень сошел с ума», - подумали мы. Спасенным оказался адъютант маршала М. И. Неделина подполковник Салов.
 
 
О маршале М. И. Неделине было объявлено, что он погиб в авиационной катастрофе
 
 
Наконец-то мы смогли выйти наверх. На старте еще что-то горело. Ракеты не было, от высокой температуры ее баки расплавились, обломки конструкции безжизненно догорали. В прибывшие автобусы грузили обожженных живых и обгоревших погибших.
Нас отвезли в гостиницу на площадку 42. Дежурные, обходя номера, ставили в списках крестики напротив фамилий тех, кто уже не вернется или был отправлен в госпиталь на центральную десятую площадку. Работники столовой разносили молоко для прибывших со старта. Кто-то достал припасенную к дому зеленую солдатскую фляжку со спиртом и мы выпили за упокой погибших и здоровье вернувшихся живыми.
На следующий день после аварии мне и моим товарищам снова довелось побывать на стартовой площадке. Ракета почти вся сгорела и расплавилась. Возле стартового стола кое-где лежали лужи застывшего металла, похожие на огромные капли олова, упавшие с большого паяльника. На опоре стартового стола как-то боком висела двигательная установка с четырьмя камерами сгорания. Стрелы установщика и транспортной тележки опустились и лежали как раскинутые руки от стартового стола, горизонтально вдоль стартовой площадки. На почерневшем от огня бетоне стартовой площадки выделялись белые контуры людей, заживо сгоревших в огне. В тонких замерзших лужах на площадке валялись связки ключей, почерневшие медали, монеты. Тяжелые металлические ворота аппарелей были искорежены взрывной волной и, раскрытые, криво висели на мощных петлях. Сильно пахло гептилом и азоткой, впитавшихся в бетон.
Я спешил скорее уехать домой и по молодости, отказался от обследования и лечения в госпитале. Дома временами появлялась нервная дрожь позвоночника и еще долго тошнило от запаха свежей краски, ацетона, бензина.
До отъезда домой я видел кадры об этой трагедии. Их снял оператор, находившийся в расположенном напротив старта специальном укрытии.
На земле самопроизвольно по ошибочной команде запустились двигатели второй ступени. Пламя рвануло вниз на площадку и лавина огня, стелившегося метровым слоем над поверхностью, заливала людей и все, что было вокруг. Горящие люди, как факелы, выбегали из бушующего огня, падали и, кружась от боли в песке, пытались сбить с себя пламя. Некоторые, добежав до колючей проволоки, ограждавшей площадку 41, повисали на ней и замирали.
На площадке развивался мощный пожар. От высокой температуры прогорели и стали разрушаться баки первой ступени. Тонны самовоспламеняющегося топлива образовали адский ревущий огонь, пожирающий все, что было вокруг и саму ракету.
В этой трагедии погибли на месте и умерли позднее в госпитале от ожогов и отравления легких 74 военных и 52 гражданских. Погиб главный конструктор системы управления ракеты Б. И. Коноплев, маршал М. И. Неделин и многие другие известные военные и гражданские специалисты. Чудом остался в живых начальник полигона генерал К.В.Герчик, его взрывной волной выбросило на крышу аппарели. Повезло главному конструктору двигателей В. П. Глушко и генералу А. Г. Мрыкину, отошедшим вдвоем за пределы площадки за несколько минут до аварии. Случайно остался в живых главный конструктор ракеты М. К. Янгель. На следующий день, 25 октября, он собирался отметить свой день рождения. Подойдя к бункеру, он захотел выкурить сигарету, чиркнул спичкой о коробок и вдруг яркая вспышка озарила темноту. Главный конструктор бросился бегом к своей ракете и, когда пламя чуть стихло, обожженными руками помогал тем, кто не мог двигаться сам.
 
 
В этой трагедии погибли на месте и умерли позднее в госпитале от ожогов и отравления легких 74 военных и 52 гражданских
 
 
Число погибших долго скрывали. О маршале М. И. Неделине было объявлено, что он погиб в авиационной катастрофе. А на центральной 10-й площадке, недалеко от госпиталя, шли похороны. Поездами и самолетами в цинковых и деревянных гробах доставляли останки погибших домой на их родину.
Позднее на месте захоронения был установлен обелиск. Вокруг обелиска на мраморных плитах выбиты имена 54 человек, погибших в аварии при подготовке испытательного пуска новой межконтинентальной ракеты Р-16. Всего же количество жертв, захороненных в парке на 10-й площадке г. Ленинска и отправленных в гробах домой, достигло 126.
Каждый год 24 октября на Байконуре в парке у памятного обелиска проходит скорбный и торжественный митинг в память о тех, кто беззаветно выполнял свою работу по обеспечению безопасности своей Родины и отдал ей самое дорогое – свои жизни.
[свернуть]
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

ЦитироватьДЕНЬ ПАМЯТИ
24.10.2017 09:08
 
   24 октября 1960 года на площадке 41 полигона №5 Министерства обороны СССР (сегодня – космодром БАЙКОНУР) произошла крупнейшая катастрофа в истории ракетной техники, унесшая жизни десятков людей.
    
   При подготовке к первому испытательному пуску межконтинентальной баллистической ракеты Р-16 произошел незапланированный запуск двигателя второй ступени, струей газов прожгло баки первой ступени и горящее топливо выплеснулось на расстояние более ста метров. В это время около ракеты находились десятки испытателей. В огне пожара погибли 74 человека, более 50 получили ранения и ожоги. Среди погибших - Главнокомандующий РВСН Главный маршал артиллерии М.И.НЕДЕЛИН, военнослужащие полигона - офицеры и солдаты, специалисты ракетной промышленности.
    
   В этот же день, три года спустя, 24 октября 1963 года в шахтной пусковой установке ракеты Р-9 произошел пожар, в результате которого погибли 8 испытателей. С тех пор 24 октября считается «черным» днем в космонавтике. В этот день принято вспоминать тех, кто отдал свои жизни ради космоса.
    
   Освоение космоса - фантастически сложная задача. Исследователи космоса осознанно идут на риск, некоторые из них отдали за это свои жизни. Мы всегда будем помнить имена этих героев и осознавать всю значимость и опасность их работы.
    
   23 марта 1961 года погиб советский лётчик-истребитель, член первого отряда космонавтов СССР Валентин Васильевич БОНДАРЕНКО. За 19 дней до первого полета человека в космос при наземных испытаниях в барокамере произошел несчастный случай — загорелся тренировочный костюм космонавта. От полученных ожогов он скончался.
    
   27 января 1967 года погибли американские астронавты Вирджил ГРИССОМ, Эдвард УАЙТ, Роджер ЧАФФИ. Во время испытаний «Аполлона-1» произошло возгорание, причиной которого послужило короткое замыкание в электропроводке. Атмосфера на корабле состояла из чистого кислорода, в связи с чем огонь распространился очень быстро и повредил скафандры астронавтов. Весь экипаж погиб.
    
   24 апреля 1967 года при завершении программы полета корабля «Союз-1» погиб лётчик-космонавт №7, дважды Герой Советского Союза (второй раз звание присвоено посмертно), инженер-полковник, командир первого в мире экипажа космического корабля Владимир Михайлович КОМАРОВ. Во время спуска на Землю не вышел основной парашют спускаемого аппарата. На большой скорости аппарат врезался в землю, вследствие чего произошло возгорание остатков конструкции.
    
   30 июня 1971 года погибли советские космонавты Георгий Тимофеевич ДОБРОВОЛЬСКИЙ, Владислав Николаевич ВОЛКОВ, Виктор Иванович ПАЦАЕВ. При завершении экспедиции к первой пилотируемой орбитальной станции «Салют-1» во время спуска корабля «Союз-11» произошла разгерметизация спускаемого аппарата на большой высоте. В то время конструкция корабля не предусматривала полетных скафандров для экипажа.
    
   28 января 1986 года на 73 секунде полёта шаттла «Челленджер» произошел взрыв внешнего топливного бака, что привело к разрушению корпуса челнока. Погиб весь экипаж – астронавты Фрэнсис СКОБИ, Майкл СМИТ, Эллисон ОНИДЗУКА, Джудит РЕЗНИК, Рональд МАКНЕЙР, Грегори ДЖАРВИС и первый астронавт-непрофессионал Криста МАКОЛИФФ, которая выиграла конкурс «Учитель в космосе».
    
   1 февраля 2003 года погибли астронавты Ричард ХАСБАНД, Уильям МАККУЛ, Майкл АНДЕРСОН, Илан РАМОН, Калпана ЧАВЛА, Дэвид БРАУН, Лорел КЛАРК. При возвращении шаттла «Колумбия» после 16-суточного полета, в плотных слоях атмосферы при воздействии атмосферных газов произошло повреждение внутренней структуры крыла, что привело к разрушению космического корабля.
    
   22 августа 2003 года на стартовой площадке космодрома Алкантара (Бразилия) произошла авария ракеты-носителя VLS-1, которая была предназначена для запуска на орбиту двух спутников. Внезапно включился один из четырех двигателей первой ступени ракеты, начался пожар, а впоследствии произошел взрыв топливных баков. Взрыв сровнял с землёй пусковую установку ракеты, превратив конструкцию высотой 10 этажей в груду искорёженного металла. Погиб двадцать один человек.
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

#239
Цитироватьpnp.ru Байконур вспоминает жертв катастроф на космодроме
 В историю Байконура день 24 октября вошел двумя трагическими событиями, случившимися в 1960 и 1963 годах. С той поры 24 октября стал здесь Днем памяти жертв катастроф на космодроме.
У мемориала погибшим ракетчикам в Солдатском парке состоялся траурный митинг с участием руководителей города и космодрома, сотрудников космической отрасли, ветеранов и молодежи. Панихиду по погибшим испытателям отслужили священники храма святого Георгия Победоносца, сообщает во вторник агентство КазТАГ. Цветы возложены к площадкам под номерами 41 и 70, где произошли трагедии.
24 октября 1960 года на испытаниях в результате несанкционированного запуска маршевого двигателя второй ступени ракеты Р-16 произошел взрыв, вызвавший пожар на стартовой позиции 41-й площадки. В огне погибли 57 военных, в том числе главный маршал артиллерии Митрофан Неделин и 17 гражданских специалистов, а 53 человека получили ранения и ожоги разной степени, в том числе конструктор ракетно-космических комплексов академик Михаил Янгель, начальник полигона генерал-майор Константин Герчик.
Ровно через три года в этот же день 24 октября во время летно-конструкторских испытаний ракеты в шахтной пусковой установке на 70-й площадке произошел пожар, в огне и дыму погибли 8 человек.
 «Черный день» в биографии Байконура с той поры стал нерабочим, на объектах космодрома замирает жизнь, в городе проводятся памятные церемонии.
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!