GSAT-5P \\ GSLV-F06 - 25.12.10 13:34 ДМВ - авария

Автор Salo, 29.07.2010 19:44:22

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

ОАЯ

Цитироватьв ходу и такие малоимпульсные разъемы, что отсоединяются, если потянуть за контрольную стропу.

Все равно это фиксатор с тем же принципом: мало усилие на фиксатор – держится, возросло больше, чем по ТУ – разъединение.

В сообщениях вообще мало понятного:  10 разъемов или два? И тогда масса вопросов:  почему во всех разъемах нарушение контакта одновременно?
 Если только несколько контактов в нескольких разъемах, то тогда как повредились провода при целостности конструкции разъемов,  и  тогда разъемы не причем?
 Была запредельная механическая нагрузка или нет на разъемный узел? На все это должна быть телеметрия,  но в сообщениях противоречивые слухи.  Если была сверхнагрузка, то разъемы не причем – они сработали (разрушились) как надо.
Если разъемы установили на опоре, где вибрация опоры  разрушит любое соединение, причем тогда Германия и разъемы? Это вина разработчиков несущей конструкции.
И кто-нибудь скажет конкретно – это не первая авария из-за разъемов (контактов, проводов)?

Старый

А помните как выпал разъём контакта подъёма при первом запуске Джеминая-6?
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

ОАЯ

Нет. Но сразу стал искать об этом. После моего корявого перевода получилось: "Отсутствие контакта в цепи газогенератора из-за песчинки. Обнаружилось при диагностировании за 1 секунду до старта. Если бы не автоматическое отключение после диагностирования, то неисправность привела бы к не отделению ступени."

Если не трудно, поправте!

Конечно, из-за разъемов много проблем. Последняя стыковка  с перепутанными разъемами от разных антенн разных стыковочных узлов пример этому, но я спросил про этот РН.

Старый

У Джеминая-6 при включении двигателей не вышел на режим газогенератор из-за попадания постороннего предмета. В момент аварийного выключения двигателей выдернулся штепсельный разъём что привело к срабатыванию контакта подъёма и соответственно формированию ситуации "отказ двигателя в полёте" со всеми вытекающими. Причём если бы срабатывание было штатным то оно значало АВД в метре над стартовым столом, а штатное оно или нет никто не знал. Командир корабля в прямом смысле своей жопой почувствовал что ракета ещё не оторвалась от стола и не привёл в действие систему катапультирования.
 Потом это преждевременное срабатывание КП послужило той веткой на которую перевели стрелки с вопроса "а что за предмет собственно попал в газогенератор?"
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

ОАЯ

Спасибо! И что удивительно, ни слова лишнего!
"Потом это преждевременное срабатывание КП послужило той веткой, на которую перевели стрелки с вопроса "а что за предмет собственно попал в газогенератор?""
- сказка ложь, да в ней намек. Индийским молодцам урок!

LRV_75

ЦитироватьСпасибо! И что удивительно, ни слова лишнего!
"Потом это преждевременное срабатывание КП послужило той веткой, на которую перевели стрелки с вопроса "а что за предмет собственно попал в газогенератор?""
- сказка ложь, да в ней намек. Индийским молодцам урок!

"а что собственно за продольные нагрузки на растяжение были в районе третьей ступени GSLV, что разъемы вырвало?" :wink:
Главное не наличие проблем, главное способность их решать.
У каждой ошибки есть Имя и Фамилия

Вован

ЦитироватьА помните как выпал разъём контакта подъёма при первом запуске Джеминая-6?

Первый пуск Р-36 был назначен на 28 сентября 1963 г. и был аварийным. Ракета сгорела на стартовом столе. Причиной этого, как оказалось, была неудачная геометрия двускатного стартового стола новой конструкции.
Старт был восстановлен и доработан, на ракете была усилена теплозащита нижнего торца. Следующий пуск — 3 декабря — прошел нормально. Через 10 дней третий пуск — аварийный. Из-за несовершенства конструкции контакта подъема не прошла команда на включение маршевого двигателя. Ракета, простояв на стартовом столе с работающим рулевым двигателем 35 с, взорвалась.
Байконур надолго - навсегда

Старый

ЦитироватьПервый пуск Р-36 был назначен на 28 сентября 1963 г. и был аварийным. Ракета сгорела на стартовом столе. Причиной этого, как оказалось, была неудачная геометрия двускатного стартового стола новой конструкции.
Старт был восстановлен и доработан, на ракете была усилена теплозащита нижнего торца. Следующий пуск — 3 декабря — прошел нормально. Через 10 дней третий пуск — аварийный. Из-за несовершенства конструкции контакта подъема не прошла команда на включение маршевого двигателя. Ракета, простояв на стартовом столе с работающим рулевым двигателем 35 с, взорвалась.
А на какой это было площадке?
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Вован

Цитировать
ЦитироватьПервый пуск Р-36 был назначен на 28 сентября 1963 г. и был аварийным. Ракета сгорела на стартовом столе. Причиной этого, как оказалось, была неудачная геометрия двускатного стартового стола новой конструкции.
Старт был восстановлен и доработан, на ракете была усилена теплозащита нижнего торца. Следующий пуск — 3 декабря — прошел нормально. Через 10 дней третий пуск — аварийный. Из-за несовершенства конструкции контакта подъема не прошла команда на включение маршевого двигателя. Ракета, простояв на стартовом столе с работающим рулевым двигателем 35 с, взорвалась.
А на какой это было площадке?

Левый старт площадки 67

Байконур надолго - навсегда

Штуцер

Цитировать
ЦитироватьА помните как выпал разъём контакта подъёма при первом запуске Джеминая-6?

Первый пуск Р-36 был назначен на 28 сентября 1963 г. и был аварийным. Ракета сгорела на стартовом столе. Причиной этого, как оказалось, была неудачная геометрия двускатного стартового стола новой конструкции.
Старт был восстановлен и доработан, на ракете была усилена теплозащита нижнего торца. Следующий пуск — 3 декабря — прошел нормально. Через 10 дней третий пуск — аварийный. Из-за несовершенства конструкции контакта подъема не прошла команда на включение маршевого двигателя. Ракета, простояв на стартовом столе с работающим рулевым двигателем 35 с, взорвалась.
То же, в литературной форме:
ЦитироватьА причина аварии ракеты оказалась до слёз простой. Креп­ление коробки контакта подъема к кольцу платформы установ­щика выполнялось одним болтом через кронштейн в нижней части коробки.
При запуске рулевых двигателей от вибрации крепление ос­лабло за какие-то доли секунды, и коробка развернулась вокруг болта крепления. Штырек контакта подъема выскочил, как при уходе ракеты с пускового стола, и выдал команды на отстрел кабелей, соединяющих ракету с командным пунктом. И подача на ракету любых команд, в том числе и команды на запуск мар­шевых двигателей, стала невозможной.
А дальше — осталось только ждать, пока от пламени рулеви­ков металл ракеты нагреется до пластичного состояния и раке­та осядет в костер.
http://scilib.narod.ru/Avia/Tura-Tam/TuraTam.htm
Но в виде обломков различных ракет
Останутся наши следы!

SpaceR

Штуцер
Спасибо, интересно и очень поучительно. Вообще заставляет задуматься над причинами отказов из-за несовершенства конструкции.

Цитировать
ЦитироватьСпасибо! И что удивительно, ни слова лишнего!
"Потом это преждевременное срабатывание КП послужило той веткой, на которую перевели стрелки с вопроса "а что за предмет собственно попал в газогенератор?""
- сказка ложь, да в ней намек. Индийским молодцам урок!
"а что собственно за продольные нагрузки на растяжение были в районе третьей ступени GSLV, что разъемы вырвало?" :wink:
А кто ж нам раньше времени скажет...
Счас им, похоже, гораздо важнее утихомирить негодующую общественность какой-нить байкой (со стрелкой за бугор).

Кстати, любопытно - а не попадал ли случайно этот горемычный разъем в зону утечки с РБ криогенных компонентов? По этому поводу версий не обсуждалось?

LRV_75

ЦитироватьКстати, любопытно - а не попадал ли случайно этот горемычный разъем в зону утечки с РБ криогенных компонентов? По этому поводу версий не обсуждалось?
Это Вы по поводу первой отмены пуска?
Главное не наличие проблем, главное способность их решать.
У каждой ошибки есть Имя и Фамилия

Salo

http://www.sify.com/news/rocket-failure-isro-awaits-data-from-russia-news-national-lb2qugdhiab.html
ЦитироватьRocket failure: ISRO awaits data from Russia[/size]
2011-01-28 16:20:00

Chennai, Jan 28 (IANS) The Indian Space Research Organisation (ISRO) is awaiting data analysis from Russia, who supplied the cryogenic engine, to finalise its report on the failure of the GSLV (Geosynchronous Satellite Launch Vehicle) rocket's failure soon after its December launch, according to a senior official.

An 11-member expert committee was set up to study the reasons for the disintegration of the heavy rocket Dec 25, 2010, shortly after lift-off.

'We are expecting some data from the Russians who had supplied the cryogenic engine. The Russians are expected to provide the data by the end of this month,' former ISRO chief G.Madhavan Nair, who heads the committee, told IANS.

'We have scheduled another meeting of the failure analysis committee (FAC) Feb 7 at Thiruvananthapuram where we hope to come to a conclusion as to the cause of the GSLV's loss,' he said.

The 418-tonne GSLV rocket (cost Rs.175 crore) carrying advanced communication satellite GSAT-5P (weight 2,310 kg, cost Rs.150 crore) veered off its flight path and began disintegrating within one minute after lift-off from Sriharikota in Andhra Pradesh.

According to the ISRO, the primary cause for the rocket's failure was the snapping of 10 connectors that carry command signals from the onboard computer to the control electronics of the four strap-on motors in the first stage.

The committee is examining why the connectors snapped. It has met once in Thiruvananthapuram early January.

The German made connectors are fixed on a metal plate. The plate, in turn, is fixed to a shroud or cylindrical cover that comes between the cryogenic engine and the lower stage (engine).

According to Nair, the shroud made of composites is part of the Russian cryogenic engine and it got deformed due to the flight load. The committee is yet to conclude why the shroud was not able to bear the load.


Experts told IANS that the first 15 kilometres of a rocket's flight is a very crucial time as it is subjected to heavy atmospheric loads. It is more so when the rocket is escaping the earth's gravitational pull at 330 metres per second.

The flow of air along the rocket will be turbulent at the transonic speed - when the rocket crosses the speed of sound. At that point the air will attach to the rocket at some places and detach at some spots in a haphazard manner, the experts said, preferring anonymity.

The deformation of the cylindrical shroud is a structural failure and the reasons for that is what FAC is looking into.

Nair said some tests are being conducted in that connection.

ISRO has set up various sub-teams to study and analyse the flight data.

Compared to the other Russian cryogenic engines that powered the earlier GSLV's, the one that was fixed to the ill-fated Dec 25 rocket was 1.3 metres longer to contain higher fuel.


According to a retired ISRO official, the GSLV broke most likely due to the instability caused by the heavy satellite it carried.

Dismissing the contention, another ISRO official said: 'The increase in the satellite GSAT-5P's weight is just 90 kg as compared to the GSLV rocket that carried the GSAT-4, weighing 2,220 kg in April. Such marginal increase in weight will make no difference.'

He also discounted the possibility of the rocket becoming unstable because of the two-tonne increase in its overall weight as compared to the April GSLV rocket that weighed 416 tonnes.

'The rocket would have burned around 100 tonnes of first stage fuel by the time the problem started. So a mere addition of two tonnes to the rocket's weight would not make it unstable,' he added.

R.V. Perumal, a retired ISRO rocket scientist, said: 'When the rocket configuration changes, necessary calibrations will be carried out in its navigational systems, control dynamics and aerodynamics to make the mission successful.'

ISRO officials say the rocket's capability will be improved continuously so as to arrive at optimum level.

The GSLV rocket that blasted off in April 2010, powered by an indigenous cryogenic engine, stood 50 metres tall and had a lift-off weight of 416 tonnes. That mission too failed as there was a problem in the cryogenic stage built by the ISRO.

The standard configuration for GSLV is a height of 49 metres and a weight of 414 tonnes at lift-off whereas the rocket that went up in flames was taller by two metres and heavier by four tonnes.

Queried about the ISRO getting GSLV technology right, Nair said that the space agency has got the technology right for individual systems and the problem seems to arise when the systems are integrated into a single rocket.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

hecata

Приехали. Это какая-то силовая юбка, на которую становится РБ?

Штуцер

Да... Компас из Индии начинает указывать на север. :cry:
Но в виде обломков различных ракет
Останутся наши следы!

Salo

ЦитироватьПриехали. Это какая-то силовая юбка, на которую становится РБ?

"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

http://www.dnaindia.com/india/report_no-major-design-flaw-in-failed-gslv-f06-ex-isro-chief_1503933
ЦитироватьNo major design flaw in failed GSLV-F06: Ex-ISRO chief
[/size]
Published: Sunday, Feb 6, 2011, 14:09 IST
Place: Mumbai | Agency: PTI

There was no major design flaw in the Geostationary Satellite Launch Vehicle (GSLV) of the Indian Space Research Organisation (ISRO) — GSLV-F06 — which crashed seconds after take-off on December 25 last year, said Dr G Madhavan Nair, chairman of the fact-finding committee.

The GSLV analysis committee headed by Nair will be able to draw final conclusion within next few weeks, he told Press Trust of India.

GSLV-F06 (with GSAT-5P Satellite onboard) was normal up to 47.5 seconds from the lift-off. The events leading to the failure started at 47.8 seconds. Soon, the vehicle started developing larger errors in its orientation, leading to the crash, he said.

"We found that there is no major design flaw in GSLV-F06. However, the fact-finding on the failure is continued, and mostly within next few weeks we should be able to draw a conclusion," Nair said in Mumbai yesterday.

The committee has collected a lot of evidence from photographs and telemetry data, and the previous flight data, he said, adding, "the first level report has been submitted already where we have clearly established which type of connectors got de-mated (came apart) in the flight. Now we have to establish how they got de-mated. For that additional tests are required."

Nair also said, without elaborating, that since there was no major design flaw, the failure could be due to severe "environment" conditions.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

anik

Rocket failure: Russian, Indian scientists differ on cause

http://economictimes.indiatimes.com/news/politics/nation/rocket-failure-russian-indian-scientists-differ-on-cause/articleshow/7546540.cms

CHENNAI: The mystery over the mid-air crashing of an Indian rocket in December continues with officials of the Indian space agency and experts from Russia, which supplied the cryogenic engine, differing on the possible cause of the rocket's failure.

The Russians have pointed their fingers at the rocket's bigger heat shield (4 metre) as the proximate cause for high atmospheric load on the rocket that broke it. Refuting that theory, Indian officials cited an earlier GSLV rocket that went up with a heat shield of similar size.

The Indian Space Research Organisation's (ISRO) 418-tonne Geosynchronous Satellite Launch Vehicle (GSLV) rocket (cost Rs.175 crore) carrying advanced communication satellite GSAT-5P (weight 2,310 kg, cost Rs.150 crore) veered off its flight path and began disintegrating within one minute after lift-off from Sriharikota in Andhra Pradesh Dec 25, 2010.

"The Russians have attributed the failure to bigger heat shield. However, we have established why it can't be," former ISRO chief G. Madhavan Nair, who heads the failure analysis committee (FAC), told IANS.

Till date the FAC has met thrice - the first meeting was in January and the subsequent two meetings were held Feb 7 and Feb 14 at Thiruvanathapurm in Kerala.

According to the ISRO, the rocket's failure was due to the snapping of 10 connectors that carry command signals from the onboard computer to the control electronics of the four strap-on motors in the first stage.

The German made connectors are fixed on a metal plate. The plate, in turn, is fixed to a shroud or cylindrical cover that comes between the cryogenic engine and the lower stage (engine).

The shroud made of composites is part of the Russian cryogenic engine and it got deformed due to the flight load which in turn led to the snapping of the connectors.

Experts told IANS that the first 15 kilometres of a rocket's flight is a very crucial time as it is subjected to heavy atmospheric loads. It is more so when the rocket is escaping the earth's gravitational pull at 330 metres per second.

The flow of air along the rocket will be turbulent at the transonic speed - when the rocket crosses the speed of sound. At that point the air will attach to the rocket at some places and detach at some spots in a haphazard manner.

According to Nair, there is no divergence of views between the ISRO and the Russians on the reasons for the connectors demating, that is, the shroud deforming during the rocket's flight.

At the Feb 7 meeting, the Russians after analysing the data and the pictures provided by ISRO, agreed that the connectors snapped due to deformation of the shroud.

However, they said the rocket suffered heavy atmospheric loads due to its bigger heat shield which in turn resulted in the deformation of the shroud.

The Dec 25 GSLV's heat shield measured 4 metre diametre as against 3.4 metre diametre most of the earlier GSLV rockets had.

ISRO officials argue that a rocket with a 4 metre diametre heat shield was flown in April 2010.

Though the April 2010 rocket too went down into the sea as the Indian made cryogenic engine failed to power the rocket, ISRO officials said the failure happened only after the first two stages performed well.

According to them, necessary calibrations have been carried out in the rocket's navigational systems, control dynamics and aerodynamics factoring the bigger heat shield carried by the GSLV rocket.

Nair said ISRO's different teams are carrying out various experiments to arrive at the cause of load on the rocket.

The Russians, on their part, told ISRO that they would revert after studying the data provided to them.

hecata

Т.е. ЦиХ согласился с версией смявшейся юбки. Нде...

pk13

Осталось еще занять позицию по причине, например, "индийский производственный дефект" и все будет железобетонно.