Двигатели ОКБ "Факел"

Автор Salo, 29.06.2010 23:26:49

« предыдущая - следующая »

0 Пользователей и 1 гость просматривают эту тему.

zandr

https://iz.ru/662641/dmitrii-strugovetc-anastasiia-sinitckaia/rossiia-predlozhila-indii-dvigateli-dlia-sputnikov
ЦитатаРоссия предложила Индии двигатели для спутников
Дмитрий Струговец Анастасия Синицкая
Россия может начать импорт в Индию новой высокотехнологичной продукции -- плазменных двигателей для космических аппаратов. Отечественные системы претендуют на победу в конкурсе Спутникового центра Индийской организации космических исследований. Заключение контракта откроет возможность установки российской продукции на серию зарубежных геостационарных аппаратов. О подаче заявки на предконкурсной основе «Известиям» рассказал гендиректор АО «Информационные спутниковые системы» имени Решетнёва» (ИСС) Николай Тестоедов. Эксперты высоко оценивают шансы российской компании: отечественные двигатели считаются лучшими в мире и используются на спутниках лидеров телекоммуникационного сектора -- Echostar, Intelsat, Eutelsat.
Головной компанией по продвижению проекта в Индии назначено АО «Главкосмос» -- предприятие, отвечающее в ракетно-космической отрасли за международную деятельность. В число исполнителей войдут ИСС (занимается созданием спутников) и ФГУП «ОКБ «Факел» (производитель электрореактивных двигателей, также называемых плазменными).
-- В настоящий момент индийская сторона оценивает собранные заявки и в скором времени должна представить конкретный запрос на технико-коммерческое предложение по данной теме, -- рассказали «Известиям» в «Главкосмосе».
В ИСС пояснили, что в случае победы российского предложения эта компания станет интегратором наработок других российских предприятий.
-- Индийская сторона объявила конкурс на создание системы коррекции для национальной спутниковой платформы с электрореактивными двигателями. Мы -- интеграторы, которые должны объединить аппаратуру НПЦ «Полюс», плазменные двигатели ОКБ «Факел» и системы заправки нашей разработки. Помимо этого, за нами сборка такой двигательной установки и ее комплексные испытания, -- рассказал «Известиям» генеральный директор ИСС Николай Тестоедов.
Помимо поставки двигательной установки, отечественные инженеры будут интегрировать ее в индийскую спутниковую платформу и проводить комплексные испытания спутников на территории Индии.
Учитывая, что речь идет о производстве серии спутников связи, контракт будет предполагать серийную поставку и установку российских плазменных двигателей на индийские космические аппараты, пояснил Николай Тестоедов.
По мнению научного руководителя Института космической политики Ивана Моисеева, российская заявка имеет все шансы на победу, поскольку отечественные электрореактивные двигатели считаются лучшими в мире.
-- Россия традиционно очень сильна в производстве электротехники. Опыт большой, двигатели закупаются и используются хорошо и считаются лучшими в мире. Условия тендера могут быть разными, но в том, что касается электрореактивных двигателей, мы раньше всех начали и далеко продвинулись. Поэтому шансы велики.
 Скрытый текст:
Существуют проблемы с Индией, в 1990-х годах предыдущий контракт «Роскосмоса» на поставку двигателей и технологий кислородно-водородной последней ступени ракеты-носителя кончился не очень удачно -- его расторгли. Но вряд ли они будут смотреть так далеко в прошлое, -- рассказал «Известиям» Иван Моисеев.
Электрореактивные двигатели известны и используются в космической технике давно. В таком устройстве газ подается в рабочую камеру, где ионизируется и превращается в плазму. Разогнанная электромагнитным полем до больших скоростей плазма вылетает из сопла двигателя, создавая реактивную тягу.
Такие двигатели отличаются небольшими размерами, требуют малого (по сравнению с жидкостными двигателями) запаса топлива, но при этом имеют высокий импульс (скорость истечения потока частиц) и способны работать длительное время.
Российское ОКБ «Факел» -- мировой лидер в производстве электрореактивных двигателей. Впервые такие изделия отечественного производства были использованы на метеоспутниках серии «Метеор». Сейчас они используются практически на всех телекоммуникационных спутниках серии «Экспресс», работающих на геостационарной орбите. Помимо того, двигатели ОКБ «Факел» активно применяются на зарубежной космической технике. Они стоят на произведенных за рубежом аппаратах таких крупных игроков рынка спутниковой связи, как Echostar, Intelsat, Eutelsat и др.
В ОКБ «Факел» не предоставили оперативного комментария. В Индийской организации космических исследований не ответили на запрос «Известий».

Salo

https://iepc2017.org/program/session-papers-listing
ЦитатаMira Bernikova
    [/li]
  • Associated Paper:
    PARAMETRIC FAMILY OF THE PLAS-TYPE THRUSTERS: DEVELOPMENT STATUS AND FUTURE ACTIVITIES
    Session Paper:
    iepc-2017-39.pdf
  • Associated Paper:
    DEVELOPMENT OF STATIONARY PLASMA THRUSTER SPT-230 WITH DISCHARGE POWER OF 10...15 KW
    Session Paper:
    iepc-2017-548.pdf
Pavel Saevets
    [/li]
  • Associated Paper:
    DEVELOPMENT OF A LONG-LIFE LOW-POWER HALL THRUSTER
    Session Paper:
    iepc-2017-38.pdf
  • Associated Paper:
    INVESTIGATION OF THE THRUST VECTOR ANGLE STABILITY OF THE STATIONARY PLASMA THRUSTERS
    Session Paper:
    iepc-2017-41.pdf
  • Associated Paper:
    HIGH-IMPULSE SPT-100D THRUSTER WITH DISCHARGE POWER OF 1.0...3.0 KW
    Session Paper:
    iepc-2017-40.pdf
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

https://ria.ru/science/20180208/1514221867.html
ЦитатаВ России испытали новые плазменные двигатели для спутников
13:20 08.02.2018

СИНГАПУР, 8 фев -- РИА Новости. Новые плазменные двигатели СПД-140 для спутников прошли летные испытания, сообщил в четверг журналистам глава "ИСС имени Решетнева" Николай Тестоедов на Singapore Airshow 2018.
"Специальные плазменные двигатели довыведения увеличенной мощности (СПД-140), эти двигатели прошли наземные испытания и они уже апробированы буквально месяц или полтора назад. Была получена летная квалификация и этого двигателя тоже, а не просто наземная. Летней испытания были проведены в составе европейского спутника", -- сказал Тестоедов.
Он пояснил, что в последующих проектах, где требуется довыведение больших масс, чем может нести ракета, ИСС Решетнева будет ставить на спутники дополнительные специальные двигатели большей тяги для того, чтобы быстрее довыводить спутник в нужную точку.
"В частности, предполагается использовать двигатели не СПД-100, а СПД-140 с тягой около 56 граммов. В 7-8 раз больше тяга, в 7-8 раз меньше время на довыведение", -- сказал он.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

"Были когда-то и мы рысаками!!!"

zandr

http://engine.space/press/pressnews/3076/
ЦитатаКоординационный Совет по программе НИОКР
29 Октября 2019
В АО «НПО Энергомаш» (входит в Госкорпорацию «Роскосмос») состоялось заседание Координационного Совета по программе НИОКР интегрированной структуры ракетного двигателестроения (КС ИСРД) под председательством генерального директора Игоря Арбузова. В ходе заседания Координационного Совета были рассмотрены итоговые отчеты по научно-исследовательским и опытно-конструкторским работам по заказу Госкорпорации «Роскосмос», а также за счет собственных средств предприятий. В рамках мероприятия выступили представители АО «НПО Энергомаш», АО КБХА, КБХМ им. А.М. Исаева, АО «НИИМаш» и ФГУП ОКБ «Факел».  
 Скрытый текст:
Начальник центра по развитию НТК АО «НПО Энергомаш» Никита Тидеман рассказал о том, что на предприятии был проведен комплекс работ по модернизации трех стендовых систем: системы управления режимами огневых испытаний РД-191 на втором стенде Научно-испытательного комплекса, подсистемы измерения силы тяги двигателя для определения удельного импульса при проведении огневых испытаний, а также системы вибрационных испытаний агрегатов и узлов РД-191.
Он также добавил, что все работы выполнены в полном объеме и полностью соответствуют техническому заданию. Выполненные работы являются частью комплекса мероприятий по совершенствованию технических характеристик и оснащению испытательных стендов предприятий для обеспечения их готовности к выполнению задач, определенных государственным оборонным заказом.

О ходе выполнения ряда опытно-конструкторских работ в своем докладе рассказал начальник отдела управления проектами АО КБХА Андрей Гуртовой. Одной из тем его выступления стало проведение наземной экспериментальной отработки двигателей РН «Союз-2» с применением горючего «нафтил». Он отметил, что завершается наземная экспериментальная отработка двигателей с применением нафтила в качестве горючего. В настоящий момент проводятся работы по переводу космического ракетного комплекса «Союз-2» на космодроме «Восточный» на горючее нафтил.
Генеральный конструктор ФГУП ОКБ «Факел» Евгений Космодемьянский отметил в своем выступлении, что для производства двигателей ФГУП ОКБ «Факел» использует комплектующие собственного производства и российских производителей, а для достижения полной технологической независимости производства большая часть процессов имеет патенты. Предприятие выпускает продукцию высочайшего класса, которая не имеет аналогов в мире: стационарные плазменные двигатели, двигательные блоки к ним и термокаталитические двигатели на гидразине. «На сегодняшний день мы имеем опыт серийного производства электрореактивных двигателей, что открывает новые возможности освоения космического пространства», - добавил генеральный конструктор.  
 Скрытый текст:
В завершение заседания было отмечено, что по выполняемым предприятиями ИСРД в текущий период НИОКР выполнены в срок и достигнутые результаты соответствуют заданным целевым показателям.
Координационный Совет по Программе НИОКР интегрированной структуры ракетного двигателестроения является постоянно действующим высшим коллегиальным, совещательным и руководящим органом, обеспечивающим управление реализацией Программы НИОКР ИСРД. Основными целями и задачами КС являются минимизация рисков и оперативное решение проблемных вопросов по обеспечению реализации Программы. ​
В рамках КС ИСРД рассматривается текущий статус по ключевым показателям и итоговые отчеты с оценкой результативности выполняемых НИОКР предприятий, входящих в интегрированную структуру.

zandr

https://www.iss-reshetnev.ru/media/newspaper/newspaper-2020/newspaper-486.pdf
Цитата...
Когда прямой запуск космического аппарата на геостационарную орбиту невозможен из-за массы аппарата, выходящей за пределы энергетических возможностей средств выведения, без системы довыведения не обойтись.
Технология доставки до геостационара средствами системы коррекции уже применялась при запуске спутников «Экспресс-АМ5» и «Экспресс-АМ6». Новая же система с использованием двигателя СПД-140Д, который разработан ОКБ «Факел» (г. Калининград), обеспечит существенное сокращение срока выведения спутников на геостационарную орбиту. Дело в том, что двигатель СПД-140Д обеспечивает тягу в четыре раза большую, чем его предшественник, СПД-100В. Новую систему планируется использовать при запуске космических аппаратов связи «Экспресс-АМУ3» и «Экспресс-АМУ7».

zandr

https://www.roscosmos.ru/28658/
ЦитатаНовые возможности двигателя СПД-140Д
В Опытном конструкторском бюро «Факел» (входит в Госкорпорацию «Роскосмос») проведено исследование одновременной работы двух стационарных плазменных двигателей СПД-140Д. Исследовался запуск двигателей как с объединенным, так и с независимым электропитанием. Продемонстрирована возможность запуска одного двигателя от другого.
Испытания двигателей проводились на стендовой базе ОКБ «Факел». Двигатели СПД-140Д были установлены в вакуумной камере испытательного стенда в одной плоскости. Для подтверждения включения одного двигателя от другого было выполнено несколько включений с различными положениями катода одного из двигателей.
В ходе испытаний подтверждена возможность функционирования двух СПД-140Д от одного катода, а также возможность работы одного двигателя от катода рядом стоящего двигателя, что расширяет возможности двигательной установки. Катод -- наиболее критическая часть СПД в части обеспечения надежности функционирования двигательной установки.
Сегодня СПД-140 -- самые востребованные двигатели в линейке высокомощных электроракетных двигателей для космических аппаратов как на российском, так и на зарубежном рынке. Применение СПД-140 на околоземной орбите началось с 2018 года. По мнению специалистов предприятия, двигатели типа СПД-140 могут успешно применяться для решения различных задач на космических аппаратах, как в ближнем околоземном пространстве, так и на просторах дальнего космоса.

zandr

09.06.2020 08:24:40 #67 Последнее редактирование: 09.06.2020 08:41:47 от zandr
Цитата: АниКей от 08.06.2020 15:33:57ПЛАЗМЕННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ СПД-140
 PLASMA THRUSTER SPD-140
 

08.02.2018
 
 Новые российские плазменные двигатели СПД-140 для спутников прошли летные испытания, сообщил РИА Новости глава «ИСС имени Решетнева» Николай Тестоедов на Singapore Airshow 2018.
 По его словам, данные силовые агрегаты апробировали около полутора месяцев назад. «Была получена летная квалификация и этого двигателя тоже, а не просто наземная. Летные испытания были проведены в составе европейского спутника», -- сказал Тестоедов.
 В последующих проектах, где требуется довыведение больших масс, чем может нести ракета, «ИСС Решетнева» планирует устанавливать на спутники дополнительные двигатели большей тяги, позволяющие быстрее выводить спутник в нужную позицию.
 «В частности, предполагается использовать двигатели не СПД-100, а СПД-140 с тягой около 56 граммов. В семь-восемь раз больше тяга, в семь-восемь раз меньше время на довыведение», -- заявил Тестоедов.
 Плазменный ракетный двигатель представляет собой разновидность электрического силового агрегата, в котором рабочее тело ускоряется, находясь в состоянии плазмы.
 Лента.ру
SINGAPORE AIRSHOW 2018 - 6-Я МЕЖДУНАРОДНАЯ ВЫСТАВКА АВИАКОСМИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

ПЛАЗМЕННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ СПД-140
 

В настоящее время в ОКБ «Факел» разрабатываются также двигатели средней мощности СПД- 2 140 с удельным импульсом тяги ~1770c, СПД-100Д и СПД -- 140Д, способные работать на режимах с удельным импульсом тяги до 2750 с.
 На основе анализа современного состояния разработок в российских организациях электроракетных двигателей мощностью 4,5...6 кВт показано, что в ближайшие годы могут быть созданы летные образцы двухрежимного стационарного плазменного двигателя СПД-140Д и многофункциональная электроракетная двигательная установка мощностью 10...30 кВт на его основе. Приведены результаты испытаний опытных образцов СПД-140Д и технологического образца источника питания разряда при работе двигателя на двух режимах. Показано состояние разработки основных элементов системы хранения и подачи ксенона.
 В ОКБ «Факел» осуществляются разработки и новых двигателей, в т. ч. двух- режимного двигателя СПД-140Д с номинальной мощностью 4,5 кВт. На базе этого двигателя могут быть созданы электро- ракетные двигательные установки (ЭРДУ) мощностью 10...30 кВт. Такие ЭРДУ могут быть использованы в составе перспективных транспортных модулей, автоматических межпланетных КА и тяжелых многофункциональных спутниковых платформ, таких как «Экспресс-4000» (разработки ОАО «Ин- формационные спутниковые системы им. акад. М.Ф. Решетнева»), которая будет оптимизирована для выведения на геостационарную (ГСО) и высокие эллиптические ор- биты
 Из двигателей мощностью 4,5...6 кВт в на- стоящее время проходят наземную экспери- ментальную отработку в ОКБ «Факел» однорежимный двигатель СПД-140 и двухрежимный двигатель СПД-140Д. Поскольку двигатель СПД-140Д на режиме большой тяги имеет практически такие же параметры, что и двигатель СПД-140, то в дальнейшем рассматривается лишь двигатель СПД-140Д. Этот двигатель разрабатывался в рамках ОКР «Двигатели-ТМ» Федеральной космической программы России.
 Двигатель СПД-140Д имеет традиционную для СПД схему и конструкцию. Он состоит из анодного и одного или двух катодных блоков. ОКБ «Факел» для двигателей СПД-140 и СПД-140Д разработан катод типа КН-15, способный обеспечить работу двигателя СПД-140Д на обоих приведенных выше режимах. Проведены параметрические испытания опытных образцов СПД-140Д, определены характеристики его струи на основных режимах работы, проведены ресурсные испытания двух опытных образцов двигателя СПД-140Д (№ 01 и 02).
 Представляется, что двигатель СПД-140Д может обеспечить проектный ресурс 11 000 ч на режиме работы с большой тягой и не менее 7 000 ч на режиме работы с большим удельным импульсом тяги.

6 Июнь 2017 года ОКБ «Факел» сообщило об успешном запуске двигателей СПД-140DUна аппарате E172B. Напомним, что 2 июня 2017 года с космодрома Куру в 1:40 произошел запуск ракетоносителя Ariane-5 с двумя КА «ViaSat 2» и «Е172B» (на втором установлены 5 СПД-140DU). Двигатели «Факела» используются для подъема и удержания орбиты.

SPT-140
 Тип разработки Квалификационная
 модель
 Мощность 3000/4500 Вт
 Разрядное напряжение 300 В
 Тяга 193 / 290 мН
 Удельный импульс 1680/1770 с
 кпд 50 / 55%
 Достигнутый ресурс >9000 ч
 Масса 8,4 кг
 Размеры 317x270x109 мм

СП Д-140 Д
 Тип разработки Квалификационная
 модель
 Мощность 4500 Вт
 Разрядное напряжение 300 В
 Тяга 290 мН
 Удельный импульс 1770 с
 кпд 55%
 Достигнутый ресурс 4500 ч
 Масса 8,5 кг
 Размеры 305×249х109 мм



Источники: ОКБ «Факел», mai.ru, www.energia.ru и др.
ОПЫТНОЕ КОНСТРУКТОРСКОЕ БЮРО «ФАКЕЛ»

zandr

https://www.roscosmos.ru/28667/
ЦитатаДмитрий Рогозин посетил с рабочим визитом ОКБ «Факел»
Сегодня, 10 июня 2020 года, делегация Госкорпорации «Роскосмос» во главе с генеральным директором Дмитрием Рогозиным посетила с рабочим визитом АО «ОКБ «Факел» (входит в Госкорпорацию «Роскосмос»). В ходе визита делегация осмотрела командно-измерительный пункт Балтийский КИП в городе Неман и одноименную испытательную станцию «Неман» ОКБ «Факел».
Глава Роскосмоса ознакомился с работами, выполненными в рамках инвестиционного проекта по реконструкции и техническому перевооружению данных объектов, а также с результатами модернизации Западного регионального центра дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ), который обеспечивает управление космическими аппаратами социально-экономического назначения и прием информации от спутников ДЗЗ. Также Дмитрий Рогозин осмотрел цех, где производятся комплектующие для спутников по программе OneWeb.
При посещении производственной базы ОКБ «Факел» Дмитрий Рогозин осмотрел механический и инструментальный участки, участок плазменного напыления, термической и вакуумной пайки. На испытательных стендах КВУ120, КВУ165 делегации Госкорпорации «Роскосмос» продемонстрировали электроракетные двигатели СПД-140, СПД-70М, работа которых была показана в искусственно созданных условиях космического вакуума.
В завершении визита на предприятие генеральный директор Госкорпорации «Роскосмос» провел рабочее совещание о результатах работы и перспективах развития ОКБ «Факел».
***
АО «ОКБ «Факел» (входит в Госкорпорацию «Роскосмос») одно из лидирующих предприятий в разработке электрических двигательных систем и термокаталитических двигательных установок на гидразине, обладающее индустриальным опытом серийной и массовой поставки двигателей как в коммерческом, так и государственном сегменте рынка. Доля в мировом производстве двигателей для КА составляет около 10%. Более 70 российских КА (более 60% российской орбитальной группировки) и 30 зарубежных КА с ЭРД разработки и изготовления ОКБ «Факел». На сегодняшний день партнерами являются: АО ИСС им. М.Ф. Решетнева, РКК «Энергия», ГКНПЦ им. М.В. Хруничева, НПО им. Лавочкина, АО «Корпорация ВНИИЭМ», Maxar (Канада), Airbus, TAS (Франция), MELCO (Япония), IAI (Израиль), OHB (Швеция).

Salo

11.08.2020 16:55:36 #69 Последнее редактирование: 11.08.2020 17:01:55 от Salo
https://www.roscosmos.ru/media/pdf/russianspace/rk2020-05-web.pdf
Цитата: undefinedБАЛТИЙСКИЙ САМОРОДОК

КАЛИНИНГРАДСКОЕ ОКБ «ФАКЕЛ» ЯВЛЯЕТСЯ ОДНИМ ИЗ МИРОВЫХ ЛИДЕРОВ В ОБЛАСТИ РАЗРАБОТКИ СТАЦИОНАРНЫХ ПЛАЗМЕННЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ. ОБ ИХ ВОЗМОЖНОСТЯХ И ПЕРСПЕКТИВАХ ПРИМЕНЕНИЯ «РУССКОМУ КОСМОСУ» РАССКАЗАЛ ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР ПРЕДПРИЯТИЯ МИХАИЛ КОРКУНОВ.

- Михаил Викторович, как развивается тематика стационарных плазменных двигателей на вашем предприятии? Какие проекты рассматриваются?

- ОКБ «Факел» - современное высокотехнологичное предприятие, где осуществляется полный цикл производства и отработки изделий - от конструкторской задумки до готового образца. Производственный и испытательный комплексы ОКБ укомплектованы технологическим и уникальным стендовым оборудованием для всех видов работ по созданию и серийному изготовлению стационарных плазменных двигателей (СПД), термокаталитических двигателей (ТКД) и двигательных установок на их основе. Летная эксплуатация первых таких двигателей, созданных на предприятии, началась еще в 1980-х годах. ОКБ «Факел» постоянно развивается.
С 2018 г. исследуются возможности создания и летной отработки СПД сверхмалой мощности для космических аппаратов нано-класса формата Cubesat. Представлены два новых типа двигателя: маломощный СПД-50М для малых и средних спутников и высокомощный двигатель СПД-230 для выполнения маршевых задач с целью освоения дальнего космоса.
Стоит отметить, что ОКБ «Факел» также поставляет системы ориентации и коррекции орбиты на базе ТКД. Рассматриваются возможности создания электроракетных двигателей альтернативных конструктивных схем. ТКД поддерживают и мировой тренд - уход от традиционных токсичных компонентов к так называемым экологичным («зеленым») видам топлива.

- Один из наиболее популярных двигателей вашей разработки - СПД-140Д. Какая у него
сфера применения?

- СПД-140Д относится к двигателям высокой мощности (до 5 кВт) и используется не только
для удержания (предохранения от дрейфа) космического аппарата в рабочей точке, но и для перевода его с промежуточной эллиптической на рабочую геостационарную орбиту. Из-за малой
тяги время такого перевода составляет от двух до шести месяцев при одновременной работе двухтрех СПД-140Д.

- На каких космических аппаратах в настоящее время установлены СПД-140? В чем их преимущества перед отечественными и/или зарубежными аналогами?

- Летная история двигателя СПД-140Д началась в 2017 г. на первом европейском «электросате» - полностью электрическом телекоммуникационном спутнике E172B компании Eutelsat (запущен 1 июня 2017 г. ракетой-носителем Ariane 5 ECA в паре с аппаратом ViaSat-2). По сообщениям прессы, Eutelsat 172B с двигателями ОКБ «Факел» побил рекорд по самому быстрому довыведению на геостационар.
В настоящее время на борту девяти космических аппаратов зарубежных компаний Maxar (SSL), ADS, TAS установлены и используются 39 СПД-140Д. По параметрам, характеристикам и надежности они не уступают известным отечественным и зарубежным аналогам. К таковым, например, относится холловский двигатель XR-5 (BPT-4000) разработки американской компании Aerojet, с 2010 г. используемый на серии спутников защищенной связи AEHF (Advanced Extremely High Frequency).

- Возможно ли более широкое применение СПД-140: не только для коррекций траектории и удержания спутника в точке стояния, нои, например, для выполнения функций маршевых двигателей?

- В настоящее время СПД-140Д уже используется не только для коррекций траектории и
удержания спутника в точке стояния, но и для задач довыведения космического аппарата с опорной орбиты на рабочую.

- Каковы перспективы разработки электроракетных двигателей данного типа? В какую сторону идут работы - увеличения тяги, эффективности, срока службы или улучшения каких-либо других параметров запуска?

- Постоянное расширение областей применения СПД в системах ориентации и стабилизации спутников, в транспортных задачах и осуществлении маневров космических аппаратов приводит к необходимости повышения тяговых, удельных и ресурсных характеристик двигателей. Причем это происходит в сочетании с уменьшением их массы и габаритов при оптимизации производственного цикла изготовления, в том числе большими партиями в ограниченные сроки. В связи с этим ОКБ «Факел» активно модернизирует существующие двигатели и создает новые.
Последние десять лет зарубежные компании активно разрабатывают многоспутниковые космические группировки для оказания услуг в области дистанционного зондирования Земли, связи, обеспечения широкополосного доступа в Интернет из любой точки поверхности земного шара. Появилось несколько новых проектов развертывания «созвездий» из множества малых космических аппаратов, таких как OneWeb и StarLink. Спутники в таких группировках, как правило, имеют массу более 100 кг и выводятся на низкую околоземную орбиту (высотой до 1000...1300 км). О проектах создания систем с большими орбитальными группировками заявляет ряд крупных разработчиков космических систем и технологий. В России есть предпосылки к формированию национальной программы «Сфера».
Одно из направлений работ ОКБ «Факел» - создание эффективных СПД малой и сверхмалой мощности, в том числе для космических аппаратов нанокласса, на которых можно экспериментально и экономично отработать необходимые технологии в условиях космического пространства. Кроме того, такие аппараты, изготавливаемые за короткий период времени (один-два года) при сравнительно небольшом финансировании, часто используются для обучения и подготовки молодых специалистов отрасли. Круг задач, выполняемых наноспутниками, в ближайшее время может быть расширен.
Широкое развитие получила идея электроракетного буксира для перевода тяжелых спутников на геостационарную орбиту, а также для запуска автоматических исследовательских станций к планетам. Возможно, в будущем она послужит и для осуществления пилотируемых миссий. Однако для обеспечения требуемого приращения скорости аппарата из-за сравнительно малой тяги электроракетных двигателей необходима установка их связки (кластера) на космическом аппарате и большой запас бортовой электроэнергии.
Подобные буксиры проектируются из расчета использования источников энергии мощностью более 50 кВт. Для них потребуется и мощная двигательная установка, обладающая высокой эффективностью и надежностью. ОКБ «Факел» работает над созданием плазменного двигателя повышенной мощности типа СПД-230, способного функционировать в диапазоне мощности от 10 кВт до 25 кВт. Рассматриваются возможности создания и электроракетных двигателей мощностью 100 кВт альтернативных конструктивных схем.
С увеличением срока активного существования современных космических аппаратов, необходимостью решения транспортных задач дальнего космоса, созданием многоспутниковых группировок большое значение приобретают экономические аспекты, такие как стоимость эксплуатации. Актуальным становится поиск альтернативных рабочих тел, которые были бы дешевле сравнительно редкого и дорогого ксенона, используемого сейчас. В связи с этим ОКБ «Факел» изучает возможность перевода двигателей различных типоразмеров с ксенона на криптон; в частности, новый СПД-70M способен работать в широком диапазоне мощностей - от 200 Вт до 1200 Вт - как на криптоне, так и на ксеноне.

Беседовал Игорь АФАНАСЬЕВ

ДОСЬЕ
ОКБ «Факел», основанное в 1955 г., - ведущее предприятие по разработке и изготовлению различных электроракетных двигателей и двигательных установок малой тяги, в том числе стационарных плазменных двигателей. Занимает лидирующие позиции по проектированию и созданию термокаталитических двигателей и двигательных установок, а также плазменных источников наземного и космического применения.
Доля двигателей производства «Факела» на мировом рынке космических технологий составляет более 10 %, а в России ими оснащены более половины спутников. К настоящему времени на орбиту запущено 397 космических аппаратов с продукцией ОКБ «Факел».
Предприятие тесно сотрудничает с ИСС имени академика М.Ф. Решетнёва, РКК «Энергия» имени С.П. Королёва, ГКНПЦ имени М.В. Хруничева и Корпорацией ВНИИЭМ, а также с иностранными компаниями: MAXAR (США), Airbus (Франция), Thales Alenia Space (Франция), MELCO (Япония), Israel Aerospace Industries (Израиль), RUAG Space (Швейцария), OHB Sweden (Швеция).
В 2019 г. ОКБ «Факел» стало победителем конкурса на национальную премию «Золотой Меркурий» в номинации «Лучшее предприятие - экспортер в сфере международного инновационного сотрудничества».

РЕЗЕРВНЫЙ ЗАПУСК
В ОКБ «Факел» прошли исследования одновременной работы двух стационарных плазменных двигателей СПД-140Д, установленных в вакуумной камере стенда в одной плоскости. Изучался их запуск как с объединенным, так и с независимым электропитанием, а также была продемонстрирована возможность запуска одного двигателя от другого, для чего выполнено несколько включений с различными положениями катода одного из двигателей. Катод - критически важная часть, от которой во многом зависит надежность функционирования двигателя. Испытания позволили определить новые возможности повышения надежности двигательной установки на основе СПД-140Д.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

zandr

https://www.iss-reshetnev.ru/media/newspaper/newspaper-2020/newspaper-501.pdf
ЦитатаОснова движения
ОКБ «Факел», создающее двигатели для сибирских спутни­ков, отмечает 65-летие
Двигательная подсистема - одна из ключевых в составе космического аппарата. От неё зависит коррек­ция положения спутника на орбите, чтобы радиосигналы с него поступали чётко на обозначенную территорию. Она же даёт возможность при необходимости пере­вести аппарат в новую орбитальную по­зицию. А ещё с её помощью реализуется технология довыведения спутников, кото­рая даёт возможность преодолеть границу возможностей ракет-носителей при запуске тяжёлых аппаратов.
Около сорока лет спутники, соз­данные нашим предприятием, оснаща­ются двигателями разработки и произ­водства калининградского Опытного конструкторского бюро «Факел». Оно было создано Распоряжением Сове­та министров СССР от 19 августа 1955 года как Двигательная лаборатория Академии наук. Все эти годы предпри­ятие осуществляет разработку, изго­товление и наземную экспериментальную отработку двигательных установок.
Электроракетные двигатели и тер­мокаталитические двигательные уста­новки производства «Факел» с успехом используются как на отечественной, так и на зарубежной космической технике.
Термокаталитические двигатели К-10 с 1982 года эксплуатировались в составе решетнёвских навигационных аппаратов «Глонасс», ретрансляционных «Луч», связных «Экспресс». Позже другая серия этих двигателей - К-50 использо­валась в составе спутников SESAT и «Экс­пресс-АМ».
Термокаталитические двигатели корректируют крутящий момент космического аппарата, то есть позволяют ориен­тировать спутник вокруг своей оси. Они работают на жидком топливе гидразине и обеспечивают небольшую тягу.
Также с 1980-х годов космические аппараты «ИСС» оснащаются стационар­ными плазменными двигателями (СПД). Они работают на инертном газе ксеноне и по сравнению с термокаталитическими имеют большую эффективность и экологичность. В СПД электрическая энергия используется для ионизации инертного газа и придания полученной плазме вы­сокой скорости истечения. Этот импульс «толкает» аппарат вперёд. Электроракет­ные двигатели используются и в подсисте­ме коррекции, и для перевода спутника из одной орбитальной позиции в другую, что необходимо как для его установки после лётных испытаний в рабочую точку, так и для смены территории обслуживания.
Стационарные плазменные двига­тели были установлены на сибирские спутники-ретрансляторы «Поток», «Луч», телекоммуникационные спутники «Галс», «Экспресс» и другие геостационарные космические аппараты, в том числе в рам­ках международных проектов.
В зависимости от поколений техни­ки применялись двигатели М-50, М-60, М-70. Последний из них позволил решить очень энергоёмкую задачу коррекции наклонения, что дало возможность увеличить срок службы спутников с трёх до пяти и более лет. В 1994 году на «Галсе» был внедрён СПД-100, который и сейчас чаще всего используется в составе подсистемы коррекции спутников. Именно двигатели СПД-100В обеспечили довыведение на целевую орбиту аппаратов «Экс­пресс-АМ5» и «Экспресс-АМ6», чьи массовые характеристики «не вписались» в возможности средств выведения из-за высо­кой оснащённости полезной нагрузкой.
В настоящее время на создаваемых в компании «ИСС» спутниках «Экспресс-АМУ3» и «Экспресс-АМУ7» внедряется но­вая модель стационарного плазменного двигателя - СПД-140Д. Эта модель име­ет более чем втрое повышенную тягу - 29 грамм-силы вместо 8.
Совершенствование системы кор­рекции за счёт внедрения более мощных двигателей ОКБ «Факел» открывает перед Решетнёвской фирмой перспективу не только сокращения сроков довыведения спутников в точки стояния, но и дальней­шего увеличения оснащённости, а значит, и эффективности создаваемых космических аппаратов.

zandr

https://www.iss-reshetnev.ru/media/newspaper/newspaper-2020/newspaper-504.pdf
ЦитатаСердце титана
 Скрытый текст:
Компания «ИСС» установила на связные спутники двигатели нового поколения.
Первыми аппаратами компании «ИСС», на которых двигатель СПД-140Д полетит в космос, станут телекоммуникационные спутники «Экспресс-АМУ3» и «Экспресс-АМУ7», планируемые к запуску одной ракетой-носителем. Сегодня решетнёвцы проводят апробацию нового двигателя, проверяют его совместимость с бор­товыми системами спутников и двигателями предыдущего поколения СПД-100 в ходе огневых стыковочных испытаний.
Благодаря использованию связки двигателей СПД-100 и СПД-140 специалисты «ИСС» смогли в полтора раза повысить пропускную способность полезной нагрузки космических аппара­тов «Экспресс-АМУ3» и «Экс­пресс-АМУ7» по сравнению со спутниками предыдущего поколения «Экспресс-АТ1» и «Экспресс-АТ2», также созданными на базе платформы среднего класса.
Жизненный цикл спутника - это не спринтерская, а марафонская дистанция, связанная с рисками на всех этапах. В последние годы всё бо­лее сложным и энергетически затратным становится путь космического аппарата в рабочую точку после отделения от ра­кеты-носителя и разгонного блока. О том, как решение задачи довыведения связа­но с применением плазменных двигате­лей нового поколения, и о перспективах развития данного направления расска­зал ведущий инженер-конструктор отде­ла общего проектирования космических аппаратов и систем Пётр Шаклеин.

- Пётр Алексеевич, когда и почему возникла необходимость применения двигателей системы коррекции в новом качестве?
- В 2000-е годы мы стали созда­вать спутники на базе негерметичных платформ, расширяя спектр их целевых задач. Новые конструкторские решения были направлены, прежде всего, на уве­личение массоэнергетических ресурсов, выделяемых для бортовой полезной на­грузки, что ведёт к росту масс, габаритов и энергетического ресурса наших кос­мических аппаратов.
В какой-то момент на пути к даль­нейшему развитию возникло препят­ствие: массы создаваемых в «ИСС» спут­ников превысили возможности средств выведения. Проблему удалось решить при содействии специалистов Научно-исследовательского института прикладной механики и электродинамики (НИИПМЭ МАИ), возглавляемого акаде­миком РАН Гарри Алексеевичем Попо­вым.
Именно они предложили схему до­выведения спутника на геостационар­ную орбиту с помощью электрореактив­ной двигательной установки, выполнили большой объём баллистических расчё­тов для выбора оп­тимальных траекто­рий довыведения, создали для нас программный инструмент расчётов баллистики довыве­дения. Наша задача состояла главным образом в том, что­бы получить двига­тель с длительным ресурсом работы и обеспечить соот­ветствующий запас рабочего тела.

- Что показал первый опыт при­менения системы довыведения?
- Впервые система довыведения была применена при запуске косми­ческого аппарата «Экспресс-АМ5» - на сегодняшний день это самый тяжёлый и мощный спутник в составе российской орбитальной груп­пировки.
С проектными решениями мы ка­тегорически не вписывались в огра­ничения по массе, установленные разработчиками средств выведения. И приступили к отработке предложений Московского авиационного института. Применили плазменные двигатели (пре­дыдущего поколения) СПД-100 произ­водства ОКБ «Факел». В итоге косми­ческий аппарат «Экспресс-АМ5» достиг рабочих позиций за три месяца.
А в 2014 году схема успешно сработала при запуске аппарата «Экс­пресс-АМ6», обеспечив не только его до­выведение на орбиту, но и исправление грубой ошибки средств выведения.
С тех пор, после демонстрации наших возможностей, «аппетиты» за­казчиков по увеличению пропускной способности растут ещё быстрее, что влечёт дальнейший рост масс космических аппаратов и длительностей их до­выведения на геостационарную орбиту. Поэтому перед нами остро стоит задача сокращения срока довыведения косми­ческих аппаратов на геостационарную орбиту.

- Какой срок довыведения сейчас считается оптимальным?
- Предельный допустимый срок довыведения (согласно условиям контрактов нашего предприятия с различны­ми заказчиками) на сегодняшний день составляет 180 суток. Это, в частности, стало одним из важных условий заключения договора с ГП «Космическая связь» на создание спутников «Экс­пресс-АМУ3» и «Экспресс-АМУ7».
По предложению генерального директора нашего предприятия мы рас­смотрели возможность установки дви­гателей нового поколения СПД-140 на телекоммуникационные космические аппараты. Увязали вопросы, связанные с повышенным энергоресурсом и допол­нительной нагрузкой на систему электропитания. В итоге, в составе систем кор­рекции космических аппаратов «Экс­пресс-АМУ3» и «Экспресс-АМУ7» бу­дут применены в связке два двигателя СПД-100 и один двигатель СПД-140.

- Длительность довыведения 180 суток считается оптимальной, но путь «Экспресса-АМ5» на целевую орбиту за­нял вдвое меньше времени?
- Стартовая масса космического ап­парата «Экспресс-АМ5» всего на 100 кг превысила возможности ракеты-носите­ля «Протон-М». А на перспективу перед нами стоит задача допуска стартовой массы полезного груза, превышающей возможности средств выведения на 1000 кг и более.
Благодаря использованию дви­гателей СПД-140 мы получили такую возможность. Новый двигатель по сво­ей размерности и энергопотреблению хорошо вписывается в концепцию соз­дания космических аппаратов на базе платформ тяжёлого класса разработки нашего предприятия.

- Какой путь пришлось пройти, прежде чем были созданы двигатели но­вого поколения?
- Чтобы сократить срок довыведе­ния, необходимо в той же пропорции увеличить уровень тяги двигателя. Эта проблема была осознана, начали соот­ветствующие поиски, и через некоторое время специалисты лаборатории проек­тирования и испытаний систем коррек­ции космических аппаратов совместно с ОКБ «Факел» предложили новый дви­гатель СПД-140, тяга которого составила уже не 8 граммов, а 29 граммов. Попутно также повышен удельный импульс.
Внедрение новых технических ре­шений, воплощённых в новом мощном двигателе и новой схеме довыведения, позволило предприятию существенно продвинуться в части конкурентоспособ­ности и эффективности наших спутников.

- Позволяет ли схема ускоренного довыведения более разумно использо­вать ресурс космического аппарата?
- Во время движения в заданную рабочую точку спутник находится в не­благоприятной космической среде, осо­бенно в области низкой геопереходной орбиты. Чем быстрее спутник уйдёт из зоны повышенной радиации, тем лучше для его бортовой аппаратуры, меньше будет затрачено усилий на радиацион­ную защиту. И второй момент - не нужно забывать о том, что время, затраченное на довыведение спутника, заимствуется из ресурса работы бортовой аппаратуры.
Найденное компромиссное реше­ние, когда время доставки на геоста­ционарную орбиту не превышает 180 суток, позволяет обеспечить 15-летний срок активного существования спутника и при наличии имеющейся элементной базы. Благодаря этому остаётся некий выигрыш по времени, который исполь­зуется для создания элементной базы с улучшенными ресурсными характеристиками.
Кроме того, следует всегда помнить, что длительность довыведения - чув­ствительный аспект для заказчика. Чем раньше спутник достигнет целевой орби­ты, тем раньше он начнёт использовать­ся по назначению и приносить доход. И если мы предложим заказчику спутник с меньшим сроком довыведения, то по­лучим серьёзное конкурентное преиму­щество.

- Какие задачи сегодня стоят перед предприятием в части дальнейшего раз­вития данного направления?
- СПД-140 не единственное сред­ство движения вперёд и достижения нового качества наших космических ап­паратов. Лабораторией проектирования и испытаний систем коррекции предло­жен не только СПД-140 с большой тя­гой, но и двигатель КМ-75 с удельным импульсом почти в два раза больше ана­логичного показателя СПД-100. Так что сегодня мы имеем возможность выбора двигателей по тяге, удельному импульсу и энергопотреблению. И для наиболее оптимального их применения лаборато­рия предлагает и разрабатывает системы преобразования и управления, блоки по­дачи и блоки хранения ксенона - сопут­ствующие элементы системы коррекции.

zandr

http://engine.space/press/pressnews/3347/
ЦитатаОКБ Факел включен в интегрированную структуру ракетного двигателестроения
  25 Ноября 2020
В середине ноября состоялась передача в доверительное управление АО «НПО Энергомаш», 100% акций АО «ОКБ «Факел» (ранее ФГУП «ОКБ «Факел»), принадлежащих Госкорпорации «Роскосмос». После совершения сделки АО «НПО Энергомаш» получило право формировать совет директоров предприятия, ревизионную комиссию, а также принимать иные решения, относящиеся в компетенции совета директоров АО «ОКБ «Факел».
 Скрытый текст:
Переход АО «ОКБ «Факел» в интегрированную структуру ракетного двигателестроения проходил в два этапа. На первом этапе, в конце апреля 2020 года, ФГУП «ОКБ «Факел» было преобразовано в акционерное общество. После того, как акции АО «ОКБ «Факел» были переданы Госкорпорации «Роскосмос» в качестве имущественного взноса Российской Федерации, стартовал процесс их передачи в доверительное управление АО «НПО Энергомаш».
Передача акций осуществлялась в целях реализации программы стратегических преобразований предприятий ракетного двигателестроения и исполнения решений Наблюдательного Совета и Правления Госкорпорации «Роскосмос». На основании данных решений создается интегрированная структура, основной целью которой является объединение ведущих двигателестроительных предприятий России. В её состав войдут шесть предприятий с головной организацией АО «НПО Энергомаш».
Сегодня в интегрированную структуру входят: АО КБХА (ВЦРД), ПАО «Протон-ПМ», АО «НИИМаш», АО «Турбонасос», АО «ОКБ «Факел».