Где взять жидкий водород для ракет?

Автор Прасковья Иванова, 13.04.2010 10:54:27

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

АниКей

Цитироватьkommersant.ru

Водородные замки
Татьяна Дятел
Минэнерго ждет масштабного и дорогого перехода к экспорту водорода

Экспорт водорода из РФ может достигнуть 2,3 млн тонн в год к 2030 году и 9,4 млн тонн к 2050 году, ожидает Минэнерго в своем проекте комплексной программы развития водородной энергетики. Но без мер поддержки со стороны государства проекты будут убыточными. Для вывода проектов на окупаемость министерство предлагает за счет бюджета компенсировать производителям временные потери при продаже водорода на экспорт, субсидировать капитальные и операционные затраты таких проектов и дать им дополнительные налоговые льготы.
Минэнерго предлагает ввести механизм компенсирующего контракта и расширить перечень мер поддержки для создания водородного сектора в РФ. Предложения содержатся в последней версии проекта комплексной программы развития водородной энергетики в РФ до 2030 года с перспективой до 2050 года (есть у «Ъ»).
17 февраля сокращенная версия проекта обсуждалась на межведомственной рабочей группе, где она была поддержана с несущественными замечаниями. Документ пока не внесен в правительство. В Минэнерго сообщили «Ъ», что поручение о его разработке выполняется в соответствии с обозначенными сроками.
Развитие водородной энергетики считается одним из основных инструментов снижения выбросов CO2 в атмосферу. Минэнерго в проекте документа описывает сценарии развития производства и экспорта «голубого» водорода, который производится методом парового риформинга метана с утилизацией CO2, и «зеленого», который производится из воды методом электролиза при помощи ВИЭ.
Ведомство строит прогноз развития водородного кластера на основе трех сценариев. Первый — «развитие экспорта водорода», по которому РФ будет поставлять за рубеж 2,3 млн тонн водорода в год к 2030 году и 9,4 млн тонн к 2050 году. Второй — «развитие экспорта и внутреннего рынка» предполагает те же объемы экспорта, при этом внутреннее потребление водорода в металлургии составит 160 тыс. тонн в 2030 году и 4,4 млн тонн к 2050 году (металлургия и удобрения). Те же параметры по экспорту предусмотрены и в последнем сценарии «развитие экспорта и интенсивное развитие внутреннего рынка». Но к 2050 году внутреннее потребление водорода составит 10 млн тонн (6,6 млн тонн для металлургии и 3,4 млн тонн в производстве удобрений). Для создания экспортных кластеров потребуется $33,4 млрд совокупных инвестиций к 2030 году.
Минэнерго предлагает сформировать пять кластеров — Ямал, Восточная Сибирь, Якутия, Сахалин, Северо-Запад. При этом без мер поддержки положительная экспортная маржа формируется только в кластерах Сахалин, Ямал и Якутия, остальные проекты будут убыточными.
Для вывода проектов в положительную зону Минэнерго предлагает ввести механизм компенсирующих контрактов — то есть возмещения затрат производителям водорода с тем, чтобы внутренняя норма доходности (IRR) экспорта была не ниже 15%. Ориентировочно предлагается компенсировать $1 за 1 кг для «голубого» водорода и $3,5 за 1 кг для «зеленого» водорода. Минэнерго предлагает субсидировать стоимость инфраструктуры (CAPEX терминалов, судов и танк-контейнеров), на что может потребоваться до $3,7 млрд, часть операционных затрат, ставку по кредитам, а также давать налоговые льготы.
В материалах ведомства отмечается, что анализ велся путем моделирования типовых проектов. По мнению опрошенных «Ъ» участников рынка, заинтересованных в производстве водорода, расчеты ведомства далеки от реальной ситуации. «Возможно, Минэнерго нужно было обратиться в компании и спросить об экономике проектов, прежде чем говорить о необходимости их субсидирования»,— считает один из собеседников «Ъ».
Спрос на российский водород в мире Минэнерго оценило в 9,5 млн тонн к 2030 году (учитывая логистику, спрос, ограничения по сертификации водорода), основные рынки сбыта — Китай, Япония, Южная Корея, Германия.
По мысли министерства, экспорт водорода должен отчасти заменить в структуре экономики и доходах бюджета экспорт нефти, который будет сокращаться из-за декарбонизации.
Так, ссылаясь по сценарии Международного энергетического агентства, Минэнерго опасается сокращения экспорта нефти: в сценарии устойчивого развития он снизится с 5,4 млн баррелей в сутки до 3 млн баррелей в сутки к 2050 году, а в сценарии достижения углеродной нейтральности к 2050 году — до 1 млн баррелей в сутки.
Доля участия ВИЭ-генерации в структуре генерации РФ может вырасти до 12–23% в зависимости от сценария к 2050 году.
Руководитель направления по водороду и энергоэффективности центра энергетики МШУ «Сколково» Юрий Мельников замечает, что в основу подхода к оценке конкурентоспособности российского водорода на мировых рынках разработчики проекта стратегии положили анализ примерно 200 мировых проектов в сравнении с несколькими российскими инициативами.
На его взгляд, у такого подхода есть существенные риски, которые могут исказить итоговый результат, то есть выводы о том, какую долю рынка водорода действительно смогут занять поставщики из России. «Возможно, концентрация на наиболее вероятных и продвинутых проектах могла бы дать более надежные результаты, даже если доля РФ окажется меньше заявленных ранее 20%»,— считает он.
Неясно, к тому же, добавляет господин Мельников, как в анализе конкурентоспособности учитывался углеродный след и в целом сертификация вырабатываемого водорода по критериям целевых рынков. Например, в ЕС ключевым требованием к «зеленому» водороду является критерий дополнительности, то есть необходимости сооружения новых ВИЭ, специально предназначенных для электролиза, а не использования уже существующих, напоминает он.
Высока вероятность, что аналогичное требование будет предъявлено к водороду от АЭС — нужно будет строить новые станции. Российские проектные инициативы в Северо-Западном кластере, к примеру, этот критерий игнорируют, замечает он. Аналогичный пример с «голубым» водородом — непонятно, как учитывалась сертификация хранилищ СО2 в проектных инициативах: доступность геологических формаций, доля улавливания СО2 и гарантии долгосрочности хранения.
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

Юрий Темников

Цитата: АниКей от 20.02.2022 06:25:40Экспорт водорода из РФ может достигнуть 2,3 млн тонн в год к 2030 году и 9,4 млн тонн к 2050 году, ожидает Минэнерго в своем проекте комплексной программы развития водородной энергетики. Но без мер поддержки со стороны государства проекты будут убыточными. Для вывода проектов на окупаемость министерство предлагает за счет бюджета компенсировать производителям временные потери при продаже водорода на экспорт, субсидировать капитальные и операционные затраты таких проектов и дать им дополнительные налоговые льготы.
Так на кого же собирается работать Минэнерго?
Вначале было СЛОВО!И Такое......что все галактики покраснели и разбежались.

AlexNB

Водород по расчету
Ирина Дорохова
...
По данным электрохимической компании «ИнЭнерджи», в России сейчас производится 4−5 млн тонн водорода; по данным консалтинговой компании «Инфомайн» — около 6 млн тонн. По информации «Сколково» — 3−5 млн тонн, «Русатом Оверсиз» (отвечает в Росатоме за коммерческие проекты по производству водорода) — около 5 млн тонн. В «Газпром ВНИИГАЗ» уверены, что в России ежегодно производится около 9,5 млн тонн водорода. Все цифры расчетные, полученные на основе норм расхода на выпускаемый продукт, поэтому можно предположить, что разброс объясняется различием методик расчета. Как бы то ни было, констатируем: точные цифры производства водорода в России неизвестны, оценки расходятся более чем втрое.

Отдельный вопрос: сколько из этого непонятного объема продается? Тут данные тоже расходятся. В «Сколково» считают, что ликвидный низкоуглеродный водород в России не производят. В «Инфомайне» утверждают, что объем товарного водорода, выпускаемого в основном электролизом, составляет около 4 тыс. тонн. В масштабах газового рынка — капля в море.

Причина отсутствия продаж водорода в России проста: до недавнего времени он не воспринимался производителями как продукт, потому что не нужен был никому, кроме самих производителей. Например, Сосногорский ГПЗ (входит в «Газпром») производит термический технический углерод пиролизом природного газа. Отправляется углерод преимущественно на экспорт — его используют для производства резин, лакокрасочных покрытий, печатных красок, пластмасс и пр. Выделяемый при пиролизе водород девять месяцев используют для отопления производственных помещений, а летом, когда их отапливать не надо, соединяют с кислородом, получая водяной пар. Водород в таком техническом процессе — побочный продукт или отход.

Актуальные цифры по производству и продажам — часть ответа на вопрос: насколько далеки российские производители от объема экспорта, заявленного в «Концепции развития водородной энергетики в Российской Федерации»? В этом документе отмечается, что «потенциальные объемы экспорта водорода из Российской Федерации на мировой рынок могут составить до 0,2 млн тонн в 2024 году, 2−12 млн тонн — в 2035 году и 15−50 млн тонн — в 2050 году, в зависимости от темпов развития мировой низкоуглеродной экономики и роста спроса на водород на мировом рынке».

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

Главная → Публикации → Новости
Новости
#Центр Келдыша
08.03.2022 07:00
Новые технологии получения водорода и ацетилена в Центре Келдыщша


В Центре Келдыша (входит в Госкорпорацию «Роскосмос») разработана инновационная установка для получения водорода и ацетилена высокотемпературным пиролизом метана. С помощью установки отработаны новые технологии, которые позволяют наряду с водородом получать ацетилен, практически полностью забирающий углерод метана.
Инновация технологии заключается в существенном повышении выхода ацетилена и водорода при максимальной конверсии метана (или природного газа) и увеличении степени выделении водорода из метана более чем в два раза.
Производство и потребление водорода в качестве энергоносителя и накопителя энергии является одним из глобальных трендов современного мира, направленного на снижение зависимости от углеводородов и улучшение экологии планеты. Разработка технологий внедрения в повседневную жизнь водородного топлива, а также процесс декарбонизации — сегодня важнейшие направления, активно обсуждаемые и продвигаемые в большинстве стран мира.
Автор патента «Способ получения водорода и ацетилена и установка для его реализации» — научный руководитель ГНЦ «Центр Келдыша» академик РАН Анатолий Коротеев.
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

РОГОZИН
Forwarded from Алексей Рогозин ✈️🚀🏗️
Хорошие новости от компании "Эколибри", которой я стараюсь помогать.

В России развиваются технологии гибридных силовых установок и водородных топливных элементов для автомобиле- и авиастроения.
РИА Новости
В России появится лаборатория по созданию водородных двигателей
Победитель Dakar гоночная команда Сергея Карякина SNAG Racing и авиационное конструкторское бюро Ecolibri создают в Екатеринбурге лабораторию по разработке... РИА Новости, 24.03.2022
12.4K views12:5
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

roscosmos.ru

Интервью. Юрий Коптев: водородная ракета «Ангара» безальтернативна


Мир встречает 61-ю годовщину со дня первого полета человека в космос в сложной политической обстановке. Рушатся привычные связи между партнерами, против российской ракетно-космической отрасли вводятся санкции. Однако Роскосмос продолжает работать над намеченными проектами как в околоземном пространстве, так и дальнем космосе.
В этом году госкорпорации исполнилось 30 лет — указ президента о создании Российского космического агентства (РКА) вышел в начале 1992 года. Занимающий сегодня пост председателя Научно-технического совета Госкорпорации Юрий Коптев, стоявший у истоков создания РКА и руководивший отраслью с 1992 по 2004 годы, рассказал в интервью корреспонденту РИА Новости Денису Кайырану о том, как зарождалась новая российская космонавтика, какой путь прошла отрасль, и над какими проектами инженеры работают сегодня.
***
Спойлер
— В каком состоянии находилась российская ракетно-космическая отрасль в 1992 году, как принималось решение о создании Российского космического агентства? Почему был выбран именно такой формат?
— Сначала надо сказать, как появилось министерство общего машиностроения, в ведении которого находилась ракетно-космическая отрасль СССР. Оно было образовано в 1965 году, как орган, который нес ответственность за разработку и производство стратегических ракетных комплексов. Нужно было обеспечить паритет с США, разрыв у нас тогда был колоссальный. В рамках этого министерства было сконцентрировано максимальное количество организаций, до этого разбросанных по другим министерствам — авиационной промышленности, промышленности средств связи и судостроения.
Самодостаточная отрасль из порядка 200 предприятий обеспечивала замкнутый цикл разработки, изготовления, создания и серийного производства этой техники. Организационная вертикаль позволяла разрабатывать сбалансированные и обеспеченные всеми ресурсами планы. Руководителями научно-производственных объединений зачастую становились генеральные конструктора со всеми распорядительными правами — не только научно-техническими, но и административными.
К 31 октября 1991 года все союзные промышленные министерства были ликвидированы, создан единый могучий орган — министерство промышленности России, куда вошли 23 отрасли. В суете того времени были нарушены все возможности взаимодействия и управления. Вместо центрального аппарата министерства сделали холдинг «Рособщемаш».
— Что вы предлагали с этим делать?
— Нужно было не потерять отрасль и потенциал создания этой сложнейшей техники. В конце ноября — начале декабря были созданы две комиссии: Егора Гайдара и Геннадия Бурбулиса. Я попал в первую. Мы предложили создать космическое агентство — орган, который обеспечивал бы разработку национальной политики обеспечения космической деятельности и ее непосредственную реализацию. Работу отслеживал секретарь Совета безопасности Андрей Кокошин, с которым у нас были очень хорошие отношения. Двадцать четвертого февраля он позвал меня на встречу с Борисом Ельциным. Президент согласился с нашими предложениями и сказал готовить указ. А указ у нас уже был готов. Ельцин посмотрел на него и предложил в графе «назначить руководителем...» вписать меня, чтобы не приезжать еще раз. Так я и стал гендиректором агентства.
Изначально предполагалось, что Российское космическое агентство будет при правительстве. Однако из-за организационных неудобств в мае 1992 года эту формулировку «при правительстве» убрали. В штат агентства мне разрешили набрать 175 человек. С предприятиями не получалось — все говорили, что мы сошли с ума и хотим воссоздать систему отраслевого управления.
— Что вам предлагали вместо этой системы?
— Планировалось, что мы будем заниматься только политикой. Пришлось приводить в пример все остальные крупнейшие космические агентства мира. В итоге удалось со скрипом договориться, нам дали головной отраслевой институт — ЦНИИмаш, экономический институт — «Агат», НИИ тепловых процессов (сейчас Центр Келдыша) как основной институт по энергетике и Загорский испытательный центр (сейчас НИЦ РКП). Как сформировали первую программу, пошли первые проекты. К 1996 году в два этапа собрали вместе порядка 90 предприятий, система заработала.
В конце мая 1992 года состоялась поездка Ельцина в Америку. Тогда были оговорены наши совместные шаги по пилотируемым программам, которые потом превратились в полеты шаттлов на станцию «Мир», а затем и в проект Международной космической станции.
В то же время была решена и проблема нашего доступа на рынок космических запусков. «Протон» уже начал прилично летать, а на рынке кроме европейцев с ракетой Arianeвообще никого не было. Американцы тогда занимались, по существу, только пусками в интересах госструктур.
США нам всячески мешали тогда под предлогом того, что мы не являемся членами режима по контролю за распространением ракетных технологий. Так был сорван контракт на передачу Индии технологии производства кислородно-водородного разгонного блока. Контракт переделали и обеспечили им поставки уже готовых разгонных блоков.
Наши американские «друзья» выпустили закон, по которому на перевозку спутника, в котором были американские компоненты, перед пуском на Байконур нужно было получать лицензию. Чтобы тема быстрее развивалась, были созданы совместные структуры. Для пусков «Протонов», например, совместное предприятие Центра Хруничева и Lockheed Martin— ILS. Тогда же появился и просуществовавший до 2014 года «Морской старт».
Все это позволило заработать определенные суммы. Если взять период за 1993-2003 годы, у нас средств, которые были запущены в промышленность, было примерно в 1,3 раза больше, чем бюджетных. Так удалось сохранить отрасль в работоспособном состоянии.
— С современными цифрами, например, с периодом 2012–2022 годов это можно сравнить?
— Сегодня наше присутствие на коммерческом рынке выглядит совершенно по-другому. Раньше число пусков «Протонов» доходило до восьми, в то время как весь рынок космических запусков на геостационарную орбиту был 22-24 запуска в год. Цена пуска могла быть до 80 миллионов долларов, а заработки у Центра Хруничева в год доходили до 650–700 миллионов. Пуск в интересах государства у американской ракеты Delta IVмог стоить до 200 миллионов. С такими ценами на рынок невозможно прийти. Сегодня на рынке прежде всего американцы. Достаточно активно начал действовать Китай, пришла Индия. Сжался и сам рынок геостационарных запусков, их стало 15-16 в год. Кроме того, «Протон» потерял свою привлекательность после нескольких аварий.
Но структура рынка, конечно, другая. В прошлом году сумма была под 400 миллиардов, из них запуски — в пределах пяти, строительство спутников — 10-12 миллиардов, а оставшаяся сумма в равных долях — это строительство инфраструктуры, пунктов приема сигнала и устройств приема информации для потребителей.
Если мы говорим о многоспутниковых структурах, есть уже сложившиеся каноны: это должен быть дешевый спутник, максимум миллион долларов, он должен жить не меньше трех лет, должны быть решены вопросы его утилизации, обязательно должна быть межспутниковая связь. Масса вопросов, которые у нас сегодня только в разработке.
— Когда завершится эта разработка? Систему «Сфера» ведь будут развертывать уже с этого года.
— На сегодняшний день решение о полномасштабном проекте юридически еще не принято. Есть поддержка в создании прототипов и демонстраторов на три года. По объему работ и бюджетной поддержке от общей суммы эти три года в пределах порядка 5%. Роскосмос уже вдоль и поперек, как только не рисовал, и сумму ужал, и привел возможных инвесторов более чем на половину всех затрат, а по-прежнему идет обсуждение. Это мне напоминает ситуацию с нашими планами и реалиями по беспилотникам. В советское время мы имели мощнейшую группировку, у Туполева были даже стратегические. Потом оказалось, что заниматься этим некогда. И пока все это не возникло в мире, и мы не увидели, какие угрозы создают беспилотники и какой они дают эффект, нам не было до этого дела. Вот сейчас нагоняем. Видимо, и с многоспутниковыми группировками надо дождаться, когда будет видно, что они дают для народного хозяйства и военных дел, и побежим делать.
— Роскосмос несколько раз менял названия за весь период существования. Зачем это делалось?
— В 1998 году уже было видно, как работает ракетно-космическая отрасль. В то же время по авиации в стране было много проблем, поэтому к нам всю авиационную часть и присоединили. Дальнейшие изменения связаны с процессами, которые происходили в стране. В 2004 году создали три уровня — служба, агентство и министерство. Мы стали чисто правительственным органом управления, а промышленность всю вытащили. Затем в стране появились госкорпорации — Росатом, Ростех. Было принято решение сделать госкорпорацию по космической деятельности.
— Сейчас структура оптимальная?
— Сейчас структура отвечает всем общепринятым организационным принципам.
— Какие основные задачи решил Роскосмос за последние годы?
— Из наиболее крупных вещей, это, конечно, оснащение нашего сегмента МКС многоцелевым лабораторным модулем «Наука» и узловым модулем «Причал» и поддержание ее состояния. По нормативным документам на станцию срок был 15 лет, мы уже далеко за его пределами. Активно шла дискуссия, чтобы продлить срок с 2024 до 2028 года или даже до 2030 года. Но мы знаем, что очень много знаковых, жизнеобеспечивающих систем работают за ресурсом, без резерва.
— Какие это системы?
— Есть вопросы по системе жизнеобеспечения, по системе приводов солнечных батарей. Некоторые неремонтопригодные вещи живут уже далеко за ресурсом. Время экипажа, которое он тратит на эксперименты, уменьшилось за 10 лет в два раза из-за необходимости поддерживать станцию в работоспособном состоянии.
— Американцы начали летать на своих кораблях, в связи с чем мы полностью заполняем свои «Союзы», российский экипаж на станции будет больше.
— Но это же ни в коей мере не повышает работоспособность станции. Поэтому и понятна активность коллег из РКК «Энергия» по разработке эскизного проекта новой российской орбитальной станции. В первом квартале следующего года будет документ, который полностью опишет новое видение нашего форпоста в космосе. Эта станция нужна в том числе и для будущих полетов на Луну.
— А нужно ли снова отправлять человека на Луну?
— Американцы идут широким фронтом: разрабатывают лунный корабль Orion, сверхтяжелая ракета SLS рано или поздно полетит, очень интересен многоразовый тяжелый корабль Starship. Но что там будет дальше, какое законченное видение, программа? Ну, слетали и отрапортовали, что первый раз женщина и цветной пилот прилетели туда. Но это чисто пропагандистские мероприятия, с точки зрения познания мы ничего нового не приобретаем.
Многие говорят про базу. Чисто теоретически из реголита можно получить водород, кислород и азот, то есть приготовить ракетное топливо или зарядить устройства, которые будут вырабатывать электричество. Да, оттуда на Марс лететь лучше, потому что в шесть раз меньше сила тяжести, но сначала надо долететь до Луны. А мы сегодня знаем, что с помощью 700-тонной ракеты «Протон» к Луне может улететь полезная нагрузка в пределах 4-5 тонн. А чтобы потом лететь дальше или возвращаться, нужно не меньше 40 тонн.
Мы все обсуждаем пилотируемые полеты на Луну или Марс. А ведь в основах госполитики определены приоритеты. Первый — развитие орбитальных группировок в интересах решения задач обороны, науки и народного хозяйства. Дальше — фундаментальная наука. И только на третьем месте — пилотируемая программа.
— Каково ваше мнение о разработке сверхтяжелой ракеты?
— У нас есть целый ряд производителей, которые заинтересованы в использовании своих достижений. Двигатель РД-171, конечно, выдающийся, но он дорогой, на традиционных компонентах и сделан на пределе возможностей для такого рода устройства.
Почему сейчас все в мире занимаются метаном? Даже в пионерских кружках, когда делают ракету, закладывают использование водорода. А у нас колоссальный опыт, на второй ступени ракеты «Энергия» стоял РД-0120 — двигатель тягой 200 тонн, с прекрасными характеристиками.
Цикл разработки двигателя больше, чем ракеты, поэтому, конечно, хорошо взять готовый, но сегодня появились новые требования: многоразовость и цена. Все поняли, что на технологиях 70-х годов строить перспективный сверхтяжелый носитель без продвижения новых компонентов, без многоразовости, бессмысленно. В этой конструкции не видно дальнейшего развития, которое понадобится, когда надо будет переходить к освоению Луны и иметь возможность доставить на орбиту Луны нагрузку, как минимум, 40 тонн.
— Какие технологии для полетов на Луну и Марс можно будет отрабатывать на РОСС?
— Во-первых, станция строится таким образом, что к ней можно будет присоединять свободнолетающие модули для проведения какого-то конкретного исследования. Можно отрабатывать вопросы длительного обеспечения станции, поддержания физиологической активности космонавтов, компенсировать все вредные воздействия. Если мы полетим на полярную орбиту, надо заблаговременно решить все вопросы радиационного противодействия.
Мы все сейчас рассказываем, что все заменит искусственный интеллект, он, на самом деле, очень полезен, но сделать его на уровне возможностей человеческого мозга, наверное, скоро не получится. Поэтому, присутствие человека на определенных стадиях существенно расширяет возможности проведения экспериментов.
— Стыковки и замены свободнолетающих модулей будут не слишком сложны технологически?
— Стыковка уже до звона отработана. К тому же есть разные схемы. Американцы грузовые корабли вообще подтаскивают к станции манипулятором.
Свободнолетающие модули нужны для проведения экспериментов, которые требуют чистоты с точки зрения вибрации и перегрузок, например, для исследований, связанных с разработкой новых лекарств или новых материалов. На станции неподходящая шумовая обстановка.
— По каким еще системам, кроме приводов солнечных батарей, есть вопросы на МКС?
— На наших модулях стоят батареи, которые устроены так, что сам привод герметично вставлен в конструкцию, его менять нельзя. Он сегодня работает далеко за ресурсом, и нет гарантий, что ничего не случится.
Среди таких систем, которые не ремонтопригодны, но несут большую нагрузку, — системы обеспечения наших двигателей, электроклапаны. Есть дублированные контуры, а есть единичные элементы. В прошлом году работала очень большая группа разработчиков, и был совет главных конструкторов. Буквально по каждой системе смотрели, где выработали резерв.
Серьезнейший вопрос по бортовым вычислительным машинам. У нас стоят немецкие вычислители, до какого-то момента можно было менять платы, но этот запас кончается. Восстановить его невозможно, потому что прошло 25 лет, такой элементной базы не существует. И никто не будет его воспроизводить, это был штучный товар.
— Сейчас сложнее договариваться о международном сотрудничестве, чем 25 лет назад?
— Тогда было определенное стечение обстоятельств: каждый видел свое место в проекте МКС, понимал, что он может приобрести. Тогда у американцев не было опыта длительного пребывания в космосе. А сегодня обстановка совершенно другая. Американцы видят себя во главе этого процесса, предлагали нам сделать какой-то стыковочный отсек для лунной орбитальной станции Gateway. Но при нашем опыте, при нашем самосознании это звучит совершенно неудовлетворительно. А что мы в этом случае приобретаем, кроме того факта, что мы соучастники?
— А водородную ракету «Ангара» мы делаем или нет?
— Решение есть. Другое дело, что ограниченность ресурсов не очень позволяет нам бегом бежать с этими проектами. Но альтернативы «Ангаре-А5В», вообще-то говоря, не существует. То есть если мы ряд задач планируем в размерности 35-37 тонн, то другой просто не существует.
Идет создание водородной ступени. Развитие космодрома Восточный ориентировано на максимальную унификацию и преемственность, и создаваемая там инфраструктура обеспечит приход «Ангары-А5В». Альтернативы нет.
— Для Луны «Ангара-А5В» не маловата?
— Тут надо понять, в каком виде мы хотим миссию на Луну, и зачем нам это надо. У нас годовой бюджет на порядок меньше, чем у НАСА, и в три раза меньше, чем у китайцев. А расходы у нас будут примерно такие же, как у всех.
К тому же просто прилететь на Луну, спуститься, два часа простоять и улететь — я не знаю, это в плюс или минус работает. То есть мы еще раз подчеркиваем, что великая космическая держава Россия способна сделать то, что американцы сделали 50 лет назад. Ну и что?
В советское время в министерстве общего машиностроения работало 930 тысяч человек, сегодня на предприятиях отрасли 180 тысяч. Даже если появятся жуткие деньги, будет ли способен их переварить и выдать лунную программу тот набор предприятий, который мы сегодня реально имеем? Или надо рядом вторую отрасль построить?
— А ведь когда-то планировали в 2030 году на Луну высадиться...
— Сегодня есть предварительное решение с китайскими коллегами создать совместную базу на Луне. Только надо реально к этому вопросу подходить и рачительно распорядиться теми ресурсами, которые есть.
Пока на двухсторонней основе идет процедура определения облика и этапности создания. Надо учесть вещи, понятные и действительно расширяющие наш кругозор и дающие новые знания. Надо рассматривать что-то подобное и по поводу Венеры.
— Как вы оцениваете планы российских ученых расширить программу по изучению Венеры вплоть до того, чтобы создать аппарат, который доставит оттуда грунт?
— Как заявочная позиция, демонстрирующая интересы ученых, это, безусловно, имеет право на жизнь. А с точки зрения реализации, на Венере можно проводить исследования атмосферы и исследования на поверхности только ограниченное время. Надо очень внимательно прорабатывать и определить, по какой схеме туда лететь и возвращаться. Это очень широкая программа, она интересна и в какой-то степени расширяет познание нашей планеты. Я думаю, что есть время, возможность и место нашей сегодняшней науке и промышленности быть активным участником всего этого дела.
— То есть оно не выльется в такую же по затратам программу, как «Энергия—Буран»?
— Есть реалии жизни. Проекты всегда дорожают по мере их выполнения. Главное, взяться за работу, потому что когда будет реальная демонстрация того, что что-то создается, получить финансирование будет проще. И такое происходит во всем мире, не только у нас. Мы же хотим получить новое качество, какие-то новые технические идеологические решения, за это надо платить.
[свернуть]
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

nangs.org

Самарские ученые разрабатывают турбину на метано-водородном топливе


Конструкторское бюро "Водород СМ" в Самаре работает над созданием первой в России газотурбинной установки для тепло- и электроснабжения на метано-водородном топливе.
КБ создали Самарский НИУ имени академика С.П. Королева и "Силовые машины". Технический проект установки предполагается завершить в 2023 году. Затем на предприятии "Силовых машин" изготовят опытный образец.
Ученые объясняют, что занимаются новым направлением в российской энергетике. Такая газотурбинная установка будет более экологичной по сравнению с аналогами на керосине или природном газе.
"Первый проект - камера сгорания для перспективной газотурбинной электростанции ГТЭ-65В мощностью 65 мегаватт. Метано-водородная смесь позволит увеличить мощность турбины и снизить количество вредных выбросов в атмосферу", - рассказал начальник КБ Сергей Матвеев.
Ученые выяснили, что смесь с долей водорода 40-50 процентов увеличит мощность установки примерно на 10 процентов. Это оборудование можно использовать на крупных предприятиях, для тепло- и электроснабжения малых городов или жилых районов мегаполисов. При добавлении водорода сгорание получается более полным. Поэтому уменьшится общий выброс углекислого газа и расход топлива. Также КБ предстоит оптимизировать конструкцию камеры сгорания, определить наиболее эффективный состав топливной смеси, решить проблему акустических пульсаций, возникающих при горении топлива.
Цитата: undefinedСмесь метана с водородом увеличит мощность турбины примерно на 10 процентов
Компания выбрала Самарский университет для сотрудничества не случайно. Исследования в области водородного топлива ведутся регионе еще с 1960-х годов. В двигателестроительном КБ под руководством академика Николая Кузнецова был создан уникальный двигатель НК-88, работавший на жидком водороде. Его установили на экспериментальный самолет Ту-155, впервые поднявшийся в воздух 15 апреля 1988 года. Это был первый в мире лайнер, использовавший водородное топливо.
В то же время ученые другого вуза - Самарского политеха - разрабатывают новые технологии получения водорода - в их основе разложение природного газа в расплавах металлов. При нагревании метана до высоких температур (более 1000 градусов) происходит его разложение на водород и наночастицы углерода. Нагревают метан путем пропускания его через слой расплавленного металла в реакторах. Такой способ экологичен, поскольку при нем нет выбросов в атмосферу углекислого газа.
Как объясняют ученые, реакторы представляют собой вертикально-цилиндрические конструкции, заполненные расплавленным металлом, в нижней части которых находится сопло для подачи метана. При проектировании реактора ученые обращают особое внимание на его высоту и объем, чтобы метан, проходя через слой расплавленного металла, полностью разлагался.
Кстати
Компания "ХитЛаб", базирующаяся в наноцентре ULNANOTECH (РОСНАНО), разработала технологию хранения водорода в твердой форме - в виде гидрида магния. Это более безопасный способ по сравнению со сжатым газом и даже аммиаком. При аналогичном объеме он позволяет запасать больше энергии и может использоваться для создания водородных энергетических установок для транспорта, специальных заправочных станций.
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

Главная → Публикации → Новости
Новости
#Центр Келдыша#Юрий Урличич#Владимир Кошлаков#Газпром#диверсификация
30.04.2022 06:00
Сотрудничество Центра Келдыша и Газпрома



Центр Келдыша (входит в Госкорпорацию «Роскосмос») посетила делегация из Газпрома во главе с заместителем Председателя Правления, начальником Департамента Олегом Аксютиным. На встрече присутствовал Первый заместитель генерального директора по развитию орбитальной группировки и перспективным проектам Госкорпорации «Роскосмос» Юрий Урличич.
Генеральный директор Центра Келдыша Владимир Кошлаков подробно рассказал об инновационных проектах, где возможно сотрудничество на перспективу. Делегация посетила производственные помещения и экспериментальную базу.
Представителям Газпрома была продемонстрирована работа эффективной экспериментальной установки по прямому пиролизу метана с использованием плазмотронов различного класса мощности — на уровне 40кВт и 2МВт. Представленные новые возможности использования плазмотронов, разрабатываемые Центром Келдыша, для плазменного пиролиза метана с получением водорода и углерода в твердой фазе, либо ацетилена, открывают возможности уменьшения «углеродного следа» при различных применениях природного газа как энергоносителя, развития плазмохимии в интересах народного хозяйства. Побочным продуктом плазменного пиролиза метана является сажа, пользующаяся спросом на внутреннем и мировом рынке, коммерческая реализация которой позволяет повысить экономическую эффективность производства водорода.
Стороны выразили заинтересованность в дальнейшем развитии сотрудничества и создании оборудования для применения на объектах Газпрома.
Сегодня Центр Келдыша в интересах Газпрома на постоянной основе осуществляет ряд работ, среди которых производство портативных датчиков состава газовой среды (О2, H2, пары воды, СО, СО2 и др.). Такие датчики предназначены для использования в качестве переносного портативного устройства сотрудниками, работающими в опасной зоне с повышенным риском утечки токсичных газов.
Разработан портативный газовый анализатор для контроля состава газовой смеси (уровни остаточного кислорода и паров воды) на этапе ввода в эксплуатацию после проведения регламентных работ магистральных и технологических газопроводов.
В ходе также встречи обсуждались актуальные компетенции Центра Келдыша в интересах Газпрома в области диверсификации. Центр Келдыша имеет большой опыт реализации проектов по водоподготовке, по очистке воды для всех отраслей потребления, в том числе производство технической воды, особо чистой воды и питьевой воды. Было принято решение о создании рабочей группы для детальной проработки данного вопроса.
Технологические возможности Центра Келдыша по численному моделированию процессов в оборудовании, моделированию механики сплошных сред для использования в геологическом моделировании, теплообменники были отмечены как актуальные для Газпрома. Было принято решение о формировании рабочей группы для проработки вопросов импортозамещения оборудования, в том числе насосного.
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

bfm.ru

В России представили водородомобиль премиум-класса
BFM.ru


Компания Aurus обещает, что седан будет обладать запасом хода на 600 километров, но пока это опытный образец. Далеко ли нам до водородного будущего?
Фото: Донат Сорокин/ТАСС
Концепт-кар от Aurus, как пишет ТАСС со ссылкой на материалы компании, был представлен в рамках выставки «Иннопром» на стенде института НАМИ. Визуально машина мало отличается от линейки Senat: такой же мощный тупой нос, как у Rolls-Royce или Bentley. Разница внутри: пока безымянный седан будет ездить на водородных топливных элементах. Причем далеко и резво — с 0 до 100 километров в час за четыре секунды и 600 километров без дозаправки. Проблема одна: ездить придется по кругу. В России пока существует только одна водородная заправка — в подмосковной Черноголовке.
Перспективы водородомобиля от Aurus оценивает автоэксперт Юрий Урюков:
Юрий Урюков автоэксперт
Консенсуса о перспективах транспорта на водородных элементах в мире пока нет. В идеальной ситуации такие двигатели абсолютно безвредны для экологии, но все зависит от источника водорода. Если газ добывается или производится с использованием возобновляемой энергии — это одно. Если же для его выработки нужно сжечь ведро нефти или угля — совсем другое. Тем более что эффективность всего процесса довольно низкая: газ нужно очистить, уплотнить, доставить до потребителя, преобразовать в электричество внутри машины и только потом подавать в двигатель. В конечном итоге, как заключили несколькими годами ранее ученые Стэнфорда, с учетом издержек на адаптацию электромобили на батареях менее вредны для окружающей среды, чем водородный транспорт. Продолжает автоэксперт Артем Бобцов:
Артем Бобцов автоэксперт
Сроки выхода водородного седана премиум-класса от Aurus не называются. Как пишет ТАСС, пока компания работает над демонстрационными и испытательными образцами с целью оптимизации технологии и проработки изменений в российские техрегламенты для электрического и водородного автотранспорта.
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

nauka.tass.ru

Научно-исследовательский институт водородной энергетики открыли в УрФУ


ЕКАТЕРИНБУРГ, 16 августа. /ТАСС/. Научно-исследовательский институт водородной энергетики открыли в Уральском федеральном университете (УрФУ) по программе "Приоритет-2030". Сотрудники будут создавать материалы и устройства для получения и хранения энергии в виде технологий нового поколения, что имеет особую актуальность в условиях глобального снижения запасов энергоресурсов, сообщили во вторник в пресс-службе вуза.
Цитировать"Научно-исследовательский институт водородной энергетики (ИВЭ) открыли в Уральском федеральном университете. Он станет площадкой для реализации масштабного проекта "Материалы и технологии для водородной и ядерной энергетики". Новый исследовательский институт создан в рамках программы стратегического академического лидерства "Приоритет-2030", - говорится в сообщении.

В пресс-службе вуза ТАСС уточнили, что создание новых экологически чистых способов получения, преобразования и хранения энергии становится все более актуальным в условиях глобального снижения запасов энергоресурсов. Одним из трендов мировой и российской энергетики является водородная энергетика. По данным вуза, в институте планируется создавать материалы и устройства для получения и хранения энергии в виде устройств нового поколения и назначения. Ученые будут в том числе синтезировать материалы для селективного извлечения редкоземельных элементов, разрабатывать способы и технологии формирования многослойных керамических структур. По этим направлениям в вузе есть наработки.
Цитировать"Мы анонсировали создание института, так как сфера перехода на экологические источники энергии новая, и нам нужны новые специалисты. У нас есть исследовательские институты, обладающие высокими компетенциями и способные подготовить востребованных профессионалов в своем деле. Это начало большого научного направления, и мы являемся его основоположниками. Мы специализируемся на высокотемпературных твердооксидных топливных элементах. Их мембраны изготовлены из смеси оксидов и проводят не протоны, а кислород. Институт высокотемпературной электрохимии (ИВТЭ) УрО РАН с начала 1960-х годов был лидером области не только в Советском Союзе, но и в Европе", - сказал завкафедрой технологии электрохимических производств УрФУ, научный руководитель ИВТЭ УрО РАН Юрий Зайков.

По словам замдиректора по развитию Химико-технологического института УрФУ Павла Першина, в Институте водородной энергетики доля молодых ученых, возраст которых не превышает 35 лет, составляет более 80%. Планируется создание новых молодежных лабораторий, а также испытательного центра, где смогут проходить практику студенты и аспиранты. В 2023 году будет открыта образовательная программа магистратуры "Материалы и технологии водородной энергетики" с предоставлением бюджетных мест.
По данным вуза, ведется активная работа с партнерами, представители которых входят в ученый совет института. Один из основных партнеров ИВЭ - Институт высокотемпературной электрохимии УрО РАН. Партнерами выступают и другие институты Российской академии наук, а также НИИ НПО "Луч", НПО "Центротех", Чепецкий механический завод, НИЦ "Курчатовский институт", "Концерн Росэнергоатом", металлургические и химические предприятия.
О вузе
УрФУ является крупнейшим вузом в Уральском федеральном округе, в нем обучаются 36 тыс. студентов. В УрФУ получают образование более 4 400 иностранных студентов, действует более 10 лабораторий под руководством ведущих зарубежных ученых. Университет является участником программы "Приоритет-2030"
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

pattayapeople.ru

Первая водородная заправка появится в Паттайе – Новости Таиланда
PATTAYAPEOPLE.RU


Первая водородная заправка появится в Паттайе
Опубликовано 30.08.2022
Национальный нефтегазовый конгломерат PTT Plc готовится к совместному запуску первой в Таиланде водородной заправочной станции в Паттайе
Станция начнёт работать в следующем месяце для обслуживания грузовиков и автобусов в рамках усилий по оказанию помощи правительству Таиланда в борьбе с глобальным потеплением.
Рекомендуем: CMP realty — безопасные онлайн сделки с недвижимостью в Таиланде в период пандемии
CMP Realty — безопасные сделки с недвижимостью в Таиланде в период пандемии
Объект является результатом сотрудничества между PTT, японской компанией Toyota Motor Corporation и Bangkok Industrial Gas Co (BIG), крупнейшим в Таиланде производителем промышленного газа.
Инвестиции в станцию оцениваются более чем в 10 миллионов батов.
Водород является перспективным чистым топливом, которое может уменьшить выбросы углекислого газа, производимые автомобилями, работающими на нефти, сказал Ноппадол Пинсупа, главный специалист PTT по новому бизнесу и инфраструктуре.
Цитировать«Мы сотрудничаем с нашими партнёрами в работе над новой альтернативной энергией. PTT стремится достичь цели углеродной нейтральности», — сказал он.
Шаг компании по продвижению экологически чистой энергии соответствует правительственной кампании по борьбе с выбросами углекислого газа, которые обвиняются в том, что они вызывают глобальное потепление.
Отстранённый в настоящее время премьер-министр Таиланда Прают Чан-Оча поклялся во время 26-й Конференции ООН по изменению климата в прошлом году, что Таиланд будет более агрессивно бороться с изменением климата и стремиться достичь углеродной нейтральности — баланса между выбросами и поглощением углекислого газа — к 2050 году, и цели «чистый ноль» — баланса между выбросами и поглощением парниковых газов — к 2065 году.
PTT хочет, чтобы автомобили, принадлежащие компании, стали одной из первых групп клиентов, пользующихся водородной заправочной станцией в Паттайе. Ноппадол ожидает, что станция создаст новый опыт для автомобилистов.
Цитировать«В настоящее время в Таиланде имеется лишь небольшое количество автомобилей с водородным двигателем, потому что технология водородного топлива очень дорогая. Но наша компания ожидает, что её стоимость снизится, если технология будет постоянно развиваться», — сказал Ноппадол. «Водород также может стать важным сырьём для производственного сектора в будущем», — добавил он.
PTT объединила усилия с Toyota, потому что японский автопроизводитель обладает опытом в технологии водородного топлива. Она уже выпустила автомобиль Toyota Mirai, который работает на топливных элементах.
Компания BIG также рассматривается как хороший партнер, поскольку она продает различные газы, включая водород.
Ранее PTT объявила, что потратит 900 миллиардов батов на капитальные расходы на разработку проектов по использованию чистой энергии и поддержку эффективного использования энергии в Таиланде.
Первая водородная заправка появится в Паттайе
Ноппадол Пинсупа, специалист PTT, продвигает более экологичное водородное топливо, которое в будущем способно заменить ископаемое топливо в Таиланде
Первая водородная заправка появится в Паттайе

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

07.09.2022 06:30
Предприятия госкорпораций «Роскосмос» и «Росатом» будут участвовать в проекте по водородной энергетике






Государственный космический научно-производственный центр имени М.В. Хруничева (входит в Госкорпорацию «Роскосмос») и компания «РусатомОверсиз» (входит в Госкорпорацию «Росатом») в среду, 7 сентября 2022 года, на Восточном экономическом форуме подписали соглашение о намерениях сотрудничества в области водородной энергетики.
Соглашение предусматривает строительство водородного полигона, систем хранения и транспортирования для организации цепочки поставок водорода конечным потребителям, в том числе на космодром Восточный. Водород на космодроме потребуется для заправки разрабатываемого Центром Хруничева кислородно-водородного разгонного блока, который значительно повысит энергетические возможности ракет «Ангара», а также для перспектив развития космического ракетного комплекса «Амур».
В рамках проекта будет проведена разработка и применение систем транспортировки, изготовление опытной партии специальных контейнеров для хранения и доставки водорода.
Документ закрепили подписью генеральный конструктор Конструкторского бюро «Салют» Центра Хруничева Сергей Кузнецов и президент компании «РусатомОверсиз» Евгений Пакерманов.
«Реализация этого масштабного проекта по водородной энергетике имеет стратегическое значение, и безусловно будет способствовать развитию партнерских отношений между высокотехнологичными госкорпорациями «Роскосмос» и «Росатом». Уверен, наше сотрудничество с использованием научно-производственного потенциала Центра Хруничева создаст все условия для строительства водородного полигона, систем хранения и транспортирования для организации цепочки поставок водорода, в том числе, на перспективный объект ракетно-космической отрасли — космодром Восточный», — заявил Сергей Кузнецов.
«Значимость развития водородной энергетики подчеркивается на государственном уровне, и сегодня Росатом принимает самое активное участие в развитии первых пилотных водородных проектов в России. Один из них — создание водородного завода на острове Сахалин, который позволит производить водород в объемах, обеспечивающих потребности региональных потребителей в разных секторах, включая космическую отрасль. Уверен, что наша кооперация с АО «ГКНПЦ им. М.В. Хруничева» внесет значимый вклад в разработку отечественных технологий хранения и транспортировки водорода, которые будут востребованы в космической промышленности», — сказал Евгений Пакерманов
Развитие водородной энергетики является одним из приоритетов Энергетической стратегии РФ до 2035 года. Ранее было подписано соглашение о намерениях сотрудничества по проекту «Создание и развитие водородного кластера» между Министерством по развитию Дальнего Востока и Арктики, правительством Сахалинской области и госкорпорацией «Росатом».
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

Старый

То что Ангаре требуется водород это её огромное преимущество перед Протоном, ТриСоюзом и любой другой отечественной ракетой!
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

АниКей


zen.yandex.ru

Есть водород для Восточного! КВТК для «Ангары-А5» становится реальнее



Макет разгонного блока КВТК (справа) height=1200px width=900pxМакет разгонного блока КВТК (справа)
На космодроме Восточный начнётся создание водородной инфраструктуры для перспективных ракет-носителей семейства «Ангара» и разгонных блоков (Pro космос писал о КВТК в репортаже с форума «Армия-2022»). ГКНПЦ им. Хруничева (входит в госкорпорацию «Роскосмос») и компания «Русатом Оверсиз» (входит в госкорпорацию «Росатом») подписали соглашение о намерениях по сотрудничеству в области развития водородной энергетики на Дальнем Востоке на Восточном экономическом форуме .
«Русатом Оверсиз» реализует пилотный проект по строительству к 2025 г. водородного завода методом паровой конверсии метана с улавливанием CO2, добытого на шельфе Сахалина. Мощность первой очереди завода будет составлять 30 000 тонн/год. Соглашение с ГКНПЦ им. Хруничева — одно из первых по практическому использованию этого топлива не на экспорт, а на самом Дальнем Востоке. Оно подразумевает строительство водородного полигона и поставки водорода на космодром Восточный в Амурской области с использованием опытной партии специальных контейнеров.
На Восточном водород потребуется для заправки перспективного кислородно-водородного разгонного блока (КВТК). Сборка первого лётного образца начнётся после 2025 г.). Он разрабатывается Центром Хруничева и будет использоваться для тяжёлых ракеты-носителей «Ангара-А5». В версии «Ангара-А5В» также планируется использование водорода на третьей ступени, но пока этот проект замер на этапе проектной проработки.
В целом, заложенный проектно-конструкторский задел позволяет разработать на основе КВТК целое семейство криогенных РБ и межорбитальных буксиров. Поэтому у строительства на Восточном водородной инфраструктуры в рамках реализации цепочки поставок для водородного кластера на Сахалине точно есть перспективы.
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей


astv.ru

"Росатом" и "Роскосмос" хотят, чтобы на Сахалине появился водородный завод
Автор: ИА АСТВ вчера, в 07:30 0


Он должен обеспечить потребности региональных потребителей в разных секторах, включая космическую отрасль
АО "Русатом Оверсиз" (входит в Госкорпорацию "Росатом") и Государственный космический научно-производственный центр имени М.В. Хруничева (входит в Госкорпорацию "Роскосмос") подписали соглашение о намерениях сотрудничества в области водородной энергетики.
Как сообщает пресс-служба "Росатома", подписи под документом поставили Евгений Пакерманов, президент АО "Русатом Оверсиз" и Сергей Кузнецов, генеральный конструктор КБ "Салют" Центра Хруничева.
Соглашение предусматривает сотрудничество сразу по нескольким направлениям, включая поставку водорода на космодром "Восточный", разработку и применение отечественного оборудования и систем для транспортировки и хранения водорода.
"Значимость развития водородной энергетики подчеркивается на государственном уровне, и сегодня Росатом принимает самое активное участие в развитии первых пилотных водородных проектов в России. Один из них – создание водородного завода на острове Сахалин, который позволит производить водород в объемах, обеспечивающих потребности региональных потребителей в разных секторах, включая космическую отрасль. Уверен, что наша кооперация с Центром Хруничева внесет значимый вклад в разработку отечественных технологий хранения и транспортировки водорода, которые будут востребованы в космической промышленности", - заявил Евгений Пакерманов, президент АО "Русатом Оверсиз".
"Реализация этого масштабного проекта по водородной энергетике имеет стратегическое значение, и безусловно будет способствовать развитию партнёрских отношений между высокотехнологичными госкорпорациями "Роскосмос" и "Росатом". Уверен, наше сотрудничество с использованием научно-производственного потенциала Центра Хруничева создаст все условия для строительства водородного полигона, систем хранения и транспортирования для организации цепочки поставок водорода, в том числе, на перспективный объект ракетно-космической отрасли космодром "Восточный", - отметил генеральный конструктор КБ "Салют" Сергей Кузнецов.
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

Разъём

Теперь осталось совсем мелочь - сделать какое-либо изделие на водороде. :)