КРЫЛЬЯ ИЛИ ПАРАШЮТ?

Автор ronatu, 08.03.2010 13:29:20

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Fakir

ЦитироватьЯ, со своей стороны могу выложить фотографии страниц из книги, только мне лень. :)

Так "руками" процитируйте.

ЦитироватьКаким это образом вы для одного и того же аппарата получите разные тепловые режимы при одной и той же максимальной перегрузке? :)

Элементарно. Разным баллистическим параметром.
"Восток" и надувнушка. Оба спускаются по баллистической, с одинаковым максимумом перегрузки, но у одного максимум достигается ниже, у другого - выше. Вследствие этого тепловой режим более мягкий.

Бродяга

Цитировать
ЦитироватьИ материал наполнителя в теплозащитном щите находится в газообразном состоянии? ;)
Фазовый переход - чисто физическое явление.
Одно лишь измение агрегатного состояния из твёрдого в газообразное (или частично газообразное) - еще не фазовый переход.
Когда дрова горят - это не фазовый переход.
Хорошо, "физико-химическое превращение". :D
Цитировать
ЦитироватьДа наплевать вообще на поглощение тепла самой теплозащитой, оно обеспечивает только приемлемый расход этой теплозащиты. :)
Не наплевать, оно играет свою существенную роль.
Существенную не в смысле "торможения за счёт поглощения тепла", реально у СА "Союза" улетает даже меньше половины массы теплозащитного щита. :)
Цитировать
ЦитироватьВы что, серьёзно думаете, что система вроде НТУ так сделана чтобы тормозить при меньшей плотности? ;)

 Она так сделана потому, что она ещё и работает как парашют. :lol:
Я не обсуждаю сейчас, почему она сделана так, как сделана.
Медицинский факт, что теплопотоки на ней получились весьма малыми, чуть не на порядок меньше типичных, что в результате позволило им даже практически без абляционки обойтись.
Правильно, у аппарата вроде НТУ очень малая нагрузка на полощадь и ОН ТОРМОЗИТ ОЧЕНЬ БЫСТРО. :)

 Точно так же падают на землю баки от разгонных блоков, вообще без всякой теплозащиты. :)
[color=#000000:7a9ea26d56]"В тот день, когда задрожат стерегущие дом, и согнутся мужи силы; и перестанут молоть мелющие, потому что их немного осталось; и помрачатся смотрящие в окно;"[/color]

Lev

Цитировать
Цитироватьесли будут крылья, то и парашЮт никчему.ни кому же в голову не приходит, сажать самолёты на парашюте, хотя по весу они на порядок тяжелее. :roll:
Есть целая куча систем экстренного спасения на парашютах самолётов и планеров, в том числе и российские. :)
 Стоимость у них, кстати, ерундовая. :)
О, еще один придурок ожил... :D
Делай что должен и будь что будет

Бродяга

Цитировать
ЦитироватьЯ, со своей стороны могу выложить фотографии страниц из книги, только мне лень. :)
Так "руками" процитируйте.
Сейчас, надо ещё найти саму книгу. :D
Цитировать
ЦитироватьКаким это образом вы для одного и того же аппарата получите разные тепловые режимы при одной и той же максимальной перегрузке? :)
Элементарно. Разным баллистическим параметром.
"Восток" и надувнушка. Оба спускаются по баллистической, с одинаковым максимумом перегрузки, но у одного максимум достигается ниже, у другого - выше. Вследствие этого тепловой режим более мягкий.
Без качества максимальная перегрузка зависит только от значения тормозного импульса. :)

 "Надувнушка" просто быстрее тормозит и всё. :)
[color=#000000:7a9ea26d56]"В тот день, когда задрожат стерегущие дом, и согнутся мужи силы; и перестанут молоть мелющие, потому что их немного осталось; и помрачатся смотрящие в окно;"[/color]

Бродяга

Вот она, уже была эта цитата. :)

 http://www.novosti-kosmonavtiki.ru/phpBB2/viewtopic.php?p=460443&sid=829f987d5fd0f374f93144ef48e9c853

 
ЦитироватьВ книге "Ракетно-космическая корпорация "Энергия" имени С. П. Королёва. 1946—1996", в разделе 4. «Космические корабли. Лунные программы и орбитальные станции», подразделе "Пилотируемые космические корабли "Союз", "Союз Т", "Союз ТМ", в части "Космический корабль "Союз", стр. 169—170 написано следующее. —
 
ЦитироватьКомпоновочная схема корабля выбиралась путём сравнительного анализа ряда вариантных проработок и в процессе своего становления (1962—1964 гг.) претерпела множество изменений. Результаты исследований стали плодотворными: компоновочная схема "Союза" стала базой для всех вариантов одноразовых пилотируемых кораблей разработки РКК "Энергия".
 В 1961—1963 гг. при разработке спускаемого аппарата решался вопрос выбора материалов и конструкции его корпуса и тепловой защиты с анализом тепловых процессов при спуске, температурных режимов конструкции и технологии её изготовления. Рассматривалось применение титановых, бериллиевых, алюминиевых сплавов для корпуса, варианты прогреваемой металлической (молибден, ниобий, жаропрочная сталь) и сублимирующей пластмассовой теплозащиты, велись эксперименты по материалам и фрагментам конструкции. В результате анализа вариантов конструкции были приняты несущий алюминиевый сварной корпус (предложение Н. П. Белоусова), он же герметичный корпус кабины экипажа, и двухслойная тепловая защита: верхний прочный слой из сублимирующего материала типа асботекстолита и подслой из лёгкого теплоизоляционного материала. Для лобового щита применялся прессованный асботекстолит. Верхний оголённый силовой шпангоут аппарата выполнялся из титанового сплава.[/size]
[color=#000000:7a9ea26d56]"В тот день, когда задрожат стерегущие дом, и согнутся мужи силы; и перестанут молоть мелющие, потому что их немного осталось; и помрачатся смотрящие в окно;"[/color]

Lev

ЦитироватьВот она, уже была эта цитата. :)

 http://www.novosti-kosmonavtiki.ru/phpBB2/viewtopic.php?p=460443&sid=829f987d5fd0f374f93144ef48e9c853

 
ЦитироватьВ книге "Ракетно-космическая корпорация "Энергия" имени С. П. Королёва. 1946—1996", в разделе 4. «Космические корабли. Лунные программы и орбитальные станции», подразделе "Пилотируемые космические корабли "Союз", "Союз Т", "Союз ТМ", в части "Космический корабль "Союз", стр. 169—170 написано следующее. —
 
ЦитироватьКомпоновочная схема корабля выбиралась путём сравнительного анализа ряда вариантных проработок и в процессе своего становления (1962—1964 гг.) претерпела множество изменений. Результаты исследований стали плодотворными: компоновочная схема "Союза" стала базой для всех вариантов одноразовых пилотируемых кораблей разработки РКК "Энергия".
 В 1961—1963 гг. при разработке спускаемого аппарата решался вопрос выбора материалов и конструкции его корпуса и тепловой защиты с анализом тепловых процессов при спуске, температурных режимов конструкции и технологии её изготовления. Рассматривалось применение титановых, бериллиевых, алюминиевых сплавов для корпуса, варианты прогреваемой металлической (молибден, ниобий, жаропрочная сталь) и сублимирующей пластмассовой теплозащиты, велись эксперименты по материалам и фрагментам конструкции. В результате анализа вариантов конструкции были приняты несущий алюминиевый сварной корпус (предложение Н. П. Белоусова), он же герметичный корпус кабины экипажа, и двухслойная тепловая защита: верхний прочный слой из сублимирующего материала типа асботекстолита и подслой из лёгкого теплоизоляционного материала. Для лобового щита применялся прессованный асботекстолит. Верхний оголённый силовой шпангоут аппарата выполнялся из титанового сплава.[/size]
Гыы...
Бродяга изначально поставил не на ту лошадь... :D
Делай что должен и будь что будет

Бродяга

Что касается этой самой надувной системы спуска с орбиты и тому подобного. :)

 Это ПРЯМАЯ ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЬ тому, что предлагает Parma. :D

 Если с помощью качества перегрузка "размазывается" по участку торможения, то для НТУ она наоборот "сжимается" на более коротком участке времени за счёт чего и происходит меньшая теплопередача аппарату. :)
[color=#000000:7a9ea26d56]"В тот день, когда задрожат стерегущие дом, и согнутся мужи силы; и перестанут молоть мелющие, потому что их немного осталось; и помрачатся смотрящие в окно;"[/color]

Бродяга

ЦитироватьГыы...
Бродяга изначально поставил не на ту лошадь... :D
У вас есть другой источник о составе теплозащиты СА "Союза"? ;)
[color=#000000:7a9ea26d56]"В тот день, когда задрожат стерегущие дом, и согнутся мужи силы; и перестанут молоть мелющие, потому что их немного осталось; и помрачатся смотрящие в окно;"[/color]

SpaceR

Факир, аккуратнее, пожалуйста...
Цитировать1. Фазового перехода как такового там вообще-то нет.
А поглощение тепла за счёт "возгонки" материала - есть?
ЦитироватьПолучится. Недавняя американская надувнушка тому подтверждение, более яркое, чем лавкинская.
. . .
Я не обсуждаю сейчас, почему она сделана так, как сделана.
Медицинский факт, что теплопотоки на ней получились весьма малыми, чуть не на порядок меньше типичных, что в результате позволило им даже практически без абляционки обойтись.
А почему весьма малыми? Только из-за большой площади?
Или может, потому, что её разогнали только до 5М ? ;)

И почету же она "более яркое"? НТУ от НПОЛ на всех испытаниях входило в атмосферу при скорости не меньше 20М. Причём при пуске по Куру условия его работы были даже хуже, чем при спуске с орбиты.

Бродяга

ЦитироватьФакир, аккуратнее, пожалуйста...
Цитировать1. Фазового перехода как такового там вообще-то нет.
А поглощение тепла за счёт "возгонки" материала - есть?
"Ещё один". :lol:

 "Глобально" плевать на это поглощение тепла, никакой "поглощающей" теплозащиты не хватит. :)

 Функция любой теплозащиты заключается в том, что горячий поверхностный слой не успевает прогреть аппарат до опасной температуры. :)

 Теплоёмкость абляционной теплозащиты имеет значение в том смысле, что она не должна вся улететь до того как аппарат погасит скорость.
 Если, например, иметь на борту запас хладагента, то можно сделать систему с циркуляцией воды, которая будет кипеть под внешним слоем теплозащиты и охлаждаться этим хладагентом, тогда "всё тепло останется в аппарате". :)
[color=#000000:7a9ea26d56]"В тот день, когда задрожат стерегущие дом, и согнутся мужи силы; и перестанут молоть мелющие, потому что их немного осталось; и помрачатся смотрящие в окно;"[/color]

Вадим Лукашевич

ЦитироватьИсточник "про СА "Союза" будьте любезны? ;)
в нашей книге КК (на стр. 353) по поводу теплозащиты СА "Союза" написано "... на СА "Союз" устанавливается уносимая абляционная теплозащита на основе материала ПКТ-ФП, состоящего из силикатно-пропиленовой ткани, пропитанной смесью феноформальдегидных смол". Это взято из книги "Многоцелевые авиационно-космические системы" под ред. Лозино-Лозинского. Я об этом упоминаю, т.к. такая же абляционная теплозащита была на БОРе-4С.

Для справки: на первых БОРах-5 (КК, стр. 424) было абляционное покрытие МСП-К на основе кварцевого волокна и хром-алюминий-фосфатного связующего (минерального стеклопластика).

Вадим Лукашевич

Посмотрел книгу Гофина "Жаростойкие и теплозащитные конструкции многоразовых аэрокосмических аппаратов".
В ней на стр. 236-238 потверждается, что на БОРе-4С было покрытие ПКТ-ФП, а на первых двух БОРах-5 - МСП-К. На применение какого-либо из них на "Союзе" нигде указаний нет, но отмечено, что "...материал МСП-К с предельной температурой 2000 град. Цельсия являлся лучшим по тем временам", т.е. на момент середины 1980-х

Fakir

ЦитироватьА поглощение тепла за счёт "возгонки" материала - есть?

За счёт термического разложения, например. Есть.

ЦитироватьА почему весьма малыми? Только из-за большой площади?
Или может, потому, что её разогнали только до 5М ? ;)

В первую очередь из-за площади, вернее, нагрузки на площадь.

Скорости в конкретном испытании, конечно, поменьше (хотя, ЕМНИС, ближе к 5 км/с, а не 5 М), зато траектория входа круче, поэтому пиковые тепловые нагрузки как минимум сравнимы.

ЦитироватьИ почету же она "более яркое"? НТУ от НПОЛ на всех испытаниях входило в атмосферу при скорости не меньше 20М. Причём при пуске по Куру условия его работы были даже хуже, чем при спуске с орбиты.

Потому что у американской надувнушки нагрузка на площадь меньше. И поэтому абляционный материал не предусмотрен вообще, в отл. от Лавки.

Fakir

ЦитироватьЕсли с помощью качества перегрузка "размазывается" по участку торможения, то для НТУ она наоборот "сжимается" на более коротком участке времени за счёт чего и происходит меньшая теплопередача аппарату. :)

Да не должно там ничего особо "сжиматься". Даже если торможение в целом и укорачивается (в чём я сильно не уверен, а считать влом, бо не суть) - выигрыш по совершенно другой причине происходит, просто потому, что торможение происходит в менее плотных слоях, а теплопоток  примерно пропорционален плотности. И пиковые значения таким образом уменьшаются.

Вадим Лукашевич

Цитироватьтеплопоток  примерно пропорционален плотности
Плотности или скоростному напору?

Fakir

Цитироватьв нашей книге КК (на стр. 353) по поводу теплозащиты СА "Союза" написано "... на СА "Союз" устанавливается уносимая абляционная теплозащита на основе материала ПКТ-ФП, состоящего из силикатно-пропиленовой ткани, пропитанной смесью феноформальдегидных смол".

Хм, да, интересно...
С силикатной - понятно (та же кремнезёмная), но вот что такое силикатно-полипропиленовая?
Покопаюсь...

ЦитироватьПосмотрел книгу Гофина "Жаростойкие и теплозащитные конструкции многоразовых аэрокосмических аппаратов".
В ней на стр. 236-238 потверждается, что на БОРе-4С было покрытие ПКТ-ФП, а на первых двух БОРах-5 - МСП-К. На применение какого-либо из них на "Союзе" нигде указаний нет, но отмечено, что "...материал МСП-К с предельной температурой 2000 град. Цельсия являлся лучшим по тем временам", т.е. на момент середины 1980-х

Тут бы, наверное, не Гофина смотреть, у него всё же профиль книги не тот, а другую книжку - напр., Никитин П.В. "Тепловая защита" (Учебник, Изд. МАИ 2006)

Или того же автора - Никитин П.В. "Разрушение теплозащитных покрытий в высокотемпературных потоках". Учебное пособие, МАИ, 1993

Там, ИМХО, куда выше вероятность найти точные сведения по абляционке. Я на эти книжки зубы точу, но пока не добрался :)


А еще есть надежда, что, может быть, Лев нам что-то расскажет из первых рук :)

Fakir

Цитировать
Цитироватьтеплопоток  примерно пропорционален плотности
Плотности или скоростному напору?

В том смысле, что и плотности тоже :)
Выше поминали несколько раз очень грубо приближенную зависимость - как плотность на куб скорости (ну, более обще  - некая степень плотности на некую степень скорости); так что при равных скоростях мгновенный теплопоток выше при большей плотности.

Бродяга

Цитировать
ЦитироватьИсточник "про СА "Союза" будьте любезны? ;)
в нашей книге КК (на стр. 353) по поводу теплозащиты СА "Союза" написано "... на СА "Союз" устанавливается уносимая абляционная теплозащита на основе материала ПКТ-ФП, состоящего из силикатно-пропиленовой ткани, пропитанной смесью феноформальдегидных смол". Это взято из книги "Многоцелевые авиационно-космические системы" под ред. Лозино-Лозинского. Я об этом упоминаю, т.к. такая же абляционная теплозащита была на БОРе-4С.

Для справки: на первых БОРах-5 (КК, стр. 424) было абляционное покрытие МСП-К на основе кварцевого волокна и хром-алюминий-фосфатного связующего (минерального стеклопластика).
Вот потому я и не купил вашу книгу, в книге по истории РККЭ написано другое. :lol:

 Я так думаю, что и в том, и в другом случае это просто-напросто компиляция того факта, что такая теплозащита стояла на "Борах". :D
[color=#000000:7a9ea26d56]"В тот день, когда задрожат стерегущие дом, и согнутся мужи силы; и перестанут молоть мелющие, потому что их немного осталось; и помрачатся смотрящие в окно;"[/color]

Бродяга

Цитировать
ЦитироватьЕсли с помощью качества перегрузка "размазывается" по участку торможения, то для НТУ она наоборот "сжимается" на более коротком участке времени за счёт чего и происходит меньшая теплопередача аппарату. :)
Да не должно там ничего особо "сжиматься". Даже если торможение в целом и укорачивается (в чём я сильно не уверен, а считать влом, бо не суть) - выигрыш по совершенно другой причине происходит, просто потому, что торможение происходит в менее плотных слоях, а теплопоток  примерно пропорционален плотности. И пиковые значения таким образом уменьшаются.
Во-первых, НТУ пуляли по баллистической траектории с крутым входом и, соответственно значительно бОльшими перегрузками, так что торможение точно укорачивалось. :D

 Во-вторых, перегрузка не однозначно зависит от значения тормозного импульса, если выдать очень маленький тормозной импульс, то тело настолько затормозится в верхних слоях атмосферы, что траектория тоже будет крутая и перегрузка большая. :)

 Выше говорилось, что тепловой поток через теплозащиту пропорционален КОРНЮ КВАДРАТНОМУ из плотности, вы бы уже определились, "что врать"? ;) :lol:

 Причём, даже если тепловой поток через теплозащиту падает пропорционально первой степени плотности, вам для достижения той же перегрузки и времени торможения надо увеличить площадь аппарата пропорционально плотности и вы ТОЖЕ НИЧЕГО НЕ ВЫИГРАЕТЕ. :lol:

 Фактически же, меньше всего греется СА "Союза", который тормозит НИЗКО И БЫСТРО. :)
[color=#000000:7a9ea26d56]"В тот день, когда задрожат стерегущие дом, и согнутся мужи силы; и перестанут молоть мелющие, потому что их немного осталось; и помрачатся смотрящие в окно;"[/color]

Бродяга

Цитировать
Цитировать
Цитироватьтеплопоток  примерно пропорционален плотности
Плотности или скоростному напору?
В том смысле, что и плотности тоже :)
Выше поминали несколько раз очень грубо приближенную зависимость - как плотность на куб скорости (ну, более обще  - некая степень плотности на некую степень скорости)[/size]; так что при равных скоростях мгновенный теплопоток выше при большей плотности.
Ага, уже "некая степень плотности"? ;) :lol:

 Можете ВООБЩЕ обосновать зависимость температуры на поверхности теплозащиты и, соответственно, теплового потока через теплозащиту от плотности? ;)
[color=#000000:7a9ea26d56]"В тот день, когда задрожат стерегущие дом, и согнутся мужи силы; и перестанут молоть мелющие, потому что их немного осталось; и помрачатся смотрящие в окно;"[/color]